Методичні рекомендації до вивчення курсу Одеса «спд фридман» 2011 Методичні рекомендації до вивчення курсу «Культурна антропологія» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предмет: Основи християнського консультування Викладач: Гура В 1 35.39kb.
Экзаменационная ведомость от 13. 11. 2013 года. Проведение квалификационного... 1 160.26kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Методичні вказівки до лабораторних занять за курсом "Ставове рибництво". 1 137kb.
Тематика контрольных работ по курсу «Бухгалтерский учет и анализ... 1 63.77kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации... 2 802.71kb.
Сборник методических материалов по курсу экономическая теория 4 619.6kb.
Учебное пособие по курсу "Машины и оборудование нетрадиционных процессов... 1 61.68kb.
Тематическое планирование по курсу «Введение в изучение родного края». 1 35.03kb.
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Часть I. 1 523.53kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнопедагогика» для специальности... 3 953.73kb.
- 4 1234.94kb.
Методичні рекомендації до вивчення курсу Одеса «спд фридман» 2011 Методичні рекомендації - страница №1/2

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Одеський національний університет імені І.І.Мечникова
Філософський факультет
Кафедра філософії природничих факультетів

diogen


КУЛЬТУРНА АНТРОПОЛОГІЯ


Методичні рекомендації до вивчення курсу


Одеса

«СПД Фридман»

2011
Методичні рекомендації до вивчення курсу «Культурна антропологія» мають на меті допомогти студентам зорієнтуватись у проблематиці курсу та організувати власне антропологічне дослідження. Розглянуто теми «Культурна антропологія як наука: предмет, методи, історія становлення», «Якісні дослідження», «Організація польового дослідження». Методичні рекомендації відповідають програмі курсу. До них додається додаток з методики організації польового дослідження, список контрольних запитань та літератури.

Упорядник: О.С.Петриківська, кандидат філософських наук


Рецензенти: І.В.Голубович, доктор філософських наук, професор;

М.В.Русяєва, кандидат мистецтвознавства, доцент


Рекомендовано до друку на засіданні вченої ради філософського факультету

Одеського національного університету імені І.І.Мечникова.

Протокол № 4 від 4 березня 2011 р.

Основная цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть основными понятиями, теориями, текстами по курсу «Культурная антропология» и организовать самостоятельное полевое исследование.

Курс «Культурная антропология» опирается на знания, полученные студентами в курсах “Основы этнологии”, “Социальная философия”, “История зарубежной культуры”, “Культура регионов”, “Общая психология”, “Социальная психология”, “Основы религиоведения”. Знания, полученные студентами при изучении данной дисциплины, в дальнейшем используются при изучении курсов “Философия культуры”, “Типология и хронология культуры”, “Социология”, “Политология”.

Задачи изучения курса:


  1. формирование современного знания об истории формирования культурной антропологии, ее предмете, месте в системе наук;

  2. освоение теоретической литературы, посвященной современным направлениям культурной антропологии;

  3. формирование современного научного представления о том, как культура влияет на поведение человека, его мировосприятие, индивидуальную жизнь, формирование личности;

  4. формирование нормативно-ценностных установок, основанных на признании разнообразия и равенства культур;

  5. овладение приемами практической работы антрополога.

Студент должен знать:

- составляющие процесса формирования культурной антропологии как отдельного раздела антропологического знания;

- основные теоретические проблемы современной культурной антропологии;


  • методологические направления культурной антропологии.


Студент должен уметь:

  • анализировать первоисточники в контексте основных тем курса;

  • раскрыть взаимодействие, взаимовлияние культуры и человека;

  • рассматривать культуру как базовое понятие и предмет изучения культурной антропологии, что предполагает знание совокупности факторов, составляющих и определяющих образ жизни определенной группы людей в определенный период времени в определенном месте;

- проводить полевые антропологические исследования, используя основные антропологические методы (документированное наблюдение, опрос, биографический метод и др.);

- осуществлять анализ полученных в ходе полевого исследования данных.



ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

«Антропология как наука о человеке вообще, как самая всеобъемлющая гуманитарная дисциплина… появилась последней. Ей пришлось сильно постараться, чтобы отстоять свои права на широту охвата материала, предмет и метод. Она вобрала в себя то, что отложили в сторону другие, и даже пошла на вторжение в старые запасы знания о человеке».

Бронислав Малиновский

Антропология – наука одновременно и очень древняя, и очень современная. Перед ней всегда стояла задача целостного, полного понимания человека. В широком смысле слова антропология – «познание человека, объединяющее различные методы и дисциплины, которые выявят когда-нибудь тайные силы, приводящие в движение этого присутствующего, хотя и не приглашенного на наши споры гостя: человеческий дух» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с. 75).



АНТРОПОЛОГИЯ - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Это междисциплинарная область знания, связанная и с естественными, и с социальными, и с гуманитарными науками. Антропология – наука об изменчивости человека во времени и пространстве. Сегодня антропология изучает древнейшие формы человека (палеоантропология), его эволюцию (антропогенез), закономерности роста и общие для всего человечества вариации в строении тела (анатомия, физиология и морфология человека). Перечисленные вопросы относятся к физической антропологии. Культурная антропология сосредоточивает внимание на вариативности культур.

Культурная антропология - область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Начало культурно-антропологических исследований связано с трудами Эдуарда Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)», «Доисторический быт человечества и начало цивилизации» и др., в которых он с позиций эволюционизма дал антропологическую трактовку культуры. Согласно Э.Тайлору, культура представляет собой «сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Тайлор Э. Первобытная культура, с.18). Распространение антропологического подхода на изучение процессов и явлений, происходящих в современных цивилизованных обществах, ускорило развитие культурной антропологии.

Следует быть готовым к тому, что термины «антропология», «этнография», «этнология», «культурная антропология», «социальная антропология» часто используются как синонимы:



«Этнология возникла во второй половине XIX века. Во Франции ее называют антропологией, в Англии - социальной антропологией, а в Америке - культурной антропологией»» (Вульф К. Антропология, с.69).

«В континентальной Европе под антропологией в первую очередь понимается физическая антропология; культурными и социальными аспектами занимается другая дисциплина – этнология. В Англии, напротив, антропологией называют социальную антропологию; физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные – археологии и истории. В США под антропологией понимают прежде всего культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека» (Вальверде К. Философская антропология, с. 15).

«Этнография занимается наблюдением и анализом человеческих групп с учетом их особенностей … и стремится к наиболее верному воспроизведению жизни каждой из этих групп. Этнология же занимается сравнением предоставляемых этнографом описаний… При подобном определении этнография приобретает одно и то же значение во всех странах; этнология же соответствует приблизительно тому, что в англосаксонских странах (где этот термин малоупотребителен) понимается как социальная и культурная антропология (социальная антропология занимается по большей части изучением социальных установлений, рассматриваемых как системы представлений, а культурная антропология – исследованием средств, обслуживающих социальную жизнь общества, а в известных случаях также социальных установлений, рассматриваемых как такие средства)» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с.9).

«Этнография, этнология и антропология не являются тремя разными дисциплинами … Это действительно три этапа или три временные стадии одного и того же исследования… (там же, с.315).

«Семантическому полю слова «этнография», бытующему в русском языке, наиболее полно в западной языковой традиции соответствует термин «антропология», в особенности с определениями «культурная» или «социальная». «Физическая», «биологическая» антропология изучает вариации физического типа человека, начиная с пропорций тела, лица, головы, и кончая факторами крови и другими биохимическими характеристиками. В русском словоупотреблении до недавнего времени термин «антропология», вслед немецкой традиции ХIХ в., употребляется почти исключительно в этом последнем значении. Лишь недавно под влиянием англо-американской научной лексики термин «антропология» стал употребляться расширительно, вплоть до обозначения всего круга наук о человеке» (Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология, с.13).

«Несмотря на некоторые теоретические расхождения в понимании предметных областей этих дисциплин, носящих в большей степени формальный характер, в практической своей деятельности этнология (этнография), социальная и культурная антропологии одинаково изучали культуру и бытовой уклад первобытных народов и «народных» субкультур цивилизованных обществ в целом, а также отдельные элементы этих культур (социальное устройство, обычаи, обряды, верования и др.)» (Васильев М.И. Введение в культурную антропологию, с.7).

Можно заметить, что указанные дисциплины находятся в общем предметном поле – изучают различные общества и культуры. Следует, тем не менее, иметь в виду отличие между этнографией (этнологией) и социальной и культурной антропологией. Оно состоит в том, что этнография и этнология занимаются изучением народов, а культурная/социальная антропология исследуют социальные группы, культуры. Кроме того, в отличие от этнографии (этнологии), «тяготеющей к истории», обе антропологии «тяготеют» к социологии и психологии.

Сложившаяся ситуация с наименованием связана с «национальными» предпочтениями - исторически сложившимися научными школами и традициями изучения культуры и человека. Общепринятого международного названия общей науки о человеке и культуре нет.

Место культурной антропологии в исследованиях культуры.

Особенности культурной антропологии хорошо просматриваются в следующих определениях ее предметной области:



  • «…главный раздел антропологии, который занимается изучением культуры во всех ее аспектах используя методы, концепты и данные археологии, этнографии, этнологии, фольклористики и лингвистики для описания и анализа (образа жизни) различных народов мира» (Cultural anthropology // The New Encyclopedia Britanica. 15-th ed. Vol.. I. [s.1.] 1994. P. 782).

  • «…наука, исследующая в сравнительном плане различные типы культур и пути их преобразования при социальной (а не чисто биологической) передаче информации от поколения к поколению» (Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей. Человек в истории. 1989. – М.: Наука, 1989. – С.11).

  • «Понятие культурной антропологии используется для обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев, т.е. сравнительными исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества» (Культурология. Энциклопедия // www.auditorium.ru).

  • «этнология, этнография, культурная антропология и социальная антропология − это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала» (Ионин Л.Г. Социология культуры, с. 15).

  • «Социальная антропология родилась в результате открытия того, что все аспекты социальной жизни – экономический, технический, политический, юридический, эстетический, религиозный – образуют значимый комплекс и что невозможно понять какой-нибудь один из этих аспектов без рассмотрения его в совокупности с другими. … Предмет материальной культуры имеет не только утилитарную ценность; он также выполняет функцию. Совокупность функций, в свою очередь, нуждается в новом понятии – понятии структуры. … Культурная антропология со своей стороны и почти одновременно пришла к аналогичной концепции. Вместо рассмотрения социальной группы в статике как некой системы здесь выдвигались на первый план вопросы динамики развития, а именно: каким образом культура передается через поколения? Именно они дают возможность прийти к заключению, сходному с выводом социальной антропологии: система отношений, связывающая между собой все аспекты социальной жизни, играет более важную роль в передаче культуры, чем каждый из этих аспектов, взятый в отдельности… Провозглашает ли себя антропология «социальной» или «культурной», она всегда стремится к познанию человека в целом, но в одном случае отправной точкой в его изучении служат его изделия, а в другом – его представления» (Леви-Строс К. Структурная антропология, с.317).

  • «В настоящее время социальная и культурная антропология — это область научного познания, предназначенная для изучения содержания совместной жизни людей. … Основными предметными областями социальной и культурной антропологии являются: биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с окружением; способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и
    диахронном планах; процессы порождения и динамики знаковых систем; способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации; предпосылки, формы и технологии освоения трансляции культурного опыта; функциональные и динамические механизмы регулирования межличностных и межгрупповых отношений; условия воспроизведения во времени специфичных характеристик совместной жизни людей
    на уровне обществ и сообществ» (Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, с.14).

Таким образом, культурная антропология занимается изучением сходств и различий различных человеческих обществ, групп и характерных для них процессов воспроизводства, изменений и развития. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры. Расширение предметной области этой науки связано с включением в нее цивилизованных обществ.

К особенностям культурной антропологии следует отнести:



  1. Культурная антропология отталкивается от расширенного понятия культуры, не ограниченного литературой, искусством, музыкой и театром, а включающего также жизненные миры и формы жизни людей. Антропологическое понимание культуры не ограничивается сферой идеального, «так как все проявления социальной жизни неизбежно пронизаны человеческим содержанием, символичны и эмоционально наполнены. В основе социальной жизни лежат латентные или осознанные системы ценностей, которые имеют нормативное значение для всех членов общества или для отдельных составляющих его групп и которые определяют их поведение, язык (в широком семиотическом понимании), общезначимые навыки и традиции» (Историческая наука на рубеже веков, с.171).

Признается, что недостаточно ограничиваться перечислением культурных универсалий, а нужно исследовать их в различных культурах. Американский антрополог Джордж Питер Мёрдок (1897-1985) стал инициатором кросскультурных исследований, которые основаны на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научному анализу. Теоретические ориентиры кросскультурного исследования он выразил в семи основных положениях (см. Джордж П. Мёрдок. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. — Университетская книга, 1997. - С.49-57).

  1. Целостный подход к изучению поведения человека в культуре. Внимание исследователя направлено на все стороны этого поведения, он должен рассмотреть человеческую жизнь как целое. В культурной антропологии человек рассматривается не «позади» множества своих исторических и культурных проявлений, а внутри них. «Задача антрополога состоит в том, чтобы зафиксировать различия и сходства в человеческой физиологии, в вещах, которые создают люди, в их повседневной жизни. Только тогда, когда мы выясним, как люди, воспитанные по-разному, принадлежащие к разным физическим типам, говорящие на разных языках, живущие в разных природных условиях, решают свои проблемы, мы сможем уверенно рассуждать о том, что объединяет все человечество. Только тогда мы сможем претендовать на обладание научным знанием непосредственно о человеческой природе» (Клакхон К. Зеркало для человека, с. 30). Именно разнообразие культур раскрывает сущность и человека, и культуры.

  2. Культурная антропология занимает пограничное положение между естественными и гуманитарными дисциплинами: здесь человек изучается как существо одновременно биологическое и социальное, подвластное тем же процессам, что растения и животные, но также обладающее особой «второй природой» - культурой. Среди актуальных тем - «окультуривание» основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др. Не менее важны в современную эпоху вопросы экологии человека и культуры, исследование закономерностей функционирования экокультуросистем, поскольку становление человека как носителя культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы и культуры современности.

  3. Исследуется современное исследователю общество путем непосредственного наблюдения за повседневной жизнью носителей культуры. Начинала культурная антропология, так сказать для «чистоты эксперимента», с изучения бесписьменных народов, что стало ее отличительной чертой. Работая с более простыми по сравнению с урбанизированными обществами, небольшими по численности, однородными сообществами людей, антропологи старались определить существенные факторы, чтобы впоследствии исследовать их и в более сложном окружении. Но одновременно полная погруженность в жизнь этих групп людей стала ключом к значению антропологии для понимания современной жизни. Как пишет знаменитый американский антрополог Клайд Клакхон (1905-1960), «антропология выросла из опыта общения с примитивными народами1… Исследование примитивных народов позволяет нам лучше видеть самих себя» (Клакхон К. Зеркало для человека, с. 32). Подобные исследования позволяли преодолеть мыслительный горизонт своего общества, значительно расширили представления публики о том, какими могут быть человеческие отношения.

  4. Культурная антропология использует данные, полученные во время специальных поездок (экспедиций) к изучаемым обществам. Экспедиции называют работой «в поле», а собранные в них материалы – полевыми материалами. «Полевые» исследования составляют важнейшую часть профессиональной подготовки и успешной работы культурного антрополога. «Антропология, возможно, была той первой общественной наукой, которая вместе с теоретическим семинаром основала лабораторию» (Малиновский Б. Научная теория культуры, с. 22).

  5. Полевые исследования – лишь часть работы антрополога. Работу в поле нельзя противопоставлять или отделять от изучения других источников: письменных, архивных, музейных и т. п. Глубокие знания всех данных об исследуемом народе, группе составляют необходимый элемент подготовки экспедиции, позволяют глубже и полнее изучить и осмыслить факты и явления, обнаруженные во время полевых исследований. После экспедиции исследователя ждет работа «в кабинете» по интерпретации полученных данных и теоретическому моделированию обнаруженных процессов (функционирования и изменения культур). Антропологический инструментарий позволяет преобразовывать наблюдения в проинтерпретированные факты и выдавать их в том виде, который позволяет осуществить типологическое сравнение. Благодаря сравнению мы узнаем, что в явлении специфично.

Указанные особенности приводят к осмыслению культурной антропологии как фундаментальной исследовательской дисциплины. «В настоящее время эта область познания считается самой мощной по своим материальным и человеческим ресурсам в ряду мировых наук о культуре… Теперь сфера занятости специалистов - культурных антропологов - более не ограничивается университетами и музеями. Они работают в отраслях экономики, международного бизнеса, права, здравоохранения, социальной помощи… Эвристично для познания культуры рассматривать человека внутри современных, институциональных, межличностных связей и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной реальности. По-видимому, это может дать более достоверные сведения о генезисе культурных явлений, процессов, форм, нежели фантазии о прошлом, основанные на скудном эмпирическом материале» (Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология, с.11, 14).

Культурная антропология оказывает значительное влияние на современную антропологию, поскольку под ее влиянием в антропологии открывают значение чужого и инаковости, и для их понимания во многих исследованиях оказываются плодотворны историчность и культурность. Культурной антропологии вместе с другими науками, исследующими историю человеческого общества и культуру, удалось разрушить веру в разум как нечто вневременное и потому абсолютное. Открытие разнообразия человеческих культур и демонстрация многообразия подведения человеческого многообразия под «сущность» разрушили убеждение во вневременном характере познавательных категорий. В то же время это не приводит к игнорированию мысли о едином процессе развития человечества или общей для всех культур системы ценностей.

В рамках культурной антропологии активно формируется востребованная современностью исследовательская модель: антропология как умение «видеть глазами другого».


следующая страница >>