Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических... 5 1071.31kb.
Пособие по русскому языку составлено на основе примерной программы... 1 314.2kb.
Организация недели иностранного языка в школе Введение Внеклассная... 1 100.01kb.
Одним из ведущих лингвометодических принципов в обучении русскому... 1 132.12kb.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... 1 218.48kb.
Рабочая программа по французскому языку для 6 класса составлена в... 2 499.2kb.
Тесты по русскому языку 7 кл. Литература. Схемы Таблицы. Контрольные... 1 116.97kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады... 3 521.14kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 31.54kb.
Праздничная дискотека и игра «Мафия» стали приятным завершением первого... 1 34.07kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного - страница №1/2



АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Подготовительный факультет для иностранных граждан


Методическое пособие по русскому языку

для работы на уроках русского языка как иностранного

(элементарный и базовый уровни)


СМОТРИМ!

СЛУШАЕМ!

ГОВОРИМ!

(на материале художественных, научно - популярных и мультипликационных фильмов

на русском языке)


АСТРАХАНЬ 2012

Учебное пособие подготовлено кандидатом филологических наук, доцентом подготовительного факультета для иностранных граждан Кряхтуновой О.В.


Учебное пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию на заседании подготовительного факультета иностранных граждан (Протокол №9 от 29.06.2012)

Рецензент: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка АГТУ Тараканова Л.А.



СОДЕРЖАНИЕ стр.

  1. Предисловие ………………..…………………………………… 4

  2. Сюжеты, рекомендуемые на элементарном уровне

1) Москва – столица России…………………………………….. 5 - 6

2) Санкт – Петербург…………………………………………….. 7 - 8

3) Дай закурить! (к/ж «Ералаш»)............................................... 9 -10

4) Яблоко (к/ж «Ералаш») …………………………………... 11 - 12

5) Цыганка (к/ж «Ералаш»)………………………………….. 12 - 13

6) Первый день свободы (к/ж «Ералаш») ………………….. 13 - 14

7) Морозко…………………………………………………….. 15 - 19

  1. Сюжеты, рекомендуемые на базовом уровне


1) Кем быть? (к/ж «Ералаш») ………………………………… 20 -22

2) Кирпич (к/ж «Ералаш»)……………………………………. 22 - 23

3) Алые паруса ………………..………………………………… 24 - 27

4) Лягушка – путешественница (м/ф)………………………… 28 - 30

5) Третьяковская галерея. ……………………………………… 31 - 32

6) Александр Попов……………………………………………... 33 - 35

7) Михаил Глинка……………………………………………….. 36 - 38

8) Судьба человека ………………………………………………. 38 - 43

Предисловие

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес студентов к русскому языку. Но работа над фильмом - это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание студентов, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи (дискурсивные элементы) в конкретном контексте.

Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Для эффективного использования видео на уроке видеоаппаратура должна быть настроена и проверена заранее, привычна в использовании для преподавателя, видеофрагмент должен быть известен преподавателю и заранее поставлен на начало просмотра.

В пособии предложены разработки уроков на материале художественных, учебных и научно-популярных фильмов, мультфильмов, детского киножурнала Ералаш, видео экскурсий по городам и музеям.

Нами приводятся примерные конспекты занятий, апробированные на занятиях со студентами подготовительного факультета. Разнообразные методы работы с видеофильмами, а также особенности планирования и проведения таких занятий изложены нами в методическом пособии для преподавателей (Методика работы с видеоматериалами в иностранной аудитории – Астрахань, 2011- изд. АГТУ).



  1. Занятие по видеоматериалам «Москва – столица России», 2010г., изд. ООО Амфора, реж. А.Гурьев

Возможен предварительный просмотр (в качестве домашнего задания) на родном языке – видеоматериал сопровождает аудиоряд на русском, английском, французском, итальянском, немецком, испанском, китайском и японском языках.

Перед просмотром фильма в аудитории рекомендуем прочитать текст на русском языке, фильм также демонстрируем на русском языке.


1. Прочитайте текст.

Найдите в словаре выделенные слова и выражения.

Это Москва, Москва – это столица России. Москва – это большой и красивый город. Здесь есть старые и новые районы.

Москва - это культурный центр России. Здесь есть известные театры, университеты, музеи. Центр Москвы – это Кремль, Красная площадь.

Москва – это политический центр здесь работает президент, правительство. Москва – это экономический центр России, здесь есть известные заводы, международные банки.

Москва – это транспортный центр. В Москве – российские и международные аэропорты, вокзалы, Здесь всегда много туристов.



Добро пожаловать в Москву!


2. Ответьте на вопросы по тексту:

1) Москва – это столица России, а какая ваша столица? Какие другие столицы вы знаете?

2) Москва – большой или маленький город? А ваш город большой или маленький? Какой город, где вы учитесь?

3) Москва – это культурный центр России? Что здесь есть?

4) Москва – это политический центр? Кто работает здесь?

5) Какие банки и заводы есть в Москве?

6) В Москве много или мало туристов? Какой транспорт в Москве?
3. Прочитайте подписи под фотографиями, запомните эти места:

(Преподаватель должен заранее подготовить иллюстрации)


Москва – река
Здание МИДа

(Министерства иностранных дел)


Казанский вокзал
Красная площадь

Кремль
Большой театр


Собор Василия Блаженного
Храм Христа-спасителя
Триумфальная арка
Здание правительства «Белый дом»
МГУ (Московский государственный Университет)
Библиотека имени В.Ленина
Арбат
Третьяковская галерея
Соборная площадь
Спасская башня
ГУМ (Государственный универсальный магазин)
4. Посмотрите фильм дома, обратите внимание на известные места, которые вы видите на фото.
5. После просмотра фильма дома – посмотрите фильм на русском языке в аудитории повторите во время просмотра названия известных мест Москвы, останавливая фильм на паузу.

6. Задание на говорение с использованием фотографий видов Москвы.

Представьте, что вы турист и не знаете в Москве ничего, спрашивайте по модели «Какая это улица?», «Какой это музей?»

Слова для вопроса: площадь, вокзал, банк, станция метро, театр, река, аэропорт и т.д.
Представьте, что вы – экскурсовод, расскажите:


  1. Что есть в Кремле?

  2. Что самое интересное в Москве?

  3. Ответьте на вопросы туристов.




  1. Занятие по видеоматериалам «Санкт - Петербург», 2004, пр-во ООО «Технопром»




  1. Перед просмотром рекомендуем познакомиться с видами города по фото и прочитать текст (преподаватель может использовать свои иллюстрации)

Река Нева
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Монетный двор
Петровские ворота
Адмиралтейство
Дворцовая площадь
Зимний дворец/ Эрмитаж
Александровская колонна
Васильевский остров
Биржа
Академия Художеств
Площадь декабристов
Медный всадник
Исаакиевский собор
Казанский собор
Невский проспект
Летний сад
Петергоф – дворец, фонтаны

«Санкт – Петербург»

Санкт – Петербург называют «северная столица России». Санкт-Петербург – молодой город, в 2013 году ему будет 310 лет.

Это красивый город. Здесь есть известные музеи: Эрмитаж, Кунст-камера, Государственный русский музей Академии художеств. Санкт-Петербург основал русский император Пётр I, потом здесь жила его дочь – Екатерина. Она любила науку: историю, философию, литературу, изучала языки.

Санкт-Петербург – не очень зелёный город, но здесь интересная архитектура, многие здания строили архитекторы из Франции, Италии, Англии. В Санкт-Петербурге самый большой храм России – это Исаакиевский собор, его высота 101 метр. Очень интересны каналы и мосты их много (более 300) – они соединяют разные части города.

Многие туристы любят Петергоф – большой парковый комплекс недалеко от Санкт-Петербурга. Здесь очень красивый парк, оригинальные фонтаны, много цветов. Главный фонтан – около дворца. Это большой каскад, от дворца он идёт в Балтийское море. Как и в Санкт-Петербурге, многие фонтаны и скульптуры строили французские, итальянские, английские архитекторы и инженеры. В Петергофе часто можно видеть исторические фестивали, можно слушать концерты классической музыки.


Ответьте на вопросы по тексту:

1) Как называют Санкт-Петербург?

2) Какие музеи есть в Санкт-Петербурге?

3) Как зовут дочь Петра I? Что она любила?

4) Кто строил здания Санкт-Петербурга?

5) Какой известный храм есть в Санкт-Петербурге?

6) В Санкт-Петербурге много мостов?

7) Что такое Петергоф?

8) Что могут делать туристы в Петергофе?

3. Посмотрите фильм на русском языке, называя известные места во время пауз.


4. Подберите прилагательные к словам:

……………….город, ……………. музей, …………….. остров, ………… архитектор, ……………. парк, ……………. фонтан, …………….. собор, ………. архитектура, ………….. дворец, ……………… сад.




3. Занятие по видеосюжету киножурнала «Ералаш»
«ДАЙ ЗАКУРИТЬ»

Посмотрите видеосюжет, обратите внимание на слова «курить», «закурить» «прикурить» (это однокоренные слова); «затянуться»

Вы курите? А ваши друзья/родители курят? Как вы относитесь к курению?

Как вы думаете, что значит «вредная привычка», «бросить курить»? Проверьте себя по словарю.




  1. - Может, вот тот? Может – этот?

2 – Курят…
1- Смотри!

2 – Слышь, дай закурить!

Школьник – Что?

1 – Не тяни, дай затянуться

Школьник – А… щас…

1 – Давай, давай, иди отсюда


2 – Девочка, угости сигареткой

Девочка – Свои надо иметь – не маленькие!




  1. Мальчик, дай закурить…

Мальчик - Не курю.

2 – Только старших не надо обманывать!

Мальчик – Честно, не курю.

1 и 2 – Во!

2 – Чё, правда – не куришь?

Нашли!


Эй, идите сюда!
Журналист – Быстрее, быстрее – давай!

(мальчику) - Куришь?

Мальчик – Нет.

Журналист – Как же тебе удалось не поддаться этой вредной привычке?

Мальчик – А я поддался.

Журналист – Как?

- Ребята, вы кого привели?

- Ты же только что сказал, что не куришь.

Мальчик – А я бросил.

Журналист – Давно?

Мальчик – Неделю назад, больше не могу. Дайте прикурить!
Вопросы после просмотра:


  1. (режим «пауза» – в кадре два молодых журналиста) Кто эти два молодых человека?

  2. Где они? Почему они здесь? Кого они ищут?

  3. У каких детей они спрашивали сигареты? Кто из них не курит?

  4. Почему приехала группа с телевидения? Какие вопросы они задавали мальчику? ***

  5. Что ответил мальчик?

  6. Реальна ли эта история? Может ли она произойти в наше время?

***Можно повторить просмотр

Задание «стоп-кадр», восстановите диалоги:


  1. Фрагмент, когда журналисты остановили девочку.

  2. Фрагмент, когда журналисты остановили последнего мальчика.


4. Занятие по сюжету киножурнала «Ералаш»
«ЯБЛОКО»

Посмотрите сюжет.

Во время просмотра обратите внимание: сколько человек участвует в истории, кто они, как их зовут?
Петров – Шишкин, Шишкин!

Шишкин – Чего тебе?

Петров - Иди сюда.

Шишкин - Чего?

Петров - Слушай, отдай мне своё яблоко.

Шишкин - Чего, чего…?

Петров - Махнёмся … нет, теперь иди и отдай это яблоко Ёлкиной

Шишкин - Чего?

Петров - Идёшь к Ёлкиной и спрашиваешь: «Ёлкина, ты яблоки любишь?» и когда она ответит «Люблю», ты скажешь: «Петров тебя тоже»

Шишкин - Чего?

Петров - Идёшь к Ёлкиной и спрашиваешь «Ёлкина, ты яблоки любишь?»

А она: «Люблю», а ты: «Петров тебя тоже». Понял?

Шишкин - А !!!

Петров - Сделаешь – ещё жвачку получишь. Ну, дуй, звонок скоро.

Шишкин - Ёлкина, иди сюда. Иди, не бойся.

Ёлкина - Чего тебе, ну чё?...

Шишкин - Ёлкина, ты яблоки любишь? ***

Ёлкина - Яблоки? Терпеть не могу!

Шишкин - Петров тебя тоже!
***(Здесь можно включить режим паузы и спросить – «Что будет дальше?»)
Как вы поняли разговорные слова и выражения: «махнёмся», «дуй», «терпеть не могу».

Посмотрите сюжет ещё раз и найдите эти выражения в тексте к видеоролику.

Вопросы после просмотра:


  1. Кто Петров и Шишкин? Какие у них характеры?

  2. Какой вопрос часто повторяет Шишкин? Почему?

  3. Зачем Петров попросил Шишкина подойти, о чём он его попросил потом?

  4. Какой ответ ждал Петров? О чём он хотел сказать Шишкиной?

  5. Почему Петров не подошёл к Шишкиной сам?

  6. Почему Ёлкина сказала, что она терпеть не может яблоки? Она сказала правду?

Задания – «стопкадр»: восстановите диалоги – что они говорят/думают в этот момент?



  1. Момент, когда Петров просит у Шишкина яблоко

  2. Момент, когда Шишкин предлагает яблоко Ёлкиной.

  3. Финальный кадр.



5.Занятие по киносюжету журнала «Ералаш»

«ЦЫГАНКА»
Перед просмотром фильма обратите внимание на следующие слова и выражения:

«цыганка», «гадать/погадать» (на картах, по руке), «судьба», «удача», «счастье»


Цыганка – Молодой, позолоти ручку.

Мальчик – Отвали…

Цыганка – Красавец, дай на молоко для ребёнка

Мальчик – Отвали, сказал.

Цыганка – Ну постой, погадаю. Карты тебе брошу, на руку посмотрю. У тебя судьба

счастливая. Тебе скоро удача будет. Не будь таким гордым, молодой. Хочешь,

имя тебе твоё скажу. Ясно вижу – тебя Витей зовут. А фамилия твоя -

Барашкин.

Мальчик – Ну ты даёшь! А какая мне удача будет?

Цыганка – О! Тебя завтра по физике спросят.

Мальчик – М-м, тоже мне – «удача»… А по какой теме?

Цыганка – Ясно вижу – «2й закон Ньютона: Сила действия равна силе противодействия» -

параграфы 21, 22 и 23.

Мальчик – Целых три параграфа! А один нельзя?

Цыганка – Сейчас посмотрим. Видишь – линия жизни налево поворачивает – один

параграф никак не получается.

Мальчик – А ну ещё раз глянь!

Цыганка – Нельзя, ясно вижу – «Нельзя»! Придётся тебе три параграфа выучить – такая

твоя судьба, Барашкин.

Мальчик – Судьба? Ладно, придётся выучить…

Цыганка – Так, у Перепёлкиной я была, у Королёва я была, Скамейкину я предупредила,

Барашкина я вычёркиваю. Ой, слава Богу, хоть один урок пройдёт нормально

(цыганка снимает платок и юбку, к ней подходит вторая цыганка)

Цыганка 2 – Красавица, дай-ка погадаю, позолоти-ка ручку: всю правду тебе скажу. У

тебя судьба счастливая. Удача тебе будет, родная.

Цыганка – Простите, а Вы из какой школы, коллега?

Как вы думаете, от каких слов образованы следующие слова: «позолотить», «счастливый»
Как вы поняли следующие разговорные выражения, в каких ситуациях и с каким настроением их произносит герой: «ну ты даёшь!», «тоже мне – удача», «придётся тебе…», «слава Богу!».

Посмотрите сюжет ещё раз, найдите эти выражения в контексте.


Вопросы после просмотра:

  1. Кто герои этой истории? Как вы думаете – сколько лет мальчику? Где он учится?

  2. О чём цыганка попросила мальчика? Что она предложила ему?

  3. Правильно ли цыганка назвала имя мальчика? ***

  4. Что ещё сказала цыганка? Мальчик поверил ей?

  5. Почему цыганка потом сняла свой костюм, кто она была «на самом деле»? Почему вы так думаете?

  6. О чём попросила вторая цыганка? Что она сказала о будущем?

  7. Задание «стопкадр» - Вспомните, какой вопрос задала учительница второй цыганке? Почему она задала такой вопрос?

***(можно повторить видеофрагмент)




6.Задание по сюжету киножурнала «Ералаш»

«ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ»
(Можно использовать во время изучения темы – Предложный падеж)
Посмотрите видеосюжет, обратите внимание: сколько в этом сюжете главных героев, кто они, где произошла эта ситуация?
Мальчик – Саратов?

Моряк – Ярославль!

Мальчик – В Саратов?

Моряк - В ремонт, милый, в ремонт!

Мальчик – Мама! … вы «Мария Ульянова?»

Моряк – Не-а, мы – «Дмитрий Донской». А «Мария» - там, если успеешь.

Мальчик – Мама! Мам! Мама!

Мама – Ах! Вова! Вова! Сынок! Господи, что случилось?! Вова! Вова?! Подождите! Вова! Что случилось? Что? ***

Мальчик – Мама! Где мой ботинок? Левая туфля, левая?

Мама – Что?

Мальчик – Туфля где?

Мама – Что?

Капитан – Мама, ваш мальчик спрашивает, где его туфля?

Мама – А! Она в прихожей.

Мальчик – Что? Что?

Мама – В прихожей! Вовочка – в правом, правом шкафчике, шкафчике! В третьем ящичке снизу.

Мальчик – Не слышу!

Капитан – Мальчик…

Мама – О! Слушай дядю!

Капитан – В прихожей, в правом шкафчике, третий ящик снизу. Понял?

Мальчик – Понял, понял! … Мам! А где второй зелёный носок?

Мама – До свиданья!


*** здесь можно использовать стоп-кадр и спросить: «Как вы думаете, что будет дальше, что скажет мальчик своей маме?»

Вопросы после просмотра:



  1. Где произошла эта история? Кто её главные герои?

  2. Мальчик спокойно пришёл в порт? Он спокойно говорил? Почему?

  3. Что он делал в порту?

  4. В какой момент он нашёл маму?

  5. О чём он её спросил? Мама хорошо слышала, что говорил Вова?

  6. Кто помогал маме отвечать?

Посмотрите сюжет ещё раз и ответьте на вопросы:



  1. Как вы думаете, куда уезжает мама?

  2. Как одет мальчик, почему он так одет?

  3. Как вы можете объяснить название сюжета?

  4. Как вы думаете, что будет дальше?

  5. Бывают ли у вас такие ситуации?

  6. Какой совет вы можете дать мальчику?



7. Занятие по фильму – сказке «Морозко», 1964 г., киностудия им. М Горького, реж. Александр Роу
Можно читать сказку вслух и чтение дополнять кадрами из фильма по сказке «Морозко»
Фрагмент 1

Живало-бывало, – жил дед да с другой женой. У деда была дочка - Настенька, и у бабы была дочка - Марфушенька. Все знают, как с мачехой жить плохо: что-то сделаешь – плохо, и не сделаешь - плохо. А родная дочь (Марфуша) что ни сделает – за все хвалят: умница. Падчерица и корову поила-кормила, и воду носила, печь топила, дом прибирала – еще до свету… Ничем старухе не угодить – все не так, все худо.

Жил в то же время в другой деревне Иван - сильный, смелый, но уж очень себя любил. Встретил он как-то в лесу Старичка-лесовичка, да и похвастался перед ним ловкостью, да силой, а потом встретил в лесу Настеньку, хотел и перед ней ловкостью похвастать – выстрелил в медведицу с медвежатами. Старичок – лесовичок за то наказал его – стал Иван медведем. Все его боялись, все разбегались.

Задания по тексту:

1) переведите выделенные слова

2) обратите внимание на слова дочь (дочка), лес (лесовичок), медведь (медведица, медвежата).
Вопросы по фрагменту:


  1. как вы поняли слова МАЧЕХА, УМНИЦА, ПАДЧЕРИЦА, ХВАСТАТЬСЯ?

  2. Чья дочка Настенька, а чья – Марфуша?

  3. Кто такой Иван?

  4. Кого Иван встретил в лесу?

  5. За что Старичок-лесовичок наказал Ивана?

Фрагмент 2. Задумала мачеха свою дочку Марфушеньку замуж отдать. Позвали богатого жениха, а Настеньку хотели спрятать – одели её в грязное платье да старый платок. Пришёл к ним в дом жених со своею матерью, вот она и попросила – «Пусть ваша Марфушенька приготовит для сыночка моего гуся». Маршушенька как ни старалась гуся поймать не смогла, а Настенька ей на помощь бросилась, и тут все увидали, какая она красавица. А над Марфушенькой все смеялись, ох и разозлилась на это мачеха!

Задания по тексту:

1) переведите выделенные слова

2) от каких слов образованы эти слова? - мачеха - ……., замуж - ………, помощь - …………, красавица - ……………….

Вопросы по фрагменту:


  1. Какую дочь мачеха любила больше? Почему?

  2. Как жених Марфушеньку проверял?

  3. Как все узнали, что Настенька красивее Марфушеньки?

Фрагмент 3. Вот придумала мачеха падчерицу со свету сжить. «Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на мороз».

Старик заплакал, но спорить с женой не стал. Повез Настеньку в лес, осталась она под большой елью. Девушка сидит под елью, дрожит, холодно ей. Вдруг слышит – невдалеке Морозко идёт, подошёл он к ней и спрашивает: – Тепло ли тебе, девица? – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка. Морозко стал сильнее холод нагонять – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Она чуть дух переводит: – Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.



Вопросы к фрагменту:

  1. Зачем мачеха послала Настеньку в лес зимой?

  2. Кто встретился Настеньке в лесу?

  3. О чём спрашивал Морозко Настеньку?

Фрагмент 4. В ту пору Иван опять человеком стал – простил его Старичок-лесовичок. Но Настеньку Иван никак найти не мог. Пришёл он к избушке Бабы Яги. А она только и хотела – Ивана съесть, но он её обманул. Рассердилась Баба Яга – послала чёрного кота, чтобы Настеньку погубить.

Морозко пожалел Настеньку, привёл её к себе в ледяной терем. «Вот, - говорит, - всё здесь твоё, но мой волшебный посох не трогай. Кто его коснётся – никогда не проснётся!» Ушёл Морозко в лес, а посох дома оставил. Настенька стала в тереме прибирать, да забежал сюда чёрный кот. Настенька хотела взять на руки кота, прикоснулась к волшебному посоху, и уснула.

Оказался возле терема Иван – вбежал в него, а Настенька как мёртвая лежит. Стал он у неё прощёния просить, и от этих слов ожила Настенька. Вместе они в деревню вернулись. Встретила их мачеха, да и глазам своим не поверила – какие богатства подарил ей Морозко, какие красивые были Настенька и Иванушка!

Вопросы по фрагменту:


  1. В каком доме жил Морозко?

  2. Какой волшебный предмет был у Морозко? Чем он был опасен для животных и людей?

  3. Кто оживил Настеньку?

  4. Как мачеха встретила Настеньку с женихом?

Фрагмент 5. Задумалась мачеха: « Уж если Настьке такие богатства, да жених, так и Марфушенька чем хуже?!» Посадили они Марфушеньку в сани, одели потеплее, да отвезли в лес – Морозко ждать и подарки требовать. Морозко Марфушеньке в подарках не отказал, дал и тройку лошадей – домой доехать, да только все подарки в уголь превратились, а лошади – в свиней! Все люди в деревне над Марфушкой смеялись! А Настенька и Иванушка сыграли свадьбу!

Вопросы по фрагменту:



  1. Зачем мачеха отправила Марфушеньку в лес?

  2. Как Марфушенька заработала свои подарки?

  3. Во что превратились подарки Марфушеньки? Как её встретили люди?

  4. Как закончилась история? Чему она вас научила?










Варианты работы в примерной последовательности после знакомства с содержанием сказки

1. Описываем значимые места (по картинкам) – ДОМ -Как называются предметы (печь, лавка, сундук, самовар и т.д.), ЛЕС(что есть в лесу, какие деревья, звери, кого встретил Иван?), ИЗБА БАБЫ ЯГИ (волшебные предметы), ТЕРЕМ ДЕДА МОРОЗА (чем отличается от деревенского дома Настеньки)
2. Расставить по порядку картинки со сценами из сказки (или на листке расставить номера по порядку (по количеству фрагментов, которые мы читали)
3. Давайте расставим на карте (на ватмане - общее изображение территории с лесом, полями, речкой, садом) все места, где побывали герои

На получившейся карте проложите маршрут (используем кружки из картона, или пуговицы, или монетки – попутно повторяем, что здесь делал герой – на получившейся карте потом можно играть с кубиком и фишками – делать ход по количеству точек на кубике и отвечать на вопросы по сказке – ответил – плюс один ход, не ответил – минус один) – вопросы к викторине придумываем вместе – можно на доске закрепить картинки – над ними знак вопроса (или расположить их в кружок, а вопрос посередине) – картинки могут быть с изображением места, персонажа, предмета из сказки.


4. Задание «Настенька и Марфушенька» - вспомним характеры двух девушек и их занятия, опишите их в противоположных словах и выражениях.
5. Вставьте слова в текст.
В ту пору Иван из медведя назад в человека ………….. – простил его Старичок-лесовичок. Да только Настеньку Иван никак найти не мог. Набрёл он на избушку Бабы Яги. А она только и хотела – Ивана съесть, но он её…………….., и в печку вместо себя усадил. Рассердилась Баба Яга – послала чёрного кота, чтобы Настеньку погубить.

Морозко пожалел Настеньку, …………… её к себе в ледяной терем. «Вот, - говорит, - всё здесь твоё, но мой волшебный посох не трогай. Кто его коснётся – никогда не……………….!» Ушёл Морозко в лес, а посох дома оставил. Настенька стала в тереме прибирать, да забежал сюда чёрный кот. Настенька, сама не замечая, прикоснулась к волшебному посоху, и ……………….. Оказался возле терема Иван – вбежал в него, а Настенька как мёртвая лежит. Стал он у неё прощёния ………………., и от этих слов ожила Настенька. Вместе они в деревню вернулись. Встретила их мачеха, да и глазам своим не поверила – какие богатства ………………….ей Морозко, какие красивые были Настенька и Иванушка!



6. Подберите прилагательные, которые описывают героев сказки:

Настенька

Марфушенька

Мачеха


Иван

Морозко


Баба яга

Сюжеты, рекомендуемые на базовом уровне
1. Занятие по видеосюжету киножурнала «Ералаш»
«КЕМ БЫТЬ?»

(Можно использовать во время изучения Творительного падежа)


Как вы думаете – судя по названию, о чём будет эта история?

Посмотрите видеосюжет, обратите внимание на героев сюжета, на следующие слова и выражения: «пороть/выпороть», «пионер», «фронт», «герой», «мафиози»

Мама – Я не знаю, что с ним делать!

Папа – Выпороть, сразу поумнеет.

Прадедушка – Выпороть всегда успеем, надо вначале узнать, какая цель у него?

Дедушка – Да, к чему ты стремишься?

Прадедушка – Мы ведь в твоём возрасте досыта не ели, о тарелке супа мечтали. У нас была цель – пионером стать!

Дедушка – Плохо жили, но тунеядцами не были, мечтали на фронт – немцев бить…героями хотели стать

Папа – Вот дедушка у нас какой! А ты уроки не можешь выучить! Кто из тебя только вырастет? Я в твои годы о космосе мечтал…

Мама – А я балериной хотела стать. Вот как!

Папа – Вот как!

Мама – Не то, что ты, неуч!

Все – Ну что молчишь! Отвечай – кем мечтаешь быть! ***

Мальчик – Да уж понятно – о такой ерунде не мечтаю!

Все – А о чём же?

Мальчик – А вот о чём… вот так!

(взрыв, в окно падает человек)

Мафиози – Опять в моём Мерседесе бомбу взорвали!

Дедушка – А это кто такой?!

Мальчик – Да это же главный мафиози района!

Мафиози – Ох, Коля! Мечтай лучше стать космонавтом! … или балериной…
***здесь – режим «пауза» - Задать вопрос студентам: Как вы думаете, о чём скажет мальчик, о чём он мечтает?
1. Вопросы после просмотра:


  1. Кто участвует в этой истории?

  2. Почему мама, папа и остальные недовольны мальчиком?

  3. Какие примеры из жизни приводят прадедушка и дедушка?

  4. Кем мечтали стать мама и папа? Их мечта сбылась? Кем они сейчас работают?

  5. О чём мечтает мальчик? Почему он считает, что мечты родителей – это «ерунда»?

  6. Кто упал в окно? Почему это случилось?

  7. Что посоветовал мафиози мальчику? Почему?


2. Задания «стоп-кадр»: кого вы видите в этот момент, что он делает, чьи мечты соответствуют этому кадру?

  1. Кадр, когда прадедушка в детстве сидит за столом в пионерском галстуке.

  2. Кадр, когда дедушка сражается на войне.

  3. Кадр, когда папа летит в космос.

  4. Кадр, когда девочка танцует как балерина.

  5. Кадр, когда мальчик считает деньги в руках.



3. Задание «Кто сказал?» - Посмотрите сюжет ещё раз, расставьте имена персонажей (назовите) в диалоге по сюжету (задание раздаётся отдельным текстом)
___________ – Я не знаю, что с ним делать!

___________ - Выпороть, сразу поумнеет.

___________ – Выпороть всегда успеем, надо вначале узнать, какая цель у него?

__________ - Да, к чему ты стремишься?

___________ – Мы ведь в твоём возрасте досыта не ели, о тарелке супа мечтали. У нас

была цель – пионером стать!

___________ – Плохо жили, но тунеядцами не были, мечтали на фронт – немцев

бить…героями хотели стать

___________ – Вот дедушка у нас какой! А ты уроки не можешь выучить! Кто из тебя

только вырастет? Я в твои годы о космосе мечтал…

___________ – А я балериной хотела стать. Вот как!

___________– Вот как!

___________ – Не то, что ты, неуч!

Все – Ну что молчишь! Отвечай – кем мечтаешь быть! ***

___________ – Да уж понятно – о такой ерунде не мечтаю!

Все – А о чём же?

___________ – А вот о чём… вот так!

(взрыв, в окно падает человек)

___________ – Опять в моём Мерседесе бомбу взорвали!

___________ – А это кто такой?!

___________ – Да это же главный мафиози района!

___________ – Ох, Коля! Мечтай лучше стать космонавтом! … или балериной…



2. Занятие по сюжету киножурнала «Ералаш».
«КИРПИЧ»

Посмотрите видеосюжет, обратите внимание на следующие слова и выражения:

«попасть», «контрольная работа», «забыть», «помнить», «сорвать контрольную/урок».



Также обратите внимание – где происходит эта история, как реагируют дети в классе, как реагирует учительница?
Фрагмент 1

Школьник – Куда это я попал?

Учительница - Мымриков, ты почему опаздываешь?

Школьник – А вы кто такая? А это кто? Что они здесь делают?

Учительница - Мы здесь контрольную пишем, Мымриков!

Школьник – Контрольную? А что это?

Учительница – У тебя по алгебре уже 3 двойки и я смотрю – ты не собираешься их

исправлять!

Школьник – Стойте! Где-то я вас уже видел! Точно видел! Но где? Забыл!

Учительница – Ну, хватит, Мымриков. Немедленно садись за парту и пиши контрольную

– у тебя 4-й вариант.

Школьник – (достаёт кирпич) Вот! Забыл, как называется. Я иду себе, иду… Вдруг это

– БАЦ! Прямо на это – забыл, как называется
Вопросы по фрагменту:


  1. Куда попал школьник, что сейчас идёт в классе?

  2. Какие вопросы задаёт Мымриков?

  3. Как Мымриков объяснил, почему он никого и ничего не помнит? Знает ли его учительница? Помнят ли его другие ученики?

  4. Как вы думаете, что будет дальше?


Фрагмент 2

Школьник 2 – Во даёт! Под психа работает!

Школьник – А ты, мальчик, кто такой? Не помню!

Школьник 2 – Я Полупанов, ты мне 5 000 должен!

Школьник – Не помню!

Школьник 2 - Чего! Забыл? Да? Щас вспомнишь! Понял?!

Учительница – Полупанов! Мымриков! Немедленно прекратите! Безобразие! Вы что – хотите сорвать контрольную?
Школьник – Ой! Вера Андреевна! Ой!...

Учительница – А! Вспомнил меня, Мымриков!

Так, садись, включай своё ЭТО и решай вот ЭТО!
Вопросы по фрагменту:

Как вы поняли слова и выражения: «во даёт!», «под психа работает» (найдите в словаре слово «псих»)




  1. Как реагировали одноклассники мальчика?

  2. Почему один из одноклассников хотел подраться с Мымриковым?***

  3. Как учительница поняла, что Мымриков её обманул?

  4. Зачем Мымриков принёс в школу кирпич?

***можно ещё раз повторить просмотр фрагмента

3. Занятие по фильму «Алые паруса», 1961г., киностудия «Мосфильм», реж. А.Птушко
Прочитайте перед просмотром фильма.

А. Грин Алые паруса (1922)

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, зарабатывал изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень любили бывшего моряка, особенно после одного случая.
Как-то во время жестокого шторма Меннерс (богатый хозяин магазина и гостиницы) оказался в лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего был Лонгрен. Он спокойно курил трубку, когда Меннерс просил его о помощи. Только когда стало понятно, что Меннерс уже не может спастись, Лонгрен прокричал ему: «Вот так же и моя Мери просила тебя о помощи, но не получила её!».
Меннерса через шесть дней подобрали в море пароход, и Меннерс перед смертью рассказал о виновнике своей гибели. Но он не рассказал о том, как пять лет назад жена Лонгрена попросила его дать немного денег взаймы. Она только что родила девочку (Ассоль), роды были нелегкими, и все её деньги ушли на лечение, а муж (Лонгрен) ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал Мери не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Мери отказала ему. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, а потом тяжело заболела и умерла. Так Лонгрен остался вдовцом, один с дочерью и не мог уже больше ходить в море.
Новость о смерти Меннерса и демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы Лонгрен своими руками утопил Меннерса. Все начали относиться к Лонгрену с ненавистью. Эта ненависть перешла на Ассоль, которая росла одна, без друзей, наедине со своими фантазиями и мечтами. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.
Однажды, когда Ассоль было восемь лет, отец отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей (так называют маленькие речки в лесу или поле). Вода понесла кораблик к реке, где Ассоль увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и сказал, что через несколько лет к ней на таком же корабле с алыми парусами приплывёт принц и увезет её в далекую страну.
Девочка рассказала об этом отцу. Один человек (нищий), случайно услышал этот разговор о корабле и заморском принце. Он рассказал всем о мечте Ассоль. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, сумасшедшая! Красные паруса плывут!».
* * *
Артур Грэй, единственный сын богатой семьи, рос в фамильном замке. Его родители уже знали, какое будущее должно быть у него. Однако Артур был мальчиком с очень живой душой, он хотел пройти свой собственный жизненный путь.
Работник его родителей (Польдишок) рассказал ему, что где-то в доме есть две бочки старинного вина, цвет его темнее вишни, а на бочках написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в Раю». Это вино никто никогда не пил. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнул ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..»
В доме была большая библиотека, там Артур увидел картину, поразившую его. Эта картина помогла ему понять себя. Грэй тайно ушёл из дома и поступил на шхуну «Ансельм» простым матросом. Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Он понял, что Грей умный, что он любит море. Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией (искусство управлять кораблём) и морскими законами. В двадцать лет Грэй купил корабль «Секрет» и плавал на нем четыре года.
* * *
Судьба привела Грея туда, где жила Ассоль. Как-то ночью Грэй и матрос Летика ловили рыбу. Они вышли из лодки и развели костер. Утром Грей пошел погулять, и вдруг увидел Ассоль, спящую среди деревьев. Он долго разглядывал поразившую его девушку, но ничего не сказал ей, а снял со своей руки старинное кольцо и надел на её руку.
Затем они с Летикой дошли до гостиницы Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль — сумасшедшая, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец виноват в смерти отца Меннерса. Но Грей не поверил ему, он отправился искать алый шелк. В городе он встретил старого знакомого — музыканта Циммера — и попросил к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.
Команда корабля удивилась, что капитан хочет заменить паруса. Но утром «Секрет» вышел под алыми парусами. Все жители Каперны собрались на берегу. Когда пришла Ассоль, все смолкли (замолчали) и никто уже не смеялся над ней.


  1. переведите выделенные слова




  1. как вы поняли выражения, которые подчёркнуты?


Выполните задания после просмотра фильма

  1. Вставьте окончания прилагательных и существительных

Мы посмотрели фильм, поставленн …… по книге известн…. русск……. писателя А.Грина. История, придуманн …… им не только романтичная, но и поучительная. В рассказе, прочитан…. нами, мы познакомились с интересн… персонажами.

Лонгрен (это отец главн…. героини) был замкнут… человеком, потому что земляки не любили его из-за одн…. случая. Это произошло во время сильн…. шторма на море – один знакомый Лонгрена – Меннерс – попал в беду: его лодка ушла далеко от берег… и никто кроме Лонгрена не мог ему помочь. Но Лонгрен так и не помог своему земляк….. , как и Меннерс не помог однажды жене Лонгрена – Мери.

Главн…. героями рассказа и фильма являются Грей и Ассоль, очень разные и очень похожие. Разн….. их можно считать, так как они росли в разн…. по достатку семьях, с разн…. возможностями и проблемами, но оба они были, наверное, одинок… людьми и потому каждый верил в св…. мечту и шёл к эт… мечте, несмотря на друг… людей.

Они нашли друг друга в маленьк…. деревне – Каперне и их встреча показала всем людям, что можно не только верить в чудо (как Ассоль), но и сделать это чудо для человека, которого хочешь видеть счастлив… (как Грей).



  1. подберите из текста, который вы читали, слова к следующим определениям

Человек, не любящий общаться с другими людьми, с окружающими –

Люди, которые живут в одном городе или деревне -

Человек, из-за которого умер или заболел другой человек -

Дать кому-либо деньги на время –

Отдать ценную вещь в специальный магазин или в банк, чтобы взять на некоторое время деньги –

Мужчина, у которого умерла жена –

Человек, который по мнению других не понимает ничего в жизни и живёт в мире своих фантазий –

Искусство управления кораблём –

Жизненный путь человека, события, которые происходят в его жизни –

Человек – главный в доме, или магазине, или в гостинице и т.п. –



4.Занятие по мультфильму «Лягушка – путешественница»

(по сказке В.М.Гаршина)
(Рекомендуется проводить после изучения темы «глаголы движения»)


  1. Посмотрите 1 фрагмент. После просмотра ответьте на вопросы:

1) Кто герои этой истории?

2) Куда летели утки? Почему?

3) Лягушка знала, что такое ЮГ ?

4) О чём она попросила уток?

5) Какое продолжение будет у этого фрагмента?
1 А. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров. Весной громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно, но случилось одно происшествие.

"Ах, какая сегодня прекрасная погода! - думала она. – Как приятно жить на свете!"

Вдруг она услышала, как летят утки, а потом они спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась, но не далеко: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

- Госпожи утки! - сказала лягушка, - что такое юг, на который вы летите?

И утки окружили лягушку.

- Хорошо на юге! Сейчас там тепло! Хорошо на юге!

- А много ли там мошек и комаров?

- О! целые тучи! - отвечала утка.

- Ква! - сказала лягушка, - Возьмите меня с собой!

- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.

- Когда вы летите? - спросила лягушка.

- Скоро, скоро! - закричали все утки. - Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!

- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас придумаю что-нибудь хорошее.


Задания:

  1. переведите выделенные слова

  2. как вы понимаете подчёркнутые выражения?


2. Посмотрите второй фрагмент. Ответьте на вопросы:

1) Что придумала лягушка?

2) Как себя чувствовала лягушка в небе?

3) Было ли в этой ситуации что-нибудь удивительное и необычное? Как мы можем узнать об этом?



2 А. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.

- Я придумала! Я нашла! - сказала лягушка. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик (веточку), а я буду держать его посередине. Вы будете лететь, а я ехать.

Хотя лягушка была толстая, и тащить её могла не каждая утка, они согласились нести ее. Решили переменяться каждые два часа.

Утки поднялись в воздух, а у лягушки закружилась голова от страшной высоты, на которую ее подняли. Под нею были поля, луга, реки и горы, которые она не могла хорошо рассмотреть, но кое-что она видела и радовалась и гордилась.

"Вот как я превосходно придумала", - думала она про себя.

А утки летели и хвалили ее.

- Удивительно умная наша лягушка, - говорили они.

Утки летели над полями, над лесами и над деревнями. Люди смотрели на уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушка ужасно захотела лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят.

На отдыхе она сказала уткам:

- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь упасть.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали, что говорят люди:

- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!

Лягушка слышала это и радовалась.

"Знают ли они, что это придумала я?" - подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Какое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задания:


  1. переведите выделенные слова

  2. как вы понимаете подчёркнутые выражения?


3. Посмотрите третий фрагмент. Ответьте на вопросы:

1) Почему лягушка закричала «Это Я!»? Что с ней случилось потом?

2) Сказала ли она правду новым подругам?

3) Чем закончилась эта история?

Тут лягушка, забыв про осторожность, закричала изо всех сил:

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вниз, в маленькое озеро.

Она скоро выглянула из воды и опять закричала во все горло:

- Это я! Это я придумала!

Лягушкам, которые здесь жили, она рассказала свою историю. Рассказала, как она думала всю жизнь и изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, так много мошек и комаров.

- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка упала на землю, и очень жалели ее.



Задания:

  1. переведите выделенные слова

  2. как вы понимаете подчёркнутые выражения?


3 А. Запишите содержание третьего фрагмента по памяти.

5. Занятие по материалу видеоэкскурсии по Третьяковской галерее «Дар бесценный» , 1995г., пр-во «Collection 1992», реж. В.Никитин, А.Морозов.

(рекомендуем смотреть фильм после чтения текста - текст приводится по учебнику «Русский класс», авт. Л.Л.Вохмина, И.А.Осипова, 2011г. – с.241)

Жил в Москве богатый купец Павел Михайлович Третьяков. Он любил искусство и помогал бедным художникам. Главное, что он не только любил искусство, но и мог понять, у кого настоящий талант. В 1856 году Павел Михайлович начал собирать картины. У него была цель – создать настоящий национальный музей, куда могли бы приходить все. В 1892 году Павел Михайлович передал все картины и скульптуры вместе с картинами своего брата в дар Москве. Сейчас это самый большой музей русского искусства в России. В музее находится одна из самых грандиозных картин русской живописи – «Явление Христа народу», которую написал А.А.Иванов. Он писал эту картину 20 лет!

В музее можно увидеть не только картины, скульптуры, но и другие предметы искусства. Здесь находится самая известная русская икона «Троица», которую написал Андрей Рублёв в XV веке.


следующая страница >>