страница 1 |
|||||||||||
Похожие работы
|
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной работы - страница №1/1
![]() Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования - «Оренбургский государственный университет» Кафедра истории и теории государства и права Л. В. Вергаскина ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Бузулук
2013 УДК 32.001 ББК 66.1 В 31
Вергаскина Л.В. В 31 История политических и правовых учений: методические указания по выполнению контрольных работ / Л. В. Вергаскина; Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. - 18 с.
Методические указания по выполнению контрольных работ включают пояснительную записку, методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену (зачету), список рекомендуемой литературы. Методические указания предназначены для студентов первого, второго курса заочной и дистанционной форм обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция». УДК 32.001 ББК 66.1 © Вергаскина Л.В., 2013 © БГТИ (ф) ОГУ, 2013
Содержание
1 Пояснительная записка История политических и правовых учений является важнейшим общепрофессиональным юридическим курсом, составной частью юридического и в целом гуманитарного образования. Это – самостоятельная научная и учебная дисциплина одновременно исторического, политического и правового профилей. В ее рамках изучается история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, политике, праве, законодательстве. Поэтому при изучении курса необходимо иметь в виду несколько общих рекомендаций. Во-первых, следует различать понятия « история политико-правовой мысли» и «история политических и правовых учений». История политических и правовых учений включает теоретически оформленные взгляды, различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающего знания. История политико-правовой мысли шире. Наряду с теоретически оформленными взглядами в сферу ее изучения включены и так называемые политические и правовые идеи, например, любые значимые политические ориентации и ценности, высказывания о политике, праве, сделанные историческими лицами. Во-вторых, предметом истории политических и правовых учений являются, прежде всего, теоретически оформленные в виде доктрины (учения) взгляды на государство, его назначение, развитие, взаимодействие с другими социальными институтами и процессами, на право и политику. Вплоть до ХХ века политика начиналась и заканчивалась государством. В-третьих, за многовековую историю возникло множество политико-правовых доктрин в различных формах – теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п. Они, как правило, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе и содержат решения основных политических и правовых проблем. Политико-правовая доктрина включает три основных компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, о его соотношении с личностью и обществом; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи. В-четвертых, любое учение о государстве, политике, праве строится с учетом современной ему политико-правовой действительности. В-пятых, история политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также вклад представители иных гуманитарных наук, и, прежде всего, философы. В должной мере, учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. В-шестых, в отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политических и правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права также невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность. Курс «История политических и правовых учений» включает лекции, семинарские занятия и самостоятельную работу студентов заочной формы обучения. Следовательно, необходимо четко представлять, что включается в понятие «самостоятельная работа по истории политических и правовых учений», какое значение для изучения дисциплины имеют лекционные и практические занятия, в какой форме возможно проведение экзамена и что следует понимать под его содержанием. Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы по истории политических и правовых учений. Лекционный курс ориентирован на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины.
Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Истории политических и правовых учений» и Программой учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия. 2 Методические указания Контрольная работа по дисциплине готовится студентами, изучающими ее по заочной форме обучения. Контрольная работа имеет своей целью закрепление знаний, полученных в ходе лекционных занятий и приобретение навыков пользования нормативными правовыми актами и рекомендованной литературой, а также получения навыков научного исследования. Контрольная работа выполняется студентом до начала экзаменационной сессии. Студент, не представивший работу для проверки в установленный учебным отделом срок, к сдаче экзамена не допускается. Выполненная контрольная работа должна отвечать ряду требований при её оформлении. На титульном листе работы указывается:
Листы контрольной работы должны иметь нумерацию. Объем работы должен составлять не менее 17 страниц машинописного текста. Ответы на вопросы необходимо обосновывать со ссылкой на соответствующую литературу. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить рекомендованную литературу. Контрольная работа со значительными недостатками зачету не подлежит и с рецензией преподавателя возвращается студенту. 3 Задания для контрольных работ. Контрольная работа состоит из трех заданий:Задание 1. Теоретический вопрос, в котором согласно требованиям должно быть: введение, основная часть, разбитая на 2-3 подпункта и заключение. Задание 2. Составить схему. Задание 3. Практическое задание.
План: 1.1. Проект идеального строя в книге «Государство». 1.2. Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик». 1.3. Платон о праве и государстве в книге «Законы». 1.4. Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и демократии, о тираническом человеке.
Вариант 2.1. Политические и правовые учения в Древнем мире.План:
2. Составить схему. Политическое учение Н.Макиавелли. 3. По мнению итальянского ученого В. Парето, «история обществ есть большей частью история преемственности аристократий», в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты». Является ли данное мнение верным или не является? Как данное утверждение соотносится с теорией демократии? Аргументируйте свой ответ. Вариант 3. 1. Политические и правовые учений в Западной Европе в Средние века.План:
2. Составить схему. Политические и правовые учения на Западе в ХХв. 3. Определить, кому из перечисленных мыслителей принадлежит одно из названных произведений (везде алфавитный порядок): 1. Богословско-политический трактат. 2. Государство и революция. 3. Законы. 4. Кодекс природы. 5. Об авторитете. 6. Об общественном договоре. 7. О вечном мире. 8. О духе законов. 9. О праве войны и мира, 10. О преступлениях и наказаниях. 11. О скудости и богатстве. 12. Правда воли монаршей. 13. Русская Правда. 14. Философия права. 15. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. Авторы: А) Беккариа. Б) Гегель, В) Гроций, Г) И. Кант, Д) Ленин, Е) Монтескье. Ж) Морелли, И) Пестель, К) Платон, Л) Посошков, М) Руссо, Н) Спиноза, П) Прокопович, Р) Штаммлер, С) Энгельс. Вариант 4.
План:
2. Составить схему. Учение Д. Локка о праве и государстве. 3. Осуждение Сократа и его казнь ошеломила многих мыслителей того времени, ибо государство, призванное бороться со злом (источником которого считается невежество), осудило и казнило мудрого философа, возвещавшего истину. Как Вы думаете, можно ли государство устроить таким образом, чтобы оно не на словах, а на деле стало мудрым, справедливым и благим? Какие идеи (теории) в этой области возникали со времен Сократа и Платона и вплоть до настоящего времени? Вариант 5.
План: 1.1. Н.Макиавелли о законах и опыте истории, о природе человека и сущности политики. 1.2. Понятие государства по Макиавелли, его цели и формы. 1.3. Взгляды на соотношение политики и морали. Макиавеллизм как этико-политическая доктрина. 1.4. Развитие идей Макиавелли в политической мысли 19 - 20 вв. Политический макиавеллизм.
План: 1.1. Аристотель об основных формах государственного устройства. 1.2. Учение о "правильных" и "неправильных" формах правления. 1.3. Связь форм государства с имущественной дифференциацией свободных. 1.4. Аристотель о демократии, ее видах и крайностях. 2. Составить схему. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского. 3. Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Как развивалась эта идея в течение времени? Являются ли, по Вашему мнению, технократические идеи верными, или не являются; и почему? будет ли в дальнейшем демократия заменена технократией? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры. Вариант 7.
План:
. 2. Составить схему. Политико-правовое учение Ш.Монтескье 3. Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Какой след в истории политической мысли оставило данное Цицероном определение государства? Вариант 8.
План:
2. Составить схему. Политическое учение Т. Гоббса. 3. Незаурядный ум, образованность и писательский талант позволили Ивану IV выстроить собственную теорию своей царской власти (теорию «православного христианского самодержавия»). По мнению Ивана Грозного наличие в государстве разных властей приводит к его гибели, абсолютно все дела управления должен сосредотачивать в своих руках царь. Иван IV совершенно не допускал мысли, что какие-то дела в государстве могут вестись без участия самого государя. Он был убежден, что отстраненность монарха от каких-то государственных дел низводит его на роль простого подданного. Какое значение имели идеи русского царя в его время? Какое влияние его теория оказала на дальнейшую политическую жизнь в России и развитие в России политических идей? Вариант 9. 1. Политические и правовые учения Европейского Просвещения. План:
2. Составить схему. Учение И. Канта. 3. Республиканец Макиавелли с искренним уважением писал о народе, но в то же время его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Его произведения внимательно изучали Муссолини, Ленин, Сталин и др. Считаете ли Вы справедливым (или не справедливыми) идеи Макиавелли, в частности, о том, что политика и мораль не совместимы, т.к. в политике для достижения цели хороши все средства? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Какое значение идеи Макиавелли имеют в XXI веке? Вариант 10.
План:
1.5. Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева (реферативное сообщение 2. Составить схему. Политико-правовая программа Вольтера. 3. Для кого из перечисленных ниже мыслителей наиболее характерны такие понятия источников, причин, форм права: 1. Право проистекает из воли бога. 2. Право – это установление государства. 3. Право – соответствующие природе людей предписания разума. 4. Воля монарха. 5. Воля парода. 6. Воля господствующего класса. 7. Право – это выражение общественного интереса, обеспеченное государственным принуждением. 8. Право состоит из постепенно сложившихся в жизни общества правил решения споров. 9. Право – это нормы, созданные судебной практикой. 10. Та часть (сторона) моральных норм и отношений, которые касаются внешнего поведения людей и охраняются от нарушений с помощью принуждения. 11. Право – это законы, установленные слабыми для подчинения сильных. 12. Право – один из способов, каким богатые и хитрые подчиняют народные массы, подавляя свободу личности. 13. Право – это форма осуществления политики. 14. Право – идея свободы в отношениях между людьми. 15. Форма упорядочения хозяйственной деятельности людей. 16. Право – не только нормы, создаваемые государством, но и имеющие юридическое значение правила организации и деятельности объединений, союзов людей. 17. Средство управления, инструмент упорядочения социальных отношений в соответствии с ценностями, постулатами цивилизации. Авторы: А) Бабёф, Б) Бакунин, В) Бергбом, Г) Вышинский, Д) Гегель, Е) Гроций, Ж) Гуго, И) Йеринг, К) Калликл, Л) И. Кант, М) Ленин, И) Ллевеллин, П) Маркс, Р) Остин, С) Паунд, Т) Руссо, У) Фома Аквинский, Ф) Прокопович. Х) Фрэнк, Ш) Штаммлер, Э) Энгельс, Ю) Эрлих. 4 Вопросы для подготовки к зачету 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Предмет, категории политических и правовых учений. Методы, функции истории политических и правовых учений. 2. Политическая и правовая мысль Древнего Египта. «Поучение Птахотепа», «Речение Ипусера», «Поучение Аменемопе». Политическая и правовая мысль Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Диалог «Беседа господина с рабом» (конец IV тыс. до н.э.). 3. Политическая и правовая мысль Древней Индии «Артхашастра». Каутильи. «Законы Ману» (II в до н.э.) Буддизм. 4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Учения Конфуция (551 – 479 до н.э.). Даосизм и его идеолог Лао – дзы (VI в до н.э.). Мо – цзы (479 – 400 до н.э.) и Гунсунь Ян (390 – 338 до н.э.) и легизм. 5. Политическая и правовая мысль в Древней Греции. Общая характеристика этапов развития и их представителей. 6. Учения Платона (427 – 347 до н.э.) – основание объективного идеализма в философии. Идеальное государство по Платону. Отношение Платона к закону. 7. Учение Аристотеля о государстве и праве. Классификация форм государства. Аристотель о роли права. 8. Политико-правовая мысль периода кризиса и упадка Древней Греции. Греческий историк и политический деятель эллинистического периода Полибий (210 – 123 г. до н.э.). Смена государственных форм по Полибию. 9. Учения Цицерона (106 – 43 до н.э.) о государстве и праве. Работы Цицерона «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Теория «идеального гражданина». 10. Политико-правовые взгляды римских стоиков. Сенека (3 – 65) и его идея духовной свободы. Марк Аврелий Антонин (121 – 180) и его «представлении о государстве правлении для всех законами.…». 11. Римские юристы о праве: Гай, Папиниан, Павел, Модестин. 12. Политико-правовая доктрина Августина Блаженного 9354 – 430). Его работы «О граде Божием», «О свободной воле». 13. Средневековые ереси: арианство, несторианство, донатизм и т.д. 14. Политические и правовые взгляды Фомы Аквинского (1226 – 1274). Его работы «О правлении государей», «Сумма теологии». 15. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского (1280 – 1343). Цель государства по М. Падуанскому. 16. Политические и правовые идеи в «Слове о законе и благодати». Иллариона и в русских летописях. 17. «Поучения» Владимира Мономаха (1053 – 1125).Политическая и правовая мысль в «слове о полку Игореве», в «Молении Даниила Заточника» и в литературе XIII – XV вв. 18. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. Общая характеристика. 19. Политические и правовые взгляды Н.Макиавелли (1469 – 1527). Принцип рационального анализа политики и поиск закономерностей политического поведения в учении Макиавелли. Трактат Макиавелли «Государь». 20. Политические и правовые идеи эпохи Реформации. Мартин Лютер (1483 – 1546), Ж.Кальвин (1509 – 1564), Томас Мюнцер (1490 – 1525). 21. Жан Боден (1530 – 1596) и его учения о государстве. Сочинение Бодена «Шесть книг о республике» и его содержание. 22. Политико-правовые идеи утопического социализма и его представители: Томас Мор (1478 – 1535), Т.Кампанелла (1568 – 1639). 23. Политические и правовые учения в России в XV - пер. пол. XVII в. Общая характеристика. Политические представления нестяжателей и стяжателей. Сорский (1433 – 1508) и его последователи. И.Волоцкий (1440 – 1515) и его идея о симфонизации власти. 24. Филофей (1465 – 1542) и его политическая концепция «Москва – третий Рим». 25. Политическая программа И.С. Пересветова. Содержание челобитных к Ивану Грозному. 26. Политические взгляды Ивана Грозного (1530 – 1584). Политические взгляды А.М. Курбского (1528 – 1584). 27. Учение Грация (1583 – 1645) о государстве и праве. 28. Политико-правовые учения Т.Гоббса (1588 – 1679). Функции государства по Гоббсу. Юридический позитивизм. Право и закон в понимание Гоббса. 29. Политическое и правовое учения Д.Локка (1632 – 1704). Содержание сочинения «Два трактата о правительстве». Принципы разделения властей по Локку. 30. Политическая программа французского Просвещения. Вольтера (1694 – 1778). Естественные законы по Вольтеру. Его отношение к церкви. 31. Политические и правовые идеи Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755). Сочинение «О духе законов» и его характеристика. 32. Концепция неограниченной монархии в России 17в. Ю. Крижанич (1618 – 1683) и его трактат «Политика». 33. Политические идеи Феофана Прокоповича (1681 – 1737). Политический трактат Ф.Прокоповича «Правда, воин монархии». 34. Теория просвещенной монархии В.Н. Татищева (1686 – 1750). Основные произведения В.Н.Татищева: «История Российская», «Лексикон российский, исторический, географический, политический и гражданский». 35. Концепция в сословной монархии И.Т. Посошкова (1652 – 1726). Реформы управления И.Т. Посошкова. 36. Политико-правовые учения А.Н. Радищего (1749 – 1802). «Путешествие из Петербурга в Москву». 37. Политическая и правовая мысль в Соединенных Штатах Америки. Общая характеристика. Александр Гамильтон (1757 – 1804), Томас Джефферсон (1743 – 1826). 38. Политическая и правовая мысль в США в 18 – 19 вв. Т. Пейн (1737 – 1809), Дж. Медисон (1751 – 1836), Б.Франклин (1706 – 1790). 39. Политические и правовые учения в Германии к. 18 – н. 19вв. Учение о государстве и праве И.Канта (1724 – 1804). Новая философская парадигма в анализе государства и права И.Канта. 40. Учение о государстве и праве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1891). Идея государства и ее осуществление. Деление на законодательную, судебную и княжескую по Гегелю. 41. Политические и правовые учения в Западной Европе в пер.половине XIXв. Французский либерализм Бенжамена Констана (1767 – 1830). 42. Английский либерализм. Идеи экономического и политического либерализма в сочинениях И.Бентама (1748 – 1832). Теория утилитаризма. 43. Утопический социализм и его представители: К.Сен – Симона (1760 – 1825), Ш.Фурье (1772 – 1827), Р.Оуэна (1771 – 1858) . 44. Либеральные тенденции в политико-правовых взглядов М.М. Сперанского (1772 – 1839). 45. Теория русского консерватизма Н.М. Карамзина (1766 – 1826). 46. Политические программы декабристов. Проект П.Пестеля (1793 – 1826). Проект П.Пестеля «Русская Правда». Политико-правовая концепция Н.Муравьева (1795 – 1843). Развитие российской государственности в «конституция» Н.Муравьева. 47. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов в России 19в. 48. «Философские планы» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856). 49. Марксизм как политико-правовая идеология. 50. Г.Спенсер (1820 – 1903 – английский философ и социолог. Органическая теория права. Теория социал-дарвинизма. 51. Теория насилия Л. Гумпловича (1838 – 1909) 52. Аристократическая теория государства и права Ф.Ницше (1844 – 19000). Рассмотрение социально-политических проблем в работах «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к власти» и др. 53. Политико-социалистическая концепция М. Веблена (1864 – 1920). Теория бюрократии М. Веблена. 54. Политический нормативизм Кельзена (1881 – 1973). 55. Школа «свободного права» Е.Эриха. Концепция «свободного судейского отыскания права». 56. Политико-правовая идеология национализма. Истоки нацисткой идеологии в Германии. Характерные признаки тоталитарного политического режима. Г.Кон и его книга «Идея национализма». 57. Социалистическая концепция права Н.М. Коркунова (1853 – 1904). 58. Революционное народничество: П.Л. Лавров (1823 – 1900), П.Н. Ткачев (1844 – 1885). Политико-правовая идеология анархизма. М.А.Бакунин (1814 – 1876) – теоретик русского и международного анархизма. П.А.Кропоткин (1842 – 1921) – теоретик коммунизма, анархизма. 59. Государство и право в теории и практике ленинизма. В.И. Ленин (1870 – 1924) – основатель революционного мировоззрения (большевизма). 60. Политико-правовые идеи солидаризма Леона Дюги (1854 – 1928). Идеи солидаризма в сочинениях Л. Дюги «государство, объективное право и положительный закон», «Курс конституционного права». 5 Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Борщева, Е.В. История политических и правовых учений: курс интенсивной подготовки / Е.В. Борщева. - Минск: «Тетра Системс», 2009.-304 с. - ISBN 978-985-470-857-7 2. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: краткий учебный курс / В.Г. Графский.-М.: Норма, 2009. -736 с. - ISBN 978-5-91768-037-8 3. Дробышевский, С.А. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2007. - 592с. - ISBN 978-5-468-00095-3 Дополнительная литература
Периодические издания Журналы:
- «Государство и право» - «История государства и права» |