Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену (зачету), спис - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические... 2 488.03kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ №1, 2 Для самостоятельной... 2 257.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ Для самостоятельной... 1 248.58kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ Для самостоятельной... 2 277.85kb.
Е. А. Петрова «06» сентября 2011 г. Тематика контрольных работ по... 1 111.02kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 98.43kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 93.62kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов... 1 40.61kb.
Семинарию. Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку... 3 756.2kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 357.55kb.
Греческий историк Фукидид (V век до н э.) в четвертой книге своей... 1 74.51kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной работы - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра истории и теории государства и права


Л. В. Вергаскина


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»


Бузулук


2013

УДК 32.001

ББК 66.1

В 31
Рецензент – старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права БГТИ (филиал) ОГУ Н.П. Баскакова




Вергаскина Л.В.

В 31 История политических и правовых учений: методические указания

по выполнению контрольных работ / Л. В. Вергаскина; Бузулукский

гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал)

ОГУ, 2013. - 18 с.

Методические указания по выполнению контрольных работ включают пояснительную записку, методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену (зачету), список рекомендуемой литературы.

Методические указания предназначены для студентов первого, второго курса заочной и дистанционной форм обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

УДК 32.001

ББК 66.1

© Вергаскина Л.В., 2013

© БГТИ (ф) ОГУ, 2013

Содержание





1 Пояснительная записка……………………………………………………

4

2Методические указания……………………………………………………...

7

3 Задания для контрольных работ……………………………………………

8

4 Вопросы для подготовки к зачету………………………………..

15

5 Рекомендуемая литература………………………………………………

18


1 Пояснительная записка
История политических и правовых учений является важнейшим  общепрофессиональным юридическим  курсом, составной частью юридического и в целом  гуманитарного образования. Это – самостоятельная научная и учебная дисциплина одновременно исторического, политического и правового профилей. В ее рамках изучается история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, политике, праве, законодательстве. Поэтому при изучении курса необходимо иметь в виду несколько общих рекомендаций.

Во-первых, следует различать понятия « история политико-правовой мысли» и «история политических и правовых учений». История политических и правовых учений включает теоретически оформленные взгляды, различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающего знания. История политико-правовой мысли  шире. Наряду с теоретически оформленными взглядами  в сферу ее изучения включены  и так называемые политические и правовые идеи, например, любые значимые  политические ориентации и ценности, высказывания о политике, праве, сделанные историческими лицами.

Во-вторых,  предметом истории  политических и правовых учений являются, прежде всего, теоретически оформленные в виде  доктрины (учения) взгляды на государство, его назначение, развитие, взаимодействие с другими социальными институтами  и процессами, на право и политику. Вплоть до ХХ века политика начиналась и заканчивалась государством.

В-третьих, за многовековую историю возникло множество политико-правовых доктрин в различных формах – теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п. Они, как правило, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе и содержат решения основных политических и правовых проблем. Политико-правовая доктрина включает три основных компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, о его соотношении с личностью и обществом; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

В-четвертых, любое учение о государстве, политике, праве строится с учетом современной ему политико-правовой действительности.

В-пятых,  история политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений  внесли также вклад представители иных гуманитарных наук, и, прежде всего,  философы. В должной мере, учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм  реальной действительности и объектов научного исследования.


В-шестых, в отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.  Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политических и правовых идей  и  учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права также невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически  развивающуюся политико-правовую реальность.

Курс  «История политических и правовых учений»  включает лекции, семинарские занятия и самостоятельную работу студентов заочной формы обучения. Следовательно, необходимо четко представлять, что включается в понятие «самостоятельная работа по истории политических и правовых учений», какое значение для изучения  дисциплины имеют лекционные и практические занятия, в какой форме возможно  проведение экзамена и что следует понимать под его содержанием.

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы по истории политических и правовых учений.  Лекционный курс ориентирован на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины.
Используя лекционный материал, доступный учебник (История политических и правовых учений: Учебник для  юридических вузов и факультетов под общ. Ред. В. С. Нерсесянца) или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим семинарским занятиям, рассматривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих знаний по истории политических и правовых учений.

Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу.

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления  с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Истории  политических и правовых учений» и Программой учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.
Требуется творческое отношение и к самой Программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область истории политических и правовых учений. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
История политических и правовых учений имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой строится каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым. Например, знания о политико-правовом принципе разделения властей  будут туманными без ответа на главный, кардинальный вопрос: «Что такое власть? Как содержательно решается этот вопрос различными политико-правовыми доктринами?».

Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия.



2 Методические указания
Контрольная работа по дисциплине готовится студентами, изучающими ее по заочной форме обучения.

Контрольная работа имеет своей целью закрепление знаний, полученных в ходе лекционных занятий и приобретение навыков пользования нормативными правовыми актами и рекомендованной литературой, а также получения навыков научного исследования.

Контрольная работа выполняется студентом до начала экзаменационной сессии. Студент, не представивший работу для проверки в установленный учебным отделом срок, к сдаче экзамена не допускается.

Выполненная контрольная работа должна отвечать ряду требований при её оформлении. На титульном листе работы указывается:



  • наименование учебного заведения;

  • тема контрольной работы;

  • фамилия и инициалы автора работы, а также номер его зачетной книжки;

  • дата написания работы;

  • домашний или служебный адрес и телефон.

Листы контрольной работы должны иметь нумерацию. Объем работы должен составлять не менее 17 страниц машинописного текста.

Ответы на вопросы необходимо обосновывать со ссылкой на соответствующую литературу.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить рекомендованную литературу.

Контрольная работа со значительными недостатками зачету не подлежит и с рецензией преподавателя возвращается студенту.



3 Задания для контрольных работ.

Контрольная работа состоит из трех заданий:


Задание 1. Теоретический вопрос, в котором согласно требованиям должно быть: введение, основная часть, разбитая на 2-3 подпункта и заключение.

Задание 2. Составить схему.

Задание 3. Практическое задание.

Варианты контрольных работ определяются по порядковому номеру в списке журнала (11 – берет снова 1 вариант, 12 – 2 вариант и т.д.).

Вариант 1.


  1. Политическое и правовое учение Платона.

План:

1.1. Проект идеального строя в книге «Государство».

1.2. Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик».

1.3. Платон о праве и государстве в книге «Законы».

1.4. Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и демократии, о тираническом человеке.
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве.

3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.

Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных идей (теорий).

Вариант 2.

1. Политические и правовые учения в Древнем мире.


План:

  1. Политическая и правовая идеология Древней Индии.

  2. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Конфуцианский идеал государства.

  3. Политико-правовые учения в Древней Греции.

  4. Учения о государстве и праве в Древнем Риме.


2. Составить схему. Политическое учение Н.Макиавелли.

3. По мнению итальянского ученого В. Парето, «история обществ есть большей частью история преемственности аристократий»,  в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «правящей элиты».

Является ли данное мнение верным или не является? Как данное утверждение соотносится с теорией демократии? Аргументируйте свой ответ.


Вариант 3.

1. Политические и правовые учений в Западной Европе в Средние века.


План:

  1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

  2. Политические и правовые идеи средневековых ересей.

  3. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского.


2. Составить схему. Политические и правовые учения на Западе в ХХв.

3. Определить, кому из перечисленных мыслителей принадлежит одно из названных произведений (везде алфавитный порядок):

1. Богословско-политический трактат.

2. Государство и революция.

3. Законы.

4. Кодекс природы.

5. Об авторитете.

6. Об общественном договоре.

7. О вечном мире.

8. О духе законов.

9. О праве войны и мира,

10. О преступлениях и наказаниях.

11. О скудости и богатстве.

12. Правда воли монаршей.

13. Русская Правда.

14. Философия права.

15. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории.



Авторы:

А) Беккариа. Б) Гегель, В) Гроций, Г) И. Кант, Д) Ленин, Е)

Монтескье. Ж) Морелли, И) Пестель, К) Платон, Л) Посошков, М)

Руссо, Н) Спиноза, П) Прокопович, Р) Штаммлер, С) Энгельс.



Вариант 4.


  1. Политико-правовая мысль Арабского Востока.

План:

  1. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли.

  2. Политико-правовые направления в исламе. Проблемы государства и политики.

  3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов. Политическое учение Ибн Халдуна.


2. Составить схему. Учение Д. Локка о праве и государстве.

3. Осуждение Сократа и его казнь ошеломила многих мыслителей того времени, ибо государство, призванное бороться со злом (источником которого считается невежество), осудило и казнило мудрого философа, возвещавшего истину. Как Вы думаете, можно ли государство устроить таким образом, чтобы оно не на словах, а на деле стало мудрым, справедливым и благим? Какие идеи (теории) в этой области возникали со времен Сократа и Платона и вплоть до настоящего времени?
Вариант 5.


  1. Политическое учение Н.Макиавелли.

План:

1.1. Н.Макиавелли о законах и опыте истории, о природе человека и сущности политики.

1.2. Понятие государства по Макиавелли, его цели и формы.

1.3. Взгляды на соотношение политики и морали. Макиавеллизм как этико-политическая доктрина.

1.4. Развитие идей Макиавелли в политической мысли 19 - 20 вв. Политический макиавеллизм.
2. Составить схему. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо.

3. Платон считал необходимым смешивать два «материнских вида государственного устройства» – монархию и демократию. Монархия олицетворяет власть, но ограничивает свободу и ведет к рабству (как в Персии). Демократия – воплощение свободы, но при крайнем развитии (как в Афинах) ведет к распущенности, к пренебрежению законами. Соединение монархии и демократии, по мнению Платона, создает государство, сочетающее свободу и дружбу с порядком и разумностью. Как Вы думаете, является ли подобное государственное устройство «оптимальным вариантом», в том числе и для современности? Какие существуют современные тенденции на этот счет? Какое государственное устройство, по Вашему мнению, будет реальным в будущем? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вариант 6.


  1. Политическое и правовое учение Аристотеля.

План:

1.1. Аристотель об основных формах государственного устройства.

1.2. Учение о "правильных" и "неправильных" формах правления.

1.3. Связь форм государства с имущественной дифференциацией свободных.



1.4. Аристотель о демократии, ее видах и крайностях.
2. Составить схему. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского.

3. Идея особой роли людей знания в делах властвования и управления, лежащая в основе технократических концепций, очень давняя. Еще Платон писал в «Законах» о том, что «… ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыка государства не встанет в племя философов …». Как развивалась эта идея в течение времени? Являются ли, по Вашему мнению, технократические идеи верными, или не являются; и почему? будет ли в дальнейшем демократия заменена технократией? Обоснуйте свою точку зрения, приведите примеры.

Вариант 7.


  1. Развитие русской политико-правовой мысли в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства (XI – первая половина XVII в.)

План:

  1. Политические и правовые идеи Древней Руси.

  2. Иосифляне и нестяжатели, противоречия во взглядах на государство и церковь.

  3. Политическая концепция Филофея «Москва – Третий Рим».

  4. Политическое учение Ивана Пересветова.

.

2. Составить схему. Политико-правовое учение Ш.Монтескье

3. Цицерону принадлежит знаменитое определение государства (точнее, – «республики») как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Какой след в истории политической мысли оставило данное Цицероном определение государства?
Вариант 8.


  1. Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX).

План:

  1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве.

  2. Политико-правовая теория Иоганна Фихте.

  3. Философия права Георга Гегеля.

2. Составить схему. Политическое учение Т. Гоббса.

3. Незаурядный ум, образованность и писательский талант позволили Ивану IV выстроить собственную теорию своей царской власти (теорию «православного христианского самодержавия»). По мнению Ивана Грозного наличие в государстве разных властей приводит к его гибели, абсолютно все дела управления должен сосредотачивать в своих руках царь. Иван  IV совершенно не допускал мысли, что какие-то дела в государстве могут вестись без участия самого государя. Он был убежден, что отстраненность монарха от каких-то государственных дел низводит его на роль простого подданного. Какое значение имели идеи русского царя в его время? Какое влияние его теория оказала на дальнейшую политическую жизнь в России и развитие в России политических идей?
Вариант 9.
1. Политические и правовые учения Европейского Просвещения.

План:

  1. Политические и правовые учения во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо.

  2. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.

  3. Политические и правовые учения в Италии в XVIII в.


2. Составить схему. Учение И. Канта.

3. Республиканец Макиавелли с искренним уважением писал о народе, но в то же время его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Его произведения внимательно изучали Муссолини, Ленин, Сталин и др. Считаете ли Вы справедливым (или не справедливыми) идеи Макиавелли, в частности, о том, что политика и мораль не совместимы, т.к. в политике для достижения цели хороши все средства? Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры. Какое значение идеи Макиавелли имеют в XXI веке?
Вариант 10.


  1. Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма (вторая половина XVIIXVIII в.).


План:

    1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.

    2. Социально-политическая программа И.Т. Посошкова.

    3. Политическая доктрина В.Н. Татищева.

    4. Модель ограниченной монархии в учении М.М. Щербатова (реферативное сообщение).

1.5. Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева (реферативное сообщение
2. Составить схему. Политико-правовая программа Вольтера.

3. Для кого из перечисленных ниже мыслителей наиболее характерны такие понятия источников, причин, форм права:

1. Право проистекает из воли бога.

2. Право – это установление государства.

3. Право – соответствующие природе людей предписания разума.

4. Воля монарха.

5. Воля парода.

6. Воля господствующего класса.

7. Право – это выражение общественного интереса, обеспеченное государственным принуждением.

8. Право состоит из постепенно сложившихся в жизни общества правил решения споров.

9. Право – это нормы, созданные судебной практикой.

10. Та часть (сторона) моральных норм и отношений, которые касаются внешнего поведения людей и охраняются от нарушений с помощью принуждения.

11. Право – это законы, установленные слабыми для подчинения сильных.

12. Право – один из способов, каким богатые и хитрые подчиняют народные массы, подавляя свободу личности.

13. Право – это форма осуществления политики.

14. Право – идея свободы в отношениях между людьми.

15. Форма упорядочения хозяйственной деятельности людей.

16. Право – не только нормы, создаваемые государством, но и имеющие юридическое значение правила организации и деятельности объединений, союзов людей.

17. Средство управления, инструмент упорядочения социальных отношений в соответствии с ценностями, постулатами цивилизации.



Авторы:

А) Бабёф, Б) Бакунин, В) Бергбом, Г) Вышинский, Д) Гегель,

Е) Гроций, Ж) Гуго, И) Йеринг, К) Калликл, Л) И. Кант, М) Ленин,

И) Ллевеллин, П) Маркс, Р) Остин, С) Паунд, Т) Руссо, У) Фома

Аквинский, Ф) Прокопович. Х) Фрэнк, Ш) Штаммлер, Э) Энгельс,

Ю) Эрлих.


4 Вопросы для подготовки к зачету
1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина. Предмет, категории политических и правовых учений. Методы, функции истории политических и правовых учений.

2. Политическая и правовая мысль Древнего Египта. «Поучение Птахотепа», «Речение Ипусера», «Поучение Аменемопе». Политическая и правовая мысль Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Диалог «Беседа господина с рабом» (конец IV тыс. до н.э.).

3. Политическая и правовая мысль Древней Индии «Артхашастра». Каутильи. «Законы Ману» (II в до н.э.) Буддизм.

4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Учения Конфуция (551 – 479 до н.э.). Даосизм и его идеолог Лао – дзы (VI в до н.э.). Мо – цзы (479 – 400 до н.э.) и Гунсунь Ян (390 – 338 до н.э.) и легизм.

5. Политическая и правовая мысль в Древней Греции. Общая характеристика этапов развития и их представителей.

6. Учения Платона (427 – 347 до н.э.) – основание объективного идеализма в философии. Идеальное государство по Платону. Отношение Платона к закону.

7. Учение Аристотеля о государстве и праве. Классификация форм государства. Аристотель о роли права.

8. Политико-правовая мысль периода кризиса и упадка Древней Греции. Греческий историк и политический деятель эллинистического периода Полибий (210 – 123 г. до н.э.). Смена государственных форм по Полибию.

9. Учения Цицерона (106 – 43 до н.э.) о государстве и праве. Работы Цицерона «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Теория «идеального гражданина».

10. Политико-правовые взгляды римских стоиков. Сенека (3 – 65) и его идея духовной свободы. Марк Аврелий Антонин (121 – 180) и его «представлении о государстве правлении для всех законами.…».

11. Римские юристы о праве: Гай, Папиниан, Павел, Модестин.

12. Политико-правовая доктрина Августина Блаженного 9354 – 430). Его работы «О граде Божием», «О свободной воле».

13. Средневековые ереси: арианство, несторианство, донатизм и т.д.

14. Политические и правовые взгляды Фомы Аквинского (1226 – 1274). Его работы «О правлении государей», «Сумма теологии».

15. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского (1280 – 1343). Цель государства по М. Падуанскому.

16. Политические и правовые идеи в «Слове о законе и благодати». Иллариона и в русских летописях.

17. «Поучения» Владимира Мономаха (1053 – 1125).Политическая и правовая мысль в «слове о полку Игореве», в «Молении Даниила Заточника» и в литературе XIII – XV вв.

18. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. Общая характеристика.

19. Политические и правовые взгляды Н.Макиавелли (1469 – 1527). Принцип рационального анализа политики и поиск закономерностей политического поведения в учении Макиавелли. Трактат Макиавелли «Государь».

20. Политические и правовые идеи эпохи Реформации. Мартин Лютер (1483 – 1546), Ж.Кальвин (1509 – 1564), Томас Мюнцер (1490 – 1525).

21. Жан Боден (1530 – 1596) и его учения о государстве. Сочинение Бодена «Шесть книг о республике» и его содержание.

22. Политико-правовые идеи утопического социализма и его представители: Томас Мор (1478 – 1535), Т.Кампанелла (1568 – 1639).

23. Политические и правовые учения в России в XV - пер. пол. XVII в. Общая характеристика. Политические представления нестяжателей и стяжателей. Сорский (1433 – 1508) и его последователи. И.Волоцкий (1440 – 1515) и его идея о симфонизации власти.

24. Филофей (1465 – 1542) и его политическая концепция «Москва – третий Рим».

25. Политическая программа И.С. Пересветова. Содержание челобитных к Ивану Грозному.

26. Политические взгляды Ивана Грозного (1530 – 1584). Политические взгляды А.М. Курбского (1528 – 1584).

27. Учение Грация (1583 – 1645) о государстве и праве.

28. Политико-правовые учения Т.Гоббса (1588 – 1679). Функции государства по Гоббсу. Юридический позитивизм. Право и закон в понимание Гоббса.

29. Политическое и правовое учения Д.Локка (1632 – 1704). Содержание сочинения «Два трактата о правительстве». Принципы разделения властей по Локку.

30. Политическая программа французского Просвещения. Вольтера (1694 – 1778). Естественные законы по Вольтеру. Его отношение к церкви.

31. Политические и правовые идеи Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755). Сочинение «О духе законов» и его характеристика.

32. Концепция неограниченной монархии в России 17в. Ю. Крижанич (1618 – 1683) и его трактат «Политика».

33. Политические идеи Феофана Прокоповича (1681 – 1737). Политический трактат Ф.Прокоповича «Правда, воин монархии».

34. Теория просвещенной монархии В.Н. Татищева (1686 – 1750). Основные произведения В.Н.Татищева: «История Российская», «Лексикон российский, исторический, географический, политический и гражданский».

35. Концепция в сословной монархии И.Т. Посошкова (1652 – 1726). Реформы управления И.Т. Посошкова.

36. Политико-правовые учения А.Н. Радищего (1749 – 1802). «Путешествие из Петербурга в Москву».

37. Политическая и правовая мысль в Соединенных Штатах Америки. Общая характеристика. Александр Гамильтон (1757 – 1804), Томас Джефферсон (1743 – 1826).

38. Политическая и правовая мысль в США в 18 – 19 вв. Т. Пейн (1737 – 1809), Дж. Медисон (1751 – 1836), Б.Франклин (1706 – 1790).

39. Политические и правовые учения в Германии к. 18 – н. 19вв. Учение о государстве и праве И.Канта (1724 – 1804). Новая философская парадигма в анализе государства и права И.Канта.

40. Учение о государстве и праве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1891). Идея государства и ее осуществление. Деление на законодательную, судебную и княжескую по Гегелю.

41. Политические и правовые учения в Западной Европе в пер.половине XIXв. Французский либерализм Бенжамена Констана (1767 – 1830).

42. Английский либерализм. Идеи экономического и политического либерализма в сочинениях И.Бентама (1748 – 1832). Теория утилитаризма.

43. Утопический социализм и его представители: К.Сен – Симона (1760 – 1825), Ш.Фурье (1772 – 1827), Р.Оуэна (1771 – 1858) .

44. Либеральные тенденции в политико-правовых взглядов М.М. Сперанского (1772 – 1839).

45. Теория русского консерватизма Н.М. Карамзина (1766 – 1826).

46. Политические программы декабристов. Проект П.Пестеля (1793 – 1826). Проект П.Пестеля «Русская Правда». Политико-правовая концепция Н.Муравьева (1795 – 1843). Развитие российской государственности в «конституция» Н.Муравьева.

47. Политико-правовые воззрения западников и славянофилов в России 19в.

48. «Философские планы» П.Я.Чаадаева (1794 – 1856).

49. Марксизм как политико-правовая идеология.

50. Г.Спенсер (1820 – 1903 – английский философ и социолог. Органическая теория права. Теория социал-дарвинизма.

51. Теория насилия Л. Гумпловича (1838 – 1909)

52. Аристократическая теория государства и права Ф.Ницше (1844 – 19000). Рассмотрение социально-политических проблем в работах «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к власти» и др.

53. Политико-социалистическая концепция М. Веблена (1864 – 1920). Теория бюрократии М. Веблена.

54. Политический нормативизм Кельзена (1881 – 1973).

55. Школа «свободного права» Е.Эриха. Концепция «свободного судейского отыскания права».

56. Политико-правовая идеология национализма. Истоки нацисткой идеологии в Германии. Характерные признаки тоталитарного политического режима. Г.Кон и его книга «Идея национализма».

57. Социалистическая концепция права Н.М. Коркунова (1853 – 1904).

58. Революционное народничество: П.Л. Лавров (1823 – 1900), П.Н. Ткачев (1844 – 1885). Политико-правовая идеология анархизма. М.А.Бакунин (1814 – 1876) – теоретик русского и международного анархизма. П.А.Кропоткин (1842 – 1921) – теоретик коммунизма, анархизма.

59. Государство и право в теории и практике ленинизма. В.И. Ленин (1870 – 1924) – основатель революционного мировоззрения (большевизма).

60. Политико-правовые идеи солидаризма Леона Дюги (1854 – 1928). Идеи солидаризма в сочинениях Л. Дюги «государство, объективное право и положительный закон», «Курс конституционного права».



5 Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Борщева, Е.В. История политических и правовых учений: курс интенсивной подготовки / Е.В. Борщева. - Минск: «Тетра Системс», 2009.-304 с. - ISBN 978-985-470-857-7

2. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: краткий учебный курс / В.Г. Графский.-М.: Норма, 2009. -736 с. - ISBN 978-5-91768-037-8

3. Дробышевский, С.А. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2007. - 592с. - ISBN 978-5-468-00095-3


Дополнительная литература

  1. Азаркин, Н.Н. История политических учений: учебное пособие./ Н.Н. Азаркин, В.Н.Левченко, О.В. Мартышин - М.: Юрист, 2002.- 899с.-ISBN 5-89123-639-7

  2. Исаев, И.А., История политических и правовых учений России Х1-ХХ в.в.: Учебник. / И.А Исаев, Золотухина Н.М. - М.: Юрист, 2002.-378с.- ISBN 5-73570-087-1

  3. История политических и правовых учений: Древний мир / отв. ред. Нерсесянц В.С.-М.: Норма, 2004.-728с.- ISBN5-89123-1891

  4. История политических и правовых учений XVII -XVIII в.в./ отв. ред. Нерсесянц В.С. – М.: Норма, 2002.-338с.- ISBN 5-89123-442-4

  5. История политических и правовых учений XIX века./ отв. ред. Нерсесянц В.С. - М.: Норма, 2002.-448с.- ISBN 5-02-012803-1

  6. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. Нерсесянца В.С. - М.: Норма, 2004.-944с. -ISBN 5-89123-748-2

  7. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений XX века. / Под ред. В.С. Нерсесянца .- 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2007. - 933 с - ISBN 978-5-89123-748-3.


Периодические издания

Журналы:


- «Государство и право»

- «История государства и права»