Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 220700. 62 « - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания Выборг 2008 содержание и оформление выпускной... 1 381.96kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические... 2 488.03kb.
Мгупб кафедра автоматизации биотехнических систем 2 557.7kb.
Методические рекомендации Составители: Баранова О. В., к и. 1 344.99kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии» 1 115.05kb.
Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) 4 1641.3kb.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной... 1 41.62kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 98.43kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 93.62kb.
Победные и призовые места завоевали следующие гимназисты 1 30.93kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной работы - страница №1/2


КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Министерство образования и науки

Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

(МГУПП)
Кафедра «Автоматика, мехатроника и электротехника»

_________________________________________
Автоматизация технологических процессов и производств
Методические указания

по организации и выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра

по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация и управление», профиль «Автоматизация технологических процессов

и производств (по отраслям)»





МОСКВА 2013

Составители: В.И. Усков, доц., М.М. Благовещенская, проф.,



А.В. Леонов студ.
В методических указаниях приводится методика по организации и выполнению написания выпускной квалификационной работы бакалавра, а также рассматриваются вопросы подготовки презентации выпускной квалификационной работы и порядок ее защиты.

Авторы выражают благодарность студенту факультета информационных технологий, автоматизированных систем и технологического оборудования В.Н. Смирнову за помощь в подготовке рукописи.

© МГУПП, 2013

Учебное издание

Усков Валерий Иванович и др.

Автоматизация технологических процессов и производств


Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация и управление», профиль «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

Редактор ______________________

Подписано в печать _____________

Заказ_________ Тираж___________

Москва, Волоколамское шоссе , 11

МГУПП

ВВЕДЕНИЕ
При выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР) студент должен руководствоваться методическими рекомендациями по организации и выполнению ВКР, регламентируемой формой представления выполненной работы (требованиями к оформлению пояснительной записки, иллюстративного графического материала), а также он должен быть ознакомлен с критериями оценки уровня выполненной работы. В этом случае он получает целостное руководство по выполнению ВКР. Такая организационно-методическая схема выполнения ВКР, с одной стороны, облегчает студенту процесс выполнения ВКР, и, с другой стороны, позволяет управлять этим процессом извне.

Организационно-методическое обеспечение выполнения и оценки ВКР построено на основе анализа основных ее составляющих и конкретизации требований Государственной аттестационной комиссии.

Критерии, по которым можно наиболее полно оценить выполнение ВКР, можно разделить на три группы.

Профессионализм: общий уровень грамотности; стиль изложения; владение профессиональной и общетехнической терминологией; оригинальность или новизна полученных результатов, научных, конструкторских и технологических решений; обоснование использованных в работе методов исследования, математического моделирования научных задач и инженерных расчетов; ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения, знание нормативной и технической документации, санитарных и строительных норм и правил и т.п.

Справочно-информационний: степень полноты обзора (использование отечественной и зарубежной литературы, в том числе по годам); корректность формулирования поставленной задачи исследования и разработки; степень комплексности работы (применение в ней знаний естественнонаучных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин); использование современных информационных технологий и ресурсов (применение современных пакетов компьютерных программ, использование Internet и т.д.).

Оформительский: грамотное выполнение работы с использованием современных текстовых редакторов (качество иллюстраций; оформление рисунков, таблиц, графический чертежей, использование редактора формул), объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту записки; соответствие оформления пояснительной записки и графического материала требованиям стандарта.
1. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРА
Бакалавр техники и технологии – это выпускник высшего учебного заведения с высшим техническим образованием, подготовленный к началу трудовой деятельности по выбранному им направлению техники и технологии и к продолжению образования.

Академическая степень бакалавра техники и технологии подтверждает:

– готовность выпускника к производственной, научной или педагогической работе на начальных должностях;

– умение быстро приспособиться к выбранному роду деятельности, адаптироваться к окружающей среде и сделать первые шаги в направлении своей будущей карьеры;

– возможность получения им инженерного образования по любой специальности, соответствующей направлению подготовки;

– возможность обучения в магистратуре.

После получения степени бакалавра выпускник получает право либо сразу же продолжить образование, либо прекратить обучение, найти работу, определиться в жизни и затем вернуться в высшее учебное заведение для продолжения образования.

Выпускник по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация и управление» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, № 37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов, инженер-электроник.



Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

совокупность средств, способов и методов деятельности, направленных на автоматизацию действующих и создание новых автоматизированных и автоматических технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;

обоснование, разработку, реализацию и контроль норм, правил и требований к продукции различного служебного назначения, ее жизненному

циклу, процессам ее разработки, изготовления, управления качеством, применения (потребления), транспортировки и утилизации;

разработку средств и систем автоматизации и управления различного назначения, в том числе жизненным циклом продукции и ее качеством, применительно к конкретным условиям производства на основе отечественных и международных нормативных документов;

проектирование и совершенствование структур и процессов промышленных предприятий в рамках единого информационного пространства;

создание и применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения систем автоматизации, управления и контроля технологическими процессами и производствами, обеспечивающих выпуск высококачественной, безопасной, конкурентоспособной продукции и освобождающих человека полностью или частично от непосредственного участия в процессах получения, трансформации, передачи, использования, защиты информации и управления производством;

обеспечение высокоэффективного функционирования средств и систем автоматизации, управления, контроля и испытаний заданным требованиям при соблюдении правил эксплуатации и безопасности.



Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

продукция и оборудование различного служебного назначения предприятий и организаций, производственные и технологические процессы ее изготовления;

системы автоматизации производственных и технологических процессов изготовления продукции различного служебного назначения, управления ее жизненным циклом и качеством, контроля, диагностики и испытаний;

средства технологического оснащения автоматизации, управления, контроля, диагностирования, испытаний основного и вспомогательного производств, их математическое, программное, информационное и техническое обеспечение, а также методы, способы и средства их проектирования, изготовления, отладки, производственных испытаний, эксплуатации и научного исследования в различных отраслях национального хозяйства;

нормативная документация.

Бакалавр по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация и управление», профиль «Автоматизация технологических процессов и производств» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

• проектно-конструкторской;

• производственно-технологической;

• организационно-управленческой,

• научно-исследовательской;

• сервисно-эксплуатационной;

• специальной.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация и управление», профиль «Автоматизация технологических процессов и производств» науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования технических средств систем автоматизации и управления производственными и технологическими процессами, оборудованием, жизненным циклом продукции, ее качеством, контроля, диагностики и испытаний;

участие в формулировании целей проекта (программы), постановка задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, построение структуры их взаимосвязей, определение приоритетов решения задач с учётом нравственных аспектов деятельности;

участие в разработке обобщённых вариантов решения проблем, анализ вариантов и выбор оптимального, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределённости, планирование реализации проектов;

участие в разработке проектов автоматизации технологических процессов и производств, управления жизненным циклом продукции и ее качеством (соответствующей отрасли национального хозяйства) с учётом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических, управленческих параметров и использованием современных информационных технологий;

участие в мероприятиях по разработке функциональной, логистической и технической организации автоматизации технологических процессов и производств (отрасли), автоматических и автоматизированных систем контроля, диагностики, испытаний и управления, их технического, алгоритмического и программного обеспечения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

участие в расчетах и проектировании средств и систем контроля, диагностики, испытаний элементов средств автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов автоматических и автоматизированных систем контроля и управления общепромышленного и специального назначений в различных отраслях национального хозяйства;

разработка моделей продукции на всех этапах ее жизненного цикла как объектов автоматизации и управления в соответствии с требованиями ИПИ CALS-технологий;

выбор средств автоматизации процессов и производств, аппаратно-программных средств для автоматических и автоматизированных систем управления контроля диагностики, испытаний и управления;

разработка (на основе действующих стандартов) технической документации для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем автоматизации и управления в электронном виде;

разработка проектной и рабочей технической документации в области автоматизации технологических процессов и производств, управления жизненным циклом продукции и ее качеством, оформление законченных проектно-конструкторских работ;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов.


производственно-технологическая деятельность

освоение на практике и совершенствование систем и средств автоматизации и управления производственными и технологическими процессами изготовления продукции, ее жизненным циклом и качеством;

обеспечение мероприятий по улучшению качества продукции, совершенствованию технологического, метрологического, материального обеспечения ее изготовления;

организация на производстве рабочих мест, их технического оснащения, размещения технологического оборудования, средств автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытаний;

обеспечение мероприятий по пересмотру действующей и разработке новой регламентирующей документации по автоматизации и управлению производственными и технологическими процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством;

практическое освоение современных методов автоматизации, контроля, измерений, диагностики, испытаний и управления процессом изготовления продукции, ее жизненным циклом и качеством;

контроль за соблюдением технологической дисциплины;

оценка уровня брака продукции и анализ причин его возникновения, разработка технико-технологических и организационно-экономических мероприятий по его предупреждению и устранению;

подтверждение соответствия продукции требованиям регламентирующей документации;

участие в разработке мероприятий по автоматизации действующих и созданию автоматизированных и автоматических технологий, их внедрению в производство;

участие в разработке средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики, испытаний, программных продуктов заданного качества;

обслуживание технологического оборудования, средств и систем автоматизации управления, контроля, диагностики и испытаний;

участие в разработках по доводке и освоению технологических процессов, средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики в ходе подготовки производства новой продукции, оценке ее инновационного потенциала;

участие в разработке планов, программ и методик автоматизации производства, контроля, диагностики, инструкций по выбору методов и средств измерения эксплуатационных характеристик оборудования, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления, инсталляции, настройки и обслуживания системного, инструментального и прикладного программного обеспечения данных средств и систем;

участие в организации диагностики технологических процессов, оборудования, средств и систем автоматизации и управления;

участие в организации приемки и освоения вводимых в производство оборудования, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления;

составление заявок на оборудование, технические средства и системы автоматизации, контроля, диагностики, испытаний и управления, запасные части, инструкций по испытаниям и эксплуатацией данных средств и систем; подготовка технической документации на ремонт.

специальные виды деятельности

организация повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области автоматизации технологических процессов и производств, автоматизированного управления жизненным циклом продукции и ее качеством.


2. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна представлять собой самостоятельное и логически завершенное теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера (проектированием элементов приборов и систем), являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой.

Выпускная работа бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения (4 года). При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и специальных дисциплин.

Выпускная работа бакалавра выполняется на 4-м курсе обучения. Затраты времени на подготовку работы определяются учебным планом в объеме не менее 4 недель.

Темы выпускных работ бакалавра разрабатываются выпускающей кафедрой и утверждаются приказом ректора.

Для руководства выпускной работой по представлению выпускающей кафедры назначается руководитель, как правило, из числа преподавателей и научных сотрудников кафедры. По предложению руководителя выпускной работы кафедре, в случае необходимости, предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа сотрудников других кафедр вуза. Руководителями выпускной работы могут быть также специалисты из других учреждений и предприятий.

Содержание выпускной квалификационной работы бакалавра должно учитывать требования образовательного стандарта к профессиональной подготовленности студента и включать в себя:



  • обоснование выбора предмета и постановку задачи исследования, выполненные на основе обзора научно-технической литературы, в том числе с учетом периодических научных изданий;

  • теоретическую и (или) экспериментальную части, включающие методы и средства исследований;

  • расчеты

  • проектно-конструкторскую и (или) технологическую части;

  • анализ полученных результатов;

  • выводы и рекомендации;

  • список использованной литературы.

Оформление и защита выпускной квалификационной бакалаврской работы должны соответствовать следующим требованиям:

  • объем пояснительной записки не должен превышать 50 страниц текста, исключая таблицы, рисунки, список использованной литературы и оглавление;

  • цифровые, табличные и прочие иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения;

  • записка должна иметь подписи студента, руководителя работы, консультанта и утверждена заведующим выпускающей кафедрой;

  • защита работы на государственной аттестационной комиссии осуществляется в форме авторского доклада, на который отводится не более 10 минут.

Завершенная выпускная работа представляется на выпускающую кафедру для предварительной защиты. Руководитель представляет на кафедру письменный отзыв. По результатам этой защиты студент допускается к защите на государственную аттестационную комиссию.

Если кафедра на своем заседании с участием руководителя принимает решение не допускать студента к защите бакалаврской работы, то протокол заседания кафедры с этим решением представляется декану факультета.


3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА
Квалификация (степень) бакалавра - это академическая степень, отражающая образовательный уровень выпускника, свидетельствующая о наличии фундаментальной подготовки по соответствующему направлению, освоении начал специализации и выработке навыков выполнения исследовательских работ. Выпускная работа бакалавра должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению “Автоматизация и управления”.

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы, содержащую элементы научного исследования. Выпускная работа должна быть представлена в виде рукописи.

Формирование тематики ВКР и выдача студентам тем начинается во время производственной практики, проводящейся после завершения летней экзаменационной сессии третьего курса, и продолжается при курсовом проектировании на выпускающей кафедре во время седьмого семестра.

После защиты курсового проекта и завершения зимней экзаменационной сессии тематика бакалаврских работ утверждается приказом ректора МГУПП по предоставлению кафедры.

Тематика ВКР должна строиться таким образом, чтобы при их выполнении и защите кандидаты в бакалавры могли проявить знания и умения, приобретенные ими в процессе обучения в соответствии:


  • с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ по соответствующему направлению подготовки;

  • утвержденными высшим учебным заведением и согласованными с УМО рабочими учебными планами;

  • программами дисциплин учебного плана;

  • направленностью начальной специальной подготовки на 4-ом курсе.

Поскольку ВКР должны носить аттестационный характер, темы работ должны:

  • отвечать требованиям актуальности;

  • обеспечивать самостоятельность выполнения работы;

  • предусматривать необходимость критической проработки достаточно большого объема технической литературы;

  • предоставлять кандидатам в бакалавры возможность и обеспечивать обязательность использования при подготовке работы знаний, приобретенных при изучении фундаментальных дисциплин;

  • обеспечивать возможность анализа технико-экономической или научной значимости проделанной работы.

Темой ВКР должно быть подробное изучение поставленной проблемы, связанной:

  • с анализом или разработкой систем автоматизации и управления, программных комплексов, систем измерения, информационных систем и т.д.;

  • с построением или анализом возможностей определенного класса технологических процессов получения, обработки и представления информации, процессов управления технологическим оборудованием, процессов автоматизированного проектирования определенного типа изделий, технологий программирования некоторого класса задач и т.д.;

  • с анализом методов математического моделирования производственных, технологических или информационных процессов или систем, изучением определенного класса моделей, способов построения моделей и проверки их адекватности.

Во время выполнения ВКР студенты приобретают начальные навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. При этом особое внимание должно уделяться сбору и анализу материалов, полученных из научно-технической литературы (монографии, сборники статей, периодические издания, материалы конференций и т.д.). Обязательной является работа в библиотеках и в среде Internet.

Название работы должно отражать характер выбранного инженерного или научного направления и его практическую ориентацию, например: «Автоматизация пастеризационно-охладительной установки».

В отдельных случаях, связанных с ВКР в студенческих научных обществах, конструкторских бюро или по месту прохождения производственной практики, допускается выполнение бакалаврской работы в форме расширенного курсового проекта. В этом случае темой ВКР может быть разработка некоторой конструкции, системы, технологии, модели, информационной или автоматизированной системы.

Тема ВКР должна формулироваться таким образом, чтобы при ее защите на заседании ГАК члены комиссии смогли вынести однозначное суждение не только о возможности присуждения претенденту степени бакалавра, но и принять рекомендации о возможности и целесообразности продолжения обучения на следующей ступени образования.

Основными целями выполнения и защиты выпускных квалификационных работ являются:


  • углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;

  • развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;

  • применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки;

  • стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;

  • овладение современными методами научного исследования;

  • выяснение подготовленности студентов к практической деятельности в современных условиях;

  • презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом обучения студента в вузе. Это значительная по объему и содержанию самостоятельная работа студента по автоматизации производственных процессов мясной и молочной промышленности, в которой автор несет ответственность за все теоретические и технические решения конкретных задач.

Для успешного выполнения ВКР студенту необходимо проявить приобретенные навыки и умения, правильно применить теоретические знания, широко использовать современные методы исследования на ЭВМ при моделировании технологических процессов; знать новейшие достижения науки и техники в области автоматизации производственных процессов и уметь обосновать экономическую целесообразность их внедрения в мясной и молочной промышленности; кратко и логично излагать свои мысли в расчетно-пояснительной записке, аккуратно и четко выполнять графические материалы в соответствии с требованиями «Государственной системы стандартизации» (ГСС), «Государственной системы обеспечения единства измерений» (ГСИ) и «Единой системы конструкторской документации» (ЕСКД).

Тематика ВКР рассматривается и утверждается советом факультета. Темы дипломных проектов определяются кафедрой «Автоматика, мехатроника электротехника (АМиЭ)».

Студентам предоставляется право выбора темы ВКР. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки либо разрабатывать тему по заказу предприятия отрасли.

В соответствии с темой ВКР руководитель ВКР выдает студенту задание по изучению объекта управления и по сбору материала. Форма бланка «Задание на выпускную квалификационную работу» приведена в приложении 1

Руководитель Выпускной квалификационной работы:



  • выдает задание на ВКР;

  • оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период проектирования;

  • рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы, типовые проекты и другие информационные материалы;

  • проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы со студентами и дает им консультации;

  • проверяет выполненные работы (по частям и в целом).

По предложению руководителя ВКР в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам.

Кафедра АМиЭ обеспечивает студентов до начала выполнения ВКР методическими указаниями, в которых устанавливается обязательный объем требований к ВКР.

ВКР выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности: учебников, учебных пособий, монографий и т. п.

Пояснительная записка к ВКР должна в краткой и четкой форме раскрывать теоретический замысел проекта, содержать методы расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ, выводы по ним и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, схемами и т.д. Форма бланка титульного листа «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» дана в приложении 2.

Пояснительная записка и ВКР должны быть отпечатаны на ПЭВМ (приложения 3, 4).

Чертежи по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам должны строго соответствовать действующим ГОСТам. Как правило, чертежи выполняются в карандаше. Плакаты могут выполняться тушью или фломастером.



При оценке качества выполнения ВКР используют следующие показатели:

  • практическая ценность разработки;

  • новизна, оригинальность и актуальность решаемой проблемы;

  • обоснованность применяемых теоретических решений;

  • использование современных методов теории управления;

  • качество графических работ;

  • использование ЭВМ для расчетов;

  • глубина и уровень патентной проработки;

  • оформление работы;

  • использование современных средств автоматизации и др.

Организацию и контроль за ходом ВКР осуществляет кафедра «Автоматика, мехатроника и электротехника». Кафедра обеспечивает студентам условия для успешной самостоятельной работы:

- предоставляет необходимую методическую документацию;

- организует руководство и консультации;

- предоставляет рабочее место для выполнения ВКР.

Началом работы над ВКР является предварительный, а затем окончательный выбор темы, который проводится в начале 7 семестра.

В начале 7-го семестра кафедра АМиЭ проводит первое собрание для ознакомления студентов с тематикой ВКР, где раскрываются особенности каждой темы. После собрания заведующий кафедрой закрепляет за каждым преподавателем кафедры студентов для руководства по предложенной тематике.

Ведущий преподаватель ставит конкретную задачу перед каждым студентом и намечает общие пути ее решения, после чего студенты составляют планы работ по реализации своих задач на период 7-8 семестров, которые включают перечень этапов работы и сроки их выполнения. Работа студентов проводится в свободное от занятий время и дни самостоятельной работы, отведенные на курсовое проектирование. Темы курсовых проектов должны, как правило, соответствовать выбранной теме ВКР.

Руководитель ВКР разрабатывает и оформляет с участием студента следующие документы:


  • задание на ВКР в двух экземплярах;

  • план-график работы студента в двух экземплярах.

После утверждения этих документов заведующим кафедрой один экземпляр хранится на кафедре, а другой выдается студенту. При разработке плана-графика необходимо учитывать следующее: для выполнения ВКР учебным планом предусматривается 4 недели, куда включено время на проверку проекта руководителем и консультантами.

В процессе работы над проектом студент должен ознакомиться с литературными источниками, изучить автоматизируемый технологический процесс производства и его оборудование, поставить и провести эксперимент, обработать результаты исследований, оформить графический материал, составить и отредактировать пояснительную записку.

ВКР выполняется в зале для проектирования или в лабораториях кафедры. Студент обязан отчитываться перед руководителем о ходе выполнения ВКР в специально назначенные дни. Студенты, не выполняющие план-график работы в период выполнения ВКР и не представившие законченный проект в срок, по представлению кафедры не допускаются к защите.

Законченная ВКР, подписанная студентом, представляется руководителю. После просмотра и одобрения ВКР руководитель подписывает его и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть характеристика проделанной работы по всем разделам проекта. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая соответствующую запись в ВКР. В случае, если он не считает возможным допустить студента к защите ВКР, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется декану факультета.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
ВКР разрабатывается на конкретных материалах научно-исследовательских и госбюджетных работ кафедры «Автоматика, мехатроника и электротехника», а также отраслевых и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и предприятий отрасли.

Примерный перечень тем ВКР:



  • локальные системы автоматического регулирования (например, системы автоматизации универсального термоагрегата для колбасных изделий);

  • автоматизация технологических линий, участков, цехов (например, автоматизация линии непрерывного производства творога);

  • автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП) (например, АСУТП производства сырокопченых колбас);

  • система управления роботом-манипулятором для формирования колбасных изделий;

  • разработка нестандартизированных средств измерений (например, прибора контроля влажности сыпучих пищевых продуктов с использованием микроЭВМ);

  • метрологическое обеспечение производства (например, метрологическое обеспечение технологического процесса производства вареных колбас);


5. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структура ВКР включает:

  • титульный лист;

  • задание;

  • аннотация;

  • введение и постановка задачи;

  • обзор или сравнительное описание объектов по выбранной теме;

  • расчетная часть;

  • заключение;

  • библиографический список;

  • ресурсы Интернет;

  • приложения.

Пояснительная записка должна иметь объем около 40-50 страниц без учета приложений.


Титульный лист и задание стандартного образца должны быть полностью оформлены и подписаны соискателем, руководителем работы и заведующим кафедрой. Название темы работы на титульном листе и на листе задания должно совпадать с названием темы, утвержденной приказом ректора МГУПП.

В задании на выпускную квалификационную работу бакалавра указываются:



  • наименование темы;

  • исходные данные для ее выполнения;

  • методика исследования; содержание основной части (специального раздела) пояснительной записки.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы выдается студенту руководителем.

Задание составляется по форме, подписывается выпускником и руководителем. Бланк задания, титульный лист и бланк отзыва руководителя размещены на сайте кафедры.



Аннотация представляет собой краткую характеристику документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Ее назначение состоит в раскрытии основного содержания документа, в определении необходимости обращения к полному тексту документа и в обеспечении поиска аннотируемого документа в информационных и автоматизированных системах. Аннотация должна содержать общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников и перечень ключевых слов. Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде перечня перечисленных выше параметров с указанием их количества. Записывают их с красной строки строчными буквами за исключением первой прописной. Например, «Объем работы 40 стр., 10 рис., 2 табл., 15 источников информации». Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание аннотируемого материала и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами с новой строки после общих сведений о работе. Текст в аннотации должен отражать тему работы, а также ее цель, рассматриваемый объект; методы и средства анализа, полученные результаты, рекомендации по внедрению результатов или область применения. Если пояснительная записка не содержит сведений о какой-либо названной структурной части аннотации, то в ней отражают только оставшиеся части, сохраняя последовательность изложения. Оптимальный объем текста аннотации – 0,5 страницы.

Введение следует после оглавления и краткой аннотации ВКР. Введение должно содержать краткую характеристику выбранной для исследования темы, обоснование актуальности темы и ее научной и/или практической значимости (не более 2-х страниц).

После оглавления и краткой аннотации ВКР следует введение. По введению судят о тщательности подхода, продуманности выбора темы, об уровне написания ВКР в целом. Многое из введения войдет в ваше выступление на защите: введение и заключение тесно связаны между собой. Обязательными составными частями введения являются:



  • обоснование темы и ее актуальность;

  • постановка цели исследования;

  • формулировка задач;

  • характеристика источника и использованной литературы.

Обзор должен показать эрудицию соискателя в выбранном направлении деятельности, содержать сравнительное описание существующих объектов, подлежащих исследованию (схем построения, конструкций, технологий, пакетов прикладных программ, технических средств, методов расчета, методологий и т.д.), с выявлением их основных сравнительных характеристик и параметров.

Расчетная часть. Здесь следует выявить существенные признаки исследуемых объектов, позволяющие произвести их классификацию в рамках заданной темы, и выработать рекомендации по их применению и совершенствованию. Соискатель должен показать знание не только дисциплин направления подготовки, но и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, умение использовать математический аппарат, обычный для работы в соответствии с выбранным направлением, свободное владение методами информационных технологий и средствами информатики. Расчетная часть должна составлять не менее 80 % от общего объема.

Этот раздел ВКР должен содержать расчет по анализу объекта управления, синтезу системы автоматического управления, а также расчеты электрических, пневматических или гидравлических цепей средств автоматизации.



1. Примерная структура и содержание расчетно-пояснительной записки ВКР, посвященной вопросу автоматизации технологических процессов отрасли:

  • описание технологии производства продукции и выявление резервов интенсификации технологического процесса;

  • выявление основных технологических параметров изучаемого процесса, подлежащих контролю и автоматическому управлению;

  • обоснование номинальных значений параметров контроля и регулирования, установление допустимой точности контроля и регулирования;

  • теоретическое исследование объекта управления с позиций биохимических и физико-химических основ, а также теории тепло- и массопереноса;

  • экспериментальное исследование объекта управления с целью определения статических и динамических характеристик изучаемого объекта;

  • обработка экспериментальных данных с использованием ЭВМ;

  • сравнительная оценка теоретических экспериментальных статических и динамических характеристик объекта регулирования;

  • расчет амплитудно-фазовой и частотных характеристик объекта;

  • выбор и обоснование закона регулирования;

  • составление математической модели замкнутой системы и построение переходной характеристики системы;

  • оценка устойчивости системы автоматического регулирования;

  • определение качества процесса регулирования;

  • моделирование системы автоматического регулирования на электронной вычислительной машине с целью оптимизации управления технологическим процессом;

  • разработка функциональной схемы автоматизации;

  • составление и описание принципиальных электрических и пневматических схем;

  • разработка конструкции элементов средств измерений и систем автоматического регулирования;

  • расчеты элементов средств измерений и информационно-измерительных систем;

  • метрологическое обеспечение средств измерений и САУ.

2. Примерная структура и содержание расчетно-пояснителъной записки ВКР, посвященной разработке АСУТП:

  • анализ объекта управления и оценка подготовленности объекта к автоматизированному управлению;

  • - изучение технологического процесса и факторов, определяющих его проведение;

  • постановка задачи автоматизированного управления процессом;

  • разработка математической модели управления;

  • разработка алгоритмов управления;

  • разработка программ для ПЭВМ;

  • выбор комплекса технических средств;

  • имитационное моделирование;

  • метрологическое обеспечение АСУТП.

3. Примерная структура и содержание расчетно-пояснителъной записки ВКР, посвященной разработке проблемы «Метрологическое обеспечение производства»:

  • анализ состояния средств измерений;

  • анализ нормативно-технической документации на выпускаемую предприятием продукцию;

  • анализ технологических процессов с целью выявления их точностных характеристик; выбор и назначение средств измерений;

  • анализ инструментальных методов определения качественных показателей продукции;

  • разработка инструментальных методов измерений;

  • разработка нестандартизированных методов измерений;

  • исследование статистических и динамических характеристик нестандартизированных средств измерений;

  • разработка методики выполнения измерений;

  • аттестация нестандартизированных средств измерений;

  • система управления качеством.

Заключение содержит все основные результаты и выводы по работе и по перспективам ее развития. За обоснованность выводов несет ответственность только сам автор – кандидат в бакалавры техники и технологии (не более 2 страниц).

Заключение должно содержать оценку результатов работы, в частности, их соответствия требованиям задания.

Следует указывать, чем завершена работа:


  • составлением алгоритмов, программ, инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик (расчетов измерений, испытаний), разработкой стандартов, норм и правил и т.д.;

  • составлением исходных требований на средства измерений и системы автоматического регулирования;

  • изготовлением лабораторных и опытных образцов (макетов) нестандартизированных средств измерений и средств автоматизации;

  • внедрением в производство вновь созданных средств измерений и систем автоматического регулирования.

Список использованной литературы включает в себя только те наименования, на которые имеются ссылки в работе, причем в той последовательности, в которой они появляются в работе. Выходные данные использованных источников должны приводиться в стандартной форме (не менее 10 названий).

Приложения (не обязательны) включают в себя графические материалы (например, чертежи, схемы), сложные алгоритмы, программы, результаты вычислений, таблицы вспомогательных и промежуточных данных, а также другие иллюстрационные материалы.

В каждой ВКР имеется вспомогательный материал, который представляет определенную ценность. Однако при включении в основные разделы этот материал загромождает текст, мешает развитию главной мысли. Такой материал следует выносить в приложения. Как правило, это промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, распечатки программы, таблицы, протоколы и акты испытаний, инструкции, методики, описания приборов, используемых при проведении экспериментов, вспомогательные иллюстрации и т.п.


6. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка помимо основного текста обычно содержит разнообразные графические материалы, таблицы, ссылки на литературные источники и другие приложения (например, листинги программ). Текст пояснительной записки пишется в безличной форме. По своему содержанию пояснительная записка должна соответствовать заданию на работу.

Пояснительная записка к ВКР оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001. Текст пояснительной записки к работе должен быть оформлен на компьютере в электронном виде и распечатан на стандартных листах белой бумаги формата А4 (297х210 мм) на одной стороне, с полями 2,5 см, шрифт 14 с одинарным интервалом. Формулы выделяются из текста отдельной строкой.

Для удобства (обозначения содержания) и чтения текст следует разбить на разделы, главы и параграфы, выделяемые заголовками. Все части текста должны наглядно выявлять логику содержания записки. Каждый раздел начинается с новой страницы. Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием этого должен быть смысл написанного. В пределах абзаца мысль должна быть логически закончена независимо от размеров абзаца.

Ссылки на литературу указываются в тексте в квадратных скобках номерами в порядке появления, которые расшифровываются в списке использованной литературы. Во всей работе должно соблюдаться единство терминов, условных обозначений и допускаемых сокращений слов. Пояснительная записка должна отличаться ясностью и четкостью изложения и не содержать грамматических ошибок. Размерности физических величин указываются в соответствии с системой СИ.

Разделы пояснительной записки должны быть свободны от общих или повторяющихся рассуждений, длинных цитат, промежуточных и вспомогательных расчетов. Формулы набираются на компьютере. Индексы и показатели степеней должны легко читаться.

Нумерация формул, рисунков и таблиц должна быть порядковой, сквозной внутри раздела, вестись арабскими цифрами, при этом номер раздела указывается первым. Нумеровать следует только формулы, на которые даются ссылки в записке.

Сведения об использованных источниках, включенных в список литературы, должны приводиться в соответствии с требованиями

ГОСТ 7.1-84. Цитируемая литература должна даваться общим списком в конце записки в соответствии с указанным в тексте порядковым номером ссылки и должна быть оформлена в следующем порядке:


  • для книг: фамилия и инициалы автора (авторов), полное название книги, номер тома, издательство и год издания (при ссылке на определенные страницы книги добавляются номера страниц); для переводных изданий дополнительно после названия книги – язык, с которого сделан перевод, и фамилия редактора (переводчика). Например: Петров П.П. Теория кодирования информации. [пер. с англ.] / под ред. И.И. Иванова. М. : Машиностроение. 2008. - 280 с.;

  • для журнальных статей: фамилия и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала, год издания, номер тома, номер выпуска, страницы (иностранные статьи даются на языке подлинника без перевода).

При наличии более трех авторов указываются только первые три автора, а вместо остальных пишется [и др.].

Выпускная работа должна быть достаточно полно иллюстрирована рисунками, схемами и графиками.

Все графические изображения принято обозначать сокращенно «рис.» независимо от их содержания (диаграмма, фотография и т.д.). Все рисунки должны быть пронумерованы (например, рис. 5.1) и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Если рисунок не оригинален, т.е. взят из литературы, то необходима краткая ссылка на оригинальный источник в подписи под рисунком или в тексте.

Чертежи, рисунки, графики должны содержать все имеющиеся в тексте цифровые или буквенные обозначения деталей и узлов устройств, элементов схем и кривых на графиках, размерность величин по осям графиков и не содержать лишних обозначений и надписей, загромождающих иллюстрацию.

Надписи на рисунках должны быть по возможности заменены буквами или цифрами, пояснение которых дается либо в тексте, либо в подписи под рисунком.

В случае приведения графиков, построенных по результатам экспериментов автором проекта, на них необходимо наносить все экспериментальные, а не только усредненные точки. Разброс точек на графике наглядно показывает степень точности проведения эксперимента и правильность построения кривых.

Фотографии должны выполняться высококачественно в электронном виде. Фотографии новых устройств желательно снабжать сведениями об их размерах, например, масштабная линейка или общеизвестный предмет стандартного размера, сфотографированные рядом с прибором.

При составлении таблиц следует иметь в виду, что они существенно сокращают объем записки и упрощают анализ изложенного материала. Однако не нужно облекать в табличную форму малообъемные материалы, которые с достаточной наглядностью могут быть изложены в тексте или в выводах.

Таблицы должны быть компактны и четко составлены. Число столбцов в таблице должно позволить расположить ее на одной странице записки (горизонтально или вертикально). Большие таблицы следует разделить на две или несколько более мелких и легко доступных пониманию. Объемные таблицы, содержащие громоздкий статистический материал, как правило, выносятся в приложение к пояснительной записке.

Каждая таблица снабжается пояснительными графами (над столбцами), по возможности простыми, содержащими название столбца, а также наименование и размерность величин. Все таблицы снабжаются названием и сквозной нумерацией по разделам. Ссылки в тексте на таблицы даются сокращенно (например, табл. 3.2), без указания ее наименования.

В начале или в конце пояснительной записки желательно поместить список используемых в тексте обозначений. Встречающиеся в тексте термины или названия систем и устройств следует давать сокращенно и писать прописными буквами без точек между ними (например, МП – микропроцессор). Однако не следует злоупотреблять сокращениями, поскольку они затрудняют чтение текста.

Объем графической части выпускной работы устанавливается заданием. Общее количество листов должно быть не менее 6. Они выполняются в соответствии с требованиями ГОСТов. Графическая часть проекта, оформляется с помощью компьютерной графики и распечатывается на бумаге формата А4. Распечатка должна быть четкой и легко читаться при проверке. Отдельные листы графической части должны быть слайдами при презентации ВКР.


7. КРАТКИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КРАСИВОЙ И УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Грамотно и красиво провести презентацию - задача не из легких. Особенно, если дело касается выступления перед Государственной аттестационной комиссией. Воспользовавшись приведенными ниже советами, Вы сумеете провести успешную презентацию и показать свои профессиональные знания.
Создайте план. Любая презентация должна начинаться с вашего представления: Как Вас зовут? Кто Вы? Назовите тему выпускной квалификационной работы.

Важно как, а не что. Очень простой совет. Выделите из всего доклада те тезисы, которые, как вам кажется, является главными. Старайтесь несколько раз повторить самые главные идеи в течение всей презентации.

Слайды лишь только иллюстрируют ваш рассказ. Часто некоторые студенты начинают просто перечитывать слайды, добавляя одно два предложения ко всему написанному. Это в корне не верно. Слайды носят вспомогательную, «визуальную» функцию. Интересная презентация - это прежде всего ваше интересное повествование, ваши жестикуляция и интонация. Никакие картинки и диаграммы не будут интересны, если вы монотонно бубните, уставившись в бумажку с подсказками. Займите равновесную позу, поставив ноги на ширине плеч. Старайтесь жестикулировать, выдерживать непродолжительные паузы после сказанного предложения. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией. Эксперты советуют переключаться с одного слушателя на другого, рассказывая каждому по абзацу, либо последовательна «обводить» взглядом всю аудиторию.

Не стоит спешить, не стоит медлить. Говорите внятно, размеренно, следите за интонацией, акцентируйте внимание слушателей на важных вещах. Делайте паузы в конце смысловых фраз.


Красивые слайды. Еще никто не отменял тот факт, что 80 % информации человек получает с помощью зрения. И естественно, если эта информация будет красиво оформлена, то такую информацию принимать гораздо проще и приятней. Позаботьтесь о слайдах, оформлении содержания, картинках и диаграммах. Пример оформления титульного слайда презентации приведен в приложении 5.

Правило 10/20/30 от Гая Кавасаки. Гай Кавасаки - блоггер, популярный на Западе, автор книг по Open Sourse, советует применять для презентаций следующее правило: 10 слайдов на 20 минут с 30м размеров шрифта. 10 слайдов - это то количество, которое могут полноценно «усвоить» слушатели. Большее число слайдов говорит о том, что вы не сумели выделить главные тезисы. Задумайтесь, отбросьте все лишнее и отобразите на слайдах действительно самое главное. 30-й размер шрифта - оптимальный выбор для написания текста на слайдах. Вам необходимо кратко сформулировать свои тезисы и написать их на слайдах, чтобы все уместилось. Такой текст будет приятней читать слушателям, и к тому же они будут концентрировать свое внимание именно на вашем рассказе.

На сегодняшний день самой совершенной коммуникативной технологией специалисты считают мультимедийную презентацию. Она объединяет текст, графику, анимацию, видео и аудио (голоса или музыку). По сравнению, например, с видео она располагает большими возможностями, но их изготовление и использование в несколько раз дешевле. Помимо изобразительных возможностей у мультимедийных презентаций есть еще два мощных инструмента – интерактивность и возможность простого обновления информации.

При создании мультимедийных презентаций, как правило, применяются технологии Macromedia Flash™ и Арр1е QuickTime™.
О чем должен думать выступающий с докладом студент
Как преодолеть волнение? Согласно исследованиям психологов большинство людей в наше время боится публичных выступлений примерно так же, как смерти.

С так называемым «страхом сцены» сталкиваются даже известные актеры, политики, музыканты и спортсмены.

По мнению психологов, самый надежный способ избежать «боязни сцены» - это хорошо подготовить свое выступление. Специалисты утверждают, что на одну минуту речи требуются пять минут подготовки. Они советуют найти кого-то, кто вас выслушает. Если такого человека вам найти не удастся, то имеет смысл репетировать, громко проговаривть текст, стоя перед зеркалом. Основная задача таких упражнений состоит в том, чтобы услышать свой собственный голос и привыкнуть к нему. Учить наизусть текст при этом ни в коем случае не нужно. Во-первых, могут быть спонтанные вопросы из зала, которые, естественно, нарушат зазубренную структуру рассказа. Во-вторых, одно случайно забытое слово, и речь становится неуверенной, выступающий начинает нервничать и сбивается. В-третьих, невозможно угадать заранее, какие вопросы будут задавать члены ГАК.

Рекомендации к содержанию и оформлению презентации ВКР


  1. Продолжительность – 8-10 минут.

  2. Количество слайдов - 10-12.

  3. Цветовое оформление - выдержанная контрастная цветовая гамма.

  4. Звуковое сопровождение (если имеется) и шрифты должны соответствовать теме и содержанию презентации.

  5. Титульный слайд.

  6. Краткий перечень целей, задач, проблем - один слайд на цветном фоне.

  7. Последовательность слайдов должна соответствовать логике доклада.

  8. Слайды с таблицами на нейтральном (белом) фоне должны отражать содержание исследуемой проблемы.

  9. Диаграммы, таблицы и рисунки - цветные и контрастные на слайде.

  10. Фоторяд может содержать фотографии, сделанные автором и свидетельствующие о деятельности автора. Фотографии обязательно подписываются.

  11. Анимация применяется в презентации только в тех случаях, если не мешает восприятию содержания слайда, как правило, при смене слайдов.

  12. Возможно включение в презентацию видеоряда (в пределах выделенного времени).

  13. Последний слайд - "Спасибо за внимание"


8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
В число мероприятий, связанных с защитой ВКР, входят: образование Государственной аттестационной комиссии и разработка графиков защиты ВКР.

В круг деятельности Государственной аттестационной комиссии входят: проверка научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов, решение вопроса о присвоении выпускникам соответствующей квалификации и о выдаче диплома (без отличия, с отличием); разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Государственная аттестационная комиссия организуется в составе председателя и членов комиссии ежегодно и действует в течение календарного года.

Председатель комиссии назначается Министерством образования и науки РФ по предложению ректора вуза из числа наиболее крупных специалистов производства или ученых, не работающих в данном высшем учебном заведении.

В состав Государственной аттестационной комиссии на правах ее членов входят: ректор высшего учебного заведения или один из проректоров, ведающих учебной или научной работой, декан соответствующего факультета (или заместитель), заведующие кафедрами, профессора или доценты профилирующих кафедр, отдельных общенаучных и общеинженерных дисциплин.

Персональный состав членов Государственной аттестационной комиссии утверждается ректором высшего учебного заведения.

К защите ВКР допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана и программ.

В Государственную аттестационную комиссию до начала защиты ВКР представляются следующие документы:



  • справка деканата факультета о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках;

  • отзыв руководителя.

Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины состава комиссии.

При защите ВКР студент должен продемонстрировать владение профессиональными компетентностями. (приложение 6)


9. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работы допускается к защите при наличии положительного отзыва руководителя и подписи заведующего кафедрой. Бланк отзыва руководителя ВКР приведен в приложении 7.

Сроки проведения защит утверждаются на заседании кафедры. В каждый назначенный день Государственная аттестационная комиссия (ГАК) принимает к защите, как правило, не более 10 работ. Запись студентов по датам защит производится на кафедре у секретаря ГАК в течение одного месяца до начала защит по согласованию между руководителем проекта и ответственным за выпускные работы по кафедре.

Не позднее чем за две недели до окончания срока проектирования кафедра сообщает студентам-бакалаврам расписание защиты с указанием дня, часа и номера аудитории. Решение об очередности защиты принимает кафедра с учетом мнения руководителя и студента-бакалавра.

Планируя время защиты выпускной работы, студент-бакалавр должен иметь в виду, что после фактического выполнения всего проекта потребуется еще несколько дней для получения всех необходимых подписей и отзыва руководителя. Кроме того, для более качественной подготовки к защите до нее проводится предварительное заслушивание доклада руководителем или на кафедре.

В день защиты студент непосредственно перед своим выступлением сдает секретарю ГАК пояснительную записку, отзыв руководителя и другие документы, а также загружает в компьютер свою презентацию. Защита бакалаврской работы происходит на открытом заседании ГАК, возглавляемой председателем или его заместителем – заведующим выпускающей кафедрой.

Порядок защиты выпускной работы определяется Положением о итоговых аттестационных комиссиях:



  • сначала секретарь сообщает членам ГАК фамилию, имя и отчество студента, называет тему проекта, а пояснительную записку передает в комиссию для ознакомления;

  • после этого председатель ГАК разрешает начать защиту, предоставляя студенту слово для доклада. Для доклада на защите студенту предоставляется 10 минут. Студент излагает содержание своего проекта, останавливаясь лишь на основных положениях в выводах и делая упор на обоснование принятых решений.

При выступлении целесообразно пользоваться следующими советами:

  • говорить следует громко, ясно, отчетливо, не монотонно, по возможности выразительно и просто;

  • в тоне должна быть уверенность, убежденность, сила;

  • жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно;

  • конец речи должен быть логическим завершением сказанного.

По завершении доклада председатель предлагает членам ГАК задавать студенту вопросы, связанные с темой доклада. С разрешения председателя ГАК могут выступать все желающие.

После ответов на вопросы членов ГАК председатель просит секретаря зачитать отзыв руководителя, а также дополнительные справки, например, справку от какого либо производственного подразделения, подтверждающую реальность применения на практике результатов работы.

После оглашения отзыва председатель предлагает защищающемуся студенту высказаться по поводу сделанных замечаний. Студент может согласиться с замечаниями или аргументировано возразить.

В процессе защиты секретарь фиксирует в специальном протоколе все вопросы членов ГАК и ответы студента.

Сразу же после публичной защиты выпускных квалификационных работ, запланированных на текущий день, назначается закрытое заседание ГАК, на котором обсуждаются результаты защиты и простым большинством принимается решение об оценке каждой работы.

При окончательной оценке работы учитываются актуальность темы, качество выполнения проекта, правильность и четкость ответов студента на заданные вопросы, успеваемость студента за время обучения в институте и отзыв руководителя.

Далее все студенты, принимавшие участие в защите, приглашаются в аудиторию, и председатель сообщает о принятых решениях и оценках, комментируя их при необходимости. Оценки и принятые решения заносятся в протокол заседания ГАК.

Для получения диплома с отличием студенту необходимо иметь средний балл за весь период обучения в институте не менее 4.75, не иметь ни одной оценки «удовлетворительно», сдать государственный экзамен по специальности и защитить выпускную работу с оценкой «отлично». Решение о выдаче диплома с отличием принимает ГАК.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Благовещенская. М.М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами: учеб. для вузов / М.М. Благовещенская, Л.А. Злобин. – М. : Высш. шк., 2005. - 768с.

2. Брусиловский Л.П. АСУТП цельномолочных и молочнокислых производств / Л.П. Брусиловский, А.Я. Вайнберг. - М. : Колос, 1993. - 363 с.

3. Брусиловский Л.П. Приборы технологического контроля в молочной промышленности : справочник / Л.П. Брусиловский, А.Я. Вайнберг. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Агропромиздат, 1990. - 288 с.

4. Граф В.А. Автоматизированные системы управления процессами в мясной и молочной промышленности / В.А. Граф, Н.А. Рогов, Ю.Т. Стегаличев, А.Д. Фрезоргер. - М. : Агропромиздат, 1985. - 280 с.

5. Гармаш И.И. Автоматизация технологических процессов в мясной промышленности / И.И. Гармаш. - Киев : Техника, 1985. - 120 с.

6. Горбунов А.В. Механизация и автоматизация мойки оборудования на предприятиях молочной промышленности / А.В. Горбунов, В.В. Митин, В.И. Усков. - М. : Пищевая промышленность, 1979. - 112 с.

7. Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием. /В.В. Денисенко - М. : Горячая линия – телеком, 2009. - 608 с.

8. Крусь Г.Н. Технология молока и оборудование предприятий молочной промышленности / Г.Н. Крусь, В.Г. Тиняков. - М. : Агропромиздат, 1986. - 280 с.

9. Крусь Г.Н. Технология сыра и других молочных продуктов / Г.Н. Крусь, И.И. Кулешова, Н.И. Дунченко. - М. : Колос, 1992. - 320 с.

10. Митин В.В. Автоматика и автоматизация производственных процессов мясной и молочной промышленности : учебник / В.В. Митин, В.И. Усков, Н.Н. Смирнов. - М. : Агропромиздат, 1987. - 240 с.

11. Протопопов И.И. Автоматизация процессов производства сыра / И.И. Протопопов. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 134 с.

12. Рогов И.А. Технология и оборудование колбасного производства / И.А. Рогов, А.Б. Забашта, В.А. Алексахина, Е.И. Титов. - М. : Агропромиздат, 1989. - 304 с.

13. Рогов И. А. Общая технология получения и переработки мяса / И.А. Рогов, А.Б. Забашта, Г.П. Казюлин. - М. : Колос, 1994. - 367 с.

14. Соколова З.С. Технология сыра и продуктов переработки сыворотки / З.С. Соколова, Л.И. Лакомова, В.Г. Тиняков. - М. : Агропромиздат, 1992. - 335 с.

15. Трегуб В.Г. Проектирование, монтаж и эксплуатация систем автоматизации в пищевой промышленности / В. Г. Трегуб, А.П. Ладанюк, Л.Н. Плужников. - М. : Агропромиздат, 1991. - 352 с.

16. Ужанский B.C. Автоматизация холодильных машин и установок / B.C. Ужанский. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1989. - 304 с.

17. Усков В.И. Метрологическое обеспечение производств мясной и молочной промышленности / В.И. Усков, В.К. Бондаренко, В.В. Митин, Н.А. Яцюта, С.И. Суханова, П.Н. Рудавка ; под ред. В.И. Ускова. - М. : Агропромиздат, 1988. - 183 с.

18. Усков В.И. Учебно-исследовательская работа студентов : учебное пособие / В.И. Усков. - М. : МГУПБ, 2005. - 109 с.

19. Усков В.И. Методология структурного анализа систем автоматического управления: методические указания к выполнению курсового проекта / В.И. Усков. – М. : МГУПБ, 2005. - 91 с.

20. Усков В.И. Автоматизация технологических процессов и производств: методические указания по проведению производственной практики / В.И. Усков. – М. : МГУПБ, 2007. - 26 с.

21. Усков В.И. Обработка результатов измерений: методические указания к лабораторно-практическим работам / В.И. Усков. - М. : МГУПБ, 2004. - 32 с.

22. Усков В.И. Гигиенические требования к видеотерминалам, персональным электронно-вычислительным машинам, организация работы на ПЭВМ / В.И. Усков. - М. : МГУПБ, 2004. - 21 с.


Перечень отечественных журналов рекомендуемых при выполнении выпускных квалификационных работ
1. «Автоматика и телемеханика».

2. «Теория и системы управления».

3. «Автоматизация и управление в машиностроении».

4. «САПР и графика».

5. «Открытие системы».

6. «Микропроцессорные средства и системы».

7. «Информационные системы».

8. «Программирование».

9. «Автоматизация проектирования и производства».

10. «Стандарты и качество».

11. «Теория и системы управления».

12. «Автоматизация технологических процессов: управление, моделирование, контроль, диагностика».

13. «Робототехника».

14. Реферативный журнал «Промышленные роботы».

15. «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».

16. «Все о качестве. Зарубежный опыт».

17. «Все о качестве. Отечественные разработки».

18. «Главный метролог».

19. «Законодательная и прикладная метрология».

20. «Измерительная техника».

21. ИСО 9000+ИСО14000. Приложение к журналу «Стандарты и качество».

22. «Качество: теория и практика».

23. «Контрольно-измерительные приборы и системы».

24. «Менеджмент: горизонты ИСО».

25. «Методы менеджмента качества».

26. «Метрология».

27. «Метрология и измерительная техника. Реферативный журнал».

28. «Мехатроника, автоматизация и управление».

29. «Мир измерений».

30. «Мир стандартов».

31. «Приборостроение и средства автоматизации».

32. «Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика».

33. «Проблемы машиностроения и автоматизации».

34. «Проблемы теории и практики управления»

35. «Сертификация».

36. «Системы, приборы и методы контроля качества окружающей среды.

Реферативный журнал».

37. «Современные технологии автоматизации».



ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
1. Адреса сайтов научно-исследовательских институтов метрологии, стандартизации и сертификации.


ВНИИКИ

Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и

информации по стандартизации и качеству



ГСП-5, 123995, Москва, К-1, Гранатный пер., 4 Тел.(495)290-43-09

Факс (495) 290-68-28

E-mail:fond@vniiki.ru

http://www.vniiki.ru




ВНИИ стандарт

Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации

117421, Москва, ул. Новаторов, 40

Тел.(495)432-38-12

Факс (495) 935-20-27

E-mail: vniistand@gost.ru




ВНИИС

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации

123557, Москва, Электрический, пер.3 Тел.(495)253-70-06

Факс (495) 253-33-60

E-mail: vniisfa@vniis.ru

http://www.vniis.ru



ВНИИНМАШ

Всероссийский научно-исследовательский и нети тут стандартизации и сертификации в машиностроении

123007, Москва, Д-4,

ул. Шеногина, 4

Тел.(495) 256-04-49

Факс (495) 256-65-00

E-mail:vniinmash@gost.ru


ВНИИМС

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы

119361, Москва,

ул. Озерная, 46

Тел. (495) 437-55-77

Факс (495) 437-56-66

Е-mail:

office.vniims@relcom.ru




ВНИЦСМВ

Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ

103006, Москва. Долгоруковская ул., 21 Тел.(495)978-01-90

Факс (495) 978-68-77





ГП «ВНИИОФИ»

Государственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений»

103131, Москва, ул. Рождественка, 27

Тел. (495)208-41-83

Факс (495) 208-48-97

E-mail: vniiofi@vniiofi.ru

http://www.vniiofi.ru


ГП «ВНИИМ им.Д.И.Менделеева»

Государственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева»

198005, С.-Петербург,

Московский пр., 19

Тел. (812)251-76-01

Факс (812) 113-01-14

Е-mail:info@vniim.ru

http://www.vniim.ru


ВНИИСС

агропродукт



Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации

агропромышленной продукции



350063, Краснодар,

ул. Постовая, 36

Тел. (8612)68-22-92

Факс (8612) 52-92-66

E-mail: vniissa@kubannet.ru


ВСНИИФТРИ

Восточно-Сибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений

664056, Иркутск, ул. Бородина, 57

Тел.(3952) 46-03-03

Факс (3952) 46-07-30

E-mail: root@niiftri.irkutsk.ru



УНИИМ

Уральский научно-исследовательский институт метрологии

620219, Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4 Тел.(3432)55-26-18

Факс (3432) 55-20-39

E-mail: uniim@uniim.rii

http:/www.uniim.ru



ВНИИР

Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии

420029, Казань, ул. 2-я Азинская, 2а

Тел.(8432)76-70-74

Факс. (8432)76-00-32


НИЦПВ

Научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума


1179257, Москва,

ул. Вавилова, 38

Тел.(495)132-66-87

Факс (495) 132-60-13

E-mail: Semenov@sci.lebedev.ru


ГП «ВНИИФТРИ»

Государственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений»

141570, Московская область, Солнечногорский р-н, п/о Менделеево

Тел. (495) 535-24-01

Факс(495)535-73-86

E-mail:


director@vniiftri.ru

http://www.vniiftri.ru

ГП «ВНИИФТИ

“Дальстан-дарт”»



Государственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических измерений "Дальстандарт"»

680000, Хабаровск, ул. К.Маркса, 65

Тел. (4211)32-55-04

Факс (4211)32-92-68

E-mail:


dalstandart@poli.khv.ru

ГП НЦОФИ

Государственное предприятие «Научный центр оптико-физических исследований"

103131, Москва, ул. Рождественка, 27 Тел.(495)208-46-61

Факс (1395) 208-48-97


АО НИЦ КД

АО Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем

603603, Нижний Новгород, М-79, Московское шоссе, 213а

Тел. (8312)46-65-15

Факс (8312) 46-63-44

E-mail: nitskd@kis.ru


ГП СНИИМ

Государственное предприятие «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии»

630004, Новосибирск,

пр-кт Димитрова, 4

Тел.8(3832)10-08-14, Факс.8(3832) 10-13-60

E-mail: info@sniim.siberia.net http://sniim.siberia.net


ГОС-СТАНДАРТ

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

119991, Москва, Ленинский проспект, 9

Тел. (495) 236-03-00, Факс (495) 236-62-31

http://www.gost.ru


ФГУ «Ростест-Москва»

Федеральное государственное учреждение "Российский центр испытаний и сертификации -Москва"

117418, Москва,

Нахимовский прос-т, 31

Тел. (495)129-19-11

Факс: (495)124-99-96



E-mail: info@rostest.ru

http://www.rostest.ru


2. Адреса сайтов предприятий и организаций

молочной промышленности
Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия - www.vniims.yaroslavl.ru

Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности - www.vnimi5.ru

«Вимм - Билль - Данн» - www.wbd.ru

ЗАО «Группа МК ”Луч”» - www.lutch.ru www.wmz.ru www.smychka.ru

ЗАО «Делаваль» - www.delaval.ru

НИИ детского питания – www.niidp.ru

Единая отраслевая справочная – www.odorad.info

Индустрия упаковки – www.indupack.ru

«Империя холода», журнал – www.holodinfo.ru

«Метра». Научно-производственное предприятие – www.metra.ru

«Мир биотехнологий», НПО – www.bitilife.ru

Молинформ. Межотраслевой информационно-консультационный центр – www.2d2.ru

«Молочная река», журнал – www.molreka.ru

«Молочная промышленность», журнал – www.moloprom.ru

«Переработка молока», журнал – www.milkbranch.ru

«Пищевая промышленность», издательство – www.foodprom.ru

«Продиндустрия», аналитическое обозрение – www.prodindustry.ru

Российский союз предприятий молочной промышленности – www.dairyunion.ru

«Сфера», издательский дом – www.sferamagazine.ru

«Тетра-Пак», ЗАО – www.tetrapac.ru

ФГНУ «Росинформагротех» - www.rosinformagrotech.ru
КАФЕДРА «АВТОМАТИКА, МЕХАТРОНИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» ЖЕЛАЕТ СВОЕМУ ВЫПУСКНИКУ БОЛЬШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»


следующая страница >>