Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников фармацевтического факультета Казань, 2011 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания Выборг 2008 содержание и оформление выпускной... 1 381.96kb.
Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ... 2 399.39kb.
Методические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной... 2 718.52kb.
Методические рекомендации Составители: Баранова О. В., к и. 1 344.99kb.
О. Е. Кутафина (мгюа) Кафедра гражданского и семейного права Общие... 1 138.22kb.
Методические указания Красноярск ипк сфу 2011 Учебное издание 2 1020.41kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания к лабораторной работе №9 по дисциплине «Общая... 1 188.49kb.
Методические указания к лабораторной работе Самара 2005 1 230.29kb.
Методические указания к лабораторной работе рпк «Политехник» Волгоград... 1 178.66kb.
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика... 1 303.05kb.
Приложение: на 44 л., в 1 экз 6 2355.93kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников - страница №1/4

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Фармацевтический факультет


Методические указания

о выпускной квалификационной (дипломной) работе

для выпускников фармацевтического факультета

Казань, 2011

УДК 615.011.5 (075.8)

ББК 52.81 я 73


Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители:

доцент кафедры фармацевтической химии с курсами аналитической и

токсикологической химии Сидуллина Светлана Анатольевна,

ст. преп. кафедры фармакологии фармацевтического факультета с курсами фармакогнозии и ботаники Шиловская Елена Владимировна

Рецензенты:

доцент кафедры фармацевтической технологии Меркурьева Г.Ю.,

доцент кафедры управления и экономики фармации Грибова Я.В.

Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников фармацевтического факультета / Сидуллина С.А., Шиловская Е.В. - Казань: КГМУ, 2011. – 109 с.


Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников фармацевтического факультета составлено на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобразования России от 25.03.2005 № 1155, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации от 15.06.2000 № 2510/6646-26, разработанного и утверждённого Минздравом России, Положения о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников фармацевтических вузов (факультетов) Минздрава России (1997).

Ó Казанский государственный медицинский университет, 2011



Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

4

1. Общие положения……………………………………………………..

5

2. Подготовительный этап……………………………………………….

8

2.1. Выбор и утверждение темы дипломной работы……………….

8

2.2. Утверждение научного руководителя и консультанта………...

10

3. Основной этап…………………………………………………………

11

3.1. Составление календарного плана………………………………

11

3.2. Подбор, анализ и обобщение нормативных актов,

документов и литературных источников……………………………


13


3.3. Сбор и анализ практического материала……………………….

15

3.4. Использование в квалификационной (дипломной) работе

научных достижений……………………………………………


16


3.5. Расчётно-аналитическая часть дипломной работы…………….

16

3.6. Оформление дипломной работы………………………………..

16

3.6.1. Титульный лист. Оглавление……………………………..

18

3.6.2. Введение…………………………………………………….

19

3.6.3. Основная часть квалификационной (дипломной) работы.

20

3.6.4. Заключение (или выводы и предложения)………………..

35

3.6.5. Список использованной литературы

(библиографический список)……………………………...


35


3.6.6. Приложения………………………………………………...

47

4. Завершающий этап…………………………………………………….

48

4.1. Отзыв руководителя……………………………………………...

48

4.2. Рецензирование…………………………………………………...

48

4.3. Выступление и презентация дипломной работы в ГАК……….

49

4.4. Предзащита и защита дипломной работы в ГАК………………

52

5. Приложения……………………………………………………………

56

Список использованной литературы…………………………………

108

4
Введение

Настоящее методическое пособие разработано в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования России от 25.03.2005 № 1155, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации от 15.06.2000 № 2510/6646-26, разработанное и утверждённое Минздравом России, Положением о выпускной квалификационной (дипломной) работе для выпускников фармацевтических вузов (факультетов) Минздрава России.

Дипломная работа выполняется по одной или нескольким дисциплинам специальности, вынесенным на итоговую государственную аттестацию: фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология, управление и экономика фармации. Могут выполняться и комплексные работы с привлечением других кафедр университета.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой самостоятельное научное исследование, выполненное студентом под руководством преподавателей и служащая критерием оценки уровня подготовки выпускника в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Цель дипломной работы – систематизация, закрепление, и расширение теоретических и практических знаний по специальности 06.01.08 «Фармация» и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков научно-исследовательской работы.



Основные задачи дипломной работы:

- обосновать актуальность и значимость работы для теории и практики фармации;

- теоретическое исследование состояния конкретной проблемы;

- творческий анализ состояния объекта и предмета исследования за определённый период, определение и изучение факторов, влияющих на объект и предмет исследования;

- усвоение и закрепление полученных навыков владения современными технологиями и методиками решения практических задач или вопросов, поставленных в дипломной работе;

- обобщение полученных результатов проведённых исследований и формулирование аргументированных выводов и рекомендаций.

Дипломная работа представляет собой самостоятельно проведённое комплексное исследование, в котором раскрываются ключевые аспекты избранной темы, уровень разработанности в отечественной и зарубежной литературе, обосновывается научная новизна и практическая значимость исследования, излагается основной материал, формулируются выводы и предложения.

В связи с вышесказанным в процессе написания дипломной работы студент должен показать:

- умение работать с литературой, правильно цитировать и делать ссылки на различные источники;

5
- знание современных информационных технологий;

- способность обобщать результаты исследований, расчётов, различных процессов и явлений;

- актуальность сформулированных выводов и предложений, направленных на совершенствование исследуемого вопроса.

Цель методического пособия дать наглядное представление обо всех этапах подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы, о требованиях, предъявляемых к структуре и содержанию квалификационной работы. В данной работе приводится описание процесса подготовки квалификационной (дипломной) работы, часто встречающиеся ошибки, оформление и библиографический аппарат дипломной работы, процедура её защиты.
1. Общие положения

Требования к итоговой государственной аттестации установлены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки, дисциплинам и специализациям. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации итоговая государственная аттестация выпускников включает государственный экзамен по специальности или защиту квалификационной (дипломной) работы.

Дипломная работа является формой итоговой государственной аттестации, самостоятельно выполняемой студентом с целью развития творческих способностей, расширения знаний, получения опыта изучения  научной литературы и исследовательской работы.

К выполнению дипломной работы допускаются студенты, не имеющие оценок «удовлетворительно» по дисциплинам специальности и проявившие способность и заинтересованность к научным исследованиям.

Дипломная работа является квалификационной работой выпускника, которая показывает уровень его общетеоретической и профессиональной подготовки.

Квалификационная (дипломная) работа по фармацевтическим специальностям должна представлять собой некий проект, демонстрирующий наличие у студента-выпускника навыков практического анализа проблем фармации, расчётов и разработки проекта совершенствования разделов фармацевтической деятельности.

Целью квалификационной (дипломной) работы являются закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в фармацевтической сфере; развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования; выявление подготовленности студента-выпускника для самостоятельной работы в различных областях фармации в современных условиях, а также отражает умение студента-выпускника самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

Приступая к защите квалификационной (дипломной) работы, студент-выпускник должен наглядно представлять все этапы её подготовки и защиты, которые приведены на рис. 1.

6


Подготовительный этап




Выбор темы




Перечень тем

выпускающей кафедры




Самостоятельно

предложенная тема




Утверждение темы

(на основании заявления)






Зав. выпускающей кафедры

(протокол заседаний)






Декан факультета (ректор)

(приказ)





Утверждение

научного руководителя




Основной этап




Составление календарного плана

(указать конкретные даты по видам работы)






Изучение и обобщение состояния проблемы в теории, в современной отечественной и зарубежной практике




Оформление

введения





Оформление 1

и 2 глав





Практика




Глава3, заключение, список литературы, приложения




Завершающий этап




Преддипломная защита




Доработка по замечаниям





Оформление по ГОСТу





Получение рецензий





Публичная защита




Получение документа об образовании

Рис.1. Этапы подготовки и защиты квалификационной (дипломной)

работы студента-выпускника
Дипломная работа должна быть законченным исследованием и обязательно включать в себя как теоретическую часть, в которой показаны знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и научно-методическую часть.

7
Защита дипломной работы студентом-выпускником фармацевтического факультета КГМУ является завершающим этапом его обучения.

Дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

- рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе (новую постановку известной проблемы);

- содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;

- отвечать чёткому построению и логической последовательности изложения материала;

- выполняться с использованием экономико-математических методов и моделей, специализированных пакетов программ для ПЭВМ;

- содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте работы необходимо широко использовать таблицы, графический материал (графики, схемы и т.д.);

- завершаться экономически обоснованными рекомендациями и доказательными выводами.

Для достижения цели написания дипломной работы студент-выпускник должен:

- изучить законодательные и нормативные акты, литературу отечественных и зарубежных авторов для теоретического обоснования сущности исследуемого явления, его форм, направлений, факторов и т.п.;

- собрать, обобщить и проанализировать фактические данные конкретного объекта исследования, для выявления тенденций и закономерностей развития изучаемого явления или процесса;

- обосновать конкретные предложения по совершенствованию исследуемого процесса или явления с использованием необходимых экономических расчётов.

По содержанию дипломной работы и в процессе её защиты устанавливаются:

- уровень знаний, умений и навыков выпускника по избранной специальности;

- умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

- способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

- умение самостоятельно обосновывать выводы, практические рекомендации и управленческие решения по результатам дипломного исследования.

Квалификационная работа выполняется на одной из кафедр фармацевтического факультета или межфакультетских кафедрах соответствующего профиля при поддержке научного руководителя.

Допускается выполнение комплексных квалификационных работ на двух кафедрах, соответствующих тематике. В таком случае за студентом закрепляются два научных руководителя и два рецензента. Квалификационная (дипломная) работа, её объём и состав определяются профильными кафедрами фармацевтического факультета в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

8
Квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника может основываться на обобщении выполненных им ранее курсовых работ и готовиться к публичной защите в завершающий период обучения.

Достоверность цитируемых источников, будь это специальная научная литература, статистические данные, анкетные или расчётные материалы, обобщение результатов практики, характеризует кругозор студента-выпускника.

Дипломная работа представляет собой разработку (исследование) одной из актуальных проблем теории и практики в сфере фармации. Это исследование должно базироваться на знании законодательной, научной, учебной литературы, состояния практики в рамках предмета исследования. Она носит обобщающий характер и содержит некоторые отдельные самостоятельные выводы и рекомендации. Работа должна также представлять собой законченное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных фармацевтических проблем; содержать научный анализ действующего законодательства и научно-практической литературы, состояния практики; содержать самостоятельные научно обоснованные выводы и предложения. Научная новизна и практическая значимость квалификационной (дипломной) работы являются основными критериями качества исследования.

Дипломная работа должна быть ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Она является самостоятельным научным исследованием и по своей структуре и степени проработки выбранной теоретической и (или) практической проблемы наиболее приближена к кандидатским диссертациям. Подготовка дипломной работы обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и некоторую необходимую совокупность методологических представлений и практических навыков в избранной области профессиональной деятельности.


2. Подготовительный этап

2.1. Выбор и утверждение темы дипломной работы

На подготовительном этапе работы студенту назначается тема работы, научный руководитель и, в некоторых случаях, научный консультант.

Выбор темы является первым этапом работы и осуществляется в соответствии с тематикой научных исследований, проводимых на выпускающих кафедрах (фармацевтическая технология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, управление и экономика фармации).

Основные темы квалификационных (дипломных) работ, как правило, определяются руководящим и преподавательским составом профильных кафедр. Темы дипломных работ предоставляются студентам в виде перечня тем, исследуемых и утверждаемых профильными кафедрами. Студент-выпускник выбирает самостоятельно тему из примерного перечня, который ежегодно обновляется кафедрой с учётом новейших фармацевтических, социально-экономических, правовых потребностей общества.

Студенту-выпускнику также предоставляется возможность выбирать "свою" актуальную тему квалификационной (дипломной) работы.

9
Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной (дипломной) работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая впоследствии должна быть согласована с руководством профильной кафедры.

Однако в каждом из случаев выбранная тема квалификационной (дипломной) работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.

Тема квалификационной (дипломной) работы должна отражать актуальность одной из фармацевтических проблем.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы, как правило, должен быть связан с курсовой научной работой, где целесообразно собрать материал для будущей работы.

Наиболее выигрышными темами также могут быть темы на стыке различных дисциплин, например, таких как фармацевтическая химия и фармацевтическая технология; фармакогнозия и фармацевтическая химия и т.п.

Особенно интересными являются темы, связанные с проблемами практики работы органов управления, аптечных учреждений, фармацевтических предприятий, компаний, фирм; анализом фармацевтических проблем отдельных (конкретных) регионов или муниципальных образований.

Наибольшей сложностью отличаются те темы, которые связаны с общетеоретическими исследованиями, так как студент-выпускник должен не только показать хорошее знание теории, имеющихся научно-теоретических разработок, но и сделать самостоятельные новые выводы и предложения теоретического характера, а также убедительно доказать их обоснованность. Поэтому выполнение чисто теоретических тем может быть разрешено кафедрой лишь в исключительных случаях.

Основным критерием при выборе темы квалификационной (дипломной) работы служит научно-практический интерес студента-выпускника. Это, прежде всего, относится к студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках или имеют публикации по избранной теме исследования.



По одной проблеме могут выполняться квалификационные (дипломные) работы несколькими студентами-выпускниками, если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие также находит своё отражение в плане квалификационной (дипломной) работы.

Тема работы закрепляется за студентом-выпускником по его устному или письменному заявлению на имя заведующего кафедрой.

Заявления студентов-выпускников рассматриваются на одном из заседаний кафедры. Темы квалификационных работ и кандидатуры научных руководителей обязательно утверждаются на заседании кафедры по заявлению студента, с согласия руководителей и заведующих кафедрами. Утверждение проводится не позднее чем за 6 месяцев до начала государственных экзаменов.

10
Решением кафедры тема квалификационной (дипломной) работы утверждается либо изменяется; назначается научный руководитель, а в некоторых случаях и научный консультант. Для утверждения темы дипломной работы на Учёном совете университета в деканат представляются следующие документы:

- личное заявление студента;

- выписка из протокола заседания кафедры об утверждении темы дипломной работы и научных руководителей.

Утверждение темы квалификационной (дипломной) работы и назначение научного руководителя и научного консультанта по представлению кафедры оформляется приказом ректора перед направлением студента-выпускника на практику.
2.2. Утверждение научного руководителя и консультанта

В процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы каждому студенту-выпускнику назначаются научный руководитель и (при необходимости) научный консультант. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 5 студентов.

Научное, методическое и организационное руководство подготовкой и написанием дипломных работ осуществляется преподавателями, научными сотрудниками и аспирантами последнего года обучения выпускающих кафедр: УЭФ, фармацевтической технологии, фармацевтической химии, фармакогнозии, также и преподавателями-совместителями (из других вузов, кафедр КГМУ), а также практическими работниками (например, из аптек, центра контроля качества, фармфирм, аналитических лабораторий и т.д.), имеющими учёные степени кандидата или доктора наук и являющимися специалистами в области фармации.

При выполнении комплексных работ (1-3 кафедры, одна из которых выпускающая) к руководству могут быть привлечены и сотрудники других кафедр (не более одного с каждой кафедры) и подразделений университета.



В случае выполнения дипломной работы на нескольких выпускающих кафедрах, ею могут руководить преподаватели соответствующих кафедр, но не более одного от каждой кафедры.

Научный руководитель квалификационной (дипломной) работы:

  • определяет тематику и объём дипломной работы;

  • рекомендует студенту-выпускнику необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

  • оказывает студенту-выпускнику помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения квалификационной (дипломной) работы;

  • выдаёт студенту-выпускнику задание по квалификационной (дипломной) работе;

  • осуществляет непосредственное руководство и контроль над процессом исследования;

  • проводит систематические консультации;

11


  • даёт рекомендации по оформлению работы;

  • проверяет представленные студентом структурные разделы и всю работу в целом, оценивает степень их подготовленности, даёт соответствующие рекомендации по их корректировке;

  • информирует кафедру о ходе выполнения студентом дипломной работы;

  • проверяет готовую дипломную работу и с письменным отзывом представляет её на кафедру.

Студент несёт полную ответственность за содержание, достоверность используемых материалов и оформление дипломной работы.

Он обязан:



  • придерживаться согласованного с руководителем графика и сроков реализации плана работы;

  • регулярно отчитываться перед руководителем о степени готовности дипломной работы;

  • соблюдать все требования, предъявляемые к написанию и оформлению работы;

  • представить подписанную им лично дипломную работу руководителю за 1 месяц до её защиты.

Кафедра осуществляет контроль над ходом выполнения квалификационной работы и в случае необходимости осуществляет замену научного руководителя. По решению кафедры возможно предоставление студенту консультаций специалиста в той или иной области знаний.

Научные консультанты назначаются по отдельным разделам работы, связанным с использованием информационных технологий, математического аппарата, междисциплинарных исследований, курируемых несколькими кафедрами КГМУ. Назначение научного консультанта должно быть согласовано с заведующим кафедрой и научным руководителем.

Выпускающая кафедра:

  • периодически заслушивает отчёт руководителя о ходе выполнения дипломной работы;

  • проводит предзащиту дипломной работы в срок не менее чем за 7 дней до защиты. В случае выполнения работы на нескольких кафедрах, на предзащиту приглашаются руководители и сотрудники соответствующих кафедр;

  • принимает решение о допуске работы к защите.

Заведующий кафедрой и преподаватели могут оказывать методическую, консультационную помощь студенту-выпускнику в период всего цикла подготовки квалификационной (дипломной) работы.
3. Основной этап

3.1. Составление календарного плана

Научный руководитель составляет и выдаёт студенту-выпускнику задание с указанием сроков начала и окончания работы.

В нём указываются: тема квалификационной (дипломной) работы, краткая

12
характеристика основного содержания работы (обычно в виде перечня глав и параграфов работы).

Задание составляется в двух экземплярах и подписывается научным руководителем и студентом-дипломником. После завершения работы задание передаётся на кафедру. На основании задания студент-выпускник по согласованию с научным руководителем составляет календарный план подготовки квалификационной (дипломной) работы (табл. 1).

Таблица 1



Примерный календарный план подготовки студентом-выпускником

квалификационной (дипломной) работы


пп.


Этап подготовки

Рекомендуемый срок

1

Выбор темы дипломной работы





2

Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме




3

Составление первоначального плана дипломной работы




4

Подбор материала, его анализ и обобщение




5

Написание текста дипломной работы, представление первоначального варианта дипломной работы научному руководителю




6

Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями научного руководителя




7

Предзащита дипломной работы на заседании выпускающей кафедры




8

Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление




9

Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование




10

Получение рецензии, передача завершённой работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру




11

Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации в MS PowerPoint)




12

Защита дипломной работы



План квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный в определённом порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развёрнутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

13
Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной (дипломной) работы студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре квалификационная (дипломная) работа должна состоять из оглавления, введения, двух-трёх глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа. Студент-выпускник может по рекомендации кафедры представить оглавление и дополнительное краткое содержание квалификационной (дипломной) работы на иностранном языке, которые оглашаются на защите и могут сопровождаться вопросами к студенту на этом же иностранном языке.

План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учётом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана квалификационной работы утверждается научным руководителем.

Сроки этапов подготовки дипломной работы определяются индивидуально, но должны согласовываться с руководством кафедры.

Текущий контроль над ходом выполнения графика дипломной работы осуществляет руководитель работы. Ход выполнения работы заслушивается на кафедре.

Для завершения дипломной работы студентам выпускникам предоставляется время в течение четырёх недель за счёт производственной или учебной практики дисциплины, по которой выполняется дипломная работа. Для завершения дипломной работы по фармакогнозии указанное время отводится в счёт производственной практики по фармацевтической химии. В случае если дипломная работа выполняется по двум или трём выпускающим дисциплинам время, выделяемое для её завершения, распределяется между дисциплинами пропорционально. Для завершения дипломной работы, выполняемой по фармацевтической технологии, промышленной технологии и биотехнологии выделяется время в течение двух недель за счёт производственной практики по фармацевтической технологии или учебной по промышленной технологии и в течение двух недель за счёт производственной практики по фармацевтической химии.
3.2. Подбор, анализ и обобщение нормативных актов,

документов и литературных источников

Процесс выполнения дипломной работы включает несколько основных этапов:

- выбор методики исследования и работы над литературными источниками;

14
- изучение литературных источников, законодательных и нормативных актов;

- составление библиографии;

- анализ и обобщение материалов;

- разработку первой главы;

- сбор, систематизацию и анализ фактических данных на предприятии (организации, учреждении), на материалах которого выполняется дипломная работа;

- разработку второй главы;

- обоснование конкретных разработок и предложений по решению проблемы, являющейся предметом исследования в дипломной работе;

- разработку третьей главы;

- разработку введения, заключения и других структурных элементов дипломной работы;

- оформление на персональном компьютере и брошюровку;

- подготовку к защите: представление на отзыв руководителю законченной работы, получение рецензии;

- написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного материала, выносимого на защиту.

Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных источников, критический подход к нормативным документам (законам, инструкциям, постановлениям, положениям, указаниям, стандартам), действующей практике по исследуемой проблеме.

Квалификационная работа выполняется студентом-выпускником на основе анализа действующих нормативных актов, документов, научной, практической и методической литературы.

Знание нормативных актов, документов и умение ими пользоваться в современный период необходимо каждому студенту-выпускнику фармацевтического факультета.

Подбор литературных источников студенту целесообразно производить самостоятельно. Важно, чтобы студент-выпускник не только хорошо знал методологическую базу по теме исследования, но и имел представление о фактических последствиях применения того или иного нормативного документа.

При подборе литературы следует обращаться к предметным каталогам, в том числе электронным и библиографическим справочникам, специальным каталогам рефератов, диссертаций, периодической печати, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.

Список литературы должен быть согласован с руководителем дипломной работы. Изучая литературу и другие материалы по теме исследования, дипломник делает на отдельных листах или карточках выписки необходимой информации для дипломной работы. При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты необходимо брать в кавычки, как цитату, и указывать автора, полное наименование, место и год издания, а также страницу источника.

15
При изучении и конспектировании литературы следует проводить отбор и группировку полученных из литературных источников сведений. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать своё отношение к ним.

При выполнении дипломной работы студент обязан:

- обосновать выбор темы дипломной работы;

- подать на выпускающую кафедру заявление с просьбой разрешить выполнение дипломной работы по избранной теме;

- составить задание на дипломную работу совместно с руководителем;

- соблюдать разработанный совместно с руководителем календарный план-график выполнения дипломной работы;

- представлять текст работы по мере написания отдельных разделов руководителю (консультанту) для проверки;

- вносить изменения и коррективы в содержание дипломной работы в соответствии с требованиями и замечаниями руководителя (консультанта) для повышения её качества;

- выполнять дипломную работу в соответствии с требованиями образовательного и настоящего стандартов в срок;

- нести ответственность за обоснованные в дипломной работе решения, сделанные выводы, а также за достоверность всех данных и расчётов;

- своевременно представить дипломную работу на отзыв руководителю;

- получить рецензию на дипломную работу от специалистов предприятия (организации, учреждения), по материалам которого она выполнялась.
3.3. Сбор и анализ практического материала

Важным этапом самостоятельной работы по выполнению дипломного исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала. Сбор фактического материала производится студентами во время преддипломной практики.

Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно с научным руководителем продумать и определить, какие показатели, за какой период и в каком объёме следует изучить, какие проводить эксперименты и т.д. Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надёжности и точности, систематизируется и оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.

Эффективность сбора практического материала для квалификационной (дипломной) работы в значительной степени зависит от того, насколько студент-выпускник понимает предмет своего исследования. В процессе отбора материала у студента-выпускника постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему специалисту научно-исследовательский подход к практике.

В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез.

Анализ – логический приём разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого.

16
Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и т.д.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы. При использовании этих методов студент-выпускник выявляет как положительные, так и отрицательные тенденции и моменты фармацевтической деятельности.


3.4. Использование в квалификационной (дипломной) работе

научных достижений

Дипломную работу, особенно её теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учётом отечественных и зарубежных научных достижений.

Студенту-выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теорети­ческие и практически значимые выводы.

Студент-выпускник должен уметь анализировать методики прошлого и новые методы анализа, экономики и управления, ис­пользовать приводимые факты и статистические материалы для под­тверждения того или иного положения в современных условиях.


3.5. Расчётно-аналитическая часть дипломной работы

Общим требованием к этому разделу является описание методики расчёта с обоснованием её выбора, приведение в дипломной работе собственных результатов расчёта в виде таблиц и диаграмм, а также основных формул, по которым производится расчёт, с обязательным раскрытием всех условных обозначений перемен­ных и их размерностей. Результаты расчётов обязательно завершаются выводами.


3.6. Оформление дипломной работы

Структура квалификационной (дипломной) работы:



  1. Титульный лист.

  2. Содержание (оглавление).

  3. Введение.

  4. Основная часть (главы и параграфы).

    • Глава I. Обзор литературы.

    • Глава II. Объекты, материалы и методы исследования (экспериментальная часть).

    • Глава III. Основная часть (обсуждение результатов) (2-3 главы).

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы (библиографический список).

  7. Приложения.

17
Структура квалификационной (дипломной) работы (рис. 2) должна соответствовать утверждённому научным руководителем плану.


Тема

(наименование)






Содержание (план)




Введение

(обоснование выбора темы, степень разработанности, объект, предмет, цель, задачи, методы,

научная новизна, практическая значимость)





Глава 1. Наименование

(теоретическое обоснование состояния проблемы исследования)






1.1. Наименование




1.2. Наименование




1.3. Наименование




Глава 2. Наименование

(состояние проблемы в современной практике, тенденции)






2.1.Наименование




2.2. Наименование




2.3. Наименование




Глава 3. Наименование

(предложения, рекомендации, основы методики)






3.1. Наименование




3.2. Наименование




3.3. Наименование




Заключение

(основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы)






Список литературы




Приложения

Рис. 2. Примерная структура квалификационной (дипломной)

работы студента-выпускника

18
3.6.1. Титульный лист. Оглавление

Квалификационная работа начинается с титульного листа, на котором указывается: наименование вуза, факультет, форма обучения, ФИО студента, тема дипломной работы, слово «дипломная работа», специальность, квалификация, название города, в котором находится вуз, а также год написания работы.

На оборотной стороне титульного листа указывают название кафедры, на которой выполнена работа, должность и ФИО зав. кафедрой, должность и ФИО научного руководителя, должность и ФИО рецензента.

Образец оформления титульного листа и его оборотной стороны см. в приложении 1.

Эти сведения позволяют установить автора дипломной работы, других лиц, имеющих отношение к её созданию и оценке. На основании этих сведений в сочетании с другими реализуется авторское право и при необходимости его защита в случае нарушения.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц дипломной работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Перенос слов на титульном листе не допускается.

После чего может быть приведена аннотация (как на русском, так и на иностранном языке), содержание, которое включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц.



Как оформлять оглавление?

Оглавление – указатель рубрик (заголовков), включает в себя все разделы дипломной работы с указанием номеров страниц, на которых они находятся. По ГОСТ 7.32-2001 заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки.

По ГОСТ 2.105-95 наименования, включённые в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. ГОСТ 7.32-2001 этот вопрос никак не регламентирует и поскольку он имеет предпочтение перед ГОСТ 2.105-95, то в принципе, всё остаётся на усмотрение автора.

Желательно, чтобы оглавление умещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Введение, отдельные главы и заключение начинаются в тексте работы всегда с новой страницы. В оглавлении последовательно перечисляют все заголовки дипломной работы (приложение 2): введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованной литературы и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок.

Все заголовки в оглавлении записывают строчными буквами (первая – прописная). Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок.

Сборка оглавления: при правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/Корешок "Оглавление ". При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями – т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2.

19
Следует учесть, что собранное оглавление будет вставлено в то место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа квалификационной (дипломной) работы.


3.6.2. Введение

Во введении раскрывается значение избранной темы и проблем, рассматриваемых в работе, обосновываются актуальность и важность темы, формулируются цель и задачи исследования, даётся краткая характеристика объекта исследования. Форма введения регламентирована и требует отражения в нём следующих пунктов:

1) определение темы работы и обоснование её выбора,

2) определение границ исследования (предмет, объект, субъект, область),

3) определение основной цели работы и подчинённых ей частных задач.

В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы.

Введение должно состоять из следующих частей:


  1. Актуальность. Может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника. Он должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния проблем фармации, которые актуализируют выбор темы.

Выбор темы дипломной работы и обоснование её актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы.



2. Степень разработанности проблемы. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития фармации, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях.

Проблема (противоречие) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо фармацевтических процессов и т.д. Именно правильный выбор проблемы исследования определяет тему дипломной работы, её предмет, объект, цель и задачи исследования, методы и средства и т.д.



3. Объект и предмет исследования. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах фармацевтической деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, уточнение "места и времени" действия. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.                       

20
Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

4. Цель исследования. Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приёмов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

5. Задачи исследования. Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

6. Методы исследования. Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приёмов. Другими словами, приём – это часть метода.

Например, при исследовании можно использовать следующие методы:

•      изучение и анализ научной литературы;

•      изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

•      моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

7. Научная новизна. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному.

Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно, подтверждён и обновлён или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

Кроме того, должна быть чётко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям.

8. Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того, является данная квалификационная работа теоретической или практической.

Объём введения не должен превышать 3-х страниц текста.


3.6.3. Основная часть квалификационной (дипломной) работы

Основная часть дипломной работы содержит, как правило, три главы,

21
каждая из которых включает не менее двух подразделов. Последние в свою очередь могут быть разбиты на пункты.

В большинстве случаев в работе выделяются две части – теоретическая и практическая.

В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы; в практической части рассматривается и анализируется конкретный текстовой и эмпирический материал.

Первый раздел носит теоретико-методологический характер. В нём на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов дипломник излагает сущность исследуемой проблемы, рассматривает различные подходы к её решению, даёт их оценку, обосновывает свою точку зрения. Этот раздел является теоретической и методической основой для изучения проблемы и обоснования путей её решения на конкретных материалах объекта исследования.

Второй раздел носит аналитический характер. В нём даётся фармацевтическая характеристика объекта исследования, проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические и специализированные пакеты программ для ПЭВМ.

При этом дипломник не ограничивается констатацией фактов, а вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их устранения.

В третьем разделе разрабатываются и обосновываются конкретные предложения по совершенствованию определённой сферы деятельности, а также направления и пути решения исследуемой проблемы.

Целесообразно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности предприятия (отрасли), а также оценить по возможности эффективность их внедрения.

В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы по результатам дипломного исследования.

Последовательность указанных частей зависит от предпочтений автора и рекомендаций руководителя. Требуется, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу как по структурному делению, так и по объёму. Разделы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без слишком явных смысловых разрывов.

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Каждая новая глава (раздел) начинается с новой страницы. Все главы должны быть связаны между собой. Их названия должны логично раскрывать содержание общей темы, а названия подразделов – содержание данной главы. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Первая глава (обзор литературы) так же, как и последующие, должна иметь название. В этой главе подробно излагается обзор литературы и анализ работ предыдущих исследователей по выбранной теме. Студент показывает своё умение реферировать литературу (учебную, научную) с обязательным интегрированием тематики своего исследования со смежными дисциплинами.

22
В обзоре литературы излагаются со­временные научные достижения (за по­следние 5-10 лет) по исследуемому вопросу, обобщается материал на основании его критической оценки, и делаются выводы по изучаемой теме. Не допускается простое заимствование, копирование данных литературы. Весь цитируемый материал должен сопровождаться ссылками на источники. При этом не просто излагается какой-либо аспект, но и даётся своя собственная оценка.

Раскрытие теоретических положений темы дипломной работы должно быть логичным и последовательным. Не следует описывать всю проблему в целом, рациональнее излагать теоретическую часть путём последовательного перехода от одного аспекта к другому. Раскрывая их содержание, следует приводить отношение автора к рассматриваемому вопросу. Это облегчит объединение постоянно накапливающегося материала в одну цельную схему. А для логичного структурирования содержания главы необходимо подводить краткий итог каждому рассматриваемому аспекту проблемы.

Обзор литературы должен заканчиваться заключением, обосновывающим актуальность выбранной темы исследования и зани­мать примерно третью часть объёма дипломной работы.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и прежде всего опираться на результаты производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (дипломной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных учёных и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты.

Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Безусловно, представляет определённый интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Вторая глава (объекты и методы) содержит характеристику объектов, материалов и методов исследования, источники, базы исследования. Подробно описываются использованные методики, оборудование, полученные результаты, результаты статистической обработки данных и т.п.

Указывается, выполняется ли работа по заказу сторонней организации.



Третья (и последующие) глава (обсуждение результатов) содержит анализ полученных результатов, подтверждённый таблицами, графиками, рисунками, диаграммами; предложения по решению поставленных задач. Дипломная работа считается цельной и завершённой, если все главы тесно взаимосвязаны и логически завершены. Поэтому структурные части исследования, содержащие практический анализ рассматриваемой проблемы, обязательно должны основываться на теоретическом и нормативном материале, подтверждать основополагающие

23
положения, или наоборот, доказывать, если этому есть обоснование, ошибочность и неприемлемость того или иного научного положения, нормы, статьи и т.п. В конце каждой главы необходимо обязательно подводить обобщённые итоги (заключение). Например, в чём состоит содержание рассматриваемой проблемы, какие аспекты проработаны, какие ещё требуют научного или практического осмысления и анализа.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы должны быть студентом-выпускником иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы.

При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной работе, а в тексте приводятся расчёты отдельных показателей. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею.

В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научная обоснованность.

Термины, употребляемые в квалификационной (дипломной) работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ и приказов МЗ РФ) либо со ссылкой на иссле­дования учёных и практиков. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчёты.

По ГОСТ 7.32-2001 перед каждым перечислением следует ставить: 1)…; или 1. …; или - …; или • …; или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, й, ч, ъ, ы, ь).

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений слов и сочетаний.

По всей рабо­те необходимо выдерживать принцип единообразия сокращений, т.е. одно и то же слово везде сокращается одинаково, либо везде не сокра­щается. Например:

и др. – и другие,

и пр. – и прочие,

т.п. – тому подобное,

т.е. – то есть,

им. – имени.

Сокращение обозначений единиц измерения допускается только после цифр (10 л; 50 кг).

24
Общепринятые буквенные аббревиатуры (ООН, ВОЗ и т.д.) и специальные, достаточно распространённые в определённой области науки (ДНК, ЯМР, ИК- спектр и т.п.) не требуют расшифровки в текс­те.

Если специальные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется пол­ное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются. Например: «... Оказалось, парахлормеркурибензоат (ПХМБ) ...».

Если в работе используется много аббревиатур, их перечень (в алфавитном порядке) с полным названием выносится на отдельную страницу, следующую после страницы с содержанием (оглавлением).

Отсылки в тексте документа заключают в квадратные скобки. При необходимости отсылки могут содержать определённые идентифицирующие сведения: имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц.

Написав черновую рукопись, надо отредактировать весь написанный текст. Затем ввести в файл на компьютер. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта – чёрный.

Размер шрифта (кегль) – не менее 12. Обычная практика – кегль 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman.

Размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм. Размер абзацного отступа, как и расстояния между заголовками, ГОСТ 7.32-2001 никак не регулирует. Обычно абзацный отступ составляет 5 знаков (в зависимости от кегля он разный, для 14 кг приблизительно равен 1,27 см). Выравнивание – двухстороннее. Переносы установлены.

ГОСТом определяется: фамилии, названия организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные должны приводиться на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Объём дипломной работы – примерно 100 страниц рукописного текста или 40-70 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала. Квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена надлежащим образом. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нём не ставится.

Дипломная работа в обязательном порядке должна быть сброшюрована в твёрдой обложке, и на сгибе (корешке) обложки прописными буквами указывается фамилия, инициалы автора и год защиты.

За содержание дипломного проекта, правильность приведённых данных несёт ответственность студент-выпускник.

25
На последней странице выпускной квалификационной работы студент обязательно должен поставить дату её окончания и свою подпись. Они ставятся на последней странице содержательной части (т.е. после заключения и списка использованной литературы).



Наиболее часто встречающиеся ошибки:

1.     Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.

2.     Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

3.     Отсутствие ссылок на исследования учёных и практиков и другие цитируемые источники.

4.     Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

5.     Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.



Как оформлять заголовки?

По ГОСТ 7.32-2001 главы основной части работы не являются структурными элементами – таким элементом (наряду с рефератом (т.е. аннотацией), оглавлением, введением, заключением, списком использованных источников, приложением и т.д.) является только вся основная часть в целом.

По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчёркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчёркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15 мм). Если диплом напечатан с интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке.

Расстояние между заголовками главы и параграфа – 2 интервала (8 мм).


Настройки стилей заголовков. Заголовок главы

  • Кегль 18, типа рубленый Arial или Pragmatica, полужирный.

  • Межстрочный интервал – 2.

  • Отступ красной строки – 0.

  • Начинать с новой страницы.

  • Выравнивание – по центру.

Название пунктов внутри главы

  • Кегль 14, типа рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив.

  • Межстрочный интервал – 2.

  • Отступ красной строки – 0.

  • Отступ до абзаца – 12 пунктов, после абзаца – 6 пунктов.

  • Выравнивание – влево.

Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат/Cтиль/Изменить.

26
Нумерация глав и пунктов

Главы обычно нумеруют, хотя если их рассматривать в качестве структурных элементов работы, то указаний стандартов на этот счёт никаких нет, то есть можно и не нумеровать.

Главы могут делиться на параграфы, которые в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы).

Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделённых точкой.

Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе, например, 2.4.2. Анализ результатов.

В принципе, допускается наличие в главе всего одного параграфа, а в параграфе – одного пункта. В этом случае параграф и пункт всё равно нумеруются.

При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Список/Многоуровневый.

Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.

Как оформлять таблицы?

Таблица представляет собой результат систематизации цифро­вого и текстового материала.

Данные, приводимые в таблице, должны быть проанализированы в тексте. Рекомендуется приводить в таблицах только те показатели, которые необходимы для расчёта или анализа полученных данных.

Таблицы должны быть лаконичными и наглядными.

Все приводимые экспериментальные данные должны быть статистически обработаны и указаны с доверительным интервалом.

По ГОСТ 7.32-2001 таблица, помещён­ная в основной текст, является его составной частью и ссылка на таб­лицу в тексте обязательна. При этом ссылки должны органически вхо­дить в текст без повторения её тематического заголовка или переска­зывания её содержания. Например:



  • «...данные, привёденные в табл. 3.1, показывают...»;

  • «...разница статистически достоверна (табл. 3.2)».

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте непосредственно после текста или на следующей странице таким образом, чтобы её можно было читать без поворота работы.

Каждая таблица имеет свой нумерационный и тема­тический заголовки. Номер ставится после слова «Таблица» в верхнем правом углу, затем указывается заголовок таблицы.

Перед общим заглавием таблицы в правой части страницы пишется слово «Таблица» и номер. Нумерация бывает сквозной и по главам, состоящая из номера главы и порядкового номера таблицы в разделе. Нумерационный заголовок нужен для связи с текстом, например:


  • Таблица 4.5.

27
Тематический заголовок определяет тему и содержание таблицы.

Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы.

Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей в центре. Точка в конце названия не ставится.

Заголовок не подчёркивается.

Запрещено оставлять общий заголовок таблицы на одной странице, а саму таблицу переносить на следующую.

Все однородные показатели в таблице должны иметь одну размерность исчисления.

Данные, приведённые в таблице для сравнения, должны быть обязательно сопоставимы, т.е. выражены в одинаковых величинах.

Если все показатели в таблице имеют одинаковые единицы измерения, то их необходимо указывать в общем заголовке.

Если показатели имеют различные единицы измерения, то они указываются в боковых и верхних заголовках (в строках и столбцах таблицы).

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.

Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

При переносе таблицы с одной страницы на другую необходимо пронумеровать графы, а на другой странице написать «Продолжение табл. (номер табл.)» с указанием лишь номеров граф.

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят.

Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и (или) строки первой части таблицы.

Если таблица приведена в приложении к дипломной работе, то её обозначают отдельной нумерацией, с добавлением впереди номера буквы, которой обозначено приложение, например: Таблица В.2.

Ниже приведены примеры оформления таблиц в тексте дипломной работы.

28
Таблица 3.1

План поступления товаров по группам


пп.


Наименование

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1

Противовоспалительные средства

+




+




2

Антидиабетические средства




+




+

3

Средства для наркоза

+

+

+



Таблица 3.2



Сравнение методик количественного определения рутина

Методика

n

x,%

f

S2


S

t (Р;f)


_

х


_

x±х

ε,%


1

6

82,1

5

13,01

3,61

2,57

4,1

82,1±4,1

5,0


2

6

78,8

5

19,91

4,46

2,57

5,1

78,8±5,1

6,9

F (95; 5; 5) = 10,97; F = 0,65; 0,65<10,97




следующая страница >>