Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для... 4 922.8kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы 37 Методические... 6 1220.09kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - страница №1/2



Автор - составитель:

Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры «Философия, социология и история»






(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX–XX вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России XIX–XX вв.» включает в себя:


  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.



1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Спецкурс «Художественная культура России XIX–XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей.

В результате изучения спецкурса студенты получат зна­ния по узловым проблемам художественной культуры Рос­сии ХIХ–ХХ веков, скорректируют существующие у них знания в соответствии с новыми методическими подходами, расширят свой кругозор, ценностные ориентации и систематизируют имеющиеся знания по вопросам художествен­ной культуры, сформируют представление о динамике раз­вития отечественной культуры.

Получат некоторый опыт и умение анализа художе­ственных ценностей произведений искусства и их исполь­зования.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив, дисциплину студент должен:

2.1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы.

2.2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности.



2.3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Специальности

ПП, МН, НЭ, ТС, ТБ

ВМ, БЖ, ЗС, ЛТ, ВГ, ТЭ, ЖД, ДМ, ЭН,ВК, ГС, МТ, МК, ИЭ, ФК, ЭТ

Лекции

12

12

Практические занятия

8

4

Самостоятельная работа

115

119

Вид итогового контроля

зачет, дифзачет

зачет, дифзачет


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Темы дисциплины

Занятия с преподавателем по расписанию

№ п/п



лекции

практические занятия

1.

Сущность, содер­жание и структура художественной культуры

2




2.

Художественная культура России пер­вой половины XIX века

Само­стоятельно




3.

Художественная культура России вто­рой половины XIX века

То же




4.

Художественная культура России ру­бежа ХIХ - XX веков

2




5.

Послереволюци­онная (20- 30-е годы) художественная культура России

Само­стоятельно




6.

Художественная культура периода Великой Отечествен­ной войны

2




7.

Искусство 50-60-х годов

2




8.

Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру

2




9.

Актуальные про­блемы современной художественной рос­сийской культуры

2

4




Итого часов

12

4


4.1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Т е м а 1. Сущность, содержание и структура художественной культуры

Основные понятия художественной культуры. Структу­ра художественной культуры: материально-художественная сфера, духовно-художественная сфера, теоретическая сфе­ра. Закономерности и социальные функции художествен­ной культуры. Классификация видов искусства: простран­ственные, временные, синтетические, декоративно-приклад­ные, технические. Стили в искусстве: романский, готический, барокко, классицизм, реализм, натурализм, модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, аб­стракционизм, футуризм, дадаизм. Создание, распространение и освоение художественной культуры обществом и личностью. [1, 2, 7].


Т е м а 2. Художественная культура России первой половины XIX века

Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие художественной культуры.

Возвышение нравственности и рост национального само­сознания. Господство высоких общественных идеалов: предан­ность и защита Отечества, верность долгу и чести, героизм. Победа в Отечественной войне 1812 года. «Брожение умов» о судьбах России. Западничество и славянофильство.

Путь от классицизма и романтизма к реализму. Феномен А.С. Пушкина. Общественная мысль о роли искусства и назначение художника. Высокая словесность и драматургия. Русский театр и великие русские актеры (Р. Симонов, В. Ка­ратыгин, П. Мочалов, А. Мартынов). Русская оперная тра­диция и симфонизм. Павловские концертные сезоны. Архи­тектура. Русский ампир (А. Воронихин, К. Росси, О. Бове, Жилярди). Русско-византийский стиль архитектуры К. Тона (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Живописный романтизм О. Кипренско­го. Классицизм П. Брюллова, реализм А. Венецианова, П. Федотова. Связь русской художественной культуры с ху­дожественной культурой народов России. [5, 8, 11, 18].


Тема 3. Художественная культура России второй половины XIX века

События экономической, политической и духовной жизни России второй половины XIX века и их влияние на художественную культуру. Социально-критическая направ­ленность искусства. Развитие отечественной литературно-художественной критики (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Стасов и др.). Расцвет русского класси­ческого романа и повести. Изобразительное искусство. «Бунт 14 протестантов» и создание «Артели художников». Товарищество передвижников, его противостояние академиз­му. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова. Скульптура и исторические портреты А. Анто­кольского и монументальная скульптура А. Аникушина (памятник А.С. Пушкину в Москве). Музыка. Русское музы­кальное общество (1859). Открытие Петербургской и Мос­ковской консерваторий. Творческое объединение «Могучая кучка». Музыкальные драмы М. Мусорского. Феномен П. Чайковского. Театр и драматургия. Малый и Александ­ровский театры. [2–5, 8, 10, 13, 14].


Т е м а 4. Художественная культура России рубежа Х1Х–ХХ веков

Социально-экономические и политические процессы в Рос­сии на рубеже Х1Х-ХХ веков и их влияние на художественную культуру. Серебряный век русской поэзии. Русское деканденство рубежа веков. Рождение русского Кино. Театральная реформа начала века. Новые театры России: МХАТ в Моск­ве, театр В. Комиссаржевской в Петербурге. Неоромантизм в искусстве. Драматургия А. Чехова и М. Горького. Социально-художественные утопии Г. Скрябина (цветомузыкальная революция). Русская вокальная школа (Ф. Шаляпин, Л. Соби­нов, А. Нежданова и др.). «Мир искусства» как широкое куль­турно-эстетическое движение и его просветители (А. Бенуа, К. Сомов, С. Дягилев и др.). Веховцы и их философско-духовное кредо. Поиск духовности и выразительности: предпосыл­ки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Феномен русского классического балета (М. Фокина, А. Павлова, В. Нежинский). Музыкальный аван­гард И. Стравинского. [5, 12, 15, 16].


Т е м а 5. Послереволюционная (20–30-е годы) художественная культура России

Подлинное и мнимое в художественной культуре послере­волюционного периода. Сущность культурной революции. Идеология пролеткульта. План монументальной пропаган­ды. Литературные объединения и их манифесты — РАПП, Леф, «Первая», Конструктивисты и др. Традиция МХАТа и новые направления сценического искусства (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров). Тема революции и гражданской войны в произведениях М. Горького, А. Блока. А. Маяковс­кого, А. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, А. Фаде­ева; в кинофильмах режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовки­на; в творчестве К. Петрова-Водкина, Б. Иогансона, Ф. Моора, И. Шадра и др.; в музыкальных произведениях С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Драматургия духовных ис­каний в поэзии (С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастерна­ка, А. Ахматовой, М. Цветаевой). [1–3, 5, 12, 15].


Т е м а 6. Художественная культура периода Великой Отечественной войны

Все для фронта. Все для победы — основная тема художе­ственной культуры. Военно-патриотическая тема в художе­ственном творчестве К. Симонова, И. Эренбурга, А. Твар­довского, В. Гросмана, А. Ахматовой, О. Бергольц.

Документальный, художественный кинематограф с фрон­тов Великой Отечественной войны. Художественное кино Великой Отечественной войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и Л. Каполин). «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. М. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер).

Героико-символические образы защитников Отечества в изобразительном искусстве. Плакаты кукрыниксов: «Осво­боди», «Отомсти».

«Родина-мать зовет» И. Таидзе, «Воин Красной Армии, спаси» В. Карецкого, «Дойдем до Берлина» А. Голованова; графика Д. Шмаринова; «Незабудем, не простим», художе­ственные картины: «Фашист пролетел», «Оборона Севас­тополя», «Мать партизана».

Тетрально-концертные бригады на фронтах Великой Отечественной войны. Музыка Великой Отечественной А. Александрова, Д. Шестаковича, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, И. Дунаевского. [3–5, 6].


Т е м а 7. Искусство 50-60-х годов

Партийно-административное воздействие на художествен­ную культуру. Постановление ЦК ВКПС(б) 1946–1948 гг.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматургических театров и мерах его улучшения», «О ки­нофильме «Большая жизнь», об опере «Великая дружба». «Оттепель» и ситуация в культуре. Искусство «шестиде­сятников». Первые международные конкурсы, фестивали, выставки. Художественная культура в период застоя: обре­тения и потери. Идеи гуманизма в произведениях искусст­ва. Общечеловеческая проблематика в национальном искус­стве (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Н. Думбадзе и др.). Автор­ская песня как выражение социального протеста (Б. Окуджава, В. Высоцкий). Воинский и трудовой героизм народа в искусстве. [3–6].


Т е м а 8. Перестройка в России и ее влияние на художественную культуру

Политика гласности — и ее значение в перестройке художественной культуры. Демократическое крыло в худо­жественной культуре. Кадровые перестановки в творчес­ких союзах, органах культуры. Раскол в рядах интеллиген­ции. Расширение культурных связей. «Новая волна» иммиг­рации. Массовая западная культура в России. Нравственные проблемы общества в произведениях: «По­жар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. Пересмотр истории страны в произведениях «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Зубр» Д. Гра­нина; в пьесах М. Шатрова «Брестский мир» и «Дальше, дальше, дальше...». [3, 4, 7].

Возвращение запрещенной литературы (А. Солжени­цын, В. Гросман, А. Ахматова, Н. Гумилев и другие); ки­нофильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Смир­нова и другие; художников К. Малевича и В. Кандинско­го. [3, 4, 7].
Т е м а 9. Актуальные проблемы современной художественной культуры

Демократизация общества, рост национального самосознания: проблемы и противоречия. Перспективы раз­вития художественной культуры в условиях многопартий­ной системы и плюрализма мировоззренческих позиций. Усиление процессов политизации общества. Художествен­ная культура в условиях перехода к рынку. Негативные последствия коммерциализации художественной культуры. Пересмотр нравственных ценностей в произведениях искус­ства. Отражение исторических процессов в современной художественной прошлого. Умонастроения общества и их отражение в искусстве. Противоречия между накопленны­ми художественными ценностями и их бытованием. Взаимо­отношения классического и массового искусства. Взаимо­связь профессионального, народного и самодеятельного творчества. [3, 4, 7, 9].



4.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Тема 2а. Художественная культура России XIX века.


(Занятия проводятся в музеях) — 4 часа.

Ц е л ь : На основе полученных знаний в ходе лекций, самостоятельной работы студентов, в процессе занятий в музее проследить тенденции развития художественной куль­туры, отражения в ней духовной жизни России.

2. Тема 9а. Актуальные проблемы современной
художественной культуры России. (Просмотр и обсуждение
музейной выставки) — 4 часа.

Ц е л ь : Проследить ведущие тенденции в художествен­ной культуре, отображение в искусстве проблем современ­ности, духовного состояния Российского общества


5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература



Основная

1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественные искусства – М.: Высшая школа, 2009.

2. Эренгресс Мировая художественная культура – М.: Высшая школа, 2009.

3. Культурология. Курс лекций Под ред. Проф. А.А.Радугина М.: Центр.2007.

4. Волков, Соломон. История русской культуры XX века от Льва Толстого до Александра Солженицына [Текст] : Литературно-художественное издание / С. Волков. -М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

5. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России) //www.ibooks.ru

6. Игнатов В.С. Художественная культура России XIX–XX вв. Курс лекций. Электронный вариант, РГОТУПС. (CD)

Дополнительная


  1. Аронов А.А. Мировая художественная культура Рос­сии конца Х1Х–ХХ века. — М.: Фирма МХК, 2000.

  2. Исто­рия русской культуры. Под редакцией 3езина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. — М.: Дрофа, 2003.

  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусст­во: Учеб. — М.: Высшая школа, 2009.

  4. Балакина Т.И. Мировая художественная культура России IX – начало XX века. — М.: Издательский центр, 1999.

  5. Демченко А.И. Мировая художественная культура. — М.: Высшая школа, 1990.

10. История культуры России. — М.: 1993.

11. Рябцев Ю.С. История русской культуры XX века: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.

12. Кино. Энциклопедический словарь. — М.: 1984.

13. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М.: «АспектПресс», 1997.

14. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М.: Детская литература, 1989.

15. Литературно- энциклопедический словарь. Под ред. В. Кожевникова и П. Николаева. — М.: 1989.

16. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш — М.: 1990.

17. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. — М.: 1990.

18. Малая история искусств ХХ века. — М.: 1991.

19. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века. – М.: 1990.

20. Рапецкая Л.А. История художественной культуры России от древнейших времен до конца XX века. — М.: Изд-во «Академия» 2008. учебное пособие для вузов.

21. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира /Под ред. С.Ю. Стернина. — М.: Наука, 1991.

22. Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой. — М.: Наука, 1996.

23. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX века: Учеб. — М.: Просвещение, 1993.

24. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993.

25. Эренгросс «Мировая художественная культура в двух томах». — М.: Изд-во Высшая школа, 3-е изд. 2009.



Видеоматериал


  1. Игнатов В.С. Художественная культура России XIX–XX вв. Курс лекций.

  2. Государственная Третьяковская галерея.

  3. Русский музей.

  4. Игнатов В.С. Кинематограф Великой Отечественной войны. Кинолекция.

  5. Песни Великой Отечественной войны.


6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ 19-20 ВЕКОВ


  1. Сущность, содержание и структура культуры.

  2. Закономерности и социальные функции культуры.

  3. Понятие, структура художественной культуры.

  4. Влияние общественной ситуации России на развитие художественной культуры первой половины 19 века.

  5. Характерные особенности художественной культуры России первой половины 19 века.

  6. Литература первой половины 19 века (А.С. Пушкин, В.Г. Белинский).

  7. Русский театр первой половины 19 века.

  8. Музыка первой половины 19 века (М.И. Глинка, А.С. Драгомыжский)

  9. Архитектурные стили первой половины 19 века.

  10. Живописный романтизм О.Кипренского, классицизм К.Брюлова.

  11. Живописный реализм А.Венецианова и П.Федотова.

  12. Социально-экономическая и политическая жизнь России второй половины 19 века и ее влияние на художественную России.

  13. Товарищество передвижников, его противостояние академизму.

  14. Социально-политические мотивы творчества П.Репина, В.Сурикова.

  15. Музыкальная культура России второй половины 19 века.

  16. Творчество П.И. Чайковского.

  17. Серебряный век русской поэзии.

  18. Русский авангард второй половины 19 века. (А.Н. Островский, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.П. Щепкин)

  19. Театральная культура второй половины 19 века.

  20. Сущность культурной революции и ее влияние на художественную культуру.

  21. План монументальной пропаганды.

  22. Тема революции и гражданской войны в произведениях М.Горького, А.Блока, В.Маяковского, М.Булгакова.

  23. Отечественное киноискусство 20 – 30-х годов.

  24. Изобразительное искусство 20 – 30-х годов (К.Петров-Водкин, И.Шадр, Б.Иогансон).

  25. Военно-патриотическая тема в художественном творчестве К.Симонова, И.Эренбурга, А.Твардовский и др.

  26. Документальный кинематограф ВОВ.

  27. Художественный кинематограф ВОВ.

  28. Изобразительное искусство ВОВ.

  29. Театрально-концертные бригады на фронтах ВОВ.

  30. Музыкальная культура периода ВОВ.

  31. Культурная политика в период оттепели (50 – 60 г).

  32. Трудовой героизм народа в произведениях искусства в 50 – 60 года.

  33. Перестройка гласности и ее значение в перестройке художественной культуры.

  34. Массовая западная культура в России.

  35. Возвращение запрещенных произведений искусства.

  36. Художественная культура в условиях перехода к рынку.

  37. Отражение исторических процессов в современных художественной культуре.

  38. Взаимопомощь профессионального, народного и самодеятельного творчества.

  39. Современные модели многонациональной Русской культуры.

  40. Отражение темы труда и героизма работников ж.д. транспорта в современных произведениях искусства.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)

Кафедра «Философия, социология и история»

Автор Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению учебной дисциплины

Художественная культура России XIX – XX вв.

(название)

Москва 2010 г.



Общие положения
Спецкурс «Художественная культура России XIX – XX вв.» является предметом изучения по выбору для студентов всех специальностей. В результате изучения дисциплины студенты получают знания по узловым проблемам Художественной культуры России XIX – XX вв., расширяя свой кругозор по проблемам культуры, формируют представления о динамике развития отечественной культуры. Получат некоторый опыт и умение анализа художественных произведений и их использования в своей практической деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Знать и уметь использовать в своей практической деятельности и повседневной жизни Художественную культуру в объеме программы.

2.2. Иметь опыт отличать высокохудожественное произведение от подделки, бездуховности, отрицательно влияющего на всестороннее развитие личности.

2.3. Иметь представление о быстро меняющихся процессах в художественной жизни России.
Приступая к изучению дисциплины, студент знакомится с рабочей программой, тематическим планом, планом семинарского занятия, основной и дополнительной учебной литературой, объемом дисциплины и видами учебной работы.

На установочных лекциях – это основная форма заочного обучения, необходимо обратить внимание на содержание и методику излагаемого преподавателем материала, рекомендаций изучения дисциплины в целом и отдельных тем в частности.

Важной формой обучения является семинар, он проводится по одной из актуальных тем дисциплины. В ходе проведения семинарского занятия могут быть использованы такие формы как круглый стол, деловая игра, рефераты, оппонирование источников, дискуссия, диспут и другие формы.

Подготовка студента к семинарскому занятию начинается с изучения лекционного материала и рекомендованной литературы. На семинарском занятии студент может выступить с докладом или научным сообщением. Продолжительность не более 10-15 минут. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору новой литературы. В ходе изложения доклада могут быть использованы схемы, произведения искусства и другие материалы.


План проведения семинара.

Тема: Актуальные проблемы современной художественной культуры России.

Целью проведения семинарского занятия является закрепление и углубление знаний, полученных на установочных лекциях, а также анализа основной и дополнительной литературы, получить опыт анализа ведущих тенденций в художественной культуре, выработать навык убедительно выступать перед аудиторией.

По завершению учебной сессии студент приступает к самостоятельной работе над дисциплиной. В ходе данной формы обучения – студент составляет свой личный план. Методику работы студент выбирает ту, которая ему подходит. Рекомендуется студенту делать некоторые пометки в своем конспекте установочных лекций. Студент учитывает рекомендации преподавателя, проводит личные консультации с ведущим преподавателем дисциплины, дежурным преподавателем кафедры, по телефону, следит за новой литературой, культурной жизни страны, своего региона.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)

Кафедра «Философия, социология и история»

Автор Игнатов Вячеслав Сергеевич, кандидат философских наук, профессор


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по реализации учебной дисциплины

Художественная культура России XIX – XX вв.

(название)

Москва 2010 г.

Данные методические рекомендации базируются на некотором отечественном опыте и опыте преподавателей данной дисциплины в заочном техническом вузе.

В своей работе педагог руководствуется целями и задачами курса.

Задачи курса:


  • сформировать у студентов представления о закономерностях развития отечественной художественной культуры, ее особенностях в тот или иной исторический период;

  • дать представление об основных художественных стилях, течениях и направлениях, господствующих в разное время в художественной культуре XIX – XX вв. (классицизм, сентиментализм, романизм, реализм, соцреализм и других);

  • познакомить студентов с важнейшими произведениями живописи, архитектуры, скульптуры, литературы, музыки, театра, кино. Дать понимания их анализа, значимости для формирования духовного мира личности;

  • рассказать о творчестве выдающихся мастеров отечественной художественной культуры;

  • показать взаимосвязь художественной культуры с профессиональной деятельностью студента;

  • воспитать у студентов высокую нравственную культуру, патриотизм и гордость за отечественную культуру.

Основными видами учебы являются установочные лекции, которые должны носить методический, проблемный характер.

Лекции имеют цель: дать систематизированные основы научных знаний по курсу, сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных узловых проблемах, используя при этом различные методические приемы, исходя из особенностей обучаемости студентов.

Эффективность лекций будет значительно лучше, если в них будет учитываться рядом идущие изучаемые дисциплины (история, философия и т.д.) и связь с современностью и профессиональной направленностью студентов.

Семинар проводится по одной из трудных и важных тем дисциплины. В ходе проведения семинарских занятий используются различные формы обучений, такие как: деловые игры, доклады, рефераты, анатирование источников, дискуссии, встречи с творческой интеллигенцией, решение тестов и т.д.

В период подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель определяет цель семинарского занятия, поясняет особенности рассматриваемых вопросов, методику самостоятельной работы по подготовке к занятию, помогает студентам в подборе основной и дополнительной литературы. В ходе занятий предлагается активное использование различных форм проблем обучения.

Учебный автоматизированный на базе ЭВМ курс включает в себя обучающие и контролирующие фрагменты, служит в качестве информационно-справочной системы.

Важной формой получения знаний в заочном вузе является самостоятельная работа. Она будет качественной если студентам преподаватель расскажет методику самостоятельной работы, определит им дни и время консультаций, возможности консультаций кафедрального сайта. Покажет как студенту работать с учебной основной и дополнительной литературой.

Изучение дисциплины осуществляется на первом курсе и завершается зачетом и зачетом с дифференцированной оценкой. Методика их проведения различна. Ответ на зачетные вопросы, тестовый контроль.



Предлагаются рекомендации при рассмотрении некоторых тем. Приступая к изучению курса следует, прежде всего, определить понятие художественной культуры в ее структуре. Важно остановиться на понимании основных сфер художественной культуры:

  • материально-художественной;

  • духовно-художественной;

  • теоретической.

Желательно показать это на художественных произведениях. Хорошо будет, если преподаватель сделает акцент, что художественная культура зависит от особенностей данной общественной экономической формации. Она носит классовый, национальный характер, имеет относительную самостоятельность, полифункциональность. Возрастание ее роли в условиях развития личности, преимущественное обращение к эмоционально-чувственной сфере духовного мира личности.

На разных этапах истории общественно-экономические отношения по-разному влияют на художественные процессы. Переход от одной формации к другой преобразует социальную сущность художественной культуры. Изменяется ее место и назначение в жизни общества. Изменяется ее содержание и нравственная ценность. Художественная культура есть один из способов преобразования и освоения мира, в основе которого лежат законы как материального, так и духовного производства. Очень важно показать на конкретных примерах как выполняет художественная культура следующие функции: эстетическую, познавательную, воспитательную, образовательную, компенсаторскую, коммуникативную. Положительно будет, если в первой лекции преподаватель отметит, что в художественной культуре появлялись стили в зависимости от социальных, политических и экономических факторов: романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм, критический реализм, модернизм, абстракционизм, футуризм. Эффективность уяснения стилей будет больше, если рассказ будет сопровождаться их демонстрацией.

По окончанию лекций желательно дать студентам вопросы для самоконтроля.


  1. Дайте определение художественной культуры.

  2. Перечислите закономерность и функции культуры.

  3. Дайте классификацию видов искусства.

  4. Что такое стиль в искусстве.

При рассмотрении темы «Художественная культура России первой половины XIX века» рекомендуется вначале остановиться на анализе общественно-политической мысли, сделав акцент на два события в истории страны – Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Подчеркнув, что они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры.

Важно заметить, что с ростом национального самосознания связано господство высоких общественных идеалов: преданность и защита отечества, верность долгу и чести. Изменения в социальной и политической жизни способствовали появлению двух течений: западничество и славянофильство, а также стилей романтизма и реализма. Останавливаясь на этих вопросах желательно назвать представителей этих двух направлений и показать на примерах великих русских писателей особенности романтизма и реализма.

Рассматривая искусство этого времени, желательно остановиться на конкретных видах искусства, называя имена великих русских литераторов, художников, композиторов. Делая анализ их творчества, рассматривая живопись, следует остановиться на творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, А.Г. Веницианова, показать индивидуальность каждого из них.

Кипренский – первый русский художник, романтик (показать его картины).

Веницианов – основоположник крестьянской темы в русской живописи (показать его картины).

Тропинин – мастер реалистического портрета (показать его картины).

При изучении творчества художников требуется акцентировать внимание студентов на тех сторонах их жизни и творчестве, которые могут служить ярким воспитательным примером.

Центральное место, рассматривая изобразительное искусство, следует отвести анализу архитектуры, видным мастерам и их постройкам: А.Н. Воронихин (здание Казанского собора), Ж. Тома де Томон (ансамбль стрелки Васильевского острова), А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства), К.И. России (задание Главного штаба), О.И. Бове (ансамбли Красной и Театральной площади, Александровский сад), К.А. Тон (храм Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты). Знакомство с именами великих зодчих и их памятникам следует обращать внимание не только на их эстетическую сторону, но и на историю зданий, важных культурных событиях, связанных с ними.

Анализируя музыку этого времени важно подчеркнуть, что она опиралась на лучшие традиции народности и демократизма. Особая роль принадлежит М.И. Глинки. С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы «Жизнь за царя». Важно также подчеркнуть, что он был родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки, что главными принципами искусства были идейность и народность.

Важно отметить – другим великим композитором был А.С. Драгомыжский (опера «Русалка») в его творчестве господствовали принципы реализма и народности.

Заканчивая рассмотрение темы, следует заметить, что искусство, сменяя стили своим общечеловеческим содержанием, утверждением гуманизма и гражданственности становилось ярким проявлением не только отечественной, но и мировой литературы.

Порекомендовать студентам вопросы для самоконтроля:



  • Какие факторы повлияли на художественную культуру первой половины XIX в.?

  • Что общего в творчестве Тропинина, Венецианова, Брюллова?

  • Какие общественные идеи лежали в творчестве зодчих?

  • Какие вы знаете литературные произведения этого времени?

При изложении темы «Художественная культура России второй половины XIX века» рекомендуется вначале рассмотреть общественно-политическую мысль России. Важно обратить внимание студентов на факторы, которые определили художественную культуру на весь рассматриваемый период: отмена крепостного права; отмена цензуры; появление интеллигенции как социального слоя и ее связи с идеями демократизма и революционного народничества.

Во всех видах искусства нашли отображения социальные противоречия. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей этих лет. На примерах произведений Чернышевского, Тургенева, Достоевского, Некрасова, Л.Н. Толстого показать, как литература не только обличали зло, но и стремилось найти пути борьбы с ним.

Следует подчеркнуть, что это было характерно и для театрального искусства. Демократизм, любовь к людям, к духовному ему миру была главной отличительной чертой. Эту мысль желательно подтвердить пьесами А.С. Островского, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого.

Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать», которыми извечно задавались демократически настроенные деятели культуры, определяли основную проблематику изобразительного искусства. Желательно это показать на примере самым крупным объединением русских художников «Товарищество передвижников». Следует отметить, что возникновение передвижничества не было случайным. Его вызвали к жизни российские реформы 60-70х годов и кризис в Академии художеств.

«Творческую направленность «товарищества» желательно рассмотреть на примерах портретной живописи И.П. Крамского, В.Г. Перова, И.Е. Репина; русского бытового жанра И.Е. Репина; пейзажной живописи И.И. Шишкина, И.И. Левитана; исторической живописи В.И. Сурикова; батальной живописи В.В. Верещагина. Значительные изменения произошли и в музыке, особое место в которой занимала деятельность содружество талантливых композиторов, названного критиком В.В. Стасовым «Могучая кучка». Следует отметить, что они были продолжателями традиций Глинки и Драгомыжского. Музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве. Принципиальными основами их искусства были реализм и народность. Отмечая что «Могучая кучка» была создана по инициативе М.А. Балакирева, следует назвать тех, кто входил в это объединение: М.П. Мусорский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и их произведения. В заключение рассмотрения музыкальной культуры важно остановиться на огромном вкладе П.И. Чайковского не только в отечественную, но и мировую культуру.

При подведении итогов рассмотрении темы важно подчеркнуть: - либеральные реформы способствовали значительным изменениям в художественной культуре. Творческая интеллигенция стремилась отражать жизнь со всеми ее социальными проблемами.


Вопросы студентам для самоконтроля

  • Как вы оцениваете реформы и их влияние на развитие художественной культуры?

  • В чем вы видите развитие традиций национальной музыки участниками «Могучей кучки» и П.И. Чайковского?

  • Насколько закономерным было появление передвижников в конкретный исторический период?

  • В чем сущность философско-религиозных исканий Л.Н. Толстого?


Некоторые рекомендации по изучению темы:

«Художественная культура России рубежа XIX – XX веков».

Приступая к рассмотрению этой темы, следует заметить, что эта одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразилась социальная и идеальная острота эпохи, «рубежность» общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве. Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное влияние на художественную жизнь, творческие искания. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей.

Литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Для подтверждения этого положения рекомендуется обратиться к таким писателям как: Л.Н. Толстой, А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький и их произведениям.

Накануне революции чрезвычайно возросла роль театра. Огромен вклад мецената С.Т. Морозова и режиссеров К.С. Станиславской и В.И. Немерович-Данченко. Открывшийся в Москве новый театр «Художественный», который в своих постановках руководствовался демократизмом и сближением с жизнью, он стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара. Смелая, революционная программа театра имела большой общественный резонанс. Важно подчеркнуть и о значительном вкладе, открытом в Петербурге театра В.Ю. Комиссаржевской.

Рассматривая изобразительное искусство, следует заметить, что происходили сложные процессы. На рубеже веков передвижничество с его обостренным интересом к социальным проблемам, конкретно-историческим образом уже не могло служить художественным идеалом. Искания в русской живописи, характерные для этого времени, связаны с творчеством таких художников как М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серовин. Рекомендуется на занятиях познакомиться с их творчеством.

Необходимо обратить внимание студентов на широкое культурно-эстетическое движение связанного с именами: С.П. Дягилева, К.А. Сомова, И.Ф. Стравинского, Анны Павловой. Следует подчеркнуть, что «Мирискуссники» одни из первых познакомили Европу с русской художественной культурой. В искусстве, последовавшей за революцией 1905-1907 г., появились новые течения, такие как «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Их творчество было близко к модернистскому искусству. Рассматривая эти течения, следует показать - что такое «модернизм», «футуризм». В этой связи важно будет обратить внимание на творчество К.С. Малевича.

Новые черты музыкальной культуры нашли наибольшее выражение в творчестве С.В. Рахманинова, Л.В. Скрябина. В полную силу раскрылся талант русского певца и актера Ф.И. Шаляпина. Русская вокальная школа связана также с Л.В. Собиновыми.

В заключение рассмотрения этой темы следует заметить, что в России первым кинопредпринимателем был А.А. Ханжонков. Он положил начало производства отечественных фильмов. И как вывод по данной теме: Художественная культура рубежа столетий отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности.


Вопросы для самоконтроля студентов:

  • Перечислите основные общественно-культурные события рубежа столетий.

  • Назовите произведения А.П. Чехова и начала творческого пути М. Горького.

  • Назовите представителей русского авангарда в живописи.

  • Расскажите о зарождении отечественного киноискусства.

Рассмотрение темы «Художественная культура России 20 – 30х годов XX века» желательно начинать рассматривать с политических и идеологических условий этого времени. В лекции следует также показать как стала меняться ситуация в художественной культуре сразу после победы Октябрьской революции 1917 г. Центральное место в лекции должен занять рассказ о культурной революции «Пролеткультуре» советского государства в первые послереволюционные годы: создание государственных органов управления культурой (наркомпрос), широкая национализация учреждений культуры и художественных ценностей, охрана памятников культуры. Показать на примерах осуществления плана монументальной пропаганды.

Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены задачам социалистического строительства. Для централизации управления литературой и искусством были созданы единые творческие союзы, объединяющие большинство писателей и художников. В подтверждение этого положения важно показать деятельность РАПП и состоявшемся Всесоюзном съезде писателей, который провозгласил новый метод-социалистический реализм.

Ведущей темой в литературе и искусстве становится тема революции и социалистического строительства. Здесь рекомендуется назвать М. Шолохова «Тихий Дон», Н. Островского «Как закалялась сталь», Ф. Гладкова «Энергия», В. Катаева «Время вперед». Блестящий взлет поэзии виден в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Была создана советская детская литература. Важно назвать произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского.

С конца 20-х годов в театре утвердилась Советская пьеса. Достаточно назвать «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие 70 детских театров. Тридцатые годы стали развитием советского киноискусства. Лучшие фильмы рассказывали о современниках «Семеро смелых», «Комсомольск» режиссер С. Герасимов, о событиях революции и гражданской войны «Чапаев» братьев Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана. Появились и исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: «Петр Первый» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Различным сторонам жизни посвящали свои картины художники. Можно сослаться на картины К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», А. Дейнеки «Оборона Петрограда», М. Грекова «Трубачи Первой конной красной армии». Символом времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Музыкальная жизнь страны в эти годы была связана с именами: С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, И. Дунаевского и др. Называя эти имена желательно продемонстрировать одно или несколько произведений.

Подводя итог лекции, следует отметить, что художественная культура была направлена на решение стоявших перед страной задач. Культура рассматривалась с точки зрения «задач классовой борьбы за социализм».
Вопросы студенту для самоконтроля:


  1. Назовите основные политические условия развития культуры 20-30х годов.

  2. Какие известные произведения отечественной литературы были созданы в данное время?

  3. Назовите вклад К. Станиславского и М. Дунаевского в мировое искусство.

Одной из важных тем является: Художественная культура России в период Великой Отечественной войны. Рассматривая эту тему важно показать, как перестраивалась художественная культура на военный лад. Обратив особое внимание как деятели культуры и искусства входили в чрезвычайные государственные органы, как создавались оперативные, мобильные, доступные и эффективные формы культурной работы, такие как радио, печать, кинематография, фронтовые театры и концертные бригады.

Все для фронта. Все для победы – основная тема художественной культуры. Деятели искусства внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Останавливаясь на вкладе литературы важно заметить, что поэзия первой откликнулась на события войны. И обращаясь к нравственному опыту нашего народа, говорила о переживаниях человека, оказавшегося лицом к лицу со смертью, понимания своего долга перед Родиной и самоотверженного служения ей. Можно в подтверждения назвать «Сын» П. Антакольского, и «Зоя» М. Алигер, «Василий Теркин» А. Твардовского.

Война углубила чувство Родины. Она расширила и само понятие Родины, определила новое назначение «чувство семьи единой». Литература военных лет видела свое назначение в том, чтобы запечатлеть сплоченность народов в годы суровых испытаний. Ярким примеров тому – произведение Л. Бека «Волоколамское шоссе».

Вершиной реализма военного времени была повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда», где показан не только героизм, но и способность сохранить в себе человеческое начало. В ходе рассмотрения вклада литературы в победу назвать такие имена: А. Суворов, Е. Петров, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, М. Джалиев, А. Гайдар. Десять писателей были удостоены звания Героя советского союза.

В суровых условиях военного времени театральное искусство не только не утратило свою силу, но оно наоборот приобрело особое гражданское звучание. Театр как никогда прежде становиться необходим всем людям, но, пожалуй, особенно бойцам на фронте. Можно привести пример о масштабах обслуживания фронта следующие цифры: за время войны в воинских частях побывало 3685 артистических бригад, в которых участвовало 42 тыс. творческих работников. Ими было дано 473 тыс. спектаклей и концертов.

Многие ведущие театры страны - Малый театр, Вахтангова, большой драматический театр имени Горького - образовали фронтовые филиалы.

В освобожденном Ленинграде продолжал действовать театр музыкальной комедии, театр краснознаменного Балтийского флота. Рассматривая театральное искусство войны желательно проанализировать одну из пьес периода ВОВ.

Будучи верными своему профессиональному долгу 900 художников ушли на фронт. Они в своих походных альбомах делали наброски. Созданные ими многочисленные наброски представляют собой бесценный художественно-монументальный материал. Подтверждению этого положения преподавателю рекомендуется обратиться к плакатам Кукриниксов: «Родина-мать зовет» И. Таидзе, «Воин Красной Армии, спаси» В. Корецкого. Огромный вклад в формировании морального духа, ненависти к врагу сыграли мастера студии военных художников имени М.Б. Грекова.

Преподавателю желательно на примере музыкальных произведений: «Ой туманы мои растуманы» В. Захарова, «Вася-Василек» А. Новикова, «В землянке» К. Листова, «Темная ночь» Н. Богословского показать как музыка вносила свой вклад в формировании патриотизма.

Значительным событием была песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумаче «Вставай страна огромная» и совершенным триумфом стала «Седьмая симфония» Д. Шостаковича, которая была написана в блокадном Ленинграде. Говоря о симфонической музыке периода ВОВ желательно назвать: «Вторая симфония» А. Хачатуряна, «Пятая симфония Война и мир» С. Прокофьева.

Кинематографисты главной своей задачей считали мобилизацию народа на борьбу с врагом. Важно показать как в первые дни войны решали эту задачу фильмы: «Подруги на фронт», «Чапаев с нами», «Боевые киносборники». А в 1942 году стали выходить полнометражные фильмы «Секретарь райкома» И. Пырьева, чуть позже «Она защищала Родину» Ф. Эрмлера, «Радуга» М. Донского и другие киноленты сражались вместе со своим народом. Кино смогло раскрыть патриотизм потому что было поставлено на службу своему народу.

Подводя итог наряду с другими вопросами важно отметить, что ВОВ сплотила всех работников искусства, она формировала мужество и ненависть к врагу.



следующая страница >>