Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для... 4 922.8kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы 37 Методические... 6 1220.09kb.
Транспорт №05 (331) транспорт 4 1740.99kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя - страница №1/2





Автор - составитель:

Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»






(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» включает в себя:


  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины "История железнодорожного транспорта" направлено на расширение знаний студентов об истории развития мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:



    • историю создания и развития железных дорог за рубежом и в России, изменение их роли в различные исторические периоды;

    • реформирование железнодорожного транспорта в современной России и за рубежом;

    • развитие технических средств железнодорожного транспорта, основные тенденции технического прогресса в XIX -XX в.;

    • вклад выдающихся отечественных ученых и инженеров, руководителей МПС, поколений железнодорожников в техническое, экономическое, социальное развитие железнодорожной отрасли России;

    • историю местных железных дорог.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной учебный материал содержится в цикле лекций. Курс рассчитан на самостоятельное изучение учебного материала студентами, для этого дан список необходимой литературы.

При изучении всего курса студентам рекомендуется исходить из следующих общих методических принципов:



  • взаимосвязь железнодорожного транспорта с уровнем социально-экономического развития стран и регионов в разные исторические периоды; взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта и конкуренция между ними;

  • системность железнодорожного транспорта как его родовой признак и взаимозависимость всех его подсистем;

  • противоречия между подсистемами железнодорожного транспорта как движущая сила технического и социально-экономического развития отрасли;

  • специфичность экономических отношений и обособление социальной сферы на железнодорожном транспорте.

Кроме указанной в программе литературы, рекомендуется обращаться к литературе по инженерным дисциплинам, социально-гуманитарного и экономического циклов, а также к электронному учебнику «История железнодорожного транспорта».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Заочное отделение (20 ч.)


Вид и тема занятия


ТС, ЭТ

ПП


Лекции

12

12

  1. История зарождения железнодорожного транспорта.

  2. Развитие железных дорог мира во второй половине XIX - XX вв.

  3. Развитие технических средств железнодорожного транспорта в ХIХ-ХХ вв.

  4. История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза.




  1. Современные проблемы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

  2. История уставов железных дорог России.









Семинары

4

8

1.Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта.

2.Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во второй половине XIX века.

3.Отечественный железнодорожный транспорт в советский период.








Зачет промежуточный







Итоговый зачет по курсу с оценкой








Дневное отделение (90 ч.)

Лекции (56 ч.)

1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта – 2ч.

2. Строительство первых железных дорог мира, выход железнодорожного транспорта на все континенты мира (1825 – 1860 гг.). – 2ч.

3. Развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX-XX вв. – 4 ч.

4. Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980 – нач. 2000-х. гг.). – 4 ч.

5. Железные дороги Европы, Америки, Азии. Прошлое и настоящее. – 2 ч.

6. История создания и развития локомотивов (паровозы, электровозы, тепловозы). – 4 ч.

7. Создание и совершенствование пассажирских и грузовых вагонов. – 2ч.

8. Железнодорожный путь в XIX-XX веках. – 2 ч.

9. Возникновение и основные этапы развития железнодорожных станций. – 2 ч.

10. Управление движением поездов, развитие сигнализации и связи. – 2ч.

11. Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Магистраль С.Петербург – Москва. – 2ч.

12. Железнодорожный транспорт России во II половине XIX века. – 2ч.

13. Железные дороги России на рубеже XIX – XX вв.. Строительство Транссибирской магистрали. – 4ч.

14. Отечественный железнодорожный транспорт в 1920-е – 1930-е гг., роль железных дорог в социально-экономическом развитии страны. – 4ч.

15. Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – 2ч.

16. Послевоенная реконструкция, развитие железнодорожного транспорта в СССР в 1950-е – 1980-е гг. – 2ч.

17. Российские железные дороги в 1990-е годы. – 2ч.

18. Структурные реформы железнодорожного транспорта России (конец 1990-х – начало 2000-х гг.). ОАО «Российские железные дороги». – 2ч.

19. История уставов железных дорог России. – 4ч.

20. История подготовки инженеров путей сообщения в вузах России. – 2ч.

21. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта. – 2ч.

22. РГОТУПС: история и современное развитие. – 2ч.
Семинары (20 ч.)

1.Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. – 4ч.

2.Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века. – 4ч.

3.Отечественный железнодорожный транспорт в советский период. – 4ч.

4.История развития технических средств железнодорожного транспорта. – 4ч.

5.Современные проблемы развития железнодорожного транспорта России. – 4ч.


Практические занятия (14 ч.)
1.Просмотр и обсуждение видеофильмов по истории железнодорожного транспорта. – 6ч.

2.Посещение подразделений местных железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» (депо, сортировочные станции и т.п.). – 4ч.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа разработана в соответствии с целевыми установками и государственными требованиями квалификационной подготовки инженера для студентов по специальностям, указанным на титуле.
Составители: канд.пед.наук, доцент Л.П.Гордеева,

ст.преподаватель В.Д. Гордеев


Под редакцией - канд.ист.наук, доцент Ю.А.Топчий
Тема I. История зарождения железнодорожного

транспорта
Исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог. Развитие промышленности в конце ХУШ -начале XIX вв. Технические предпосылки создания железнодорожного транспорта: колесо с ребордой (Джессоп), металлические рельсы (Р.Рейнольдс), паровой двигатель (Дж.Уатт). Создание первого паровоза (Р.Тревитик, 1803 г.). Вклад Дж.Стефенсона в создание железнодорожного транспорта. Строительство первой железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.).

Этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.). История строительства первых железных дорог в мире, их распространения на все континенты. Создание технических средств железнодорожного транспорта.


Тема 2. Развитие железных дорог мира во второй половине ХIХ-ХХ вв.
Основные тенденции железнодорожного строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды. Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в военное время. Международные железнодорожные организации (Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК), Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.) Транспортные органы Организации Объединенных Наций.

Новое направление в развитии современного железнодорожного транспорта - высокоскоростные железные дороги. Строительство трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Реформирование железных дорог мира в конце XX в.


Тема 3. Развитие технических средств

железнодорожного транспорта в Х1Х-ХХ вв.
Локомотивы. Эволюция паровозов, увеличение энергетической мощности паровозов. Основные типы грузовых паровозов (трехосные, 0-3-0, "Микадо", серий "ФД", "С", сочлененные типа "Маллет" и др.). Создание двигателя внутреннего сгорания (дизель), развитие тепловозов, газотурбовозы. Электрификация железных дорог, электровозы, электропоезда. Локомотивное хозяйство.

Вагоны. Развитие пассажирских вагонов. Грузовое вагоностроение: повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов.

Развитие железнодорожных тормозов: ручное торможение, механические, автоматические тормоза. Сцепные приборы: от ручной винтовой стяжки - к автосцепке.

Железнодорожный путь в ХIХ-ХХ вв. Выбор ширины железнодорожной рельсовой колеи в разных странах. Рельсы и шпалы. Стрелочный перевод. Искусственные сооружения: железнодорожные мосты, тоннели, переправы. Станции железных дорог. Этапы развития сортировочных и грузовых станций. Вокзалы, вокзальные комплексы.

Управление движением. Развитие сигнализации, централизации, блокировки. Средства железнодорожной связи: радиотелефонная, спутниковая связь. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Основные направления и организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские центры железных дорог мира. Испытательные центры.

Перспективная стратегия развития железнодорожного транспорта.
Тема 4. История развития железнодорожного транспорта

России и Советского Союза
Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Проектирование и сооружение первой в стране железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва (1842-1851 гг.). Заслуги в строительстве этой дороги русских инженеров и ученых (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Д.И. Журавский и др.).

Расширение строительства железных дорог после реформы 1861 г. в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири, Средней Азии, строительство Закаспийской железной дороги. Эксплуатационная работа, развитие паровозостроения, русская школа паровозостроения (Н. П. Петров, А. П. Бородин, Н.Л.Щукин и др.).

Железные дороги на рубеже Х1Х-ХХ вв. Изыскания, строительство, значение Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Деятельность по развитию железнодорожной сети С. Ю. Витте. Вклад в развитие железных дорог российских ученых и инженеров Н. А. Белелюбского, С. В. Кербедза, П. Ф. Николаи, Л. Д. Проскурякова и др., руководителей ведомства путей сообщения России. Участие железнодорожников в рабочем, демократическом движениях, революционной борьбе. Железнодорожный транспорт в годы первой мировой войны.

Восстановление железнодорожного транспорта России после разрухи первой мировой и гражданской войн. Индустриальный рывок страны в 1930-е годы, строительство железных дорог, развитие и техническое переоснащение железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в решении транспортного обеспечения народного хозяйства и укреплении обороноспособности страны. Вклад в развитие железнодорожных технических средств ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Образцова, Е. О. Патона, Г. П. Передерия и др. Новаторы первых пятилеток.

Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Осуществление перевозок воинских соединений, техники, боеприпасов, других военных грузов, эвакуации населения и крупных предприятий в восточные районы страны. Транспортное обеспечение крупнейших военных операций Красной Армии. Участие железнодорожников в военных действиях (бронепоезда, военно-санитарные поезда). Восстановление разрушенных железных дорог, железнодорожные войска, спецформирование НКПС. Подвиги железнодорожников на полях сражений и в тылу.

Железнодорожный транспорт в послевоенный период.

Развитие железнодорожной сети, строительство Байкало-Амурской магистрали. Техническое перевооружение транспорта, управление движением на основе автоматизированных сис­тем и внедрения вычислительной техники в 60-80-е годы.

Производственная и социальная жизнь железнодорожников.

Актуальное значение уроков истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза.


Тема 5. Современные проблемы развития

железнодорожного транспорта

в Российской Федерации
Развитие железнодорожного транспорта в условиях современных реформ. Роль и место железнодорожного транспорта в народнохозяйственном комплексе России. Развитие экономических реформ на железнодорожном транспорте, обеспечение стабильности отрасли. Железные дороги РФ как естественная монополия: проблемы и пути разрешения проблем. Социальные проблемы на железнодорожном транспорте.

Взаимодействие железных дорог с субъектами РФ, проблемы сотрудничества российских железных дорог и железных дорог стран-членов СНГ, интеграция железных дорог России в общеевропейскую сеть. Внешнеэкономическая деятельность МПС РФ.

Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – нач. 2000-х г.г.). Цели и задачи деятельности ОАО «Российские железные дороги». Практика осуществления реформы на современном этапе.
Тема 6. История уставов железных дорог России
Создание первого в России Устава железных дорог Н. О. Культицким, введение Устава в действие (1885 г). Правила технической эксплуатации железных дорог (1898 г.). Устав железных дорог РСФСР (1920 г.). Уставы железных дорог СССР (1935,1964 г.) - главные юридические документы на железнодорожной сети страны. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (1993 г.). Транспортный Устав железных дорог РФ (1998 г.).

Федеральные законы в период реформирования железнодорожного транспорта: «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»(2003г.), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»(2003г.). Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (2000г.).


Тема 7. История транспортных учебных заведений. РГОТУПС
Роль образования в становлении и развитии железнодорожного транспорта в России. История подготовки специалистов путей сообщения в железнодорожных вузах. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта. РГОТУПС: история и современность.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар №1

Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта

Вопросы:


1.Зарождение железнодорожного транспорта, этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.).

2.Бурное развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX в. – начале XX в. (1860-1914 гг.).

3.Развитие железных дорог мира как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами.

4.Особенности работы железных дорог в 1950-е- 1970-е гг.

5.Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980-е гг. – настоящее время).

Семинар №2

Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века

Вопросы:


1.Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

2.Эпоха крупномасштабного строительства – эпоха «железнодорожной лихорадки».

3.Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России.

Семинар №3

Отечественный железнодорожный транспорт

в советский период

Вопросы:


1.Железные дороги в восстановительный период и годы индустриализации.

2.Роль железных дорог в годы Великой Отечественной войны.

3.Послевоенная реконструкция и дальнейшее развитие железнодорожного транспорта в СССР.

Семинар №4

История развития технических средств железнодорожного транспорта

Вопросы:


1. Локомотивы: зарождение и развитие паровозов, тепловозов, электровозов.

2. Создание и совершенствование пассажирских и грузовых вагонов.

3. Железнодорожный путь в XIX – XX веках.

4. Основные этапы развития станций. Управление движением.



Семинар №5

Современные проблемы развития железнодорожного транспорта России

Вопросы:


1. Развитие российских железных дорог в 1990-е гг.

2. Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – начало 2000-х гг.).



3. ОАО «РЖД»: цели и задачи развития, практическая деятельность.
Литература по курсу
Основная

  1. Транспорт России, М., Прогресс 2009..

  2. Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта (1800-2100 годы). – М, 2005.

  3. Крейнис З.Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия. – М.,2007.

4. Семинюта Н.С. История электрической связи на железнодорожном транспорте. Прошлое, настоящее, будущие, М.,2008

Дополнительная

Темы 1-2

История зарождение железнодорожного транспорта.

Развитие железных дорог мира в XIX- XX веках.


  1. Азовский И.П. Вторая Трансконтинентальная Европо-Азиатская магистраль // Железнодорожный транспорт. -1995. №9.

  2. История железнодорожного транспорта России, т.1, 1836-1917. – СПБ – М.,1994.

  3. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, т.2, 1917-1945 гг. – СПб .,1997.

  4. Касаткин Г.С. У истоков железнодорожного транспорта. К 170-летию открытия первой железной дороги // Железнодорожный транспорт. 1995. - №9.

  5. Касаткин Г.С. Начало великого пути (К 175-летию открытия первой железной дороги). // Локомотив. –2000. - №9.

  6. Касаткин Г.С. Пионеры железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. 2004.-№2.

  7. Скоростные железные дороги Японии: Синкансен. Пер. с япон. // Татэмацу Тосихико, Кума Сатоси, Исихара Есио. – М., 1984.

  8. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М., 1993.

  9. Якобсон П.В. У истоков паровозостроения. – М., 1970.

Тема 3

Развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX- XX веках.

  1. Выпов И.Г. Первый русский паровоз и его творцы // Железнодорожный транспорт. 2004. №3.

  2. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. редактор Н.С. Конарев – М., 1994.

  3. Информатизация на железнодорожном транспорте. История и современность / В.С. Наговицин, Э.С. Подавашкин, И.В. Харланович и др. – М., 2005.

  4. История депо – история локомотивщиков страны // Локомотив. – 2000. - №6.

  5. История железнодорожного транспорта России, т.1, 1836-1917. – СПБ М., 1994.

  6. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, т.2. 1917-1945 . – СПБ., 1997.

  7. Касаткин Г.С. Из истории электрической и тепловой тяги // Железнодорожный транспорт. – 1994. - №6.

  8. Касаткин Г.С. Юбилей московского метро //Железнодорожный транспорт – 2005. - №5.

  9. Кузьмич В.Д. Локомотивы. Основные этапы развития. М., 1988.

  10. Раков В.А. Тепловозы // Локомотив. – 1995. - №11.

  11. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог. 1845-1955 гг. – М.: Транспорт, 1995.

  12. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог. 1956-1975 гг. – М.: Транспорт, 1999.

  13. Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976-1985 гг. – М., 1990.

  14. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. – М.: Транспорт, 1993.

  15. Станция: История, факты, цифры // Железнодорожный транспорт. – 2005. - №3.

16. Цуккер В.А. Как создавалась вычислительная техника на железнодорожном транспорте. // Железнодорожный транспорт. – 1996. - №3.

  1. Шадур Л.А. Развитие отечественного вагонного парка. - М.: Транспорт, 1988.

  2. Шадур Л.А. Развитие вагоностроения // Железнодорожный транспорт. – 1993. - №2.

  3. Якобсон П.В. У истоков поровозостроения. – М., 1970.

  4. Якобсон П.В. История тепловоза в СССР. - М., 1976.

Тема 4

История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза.


  1. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России: от реформы к реформе. – М. 2001.

  2. Великая победа великого народа: история и современность: Сборник тезисов докладов Межвузовской студенческой научной видеоконверенции // Под ред. проф. А.Т. Демченко. – М.: РГОТУПС, 2005.

  3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия /Гл. редактор Н.С. Конарев. – М.: 1994.

  4. Железные дороги России. История и современность в фотодокументах. – С.Петербург, 1996.

  5. Железнодорожный транспорт в восстановленный период. – М., 1979.

  6. Железнодорожный транспорт в годы индустриализации СССР (1926-1941). – М., 1970.

  7. Железнодорожный транспорт СССР 1956-1970 гг. – М., 1998.

  8. Железнодорожники в Великой Отечественной войне, 1941-1945 /Под ред. Н.С. Конарева. – М.,1987.

  9. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне // Железнодорожный транспорт. – 1995. №5; там же. – 2000. - №5.

  10. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Спец. проект по материалам Международной научно-практической конференции // Железнодорожный транспорт. – 2005. - №6 (Подборка статей).

  11. Зензинов Н.А. Мосты профессора Проскурякова.// Железнодорожный транспорт. – 1997. - №12.

  12. Зензинов Н.А., Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые ж.-д. транспорта: Очерки. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990.

  13. Зотов Д.К., Ушаков С.С. Проблемы развития транспорта СССР. – М., 1990.

  14. Инженеры путей сообщения. – М., 2003.

  15. История железнодорожного транспорта России. Т.1 1836-1917гг. – СПб, 1994.

  16. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, т.2, 1917-1945 гг. – СПб. – М., 1997.

  17. Кантор И.И., Тургин И.В. Развитие железнодорожной сети России//Железнодорожный транспорт. – 2000. - №12.

  18. Касаткин Г.С. Из истории железных дорог. Указ о сооружении первой железной дороги в России.//Железнодорожный транспорт. – 1996. - № 4.

  19. Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941-1945 гг. – М., 1988.

  20. Левин Б.А., Зензинов Н.А. Престиж профессии железнодорожника. //Железнодорожный транспорт. – 1999. - № 3.

  21. Мартыненко И.В. Организация воинских перевозок на Дальный Восток в 1945 г. // Железнодорожный транспорт. – 2005. - №8.

  22. Министры и наркомы путей сообщения: - М., 1995.

  1. Пашинин С.А. Начало большого пути//Железнодорожный транспорт. – 1997. - № 10.

  2. Пашинин С.А. Совещательные съезды представителей железных дорог. // Железнодорожный транспорт. – 2006. - №1

  3. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955 гг. – М., 1995.

  4. К 100-летию Транссиба. К 150-летию магистрали Санкт-Петербург-Москва.// Железнодорожный транспорт. – 2001. –

  5. Троицкий Л.Ф. Наркомы огненных лет.-М.: Путь-пресс, 2002.

  6. Яшин С.В. Советские органы военных сообщений в важнейших битвах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) –М.: РГОТУПС, 2005.

Тема 5

Современные проблемы развития железнодорожного транспорта в России.

  1. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России: от реформы к реформе. – М., 2001.

  2. Всероссийский съезд железнодорожников 17-18 мая 1996 года; Речи, доклады, выступления и другие материалы. – М.: Издат. центр газеты «Гудок», 1996.

  3. Закон «О федеральном железнодорожном транспорте». – Принят Государственной Думой РФ 20 июля 1995 г.// Железнодорожный транспорт. –1995.

  4. Основные направления развития и социально-экономической политики ж.-д. транспорта на период до 2005 г.// В кн: Всероссийский съезд железнодорожников 17-18 мая 1996 года. – М., 1996.

  5. Транспортная стратегия России. Всероссийская научно-практическая конференция // Железнодорожный транспорт. – 2004. - №1.

  1. Указ президента РФ «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации»// Железнодорожный транспорт. –1996. - № 6.

  2. Устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Железнодорожный транспорт. – 2003. - № 10.

  3. Фадеев Г.М. «Об организации открытого акционерного общества «Российские железные дороги», стратегических целях развития и первоочередных задачах деятельности Компании. Программное выступление на селекторном совещании 26.09.03 г. // Железнодорожный транспорт. – 2003. - №10.

  4. Якунин В.И. Доклад на расширенном заседании Правления компании ОАО «РЖД» 21 декабря 2005 г. // Железнодорожный транспорт. – 2006. - №1.

Тема 6

История уставов железнодорожных дорог России.

  1. Алексеев А.А. Каждой эпохе свой устав //Ж.-д. транспорт. – 1997. - №8.

  2. Алексеев А.А. Новый устав железных дорог России (исторический очерк) // Ж.-д. Мира. – 1997. - №9.

  3. Болтрашевич М.А. Железнодорожная форменная одежда // Железнодорожный транспорт. – 1987. - №9.

  4. Большая энциклопедия, 1994.

  5. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / Гл. редактор Н.С. Конарев. – М.: Транспорт, 1994.

  6. Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г.Б. Астановского. – М.: Юридическая литература, 1986.

  7. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. – М: Транспорт, 1995; М., 2000.

  8. Транспортный устав железных дорог РФ: Федеральный закон РФ от января 1998 г. №2 – ФЗ // Ж.-д. транспорт. – 1998. - №3.

  1. Устав железных дорог Союза ССР – М.: Транспорт, 1983.

  2. Устав железнодорожного транспорта РФ. (19 мая 2003 г.) // Сборник основных федеральных законов о железнодорожном транспорте. – М., 2003.

  3. Утвержден флаг Министерства Путей Сообщения Российской Федерации // Ж.-д. транспорт. – 1995. - №12.

Тема 7

История транспортных учебных заведений. РГОТУПС.

  1. Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта – М., 1983.

  2. Демченко А.Т. На благо отечественных железных дорог// Железнодорожный транспорт. – 2001. - №8.

  3. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия/гл. редактор Н.С. Конарев. – М;1994.

  4. История железнодорожного транспорта России. Т.1 : 1836-1917 гг. – СПб., 1994.

  5. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т.2: 1917-1945 гг. – СПб., 1997.

  6. Ларин В.К. Из истории транспортных учебных заведений// Железнодорожный транспорт. –1996. - №5.

  7. Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. / Под ред. П.В. Белова. – М.: Транспорт, 1985.

  8. Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. Годы. События. Люди. – М.: РГОТУПС, 2002.

  9. Российскому государственному открытому техническому университету путей сообщения 50 лет // Железнодорожный транспорт – 2001 - №8.

  10. Старейший транспортный вуз: традиции и современность // Железнодорожный транспорт. – 1987. - №6.

  11. Специальный проект к 40-летию Нижегородского филиала РГОТУПСа // Железнодорожный транспорт– 2004. - №4.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)

Кафедра «Философия, социология, история»

Автор Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению учебной дисциплины

История железнодорожного транспорта

(название)

Москва 2011 г.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Преподавание дисциплины «История железнодорожного транспорта» направлено на расширение знаний студентов об истории мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- историю создания и развития железных дорог за рубежом и в России, изменение их роли в различные исторические периоды;

- реформирование железнодорожного транспорта в современной России и за рубежом;

- развитие технических средств железнодорожного транспорта, основные тенденции технического прогресса в ХIX-XXI вв.;

- вклад выдающихся отечественных ученых и инженеров, руководителей МПС, поколений железнодорожников в техническое, социальное развитие железнодорожной отрасли России;

- историю местных железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»; МИИТа, РОАТ и других транспортных учебных заведений.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основной учебный материал содержится в цикле лекций, в которых даются систематизированные основы научных знаний по дисциплине, концентрируется внимание студентов на важных событиях истории железнодорожного транспорта.

Курс рассчитан на самостоятельное изучение учебного материала студентами, для этого в «Рабочей программе» «Истории железнодорожного транспорта» для студентов всех специальностей дан список рекомендованной литературы, также предусмотрено посещения музеев железных дорог, где находятся филиалы Московского государственного университета путей сообщения, музея РОАТ, встречи с ветеранами, специалистами железных дорог, выпускниками университета.

При изучении всего курса студентам рекомендуется исходить из следующих общих методических принципов:

- взаимосвязь железнодорожного транспорта с уровнем социально-экономического развития стран и регионов в разные исторические периоды; взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта и конкуренция между ними;

- системность железнодорожного транспорта как его родовой признак и взаимозависимость всех подсистем;
- противоречия между подсистемами железнодорожного транспорта как движущая сила технического и социально-экономического развития отрасли.

Кроме указанной в программе литературы, рекомендуется обращаться к литературе по инженерным дисциплинам, социально-гуманитарного и экономического циклов, а также к электронному учебнику «История железнодорожного транспорта».

Важной частью самостоятельной работы студентов по истории железнодорожного транспорта является подготовка к семинарским занятиям.

Семинар — активная форма занятий, где обсуждаются основные вопросы курса, проверяются, углубляются и закрепляются знания студентов. Темы семинаров отражают содержание дисциплины «История железнодорожного транспорта» (см. «Рабочую программу, тематический план и планы семинарских занятий» для студентов II и IV курсов заочной формы обучения и студентов 1 курса очной формы обучения. – М., РОАТ, 2010. Вопросы семинаров освещаются в лекционном курсе, прорабатываются студентами в ходе изучения учебных пособий и другой литературы.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с планом семинара, темами рефератов, методическими указаниями, изучить материалы лекций, рекомендуемую литературу. Целесообразно подготовить

конспект по вопросам плана со схемами ответов, необходимыми фактическими данными. Здесь же следует зафиксировать возникшие вопросы, которые нужно задать на семинарах. Желательно использование местного материала по истории железных дорог и их подразделений.

При подготовке реферата целесообразно использовать методические указания, советы преподавателя и рекомендуемую литературу к данному реферату.
СЕМИНАР №1
ТЕМА: «Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта»
Вопросы:

1. Зарождение железнодорожного транспорта, этап начального развития железных дорог (1825–1860 гг.)

2. Бурное развитие железнодорожного транспорта

во II половине XIX в. — начале XX в. (1860–1914 гг.). 3.Развитие железных дорог мира как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами.

4.Особенности работы железных дорог в 1950–1970-е гг.

5.Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980-е гг. — настоящее время).




ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта.

2. Вклад Дж. Стефенсона в создание железнодорожного транспорта.

3.Эволюция паровозов, создание и совершенствование тепловозов и электровозов — основных видов локомотивов второй половины XX века.

4. История создания и развития грузовых и пассажирских вагонов.

5. Железнодорожный путь в XIX–XX веках.

6. Создание и развитие высокоскоростного транспорта.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная

1.Транспорт России, М., Прогресс 2009.

2.Крейнис З.Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия. – М., 2007.

3.Сотников Е.А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта (1800 – 2100 годы). – М., 2005.

4. Семинюта Н.С. История электрической связи на железнодорожном транспорте. Прошлое, настоящее, будущие, М.,2008
Дополнительная

История железнодорожного транспорта России, т. 1, 1836–1917. — СПб.— М., 1994.

История железнодорожного транспорта России и Советского Союза, Т 2. 1917–1945 гг. — СПб. 1997.

Касаткин Г.С. Из истории электрической и тепловой тяги // Железнодорожный транспорт. — 1994. — № 6.

Касаткин Г.С. Начало великого пути (К175-летию открытия первой железной дороги). // Локомотив. — 2000. — №

Кузьмич В.Д. Локомотивы. Основные этапы развития. М., 1988.

Раков В.А. Тепловозы // Локомотив. — 1995. — № 11.

Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845–1955 гг.- М.Транспорт, 1995.

Сороко В.И., Кайнов В.М., Казнов Г.Д. Автомвтика, телемеханика, связь и вычислительная техника на железных дорогах России: Энциклопедия. Т. 1. – М., 2006.

Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М., 1993.

Станция: История, факты, цифры // Железнодорожный транспорт. – 2005. - № 3.

Цуккер В.А. Как создавалась вычислительная техника на железнодорожном транспорте.// Железнодорожный транспорт. — 1996. — № 3.

Шадур Л.А. Развитие вагоностроения // Железнодорожный транспорт. — 1993. — № 2.

Шадур Л.А. Развитие отечественного вагонного парка. М., 1988.

Якобсон П.В. У истоков паровозостроения. — М., 1970.

Якобсон П.В. История тепловоза в СССР. М., 1976.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Первый вопрос: «Зарождение железнодорожного транспорта, этап начального развития железных дорог (1825–1860 гг.)»
Рекомендуется начать с изучения исторических и технических предпосылок создания железнодорожного транспорта, его основных элементов — колесо, рельсовая колея, паровая машина. Рассмотрите историю строительства первых железных дорог в мире, в том числе в России, хронологию железнодорожного строительства в мире. При этом следует подчеркнуть, что к концу этого этапа к железнодорожное строительство распространилось на все континенты и Россия была в числе первых стран, освоивших этот новый прогрессивный вид транспорта.

Обратите внимание на то, что в этот период были созданы основные технические средства железнодорожных дорог. Паровоз быстро стал надежным локомотивом и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы. Изменения проходили в строительстве грузовых вагонов (двухосное, четырехосноые), пассажирских вагонов («английского» и «американского» типов). Были созданы такие системы, как паровой тормоз, винтовая сцепка, семафор и система блокировки Тейера, использовался телеграф Морзе.

Постепенно сформировалась конструкция пути. Широко распространялась «стефенсоновская» ширина колеи 1435 мм. Развитие получило строительство мостов, виадуков, тоннелей.

Второй вопрос: «Бурное развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX–XX в. (1860–1914 гг.)».
При рассмотрении этого вопроса рекомендуется ознакомиться с бурным ростом строительства железных дорог и формированием мировой сети железнодорожного транспорта. Наиболее интенсивно строительство железнодорожное строительство в мире велось в период с 1880 по 1890 гг. Надо подчеркнуть, что важной вехой в их строительстве стал 1910 год, когда протяженность железных дорог в мире превысила 1 млн.км.

Затем надо рассказать о решении проблемы провозной способности: создание мощных паровозов, изобретение электровозов (В.Сименс), тепловозов (Р.Дизель). Необходимо отметить, изменения в строительстве вагонов, в т.ч. пульмановских пассажирских вагонов. В совершенствовании технических средств железнодорожного транспорта следует запомнить изобретение пневматического тормоза, автосцепки, сортировочных горок, электрического перевода стрелок, автоблокировки, радиосвязи. Так к началу первой мировой войны в мире в основном сложилась сеть железных дорог, и железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта мира.


Третий вопрос: «Развитие железных дорог в мире как основного вида сухопутного транспорта между мировыми войнами»
При изучении этого вопроса следует иметь в виду, что 1920-е – 30-е года были периодом устойчивой работы железных дорог при слабой конкуренции со стороны других видов сухопутного транспорта. Покажите, как интенсивно развивался и совершенствовался железнодорожный транспорт на этом этапе. Ознакомьтесь с развитием паровозов, вагонов. Тормоза были разделены на грузовые и пассажирские, широко внедрялась автосцепка, все большее распространение получили средства автоматики и радиосвязи.

В период между мировыми войнами во многих странах проходила электрификация железных дорог, перевод их на тепловозную тягу.

Железнодорожный транспорт стал основным видом сухопутного транспорта, осуществлял основной объем грузовых и пассажирских перевозок.
Четвертый вопрос: «Особенности работы мирового железнодорожного транспорта в1950-е–1970-е годы»
Начиная рассмотрение этого вопроса, следует отметить, что состояние железнодорожного транспорта в начале данного этапа характеризуется глубоким кризисом. Раскройте причины оттока от железных дорог пассажиров и грузов, а также пути решения проблемы сокращения эксплуатационных расходов. Обратите внимание на переход железных дорог от паровозной тяги на электрическую и тепловозную, увеличение веса поездов, формирование многогруппных поездов для сокращения маневровой работы на грузовых и промежуточных станциях.

Следует отметить, что в 1956 году железные дороги США практически полностью перешли на тепловозную тягу. В Европе в это время основным направлением была электрификация. Достижением железных дорог в этот период явилось массовое внедрение контейнерных перевозок, значительное увеличение доли специализированных вагонов. Среди других направлений совершенствования железнодорожного транспорта было внедрение вычислительной техники, систем механизации и автоматизации. Важно

уяснить, что все это позволило железным дорогам к 1980-м годам ликвидировать падение объема грузовых перевозок. В пассажирских перевозках началось внедрение высокоскоростного железнодорожного транспорта (Япония, 1964 г.).
Пятый вопрос: «Современный этап развития железнодорожного транспорта (1980 г. – до настоящего времени)»
Изучая данные вопросы, необходимо знать о том, что этот этап характеризуется стабилизацией объемов перевозок на железных дорогах и некоторым подъемом. Ознакомьтесь с реформированием железных дорог, выясните цели и основное содержание реформ железнодорожного транспорта в США («американская модель») и в Европе («европейская модель»), проводимых в 90-е годы.

Приведите примеры работы по внедрению высоких технологий, использованию достижений научно-технического прогресса в совершенствовании технических средств. Обратите внимание на организацию высокоскоростного пассажирского движения со скоростями примерно 300 км/ч, комплексную технологию доставки грузов, высокий уровень автоматизации ряда процессов и управления, сооружения и развития трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Надо

отметить, что важнейшим условием успешной работы железнодорожного транспорта является его способность использовать новейшие достижения научно-технического прогресса, будь то лазерная техника или спутниковая связь, компьютерные системы и принципиально новые материалы.
СЕМИНАР № 2
ТЕМА: «Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века»
Вопросы:
1. Борьба в 30–40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

2. Эпоха крупномасштабного строительства — эпоха «железнодорожной лихорадки».

3. Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Вклад П.П.Мельникова, отечественных ученых и инженеров в развитие железнодорожного транспорта России.

2. Роль Главного общества Российских железных дорог в развитии системы железнодорожного сообщения.

3. Государственное руководство железнодорожным делом в России.

4. Представители русского железнодорожного бизнеса, акционерные общества, комитеты на железнодорожном транспорте.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Первый вопрос: «Борьба в 30-40-е гг. Х1Х века по проблемам железнодорожного строительства»

При изучении этого вопроса надо отметить, что идея необходимости железных дорог для России не сразу была поддержана высшими государственными чиновниками и населением. Ведомство путей сообщения России, рассматривая вопрос о возможности строительства железных дорог общего назначения в 1826 г., сочло строительство нецелесообразным по причине экономической невыгодности и больших затрат на содержание железных дорог в русском климате, особенно в зимних условиях.

В 30–40-х гг. XIX века развернулась борьба по проблемам строительства железных дорог, с самого начала она приобрела не только социальный, но и политический характер. Против создания нового вида транспорта выступали

представители реакционных кругов, судовладельцы (нанимали до 400 тыс. бурлаков), извозовладельцы (в стране с 60-миллионным населением в 1835 г. было более 3 миллионов ямщиков). Среди противников железных дорог были государственные деятели — министр финансов граф Канкрин, главноуправляющий путями сообщения граф К.Ф. Толь, ведущий советник по делам транспорта М. Дестрем, доказывающий невозможность и ненужность построения железных дорог в России.

За развитие железнодорожного транспорта выступали ученые Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения (М.С. Волков, Н.О. Крафт, П.П. Мельников), отдельные государственные деятели (Н.С. Мордвинов), часть торгово-промышленных и банковских кругов, передовая русская общественность. Они доказывали на публичных слушаниях, в печати, что без создания железных дорог — более совершенных, чем водяные и гужевые пути, невозможно успешное развитие промышленности, торговли, всего хозяйства. Прогрессивную точку зрения поддержал император Николай I. В апреле 1836 г. Николай I подписал указ о строительстве Царскосельской железной дороги.

Обратите внимание на решительный поворот в железнодорожной политике, который произошел в 1842 г. Николай I, ознакомившись с донесением вернувшихся из Америки инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Крафта, принял решение о постройке рельсового пути от Санкт-Петербурга до Москвы за счет государственного казначейства. Тогда же Николай I своим указом учредил Департамент железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий.

Изучите историю строительства, значение Царскосельской (1837 г.) и

Санкт-Петербурго-Московской (1851г.) железных дорог. Опыт строительства железнодорожной магистрали использовался при формировании сети железных дорог в России.


Второй вопрос: «Эпоха крупномасштабного строительства — эпоха «железнодорожной лихорадки»
Изучение вопроса рекомендуем начать с анализа причин отставания России от развитых государств мира в железнодорожном строительстве к середине XIX века (протяженность железных дорог составляла немногим более 1000 км, это 1,5% мировой железнодорожной сети), изменения железнодорожной политики государства с конца 1850-х годов.

При Александре II в целях развития экономики и укрепления обороноспособности страны началось динамичное развитие железнодорожного транспорта в России, создавалась система государственного участия в организации работы железных дорог. В1857 г. Александр II подписал указ о создании сети железных дорог.

Обратите внимание на проводимую в России в это время политику привлечения иностранного и частного капитала к строительству железных

дорог: расширение сети производилось в основном (89%) на частнопредпринимательской основе. Правительство заключило концессию на

сооружение железных дорог в 4 тысяч км.

Для реализации планов по строительству сети создано Главное общество Российских железных дорог с участием русского, французского, английского, немецкого банковского капитала. Ознакомьтесь с деятельностью Главного общества Российских железных дорог, бывшего десятилетия крупным строителем рельсовых путей в России, его ролью в развитии системы железнодорожного сообщения.

В1866–1868 гг. правительство выдало концессии на строительство 26 линий. Для финансирования частного железнодорожного строительства в 1867 г. был создан специальный Железнодорожный фонд, который способствовал развитию железнодорожного предпринимательства.

Данные меры привели к подъему железнодорожного строительства, с1867 г. страна переживала настоящий железнодорожный бум. В результате в 1868–1872 гг. ежегодный прирост русской железнодорожной сети составлял более 2 тыс.км; было построен 9,6 тыс.км железнодорожных линий. В стране действовало 53 железнодорожных акционерных обществ. Ознакомьтесь с деятельностью представителей русского железнодорожного бизнеса (С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокарев, И.С. Блиох, барон Л.А. Кроненнберг, П.Г. фон Дервис, К.Ф. фон Мекк).

Построенные в 1860–1870-х годах железнодорожные линии соединили Москву с крупными городами европейской России и Поволжья (Ростов, Варшава, Нижний Новгород, Ярославль), а также привели к портам Балтийского и Черного морей.

Обратите внимание на вопросы взаимоотношений государства, являвшегося собственником казенных железных дорог, и компаний-владельцев частных дорог, создания центрального и местного управления железными дорогами. В1865 г. было образовано Министерство путей сообщения (первым министром стал профессор П.П. Мельников). Задачами министерства было осуществление плана строительства сети железных дорог за счет средств государственного казначейства, а также создание отечественного паровозо и вагоностроения, рельсопрокатного производства. Подъем железнодорожного строительства способствовал развитию русского транспортного машиностроения, несмотря на усиленный ввоз подвижного состава рельсов и другого оборудования из-за границы.

Вопросы регулирования эксплуатации железных дорог были сосредоточены в руках главного инспектора частных железных дорог и инспектора эксплуатации правительственных железных дорог. В структуре МПС были организованы Управление казенных железных дорог (1880 г.).

В1870-80-х годах строительство новых железнодорожных линий велось преимущественно за счет государства и сместилось из центра европейской России к ее окраинам — в Предуралье, за Урал, в Среднюю Азию (линия Красноводск-Самарканд).

Рекомендуем изучить местный материал по истории дорог и их подразделений.

На 90-е годы в России приходится промышленный подъем и вместе с тем второй подъем нового железнодорожного строительства. За 1890–1900 годы было построено свыше 21 тысяч верст новых железнодорожных путей. Протяжение железнодорожной сети, составлявшее в1889 году 29,4 тыс. км выросло в1900 году до 50,7 тыс. км, т.е. на 60%. Крупнейшей железнодорожной стройкой была Трансcибирская магистраль — величайшая в мире по протяжению железная дорога. Был построен также ряд железных дорог в Поволжье, в черноземных губерниях, на Севере, в Закавказье.

В 90-х годах быстро развивается промышленность, дающая железным дорогам необходимое оборудование. В1900 году число паровозов увеличилось до 12, 6 тыс., товарных вагонов — до 290 тыс. и пассажирских вагонов — до 16,4 тыс.
Третий вопрос: «Становление железнодорожного транспорта как основного вида транспорта в России»
Необходимо отметить, железные дороги к нач. ХХ века являлись важнейшим видом транспорта в России. Они конкурировали с речным транспортом, служившим в свое время основным средством сообщения на далекие расстояния. Сухопутных хороших дорог было мало, в основном грунтовые, становившиеся непроезжими весной и осенью.

Надо подчеркнуть, что в этих условиях особенно большое значение имел железнодорожный транспорт, который принадлежал к числу относительно развитых отраслей хозяйства России начала ХХ века. Россия вышла на второе место в мире по протяженности железных дорог. Создано собственное паровозо- и вагоностроение, которое уже к концу XIX века полностью покрывало потребности железнодорожного транспорта в подвижном составе. Рельсы также получались целиком с отечественных металлургических заводов. В связи с постройкой Транссибирской магистрали были созданы новые рельсопрокатные заводы для поставки рельсов.

Железнодорожный транспорт являлся одной из основных сфер деятельности технической мысли. Такие инженеры и ученые как Бородин, Петров, Нольтейн, Раевский, Щукин, продвинули вперед паровозную науку, разрабатывая вопросы теплотехники, динамики, конструкции отдельных узлов паровозов, создавая ряд русских типов паровозов, которые превосходили многие западноевропейские по своей мощности и конструктивным качествам.

Русские товарные вагоны в техническом отношении тоже находились на высоком уровне. По конструкции пассажирских вагонов на тележках и по удобству русские железные дороги, безусловно, стояли на первом месте в Европе.

Немало достижений русской техники имелось и в других отраслях железнодорожного транспорта. Россия дала талантливых строителей мостов: Журавский, Белелюбский, Проскуряков и ряд других. Русская школа в мостостроении дала ряд удачных решений сооружений больших мостовых переходов через крупные реки, осуществленные с экономией средств и металла.

Необходимо подчеркнуть, что с 80-х годов XIX века усилилась роль государства в развитии железнодорожного транспорта России. Проводилась политика огосударствления железных дорог: во-первых, новые дороги строились за счет государства, во-вторых, частные дороги выкупались правительством, с1881 по1900 г. было выкуплено 37 частных дорог, в том числе дороги Главного общества Российских железных дорог. К 1912 г. около 70% сети магистральных дорог находились в руках казны.

Усиливалось централизованное управление железнодорожным транспортом. В1885 г. императором Александром III был утвержден Устав российских железных дорог, который регламентировал деятельность и ответственность железнодорожной администрации. Кардинально изменились принципы управления железными дорогами в период деятельности С.Ю. Витте (министр путей сообщения, министр финансов).

С конца 80-х годов XIX века руководство железнодорожным делом в России осуществлялось тремя ведомствами: Министерством путей сообщения, Министерством финансов и Государственным контролем. В МПС было сосредоточено все административное управление казенными железными дорогами, в его ведении находились технико-эксплуатационная и хозяйственные стороны железнодорожного дела. В1892 году в МПС создали Инженерный совет, который ведал вопросами разработки технических условий строительства железных дорог, проектов, смет и т.д.

Министерство финансов решало главные экономические вопросы: тарифы на перевозки и сметы строительства новых железных дорог. Государственный контроль осуществлял финансовый надзор. Такое положение снижало роль МПС в управлении железнодорожным транспортом.

Обратите внимание на социальное положение железнодорожников в обществе, престиж железнодорожников в России.



СЕМИНАР № 3

следующая страница >>