Методические указания для преподавателя, методические указания для студентов, аттестационно-педагогические измерительные материалы д - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 158.47kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 3 1113.53kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания по изучению английского языка для специальности... 4 618.32kb.
Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм... 4 1089.76kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... 1 63.93kb.
Одним из ведущих лингвометодических принципов в обучении русскому... 1 132.12kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для студентов, аттестационно-педагогические - страница №1/4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ и СЕРВИСА


Кафедра «Отечественная история»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методический комплекс

УФА - 2008

Составители: Ш.М. Мухамедина, И.И. Веревкин,

Н.С. Шайхисламова, И.М. Васильев,

А.Г. Хасанова.



УДК 9 (075)

У 91

Отечественная история / Сост.: Ш.М. Мухамедина, И.И. Веревкин, Н.С. Шайхисламова и др. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2008. – 69 с.

Учебно-методический комплекс по Отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.

УМК состоит из разделов: цель и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе, наименование тем лекций и их содержание, семинарские занятия и их краткое содержание, контрольные работы и их характеристика, темы и разделы для самостоятельного изучения, методические указания для преподавателя, методические указания для студентов, аттестационно-педагогические измерительные материалы для контроля знаний студентов.

В УМК подробно представлена информационная база, включающая основную и дополнительную литературу.



Рецензент: канд. ист. наук, доцент Шалагина С.В.


© Мухамедина Ш.М., Верервкин И.И.,

Шайхисламова Н.С., Васильев И.М.,

Хасанова А.Г., 2008

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 4

2. Содержание дисциплины 5

2.1. Тематическое распределение аудиторных занятий 5

2.2. Семинарские занятия, их краткое содержание 10

2.3. Контрольная работа, ее характеристика.

Темы контрольных работ 23

2.4. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины 30

2.5. Вопросы для подготовки к экзамену 34

Методические рекомендации для преподавателя 38

Методические указания для студентов 39

Список литературы 43

Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины 47

Аттестационно-педагогические измерительные материалы

для контроля знаний студентов 47

Дидактические единицы и темы 47

Тесты 50

Приложение 1 61


Приложение 2 62

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Курс «Отечественная история» является частью федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами.

Основными целями курса истории являются формирование гражданской позиции будущего специалиста, позиции патриотизма и интернационализма, исторической культуры будущего специалиста, углубление исторических знаний студентов на основе изучения узловых, актуальных проблем истории России.

Цели РУП:

- формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков и умений по анализу богатого и многофакторного опыта России;

- рассмотреть весь комплекс внутренних и внешних факторов, непосредственно влиявших на эволюцию государства и общества, изучить роль государства и личности в историческом развитии страны.

Задачи курса:

- сформировать у студентов цельное научное представление о закономерностях исторического развития Российского государства;

- воспитывать у студентов стремление к более глубокому пониманию исторического процесса, уважение к историко-культурному наследию народов нашей страны и всего мира;

- овладеть современным понятийным аппаратом исторической науки;

- уметь самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую работу;

- на основе полученных исторических знаний находить необходимую историческую информацию в научных, научно-популярных, энциклопедических, справочных и учебных изданиях;



2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История как наука

Место истории в системе общественных наук. Теория и методология исторической науки. Методы и принципы изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы.

Сущность, формы, функции исторического знания. Источники по истории России. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Наиболее крупные представители дореволюционной русской исторической науки. Историческая наука в советскую эпоху. Новейшая российская историография.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Факторы самобытности российской истории. Географические, природно-климатические, культурные, социально-политические, хозяйственно-экономические условия развития российского общества.



Тема 2. Восточные славяне и Киевская Русь

Происхождение восточных славян. Древние славяне и их соседи. Славяне и Византия. Восточные славяне в VI-IX вв. «Военная демократия». Причины появления государственной (княжеской) власти и ее функции. Первые политические объединения.

Становление древнерусской государственности, ее особенности. Проблема «норманнского влияния». Первые правители Киевской Руси, их внутренняя и внешняя политика. Социально-экономическое развитие Древней Руси, изменения, становление городов, внешняя и внутренняя торговля. Складывание феодальных отношений.

Принятие христианства и роль православия в укреплении княжеской власти. Распространение письменности, каменного строительства в Древней Руси.

Расцвет Киевской Руси. «Русская правда» – памятник древнерусского законодательства. Дробление Древнерусского государства на княжеские уделы, первые межкняжеские конфликты. Народные восстания.

Международное положение Киевской Руси. Русь и Византия. Русь и Запад. Русь и кочевники.



Тема 3. Феодальная раздробленность

Распад Древнерусского государства: предпосылки и последствия. Дальнейшая феодализация общества. Экономическое развитие древнерусских земель в XII-XIII вв. Эволюция государственности в период феодальной раздробленности. Крупнейшие политические центры. Владимиро-Суздальская земля. Новгородская феодальная республика.

Монгольское нашествие на страны Восточной Европы, его экономические, социально-политические и культурные последствия. Русь и Золотая Орда: проблема взаимовлияния. Ордынское иго. Отражение экспансии шведских завоевателей и немецких крестоносцев против Северо-Западной Руси.

Тема 4. Формирование единого Российского государства

Русь и средневековые государства Европы и Азии.

Предпосылки объединения русских земель. Специфика формирования Русского централизованного государства. Роль политического фактора в объединительном процессе. Возвышение Москвы. Отношения московских князей с Ордой. Москва и Тверь. Москва и Великое княжество Литовское. Складывание единого Российского государства. Изменения в социальном строе общества. Иван Калита. Дмитрий Донской. Иван III. Завершение объединения русских земель под властью Москвы. Покорение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Формирование идеологии самодержавной власти. Название «Россия». Складывание русского (великорусского), украинского и белорусского этносов.

Тема 5. Россия в XVI веке

Особенности социально-экономического и политического развития России в XVI в. Процесс закрепощения русского крестьянства. Централизация государственного управления, постепенное изживание пережитков феодальной раздробленности. Борьба внутри правящего слоя Российского государства. Иван IV. Избранная рада. Реформы 50-х годов XVI в. Формирование сословно-представительной монархии. Опричнина и ее последствия.

Цели и приоритеты внешней политики России XVI в., ее восточное и западное направления. Присоединение Поволжья. Ливонская война. Начало освоения Сибири.

Наследие Грозного. Династический кризис конца XVI в.



Тема 6. XVII век – начало нового периода истории России

Социально-политические потрясения начала века. Голод 1601-1603 гг. Самозванцы. Движение Ивана Болотникова. Начало иностранной интервенции. Крах центральной власти и его последствия. Итоги и уроки «Смутного времени». Территориальные потери России.

Начало династии Романовых. Политическая и экономическая стабилизация. Новые явления в хозяйственной жизни. Соборное уложение 1649 г. Правовое закрепление сословных различий. Окончательное утверждение крепостного права в России. Укрепление самодержавия. «Тишайший» царь Алексей Михайлович. Церковь и государство. Церковная реформа. Раскол. Обострение социальных конфликтов в XVII в. Особенности внешней политики России.

Тема 7. Модернизация российского общества в конце

XVII – первой четверти XVIII века

XVIII век в Мировой и Отечественной истории. Историческая необходимость и истоки модернизации традиционного российского общества. Петр I. Цели, содержание и характер петровских реформ. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о характере российского самодержавия. Цена и последствия модернизации. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Территориальные приобретения. Вхождение Российской империи в число великих держав.



Тема 8. Россия в середине и во второй половине XVIII века

Эпоха дворцовых переворотов. Укрепление позиций дворянства. Век Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Социально-экономическое развитие страны. Расцвет крепостного права. «Золотой век» русского дворянства. Обострение социальных противоречий. Крестьянская война 1773-1775 гг. Рост военного могущества России. Русско-турецкие войны и присоединение Северного Причерноморья.



Тема 9. Россия в первой половине XIX века

XIX век в Мировой и Отечественной истории. Социально-экономическое развитие России. Кризис феодально-крепостнической системы. Основные тенденции и особенности промышленного развития. Начало промышленного переворота.

Тенденции и особенности политического развития России. Реформы Александра I. Основные направления и цели внешней политики России. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Восточный вопрос во внешней политике России. Кавказская война. Крымская война: причины поражения и последствия.

Развитие общественно-политической мысли. Декабристы. Славянофилы и западники. «Русский социализм».



Тема 10. Пореформенное развитие российского общества

Отмена крепостного права. Роль реформы 1861 г. в изменении социальной структуры общества. Буржуазные реформы 60-70-х годов. Реформы и реформаторы в России.

Индустриальное развитие и его социальные последствия. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Основные тенденции социально-экономического развития России.

Движение народничества. Начало распространения марксизма в России.

Основные направления и цели внешней политики России. Продажа Аляски. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема 11. Россия в начале ХХ века

Мир на рубеже XIX-XX веков. Реформы и революции. Россия в контексте мирового исторического процесса. Социально-экономическое развитие России. Необходимость индустриальной модернизации. Назревание социальных противоречий. Рабочее движение. Создание Российской социал-демократической рабочей партии.

Первая российская революция. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Образование буржуазных политических партий и их лидеры. Государственная дума и ее деятельность. Становление российского парламентаризма. Экономические реформы. Столыпинская аграрная реформа. Экономический подъем 1909-1913 гг. и рост стачечного движения.

Тема 12. Революционные потрясения 1917 года и гражданская война
Россия в годы Первой мировой войны. Политический кризис и победа Февральской революции. Установление двоевластия. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Социально-экономические мероприятия правительства. Политическая борьба в стране. Июльский кризис. Корниловское выступление. Общенациональный социально-политический кризис осени 1917 г. Курс большевиков на вооруженное восстание. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. Провозглашение Советской власти. Декреты о мире и земле. Роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Провозглашение России Республикой Советов. Заключение Брестского мира. Гражданская война и иностранная интервенция, их последствия. Красный и белый террор. Политика «военного коммунизма». Голод 1921 г. Российская эмиграция.


Тема 13. СССР в 20-е годы
Х съезд РКП(б) и переход к новой экономической политике. Замена продразверстки продналогом. Концессии. Укрепление однопартийного режима. Образование СССР. Политическая борьба внутри ВКП(б). XIV и XV съезды партии, их решения. Курс на индустриализацию. Принятие первого пятилетнего плана. Свертывание новой экономической политики.

Тема 14. Изменения в советском обществе в конце 20-30-х годах ХХ века
Массовая коллективизация, ее последствия. Состояние сельского хозяйства в 30-е гг. Итоги выполнения пятилетних планов. Индустриализация и ее экономические показатели. Принятие новой конституции 1936 г. Политические репрессии. Культурная революция и ее характер.
Тема 15. Великая Отечественная война
Международное положение СССР в 20-30-е гг. «Ось Берлин – Рим – Токио». Превращение Германии в главный очаг военной агрессии в Европе. Мюнхенский сговор. Дипломатическая борьба 1939 года. Советско-германский договор о ненападении.

Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Украины и Западной Белоруссии с УССР и БССР. Присоединение Прибалтики. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Просчеты И.В. Сталина. Перевод страны на военный лад. Создание антигитлеровской коалиции. Основные этапы Великой Отечественной войны. 9 мая 1945 г. – день Великой Победы. Международное значение победы Советского Союза над фашистской Германией. Разгром японской Квантунской армии. Итоги Второй мировой войны. Изменения в послевоенном миропорядке. Создание Организации Объединенных Наций и ее главные цели.

Тема 16. Послевоенное развитие советского общества

(вторая половина 40-х – середина 60-х годов)
Послевоенная Европа. Образование «социалистического лагеря». «Холодная война» и ее характер. Гонка вооружений. Идеологическое противостояние двух систем.

Восстановление народного хозяйства. Четвертый пятилетний план. Денежная реформа. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Освоение целинных и залежных земель. Попытки осуществления политических и экономических реформ, их противоречивый характер.



Тема 17. Советское общество в середине 60-х – середине 80-х годов
Особенности экономического развития. Реформа 1965 г. Аграрная сфера экономики. Социальные изменения. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и политической сферах. Внешняя политика и международное положение СССР. Смена политических лидеров.

следующая страница >>