Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «История отечественного государства и права» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ю н. Тимошевская А. Д. "История отечественного государства и права"... 6 1097.22kb.
Методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) 6 1041.92kb.
Федеральной службы исполнения наказаний 2 964.5kb.
Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические... 3 1095.64kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного... 10 2895.3kb.
Содержание разделов дисциплины 1 195.38kb.
Реферат По дисциплине «История отечественного государства и права» 1 286.92kb.
Методические рекомендации по написанию контрольной работы по предмету... 1 202.01kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «история государства и... 1 37.64kb.
Уральская академия государственной службы 4 637.77kb.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных... 4 1294.4kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по истории отечественного... 1 57.56kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям по дисциплине - страница №1/1

Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «История отечественного государства и права»
Практические занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения и системного усвоения правовых знаний. Потребность в данных занятиях особенно велика в ходе преподавания такого учебного курса, представляющего собой неотъемлемый элемент юридического образования, как «История отечественного государства и права». Предметом данного курса является процесс возникновения и развития государственных, юридических учреждений и институтов, на протяжении более чем тысячелетней истории России.

Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, правовых документов, которые используются для обоснования общеисторических закономерностей и особенностей развития государственных и правовых явлений в отдельные исторические периоды.

Огромная информативность и политико-правовая значимость данного курса, дающего студентам знания основ многих отраслевых юридических дисциплин, определяют то обстоятельство, что «История отечественного государства и права» изучается на первом курсе. Именно в этот период у студентов начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых документов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, т.е. те профессиональные качества, без которых немыслимо становление квалифицированного специалиста по специальности «Юриспруденция». Кроме того, изучение истории отечественного государства и права сопряжено с освоением студентами государственно-правового понятийного аппарата, приемов и способов систематизации правового материала, что предопределяет тесную взаимосвязь с другой фундаментальной дисциплиной – «Теорией государства и права».

Все это, вместе взятое, и объясняет необходимость специальных методических разделов, содержащих рекомендации студентам и позволяющих обеспечить более качественную подготовку к практическим занятиям. В соответствии с общей практикой высших учебных заведений, методика практических занятий по «Истории отечественного государства и права» определяет в качестве основной цели изучение исторически значимых правовых документов. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи, встающие перед студентами в ходе подготовки к практическому занятию: во-первых, выявление содержания наиболее значимых положений правового документа в контексте исторических условий его создания; во-вторых, общая оценка его социально-политической значимости для последующего государственно-правового развития России.

Содержание данного методического пособия определено выбором в качестве тем практических занятий наиболее значимых периодов в развитии отечественного государства и права и соответствующих этим периодам правовых документов.

Каждая тема сопровождается списком литературы и комплексом задач, в которых использован материал соответствующих исторических эпох. Решение таких задач способствует более углубленному изучению правовых документов, приобретению навыков толкования правовых норм и их применению.

Основными учебными изданиями для подготовки студентов к практическим занятиям являются: 1) История государства и права России: учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2006 и последующих годов издания; 2) Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005 и последующих годов издания.


Планы практических занятий



Тема №6. Государство и право России в период абсолютизма
2 часа

  1. Сословное законодательство ХVIII в.:

1) правовое положение дворянства;

2) правовое положение духовенства;

3) правовое положение городского населения;

4) правовое положение крестьянства.



  1. Уголовное право. Артикул воинский 1715 г.:

1) понятие и виды преступлений;

2) цели и виды наказаний.



  1. Судебный процесс по законодательству Петра 1.

Цель занятия

Целью занятия является изучение законодательства периода XYIII века, закрепившего правовые основы нового общественного строя и обеспечившего уголовно-правовую охрану абсолютизма в России.


Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос, необходимо обратить внимание, что переход к абсолютизму характеризуется не только заметными изменениями в государственном, но и существенными сдвигами в общественном строе, главными из которых является консолидация сословий и более четкое определение правового статуса населения в рамках четырех сословий.

Высшим сословием в России являлось дворянство. Студенты должны знать, какие акты положили начало консолидации боярства и дворянства в единое сословие, делению дворянства на потомственное и личное. Особое внимание необходимо уделить правовому закреплению прав и обязанностей дворянства в этот период. В данной связи студенты должны изучить Жалованную грамоту дворянству 1785 г., которая подвела итог нормативному закреплению прав и привилегий дворянства.

Вторым привилегированным сословием оставалось духовенство. Но студенты должны обратить внимание, что наряду с закреплением определенных прав, превращением духовенства в замкнутое сословие, оно потеряло многое из того, что имело ранее – право на автономию и землевладение.

Правовое оформление статуса мещанского сословия шло в два этапа. При Петре I оно делилось на две категории мещан: регулярных и подлых, а по «Жалованной грамоте городам» – на шесть разрядов: городовые обыватели, купцы 1 – 3 гильдий, ремесленники, иностранцы и иногородние, именитые горожане, прочие посадские.

Самым многочисленным сословием, как и ранее, было крестьянство. Студентам следует знать различия в правовом статусе государственных крестьян, в том числе экономических, посессионных, дворцовых. Антиподом государственных крестьян являлись частновладельческие, чье положение оказалось в данный период близким к рабству.

Приступая к изучению второго вопроса, необходимо обратить внимание, что основным направлением в уголовном праве является ужесточение уголовной ответственности. Особое значение в этом отношении имел Артикул воинский 1715 г., ставший основным уголовным законом на весь период восемнадцатого столетия не только для военнослужащих, но и для остального населения. Студентам следует обратить внимание на источники Артикула и его структуру. Особенно важно отметить изменение, как самого понятия преступного деяния, так и на появление термина «преступление», его обозначавшего.

Субъектом преступления по Артикулу выступают все физические лица, кроме умалишенных. Возраст наступления уголовной ответственности четко не определен, хотя малолетство влечет более мягкое наказание. Институт соучастия более упрощен в сравнении с Соборным уложением. Субъективная сторона включает умысел, неосторожность и случайность. Объективная сторона, как и в Уложении, включает «голый умысел», приготовление, покушение и законченное деяние. Различие между последними только намечается.

Студентам необходимо обратить внимание на перечень обстоятельств, смягчающих, отягчающих, исключающих и освобождающих от ответственности, поскольку они отличаются от тех, что содержало Соборное уложение. Это касается состояния опьянения, которое становится отягчающим обстоятельством, и необходимой обороны, которая теперь регламентировалась. Кроме того, следует раскрыть систему преступлений по Артикулу воинскому и привести в качестве примеров наиболее интересные составы видов преступлений.

Переходя к вопросу о целях и видах наказания, студенты должны не только отметить ужесточение уголовной репрессии, но и аргументированно обосновать этот процесс. Анализируя саму систему наказаний, они должны уметь выделять новые виды наказаний, которые не были известны Соборному уложению. Отмечая такие характерные черты наказания, как сословность, неопределенность, множественность, отсутствие индивидуализации, следует привести конкретные примеры из Артикула воинского 1715 г.

Последний вопрос имеет особое значение, так как он отражает кардинальные перемены в вопросах судопроизводства. Розыскной (следственный) процесс, давно набиравший силу, становится главной формой судебного разбирательства. В этой связи нужно отметить, что начало этим переменам было положено указом 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску…». Но более подробно эти изменения были отражены в «Кратком изображении процессов и судебных тяжб». В этом акте закреплялись такие особенности процесса, как негласный и письменный характер, вместо судоговорения вводился допрос сторон судьей, устанавливалось господство формальных доказательств.

Студенты должны четко представлять основные стадии процесса, их регламентацию, знать систему доказательств. Это тем более важно, что данная система была значительно упрощена и включала в себя собственное признание, которое достигалось с помощью пыток, свидетельские показания, письменные акты и присягу.

Указ «О форме суда» 1723 г. отменил розыск, сделав «суд» (обвинительную форму) единственной формой процесса, но следует обратить внимание, что судебная практика пошла по пути его применения в гражданских делах, а в уголовных использовался розыскной процесс.

Источники

1. О порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 141 – 144. ( Далее хрестоматия).

2. Краткое изображение процессов или судебных тяжб. Хрестоматия. - С. 144 – 158.

3. Артикул воинский. Хрестоматия. - С. 158 – 186.

4. Табель о рангах от 24 января 1722 г. Хрестоматия. - С. 191 – 200.

5. Учреждения для управления губерний Всероссийския империи. Хрестоматия. - С. 207 – 209.

6. Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства от 21 апреля 1785 г. Хрестоматия. - С. 210 – 212.

7. Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г. Хрестоматия. - С. 212 – 216.


Литература

  1. Анисимов Е.В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в ХVIII веке. – М.: Новое лит. Обозрение, 1999. 720 с.

  2. Ефимовских В. Л. Религиозные преступления в праве Российской империи (ХVIII – первая половина ХIХ вв.) // Общество, государство, право: история и современность. – Екатеринбург, 2001. –Выпуск 1. –С.53 – 83.

  3. Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России: монография. – М.: Зерцало, 2001. 460 с.

4. Развитие русского права второй половины ХVII – ХVIII вв.: монография / Под ред. Е.А. Скрипелева. – М.: Наука, 1992. 312 с.

5. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. – М.: Юрид. лит., 1986. 512 с.

6. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. – М.: Юрид. лит., 1987. 528 с.

7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII до начала ХIХ века: учеб. пособие. – М.: ЮИ МВД, 1998. 120 с.

8. Цатурова М.К. Русское семейное право ХVI – ХVIII вв.: монография. – М.: Юрид. лит., 1991. 112 с.
Задачи

1. Помещик Скворцов, имевший двух сыновей от разных жен, свое недвижимое имущество (три деревни с шестьюстами крестьянских душ) завещал старшему сыну, а младшему выделил 2 тысячи рублей и драгоценности его матери. После смерти отца в 1718 г. младший сын подал в суд иск, оспаривающий завещание. В своем иске он указал, что одна деревня и 120 душ крестьян являются приданным его матери. Какое решение должен вынести суд по данному иску на основании Указа «О порядке наследования движимого и недвижимого имущества» от 23 марта 1714 г.?

2. В 1727 г. военный суд рассмотрел дело по жалобе майора лейб-гвардии Преображенского полка. Майор требовал наказать подполковника провинциального полка, который встал впереди его на торжественной церемонии. Какое решение должен принять военный суд по жалобе майора гвардии?

3. В 1787 г. купец третьей гильдии Николай Третьяков, проезжая по городу Перми в своей коляске, запряженной тройкой лошадей, был остановлен и высажен из нее частным приставом. Протестовавшему при этом купцу пристав пригрозил поркой. Правомерны ли действия частного пристава?



  1. В 1723 г. в Синоде рассматривалось дело солдата Краскова, взятого по подозрению в волшебстве. При обыске у него были найдены подозрительные тетради, травы и коренья. На допросе Красков показал, что ворожил только для себя, а «идолопоклонства, чернокнижья, богохуления, ружья заговаривания, чародейства, обязательства с дьяволом не имеет». Полковые лекари дали о травах заключение – лекарственные. Ничего еретического и богохульного в тетрадях обнаружено не было. Какое решение вынесет суд в отношении Краскова?

  2. В 1731 г. в Синоде рассматривалось дело о богохульстве солдата Сизмина. На следствии было установлено, что в состоянии опьянения он «ругался слову божьему и плевал на икону Николы чудотворца». Какое решение примет суд по данному делу?

  3. Солдат Ростовского полка Никита Бобылев предстал перед военным судом по обвинению в утрате своего мундира. На следствии он показал, что, будучи пьяным, продал свой мундир сыну купца третей гильдии Алексею Антипину. Какое решение примет суд в отношении Никиты Бобылева и Алексея Антипина?

8. Дворовый человек петербургского вельможи Спиридон рубил лес на не принадлежащем его господину участке. Незаконную порубку остановил проезжавший мимо егерь владельца участка. Разъяренный Спиридон бросился на него с топором. Защищаясь, егерь выстрелил из охотничьего ружья и убил Спиридона. Вельможа потребовал наказания егеря за убийство человека. Какое решение должен принять суд?
Тема №8. Буржуазные реформы и развитие права Российской империи (2-я половина ХIХ в.)

4 часа
1. Земская реформа 1864 г.

2. Городская реформа 1870 г.

3. Судебная реформа 1864 г.:

1) причины проведения и подготовка судебной реформы;

2) основные принципы судебной реформы;

3) мировые суды;

4) общие суды.

4. Контрреформы 70 – 90 гг. ХIХ века.


Цель занятия

Целью занятия является изучение содержания наиболее важных либерально-демократических реформ второй половины XIX века, которые стали важным шагом на пути превращения феодального общества и монархии в буржуазные.


Методические рекомендации

Осуществляя подготовку первого вопроса, в первую очередь необходимо обратить внимание на причины и характер реформы. Особое внимание следует уделить порядку формирования системы органов земского самоуправления на уровне уезда и губернии. Студенты должны знать на основе каких цензов были организованы выборы в трех избирательных куриях. Какие органы носили распорядительный, а какие – исполнительный характер, какой срок полномочий был предусмотрен законом. Особое внимание необходимо уделить компетенции земских органов и отметить, каким образом местная администрация могла осуществлять контроль за деятельностью этих органов.

В заключение студентам следует указать на значение земской реформы в демократизации системы управления России, а так же отметить ее основные недостатки.

Второй вопрос является логическим продолжением первого, так как посвящен формированию всесословных органов самоуправления в городах. Студентам необходимо четко представлять систему выборов в городские органы по трем избирательным куриям. Хотя общие требования к избирателям во многом совпадали с требованиями по земской реформе, но были и существенные различия. В частности, разбивка избирателей на курии осуществлялась в зависимости от размера налогов в городскую казну. При равном представительстве от каждой курии депутатов (гласных), преимущество получала небольшая группа наиболее состоятельных горожан, представленных в первой курии.

Студенты должны знать, какие органы относились к городскому самоуправлению, какова была их компетенция, на какие средства они осуществляли свою деятельность. В заключение необходимо отметить как положительные стороны городской реформы, так и ее недостатки.



Третий вопрос занятия является основным, поскольку он посвящен наиболее последовательной и демократической реформе, многие принципы и положения которой являются актуальными и в настоящее время. При изучении этого вопроса очень важно разобраться в причинах проведения реформы, которые коренились не только в недостатках дореформенной судебной системы, но и в крестьянской реформе 1861 г. Студентам необходимо знать основные акты и основополагающие принципы реформы, содержащиеся в них. Очень важно, чтобы студенты не просто могли перечислить эти принципы, но и раскрыть их содержание.

Студенты должны иметь четкое представление о системе судебных органов, состоящей из двух ветвей (местных и общих судов). Изучая систему местных судов, включающих участковых мировых судей и съезд мировых судей, следует обратить внимание на порядок формирования этих судебных инстанций, их компетенцию, порядок обжалования их решений.

Рассматривая систему общих судов, студентам необходимо обратить внимание на структуру и состав окружного суда, его компетенцию, особое внимание уделить порядку организации и деятельности суда с участием присяжных заседателей. Важно выделить особенности российского суда присяжных, отличающие его от европейских (требования к лицам, включаемых в списки присяжных; особые права в ходе судебного разбирательства; особенности постановления вердикта). Не менее важно разобраться в порядке обжаловании дел, рассматриваемых в окружном суде.

Судебная палата являлась вышестоящей судебной инстанцией, поэтому знание ее структуры и компетенции также имеет существенное значение для понимания судебной реформы. Вершиной всей судебной системы выступал Сенат, в котором были созданы два кассационных департамента: по уголовным и гражданским делам.

В ходе реформ существенным изменениям подверглось предварительное следствие. Здесь следует обратить внимание на новый институт судебных следователей и изменения функций прокуратуры. Одним из важнейших достижений реформы стало появление в России профессиональной адвокатуры. В этой связи очень важно знать деление адвокатов на две категории (частных и присяжных поверенных), особенности требований к каждой из этих категорий.

В заключение студенты должны отметить значение судебной реформы для России и указать ее отдельные недостатки.



Последний вопрос является логическим завершением предыдущих. В рамках этого вопроса студенты должны рассмотреть систему мероприятий самодержавия, направленных на изменение либерально-демократического содержания реформ. В первую очередь необходимо правильно понять основные причины контрреформ и знать их конкретное содержание. Следует обратить внимание, что первый удар был направлен против судебной реформы. В учебной литературе начало судебной контрреформы обычно увязывается с Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. Между тем еще в 70-х годах был принят ряд законов, изменяющих содержание судебной реформы. Студентам необходимо знать закон от 19 мая 1871 г., передавший следствие по государственным преступлениям жандармским чинам; закон от 7 июня 1872 г., передавший рассмотрение наиболее важных государственных преступлений Особому присутствию сената; закон от 9 мая 1878 г., ограничивающий компетенцию суда присяжных; закон от 9 августа 1878 г., дающий возможность передачи дел, связанных с вооруженным сопротивлением властям или нападением на чинов полиции и жандармерии, военным судам. Логическим завершением этих мероприятий стали уже упомянутое Положение 1881 г., а также Положение о земских начальниках 1899г.

Последнее Положение имело отношение и к земской контрреформе, в рамках которой студентам необходимо знать и закон 1890 г., усиливающий роль дворян в земствах. В рамках городской контрреформы важно обратить внимание на новое Городовое положение 1892 г., повысившее размеры имущественного ценза для избирателей.


Источники

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1964 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 237 – 239.

2. Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. Хрестоматия. - С. 239 – 242.

3. Устав уголовного судопроизводстваот 20 ноября 1864г. Хрестоматия. - С. 242 – 244.

4. Городовое положение от 16 июня 1870 г. Хрестоматия. - С. 245 – 246.

5. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. Хрестоматия. - С. 247.

6. Положение о земских начальниках от 12 июня 1889 г. Хрестоматия. - С. 249 – 251.

7. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 12 июня 1890 г. Хрестоматия. - С. 251.

8. Городовое положение от 11 июня 1892 г. Хрестоматия. - С.252 – 253.

Литература


  1. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. – М.: Юрид. лит., 1990. 260 с.

2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. – М.: Наука, 1984. 240 с.

3. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. – Воронеж, Изд. ВГУ. 220 с.

4. Лаптева Л.Е., Ефремова Н.Н. Организация и практика земских учреждений России // Государство и право. 1993. № 2. 121-126 с.

5. Лаптева Л.Е. Об истории земских учреждений в России / Л.Е. Лаптева, Н.Н. Ефремова // Государство и право. 1995. № 8. 122-131 с.

6. Лурье Ф.М. Полицейские и провокаторы. Политический сыск в России. 1649 – 1917. – СПб.: ИнКА, 1992. 413 с.


  1. Рууд Ч.А. Фонтанка 16: Политический сыск при царях / Ч.А. Рууд, С.А. Степанов. – М.: Мысль, 1993. 432 с.

8. Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864 – 1917 гг. – Л.: Лениздат, 1991. 512 с.

9. Развитие русского права во второй половине ХIХ – начале ХХ века: монография / Под ред. В.А. Томсинова. – М.: Наука, 1997. 368 с.

10. Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т.8. Судебная реформа. – М.: Юрид. лит., 1991. 496 с.
Задачи

1. Летом 1878 г. жителю г. Вятки Кружилину было отказано в праве принять участие в выборах городской думы. Кружилин подал жалобу губернатору на действие городской управы. В ней он указал, что является русским подданным, ему 45 лет, в Вятке проживает с декабря 1877 г. и с марта 1878 г. владеет на праве собственности двумя доходными домами. Какое решение должен принять губернатор на основании Городового положения от 16 июня 1870 г.?

2. Владелец солеварен в Усольском уезде назначил своего управляющего поверенным на выборах в уездное земское собрание. Однако по требованию уездного предводителя дворянства управляющий был вычеркнут из списка избирателей. Свое требование он обосновал тем, что владелец солеварен не проживает в Усольском уезде и, следовательно, не имеет права выставлять вместо себя уполномоченного. Правомерны ли действия предводителя дворянства?

3. Земским собранием Сарапульского уезда Казанской губернии в числе мировых судей был избран чиновник уездной оценочной комиссии Поляков. Однако губернатор запретил ему выполнение обязанностей мирового судьи на том основании, что последний не имеет высшего образования. Правомерны ли действия губернатора, если остальным требованиям Поляков отвечает? Какой порядок разрешения разногласий между губернатором и земским собранием предусмотрен законом (Учреждение судебных установлений)?

4. В 1875 г. крестьяне села Березовка Осинского уезда подали в суд иск на скотовладельца Мендубаева. В своем иске они указали, что при прогоне скота на ярмарку их поля подверглись потраве. Общий ущерб по оценке уездной земской управы составил 500 рублей. Согласно действующему законодательству скотовладелец обязан возместить ущерб и заплатить штраф в размере 70 рублей. Какой суд должен принять к рассмотрению иск крестьян?

5. Участковый мировой судья г. Саратова принял к своему производству уголовное дело о хищении 275 рублей из средств губернского крестьянского присутствия. Это преступление было совершено делопроизводителем данного присутствия. Правомерно ли поступил мировой судья?

6. В 1896 г. крестьяне с. Воробьи Кунгурского уезда обратились к пермскому губернатору с жалобой на действия земского начальника. В жалобе они указали, что земский начальник отстранил выбранного старосту и писаря, а вместо них назначил новых. Правомерны ли действия земского начальника?

7. В местности, объявленной на положении усиленной охраны, губернатор запретил проведение любых общественных собраний. Руководствуясь данным решением, полицмейстер одного из уездных городов разогнал собрание общества трезвости. Председатель и члены правления этого общества были оштрафованы на 25 рублей каждый. Лектор, прибывший из Москвы по приглашению общества, в принудительном порядке был выслан за пределы губернии. Правомерны ли действия полицмейстера, если собрание проводилось с разрешения городского головы?

8. В 1872 г. в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей слушалось дело по обвинению приказчика Попова в убийстве своей любовницы. Мнение присяжных разделилось поровну. Какой вердикт должен быть вынесен в этом случае? Какое решение должен принять судья, если присяжные заседатели вынесут оправдательный вердикт, а судья убежден в правоте стороны обвинения? Какое решение должен принять судья, если присяжные вынесут обвинительный вердикт, а судья будет уверен в невиновности подсудимого?

Тема №11-12. Становление и развитие советского государства и права (1917 – 1921 гг.)

2 часа

1. Конституция РСФСР 1918 г.:

1) история создания Конституции;

2) основные черты конституционного строя;



  1. 3) органы государственной власти и управления;

4) избирательное право.

2. Становление основ советского семейного права. КЗАГС 1918 г.

3. Формирование основ советского трудового права. КЗОТ 1918 г.

4. Становление основ советского уголовного права. Руководящие начала уголовного права РСФСР 1919 г.



Цель занятия


Главной целью данного занятия является изучение и анализ содержания первой Конституции РСФСР, а также принципов, положений и основных институтов советского семейного, трудового, и уголовного права.
Методические рекомендации

Первые два часа занятия посвящены изучению Конституции РСФСР 1918 г. Рассматривая вопрос об истории создания Конституции, студенты должны обратить внимание на ряд актов, имевших конституционное значение: решения и декреты II съезда Советов, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этой связи следует знать, когда было принято решение и осуществлены первые практические шаги по созданию Конституции, какие положения вызывали наибольшие разногласия у членов редакционной комиссии: 1. О федеративном устройстве (левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики – ленинцы отстаивали национально-территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федерацию коммун). 2. О системе Советов (левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций; левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному принципу). 3. О Совнаркоме (предлагалось слить его с ВЦИКом, либо изъять законодательные полномочия). 4. О диктатуре пролетариата (левые эсеры настаивали на диктатуре трудящихся, а не диктатуре пролетариата). 5.Об избирательном праве (левые эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства между рабочими и крестьянами, предлагая закрепить принцип «один человек – один голос»).

Весьма важно знать, какие события предшествовали принятию Конституции на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время съезда.

Рассматривая второй вопрос, необходимо усвоить структуру Конституции; затем рассмотреть основные черты конституционного строя: форму правления, государственного устройства, политического режима, важнейшие преобразования в экономическом и социальном строе, особенности пролетарской демократии (классовый и интернациональный характер, равноправие женщин, сочетание прав и обязанностей).

Приступая к третьему вопросу, студенты должны обратить внимание на порядок формирования центральных органов власти: Всероссийского съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), правительства – Совета народных комиссаров (СНК); знать предметы ведения этих органов власти. При этом следует обратить внимание на отсутствие принципа разделения властей и объяснить, почему Конституция РСФСР 1918 г. его игнорировала. Весьма важно, чтобы студенты разбирались и в системе органов власти на местах.

В рамках четвертого вопроса студенты должны знать систему избирательного права. Здесь следует четко представлять, какие категории граждан были наделены политическими, в том числе избирательными правами, а какие были лишены этих прав и почему. В заключение студентам следует отметить историческое значение Конституции РСФСР 1918 г. и ее роль в развитии советского права.

Приступая к изучению вопроса о становлении советского семейного права, студенты должны обратить внимание на первые декреты в этой сфере – о разводе и о браке, которые существенно изменяли систему регулирования брачно-семейных отношений. В них закреплялась новая светская форма брака, снимались старые ограничения на вступление в брак, упрощалась процедура развода и т.п.

Следует отметить, что Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) 1918 г. воспринял основные идеи этих актов и развил их. Главные принципы, отраженные в КЗАГСе, – это принцип гражданского брака и принцип равенства. Особое внимание при характеристике первого семейного кодекса следует уделить условиям вступления в брак (достижение брачного возраста, не состоять в другом браке, не иметь родства и свойства первой степени), признания недействительности брака и его прекращения (разд. II, гл. 2 – 4).

Студентам следует обратить внимание на права и обязанности супругов, особенно с точки зрения изменения положения женщины в семье (разд. II, гл.5); закрепление института установления отцовства и алиментов (разд. III, гл.1); отмену института усыновления и удочерения (разд.III, гл.5). В заключение студенты должны отметить значение КЗАГСа как первого в мире кодекса новой самостоятельной отрасли права.

Формирование советского трудового права началось с первых дней советской власти. Первым нормативным актом стал декрет «О восьмичасовом рабочем времени». Этот декрет регулировал не только продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и запрещал использование труда подростков, ограничивал использование труда женщин в ночные смены и на тяжелом производстве. В последствии был принят еще целый ряд декретов, вводящих систему социального страхования и т. п.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1918 г. обобщил весь накопившийся нормативный материал. Студентам необходимо разобраться с сочетанием в кодексе права на труд и всеобщей трудовой повинностью, регулированием труда и отдыха, льготами для подростков и женщин, системой социального обеспечения. Давая общую оценку КЗоТу, студенты должны обратить внимание на то, что уже с 1919 г. кодекс подвергся существенной ломке. Им необходимо указать, какие акты советской власти изменяли содержание КЗоТа 1918 г.

При рассмотрении вопроса о становлении советского уголовного права студентам следует обратить внимание на первые акты советской власти, которые значительно меняли сущность уголовного права, его принципы и содержание. В этой связи весьма важно знать новую категоризацию преступных деяний по степени опасности для советской власти и систему наказаний. Данная система сформировалась на основе декрета от 28 октября 1917 г. «Об отмене смертной казни» и инструкции Народного комиссариата юстиции (НКЮ) «О видах наказаний, рекомендованных для применения в революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г.

Не менее важно знать изменения в системе наказаний и в последующий период: что собой представляло «объявление врагом республики или народа», когда была введена смертная казнь на фронте, содержание основных положений декрета «О красном терроре».

В завершение вопроса следует дать развернутую характеристику «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», представляющую собой итог двухлетнего развития советского уголовного права. При этом важно отметить, что этот акт представлял собой попытку систематизации норм общей части уголовного права. Студенты должны знать классовую характеристику уголовного права (ст.3 разд. I) и его принципы (ст.27 разд.VIII); определение понятия преступления (ст.5 разд.III) и наказания (ст.7 разд.III); цели (ст.8 – 10 разд.III) и виды наказаний (ст.25 разд.VI); обстоятельства, которые учитывались при определении наказания (ст.12 – 16 разд.III). В заключение следует отметить значение «Руководящих начал…» для развития советского уголовного права.


Источники

1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Республики. Принята V Всероссийский съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С.288 – 300.

2. Кодекс законов и актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. / Отечественное законодательство ХI- ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II. ХХ в. / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. С. 49 – 76.

3. Кодекс законов о труде 1918 г. / Отечественное законодательство ХI- ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II. ХХ в. / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. С. 77 – 103.

4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12 декабря 1919 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Зерцало, 1997. С. 63 – 68.

Литература


        1. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. – М.: Наука, 2001. 320 с.

2. Кукушкин Ю.С. Очерк истории Советской Конституции / Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. – М.: Политиздат, 1987. 240 с.

3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 – 1922 гг. – М.; Юрид. лит., 1989. 242 с.

4. Портнов В.П. Становление и развитие конституционного законодательства советской России 1917 – 1920 гг. / В.П. Портнов, М.М. Славин. – М.: Юрид. лит., 1987. 216 с.

5. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса. – М.: Юрид. лит., 1989. 240 с.

6. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года / О.И. Чистяков. Изд. 2-е. – М.: Зерцало-М, 2003. 224 с.

7. Швеков Г.В. Преемственность в праве. – М.: Юрид. лит., 1983. 254 с.


Задачи

1. На основе анализа декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. определите полномочия первого советского правительства. Почему это правительство называлось временным?

2. Всероссийский Центральный Исполнительный комитет 3 января 1918 г. принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Правомочен ли ВЦИК решать вопрос об Учредительном собрании? Не противоречит ли данный декрет решениям II Всероссийского съезда Советов?

3. 26 февраля 1918 г. на основании решения коллегии ВЧК были расстреляны самозваный князь Эболи и его сообщница Бритт. Как отмечалось в решении коллегии ВЧК, эти лица, выдавая себя за представителей советской власти, под видом обысков совершали грабежи и кражи. Правомерно ли применение расстрела к данным лицам?



  1. При проведении выборов в Нижегородский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решением исполкома Нижегородского Совета от 22 июля 1918 г. возрастной ценз избирателей был снижен до 17 лет. По итогам выборов в состав Совета было избрано 25 рабочих, 10 крестьян, 3 ремесленника и 5 служащих. Председатель местного ЧК потребовал отменить результаты выборов, так как, по его данным, двое из избранных крестьян и один ремесленник пользовались наемным трудом. Правомочно ли решение исполкома о снижении возрастного ценза? Какое решение должно быть принято по итогам выборов?

  2. В декабре 1918 г. комитет красноармейцев интернационалистов обратился в Вологодский Совет рабочих солдатских и крестьянских депутатов с просьбой рассмотреть вопрос о разрешении воинам-интернационалистам принять участие в выборах на VI Всероссийский съезд Советов. Правомочен ли местный совет принять положительное решение по данному обращению?

  3. В августе 1918 г. собрание рабочих и служащих станции Орша выразило недоверие бывшему левому эсеру Авксентьеву, избранному в состав губернского Совета и потребовали его отзыва. Какое решение должно быть принято губернским Советом на основании Конституции РСФСР 1918 г.?

  4. В конце 1918 г. Бумбараш, вернувшийся в свою деревню из германского плена, обнаружил, что все его имущество распределено между односельчанами. Обратившись в сельсовет с просьбой о возвращении своего имущества, он получил отказ. Председатель сельсовета предъявил ему документ о гибели рядового Бумбараша «посредством воздушного шара», подписанный командиром его части 15 августа 1917 г. Правомочны ли действия местных властей?

  5. В конце декабря 1919 г. гражданин Кравцов обратился с заявлением в социальный отдел Исполкома местного совета. В своем заявлении он указал, что отдел ЗАГСа отказал ему в усыновлении сына гражданки Павлушиной, которая умерла от тифа. Этот ребенок, как писал гражданин Кравцов, его незаконнорожденный сын, что могут подтвердить как родственники Павлушиной, так и ее соседи. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Кравцова?

  6. В конце декабря 1918 г. гражданка Никанорова обратилась в Отдел распределения рабочей силы с просьбой зарегистрировать ее как безработную для получения пособия из местной кассы безработных. В своем заявлении она указала, что прежнее место работы уборщицы суконной фабрики она оставила из-за плохих условий труда. На запрос Отдела распределения рабочей силы о причинах оставления работы гражданкой Никаноровой, профсоюзный комитет суконной фабрики признал их необоснованными. Какое решение будет принято по заявлению гражданки Никаноровой? Какое решение могло быть принято, если бы это имело место в феврале 1919 г.?

  7. В феврале 1920 г. гражданин Ланской, вернувшийся в Советскую Россию из австрийского плена, обратился в Калужский народный суд с заявлением. В нем он просил признать недействительным брак между гражданкой Ланской и Ширяевым на том основании, что с данной гражданкой он (Ланской) состоит в браке с 1914 г. и свое согласие на развод никогда не давал. В свою очередь гражданка Ланская предоставила копию решения местного суда от 16 января 1919 г. о признании гражданина Ланского юридически умершим и распределении его имущества на основании декабрьского декрета 1918 г. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Ланского?


Тема №13. Советское государство и право в период НЭПа

4 часа
1. Причины кодификации советского права и ее проведение.

2. История создания и общая характеристика Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.

3. Развитие земельного права. Земельный кодекс РСФСР 1922.

4. Развитие советского уголовного права. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

5. Кодификация советского уголовно-процессуального права. УПК РСФСР в редакции 1923 г.
Цель занятия

Целью занятия является выявление на примере важнейших актов кодификации основных закономерностей развития советского права в 20-е годы, анализ принципов, положений и основных институтов, содержащихся в советских кодексах.


Методические рекомендации

Переход к мирному хозяйственному строительству сопровождался проведением широких кодификационных работ. Рассматривая первый вопрос, студентам необходимо знать, что потребность в кодификации определялась рядом причин. Во-первых, за годы советской власти накопился огромный правовой материал, который, не будучи систематизирован, был труднодоступен не только для населения, правоприменительных органов, но даже для юристов. Во-вторых, в законодательстве существовали значительные пробелы, которые необходимо было восполнить. В-третьих, законодательство периода гражданской войны и военного коммунизма носило чрезвычайный характер и не соответствовало Новой экономической политике (НЭПу). В-четвертых, необходимо было оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства. В-пятых, эта система должна была обеспечить и гарантировать в новых условиях преимущество социалистических общественных отношений. Студентам следует обратить внимание на роль Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР в проведении кодификационной работы. Результатом этой работы стало принятие 7 кодексов в течение 1922 – 1923 гг.

Приступая к изучению Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., студенты должны обратить внимание на его источники, в числе которых были не только акты советской власти, но и Германское гражданское уложение 1900 г. и Швейцарский гражданский кодекс 1907 г. Это предопределило сочетание как гражданско-правовых, так и административных методов регулирования. Студентам необходимо знать структуру Гражданского кодекса (общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право), основные положения и институты, содержащиеся в них.

Особое внимание они должны уделить характеристике субъектов гражданского права (ст. 4 – 7, 13, 17, 19) , праву собственности, которое в зависимости от субъекта могло быть государственной, кооперативной и частной (ст. 52). Особое внимание следует обратить на закрепление преимуществ государственной собственности и ограничения частной (ст. 54, 55). При рассмотрении обязательственного права следует обратить внимание на общие требования, предъявляемые к договорам, закрепление такого понятия, как «кабальный договор», особенности регулирование аренды, концессии, дарения.

При характеристике наследственного права следует отметить возрождение двух форм наследования (по закону и по завещанию), но в то же время и сохранение административных методов, выражавшихся в искусственном сужении круга наследников, ограничении размера наследуемого имущества. В заключение студенты должны показать значение ГК РСФСР 1922 г. в оформлении и развитии советского гражданского права.

Третий вопрос посвящен Земельному кодексу РСФСР 1922 г. Его разработка была вызвана необходимостью правового урегулирования землепользования в условиях НЭПа. Студентам следует знать структуру данного кодекса (Основные положения и три части: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственном имуществе, о землеустройстве и переселении). При характеристике Основных положений необходимо обратить внимание на отмену права частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения составляли единый государственный фонд, находящийся в ведении Народного комиссариата земледелия и его органов на местах.

Студенты должны знать, кто мог выступать в качестве субъекта пользования землей и на каких условиях; какие формы землепользования предусматривались кодексом; какие действия допускались со стороны землепользователя, а какие запрещались. При характеристике последней части (о переселении), следует обратить внимание на ее сходство со столыпинской практикой переселения.



Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., стал первым классическим уголовным кодексом советской власти, так как состоял из введения и двух частей – Общей и Особенной. Характеризуя Общую часть, студенты должны обратить внимание на принцип действия УК во времени и пространстве (ст. 1 – 4), классовую сущность уголовного права (ст. 5), проявляющуюся, в том числе, и через определение понятия преступления (ст. 6). Важно знать характеристику субъекта преступления, значение и содержание субъективной стороны.

Особое внимание следует обратить на институт аналогии (ст. 10) и институт социально опасного состояния (ст. 49), которые разрушали основополагающие принципы уголовного права (нет преступления, не указанного в законе; нет преступления – нет наказания). Рассматривая цели и виды наказания, студенты должны знать обстоятельства, влияющие на определение меры наказания (ст.25). Важно обратить внимание, что система наказания Общей части не знала высшую меру, которая была представлена в Особенной.

Студентам также необходимо знать и систему преступлений по УК, которая включала государственные (контрреволюционные и преступления против порядка управления); должностные; нарушение правил об отделении церкви от государства; преступления хозяйственные; преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; имущественные преступления; воинские преступления.

Студентам следует обратить внимание на то, что многие положения УК РСФСР 1922 г. очень скоро были подвергнуты изменениям. В частности, осенние декреты 1922 г. уточнили порядок применения высшей меры, предоставили органам Государственного политического управления (ГПУ) право на внесудебную расправу, дали расширительное толкование понятия «контрреволюционное преступление».

Приступая к изучению Уголовно-процессуального кодекса в редакции 1923 г., студенты должны обратить внимание, прежде всего, на его принципы (публичность и гласность, защиты, дважды по одному делу приговор не постановляется), а также предусмотренные законом исключения.

Необходимо знать и иные важные положения, которые закреплялись в УПК: ведение судопроизводства на языке большинства населения; четкость системы доказательств; меры пресечения; роль и значение прокуратуры и адвокатуры; запрещение заочного постановления приговора и т.п. Особое внимание следует уделить характеристике стадий уголовного процесса и раскрытию их краткого содержания.


Источники

1. Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 316 – 319.

2. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 308 – 313.

3. Уголовный кодекс РСФСР от 26 мая 1922 г. / Отечественное законодательство ХI – ХХ веков: пособие для семинаров. Часть II (ХХ в.) / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2002. С. 106 – 148.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 320 – 321.

Литература


              1. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: монография. – М.: Наука, 2001. 320 с.

2. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года: монография. – М.: ИКД Зерцало, 2002. 224 с.

3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 – 1922 гг. – М.: Юрид. лит., 1989. 242 с.

4. Сырых В.М. Н.В. Крыленко – идеолог советского правосудия. – М.: Российская академия правосудия, 2003. 432 с.

5. Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс. Изд. 2-е. – М.: Юрид. лит., 1992. 234 с.

6. Швеков В.Г. Преемственность в праве: монография. – М.: Юрид. лит., 1983. –260 с.

7. Шишов О.Ф. Становление и развитие науки уголовного права в СССР: проблемы общей части (1917 – 1936 гг.). – М.: Юрид. лит., 1987. 228 с.


Задачи


1. Гражданин Николаев завещал все свое имущество четверым родственникам, имеющим право наследования по закону. На какую долю имущества будет претендовать каждый из наследников, если оно оценено в 520 тыс. рублей, а завещание составлено: а) в 1924 г.; б) в 1927 г.?

2. Гражданин Власов, имеющий в собственности дом, приобрел на имя своей супруги еще одно жилое строение. Правомерны ли действия гражданина Власова?

3. Крестьянин Фефилов, призванный на службу в Красную Армию, сдал в аренду свою землю, находящуюся в индивидуальном пользовании. Какой орган должен зарегистрировать договор аренды? Какой максимальный срок аренды допускается Земельным кодексом при правильном севообороте?

4. В 1929 г. сельсовет деревни Воробьи отказал крестьянину Носову в регистрации договора аренды земли, находящейся в его индивидуальном пользовании. Отказ был мотивирован тем, что Носов ранее уже дважды сдавал землю в аренду на срок 3 и 4 года. Более того, сельсовет поставил вопрос о лишении права пользования землей Носова. Правомерны ли действия сельсовета?

5. Работник государственного предприятия Стяжкин, проработавший на нем 4 месяца, был переведен в другой цех. После трех месяцев работы в этом цехе он подал заявление об отпуске, но получил отказ. Правомерны ли действия цеховой администрации?

6. Осенью 1924 г. в народном суде г. Перми слушалось дело по обвинению гражданина Клямкина в воспрепятствовании деятельности уполномоченных профсоюза. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Клямкин запрещал своим работникам вступать в профсоюз под угрозой увольнения. Какую меру наказания может определить суд в отношении гражданина Клямкина?



7. В марте 1924 г. в Верховном суде РСФСР слушалось дело по обвинению группы студентов Московского университета в создании террористической организации и подготовке покушения на руководителей ВКП(б). Какую меру наказания должен определить суд: а) при наличии смягчающих обстоятельств; б) при отсутствии смягчающих обстоятельств; в) если одному из обвиняемых на момент судебного разбирательства не исполнилось 18 лет; г) если одна из обвиняемых была беременна на момент ареста?

8. В 1923 г. губернский народный суд рассматривал дело банды Кулешова. Не найдя доказательств виновности родной сестры главаря банды, суд, тем не менее, признал ее социально опасной. Что послужило основанием признания этой женщины социально опасной? Какие последствия возникнут для нее в случае признание социально опасной?