Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 3 1319.34kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов 3 597.25kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 2 605.75kb.
Методические рекомендации 5-е издание, исправленное и дополненное... 1 324.88kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации к преподаванию темы Рондо 1 187.26kb.
Методические рекомендации по предоставлению сведений о доходах, об... 1 417.77kb.
«Зарубежная литература 19 века» 1 281.08kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс - страница №1/1

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Семипалатинский Государственный педагогический институт

Историко-филологический факультет


Учебно-методический комплекс дисциплины

«Зарубежная литература XIX века»
для студентов 2 курса специальностей

050118 «Русский язык и литература,

050122«Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения»

г. Семей

2011 г.

Составитель: ст. преподаватель кафедры теории и методики русского языка и литературы Л.Х. Мотовилина _______________

Утверждено на заседании кафедры: протокол № 1 от « »

________2011 г.
Зав. кафедрой РИФ к.ф.н. __________________ Джамбаева Ж.А.

Обсуждено на заседании учебно-методического совета историко-филологического факультета

протокол № 1 от » сентября 2011 года
Утверждено Ученым советом историко-филологического факультета

Протокол № 1 от « » сентября 2011 года

Декан историко-филологического факультета, к.и.н.: _________________Адильбаева А.С.

Содержание




  1. Рекомендуемая литература

  2. Методические рекомендации по СРСП

  3. Методические рекомендации по СРС

  4. Контрольно-измерительные средства


Глоссарий:
Предромантизм

Романтизм

Метод романтизма

Романтическое мироощущение

Фрагмент как жанр

«Озерная школа»

Романтический герой

Двоемирие

Новелла

Баллада


Роман

Поэма как лиро-эпический жанр

Драматическая поэма

Вечные образы

Принцип романтической иронии

Фольклорная и литературная традиции

Специфика историзма

Разновидности романного жанра – исторического, приключенческого, морского, бытового

Теория объективного искусства

Реализм


Проблема типизации

Принцип субъектности

Принцип историзма

Краткий конспект лекций:

Тема № 1

РОМАНТИЗМ

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма. Возникновение термина. Определение романтизма. Периодизация. Типология. Предромантизм.

Эстетические принципы романтизма. Принцип историзма. Принцип субъектности. Принцип романтической иронии. Двойственность и стремление к универсальности. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением и отталкивание от него. Отказ от нормативности классицизма. Субъективное начало в романтизме. Концепция личности и литературного героя. «Местный колорит». Роль воображения. Основные жанры. Основные представители.

Тема № 2

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Йенский этап

Основные представители. Связь философии, теологии с эстетикой и практикой романтиков – писателей, художников, музыкантов. Роль философии Ф. Шеллинга в формировании эстетики романтизма.

Творчество Новалиса. Основные жанры. Философия и эстетика. Фрагмент как жанр. Роман «Генрих фон Офтердинген»: жанр, концепция мира и человека, образ «голубого цветка», символика, романтическая ирония.

Творчество Ф. Шлегеля. Концепция искусства, романтической иронии, гротеска. «Люцинда» как воплощение эстетических и философских идей автора.

Творчество Л. Тика. «Белокурый Экберт»: идея единства мироздания, проблема рока, роль фантастики.

Гейдельбергский этап

Изменение нравственных, религиозных, философских и эстетических ориентиров. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, «Волшебный рог мальчика» Арнима и Брентано. Соотношение фольклорной и литературной традиций.

Творчество Э.Т.А. Гофмана. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. «Крошка Цахес»: идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни. «Золотой горшок»: двоемирие, специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск. «Житейские воззрения кота Мурра»: двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социальной тирании в романе.

Тема № 3


АНГЛИЙСКИ РОМАНТИЗМ

Исторические и культурные условия возникновения. Литературные предпосылки. Периодизация.



«Озерная школа». Творчество У. Вордсворта. Представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, концепция творчества и творческой личности. Своеобразие лирики.

Творчество С.Т. Колриджа. Ассоциативность художественного языка, отличие его от языка обыденной речи. «Старый моряк»: новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, ужасное как возвышенное.

Творчество П.Б. Шелли. «Защита поэзии» как литературный манифест: смысл творчества, воображение, предмет искусства и его роль в обществе. «Освобожденный Прометей». Социальные идеи в поэзии Шелли.

Творчество Дж. Г. Байрона. Истоки характера и творчества, жизненные цели поэта. «Паломничество Чайльд-Гарольда» как новый тип лиро-эпической поэмы: сюжет, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Концепция личности героя. Тема природы и человека. «Восточные поэмы»: жанровые особенности. Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. «Манфред» и «Каин»: своеобразие философских драматических поэм, символика и аллегоризм. Роль кольцевого сюжета. Роман «Дон Жуан»: причины и принцип использования «вечного образа», проблематика романа, переосмысление романтических тем и героев, сатира. Своеобразие строфы.

Творчество В. Скотта. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах. Своеобразие композиции. Воплощение исторических и эстетических принципов в романе «Айвенго».

Тема № 4


ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Основные представители. Типология. Система жанров.

Творчество Ф. Шатобриана. Формирование эстетических принципов романтизма в трактате «Гений христианства». «Рене»: развитие жанра психологического романа, новый тип героя.

Творчество В. Гюго. Периодизация. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма. Концепция личности, истории. Конфликт и его развитие в драме «Эрнани». «Собор Парижской Богоматери»: специфика историзма, композиция, система образов, концепция романтического героя, контраст, гротеск. «Отверженные»: социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла, изменение характера романтического героя.


Тема № 5

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Роль романтизма в развитии литературы США. Периодизация. Своеобразие американского романтизма. Творчество Дж. Ф. Купера. Вклад Купера в создание американского романа. Разработка разновидностей романного жанра – исторического, приключенческого, морского, бытового. Цикл романов о Кожаном Чулке: индейская тема, тема «естественного человека», нравственный идеал.

Творчество Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»: фольклорные образы поэмы, индейское устное творчество как основа произведения.

Творчество Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Поэтическое новаторство По. Новеллистика. Формирование и разработка новых новеллистических жанров.

Тема № 6

РЕАЛИЗМ

Исторические и культурные предпосылки. Временные границы и периодизация. Связь с романтизмом и реализмом XVIII в. Основные эстетические принципы. Типизация. Концепция личности.


Тема № 7

РЕАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ

Литературные источники реализма. Песенное творчество Беранже. Сатирический памфлет. «Физиологический очерк».

Творчество Ф. Стендаля. Эстетические взгляды. «Расин и Шекспир» как литературный манифест. «Красное и черное»: замысел, сюжет, композиция, психологизм, историко-социальный смысл романа, значение названия и подзаголовка. «Пармская обитель»: история создания, художественное новаторство в батальных сценах.

Творчество О. де Бальзака. Философские, исторические, естественнонаучные и экономические основы эстетики Бальзака. Периодизация творчества. Замысел «Человеческой комедии» и его воплощение. Предисловие к «Человеческой комедии» как литературный манифест реализма. Основные темы, мотивы и образы цикла. Художественное своеобразие романов «Шагреневая кожа», «Гобсек», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии». Эволюция творчества.

Творчество П. Мериме. Периодизация. Концепция истории. Роман «Хроника времен Карла IX»: проблематика, система образов, композиция. Новеллистика Мериме. Типы новелл. Своеобразие экзотических и психологических новелл. Особенности композиции, лейтмотивы, символы, проблема жанра.

Творчество Г. Флобера. Философия, этика, эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Теория объективного искусства. Роман «Госпожа Бовари»: проблематика, композиция, новый тип героя, стиль. Роль подтекста и символики. Роман «Саламбо»: современность и история, отношение к романтической концепции истории, символика, роль экзотики и «эстетики безобразного». Роман «Воспитание чувств»: новый тип романа воспитания, кольцевая композиция, способы создания характера и тип характера, социальная среда.

Творчество Ш. Бодлера. Политические и эстетические воззрения. «Цветы зла»: смысл названия, композиция, тематика, жанр, двоемирие, символика. Бодлер и «Парнасская школа». Проблема художественного метода.

Тема №8
АНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИЗМ

Истоки и своеобразие английского реализма XIX в. Взаимодействие с романтизмом и Просвещением. Творчество Д. Остен. Эволюция реализма.

Творчество Ч. Диккенса. Личность. Мировоззрение. Периодизация творчества. Своеобразие метода. Проблема юмора и сатиры. «Посмертные записки Пиквикского клуба»: проблематика и художественная форма. «Оливер Твист»: тема преступления, концепция личности, проблема воспитания, нравственная проблематика. «Домби и сын»: смысл названия, проблематика, композиция, лейтмотивы, символика, эволюция героя, значение концовки. Позднее творчество Диккенса: изменения в мировоззрении, переход юмора в сатиру, усложнение структуры романов, разработка новых мотивов и художественных приемов.

Творчество У. Теккерея. Политические и эстетические взгляды. Эволюция творчества. Особенности метода. «Ярмарка тщеславия»: смысл заглавия и подзаголовка, композиция, жанр, система образов, две сюжетные линии, автор и образ Кукольника. Сатирическое мастерство Теккерея.

Тема № 9
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Эстетические закономерности – романтизм как непременная составляющая немецкого реализма.

Творчество Г. Гейне. Периодизация творчества. «Книга песен»: художественные и идейные задачи, эволюция лирики, тематика, поэтика. Политические мотивы в лирике 1840-х гг., поэма «Германия. Зимняя сказка».


Тема № 10

АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Особенности развития американской литературы в 1850 – 1860-е гг.

Творчество Г. Мелвилла. Философское направление в американской литературе. Жанровое своеобразие романа «Моби Дик». Соединение романтического и реалистического начал.

Творчество У. Уитмена. Демократический пафос поэтического и публицистического творчества. «Листья травы»: история создания, композиция, особенности поэтического стиля, переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом.


Практические занятия:
ЗАНЯТИЕ 1. Литературная теория иенского романтизма.

  1. Место иенской школы в истории романтического движения.

  2. Литературная и эстетическая теория иенских романтиков:

а) принцип историзма;

б) принцип субъектности;

в) принцип романтической иронии;

г) двоемирие;

д) жанровое новаторство.


  1. Художественные открытия иенских романтиков. Реализация эстетических положений в литературных произведениях Новалиса, Ф. Шлегеля, Л. Тика.

ЗАНЯТИЕ 2. Романтическое двоемирие в творчестве Гофмана.



  1. Жизнь и творчество Гофмана.

  2. Новеллы «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»: сюжет, композиция, проблематика.

  3. Функции романтической иронии в новеллах. Двоемирие.

  4. Роман «Житейские воззрения кота Мурра». История создания.

  5. Проблематика, жанровые и художественные особенности романа.

ЗАНЯТИЕ 3. Новеллистика Э. По.



  1. Своеобразие романтического метода По как представителя позднего американского романтизма.

  2. Классификация новеллистики По.

  3. Теория новеллы По.

  4. Мистическое и фантастическое в творчестве По.

  5. Художественное пространство в новеллах (функция замкнутого пространства).

  6. Особенности построения детективной (логической) новеллы.

ЗАНЯТИЕ 4. Формирование реализма в творчестве О. Бальзака.



  1. Эстетические взгляды Бальзака.

  2. «Человеческая комедия» и место в ней «Гобсека».

  3. Особенности композиции повести.

  4. Проблема метода. Соотношение романтического и реалистического начал.

  5. Образ Гобсека (портрет, окружающая обстановка, философия Гобсека, эволюция образа).

  6. Второстепенные персонажи, принципы их создания.

ЗАНЯТИЕ 5. Новеллистика П. Мериме.



  1. Жизнь и творчество Мериме.

  2. Классификация новеллистики.

  3. Анализ новелл «Венера Илльская», «Этрусская ваза», «Кармен», «Двойная ошибка»:

а) особенности композиции;

б) проблема жанра;

в) анализ основных образов;

г) система изобразительных средств и особенности стиля;

д) проблема метода;

е) этическая философская и социальная проблематика.

ЗАНЯТИЕ 6. Роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».


  1. Смысл названия романа и подзаголовка.

  2. Особенности композиции.

  3. Две сюжетные линии романа.

  4. Образы Эмилии Седли и Ребекки Шарп.

  5. Образ кукольника и образ автора.

  6. Сатирическое мастерство Теккерея.


Распределение часов по темам курса.
Лекции

1


Вводная лекция

Периодизация литературного процесса в XIX в. Развитие и взаимодействие литературных направлений



1


2


Возникновение романтизма, его источники и предпосылки

Основные эстетические принципы романтизма



1


3

Романтизм в Германии. Творчество Новалиса

1

4

Творчество Гофмана.

1

5,6,7

Романтизм в Англии. «Озерная школа». Творчество У. Вордсворта. Творчество С.Т. Колриджа. Творчество Дж. Г. Байрона. Творчество В. Скотта. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества.

3

7

Французский романтизм. Творчество Ф. Шатобриана, В. Гюго.

1

8

Американский романтизм. Творчество Э. По.

1

9

Реализм как метод и литературное направление. Реализм во Франции. Творчество Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Бодлера.

1

7

Английский реализм. Творчество Ч. Диккенса, У. Теккерея.

2

8

Немецкий реализм. Творчество Г. Гейне

1

9

Особенности развития американской литературы. Творчество Г. Мелвилла. Творчество У. Уитмена.


2

Итого часов:

15



Практические занятия



1

Литературная теория иенского романтизма

2

2

Романтическое двоемирие в творчестве Гофмана

2

3

Новеллистика Э. По

2

4

Формирование реализма в творчестве О. Бальзака

3

5

Новеллистика П. Мериме

2

6

Сатирическое мастерство У. Теккерея

2

7

Итоговая рейтинговая работа

2

Итого часов:

15


Учебная литература:


  1. История зарубежной литературы ХIХ в. / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000.

  2. Проскурин Б.М., Яшенькина Б.Ф. История зарубежной литературы ХIХ в. – М., 2001.

  3. История зарубежной литературы ХIХ в. / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982.

  4. Зарубежная литература XIX в.: Практикум. – М., 2000.



Дополнительная литература:


  1. Аллен Г. Эдгар По. - М., 1992.

  2. Английская поэзия в русских переводах. – М., 1981.

  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.,1973.

  4. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

  5. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 в. – М., 1972.

  6. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

  7. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966.

  8. Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

  9. Гегель Г. В. Ф. Романтическая форма искусства.- Эстетика. В 4-х томах. - Том 2. - М.,1969.

  10. Герви, А. Эдгар По. – М., 1987.

  11. Грешных В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. П., 1991.

  12. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

  13. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978

  14. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. - Л., 1974.

  15. Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. Спб., 1994.

  16. Европейская поэзия Х1Х века. - М., 1977.

  17. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Из истории западноевропейских литературр. - Л.,1978.

  18. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб., 1996.

  19. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). - Ростов-на-Дону, 1992.

  20. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.

  21. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. - Л., 1971.

  22. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. - Л.,1984.

  23. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.

  24. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

  25. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М., 1984.

  26. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. - М., 1993.

  27. Михайлов А.В. Обратный перевод. – М., 2000.

  28. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М.-Л., 1965.

  29. Романтические традиции американской литературы и современность. - М.,1982.

  30. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время. - Рига, 1988.

  31. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. - М.,1982.

  32. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Э. По. Г. Мэлвилл, Д. Гарднер. - М., 1995.

  33. Эстетика американского романтизма. - М.,1977.

  34. Эстетика раннего французского романтизма. - М., 1982.



  1. Борхес, Х.Л. Соловей Джона Китса // Борхес, Х.Л. Расследования. – Спб., 1996.

  2. Вайнштейн О.Б. Восприятие «Озерной школы» в России в 20-30-е гг. XIX в.: [Английский романтизм в русской критике] // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1981. - № 6. – С. 59-62.

  3. Клименко Е.И. Музыка в английской романтической поэзии // Литература и музыка. – Л., 1975.

  4. Ковалев Ю. «Лицом к лицу встречаю я тебя сегодня, о Моби Дик!» // Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит. – М., 1981.

  5. Лагутина И.Н. Образ художника в романах Людвига Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1990. - № 3. – С. 58-63.

  6. Петрова И.А. Понятие нефабульности. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльда Гарольда» // Петрова И.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. – Пермь, 1991. – С. 10-14.

  7. Савченко С. Мастерство Гофмана-сатирика в повести «Маленький Цахес» // Учен. зап. филол. фак (Киргизский ун-т). – Вып. 12. – 1964. – С. 211-229.

  8. Старцев А.И. Генри Торо и его Уолден // Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу.- М., 1979. – С. 389-424.

  9. Сумм Л. Замок, башня, монастырь // Готический роман. М., 2008. С. 7-26.

  10. Ханмурзаев К.Т. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. – Сер. 10. Филология. – 1975. - № 2. – С. 30-40.

  11. Чавчанидзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков. Образ женщины // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1992. - № 2. – С. 29-41.

  12. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997.

  13. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003.


Методическое обеспечение:

История зарубежной литературы: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 050118 – Филология

Программы педагогических институтов. Зарубежная литература XIX в. – М.: Просвещение, 1988.

Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. – М.: Просвещение, 1981.


Вопросы для самоконтроля:

  1. 1. Философские и эстетические принципы романтизма. Относительность романтизма как эстетической системы.

  2. 2. Особенности поэтики романтизма.

  3. 3. Н.Я. Берковский о немецком романтизме.

  4. 4. Романтизм в Германии. Общая периодизация и национальное своеобразие.

  5. 5. Йенская школа романтиков. Эстетические идеи и художественная практика.

  6. 6. Творчество Новалиса. «Генрих фон Офтердинген».

  7. 7. «Гимны к ночи» Новалиса: особенности содержания и поэтики.

  8. 8. Новелла Л. Тика «Белокурый Экберт» и литературная сказка немецкого романтизма.

  9. 9. Гейдельбергская школа романтиков и проблема народности в литературе.

  10. 10. Драматургия Г. фон Клейста. «Принц Гомбургский».

  11. 11. Трагедия Михаэля Кольхааса в одноименной новелле Клейста.

  12. 12. Творчество Э.-Т. Гофмана. Периодизация, особенности художественного метода.

  13. 13. Переплетение сказочной фантастики и действительности в повести Гофмана «Золотой горшок».

  14. 14. Мотив двоемирия в новеллистике Гофмана («Дон Жуан).

  15. 15. Особенности английского романтизма.

  16. 16. «Озерная школа»: эстетические идеи и художественная практика.

  17. 17. Новаторство С. Кольриджа в поэме «Сказание о Старом Мореходе». Символизм поэмы.

  18. 18. Творчество Дж. Г. Байрона. Периодизация, тематика, вклад в мировую литературу.

  19. 19. «Паломничество Чайльд Гарольда»: движение к бесфабульной поэме и роману в стихах.

  20. 20. Байрон и Пушкин.

  21. 21. Творчество П.Б. Шелли.

  22. 22. Принцип создания исторического романа в тв-ве В.Скотта Айвенго.

  23. 23. Особенности романтической школы во Франции.

  24. 24. Творчество Ф. Шатобриана. «Рене».

  25. 25. Теория драмы и гротеск в предисловии к драме Гюго «Кромвель».

  26. 26. Воплощение теории контрастов в «Соборе Парижской Богоматери».

  27. 27. Жанр исповедального романа у А. Мюссе.

  28. 28. Национальная специфика американского романтизма.

  29. 29. В. Ирвинг – основоположник американской новеллистики.

  30. 30. Дж. Ф. Купер – романист.

  31. 31. Г.Д. Торо и американский романтизм. Философские основы и литературные связи книги «Уолден, или Жизнь в лесу».

  32. 33. Символика романа Г.Мелвилла «Моби Дик». Варианты интерпретации романа.

  33. 34. Творчество Э. По. Стихотворение «Ворон» и эстетическая программа писателя.

  34. 35. Новеллистика Э. По.

  35. 36. Особенности романтизма в Дании и Норвегии.



Задания на СРСП
Общие рекомендации и целевые установки:

- знать содержание произведений;

- уметь анализировать их с т. з. жанра, его особенностей,

исторической основы;

- обратить внимание на характер обрисовки персонажей;

- иметь представление о стилевых особенностях произведения;

- знать наизусть отрывки из поэм и стихотворения (по выбору) ведущих поэтов-романтиков.
График выполнения и сдачи заданий по СРСП


тема

цель и содержание

список литературы

баллы


сроки выполнения

форма контроля

Основные эстетические принципы романтизма.

Принцип историзма. Принцип субъектности. Принцип романтической иронии. Двойственность и стремление к универсальности. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением. Концепция личности и литературного героя. «Местный колорит».


История зарубежной литературы ХIХ в. / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982.


2

1-2 недели

Терминологический словарь

Романтизм в Германии.

Сказки братьев Гримм, «Волшебный рог мальчика» Арнима и Брентано. Раскрыть соотношение фольклорной и литературной традиций.

.


История зарубежной литературы ХIХ в. / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982.


3

3-5

недели


Беседа по содержанию произведений. Проверка конспекта

Романтизм в Германии.



Романтическая ирония. «Крошка Цахес»: идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни. «Золотой горшок»:

История зарубежной литературы ХIХ в. / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М., 1982.


3

6- 8 недели

Беседа по содержанию произведений.


Реализм

Художественное своеобразие романов Бальзака. «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии».

Зарубежная литература XIX в.: Практикум. – М., 2000.


2

9-10

недели


Проверка реферата о жизни и творчестве писателя, анализ произведения

Реализм 50-60 гг.

Роман Флобера «Саламбо»: современность и история, отношение к романтической концепции истории, символика, роль экзотики и «эстетики безобразного».

Зарубежная литература XIX в.: Практикум. – М., 2000.




3

11-13

недели


Беседа по содержанию произведения

Английский реализм

Диккенс «Оливер Твист»: тема преступления, концепция личности, проблема воспитания, нравственная проблематика.




2

14-15

недели


Беседа по содержанию произведений

Итого: 15часов


Задания на СРС:

каждая тема готовится в соответствии с изучаемым разделом

в форме рефератов и докладов по персоналиям:


  1. Знакомство с основными художественными произведениями данного периода

  2. Конспектирование научно-исследовательской литературы по курсу

  3. Контрольная работа

  4. Заучивание наизусть стихотворений, отрывков из поэм.


Учебно-методические материалы по курсу

Список художественных текстов
1. Тик Л. Белокурый Экберт.

  1. Новалис. Гимны к ночи. Генрих фон Офтердинген.

  2. К. Брентано. «Жила на Рейне фея…»; «Мария, куда ты вечор уходила…»; «Тихо-Тихо, тук-тук-тук…»// Европейская поэзия 19 в. – М., 1977 (серия «Библиотека всемирной литературы»).

  3. Клейст Г. Принц Гомбургский. Михаэль Кольхаас.

  4. Гофман Э.-Т. Дон Жуан. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.

  5. Байрон Дж. "Хочу я быть ребенком вольным". Тьма. Из дневника в Кефалонии. Восточные поэмы (1 на выбор). Паломничество Чайльд-Гарольда.

  6. Шелли П.Б. Индийская серенада. Философия любви. Облако. Гимн интеллектуальной красоте. Статья «Защита поэзии» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

  7. Шелли М. Франкенштейн, или Освобождённый Прометей.

  8. Кольридж С. Сказание о Старом Мореходе.

  9. Вордсворт У. Предисловие к сборнику «Лирические баллады». Нас семеро. Сонет о сонете. «На Вестминстерском мосту...».

  10. Китс Дж. Ода соловью. Ода греческой вазе. Ода меланхолии. Ушедший день.

  11. Скотт В. Айвенго.

  12. Шатобриан. Рене.

  13. А. де Мюссе. Исповедь сына века.

  14. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю». Собор парижской Богоматери.

  15. Ирвинг В. Рип Ван Винкль. Легенда о сонной лощине.

  16. Торо Г.Д. Уолден, или жизнь в лесу.

  17. Купер Ф. Последний из могикан.

  18. По. Э. Низвержение в Мальстрим. Падение дома Ашеров. Золотой жук. Морена. Ворон. Аннабел Ли.

  19. Мелвилл Г. Моби Дик.

  20. Андерсен Г.-Х Тень. Принцесса на горошине. Снежная королева.


Рекомендательная часть.

  1. Шлегель Ф. Фрагменты. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.,1980; Люцинда.

  2. Брентано К. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.

  3. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда.

  4. Клейст Г. Разбитый кувшин. Маркиза д’О. Обручение в Сан-Доминго.

  5. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. Серапионовы братья. Житейские воззрения кота Мурра.

  6. Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля.

  7. Блейк У. Песни невинности. Песни опыта.

  8. Уолпол Г. Замок Отранто.

  9. Радклиф А. Итальянец, или Тайна одной исповеди.

  10. Мэтьюрин Ч.Р. Мельмот-скиталец.

  11. Скотт В. Мармион. Уэверли. Квентин Дорвард.

  12. Жермена де Сталь. О литературе. О Германии.

  13. Констан Б. Адольф.

  14. А. де Виньи. Лирика.

  15. В. Гюго. Эрнани. Лирика.

  16. Жорж Санд. Консуэло.

  17. Эмерсон Р.У. Эссе. Природа. Доверие к себе.

  18. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

  19. По Э. Приключения Артура Гордона Пима.

  20. Леопарди Д. Лирика.



Основные учебные пособия.
Литература для конспектирования.

Обязательно:

Берковский Н Я. Романтизм в Германии. - М., 1973. (вводная глава.)


Дополнительно (любые 5 источников на выбор):

Аверинцев С. С. Поэзия К. Брентано // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

Бент М. И. От философской повести к новелле-сказке: “Необыкновенная история Петера Шлемиля” Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1.

Берновская Н. М. Энтузиаст и обыватель в романтической сатире Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1967. Вып. 246.

Демченко В. Д. Специфика исторического конфликта в “Михаэле Кольхаасе”// Проблемы метода, жанра и стиля. Вып. 2. Днепропетровск, 1975. С.44–48.

Жирмунский В. М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Жирмунский В. М. Уильям Блейк // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Затонский Д. В. Романтики и чувство истории // Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Клименко Е. И. Лирико-эпическая поэма Байрона (основы жанра) // Проблемы сравнительной филологии: (К 70-летию В. М. Жирмунского). М.; Л., 1964. С.394–400.

Михайлов А.В. Судьба классического наследия на рубеже XVIII-XIX веков // Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000. С. 19-34.

Петрова И.А. Понятие нефабульности. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльда Гарольда» // Петрова И.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. – Пермь, 1991. С. 10-14.

Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

По Э. Философия творчества //Эстетика американского романтизма. - М.,1977.

Трубников Н. Н. Притча о Белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1.

Ханмурзаев К.Т. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Филология. 1975. № 2. С. 30-40.

Шевякова Э. М. Семантическая структура романа Мюссе “Исповедь сына века” // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

Шейнкер В. Н. Романы Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. 1968. Т. 427.

Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В. Ирвинга // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982.

Элиот Т. С. Шелли и Китс // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев, 1997.



Шкала и критерии оценивания знаний студентов
Критерии оценивания различных видов работ:


Виды работ

Баллы

Посещение занятий

1 * 15 = 15б.

Конспектирование

2 * 5 = 10 б.

Составление терминологического словаря


10 б.

Подготовка сообщения и выступление с ним.

4*5 =20б.

Анализ произведений

10 *3 = 30 б.

Всего:

85 б.

Рейтинг-шкала



Форма контроля

Баллы


Текущий

35

Рубежный контроль (целостный анализ ХП)

10

Итоговый (Экзамен)

40

Всего:

85

Шкала итогового рейтинга оценки знаний студентов

85б-83б – 100%-95% - отл. А

82б-78б – 94%-90% - очень хорошо А-

77б-74б – 89%-85% - хорошо В+

73б-70б – 84%-80% - хорошо В

69б-66б – 79%-75% - хорошо В-

65б-62б – 74%-70% - удовл. С+

59б-56б – 69%-65% - удовл. С

55б-52б – 64%-60% - удовл. С-

51б-48б – 59%-55% - проходной балл С+ Д+

47б-44б - 545-50% - низший проходной балл Д-



43б-0б – 49%-0% - F - низкий
Политика курса: Студент должен соблюдать следующие требования:

  • не опаздывать на занятия;

  • вести конспекты лекций;

  • вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать их;

  • аккуратно оформлять письменные работы любого рода;

  • конспекты научных работ должны быть представлены в рукописном варианте;

  • знать основные термины изучаемого курса.

Студент не получает указанных баллов в случае неподготовленности к занятиям, отказе отвечать, при общей пассивности на занятиях.