Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 86.95kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 70.08kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 358.96kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины 2 459.6kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... 1 414.22kb.
Методические рекомендации по изучению 6 1155.74kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 1 124.53kb.
Проверки комиссией профкома о готовности учебных корпусов к новому... 1 34.23kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины - страница №1/1

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины ОПД.В.3.2. СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – сформировать отчётливое представление у студентов о тонкостях формирования телеоэфира и на практике обучить всем этапам производства телепередач; о лучших традициях и особенностях телевещания; рассмотреть основные технологии, применяющиеся в телевещании.

Особое внимание в рамках данного курса уделяется современному положению дел и перспективам развития технологий сбора, обработки и передачи информации в эфир.



Задачи курса:

  • сформировать профессиональную компетентность будущего специалиста в области телевещания;

  • развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний в области производства телекоммуникационной продукции;

  • воспитать у студентов чувство ответственности;

  • развить навыки анализа и интерпретации телевизионной информации.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Раздел 1. Теоретические основы создания студенческого телевидения

Тема №1. История технического становления телевещания.

Изобретение телевидения. История становления отечественного телевещания. Телевидение в СССР. Телевещание в России в период с 1984 по 1991 гг. Развитие телевидения в России 1991 – 2012 гг. Современное отечественное и зарубежное телевещание. Интернет-телевидение. Технические возможности телевещания. Частоты и форматы вещания.



Тема №2. Телевидение как средство коммуникации.

Место телевидения в системе коммуникации. Социологические основы телевещания. Телеаудитория. Этические и эстетические основы телевещания. Функциональная составляющая телевещания.



Тема №3. Выразительные средства тележурналистики.

Формообразующие средства тележурналистики (речь, музыка, шумы, картинка). Технические (стилеобразующие) выразительные средства тележурналистики (монтаж, эффекты, операторская работа). Телесценарий. Художественный язык телевидения: телевидение как искусство.



Тема №4. Тележанры.

Понятие о телевизионном жанре. Информационные жанры (выпуски новостей, телерепортажи, телесообщения), информационно-аналитические программы (телеобзоры, интервью), информационно-музыкальные программы, информационно-развлекательные и информационно-рекламные передачи.

Аналитические жанры тележурналистики (телекорреспонденция, телекомментарий, беседа, телеобозрение, теледискуссия, журналистское расследование).

Документально-художественные жанры (телеочерк, телерассказ, телефельетон, телекомпозиция).



Тема №5. Организация работы в телередакции.

Организационное устройство редакции. Распределение обязанностей в телередакции. Выстраивание технологической цепи подготовки телесюжета. Определение формата вещания. Особенности тематического планирования. Музыкальная и программная политика.



Тема №6. Место студенческого телевидения в пространстве университета.

Задачи студенческого телевидения как корпоративного СМИ. Пути распространения контента. Определение круга вопросов, освещаемых студенческим телевидением. Возможности и ограничения в работе студенческого телевидения. Взаимодействие студенческого телевидения с другими корпоративными медиа.



Раздел 2. Технологические основы создания студенческого телевидения

Тема №7. Техника работы с телемикрофонами.

Доэфирная подготовка телеведущего. Персональная настройка рабочего места диктора. Техника дыхания при работе с микрофоном. Работа с несколькими микрофонами и камерами одновременно.

Техника речи на телевидении. Работа в кадре: интонирование, паузы, культура речи в телепередачах. Общение со слушателями. Общение с гостями студии. Мастерство ведения эфира.

Тема №8. Работа журналиста в цепочке подготовки телесюжета.

Предварительная подготовка тележурналиста к эфиру: сбор и обработка материала.

Общение в профессиональной деятельности тележурналиста. Технологии интервью.

Формы взаимодействия с аудиторией. Особенности выбора тем для обсуждения на телевидении. Рейтинг телепередачи.

Особенности работы в прямом эфире и в экстремальных условиях. Особенности работы ведущим музыкальной передачи.

Работа журналиста вне телестанции (служебные командировки, работа в пресс-службе).

Работа журналиста в ходе подготовки новостного выпуска.

Тема №9. Техническое устройство телестудии.

Студия и её структура: аппаратно-студийный комплекс. Технические и акустические особенности телестудии. Вспомогательное оборудование студии, студийная мебель.

Пульты и технические характеристики микрофонов и камер. Коммутация оборудования. Понятие о работе с многокамерным оборудованием. Трансляция звука в эфир. Устройство архивирования эфира.

Программное обеспечение студии. Программные комплексы для обработки звука и картинки.



Тема №10. Запись и воспроизведение звука и картинки в студийных условиях.

Порядок записи аудиовизуальной информации. Особенности записи и воспроизведения звука на современных технических устройствах.

Компьютерная обработка звука и картинки. Работа с программным обеспечением: основные приёмы записи, сохранения и обработки. Ретуширование изображения. Удаление дефектов. Сведение готового сюжета. Форматы файлов.

Тема №11. Практическое формирование сетки телеэфира.

Подбор и запись вспомогательных элементов оформления эфира: джинглы, отбивки, концовки и др. Ежедневная сетка эфира. Использование базы данных. Эфирная политика в разное время суток. Прямые включения. Повторы передач. Особенности организации круглосуточного вещания. Автоматизация телестанции.



3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Приступая к изучению курса, студенты должны ознакомиться с планом учебной дисциплины. В ходе лекционных занятий обязательной является проверка полученных знаний (ответы на вопросы). Студенты должны систематически посещать практические занятия и выполнять предложенные преподавателем задания для самостоятельной работы, в том числе по созданию: телесценариев, телеинтервью, записи и воспроизведения звука и т.д.

Особенность изучения данной дисциплины заключается в необходимости большого количества самостоятельной практической работы в области подготовки видеоматериала, сюжетов и тренировок в области работой с видеокамерой. Не менее важным следует считать не только изучение рекомендованной литературы, но и самостоятельного анализа телепередач современного эфира. В качестве примера можно рекомендовать просмотр информационных выпусков и эфирных передач федеральных телеканалов и анализ выпусков теленовостей.

При изучении Темы 3 "Выразительные средства тележурналистики" необходимо не упустить из внимания важность формообразующих средств тележурналистики, особенно средств создания визуальной картины (монтаж, эффекты, операторская работа). Рекомендуется проанализировать современное оформление ведущих телекомпаний и отталкиваться от этих примеров при создании "лица" передачи студенческого телевидения.

Тема №4. Тележанры является ключевой в теоретической подготовки тележурналиста. При изучении необходимо особенно внимательно изучить этот раздел в рекомендуемой литературе. Рекомендуется соотнести теоретические положения и практические примеры из числа современных телепередач.

При практической организации работы редакции студенческого телевидения необходимо попытаться максимально приблизить модель к действительным процессам, происходящим в редакции реальной телекомпании. Рекомендуется действовать в условиях достаточного количества времени (две совмещенные пары), стараться моделировать полный цикл мероприятий - "планерка", "редакционные задания" и т.п. Удачно будет использовать такие методы как "мозговой штурм", "ролевая игра" и кейс-метод. Для активизации работы рекомендуется устанавливать четкие сроки выполнения элементов - "дэдлайны" и ориентироваться на практический законченный результат работы, что вполне соответствует реальному положению дел в профессиональной деятельности.

В ходе изучения тем 9 и 10 студентам предстоит столкнуться с техническими вопросами работы телеостудии. Определенные сложности может вызвать освоение специализированного программного обеспечения для записи и обработки видеоизображения. Чтобы преодолеть их, необходимо иметь представление об основных понятиях и терминах этой предметной области, а также о теоретическом аспекте работы с видеорядом, его физической природе. Для разрешения проблем с монтажом стоит обратиться к учебнику Молочков В., Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах, ХВ-Петербург., 2007. или любому иному практическому пособию по одной из программ для видеомонтажа.

При работе над дикторскими способностями следует обратиться к приемам сценической речи и специальной литературе в этой области, например:  Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. М.: Изд-во «ГИТИС». 2006. Также следует уделять внимание правильному дыханию, настройке оборудования и другим особенностям. Информацию по этим вопросам можно найти в рекомендованной к теме литературе. В связи с тем, что голос человека наиболее продуктивно работает в дневное время, занятия по данным темам рекомендуется проводить после полудня.



4. Список рекомендованной литературы

Основная:

  1. Волынец М. М. Профессия: оператор : [учеб. пособие для студ. вузов] / Волынец М. М. М. : Аспект Пресс, 2007.

  2. Егоров В. В. Телевидение : Страницы истории / Егоров В. В. М. : Аспект Пресс, 2004.

  3. Ефимова Н. Н. Звук в эфире [учеб. пособие для вузов] : / Ефимова Н. Н. М. : Аспект Пресс, 2005.

  4. Кирия К.Д. Роль экстралингвистических факторов в создании телевизионных новосте й/ Кирия К.Д. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2007. № 1. С. 72-78.

  5. Локшин Б. Цифровое вещание: от студии к зрителю. М., 2001.

  6. Лукина М.М. Технология интервью. М., 2003.

  7. Мастерство эфирного выступления : учеб. пособие / Б.Д. Гаймакова [и др.]. М. : Аспект Пресс, 2004.

  8. Радио: музыкальное, новостное, общественное/ Под ред. В.А. Сухаревой. М., 2001.

  9. Смирнов В.В. Формы радиовещания. М., 2002.

  10. Средства массовой информации России : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Журналистика"] / Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л., Воронова О. А., Шкондин М. В. ; под ред. Я. Н. Засурского ; науч. ред. Е. Л. Вартанова, М. В. Шкондин. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект-Пресс, 2011.

Дополнительная:

  1. Гальперин Ю.М. В эфире слово. М, 1977.

  2. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917—1986). М., 1989.

  3. Зарва М.В. Слово в эфире. 2-е изд. М., 1977.

  4. Засурский Я. Н. Колонка редактора : Новый вариант общественного телевидения в России / Засурский Я. Н. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2012. № 5. С. 4-11.

  5. Зверева Н. Прямой эфир. В кадре и за кадром. Альпина нон-фикшн, 2012.

  6. Левитан Ю.Б. 50 лет у микрофона. М., 1987.

  7. Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. М., 1974.

  8. Любосветов Д.И. По законам эфира: О специфике творчества радиожурналиста. М„ 1979.

  9. Молочков В. Pinnacle Studio Plus. Основы видеомонтажа на примерах, ХВ-Петербург., 2007.

  10. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  11. Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов/ Пер. с англ. М., 1999.

  12. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?!, СПб.: Питер, 2013.

  13. Тулупов В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Учебник / Под ред. В.В. Тулупова. СПб., 2008.

  14. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей: учебное пособие, ЮНИТИ-ДАНА, 2010.