Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии» 1 494.7kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 358.96kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации» 1 730.51kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этносоциология»... 2 479.03kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология» направления... 1 435.31kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины 2 459.6kb.
Полный пофамильный перечень абитуриентов, подавших 3 1193.99kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: Т.П.Штец, к. ф. н., доцент кафедры философии и социологии (МГПУ)

Цель освоения дисциплины «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ» - усвоение студентами основных категорий и понятий политической социологии как эмпирической дисциплины, а также современных методов и методик социологического исследования политических явлений и процессов.

Основные задачи курса «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»:

1.Познакомить студентов с методологическими и теоретическими основами политической социологии.

2. Проработать методы и методики социологического исследования политической жизни.

3. Показать состав субъектов политики и место политики в общественной жизни.

3.Раскрыть проблему взаимодействия человека и власти в качестве ключевой в политической социологии.

4.Представить студентам механизмы реализации власти.



«Политическая социология» – одна из отраслей социологии. Данный курс читается на третьем году обучения студентов-социологов, так как его восприятие требует знания политологии, общесоциологических дисциплин и истории социологии, что приобретается на предшествующих курсах.

Требования к уровню освоения и содержания курса. Освоение содержания курса предполагает знание студентами теоретических основ политической социологии, системы социологических категорий и методов социологических исследований, умения применять их и формирование исследовательских навыков, необходимых социологу при анализе конкретных политических явлений и процессов.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

Название темы

Количество часов

Самост раб

лекции

семинары

  1. Политика как объект социологического анализа.

  2. Общественное мнение в политике.

  3. Современные политические и социальные технологии.

  4. Социальные механизмы политического поведения и участия.

  5. Политическая социализация.

  6. Социология выборов.

  7. Политические партии и общественные движения.

  8. Социология бюрократии.

  9. Политическая элита.

  10. Политическое лидерство.

4
4
4

4
4


4
4

4

4



4


2
4
2

4
2


4
2

4

2



4


4
2
4

2
4


2
4

2

4



2

Всего:

40

30

30


Содержание практических занятий
Семинарское занятие № 1.
Тема:

«Эволюция основных идей и теорий

политической социологии»

План:


1.Предмет, объект, структура политической социологии.

2.Плюрализм социально-политических концепций эпохи Возрождения и Нового времени.

3.Зарождение и становление политической социологии как науки (конец 19 – начало 20 вв.). Классический этап ее развития. Персоналии.

4.Современный этап развития политической социологии. Западная традиция. Персоналии.



Вопросы для коллективного обсуждения
1.Сформулируйте «вечные» проблемы политической социологии.

2.Каковы роль и участие политической социологии в политической жизни стран Запада, на ваш взгляд?



Задание для самостоятельной работы
1.Заполнить таблицу: «Разработка проблем политической социологии в трудах русских социологов».


Проблема

Автор теории

Краткая характеристика




































2. Написать реферат по проблеме социально-политических исследований в советский период (например, в 20- 30 годы).


Литература

Основная:

1.Артемов Т.П. Политическая социология: Учебное пособие. -М.: Логос,2003.

2.Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории .-М.: Новый учебник,2004.

3.Политическая социология. Под ред. Сопова Г.П.- Ростов-на-Дону,2001.

4.Политическая социология: Учебник для вузов. Под ред.Тощенко Ж.Т.- М.,2002.

Дополнительная:

1.Доминик Кола. Политическая социология.-М.,2001.

2.Боттомор Т. Политическая социология// Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль,1997,т.2.

3.Ашин Г.К. ,Лозаннский Э.Д. ,Кравченко С.А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. -М.: Экзамен, 2001.



Семинарское занятие №2.

Тема:

«Методы политической социологии»
План:
1.Структура программы социологического исследования.

2. Количественные методы социологического исследования.

3. Качественные методы социологического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Чем определяется выбор метода социологического исследования применительно к изучаемому объекту?

2.Каковы основные правила конструирования репрезентативной выборки при изучении, например, общественного мнения страны?

3.Как социолог может оценить процесс формирования имиджа политического лидера в средствах массовой информации?
Задание для самостоятельной работы.
1.Заполните таблицу: «Общее и различия между количественными и качественными методами социологического исследования».

Хар-ки методов

количественные

качественные

Общее







Различия






2.Назовите явления политической жизни, которые можно изучать с помощью наблюдения.

3.Ответьте, что даёт анализ документов для изучения происхождения политической элиты?
Литература

Основная

1.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.3: Методика и техника исследования.- М.,2004.

2.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.,1995.

3.Политический анализ. Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артёмова. СПб., 2000.

4.Артемов Г.П. Политическая социология. – М.,2003.С.13-65

5.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002.С.95-113


Дополнительная
1.Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.,1995.

2.Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.



Семинарское занятие №3.

Тема:

«Внесоциальная и социальная среда политики».
Первый вариант проведения семинарского занятия.
План:
1.Связь политики с социальной сферой жизни общества.

2.Теории социальной стратификации. Влияние социальной стратификации на политическую жизнь.

3.Политика и экономическая сфера жизни общества.

4.Политика и правовые отношения в обществе.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Почему средний класс заинтересован в сохранении и укреплении системы представительной демократии?

2.Верно ли представление, что политическая жизнь является выражением борьбы классов, имеющих противоположные интересы, и «концентрированным выражением экономики»?
Задание для самостоятельной работы.
1.Заполнить таблицу: «Теории социальной стратификации»


Автор теории

Название теории

Краткая хар-ка









2.Изучить вопрос, каковы результаты социологических исследований политических интересов и ориентаций россиян в экономической сфере жизни общества.


Литература

Основная

1. Артемов Г.П. Политическая социология. – М.,2003. С.94-112

2. Тощенко Ж.Т. Политическая социология.- М. 2002. С.76-88

3. Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования. 1994. №5.

4.Средний класс в современном российском обществе / Под ред. М. К. Горшкова и др.- М.,1999

5. Андреенков В.Г. Политико-правовые ценности в массовом сознании переходного времени // Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997. С. 66-79.



Дополнительная
1.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.,1999.

2.Политология. Курс лекций. Под ред. В.С.Максимовой. Изд-во Петрозаводского университета,1993.

3. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996. Сыктывкар, 1996.

4.Ильин В. Государство и стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996. Сыктывкар, 1996. С. 37-82.



Второй вариант проведения семинарского занятия.
Дискуссия по теме:

«Гендерные аспекты политики»

Задание: обратитесь к печатным материалам последней избирательной кампании. Какую активность проявили женщины и мужчины-избиратели? Как представлены женщины и мужчины в ветвях власти?
Вопросы для дискуссии:

1.Чем отличается мужское и женское участие в избирательной кампании (по материалам газет)?

2.Женщина - президент России: преимущества, недостатки, трудности.

3.Какие гендерные стереотипы в наибольшей степени мешают политической активности женщин в нашем городе?


Литература.

1.Введение в гендерные исследования: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Костиковой.- М.: Аспект Пресс,2005.

2. Ковалёва Т. И., Иванчук Н. В. Женщины: ресурсы политического поведения // Социологические исследования. 1995. №7.

3. Силласте Г. Женские элиты в России //Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М.1994.

4. Степанова Н. М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы / Общественные науки и современность. 1999.№4.

5. Чикалина И. Феминистская перспектива в политической теории на практике // Посиделки.1999. №10.

6.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.(гл.4,ч.5).


Семинарское занятие №4.
Тема:

«Внесоциальная и социальная среда политики».
План:
1.Роль традиций в политической жизни общества.

2.Ценности и политика. Иерархия ценностей современных обществ.

3.Связь политики с духовной жизнью общества: политика и мораль; политика и религия.

4.Политические идеологии. Виды политической идеологии в современном российском обществе.


Вопросы для коллективного обсуждения.
1.В чём специфика политических традиций России?

2. Какие методики массовых опросов при изучении ценностей используются в современной социологии?

3. Как, на ваш взгляд, различные возрастные группы населения России относятся к традиционно русским и западным ценностям?

4.Назовите наиболее важные ценности и соответствующие им идеологические ориентации населения США и России.

Задание для самостоятельной работы.
1.Сопоставьте, какое соотношение индивидуального и коллективного предполагают либерализм, консерватизм, марксизм (две его разновидности –социал-демократическая и коммунистическая).

2.Приведите примеры влияния ценностных ориентаций на политическое поведение людей.


Литература

Основная

1.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002.С.88-94

2.Артемов Г.П. Политическая социология. – М.,2003. С.79-93, 113-127

3.Андреенкова А. В. Материалистические и постматериалистические ценности в России // Социологические исследования.1994. №11.

4.Азаров Н.И. Взаимоотношение морали и политики. – Социально-политический журнал. 1997, № 4.

5.Красильникова О.В. Политические предпочтения возрастных групп// Социологические исследования.2000, № 9.

6.Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования.1996. №5.
Дополнительная

1.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1993

2. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. – М.,1995.

3. Залысин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства// Социально-политический журнал. 1995, № 5.

4.Кравченко И.И. Политика и мораль// Вопросы философии.1995, № 3

5.Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. №4.



Семинарское занятие №5.

Тема:

«Общественное мнение в политике»
План:

1.Сущность, структура и динамика общественного мнения.

2.Функционирование общественного мнения в системе властных отношений.

3.Общественное мнение и власть в России.

4. Социологические исследования эффективности средств и каналов политической коммуникации.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Может ли общественное мнение обладать функциями общественной власти?

2.Что может обеспечить активное включение общественного мнения в регулирование властных отношений российского общества?

Задание для самостоятельной работы.
1.Сделайте сравнительный анализ роли общественного мнения в системе российской власти и во властных отношениях развитых демократических государств.

2. Напишите реферат по теме:

«Public relations в политике и технологии политической рекламы».

Литература

Основная

1.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002. С.433-455

2. Левада Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы восприятия // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №5. С. 3-8

3. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1998. С. 44-54.

4. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания.- М.1996.

5.Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная политическая режиссура. М., 1999.

6.Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.

7.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.



Дополнительная

1.Зоркая Н. Политическое участие и доверие население к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999.№1. С. 24-27.

2.Левада Ю. 1989-1998; десятилетие вынужденных поворотов // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. №1. С. 7-11.

3.Левада Ю. Индексы социальных настроений в «норме» и в кризисе // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №6. С 3-7.

4.Левада 10. Комплексы общественного мнения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. №6; 1997.

5.Левада Ю. Структура российского электорального пространства / / Президентские выборы 1996 года и общественное мнение. М., 1996. С.19-27.

6.Ослон А.А. Опросы общественного мнения и проблема прогнозирования итогов выборов // Российский монитор. Архив современной политики. Вып.7. 1996. С. 127-135.
Семинарское занятие №6.

Тема:

«Современные политические и социальные технологии».

План:


  1. Политические и социальные технологии: сущность, содержание и особенности.

  2. Подходы к определению политических и социальных технологий

  3. Внедрение социальных технологий как условие эффективного функционирования общественного организма.

  4. Технологическая культура как часть общей культуры населения.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Какие виды социальных технологий вам известны?

2.Каковы особенности социальных технологий на различных уровнях социальной организации общества?

3.Все ли процессы управления технологичны?

Задание для самостоятельной работы.

1.Составьте план ответа на вопрос: «Социальная технология как наука».

2.Изучите вопрос: «Современный опыт и проблемы технологической культуры».

Литература.

Основная.

1.Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2 - С. 101-104.

2.Щербина В. В. Социальные теории организаций: Словарь- справочник.- М., 2000.

3.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002. С.473-485

 4.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная

1.Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.,1995.

2.Компьютерное моделирование социально-политических прцессов / Под общ.ред О. Д. Шаброва. М.,1994.

3.Конотопов Павел. Политические технологии — смена поколений//http://psyfactor.org/polman14.htm

4.http://psyfactor.org/lybr5.htm - подборка материалов по политтехнологиям
Семинарское занятие №7.

Тема:

«Социальные механизмы политического поведения и участия»

План.


1 Социальная сущность и формы политического поведения и участия.

2.Мотивация политического поведения.

3.Состояние и формы политического участия.

4. Социологический анализ мотивов и целей политического участия и поведения.



Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Чем отличаются модели политического рекрутирования в больших и малых социально-политических организациях?

2.Какова специфика политического участия в современной России?


Задание для самостоятельной работы.

1.Изучить методики оценки уровня политической активности различных социальных групп.

2.Кратко письменно ответить на вопрос: каковы, на ваш взгляд, причины отклоняющегося политического поведения?

Литература.

Основная.

1.Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования. 1997. №12

2. Артёмов Г. П. Политическая социология: Учебн. пособие.: Логос, М., 2003.С.214-224.

3.Данливи П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы / Политическая наука: новые направления / Под науч. редакцией Е. Б. Шестопал. М., 1999.

4. Назаров М. М. Политический протест: опыт эмпирического исследования.1995.№ 1.

5. Гончаров Д.Б. Теория политического участия. М., 1997. С. 3-18.


6.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.(гл.4,ч.4).
Дополнительная

1.Зоркая Н. Политическое участие и доверие население к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999.№1. С. 24-27.

2.Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение; общие проблемы // Политическая наука: новые направления. М., 1999. С. 235-261.

Семинарское занятие №8.

Тема:

«Политическая социализация».

План:


1.Политическая социализация: сущность, основные концепции.

2.Этапы, институты, типологии политической социализации.

3.Молодежь как субъект политической социализации:

а) государственная молодежная политика (пресса)

б) участие молодежи Мурманской области в политической жизни (социологические исследования).

4.Политическая культура и социализация.


Вопрос для коллективного обсуждения

1.Какова роль культуры в минимизации деструктивных факторов в политике?

2.Политическая пропаганда: наука или манипулирование?
Задание для самостоятельной работы.
1.Изучите самостоятельно вопрос: Социологический анализ типов политических субкультур и соответствующих им способов политической социализации.
2.Ответьте на вопрос, в чём, на ваш взгляд, состоят особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных сообществах.
Литература

Основная.

1.Тощенко Ж.Т. Политическая социология.- М. 2002.С.276-279.

2.Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. – М.: Экзамен,2001.

3.Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. – Мурманск,1998.

4.Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. №3. 34-45.

5. Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. С-Пб., 1997. - с.159-166.

6.Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994. - С.111-122.
Дополнительная

1.Гендерная социализация / Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. И. В. Костиковой.- М.:Аспект Пресс,2005.С.148-169.


2.Денкэн Ж.-М. Политическая наука. М., 1993 - С.74-76.
3.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996 - С.127-148.
4.Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. М., 1994. - С.189-203.
5.Мид Маргарет. Культура и мир детства. Изб. произв. М., 1988. - Гл. IV.
6.Мид Дж. От текста к символу. /Американская социологическая мысль. Тексты. М., МГУ, 1994. - С.215-237.
7.Мэтьюз Д. Политика для народа. М., 1995. - С.17-65, 147-164, 193-209.


Семинарское занятие №9.

Тема:

«Политическая культура»

План

1.Политическая культура: понятие, типологии.

2.Современные концепции политической культуры.

3.Признаки гражданской политической культуры. Гражданская культура индустриальных и постиндустриальных стран.

4.Особенности политической культуры России (обзор социологических исследований).

5.Пути формирования политической культуры в современной России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Чем объясняются различия между странами Европейского Союза по уровню развития основных показателей гражданской культуры?

2.Какие характеристики политического сознания и поведения россиян можно рассматривать как проявление гражданской культуры?
Задание для самостоятельной работы.

1.Гражданская политическая культура и культура сотрудничества – чем отличаются друг от друга эти два типа политической культуры?

Ответьте на вопрос.
Литература

Основная

1.Артемов Г.П. Политическая социология. – М.,2003.С.234-266.

2.Ваганова Г.А. и др. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества. – М.,1994.

3.Рябев В.В. Гражданская политическая культура как предпосылка формирования современного российского общества// Вестник МГТУ, 2004,том 7, № 2.

4. Рукавишников В., Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения.- М., 1998. С. 198-220

5.Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк.-М.,1996.

6.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.(гл. 3)
Дополнительная

1.Каменская Г. Политическая культура США// Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 4.

2.Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании// Социологические исследования. 1992, №№ 4,9.

3.Островски К., Тони Г. Три политические культуры в Европе// Социологические исследования. 1992, №3, 4,9.

4.Грунт З.А., Кертман Г.П. и др. Российская повседневность и политическая культура: проблема обновления// Полис. 1996, № 4.
Семинарское занятие №10.

Тема:

«Политический конфликт»

План:


1.Конфликт как социальное явление. Современные концепции конфликта.

2.Основные субъекты конфликта.

3.Политические конфликты: сущность, типы. Социологические исследования политических конфликтов.

4. Пути разрешения политических конфликтов.



Вопросы для коллективного обсуждения.
1.В чём отличия политических конфликтов от социальных и экономических?

2.Каковы политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфликтов и в чём состоит содержание политических средств, форм, методов и путей разрешения межнациональных конфликтов? (например, в России)


Задание для самостоятельной работы.
1.Изучите вопрос: «Природа и границы конфликта».

2.Напишите реферат по теме: «Конфликтность как норма политических взаимодействий и как отклонение от нормы».



Литература

Основная

1.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002.С.414-432

2.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.,1995. С.259-263

3.Авксентьев В. А. Этнические конфликты, история и типология // Социс.1996. №12.

4.Джакопини В., Дарендорф Р.Теория конфликта. Политология вчера и сегодня. Вып.2- М.,1990.

5.Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально- политический журнал. 1997. №1



Дополнительная

1.Глухова А. В. Типология политических конфликтов. Воронеж,1997.

2. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М., 1999. С. 41-64.

3.Коузер Люис А. Основы конфликтологии: Учебн. пособие.- М., 2001.

4. Дмитриев А. В. Конфликтология.- М.,2000.

Семинарское занятие №11.

Тема:

«Социология политических кризисов»

План:


1.Политический кризис: сущность, типы, условия политического кризиса.

2. Результаты и социальные последствия политического кризиса.

3.Социально-экономические причины политического кризиса в России конца 20 века.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Каковы, на ваш взгляд, социологические индикаторы социальной катастрофы?

2. Каково соотношение кризиса, конфликта и консенсуса?

Задание для самостоятельной работы.

1. Политический кризис - это средство воздействия деструктивных социально-политических сил на социальные структуры.

Задание: письменно опровергните или подтвердите эту мысль.

2.Изучите самостоятельно вопрос: «Какова роль государства в преодолении политического кризиса»?

Литература

Основная.

1.Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М. А. Василика. М..- Юрист, 2000. С.493- 502.

2.Барсамов В. А. Политические кризисы и смуты (история, теория, современность). М.,1997.

3.Осипов Г. Анализ социальных кризисов // Социология и политика. М., 1995. С. 375-397.


Дополнительная

1.Левинтов Н.Г. Проблема общенационального кризиса в трудах В.И.Ленина. (Система понятий): Спецкурс. Ульяновск, 1975. С. 63-75.

2.Левада Ю. Индексы социальных настроений в «норме» и в кризисе // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №6. С 3-7.

Семинарское занятие №12.

Тема:


«Выборы как объект социологического исследования».

План:


1.Избирательная кампания как объект социологического анализа.

2.Электоральное поведение. Факторы электорального поведения.

3. Понятие электоральной культуры.

4.Опыт и проблемы социологических исследований электорального поведения.



Вопросы для коллективного обсуждения:

1.В чем состоят основные особенности выборов в местные органы власти?

2.На ваш взгляд, в чем трудности анализа и прогнозирования электорального поведения российского избирателя?

3.Каковы факторы и условия превращения выборов в основной инструмент демократии?


Задание для самостоятельной работы.

1.Ответить письменно на вопрос: приложима ли теория рационального выбора к поведению российского избирателя?

2. Написать реферат по теме: « Команда кандидата и особенности ее функционирования в различного типа выборах».

Литература

Основная.

1.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

2.Комаровский B.C. Электоральное поведение // Социология власти. 1998. №4-5. С. 121-155.

3. Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России // Политические исследования 1998. №1. С. 22-29

4.Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс// Полис. 1998, № 5.

5.Тощенко Ж.Т. Политическая социология.- М. 2002, С.289-315.

6. Артёмов Г. П. Политическая социология: Учебн. пособие.: Логос, М.,2003. С.225-233.
Дополнительная:

1.Гилязитдинов Д. М. Мотивы голосования на президентских выборах 1996 года //Социологические исследования. 1997. № 8.

2.Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! М., 1999. С. 144-156.

3. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.,2000.


Семинарское занятие №13.

Тема:


«Политическая партия как объект социологического анализа»

План:


1.История формирования научных представлений о партиях:

а) социологические концепции эволюции политических партий М.Я. Острогорского и Р. Михельса.

б) типология политических партий в социологической концепции М. Дюверже.

2.Политические партии и политическая деятельность как форма реализации интересов граждан.

3.Электоральные базы политических партий как основа и критерий их эффективной деятельности.

4.Становление многопартийности в России.




Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие партии доминируют в системе политических отношений современного российского общества и чем это объясняется?

2.Опишите социальный состав сторонников российских политических партий и движений, представленных в Государственной Думе.
Задание для самостоятельной работы:
1).Прочитать работу М. Дюверже «Политические партии» и письменно ответить на вопрос: чем отличаются друг от друга кадровые и массовые, тоталитарные и специализированные партии?
Литература

Основная.

1.Дюверже М. Политические партии. – М.,2000. (можно использовать хрестоматию, см. Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории.-М.,2004 , С.87-93.

2.Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. – М.: РОССПЭН,1997.

3.Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия// Социологические исследования.2000,№ 1.

4.Политическая социология./ Под ред. Ж. Т. Тощенко. – М.,2002.С.180-198

5.Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории.-М.,2004

6.Лапаева В. В. Становление российской многопартийности //Социс.1996 №8

7.Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.


Дополнительная.

1.Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность.-М.,1996

2.Медушевский А.Н./ М.Я.Острогорский и политическая социология в ХХ веке// Социологические исследования.1992, № 8; С.113-124;1993, № 1.С.98-107.

3.Артёмов Г. П. Политическая социология: Учебн. пособие.: Логос,2003.

4.Политические партии России: история и современность. М.,2000.

5.Шмачкова Т. В. Теории коалиций и становление российской многопартийности //Полис. 1996. №5.



Семинарское занятия №14.

Тема:

«Российские общественные объединения как объект

социологического исследования»

План.


1.Общественные объединения: сущность, разновидности, структура, тенденции развития.

2.Религиозные объединения в России как специфическая форма добровольности.

3.Молодежные объединения как субъект политики.

а) характеристика молодежи как субъекта политических отношений.

б) формы участия молодежи в политической жизни общества

.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Какова роль неформальных молодежных групп в современной России?

2.Каковы региональные особенности участия молодёжи в политической жизни общества?


Задание для самостоятельной работы:

1.В чём отличие социальных движений от политических партий, по Т. Боттомору? (Прочитать статью Т. Боттомора «Социальные движения»)

2.Исследуйте идентификации однокурсников в сфере гражданских отношений (См.учебник «Политическая социология» п/р Ж. Т. Тощенко, М.,2002 года,табл.12.3 на странице 227)
Литература.

Основная.

1.Боттомор Т. Социальные движения/ Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории.-М.,2004, С.97- 103

2.Ковалева А., Луков В. Социология молодежи: Учебник. – М.,2000.

3.Омельченко Е. Молодежные культуры и социокультуры. – М.,2000.

4.Абрамов Ю., Головина Т. Политические партии и движения России. – М.,1996.

5.Чупров В.И., Соловьев Е.Е. Положение молодежи России в структуре власти. – М.,1992.

6.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002. С.220-238

7.Здравомыслова Е. Социология общественных движений - становление нового исследовательского направления // Социология в России. М., 1998. С. 545-568.



Дополнительная.

1.Головин Н. А. Новые общественно-политические движения как предмет политической социологии.-http://www.bestreferat.ru/referat-2531.html

2.Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно- правовая основа.,1996.


Семинарское занятие №15.

Тема:

«Социология бюрократии»

План:
1.Бюрократия как общественное явление: сущность, содержание, причины возникновения.

2.Теории и концепции бюрократии. М. Вебер о бюрократии.

3.Причины роста бюрократии в западно- европейских странах и в России.

4.Пути дебюрократизации общества.

Вопросы для коллективного обсуждения.
1.Что такое карьера и карьеризм?

2.Каковы плюсы и минусы бюрократии? Можно ли без неё обойтись?

3.В чём вы видите роль социологии в процессе преодоления и смягчения бюрократизма в обществе? Покажите это на конкретных примерах.
Задание для самостоятельной работы.
1.Законспектировать статью Д. Битэма «Бюрократия» ( Битэм Д. Бюрократия //Социологический журнал. 1997. №4.С.165-185 )

2.Изучить самостоятельно вопрос: «Связи бюрократии с теневыми политическими структурами».


Литература

Основная

1.Битэм Д. Бюрократия //Социологический журнал. 1997. №4.С.165-185

2. Битэм Д. Бюрократия // Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории .-М.: Новый учебник,2004.С.120-129

3.Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.,1990.

3.Масловский М. Политическая социология бюрократии.-М.,1997.

4.Тощенко Ж.Т. Политическая социология. – М.,2002. С.316- 332




Дополнительная

1.Бойков В.Э. Коллективное сознание государственных служащих / / Государственная служба.1999. №1.С. 139-142.

2.Вебер М. Чиновник // Социологические исследования. 1986.№ 6.

3.Восленский М. Номенклатура - господствующий класс Советского Союза. М., 1991.



Семинарское занятие №16.

Тема:


«Политическая элита»

План:


1.Политическая элита: сущность, классические и современные концепции.

2.Политическая элита как объект социологического исследования (функции, типологии, влияние на общество)

3.Рекрутирование элиты. Состав правящих элит в различных странах.

4.Российская элита, ее отличительные черты и социальный состав.


Вопрос для коллективного обсуждения:
1.Какую роль играет политическая элита в условиях представительной демократии? Кто на кого больше влияет: общество на элиту

или элита на общество?

2. В чём состоят методы социологического анализа элитных слоёв?
Задание для самостоятельной работы.
1.Проанализируйте социальный состав депутатов Государственной Думы первого, второго и третьего созывов и назовите представленные в ней части политической элиты России. ( См. Артёмов Г. П. Политическая социология: Учебн. пособие.: Логос, М., 2003. С.128- 145

2. Написать реферат по теме: «Типовые стратегии повышения статуса и влияния члена элиты».


Литература

Основная

1.Миллс Р. Властвующая элита. – М.,1959.

2. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. – М.,1999.

3.Артёмов Г. П. Политическая социология: Учебн. пособие.: Логос, М., 2003.С.128-146

4.Ривера Ш.В. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: репутационный анализ// Полис. 1995, № 6.

5. Ашин Г.К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Социально-политический журнал. 1998. №6. С. 57-70.

6. Тощенко Ж.Т. Политическая социология.- М. 2002. С.334-352

7.Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социологические исследования. 1996. № 4.


Дополнительная

1Бондарев В. С. Кто есть кто и почему: политическая элита России в портретах. М.,1995.

2.Яковлев И. Расстановка сил в российской политической элите// Власть. 1995, № 5.

3. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Политические ориентации региональных элит // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 1999. №3. С. 20-31.

4.Гельман В. Я. «Сообщество элит» и пределы демократизации // Университетская политология. Сб. статей. М.,1999.

5.Гаман-Голутвина О. Политическая элита - определение основных понятий// Полис, 2000, № 3.

Семинарское занятие №17.

Тема:

«Политическое лидерство»

План:
1.Политическое лидерство: основные характеристики, функции, типологии.

2.Социальная база политического лидера.

3.Имидж лидера и технологии его продвижения в различных социальных средах.

4.Социологические исследования политического лидерства в России.
Вопросы для коллективного обсуждения.
1.В чём заключается принципиальное отличие лидерства от политического участия?

2. Какие социологические методы оценки личностных качеств и уровня влияния лидера на политический процесс наиболее эффективны?


Задание для самостоятельной работы.
1.Назовите трёх известных вам политических лидера и определите их тип в соответствии с классификацией М. Херманна или Ж. Блонделя. Обоснуйте свою позицию.
2. Напишите реферат по теме: (по выбору)

А) «Принципы проектирования публичного имиджа лидера».

Б) «Технологии продвижения имиджа политического лидера в различных социальных средах».

Литература

Основная

1.Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. – М.,1992

2. Джордж А. Имидж лидера. М.,1994.

3.Артемов Г.П. Политическая социология. – М.,2003.С.209-214

4.Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера// Полис. 1997, № 6.
Дополнительная

1.Горяинов. Динамика и прогнозирование рейтинга доверия политическим лидерам России// Полис.1997,№ 4.

2.Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс// Полис. 1998, № 5.

3.Херманн М. Г. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис. 1991.№1

4.Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли.- Архангельск, 1996

5.Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1998. С. 44-54.

6.Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг и феномен лидерства // Государственная служба. 1999. №1. С. 99-108.

7.Макаренко Б.И. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения: уроки избирательных кампаний 1995 и 1996 гг. // Вестник фонда «Российский общественно-политический центр».1996. №2. С. 16-23.

8.Шелекасова Н. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера.// Полис, 2000, №4, с. 130.

9.Кретов Б. Современные западные концепции лидерства// Социо-гуманитарные знания, 2000, № 4, с.75.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.



Учебники и учебные пособия

1.Артемов Т.П. Политическая социология: Учебное пособие. -М.: Логос,2003.

2Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.,1995.

3.Боттомор Т. Политическая социология// Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль,1997,т.2.

4.Введение в гендерные исследования: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Костиковой.- М.: Аспект Пресс,2005.

5 .Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.3: Методика и техника исследования.- М.,2004.

6.Доминик Кола. Политическая социология.-М.,2001.

7. Ковалева А., Луков В. Социология молодежи: Учебник. – М.,2000

8.Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории .-М.: Новый учебник,2004.

9.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.,1999.

10.Политология. Курс лекций. Под ред. В.С.Максимовой. Изд-во Петрозаводского университета,1993.

11.Политическая социология. Под ред. Сопова Г.П.- Ростов-на-Дону,2001.

12.Политическая социология: Учебник для вузов. Под ред.Тощенко Ж.Т.- М.,2002.

13.Политология: Учебник для вузов/ Под ред. М. А. Василика. М..- Юрист, 2000.

14. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

15. Щербина В. В. Социальные теории организаций: Словарь- справочник.- М., 2000.


Основная литература.
1.Абрамов Ю., Головина Т. Политические партии и движения России. – М.,1996.

2.Авксентьев В. А. Этнические конфликты, история и типология // Социс.1996. №12.

3.Азаров Н.И. Взаимоотношение морали и политики. – Социально-политический журнал. 1997, № 4.

4. Андреенков В.Г. Политико-правовые ценности в массовом сознании переходного времени // Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.

5.Андреенкова А. В. Материалистические и постматериалистические ценности в России // Социологические исследования.1994. №11.

6.Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2000. - № 2.

7.Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема современной политологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. №3.

8.Барсамов В. А. Политические кризисы и смуты (история, теория, современность). М.,1997.

9. Битэм Д. Бюрократия //Социологический журнал. 1997. №4.

10.Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. – М.,1992.

11.Ваганова Г.А. и др. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества. – М.,1994.

12.Вебер М. Основные понятия стратификации// Социологические исследования. 1994. №5.

13.Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.,1990.

14. Гончаров Д.Б. Теория политического участия. М., 1997.

15. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1998. 16.Данливи П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы / Политическая наука: новые направления / Под науч. редакцией Е. Б. Шестопал. М., 1999.

17.Джакопини В., Дарендорф Р.Теория конфликта. Политология вчера и сегодня. Вып.2- М.,1990.

18. Джордж А. Имидж лидера. М.,1994.

19.Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально- политический журнал. 1997. №1

20.Дюверже М. Политические партии. – М.,2000.

21.Здравомыслова Е. Социология общественных движений - становление нового исследовательского направления // Социология в России. М., 1998.

22.Красильникова О.В. Политические предпочтения возрастных групп// Социологические исследования.2000, № 9.

23.Комаровский B.C. Электоральное поведение // Социология власти. 1998. №4-5.

24.Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. – Мурманск,1998.

24.Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования.1996. №5.

25.Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная политическая режиссура. М., 1999.

26. Левада Ю. Феномен власти в общественном мнении: парадоксы восприятия // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №5.

27.Левчик Д. А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования. 1997. №12.

28.Масловский М. Политическая социология бюрократии.-М.,1997.

29.Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия// Социологические исследования.2000,№ 1.

30. Назаров М. М. Политический протест: опыт эмпирического исследования.1995.№ 1.

31. Ноэль- Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания.- М.1996.

32. Омельченко Е. Молодежные культуры и социокультуры. – М.,2000.

33.Осипов Г. Анализ социальных кризисов // Социология и политика. М., 1995.

34.Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. – М.: РОССПЭН,1997.

35.Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк.-М.,1996.

36.Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс// Полис. 1998, № 5.

37. Политический анализ. Доклады центра эмпирических политических исследований СПбГУ / Под ред. Г. П. Артёмова. СПб., 2000.

38. Рукавишников В., Холман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения.- М., 1998. 39.Рябев В.В. Гражданская политическая культура как предпосылка формирования современного российского общества// Вестник МГТУ, 2004,том 7, № 2.

40. Средний класс в современном российском обществе / Под ред. М. К. Горшкова и др.- М.,1999.

41.Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.

42.Чупров В.И., Соловьев Е.Е. Положение молодежи России в структуре власти. – М.,1992.

43. Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России // Политические исследования 1998. №1.

44 .Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования.- М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

46.Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера// Полис. 1997,№6.


Дополнительная.
1.Амелин В.Н., Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! М., 1999.

2.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1993.

3.Бондарев В. С. Кто есть кто и почему: политическая элита России в портретах. М.,1995.

4.Бойков В.Э. Коллективное сознание государственных служащих / / Государственная служба.1999. №1.

5.Вебер М. Чиновник // Социологические исследования. 1986.№ 6.

6.Восленский М. Номенклатура - господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

7.Гаман-Голутвина О. Политическая элита - определение основных понятий// Полис, 2000, № 3.

8.Гельман В. Я. «Сообщество элит» и пределы демократизации // Университетская политология. Сб. статей. М.,1999.

9.Гилязитдинов Д. М. Мотивы голосования на президентских выборах 1996 года //Социологические исследования. 1997. № 8.

10.Глухова А. В. Типология политических конфликтов. Воронеж,1997.

11.Горяинов В. П. Динамика и прогнозирование рейтинга доверия политическим лидерам России// Полис.1997,№ 4.

12.Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. №4.

13.Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1998.

14..Грунт З.А., Кертман Г.П. и др. Российская повседневность и политическая культура: проблема обновления// Полис. 1996, № 4.

15.Денкэн Ж.-М. Политическая наука. М., 1993.

16.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

17.Дмитриев А. В. Конфликтология.- М.,2000.

18. Залысин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства// Социально-политический журнал. 1995, № 5.

19.Зоркая Н. Политическое участие и доверие население к политическим институтам и политическим лидерам // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999.№1.

20. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996. Сыктывкар, 1996.

21.Ильин В. Государство и стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996. Сыктывкар, 1996.

22.Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. – М.,1995.

23.Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг и феномен лидерства // Государственная служба. 1999. №11.

24.Каменская Г. Политическая культура США// Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 4.

25.Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение; общие проблемы // Политическая наука: новые направления. М., 1999.

26.Ковалёва Т. И., Иванчук Н. В. Женщины: ресурсы политического поведения // Социологические исследования. 1995. №7.

27.Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.,1995.

28.Компьютерное моделирование социально-политических прцессов / Под общ.ред О. Д. Шаброва. М.,1994.

29.Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М., 1999.

30.Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность.-М.,1996.

31.Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. – Мурманск,1998.

32..Коузер Люис А. Основы конфликтологии: Учебн. пособие.- М., 2001.

33.Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли.- Архангельск, 1996.

34. Кравченко И.И. Политика и мораль// Вопросы философии.1995, №3.

35.Кретов Б. Современные западные концепции лидерства// Социо-гуманитарные знания, 2000, № 4.

36. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Политические ориентации региональных элит // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 1999. №3.

37.Левада Ю. 1989-1998; десятилетие вынужденных поворотов // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. №1.

38.Левада Ю. Индексы социальных настроений в «норме» и в кризисе // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 1998. №6.

39.Левада 10. Комплексы общественного мнения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1966. №6; 1997.

40.Левада Ю. Структура российского электорального пространства / / Президентские выборы 1996 года и общественное мнение. М., 1996.

41.Макаренко Б.И. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения: уроки избирательных кампаний 1995 и 1996 гг. // Вестник фонда «Российский общественно-политический центр».1996, №2.

42. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.,2000.

43.Медушевский А.Н./ М.Я.Острогорский и политическая социология в ХХ веке// Социологические исследования.1992, № 8; 1993, № 1.

44. Мид Дж. От текста к символу. /Американская социологическая мысль. Тексты. М., МГУ, 1994.

45.Мид Маргарет. Культура и мир детства. Избр. произв. М., 1988. -Гл. IV.

46.Мэтьюз Д. Политика для народа. М., 1995.

47. Ослон А.А. Опросы общественного мнения и проблема прогнозирования итогов выборов // Российский монитор. Архив современной политики. Вып.7. 1996.

48.Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании// Социологические исследования. 1992, №№ 4,9.

49.Островски К., Тони Г. Три политические культуры в Европе// Социологические исследования. 1992, №3, 4,9.

50.Пищулин Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс// Полис. 1998, № 5.

51. Силласте Г. Женские элиты в России //Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М.1994.

52. Степанова Н. М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы / Общественные науки и современность. 1999.№4.

53.Херманн М. Г. Стили лидерства в формировании внешней политики // Полис. 1991.№1.

54. Чикалина И. Феминистская перспектива в политической теории на практике // Посиделки.1999. №10.

55.Шелекасова Н. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера.// Полис, 2000, №4.

56.Яковлев И. Расстановка сил в российской политической элите// Власть. 1995, № 5.



Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи).
Перечень используемых технических средств.

  1. Ноутбук.

  2. Проектор.

  3. Экран.

Перечень используемых пособий.

Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

  1. Программы Microsoft Powerpoint, Microsoft Word, Microsoft мультимедиа проигрыватель.

Примерные зачётные тестовые задания.

1 вариант

1.Объектом политической социологии является:

а) экономическая сфера жизни общества

б) этические нормы общества

в) гражданское общество

г) правовое государство.


2.Отделение анализа политики, государства от канонов религии предпринято:

а) Платоном б) Гоббсом в) Монтескьё г) Макиавелли


3.Одним из родоначальников политической социологии является:

а) Н.Луман б) М.Вебер в) С.Липсет г) А.Бентли


4. «Либеральные меры и сильная власть» - девиз реформирования российского общества, который принадлежит мыслителям 19 века:

а) К.Н.Леонтьеву б) М.А.Бакунину в) В.Г.Плеханову г) Б.Н.Чичерину


5.Социал-демократическая идеология не предполагает:

а) баланс между интересами личности и коллектива

б) смешанную экономику

в) приоритет интересов личности над коллективными интересами

г) регулирование со стороны государства социальной сферы.
6.Родиной политического маркетинга считается:

а) Англия б) США в) Германия г) Россия


7.Основными чертами гражданской политической культуры не является:

а) консенсус относительно легитимности политических институтов;

б) стремление на баррикадах отстаивать права граждан;

в) терпимость по отношению к другим ценностям и интересам;

г) политическая компетентность;
8.Сущность характеристики российской политической культуры (3 позиции)::

а) конфликтность б) антиномичность в) многослойность

г) политический консенсус по всем вопросам.
9.В современной политической социологии в исследовании элит используется один из следующих подходов:

а) меритократический б) технократический в) плюралистический


10.Кто является разработчиком концепции разделения властей?

а) Дж.С.Милль б) Ш.Л.Монтескье в) Ж.Ж.Руссо г) Э.Берк д)Т.Гоббс


11.Назовите одного из авторов теории политических элит:

а) З.Бжезинский б) Г.Алмонд в) Г.Лассуэлл г) Ж.Блондель д)В.Парето.


12.Сторонники какой политической идеологии абсолютизировали принцип «государство – ночной сторож»?

а) анархизм в) консерватизм д) технократизм

б) либерализм г) социализм
13.Форма уклонения избирателей от участия в голосовании – это:

а) пацифизм в) анархизм д) популизм

б) абсентеизм г) плюрализм
14.Связь политики и экономической сферы жизни общества проявляется в:

а) потребности экономического развития задают многие цели политике;

б) политические явления абсолютно самостоятельны по отношению к экономике;

в) ликвидация частной собственности обязательно устраняет социальный антагонизм;


15.Вторичная социализация предполагает:

а) понимание социальных приоритетов, не подражание образцам;

б) изменение базовых ориентаций;

в) выработка общей мотивации поведения;


16.Рациональным основанием индивида для подчинения политической власти является:

а)страх б) привычка в) традиции г) интерес

17. Основные тенденции развития общественных организаций в современной России:

а) стремление новых общественных организаций отмежеваться от государства и очертить собственное поле;

б) несамостоятельность и постоянное обращение за помощью к государству;

в) общественные организации стали политическим субъектом в России;


18.Укажите системы рекрутирования политических элит:

Системы рекрутирования элит

…………………………………….

……………………………………….

19. Как социолог может оценить процесс формирования имиджа политического лидера в средствах массовой информации?

а) использовать контент- анализ;

б) использовать включённое наблюдение;

в) использовать…(дописать)
2 вариант
1.Предметом политической социологии является:

а) политическое сознание и поведение личности как субъекта политики;

б) экономическая сфера жизни общества;

в) гражданское общество как контрпартнёр государства;


2.Обосновал ведущую роль экономического фактора в жизни общества:

а) К.Маркс б) Ч.Дарвин в) А.де Токвиль г) Т.Гоббс

3. Автором теории общественного договора является:

а) Ф.Аквинский б) И.Кант в) Т.Гоббс г) Д.Милль


4. 8.Фундаментальный 2-томный труд «Демократия и политические партии» принадлежит известному русскому исследователю:

а) М.Я.Острогорскому в) П.Н.Милюкову

б) М.М.Ковалевскому г) Г.В.Плеханову
5.Центральным пунктом либеральной политической теории является обоснование:

а) свободы общества в) свободы индивида

б) проблемы равенства г) равноправие полов

6.Консервативная идеология не предполагает:

а) регулирование государством социальной сферы;

б) ориентацию на устоявшиеся политические институты;

в) ограниченное государственное вмешательство в экономическую; сферу жизни общества во имя национальных интересов;

г) скептическое отношение к возможностям отдельной личности;


7. Модели политической культуры, выделенные Алмондом и Вербой:

а) активистская в) индустриальная

б) патриархальная г) подданническая
8. Работа «Подъем и падение элит» принадлежит:

а) Липсету б) Михельсу в) Парето г) Моске


9. Назовите автора концепции «русского византизма»:

а) П.Н.Савицкий б) П.И.Пестель в) К.Н.Леонтьев г) С.Я.Франк

10.К какому из направлений русской политической мысли принадлежал Б.Н.Чичерин?

а) анархизму в) неомонархизму д) народничеству

б) социализму г) либерализму
11.Какой из перечисленных методов политическая социология использует для изучения политического поведения личности или групп?

а) антропологический г) бихевиористский

б) структурно-функциональный д) социологический

в) психологический


12.Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть ничто иное, как:

а) корпоративизм в) лоббизм д) плюрализм

б) коммунитаризм г) этократизм.
13.Какой тип политической культуры (по классификации Г. Алмонда и С.Вербы) ориентируется на местные ценности, т.е. ценности племени, клана, рода?

а) подданнический в) фрагментарный д) тоталитарный

б) патриархальный г) активистский
14.Социальная идентификация- это:

а) процесс деления людей на неравнозначные группы;

б) процесс отождествления с определённой статусной группой и одновременно дистанцирование от них;

в) многомерный подход к изучению социальной стратификации;


15.Появление универсальных («всеядных») партий не связано с:

а) размыванием социальной среды;

б) ростом влияния внепартийных элит и групп интересов;

в) процессами глобализации;


16. К типам политического участия относится:

а) социалистический тип;

б) подданнический тип;

в) конвенциональный тип;

г) технократический тип;
17.Харизматический тип лидерства предполагает:

а) элитарное происхождение;

б) личное превосходство;

в) административный статус;


18.Укажите недостающий тип субъекта политического конфликта:

1. ………….


2. пособник

3. организатор

19.Какие социологические методы могут использоваться при исследовании локальных этнических конфликтов?

а) метод включённого наблюдения;

б) метод интервью;

в) метод … (дописать)



Примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Политическая социология: объект, предмет, структура.

2. Классический этап развития политической социологии как науки.

3. Современный этап развития политической социологии.

4. Становление и развитие политической социологии в России.

5. Связь политики с экономической сферой общественной жизни.

6. Взаимосвязь социальной сферы жизни общества и политики.

7. Политика и духовная жизнь общества.

8. Логика программы и методы социологического исследования политической реальности.

9.Опыт осмысления идей «человек и власть». Типы и виды политической власти.

10. Партия как объект социологического анализа.

11 . Социологические исследования формирования многопартийности в России.

12. Социологические концепции политических партий М.Дюверже и М.Е.Острогорского.

13. Общественные объединения: сущность, структура, тенденции развития.

14. Религиозные объединения в России как специфическая форма добровольности.

15. Формы участия молодежи в политической жизни общества.

16. Политическая социализация: сущность, этапы, институты, типологии.

17. Молодежь как субъект политической социализации.

18.Идеология: сущность, типы и ее роль в политической социализации.

19 Виды политической идеологии в современном российском обществе.

20. Нации и этнические сообщества как субъекты политической власти.

21. Формы и методы взаимодействия населения и государства.

22. Избирательная кампания как объект социологического анализа.

23. Опыт и проблемы социологических исследований электорального поведения.

24. Бюрократия как общественное явление. Карьера как ядро бюрократической системы.

25. Социологический анализ бюрократии в России.

25. Политический маркетинг: сущность, роль в политике.

26. Политическая элита: сущность, теории элит, функции политической элиты.

27. Современная политическая элита России, ее отличительные черты и особенности.

28. Парламент и парламентаризм как объект социологического анализа.

29. Политический лоббизм: сущность, модели, типологии.

30. Политическое лидерство: сущность, теории, типологии. Российский вариант лоббизма.

31. Социологические методики исследования политического лидерства.

32. Политическая оппозиция как коллективное поведение.

33. Социологические методики исследования политического поведения.

34. Политический конфликт: природа, концепции, субъекты конфликта.

35. Пути разрешения политических конфликтов.

36 Социологические показатели политического кризиса.

37. Общественное мнение: история вопроса, сущность, структура и динамика общественного мнения.

38. Политический PR: сущность и основные функции.

39. Прогнозирование политических процессов: сущность, методы политического прогнозирования.

40. Опыт и практика прогнозирования социально-политических процессов.

41. Сущность и особенности виды политических и социальных технологий. Технологическая культура.

42. Внесоциальная среда политики. Учет воздействий среды на политические процессы в социологических исследованиях.

43. Политическая культура: сущность, типологии. Социологические показатели гражданской политической культуры.

44. Социологические показатели политической культуры в России. Пути формирования политической культуры в России.

Комплект экзаменационных билетов по дисциплине хранится на кафедре

Примерная тематика рефератов.

1. Социологические модели политической власти.

2. Сущность и социальные функции политического представительства.

3. Социальная структура современного российского общества и представительство интересов.

4. Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный орган.

5. Типовые стратегии повышения статуса и влияния члена элиты.

6. Выборы в органы власти как политический институт и политический процесс.

7. Типология выборов в органы власти.

8. Прогнозирование результатов голосования.

9. Планирование и стратегия избирательной кампании.

10. Влияние социальной дифференциации на политический процесс.

11. Public relations в политике и технологии политической рекламы.

12. Принципы проектирования публичного имиджа лидера.

13. Политические ориентации и политическое поведение.

14. Моральные ограничения политического поведения.

15. Протест как тип политического поведения.

16. Политическая социализация и ее основные агенты.

17. Социологические методики анализа политического кризиса.

18. Принципы проектирования политической кампании.

19.Основные этапы развития политической социологии.

20. Новая и старая российская бюрократия: методики эмпирического анализа.

21. Социологические методики анализа политической элиты в России.

22. Социологические исследования политических ценностей и ориентаций.

23. Методики исследования теневых неформальных структур в современной России.

24. Символика политической власти: содержание и социальные функции.

25. Конфликтность как норма политических взаимодействий и как отклонение от нормы.

26. Формирование и функционирование политических фракций в Государственной Думе.

27.Концепция социальной структуры социалистического общества 30-х годов 20 века .

28. Команда кандидата и особенности ее функционирования в различного типа выборах.
Комплект экзаменационных билетов хранится на кафедре
Написание рефератов по дисциплине не предусмотрено

Примерная тематика курсовых работ.

1. Роль социологической информации в процессах принятия политических решений.

2. Способы актуализации мифов массового сознания.

3. Неформальные политические коммуникации.

4. Особенности политического PR в России.

5. Политический спектакль: особенности электоральной драматургии.

6. Политический скандал: структура, сущность, действующие лица, стратегии поведения.

7. Политическая культура гражданина: социальные условия формирования.

8.Судьба социолого-политических исследований в России в 20-30-е годы.

9. М. Я. Острогорский как создатель социологической концепции политических партий.

10. Политика и мораль: грани взаимодействия.

11. Анализ научных концепций взаимосвязи экономической и политической сфер жизни общества.

12. Опыт контент- аналитических исследований местной политической прессы.

13. Метод фокус- групп в политическом маркетинге.

14. Политическая пропаганда: наука или манипулирование?

15. Социологический анализ мотивов голосования: возможности и перспективы.

16. Общие и национально-специфические черты бюрократии.

17. Проблема элит в истории отечественной социологической мысли.

18. Лоббизм как основная политическая стратегия групп давления российского бизнеса.

19. Соотношение конфликта и консенсуса.

20. Многомерная сущность общественного мнения.

21. Особенность социальных технологий в различных сферах общественной жизни.

22. Особенности политической культуры различных социальных групп.

23. Региональные особенности участия молодёжи в политической жизни общества.

24. Особенности формирования партийной системы в России.



Дипломные работы по данной дисциплине не предусмотрены
Методики исследования не предусмотрено
Балльно-рейтинговая система, используемая при оценивании знаний студентов по данной дисциплине:

Аттестация студентов по данному курсу проводится в конце 6-го семестра – экзамен.

Устанавливаются следующие критерии оценки знаний студентов на экзамене:

оценка «отлично» может быть выставлена тем студентам, которые обнаружили глубокое знание материала; теории, знакомство со специальной литературой, проявили самостоятельность мышления, практические навыки;

оценка «хорошо» может быть выставлена тем студентам, которые обнаружили умение грамотно излагать материал; знания учебной литературы,

оценка «удовлетворительно» может быть выставлена тем студентам, которые владеют материалом в объёме основного учебника;



оценка «неудовлетворительно» может быть выставлена тем студентам, которые не знакомы с материалом и (или) не ответили на два вопроса экзаменационного билета.