Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 70.08kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 358.96kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое... 2 345.4kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... 1 414.22kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История зарубежной... 1 231.19kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа... 1 194.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Объекты археологического наследия Хоринского района Республики Бурятия 1 88.03kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России» - страница №1/1

Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры России»

к.и.н., доц., доц. кафедры истории Мирошниченко М.И.



Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Темы эссе

  1. Культура восточных деспотий: взаимосвязь времен.

  2. Современна ли античная культура?

  3. Историческая судьба и значимость академизма.

  4. Маньеризм в европейском искусстве: прогресс или регресс?

  5. Декаданс: упадок или расцвет?

  6. «Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет»: размышления о значимости общекультурных ценностей.

  7. Абстрактное искусство – регресс или прогресс в мировой живописи?

  8. Жан Бодрийяр – рассуждения о культуре постмодернизма.

  9. Особенности менталитета в японском, китайском, индийском искусстве.

Темы рефератов



  1. Египетский храм продольно-осевой композиции.

  2. Технология строительства египетских пирамид.

  3. Фестский диск.

  4. Собор святой Софии в Константинополе.

  5. Семь чудес света: дискуссии, проблемы, реконструкции.

  6. Караваджизм.

  7. Ф. Буше.

  8. А. Ватто: мастер галантных празднеств.

  9. Дж. Рейнолдс.

  10. Культурные реформы эпохи Великой Французской революции.

  11. Ф. Гойя-и-Лусьентес: художник «вне стиля».

  12. «Головки Грёза».

  13. Памятники архитектуры Парижа.

  14. Декаданс: упадок или расцвет?

  15. Модерн в архитектуре европейского города.

  16. Нонфигуративное искусство: реминисценции и ассоциации.


Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
1).Культура Древнего мира.

2). Мировая культура эпохи Средневековья в Западной Европе..

3) Мировая культура нового времени.

4) Мировая культура Новейшего времени.



5) Практические задания по теме «Культура Западной Европы XX в.»

  1. Назвать 2 течения в архитектуре Западной Европы 20 в.

  2. Указать стили в архитектуре Западной Европы 19 в.

  3. Указать стили в архитектуре Западной Европы 20 в.

  4. Назвать 5 признаков функционализма.

  5. Указать 5 признаков стиля «ампир» в архитектуре.

  6. Указать 5 признаков стиля «модерн» в архитектуре.

  7. Указать 5 признаков стиля «классицизм» в архитектуре.

  8. Указать 5 признаков стиля «рококо» в архитектуре.

  9. Указать 5 признаков стиля «барокко» в архитектуре.

  10. Перечислить 15-17 памятников архитектуры 20 в., 3 архитекторов.20 стилей в живописи Западной Европы 20 в.

  11. Показать по репродукциям произведения живописи Западной Европы 20 в.

  12. Указать по одному признаку стиля «хайтек», органической архитектуры, скульптурной архитектуры, пуризма, урбанистической архитектуры.


Примерный образец задания для проведения текущего контроля


  1. Контраст между внешней простотой и изысканностью интерьера характерен для: 1. рококо 2. барокко 3. классицизма 4. шинаузери

  2. Термин "буколика" означает: 1. обнаженный 2. серый 3. галантный 4. пастушеский

  3. Строительство в парках библиотек. Картинных галерей, музеев, театров, храмов – это требование к садово-парковым ансамблям появляется в: 1. 16 в. 2. 17 в. 3. 18 в. 4. 19 в.

  4. Театральность жестов, поз, композиций была присуща: 1. реализму 2. наивному искусству 3. гризайлю 4. академизму

  5. "Принцип Фонтана" в градостроительстве возникает в: 1. в готике 2. в эпоху Раннего Возрождения 3. в раннее барокко 4. в стиле "ампир"

  6. Стиль рококо проявляется в основном в: 1. в жилой архитектуре 2. в храмовой архитектуре 3. в интерьере 4. в типах городской застройки

  7. Указать художника, творчество которого оценивается как стоящее "вне стилей": 1. Давид 2. Делакруа 3. Рембрандт 4. Ватто

  8. "Бесплодные десятилетия" датируются: 1. конец 16 в. 2. середина 17 в. 3. конец 16-начало 17 вв. 4. конец 17- начало 18 вв.

  9. "Назначение поэзии и живописи трогать и нравиться" – это выражение: 1. Вольтера 2. А. Ватто 3. аббата Дюбо 4. Б. Челлини

  10. Новый материал, применяемый в строительстве впервые в 18 в.: 1. сталь 2. чугун 3. железобетон 4. закаленное стекло

  11. Кубическое здание с портиком – это тип здания в: 1. барокко 2. рококо 3. классицизме 4. мавританском стиле

  12. Термин "шинуазри" означает: 1. силуэтность 2. приятность в искусстве 3. заимствование китайских мотивов 4.стремление к комфорту

  13. Время жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха: 1. 15-16 вв. 2.16-17 вв. 3.17-18 вв. 4. 19 в.

  14. Время жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха: 1. 15-16 вв. 2.16-17 вв. 3.17-18 вв. 19 в.

  15. Архитектор, создавший проект театра "Ла Скала" в Милане: 1. Брамантэ 2. Джузеппе Пьермарини 3. Роберт Адам 4. Жак Оноре Фрагонар

  16. Произведение Карла Гольдони: 1. "Критика практического разума" 2. "Путешествие Гулливера" 3. "Женитьба Фигаро" 4. "Слуга двух господ"

  17. Автор серии офортов "Капричос": 1. Гойя-и-Лусьентос 2. Ж.Луи Давид 3. Дж Батисто Тьеполо 4. Томас Гейнсборо

  18. Произведение "Кандид, или оптимизм" написал: 1. И. Кант 2. Алессандро Галилеи 3. Жак Оноре Фрагонар 4. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)

  19. 18 в. называется: 1.Эпоха Просвещения 2. эпоха Возрождения 3. Эпоха классицизма 4. Романтическая эпоха



Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


  1. История мировой культуры как наука, ее предмет, методы, источники изучения.

  2. Культура Древнего Востока

  3. Крито-Микенская культура.

  4. Культура Древней Греции.

  5. Культура этрусков.

  6. Культура Древнего Рима.

  7. Дороманская культура.

  8. Романская культура.

  9. Готическая культура.

  10. Культура Византии.

  11. Итальянское Возрождение.

  12. «Титаны» Возрождения.

  13. Северное Возрождение.

  14. Культура Западной Европы XVII в.

  15. «Великие голландцы», «Великие фламандцы».

  16. Культура Западной Европы XVIII в.

  17. Барокко в западноевропейской культуре.

  18. Рококо в западноевропейской культуре.

  19. Классицизм в западноевропейской культуре.

  20. Культура Западной Европы XIX в.

  21. Ампир в западноевропейской культуре.

  22. Модерн в западноевропейской культуре.

  23. Импрессионизм и постимпрессионизм в западноевропейской культуре.

  24. Культура Западной Европы XX в.

  25. Стили в культуре Западной Европы первой половины XX в.

  26. Стили в культуре Западной Европы второй половины XX в.

  27. Кубизм, экспрессионизм, сюрреализм.

  28. Абстрактное искусство в западной культуре.



Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
Практические задания

  1. Знать содержание терминов и находить элементы на пособиях.




  1. Описать структуру египетского храма по схеме.




  1. Описать Карнакский и Луксорский комплексы.




  1. Показать на карте расположение памятников:

- пирамида Джосера в Саккаре 28-29 в. до н.э.

- пирамиды в Гизе (Хеопса, Хефрена, Микерина) и Сфинкс 28 в. до н.э.

- полускальный храм Ментухотепа I в Дейр-аль-Бахри со скальной гробницей

23 в. до н.э.

- большой храм бога Амон-Ра в Фивах (Карнакский и Луксорский комплексы)

- полускальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-аль-Бахри 15 в. до н.э.

- колоссы Мемнона около несохранившегося храма Ментухотепа III напротив Луксорского комплекса 15-15 в. до н.э.

- скальная гробница Тутанхамона в долине царей в Фивах 14 в. до н.э.

- два скальных храма Рамсеса II с четырьмя гигантскими статуями сидящего Рамсеса в Абу-Симбеле 13 в.до н.э.

- колоссы Рамсеса II

- храм бога Гора в Эдфу 3-1 в. н.э.

- три дворца в Ахетатоне (Северный, Центральный, Южный) 15 в. до н.э.

- царская дорога (Дорога Процессий; улица Великого Жреца) 15 в. до н.э
5. Задания по сюжету «Скульптура Древнего Египта»::


  1. Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе (около 3 тыс. лет до н. э.)

  2. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет (около 3 тыс. лет до н. э) Каирский Музей

  3. Статуя сидящего писца Каи (сер. III тыс. до н.э.) Париж, Лувр

  4. Золотая маска фараона Тутанхамона (XIV в. До н.э.)

  5. Четыре статуи фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле (4 колосса Рамсеса II) около 1260 г. до н.э.

  6. Две статуи «Колоссы Мемнона» (изображения Аменхотепа III) около храма Аменхотепа III в Западных Фивах (XIX в. до н.э.)

  7. Два скульптурных портрета Нефертити (в музее г. Берлина – без головного убора; в музее г. Каира – с головным убором) - XIV в. до н.э (скульптор Тутнес)

  8. Рельеф с изображением плакальщиц

  9. Саркофаг фараона Тутанхамона (1351-1342 гг. до н.э.)

  10. Рельеф на крышке ларца и на парадном троне (Эхнатон с супругой и детьми)

  11. Четыре египетских обелиска («Иглы Клеопатры»):

- в Италии перед собором Святого Петра, в Риме – 1585г.;

- во Франции, в Париже на площади Согласия – 1836г.;

- в Англии на берегу реки Темзы, в Лондоне – 1880г.

- в США, в Центральном парке Нью-Йорка – 1881г.

12. Палетка (плита, пластина) фараона Нармера (около 3000 г. до н.э.) Каирский Музей

13.Ушебти (статуэтки слуг) – около III тыс. до н.э. Каирский Музей

14. Исида с младенцем Гором (прообраз Богоматери с младенцем)

Практические задания


  1. Схема «Городской готический ансамбль». Воспроизвести письменно.




  1. Схема «Элементы готической каркасной системы». Воспроизвести письменно.




  1. Показать по репродукциям «Элементы готической каркасной системы».




  1. Показать по репродукциям «Элементы архитектуры Возрождения», «Некоторые памятники архитектуры Итальянского Возрождения».




  1. Назвать по репродукциям автора произведений живописи, название произведения.




  1. Назвать по репродукциям автора произведений скульптуры, название произведения.




  1. Работа по пособию «Итальянское возрождение. План семинара». Составить систематизирующую схему, устно уметь ответить по фамилиям, произведениям, указанным в списке.




  1. Пересказать таблицу «Живопись Итальянского Возрождения: основоположники, титаны, другие знаменитые художники».



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций) [Текст] : учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча .-Ростов н/Д : Феникс , 2008, 534, [1] с. (50 экз.)

2. Малышева, Е. М. Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. пособие / Е. М. Малышева .-М. : Университет , 2008 , 287 с. : ил. (10 экз.)

3. Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др. ; под ред. Н. О. Воскресенской.- М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2008 . 743 с. : ил. (10 экз.).


б) дополнительная литература:

1. Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др. ; под ред. А. Н. Марковой . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2008, 575, [1] с. : ил. (20 экз.).

2. Культурология : История мировой культуры [Текст] : учеб. для вузов / Ф. О. Айсина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина и др. ; под ред. А. Н. Марковой . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007, 574,[2] с. : ил. (10 экз.).

3. Культурология. История мировой культуры [Текст] : учеб. пособие для вузов по дисциплине "Культурология" / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой . - М. : Академия , 2007. 604, [1] с. (10 экз.).


в) отечественные и зарубежные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке

Academia. Архитектура и строительство

2007 - 2011

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

2009 - 2012

Археологические вести

1992 - 2006

Исламоведение

2009 - 2012

История и культура

2002 - 2011

Культура и текст

1997 - 2011

Культура и цивилизация

2011 - 2012

г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Научная библиотека ЮУрГУ: Библиотечно-информационный комплекс. Гуманитарные науки. Культура // http://lib.susu.ac.ru/Resursy/Elektronnye_resursy/Tematicheskie/Gumanitarnye_nauki/Kultura

Научная библиотека ЮУрГУ: Библиотечно-информационный комплекс. Гуманитарные науки. искусство // http://lib.susu.ac.ru/Resursy/Elektronnye_resursy/Tematicheskie/Gumanitarnye_nauki/Iskusstvo




Тестовый доступ к книгам издательства Cambridge University Press.
Тестовый доступ к электронной библиотеке издательства «Проспект Науки»


http://lib.susu.ac.ru/Resursy/Elektronnaja_biblioteka

Электронная гуманитарная библиотека. Культурология //



http://www.gumfak.ru/kultur.shtml

OCR-библиотека. Журналы и сборники // http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi_razn.htm

Библиотека Гумер. Культурология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php

Древний Египет // http://www.egyptolog.ru/index.htm

Античное искусство // http://www.antica.lt/

Современная и мировая живопись // http://www.wm-painting.ru/EuropeMuseum; http://www.wm-painting.ru/PaintingGallery


д) методические пособия для самостоятельной работы студента, для преподавателя

«История мировой культуры. Планы семинарских занятий и методические указания к ним».