Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 2 539.09kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Программа учебного курса Направление 032700 1 389.9kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 2 1010.55kb.
Литература Цели освоения дисциплины 1 50.92kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 128.32kb.
Программа спецкурсов для магистрантов I и II гг обучения по направлению... 1 223.49kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... 10 3216.22kb.
Литература XIX века (I часть) (название дисциплины согласно рабочему... 1 52.17kb.
Часть I поэтика и проблематика художественного текста: образы, мотивы... 1 65.63kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы - страница №1/1

Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология:

русский язык и литература (2 курс, 4 семестр)
2. Автор программы: Литвин В.Б.., канд. пед. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ.
4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История мировой литературы: 1 часть» («Зарубежная литература 19 века, романтизм») являются:



  1. Общая. Сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о романтизме как мировосприятии и художественной системе.

  2. Методологическая. Изложить основы и научить студентов применению историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов.

  3. Познавательная. Дать представление о специфике изучаемых этапов литературного процесса Европы и Америки в контексте культуры и истории, о взаимосвязи европейской, американской и русской литератур эпохи романтизма, о национальной специфике романтического движения, о высших достижениях зарубежной литературы.

  4. Практическая. Обучить анализу произведений европейских и американских писателей в единстве содержания и формы, с пониманием национальной специфики изучаемых литератур.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Изучение курса зарубежной литературы призвано сформировать квалифицированного читателя, способного использовать в своей профессиональной деятельности знания в области истории зарубежной художественной словесности.

Следует также учитывать, что зарубежная литература дает богатейший материал для понимания других видов искусства: живописи, музыки, театра, - развивающихся в тесном взаимодействии с ней в русле общих историко-культурных процессов обновления художественных методов и направлений.


  • Задачи курса:

- познакомить с основными литературными течениями эпохи, с их представителями, а также с наиболее значительными литературными произведениями.

- показать преемственность развития литературы 19 века с предыдущими и последующими эпохами.

- проследить взаимообусловленность процессов происходящих в литературе с явлениями в культурной и общественной жизни того времени,

- продолжить работу по совершенствованию навыков анализа художественного текста в условиях изучения переводной литературы.



  • Требования к знаниям и умениям:

Студенты должен знать:

- основные этапы и закономерности развития зарубежной литературы особенности развития западноевропейской и американской литературы во второй половине XIX века;

- основные литературные течения и направления этого времени, их представителей и содержание наиболее значительных произведений;

- специфику жанров первой и второй половины XIX века;

- усвоить такие понятия, как: критический реализм, типизация, индивидуализация образа, декаданс, автор, гипербола, социально-психологический роман, психологическая новелла, интеллектуальная поэзия, лейтмотив, объективное повествование, подтекст, психологизм, сатира, романтические мотивы, символика текста, социальная среда, хронотоп, юмор.

Студенты должны уметь:

- рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи;

- понимать национальную специфику изучаемой литературы и межлитературные связи (особенно с русской литературой);

- уметь анализировать литературные произведения в единстве формы и содержания;

- овладеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса, затрагивающимися на практических занятиях;

- владеть основными сведениями о биографии крупнейших писателей, представлять специфику жанров;

- уметь пользоваться справочной и критической литературой (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

- приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы;

- уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу;

- уметь самостоятельно подготовить к экзамену некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 – умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экологических наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ПК-1– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучения литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представлении об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

ПК-5 – способность применять полученные знания в области теории и истории основ изучения литературы, филологического анализа и интерпретации текста, в собственной научно-исследовательской деятельности.


7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____7____ зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

____252_____ часа.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*




1.

032700.62 Филология

Профиль Отечественная филология: русский язык и литература, очная форма обучения



2


4


63/1,75


36


8


14


22


-


27


экзамен



8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1.

Теория романтизма

6

2

4




5

/













2.

Немецкий романтизм

10/2

4

6




5
















3.

Английский романтизм

6/2

2

4




6
















4.

Французский романтизм

8/2

4

4




6
















5.

Американский романтизм

6/2

2

4




5

















9. Содержание разделов дисциплины

Теория романтизма

Романтизм как начало новой эпохи ненормативной поэтики. Поэтика романтизма.

Зависимость движения жанров от типа художественного и национального сознания, внешних обстоятельств, внедряющихся во внутреннее «я».

Литературные манифесты европейского романтизма: «Фрагменты» Ф. Шлегеля, «Фрагменты» Новалиса, предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта, «Защита поэзии» Шелли, «Гений христианства» Шатобриана, «О литературе», «О Германии» Ж. де Сталь, предисловие Гюго к драме «Кромвель».

Движение романтизма из Англии в Германию, Франции Польшу, Скандинавию, Италию, Испанию, Россию, США

Немецкий романтизм

Национальное своеобразие немецкого романтизма. Философская направленность иенской школы. Теория и практика иенских романтиков. Поэтика немецкого романтизма.

Универсальность фигуры Гофмана. Художественный мир Гофмана. Уродцы и искусственные люди, тема двойничества, магического зеркала в произведениях Гофмана.

Драматургия Г. Клейста как пример эксперимента в драме.



Английский романтизм

Проблема национальной специфики и своеобразия английского романтизма. Кельтское возрождение и роль Т. Грея.

Манифест «Озерной школы» - предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворта и труд Колриджа «Литературная биография». Особенности поэтического мышления Байрона, специфика его мировидения. Цикл о Наполеоне. Альтернатива поискам героя. Опыт лиро-эпической поэмы в «Чайлд-Гарольде». «Восточные поэмы» Байрона. Размышления о героическом наполеонизме. Проблема жанра в творчестве Байрона. «Дон Жуан».

Героическое и риторическое в поэзии Шелли.

Символ новой литературы – исторический роман (роль в становлении нового жанра «шотландского волшебника» В. Скотта). Русские писатели о В. Скотте. Школа эпигонов – так называемая школа костюмного исторического романа; пародии Теккерея «Рейнская легенда» и «Ребекка и Ровена».

Романтизм во Франции

Национальное своеобразие романтизма во Франции. Устойчивое положение классицизма, его парадоксальная жизненность в начале 1830-хгг. Бои между классиками и романтиками.

Своеобразие движения жанров: от исповедальной повести к философско-описательной поэме, историческому роману и драме. Параллельное формирование историографической науки, осмысление опыта революций писателями и дипломатами, философами и историками (Шатобриан, де Сталь, де Местр, Гизо, Тьери).

Жанровое своеобразие повестей Шатобриана. Описательная, философская эпическая поэма французских романтиков (Виньи, Ламартин). Отношение к английскому романтизму. Исторический роман 1800-1830-х гг. как феномен французской культуры

«Исповедь сына века» Мюссе – беллетризованная история романтизма.

«Собор Парижской Богоматери» - воплощение завоеваний, потенциальных возможностей и противоречий романтической эстетики.

Драматургия Гюго и реформа французского театра. Эволюция Гюго-романиста от готического романа до социальной эпопеи.

Американский романтизм

Национальное своеобразие американского романтизма. Отношение к культуре и традициям западноевропейского искусства

Жанры молодой литературы. Новеллистика В. Ирвинга: европейские традиции, национальный фольклор, источники комического.

Пенталогия Купера о «Кожаном Чулке». Романтический герой. Отличие от европейской романтической личности. Проблема контекста. Судьба романов Купера на родине и в России

Творчество Э. По. Поэзия По в русских переводах и в музыке. Новеллистика и принципы ее систематизации и классификации. Ш. Бодлер об Э. По. Романтизм в контексте культуры ХIХ в. в США.
10. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы


Романтизм в западноевропейской литературе


Рабочие записи по тексту статьи

5

Проверка работы



Английский романтизм

Конспектирование статьи

5

Защита конспекта



Немецкий романтизм

Чтение худ. текстов по списку для чтения

6

Проверка читательских дневников



Романтизм во Франции

Конспектирование статьи

6

Проверка конспекта



Американский романтизм

Письменный анализ одной из ранних новелл Э. По

5

Проверка работы




ИТОГО:




27





11. Образовательные технологии
Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)

Формы

2.

Просмотр и обсуждение фильма «Братья Гримм»

3.

Просмотр и обсуждение фильма по роману Э. Бронте «Грозовой перевал»

4.

Просмотр и обсуждение фильма по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»

5.

Просмотр и обсуждение фильма по роману Н. Готорна «Алая буква»

Нумерация разделов указывается в соответствии с пунктом 9.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Практические занятия №1-2.

Тема: Творчество Дж.Г. Байрона.

План.
1. Д. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»

а) История создания поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

б) Тема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме.

2. Особенности жанра и художественной структуры поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

а) «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона как лиро-эпическая романтическая поэма,

б) эпическое и лирическое в поэме,

в) путешествие как организующее начало в свободной композиции поэмы.

3. Проблема романтического героя в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. «Байронический герой», отражение в его образе умонастроений эпохи.

  2. Проблема центрального героя поэмы, эволюция соотношения между Чайльд Гарольдом и образом автора от первой до четвертой песни.

  3. Герой и борющийся народ

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить доклады по темам:



  1. Образ природы и романтический пейзаж в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», их функции.

  2. «Байронизм», «байронический герой» и творчество русских поэтов.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Анигин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М, 1979.

  2. Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г.Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». - Рига, 1975.

  3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

  4. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой: Учебник. - М., 1999.

  5. Михальская Н.П. Образ России в английской литературе XI1-Х1Х вв. - М., 1996.

  6. Соловьева Н А. У истоков английского романтизма. - М., 1988.


Практические занятия № 3-4.

Тема: Раннее творчество Дж.Г.Байрона. Цикл «восточных поэм» 1813-1816 гг.: «Корсар», «Гяур», «Лара»ю

План.

  1. Романтические принципы отражения действительности в поэмах.

  2. Облик романтического героя (Конрад, Гяур, Лара), его основные признаки и черты характера:

    • принципы разрыва героя с обществом; причины его одиночества;

    • любовь в жизни (судьбе) героев поэм;

    • характеры, раскрывающиеся в действии, противостоянии, борьбе.

  1. Фигура Конрада – яркий пример романтического героя:

    • прошлое Конрада, причины, толкнувшие его на конфликт с обществом, суть этого конфликта;

    • исключительность Конрада (благородство характера, особые личные качества, демонический облик, трагизм судьбы);

    • Конрад и толпа; проблема индивидуализма героя.

  1. Гяур – образец исключительной личности восточного склада:

    • месть – движущая сила его поступков;

    • бескомпромиссность, беспримерная смелость героя.

  1. Художественные приемы в создании романтического образа, способы раскрытия исключительности героев: элемент таинственности, особенности портретной характеристики, внутренние монологи, широкое использование приема контраста, гипербол, символов, сравнений; роль сюжета и композиции, роль пейзажа в раскрытии характеров героев.

  2. Подготовить доклад:

  • История создания и состав цикла.

  • Влияние реальных жизненных обстоятельств на создание образа так называемого «байронического» героя.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. - М.-Л., 1960.

  2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.

  3. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1963.

  4. Дубашинский И.А. Дж.Г.Байрон. Кн. для уч-ся. - М., 1985.

  5. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. - М., 1978. - С.75-104.

  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. - М.: Наука, 1975.

  7. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

  8. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

  9. Зверев А. Звезды падучей пламень. Жизнь и поэзия Байрона. - М., 1988.

  10. История всемирной литературы в 9-ти тт. - М., 1989. Т.6.

  11. Клименко Е.И. Байрон. Язык и стиль. - М., 1960.

  12. Кургинян М.С. Джордж Байрон. - М., 1958.

  13. Ромм А. Д.Байрон. - Л.-М., 1961.

  14. Сидорченко Л.В. Байрон и национальное освободительное движение на Балканах: «Восточные повести». - Л.: ЛГУ, 1977.


Практическое занятие № 5.

Тема: Исторический роман В.Скотта «Айвенго».

План.
1. Проблема творческого метода Вальтера Скотта.

2. Генезис историзма в литературе, особенности историзма В. Скотта

3. Тематика и проблематика романа «Айвенго».

4. Система образов в романе В. Скотта «Айвенго».

а) Основные принципы построения системы образов.

б) Место и роль образа Айвенго.

в) Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние в романе.

5. Авторская позиция в романе В. Скотта «Айвенго».



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Тематическое единство романа. Особенности построения сюжета.

2. Способы реконстукции исторической атмосферы в романе.

3. Особенности изображения исторических деятелей в романе.



Задания для самостоятельной работы:

Новаторство В. Скотта как создателя исторического романа.

В.Г. Белинский и А.С. Пушкин о В. Скотте.
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи конца ХУ111- начала XIX века. - М., 1982.

  2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1978.

  3. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Н. Гоголя. Разделение поэзии на роды и виды. Любое издание.

  4. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А. Соловьевой: Учебник. - М., 1999.

  5. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. - Горький, 1960.

  6. Пушкин АС. О романах Вальтера Скотта. Любое издание.

  7. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М. - Л., 1965.


Практические занятия № 6-7.

Тема: Творчество Э.Т.А. Гофмана.

План.
1. Герой Гофмана и герой раннего немецкого романтизма: сходство и различия.

2. Двойники и двойничество в твочестве Гофмана.

3. Место романа в творчестве Э.Т. А. Гофмана.

4. Проблематика «Житейских воззрений кота Мурра». Сатирическая направленность романа.

5. Зигхартсвейлер и его обитатели в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Сущность филистерства в понимании Гофмана.

6. «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана как образец романтического синтетического романа.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Художественные приемы в романе Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

  2. Фрагментарность и диссонанс как принципы организации повествования. Роль романтической иронии в романе.

  3. Особенности жанра «Житейских воззрений кота Мурра». Романтическая эстетика как художественная основа романа.

  4. Многоплановость и полифоничность романа. Особенности композиции.

Задания для самостоятельной работы:

Концепция двоемирия и её художественное воплощение в новелле Гофмана «Золотой горшок».

Проблема искусства в новелле Э. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» и повести Н. Гоголя «Портрет».

Концепция мироздания в творчестве Э. Гофмана и Н. Гоголя.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973.

  2. Ботникова О.А. Э.Т.А. Гофман и русская литература. - Воронеж, 1977.

  3. Бэлза И.Ф. Капельмейстер Иоганнес Крейслер //. Гофман ЭТА. Крейслериана,
    Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. - М., 1972.

  4. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. - М. 1994.

  5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - М., 1996.

  6. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А. Соловьевой: Учебник. - М. 1999.

  7. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Э.Т.А. Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М., 1981.

  8. Эстетика немецких романтиков. - М., 1982.


Практические занятия № 8-9.

Тема: Исторический роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

План.

  1. Композиция романа В. Гюго.

  2. Принцип контраста (антитезы) как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб.

  3. Образ Эсмеральды – центральный образ романа:

    • выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде;

    • особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды;

    • идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты. Эсмеральда – символ извечного, светлого, радостного, естественного начал;

    • роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа.

  1. Образ Собора в романе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Эстетические воззрения Гюго и их воплощение в романе. Специфика обращения писателя к Средневековью.

2. Проблема соотношения правды и вымысла: правда события и факта, воспроизведение духа эпохи.

3. Особенности выражения авторской оценки в романе.

4. «Местный колорит»: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа.

5. Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго.



Задания для самостоятельной работы:

Тема рока и власти случая.

Пространственно-временная организация действия.

Концепция истории В. Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бальзак О. О Гюго // Бальзак О. Собр. соч. в 24-х тт. - М., 1960. Т.24. - С.104-107.

  2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1963.

  3. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. - Л., 1989.

  4. Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М., 1976.

  5. История всемирной литературы в 9-ти тт. - М., 1989. Т.6.

  6. История французской литературы в 4-х тт. - М.-Л., 1956. Т.2.

  7. Мешкова И.В. Творчество Виктора Гюго. - Саратов, 1971.

  8. Муравьева Н.И. Гюго. - М., 1961.

  9. Николаев В. В. Гюго. - М., 1955.

  10. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. - М., 1947.

  11. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958; - Л., 1970.

  12. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (1830-1831). - Л., 1973.

  13. Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества. - М., 1961.


Практические занятия № 10-11.

Тема: Американский романтизм. Творческое наследие Э. По.

План.

  1. Этапы творческого пути Э. По.

  2. Высокое художественное мастерство По - новеллиста. Типы новелл в творчестве Э.По: психологическая, фантастическая, детективная.

  3. Психологические и мистические новеллы Э. По, их особенности («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Низвержение в Мальстрем» и др.):

- влияние готического романа;

- роль фантастического, символика новелл.



  1. Психологические состояния, привлекающие Э. По: чувство страха, тоски, отчаяния, «психологического слома».

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности мировоззрения, противоречивость идейно-эстетической концепции Э. По (статья «Философия творчества»): острая критика буржуазного мира, аналитический принцип, рационализм повествовательной манеры и острое ощущение границ человеческого разума.

  2. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

  3. Поэтическое новаторство Э. По («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли»)
    Задания для самостоятельной работы:

  1. Философские и нравственные проблемы детективной новеллы.

  2. Концепция человека в новеллах Э.По: мотивы двойничества, раскола.

  3. По и истоки детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Тайна Мари Роже», «Золотой жук»).

  4. Схема детективной новеллы, разработанная писателем, сложная сюжетная структура.

    • обязательные герои: частный детектив и его помощник (друг, слушатель);

    • пространственно-временные соотношения в новеллах этого типа;

    • вопрос о методе расследования преступления;

    • функция героя- рассказчика;

    • предметно-вещный мир в детективной новелле (значение улики).

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Аллен Г. Эдгар По. - М., 1984.

  2. Американская романтическая проза. - М., 1991.

  3. Анастасьев Н.А. По и его рассказы // По Э. Рассказы. - М., 1987.

  4. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.

  5. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По.

  6. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М., 1975.

  7. Достоевский Ф.М. Три рассказа Э.По // Достоевский Ф.М. Полн. собр.соч. - М., 1979. Т.19.

  8. История американской литературы в 2-х тт. - М., 1971. Т.1.

  9. Ковалев Ю.В. Молодая Америка. - Л., 1971.

  10. Ковалев Ю.В. Эдгар Алан По. Поэт и новеллист. - Л., 1984.

  11. Литературная история США в 3-х тт. - М., 1978. Т.2.

  12. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. - М., 1968.

  13. Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э. По // Полное собрание рассказов Э. По. - М., 1970.

  14. Николюкин А.Н. Э.По в России // Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. - М., 1981.

  15. По Э. Избранное. - М., 1958.

  16. По Э. Стихотворения. Рассказы. - М., 1977 (БВЛ).

  17. По Э. Убийство на улице Морг. Рассказы. - М., 1987.

  18. Полное собрание рассказов Э. По. - М., 1970.

  19. Тугушева М. Под знаком четырех. - М., 1991.

  20. Эстетика американского романтизма. - М., 1977.


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

Тексты для чтения

Байрон Д.Г. Английские барды и шотландские обозреватели. Паломничество Чайльд Гарольда. Корсар. Гяур. Каин. Манфред. Бегаю. Тьма. Еврейские мелодии. Дон Жуан.

Вордсворт У. Сонет, написанный на Вестминстерском мосту. Майкл. Желтые нарциссы. Нас семеро. Тинтернское аббатство. Прелюдия (отрывки). Предисловие к лирическим балладам.

Кольридж С.Т. Полуночный мороз. В беседке. Сказание о старом мореходе. Кристабель. Кубла-хан. Биография литерариа (о Лирических балладах).

Шелли П.Б. Защита поэзии. Королева Маб. Освобожденный Прометей. Ода западному ветру. Озимандия. Ченчи.

Китс Д. Ода греческой урне. Времена года. Гиперион.

Скотт В. Уэверли. Ламмермурская невеста. Квентин Дорвард. Дева озера.

Шлегель Ф. Фрагменты.

Гейне Г. Романтическая школа. Книга песен. Путешествие на Гарц.

Новалис. Генрих фон Офтердинген. Ученики в Саисе. Гимны ночи.

Тик Л. Белокурый Экберт. Странствия Франца Штернбальда. Кот в сапогах.

Клейст Г. фон. Кетхен из Гейльбронна. Принц Гомбурский. Разбитый кувшин.

Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла.

Шамиссо А. Чудесная история Петера Шлемиля. Шемякин суд.

Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес. Золотой горшок. Угловое окно. Мадемуазель де Скюдери. Жизненные воззрения кота Мурра. Кавалер Глюк.

Шатобриан Р. Гений христианства (отрывки). Рене

Сталь Ж. де. О Германии. О литературе. О страстях. Коринна, или Италия.

Виньи А. де. Смерть волка. Сен Map. Чаттертон.

Ламартин А. Человек. Озеро. Одиночество.

Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель». Оды и баллады. Собор Парижской Богоматери. Марион Делорм. Король забавляется. Эрнани. Рюи Б л аз. Отверженные. Человек, который смеется.

Гейне Г. Германия. Романсеро.

Уитмен У. Листья травы.

Ирвинг В. Рип ван Винкль. Легенда о сонной лощине. Жених-призрак.

Купер Ф. Пионеры (или Следопыт). Последний из могикан.

По Э. Убийство на улице Морг. Герцог л'Омлет. Без дыхания. Похищенное письмо. Разговор с египетской мумией. Золотой жук. Падение дома Ашеров. Береника. Морелла. Ворон.

А. Теннисон. Годива. // Английская поэзия в русских переводах. М., 1981.

Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Войцек.

Г. Д. Торо. Уолден, или Жизнь в лесу.

Г. Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит.

Г. Флобер. Госпожа Бовари. Простая душа.

Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Ленц.

Г. Гейне. Сборник «Книга песен». (К семинару: из цикла «Юношеские страдания»: Зловещий грезился мне сон… Бежал я от жестокой прочь… Гренадеры. Разговор в Падерборнской степи; из «Лирических интермеццо»: В чудеснейшем месяце мае. Я тебя, пеннорожденную… И розы на щеках у милой моей… На севере диком… Они меня истерзали. За столиком чайным в гостиной; из цикла «Возвращение на Родину»: В этой жизни слишком темной… не знаю, что стало со мною… Когда мне семью моей милой… Сменяются поколенья. Я черта позвал, он явился в мой дом… На сердце гнет… Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится… О если ты станешь моею женой… Вот сосед мой, дон Энрикец; из цикла «Северное море»: Морское видение. Вопросы. В гавани.) Из цикла «Романсеро»: Азра. Enfant perdu. Разные стихотворения последних лет (5-7 на выбор). Поэма «Германия. Зимняя сказка». Путешествие по Гарцу.

Г.-X. Андерсен. Новые сказки и рассказы.

Д. Г. Россетти. Престол любви. Безмолвный полдень (там же).

Д. Остен. Гордость и предубеждение.

Дж. Элиот. Мельница на Флоссе.

Ж. и Э. Гонкуры. Жермини Ласерте.

Ж. П. Беранже. Предисловие к сборнику 1837 года. Барабаны. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Новый фрак. Священный союз народов. Смерть сатаны. Четырнадцатое июля. Моим друзьям, которые стали министрами. Прости.

К. Гуцков. Уриэль Акоста.

К. Россетти. Восхождение (там же).

О. Бальзак. Шагреневая кожа. Неведомый шедевр. Гобсек. Утраченные иллюзии. Отец Горио. Статьи: «Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле».

П. Мериме. Матео Фальконе. Таманго. Венера Илльская. Этрусская ваза. Кармен. Двойная ошибка и другие новеллы.

Р. Браунинг. Стихи. . Как привезли добрую весть из Гента в Аахен.

Т. Готье. 3-4 стихотворения из сборника "Эмали и камеи". Симфония в белом мажоре. Искусство.

У. М. Теккерей. Ярмарка тщеславия.

У. Уитмен. Сборник «Листья травы» (из цикла «Посвящения»: Давай, душа моя сказала. Одного я пою. Когда я размышлял в тиши. Историку. Образы. Читая книгу. Путешествие через Штаты. Песнь о себе. Из цикла «Адам и Ева»: Запружены реки мои. О электрическом теле я пою. Однажды, когда я проходил городом. Когда я, как Адам. Из цикла «Аир благовонный»: О душистая луговина моей груди. Я видел дуб в Луизиане. Если кого я люблю. Песня о дороге. Из цикла «Перелетные птицы»: Тебе.)

Ф. Геббель. Юдифь. Мария Магдалина.

Ф. Стендаль. Ванина Ванини. Красное и черное. Пармская обитель. Статьи: «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская».

Ф. Флобер. Мадам Бовари. Простая душа. Иродиада. Саламбо.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Домби и сын. Холодный дом (или Крошка Доррит)

Ш. Бронте. Джейн Эйр.

Ш. Бодлер. Сборник «Цветы зла». ( Эпиграф к осужденной книге. Альбатрос. Лебедь. Соответствия. Красота. Сплины. Колокол. Волосы. Падаль. Вино тряпичников. Пейзаж. Старушки. Авель и Каин. Литании Сатане. Крышка. Две сестрицы. Плавание.)

Ш. Леконт де Лиль. Лирика: Слоны. Смерть Вальмики. Solvet seclum.



Э. Бронте. Грозовой перевал.
Учебная литература

    • основная

  1. Курдина Ж.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие. – М.: Флинта, 2010. – 208 с.

  2. Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза: учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. 021700 - филология / Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. - 4-е изд. – М.: Флинта, 2008; Наука. – 409 c.




  • дополнительная

  1. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи конца XVIII - начала ХГХ века. - М, 1982.

  2. Аллен Г. Эдгар По. - М., 1992.
  3. Андреев Л.Г., Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. История Французской литературы. - М., 1987.


  4. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История Английской литературы. - М., 1985.

  5. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. - Иркутск, 1987.

  6. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. - СПб., 2002.

  7. В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. – М.: изд-во Независимая газета, 2000. С. 33-101. (О романе Джейн Остен "Мэнсфилд-парк").

  8. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. - М., 1994.

  9. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966.

  10. Вахрушев В. Творчество У. Теккерея. - Саратов, 1984.

  11. Великий романтик. Байрон и мировая литература. - М., 1991.

  12. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. - М., 1982.

  13. Виноградов А.К. Три цвета времени. - М., 1981.

  14. Вяземский П.А. О романтизме // Вяземский П.А. Собр. соч.: В 2 т. – М., 1982.

  15. Гофман Э. Т. А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. Составление, предисловие, послесловие и вступительные тексты к разделам К. Гюнцель. - М., 1987.

  16. Грешных В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. - Л., 1991.

  17. Гусманов И.Г. Лирика английского романтизма. В. Блэйк, В. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Т. Мур, Д.Г. Байрон, Д. Ките. Пе­реводы и комментарии. - Орел, 1995.

  18. Дейч А.И. Судьбы поэтов (Гельдерлин, Клейст, Гейне). - М., 1987.

  19. Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. - СПб, 1994.

  20. Европейская поэзия 19 века. - М, Худ. Лит, БВЛ, 1977.

  21. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

  22. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. - Л., 1981.

  23. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб, 1996.

  24. Жирмунский В.М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX в. - М., 1953.

  25. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). - Ростов-на-Дону, 1992.

  26. Зарубежная литература XIX в. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М., 1990.

  27. Затонский Д.В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики. - Киев, 1984.

  28. Ивашова В. Век нынешний и век минувший... Английский роман XIX века в его современном звучании. - М., 1990.

  29. Ингеборг Древиц. Беттина фон Арним. - М, Радуга, 1991.

  30. Искусство и художник в зарубежной новелле XIХ века. - Л, ЛГУ, 1985.

  31. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994.

  32. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А. Соловьевой: Учебник. – М., 1999.

  33. История зарубежной литературы XIX века. В 2-х частях / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1991.

  34. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А.С. Дмитриева. Ч. 2. - М., 1983.

  35. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. -М., 1982.

  36. Карельский А. Метаморфозы Орфея. - М., 1998.

  37. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.

  38. Клименко Е.И. Английская литература первой полови­ны XIX века. Очерк. - Л., 1971.

  39. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. - Л., 1984.

  40. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. - М., 2001.

  41. Кривушина Е.С. Французская литература XVII-XX ве­ков: поэтика текста. - Иваново, 2002.

  42. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М, МГУ, 1980.

  43. Луков В.А. Проспер Мериме. - М., 1983.

  44. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). - М., 1984.

  45. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. - М., 1993.

  46. Мир Чарльза Диккенса./ Под ред. Гениевой Е. - М., 1990.

  47. Михальская Н.П. Образ России в английской литературе ХII-ХIХ вв. – М., 1996.

  48. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. - М., 1981.

  49. Нольман М. Шарль Бодлер. - М., 1979.

  50. Обломиевский Л.Д. Французский романтизм. - М., 1947.

  51. Проскурин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века. - М., 1998.

  52. Реизов Б. Стендаль. Художественное творчество. - Л., 1978.

  53. Реизов Б. Французский роман XIX века. - М., 1977.

  54. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958.

  55. Соловьева Н.A. У истоков английского романтизма. – М., 1988.

  56. Соловьева Н.А. Путешествие в страну шедевров. - М., 1999.

  57. Соловьева Н.А. Русский человек и англичанка на rendez-vous. Вестник Моск. ун-та Сер. 9: Филология. 1994. № 6.
  58. Солодуб Ю.П., Храповицкая Г.Н. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). Гриф УМО ВУЗов России. – М., 2005.


  59. Теккерей. Антология. Под ред. Гениевой Е. - М., 1990.

  60. Трескунов М. В. Гюго: очерк творчества. - М., 1969.

  61. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. - М., 1993.

  62. Форстер М. Записки викторианского джентльмена. - М., 1985.
  63. Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США). Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Гриф УМО Министерства образования РФ. - М., 2005.


  64. Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Э.Т.А. Гофмана. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок и другие истории. - М., 1981.

  65. Эти загадочные англичанки. – М., Прогресс, 1992.




  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/

Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода. www.magazines.russ.ru/inostran

Вайнштейн О. Три этюда о денди. www.magazines.russ.ru/inostran

Венедиктова Т. Д. О пользе литературной истории для жизни.www.magazines.russ.ru/nlo

Гэрко Л. Один из нас. Статья, посвященная Дж. Конраду. Перевод Д. Иванова.
www.magazines.russ.ru/inostran

Карельский А.Э.Т. Гофман. www.philology.ru

Чавчанидзе Д.Л. Романтический мир Э.T.А. Гофмана. www.philology.ru


  • электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,



- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.


  • программное обеспечение


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • перечень используемых технических средств

  • перечень используемых пособий

  • перечень видео- и аудиоматериалов

  • программное обеспечение


15. Оценочные средства

  • Примерные зачетные тестовые задания. Нет

  • Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Проблема мифа и мифотворчества в эстетике и практике йенских романтиков.

  2. Концепция природы в романтизме.

  3. Концепция музыки в творчестве Ваккенродера.

  4. Человек, природа и городская цивилизация в «Белокуром Экберте» Л. Тика.

  5. Концепция двоемирия и ее художественное воплощение в новелле Э. Гофмана
    «Золотой горшок».

  6. Проблема искусства в новелле Э. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» и повести Н.В. Гоголя «Портрет».

  7. Концепция мироздания в творчестве Э. Гофмана и Н.В. Гоголя.

  8. Образ Медардуса как символическое воплощение судьбы человеческой, судьбы культуры в романе Э. Гофмана «Эликсиры дьявола».

  9. Образ музыканта у Э. Гофмана и его эволюция.

  10. Фаустовская тема в творчестве «поздних» немецких романтиков (Арним, Брентано, Фуке, Шамиссо).

  11. Тема рока и абсурда в творчестве Г. Клейста.

  12. Художественное своеобразие новеллистики Г. Клейста.

  13. Жанровое своеобразие сборника «Песни Невинности и Опыта» У. Блейка.

  14. Богоборческие мотивы в творчестве Д. Байрона («Каин») и У. Блейка («Бракосочетание Неба и Ада»).

  15. Единство мира и его двойственность в творчестве У. Блейка.

  16. Жанр сонета в творчестве Китса и Шелли.

17. Воображение и реальность в творчестве Вордсворта.

  1. Мир как борьба враждующих сил в «Сказании о Старом Мореходе» Колриджа.

  2. Античная тема в творчестве Шелли.

  3. Образ Наполеона в творчестве Байрона.

  4. Романтическое переосмысление мифа о Прометее в стихотворении Д. Байрона
    «Прометей» и драме Шелли «Освобожденный Прометей».

  5. Тема французской революции 1830 г. в поэзии французских романтиков (В. Гюго, О. Барбье).

  6. Тема истории в лирике В. Гюго.

  7. Философская проблематика поэтического сборника В. Гюго «Легенда веков».

  8. Философское осмысление конфликта человека и природы в романе А. Мюссе
    «Исповедь сына века».

  9. История «болезни» человеческой души в романе А. Мюссе «Исповедь сына века».

  10. Тема женской эмансипации во французском романтизме.

  11. Человек искусства в романе Ж. Санд «Консуэлло».

  12. Романтический герой в произведениях Ф. Купера.

  13. Тема трагедии красоты в поэзии и прозе Э. По.

  14. Связь психологической новеллы Э. По с принципами немецкого романтизма.

  15. Символический образ Белого Кита в философском романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».




  • Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Хранится на кафедре

  • Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Нет

  • Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы студентов по отдельным разделам дисциплины. Нет

  • Примерная тематика рефератов, эссе. Нет

  • Примерная тематика курсовых работ. Нет

  • Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

  • Методика(и) исследования (если есть). Нет

  • и т.д.


18. Словарь терминов (глоссарий)

Романтизм

www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/097/593.htm

http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-7282.htm

http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-2843.htm

http://www.ampir.info/index4.html

http://www.bse.freecopy.ru/print.php?id=73482

романтическое мировоззрение

http://www.litrossia.ru/article.php?article=1327

романтическое двоемирие

http://liv.piramidin.com/belas/Gofman/chudnyi.htm

романтическая ирония

http://dezhurov.ru/Pedagogic/Lections/romantism_02.htm

Романтический герой

http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010910/1010910a1.htm

романтический конфликт http://www.litrossia.ru/article.php?article=1327

двойничество

http://www.sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/4-29.htm

романтическая новелла-сказка

http://www.creator-tik.ru/ekbert_about.htm

http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1141.htm

детективная новелла

http://literra.websib.ru/volsky/text.htm?492

Историзм

http://www.libertarium.ru/libertarium/lib_evolut_10

http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s04/a000438.shtml

романтическая концепция истории

http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1532.htm

народность

http://leshij.jino-net.ru/ccpbild/asthetikbild/asthetik_n.html

http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s07/a000728.shtml

местный колорит

http://www.bse.freecopy.ru/print.php?id=73482

филистерство



Личный роман, универсальный роман, синтетический роман

http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1141.htm

романтическая поэма

http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1141.htm

Реализм

http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1141.htm

критический реализм

http://nature.web.ru/litera/3.1.2.html

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/095/839.htm

http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1132.htm
19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература

(код, направление, профиль)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Шифр дисциплины по РУП

Б3.Б.10

Дисциплина

История мировой литературы: 1 часть

Курс

2

семестр

4

Кафедра

русской филологии

Ф.И.О. преподавателя, звание, должность

Литвин Виктория Богдановна, кандидат педагогических наук, доцент




Общ. трудоемкостьчас/ЗЕТ

252/7

Кол-во семестров

4

Интерактивные формыобщ./тек. сем.

30/8

ЛКобщ./тек. сем.

56/14

ПР/СМобщ./тек. сем.

88/22

ЛБобщ./тек. сем.

-

Форма контроля

экзамен




Содержание задания

Количество мероприятий

Максимальное количество
баллов


Срок предоставления

Вводный блок

-

-

-

-

Основной блок

Посещение занятий

18

10

По расписанию

Аудиторная работа

11

20

По расписанию

Конспекты

2

10

В течение семестра

Самостоятельная работа (выполнение заданий)

4

20

В течение семестра

Всего:

60




Экзамен

1

40

По расписанию

Всего:

40




Итого:

100




Дополнительный блок

Реферат

5

по согласованию с преподавателем

Чтение и конспектирование дополнительной литературы

15

Всего:

20