Методические рекомендации для студентов заочного отделения учебной дисциплины административное право название дисциплины для специал - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... 3 1014.29kb.
Программа дисциплины Право Европейского Союза для специальности 030501. 1 172.73kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 3 1096.88kb.
Рабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины) 3 636.38kb.
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) 2 753.74kb.
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины) 2 600.74kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 14 1 Самостоятельная... 3 557.63kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право зарубежных... 1 415.85kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 3 347.76kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Информация о Международной Энергетической Неделе 1 60.96kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для студентов заочного отделения учебной дисциплины административное - страница №1/2

Министерство образования московской области

гбоу спо мо «московский областной профессиональный колледж»

утверждаю
директор ГБОУ спо мо

«Московский областной

профессиональный колледж»
_______________/е.г.герасимова/
«____»__________________2013
Методические рекомендации

для студентов заочного отделения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Административное право

название дисциплины
для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

2013


Разработчики:

Шаварин М.С. ____________________________________________________

Фамилия, И.О.

__________________________________________________________________
Фамилия, И.О.

Рецензенты:

___________________________________________________________________

Фамилия, И.О., должность и место работы

__________________________________________________________________
Фамилия, И.О., должность и место работы

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель ЦК_______________________/____________________/
Протокол №____________  от «____»____________20__ г. 

 

Введение


Программа дисциплины «Административное право» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13_07_2010 N 770 и на основе программы очной формы обучения.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, получающих среднее профессиональное образование и изучающих административное право.

Учебно-Методическое пособие содержит задания или упражнения для самоконтроля, списки рекомендованной литературы, нормативно-правовых актов и контрольные вопросы.

Студенты, получающие средне-специальное образование, изучают только важнейшие разделы курса административного права, совсем небольшую часть от видимой части айсберга. В то же время цель курса – сформировать системные знания, которые выпускник сможет применять в жизни. Оба эти факта оказывают очень сильное влияние на содержание курса, как и форму занятий и много к чему обязывают преподавателя.

Это одна из самых важных отраслей правовой системы любой страны, о которой весьма ёмко и содержательно сказал профессор К.С. Бельский: «Административное право… отрасль права самая сбалансированная по своим регулятивным воздействиям, самая аристократичная в плане своей родословной, уходящей к системе табу в первобытном обществе, наиболее привлекательная по простоте построения. Если Я. Буркхардт называл государство произведением искусства, то в системе права таким произведением в первую очередь следует назвать административное право»1.

Обобщение полученных знаний должно включать в себя осмысление теоретических положений и знание их места в дисциплине и системе юридических наук, также места в практике.

При анализе нормативных актов студенты обязаны уметь выявлять основные реквизиты документов их действие во времени (в том числе вступление в силу) и в пространстве. Важно сохранять системность в рассмотрении, как нормативного акта, так и конкретной нормы.

Почти всегда элемент работы с литературой и нормативным материалом – это ведение записей.

Сухие цифры (а они весьма незначительны!) занятий проводимых с заочниками в аудиториях не говорят главного – у начинающих студентов должны обязательно выработаться навыки самостоятельной работы с материалом, осваивать новые знания, редко посещая реальные занятия. Этот личностно-психологический момент крайне важен для успешного обучения. Это надо учитывать всем участникам образовательного процесса. Сложность еще в том, что вчерашним выпускникам девятых классов часто трудно быстро перестроиться на новый ритм работы, они могут «выбиться из колеи». С другой стороны, что бы там не говорили во ФГОСах о выработки навыков и умений у учащихся самостоятельной работы, именно на заочном отделении волей-неволей учащиеся обязаны освоить такие навыки и умения, что потом с лихвой окупиться им в жизни. Сегодня высока конкуренция и, часто приходиться осваивать самостоятельно новые знания и (или) навыки. Кроме того, студентам заочного отделения в особенности не стоить забывать, что у каждого преподавателя есть график дополнительных занятий, зачатую вывешенный на двери кабинета, такие занятия проводятся два раза в неделю. И при неясности, пробелах и т.д. можно настоятельно рекомендовать студентам посещать дополнительные занятия, о проведении которых лучше заранее спросить преподавателя.

Студентам-заочникам следует помнить, что только настойчивость в учёбе, трудолюбие, постоянные (каждодневные) занятия приведут их к хорошим результатам. Весьма поучителен тут факт, что группа поэтов Серебряного века считали, что поэтами не рождаются, а становятся в результате упорного труда. Также можно перефразировать, что профессию можно освоить на высоком уровне только в результате упорного труда.

Стимулом к изучению и развитию административного права является административная реформа, включающая в себя реформу государственной и муниципальной службы.

Одна из целей подготовки по административному праву – формирование у учащихся начальных знаний о системе и структуре органов исполнительной власти. Их определенное понимание того, как эти органы работают фактически. И соответственно умение применять эти знания.



Задачами обучения следует признать формирование у студентов профессионального правосознания юриста. Более широко – задача, чтобы студенты овладели знаниями, умениями и навыками которые требует ФГОС.

Общие методические рекомендации по изучению курса


Каждая тема сопровождается своим списком рекомендованной литературы. Следует отметить, что списки нормативных актов и рекомендованной литературы в количественных и качественных характеристиках не должны смущать студентов, поскольку в полной мере они относятся только к действительно интересующимся административным правом и (или) собирающимся специализироваться в этой отрасли права. В то же время сами списки могут дать крайне общее представление о том насколько объемно административное право.

Экзаменационные вопросы сопровождаются своими списками литературы и нормативных актов, которые являются общими для всех тем. В данном Учебно-методическом пособии, кроме классической для такого рода изданий информации о программе, о вопросах, рекомендуемой литературы обращено внимание на ряд ключевых вопросов (проблем) курса административного права, которые нередко вызывают проблемы у студентов. Поэтому настоятельно рекомендуется для студентов всех форм обучения очень внимательно отнестись к чтению общих рекомендаций к изучению курса административного права, тем более они весьма кратки, а ценных советов и другой соответствующей информации они содержат предостаточно.

Ответы студентов на задачи, вопросы… должны быть аргументированы ссылками на соответствующие нормативные акты.

Административное право – одна из основных составляющих (отраслей) российского права, претерпевающей активные изменения и в наши дни. Нельзя забывать, что административное право – отрасль публичного права, соответственно отношениям власти и подчинения (юридическое неравенство субъектов) административному праву характерны свои методы.

Административное право регулирует во многих областях жизнедеятельность и безопасность человека, общества и государства. В первую очередь оно регулирует отношения в сфере государственного управления и регулирования, функционирования и реализации исполнительной власти. Административное право тесно связано с другими отраслями права – это конституционное (государственное) право, финансовое право, гражданское, предпринимательское, коммерческое, трудовое, экологическое, уголовное, информационное право, муниципальное право. Если студент добросовестно занимался изучением вышеперечисленных курсов, это, бесспорно, скажется на качестве понимания и изучения административного права и наоборот усердия в изучении административного права, потом с лихвой окупятся в дальнейшем изучении юридических дисциплин. Также административное право тесно связано с наукой управления (менеджментом). Есть мнение, что административное право – предшественник и предок науки менеджмента. Ещё административное право тесно связано с государственной политикой и соответственно политологией.

Словосочетание административное право используется в нескольких смыслах:

Во-первых, для студентов, это отрасль права, то есть совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере управления, деятельность и организацию органов исполнительной власти.

Во-вторых, в более широком смысле существует наука административного права, которую в некоторых публикациях называют административистикой.

В-третьих, на основе науки административного права формируется учебная дисциплина – административное право. Она изучает админитстратино-правовые нормы, правоотношения, институты, подотрасли. Здесь студенту надо обязательно уяснить, что учебная дисциплина «административное право» с одной стороны крайне сложная, студенту второго курса впервые для освоения этой дисциплины придется прочитать и осмыслить огромное количество нормативных актов, а с другой стороны административное право (и соответственно как отрасль права) крайне актуальная дисциплина – гражданин, да и любой находящийся на территории России очень часто вступает в административно-правовые отношения и даже не знает об этом, например, когда переходит улицу. В целом трудно найти такие сферы общественной жизни, которые бы не затрагивало своим регулированием административное право.

Ещё одна особенность административного права в том, что оно динамично и изменения в нормативных актах органов государственного управления частое явление. В административном праве можно выделить несколько направлений (или подотраслей) – во-первых, это все вопросы относительно организации и деятельности исполнительной власти, во-вторых, отношения по поводу государственной службы (или государственно-служебные), в-третьих, управленческие отношения, как и формы и методы государственного управления, в-четвертых, безусловно, актуальной для изучения подотраслью административного права является административная юрисдикция, изучение и уяснение содержание норм КоАП РФ в курсе административного права сложно преуменьшить, в-пятых, выделяют (некоторые авторы включают пятый пункт в четвертый) отдельно административно-процессуальное право или административный процесс.

Административная юрисдикция как таковая берёт начало еще в Конституции РФ, ст.118 Конституции говорит, что ещё существует и административное судопроизводство. Пожалуй, это самый молодой вид судопроизводства в России.

В некоторых изданиях можно найти разделение административного права на три основных института (подотрасли): 1) государственной власти, 2) институт исполнительной власти, 3) институт административного принуждения. Административное принуждение, в свою очередь, делиться на 1) меры административно-предупредительного характера, 2) меры пресечения, 3) меры административной ответственности.

Особое внимание при изучении административного права следует уделить проблеме исполнительной власти, её сущности и т.д.

Безусловно, основным нормативно-правовым актом для административного права является Конституция РФ, объявившая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Но ответственность государства перед личностью тесно взаимосвязана и не существует без ответственности личности перед государством. Эта мысль красной нитью проходит через весь курс административного права. Кроме того, нельзя забывать, что нормы конституции РФ большой своей частью действуют в сфере административного права. После конституции в курсе административного права следует отметить федеральный конституционный закон «О правительстве»; федеральный конституционный закон «Об общих принципах организации власти в субъектах РФ». До сих пор представляет сложности механизм взаимодействия субъектов РФ и России.

При изучении нормативно-правовых актов административного характера следует заметить, что огромный объем актов субъектов РФ малосистематизирован, что затрудняет их применение и изучение. В общем, для учёных-юристов это непаханое поле деятельности.

Курс административного права (как учебная дисциплина) может быть представлен в виде общей и особенной части. В общую часть входят фундаментальные принципы (как презумпция невиновности), определения понятий. В общую часть входят вопросы административной ответственности, причины и условия административных правонарушений.

В особенную часть входят конкретные административно-правовые нормы, институты, регулирующие конкретные области исполнительно-распорядительной деятельности, государственного управления, другими словами регулируют деятельность условной администрации на конкретных участках и её эффективность.

Среди задач административного права следует выделить следующие:

1) Установление закона в качестве рамок деятельности исполнительной власти.

2) Проблема защиты граждан и коллективов от незаконных проявлений исполнительной власти.

Власть и закон по жизни идут параллельно. С одной стороны власть обязана соблюдать законы, а с другой – проводить в жизнь законы. В критических ситуациях проблемы решаются в рамках административного усмотрения. Если закона нет как рамок деятельности, то это ведет к узурпации власти. В этом смысле знаменитое высказывание Ш.Л.Б.Б. и Монтескье ещё актуально. Законодательной и судебной власти сравнительно не сложно действовать в рамках законов. У исполнительной власти сосредоточены все рычаги управления, в том числе силовые структуры, финансовые рычаги. Исполнительная власть разрабатывает бюджет, исполняет его… Именно у исполнительной власти есть кадровый аппарат влиятельный и большой, в сравнении с другими ветвями власти. Проблема как поставить в рамки закона исполнительную власть – возможно законы должны регламентировать деятельность исполнительной власти. В настоящее время действуют законы, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Это Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012). Федеральный закон от 24.07.2007 N 199-ФЗ "Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и многие другие, вы можете найти в списке нормативно-правовых актов.

До сих пор в исполнительной власти, по некоторым данным, не искорена антиправовая и антидемократическая традиция новой России создавать орган исполнительной власти и (или) соответствующий закон под конкретного человека, будущего начальника. Государственные должность на практике могут занимать люди, которые не имеют соответствующего образования.

Среди субъектов административного права обязательно следует уделить время органам исполнительной власти.

Повышенное внимание необходимо и такому специальному субъекту административного права как «государственный служащий».

Важнейший вопрос административного права – его источники.

Нельзя упускать из виду, что правосубъектность органа исполнительной власти возникает с момента создания и наделения полномочий. Правоспособность организации возникает с момента её регистрации.

К сожалению, в нашей стране политику фактически определяет исполнительная власть. Как и во всем мире, широкое распространение получило делегирование законотворческих функций исполнительной власти. Если законодательному (представительному) органу передать все нормотворческие функции, то это нарушит баланс властей и соответственно принцип разделения властей. Для понимания соотношения законодательной и исполнительной власти до сих пор, как не странно актуален труд XVIII века «отца-основателя» Конституции 1787г. Томаса Джефферсона «Записки о штате Виржиния».

Относительно вопроса об уполномоченном по правам человека необходимо уяснить – сам уполномоченный ни чего не решает, он только направляет жалобы в другие органы, например в прокуратуру для проверки.

Основная задача государственного контроля в проверке деятельности на соответствие закону, существует административный контроль. Есть контроль за деятельностью исполнительной власти, а есть в рамках полномочий исполнительной власти. Проверка сан.-эпидем. органами – это тоже административный контроль. Студентам не стоит забывать из общей теории права, что административный надзор это проявление административного контроля. Главное отличие административного надзора в том, что он осуществляется в отношении субъектов не подчиненных административной власти.

Основные особенности действующего КоАП в отличие от предыдущего:

1) Административная ответственность может устанавливаться только Законом РФ или законом субъекта РФ.

2) Возможна административная ответственность юридических лиц.

3) Расширена процессуальная часть особенно в части гарантий для лиц в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

При ответе на вопрос об общем понятии управления необходимо упомянуть науку кибернетику, её отец Виннер.

Управление – это целенаправленное воздействие на тот или иной объект или процесс с целью приведение его в упорядоченное состояние. В этом смысле управление существует в трёх системах: 1) в биологических, 2) в технических, 3) в социальных. Управление социальными системами делиться на государственное и общественное. Необходимость социального управления появляется, когда возникает совместный труд людей (например, охота на крупного зверя). Появляются органы управления и слой людей управленцев. К.Г. Маркс сказал: «скрипач сам собой управляет, а оркестр нуждается в дирижёре».

Особенности социального (государственного) управления:


  1. Появляются органы управления, появляется слой, выполняющий управленческие функции.

  2. Появляются и (или) создаются общие правила поведения для людей.

  3. Осуществляется надзор за соблюдением этих правил (государственный и негосударственный надзор).

  4. Если в процессе надзора выявляются нарушения, то возникает необходимость применения мер принуждения.

  5. Стимулирование (материальное, моральное) правомерного поведения.

Государство должно заняться организация правомерного принуждения.

Исполнительная власть и её соотношение с государственным управлением:

  1. Исполнительная деятельность – организирующая (В.И. Ленин назвал задачу «… практически организовывать…»)

  2. Исполнительная деятельность одновременно и распорядительная – этим она отличается от деятельности других ветвей власти. (То есть для реализации решения зачастую необходимы решения соответствующих органов).

  3. Это государственно-властная деятельность, органы её осуществляющие наделены государственно-властными полномочиями.

  4. Это подзаконная деятельность она осуществляется на основе и во исполнение законов.

5) Любые органы обладают возможностью свободного (административного) усмотрения.

6) Это деятельность творческая – чтобы выполнить приказ, инструкцию необходимо применить свою голову.

7) Эта деятельность повседневная – у законодательных органов есть перерывы в деятельности.

8) Эта деятельность оперативная – должна быстро осуществляться.

Исполнительная власть осуществляется соответствующими органами РФ и субъектов, редко органы местного самоуправления. Государственное управление значительно шире – от президента РФ до директора школы.

Предмет административного права – 1) те общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления или в сфере органов исполнительной власти. 2) Внутриорганизационные отношения всех государственных органов (это делопроизводство, планирование, материально-техническое обеспечение, в том числе, законодательных и судебных органов, например, аппарат Государственной Думы более 10000 человек). 3) Отношения которые возникают при рассмотрении судами и судьями дел об административном правонарушении. 4) Органы местного самоуправления тоже занимаются управлением, эта деятельность тоже регламентируется административным правом. 5) Некоторым негосударственным организациям государство передаёт государственные функции, полномочия (общественные дружины могут задержать составить акт…).

Исполнительная власть.

При характеристике исполнительной власти студент должен уметь отграничивать понятие исполнительной власти от других схожих категорий – как-то «исполнительно-распорядительная деятельность», «государственное и административное управление», «административная власть». Необходимо понимать конституционное место главы государства в системе разделения властей и его отношение к исполнительной власти. Понимать реальные модели (при разных президентах) функционирования этих соотношений. Уметь объяснить соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти в разных формах правления.

При характеристики правительства надо вначале остановиться на понятии правительства – что вкладывает законодатель в это слово. Необходимо понимать значение термина «кабинет» и его соотношение с термином «правительство». Модели формирования, состав правительства, особенности иммунитета высших государственных служащих – всё это заслуживает внимания студента. Отдельно следует обратить внимание на конституционный статус главы правительства.


Шаварин М.С. (преподаватель МОПК).

Любой желающий студент может написать реферат, сути этой учебной работы не меняет и далее такая работа здесь названа курсовой. Написание курсовой работы состоит из нескольких этапов. Во-первых, обязательное согласование темы работы с научным руководителем, во-вторых, после последовательно и тщательного изучения вопросов, которые будут освещены в работе, студент предоставляет научному руководителю (преподавателю) список литературы, которую он собирается использовать в работе (библиография). На втором этапе, если преподаватель поймет, что студент неосновательно изучил тему возможно возвращение на этап выбора и утверждения темы. Третьим этапом студент разрабатывает и согласовывает план курсовой работы с научным руководителем эта стадия также обязательна и без неё сдать готовую работу нельзя. Факультативная стадия – написание чернового варианта курсовой работы и проверка черновика преподавателем, некоторым студентам можно сразу писать чистовой вариант. Если был черновой вариант, то на проверку принимается переработанный и дополненный вариант работы в соответствии с отзывом научного руководителя. Защита работы (если плановой – то на комиссии) – выступление студента и его ответы на вопросы преподавателя.

В соответствии с ФГОС 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 13_07_2010 N 770 студент должен уметь в результате освоения дисциплины административное право:
«ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК 2.4…»


следующая страница >>