Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 358.96kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 70.08kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История культуры... 1 86.95kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... 1 414.22kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Методические рекомендации по изучению 6 1155.74kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций» 1 444.15kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины - страница №1/2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по изучению дисциплины



Человек и его потребности

Целями освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов знаний об основных потребностях человека, структуре обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные потребности и психофизиологические возможности человека и их взаимосвязь с социальной активностью личности, структуру обслуживания учетом природных и социальных факторов.

2) Уметь: оценивать психические, физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей.

3) Владеть: умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов.


Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС




Раздел 1. Введение. Человек как предмет познания.


















Становление сервисологии как науки. Основные понятия теории потребностей.

4 / 0


2




2

6





Раздел 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.


















Человек в первобытном обществе. Первые цивилизации и «осевое время».

4 / 0

2




2

6




Библия о потребностях человека. Проблема потребностей у мыслителей античности.

4 / 0


2




2

6




Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения.

4 / 0


2




2

6




Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения. Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

4 / 0


2




2

6





Раздел 3. Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.


















Характеристика индивида. Характеристика личности. Характеристика индивидуальности.

4 / 0


2



2

6




Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Мотив как побуждение.

4 / 0


2



2

6




Мотивация, обусловленная потребностями личности.

4 / 0


2



2

6





Раздел 4. Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.


















Определение потребностей. Классификации потребностей.

4 / 2


2



2

6




Структурный анализ системы потребностей.

6 / 2


2



4

6




Характеристики потребителя.

4 / 2


2



2

6




Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение.

6 / 2


2



4

6




Типология потребителя.

6 / 2

2




4

8




Раздел 5. Особенности функционирования сферы услуг.


















Классификация услуг.

6 / 0


2



4

6




Рынок услуг.

6 / 2


2



4

6





Раздел 6. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.


















Общение работника сферы сервиса и клиента.

6 / 2


2



4

8




Качество услуг, ожидания потребителей и их удовлетворение.

6 / 2


2



4

8




Психология и тактика процесса обслуживания потребителя.

6 / 2


2



4

8




Итого:

90/18

36




54

116




Содержание разделов дисциплины
.
Раздел 1. Введение. Человек как предмет познания.

Тема 1. Становление сервисологии как науки. Основные понятия теории потребностей.

Сервисология как наука: цели и задачи. Предмет дисциплины. Человек как смысловая модель мира. Комплексный подход исследования человека как целостности; изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека как основы запросов и потребностей человека.



Раздел 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.

Тема 1. Человек в первобытном обществе. Первые цивилизации и «осевое время».

Потребности, доминирующие в первобытном обществе. Изменение потребностей людей в эпоху ран­них цивилизаций.



Тема 2. Библия о потребностях человека. Проблема потребностей у мыслителей античности.

Основные способы регулирования взаимодействия личных и общест­венных потребностей, представленных в Библии. Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура. Взгляды на потребности в уче­нии софистов. Особенности понимания потребностей в учениях стоиков, скептиков и эпикурейцев.



Тема 3. Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения.

Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы. Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России. Изменение взглядов на человека и его потребно­сти в эпоху Возрождения.



Тема 4. Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения. Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

Понимание потребностей человека мыслителями Нового време­ни. Сравнительный анализ сходства и различия концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса.


Раздел 3. Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.

Тема 1. Характеристика индивида. Характеристика личности. Характеристика индивидуальности.

Характеристика понятий: инди­вид, личность, индивидуальность.


Общие характеристики индивида. Понятие роли и ее разновидности.
Понятие личности как социального субъекта. Взгляд на современного человека с по­зиции рыночной типологии. Сравнительная ха­рактеристика позитивных и негативных сторон личности.

Тема 2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Мотив как побуждение.
Характеристика понятий «потребность» и «мотив». Характеристика мотива как намерения, как состояния, как устойчивого личностного проявления.

Тема 3. Мотивация, обусловленная потребностями личности.

Разноплановость в толковании мотива у В.А.Иванникова, А.Б.Орлова, А.Н.Леонтьева. Факторы, учитываемые субъектом при достижении успеха.



Раздел 4. Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.

Тема 1. Определение потребностей. Классификации потребностей.

Группы потребностей с учетом критери­ев, положенных в основу классификации.


Первичные и вторичные потребно­сти человека. Классификация потребностей по Гегелю и До­стоевскому.

Тема 2. Структурный анализ системы потребностей.

Характеристика структурного анализа системы по­требностей.


Базисные потребности человека. Высшие потребности человека. Классификация потребностей у С.О. Корнеенкова. Классификация потребностей Г. Меррея.
Классификация потребностей по А. Маслоу. Классификация И.В. Бестужева-Лада.

Тема 3. Характеристики потребителя.

Культурные и социальные факторы, влияющие на поведение потребителя. Референтные группы и семья с позиции их влияния на поведение потребителя.



Тема 4. Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение.

Факторы — мотиваторы потре­бительского поведения. Личностные и психологические факторы в мотивации по­требительского поведения, их характеристика.


Влияние рода занятий, экономического положения, воз­раста на потребление. Типология личности по К.Г.Юнгу.

Тема 5. Типология потребителя.

Типология потребителя с учетом стиля жизни. Характеристика соотношения типа личности про­давца и потребителя в процессе осуществления продаж. Сравнительный анализ теоретических подхо­дов, объясняющих поведение работников сервиса в про­цессе продаж. Типы потре­бителей: когнитивный, независимый, новатор.



Раздел 5. Особенности функционирования сферы услуг.

Тема 1. Классификация услуг.

Сервисология как наука. Характеристика сферы услуг. Понятие услуги. Классификации услуг: по специфике содержания; по формам оказания услуг; по способу оплаты; по видам потребления.



Тема 2. Рынок услуг.

Соотношение основных классов и сфер услуг. Основные черты рынка услуг, особенность дея­тельности и виды предприятий сферы услуг. Понятия «сервис» и «сервисное об­служивание».



Раздел 6. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

Тема 1. Общение работника сферы сервиса и клиента.

Зависимость спроса на различные услуги от пола, возраста и ин­дивидуальных особенностей клиентов, образа жизни, вкусов, ожиданий и требований. Соответствие услуги (изделия) моде и цене; настроение клиента, которое во многом определяется атмосфе­рой взаимоотношений на предприятии сервиса; деловитость и ком­петентность работников, их внимательное, заинтересованное отношение к клиентам.



Тема 2. Качество услуг, ожидания потребителей и их удовлетворение.

Компоненты (параметры) оценки качества услуг: осязаемость, надежность,


ответственность, законченность, доступность, безопасность, вежливость, коммуникабельность, взаимопонимание с потребителем.

Тема 3. Психология и тактика процесса обслуживания потребителя.

Этапы совершения заказа. Основные аспекты тактики обслуживания.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Введение. Человек как предмет познания.

Выполнение эссе на тему «Зачем нужен сервис».

6

Проверка эссе.



Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.


Выполнение реферата на одну из тем:

    • Потребности, доминирующие в первобытном обществе.

    • Изменение потребностей людей в эпоху ран­них цивилизаций.

    • Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

    • Взгляды на потребности в уче­нии софистов.

    • Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы.

    • Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

    • Изменение взглядов на человека и его потребно­сти в эпоху Возрождения.

    • Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения.

    • Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

24

Защита рефератов



Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.


Выполнение контрольной работы.

18

Проверка контрольной работы.



Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  • Сравнительный анализ теоретических подхо­дов, объясняющих поведение работников сервиса в про­цессе продаж.

  • Типы потре­бителей: когнитивный, независимый, новатор.

32

Ответы на вопросы, конспектирование.



Особенности функционирования сферы услуг.

Подготовка к деловой игре.

12

Участие в деловой игре.



Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

Тестирование.

24

Выполнение тестов.





Итого:




116





Практические занятия 1-2.

Становление сервисологии как науки.

Основные понятия теории потребностей.

План.

  1. Сервисология как наука: цели и задачи.

  2. Предмет дисциплины.

  3. Человек как смысловая модель мира.

  4. Комплексный подход исследования человека как целостности.

  5. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека как основы запросов и потребностей человека.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте предмет дисциплины «Сервисология».

  2. Проанализируйте определения понятия «потребность» у разных исследователей.

  3. Обоснуйте необходимость изучения и исследования человеческих потреб­ностей.

  4. Охарактеризуйте понятия «потребность», «нужда», «желание», «прихоть». Как эти понятия взаимосвязаны между собой?


Задания для самостоятельной работы

    1. Составить таблицу «Взаимосвязь потребностей и ценностей» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 11-17).

    2. Выполнение эссе на тему «Зачем нужен сервис».


Основная литература:

    1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

    2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

    3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

    4. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
      // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

    5. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

    6. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

    7. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
      - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.

Дополнительная литература:

    1. Литл, Джонни Ф. Основы маркетинга. Чего хотят наши потребители. Надежный способ это выяснить / Джонни Ф. Литл. –Ростов н/Д, 1997.

    2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

    3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

    4. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

    5. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

    6. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

    7. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практическое занятие 3.

Человек в первобытном обществе. Первые цивилизации и «осевое время».

План.

  1. Потребности, доминирующие в первобытном обществе.

  2. Изменение потребностей людей в эпоху ран­них цивилизаций.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Охарактеризуйте потребности, доминирующие в первобытном обществе.

    2. Как изменялись потребности людей в эпоху ран­них цивилизаций.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить хронологию первобытного общества на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 27).

  2. Составить схему «Формирование потребностей человека в период первых цивилизаций на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 32).


Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

      3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      4. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      5. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      6. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  2. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  3. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практическое занятие 4.

Библия о потребностях человека.

Проблема потребностей у мыслителей античности.

План.

  1. Основные способы регулирования взаимодействия личных и общест­венных потребностей, представленных в Библии.

  2. Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

  3. Взгляды на потребности в уче­нии софистов.

  4. Особенности понимания потребностей в учениях стоиков, скептиков и эпикурейцев.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Какие основные способы регулирования взаимодействия личных и общест­венных потребностей описаны в Библии.

    2. Охарактеризуйте концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

    3. Какие изменения во взглядах на потребности происходят в уче­нии софистов?

    4. Каковы особенности понимания потребностей в учениях стоиков, скептиков и эпикурейцев?



Задания для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу «Систематизация направлений философской мысли периода античности» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 43).


Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

      3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      4. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      5. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      6. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  2. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  3. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практическое занятие 5.

Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения.

План.


  1. Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы.

  2. Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

  3. Изменение взглядов на человека и его потребно­сти в эпоху Возрождения.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Охарактеризуйте концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы.

    2. Проанализируйте подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

    3. Какие изменение во взглядах на человека и его потребно­сти произошли в эпоху Возрождения.



Задания для самостоятельной работы

  1. Выполнить реферат на одну из тем:

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Августина Блаженного;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Спинозы;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах А. Смита;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Ж.-Ж. Руссо;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Д.Дидро;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах П. Гольбаха.


Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

      3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      4. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      5. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      6. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  2. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  3. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практические занятия 6-7.
Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения.

Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

План.

  1. Понимание потребностей человека мыслителями Нового време­ни.

  2. Сравнительный анализ сходства и различия концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Проанализируйте особенности понимания потребностей человека мыслителями Нового време­ни.

    2. В чем сходство и различия концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса?


Задания для самостоятельной работы

  1. Выполнить реферат на одну из тем:

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Гегеля;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Маркса.

Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

      3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      4. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      5. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      6. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  2. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  3. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практические занятия 8-9.
Характеристика индивида. Характеристика личности.

Характеристика индивидуальности.

План.

    1. Характеристика понятий: инди­вид, личность, индивидуальность.

    2. Общие характеристики индивида.

    3. Понятие роли и ее разновидности.

    4. Понятие личности как социального субъекта.

    5. Взгляд на современного человека с по­зиции рыночной типологии.

    6. Сравнительная ха­рактеристика позитивных и негативных сторон личности.


Вопросы для коллективного обсуждения

      1. Охарактеризуйте различия понятий: инди­вид, личность, индивидуальность.

      2. Раскройте общие характеристики индивида.

      3. Осветите понятие роли и ее разновидностей.

      4. Охарактеризуйте понятие личности как социального субъекта.

      5. Охарактеризуйте взгляд на современного человека с по­зиции рыночной типологии. Проведите сравнительную ха­рактеристику позитивных и негативных сторон личности.

      6. Охарактеризуйте понятие «мировоззрение».

      7. Что такое ценность?

      8. Проанализируйте структуру системы ценностей человека.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выполнить реферат на одну из тем:

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Ч. Дарвина;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах З.Фрейда;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Б. Картера;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах экзистенциалистов;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Ф. Достоевского;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах М. Хайдеггера;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Ж.-П.Сартра;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Э.Фромма;

    • Концепция человека и его потребностей в трудах Э.Берна.

Основная литература:

  1. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверин. – СПб., 1999.

  2. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

  3. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

  4. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
    // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

  5. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. – М., 1992.

  6. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

  7. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

  8. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
    - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

  2. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

  3. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

  4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  5. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  6. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практическое занятие 10.

Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).

Мотив как побуждение.

План.

  1. Характеристика понятий «потребность» и «мотив».

  2. Характеристика мотива как намерения, как состояния, как устойчивого личностного проявления.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Охарактеризуйте различия понятий «потребность» и «мотив».

    2. Дайте характеристику мотиву как намерению, как состоянию, как устойчивому личностному проявлению.

    3. Мотив как предметное содержание потребности.

    4. Проанализируйте классификацию мотивов.

    5. Дайте определение понятию интерес. Отношение понятие интереса у человека и социальной группы.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему «Философский подход к потребностям человека».

Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М., 1991.

      4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2003.

      5. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
        // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

      6. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. – М., 1992.

      7. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      8. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      9. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

  2. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

  3. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

  4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  5. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  6. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практическое занятие 11.
Мотивация, обусловленная потребностями личности.

План.

  1. Разноплановость в толковании мотива у В.А.Иванникова, А.Б.Орлова, А.Н.Леонтьева.

  2. Факторы, учитываемые субъектом при достижении успеха.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем проявляется разноплановость в толковании мотива у В.А.Иванникова, А.Б.Орлова, А.Н.Леонтьева.

  2. Охарактеризуйте факторы, учитываемые субъектом при достижении успеха.


Основная литература:

    1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

    2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

    3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М., 1991.

    4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2003.

    5. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
      // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

    6. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. – М., 1992.

    7. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

    8. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

    9. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
      - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

  2. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

  3. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

  4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  5. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  6. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практические занятия 12-13.
Определение потребностей. Классификации потребностей.

План.

  1. Группы потребностей с учетом критери­ев, положенных в основу классификации.

  2. Первичные и вторичные потребно­сти человека.

  3. Классификация потребностей по Гегелю и До­стоевскому.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критери­ев, положенных в основу классификации.

  2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребно­стям человека.

  3. Приведите классификацию потребностей по Гегелю и До­стоевскому, проведите сравнение.



Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте таблицу «Систематизация потребностей» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 111-112).


Основная литература:

    1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

    2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

    3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М., 1991.

    4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2003.

    5. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
      // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

    6. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. – М., 1992.

    7. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

    8. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

    9. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
      - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


Дополнительная литература:

  1. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

  2. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

  3. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

  4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

  5. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

  6. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.


Практические занятия 14-15.
Структурный анализ системы потребностей.

План.

  1. Характеристика структурного анализа системы по­требностей.

  2. Базисные потребности человека.

  3. Высшие потребности человека.

  4. Классификация потребностей у С.О. Корнеенкова.

  5. Классификация потребностей Г. Меррея.

  6. Классификация потребностей по А. Маслоу.

  7. Классификация И.В. Бестужева-Лада.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Дайте характеристику структурного анализа системы по­требностей.

    2. Охарактеризуйте базисные потребности человека.

    3. Охарактеризуйте высшие потребности человека.

    4. Классификация потребностей у С.О. Корнеенкова.

    5. Поясните классификацию потребностей Г. Меррея.

    6. Классификация потребностей по А. Маслоу.

    7. Раскройте сущность классификации И.В.Бестужева-Лада.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте пирамиду «Классификация потребностей по А. Маслоу» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 115-116).

  2. Составьте таблицу «Систематизация услуг сервисной деятельности по удовлетворению потребностей клиентов» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 123).

Основная литература:

      1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

      2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

      3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. – М., 1991.

      4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2003.

      5. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
        // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

      6. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. – М., 1992.

      7. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

      8. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

      9. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
        - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.


следующая страница >>