Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических... 4 882.06kb.
Методические рекомендации для педагогов доу «Обучаем детей пдд» передовой... 1 44.36kb.
Методические рекомендации по проведению деловых игр курс «Макроэкономика» 2 514.15kb.
Методические рекомендации по проведению декады (недели) молодого... 1 460.35kb.
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011... 1 310.12kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «центр... 9 3542.83kb.
Методические рекомендации для студентов Место дисциплины в учебном... 6 1717.32kb.
Методические рекомендации по проведению практики для студентов общие... 1 322.84kb.
Методические рекомендации по проведению 2 299.77kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 2 605.75kb.
Книга по профилактике вич-инфекции и наркозависимости. От составителей 10 2204.88kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов - страница №1/3

Навыки, необходимые для профилактики ВИЧ/СПИДа

Методические рекомендации для педагогов

по проведению занятий – тренингов



Предисловие


Данные методические рекомендации предназначены педагогам и другим специалистам для проведения занятий по профилактике ВИЧ/СПИДа. В основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков поведения, необходимых для предупреждения заражения ВИЧ. Необходимость разработки этого материала продиктована сложившейся объективной реальностью, а именно: быстрыми темпами распространения ВИЧ-инфекции в Казахстане.

Несмотря на активизацию профилактической работы по предупреждению распространения ВИЧ/СПИДа в последние годы в Казахстане, все еще недостаточно подготовленных специалистов, владеющих методиками по формированию навыков безопасного поведения учащихся.

Как показали многочисленные исследования, многие подростки и молодые люди вообще ничего не слышали о ВИЧ или СПИДе, многие имеют неправильное представление об этой болезни. Даже те молодые люди, которые хорошо информированы по вопросам ВИЧ/СПИДа, практикуют опасное для заражения ВИЧ поведение. Само по себе «знание» не обязательно означает «действие». Задача специалистов – научить детей, подростков и молодежь связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение. Предлагаемые методики будут способствовать решению этой задачи.

Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках соглашения с Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией специалистами Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни и Республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом.


Введение


Со времени открытия вируса иммунодефицита человека прошло 20 лет. За это время СПИД унес жизни более 20 миллионов людей в мире. Эпидемия ВИЧ/СПИДа давно перестала быть проблемой только медицинской. Она затронула все сферы деятельности человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, образовательную.

В настоящее время ВИЧ-инфекция зарегистрирована во всех регионах Республики Казахстан. Никто не застрахован от заражения этим страшным вирусом. Но особенно уязвимы к ВИЧ-инфекции люди, практикующие опасное поведение: внутривенное введение наркотиков, незащищенные половые контакты.

Подростки и молодежь подвергаются особенно высокому риску, т.к. слабо информированы и чаще практикуют опасное поведение. Многие молодые люди начинают половую жизнь еще до совершеннолетия. Кроме того, подростки и молодежь чаще стремятся попробовать алкоголь, наркотики, что снижает их самоконтроль.

Учреждения системы образования имеют уникальную возможность полного охвата детей информационно-образовательными программами.

Все вышеизложенное отражено в Стратегической программе по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в системе Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2002-2005 гг.

Обучение детей и подростков по вопросам сексуального здоровья горячо дискутируется. Основные споры разгораются по поводу того, насколько откровенным должен быть информационный материал, с какого возраста следует начинать обучение и зачем вообще просвещать подростков по вопросам секса. Не вызовет ли это ранней сексуальной активности?

Согласно обзору, проведенному по заказу Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу («Влияние образования в области ВИЧ-инфекции и сексуального здоровья на сексуальное поведение молодежи: актуализация обзора», Сборник ЮНЭЙДС примеров передового опыта, 1997г.), большинство эффективных программ полового воспитания молодежи реализуются на базе школ. Вопреки опасениям родителей и педагогов, они не приводят к неразборчивости в связях или сексуальному экспериментированию. Такое же заключение было сделано на основе анализа более тысячи докладов и исследований, проведенного Всемирной организацией здравоохранения («Репродуктивное здоровье подростков:
проблемы и их решение», Энн МакКоли, доктор философии, Лори Лискин, магистр наук; Центр Коммуникативных Программ (США). Было подтверждено, что просвещение в области половой жизни не ведет к более ранним сексуальным контактам, а в некоторых случаях, наоборот, приводит к более позднему началу половой жизни. Вопрос не в том, будут ли дети получать образование в области сексуального здоровья, а в том, как и какое образование они получат. Невозможно изолировать детей от влияния секса. Телевидение, реклама, интернет буквально заваливают их этим влиянием. Молчание и уклончивость только усугубляют ситуацию. Противостоять этому давлению может прямое обсуждение фактов с педагогами, медицинскими работниками, подготовленными сверстниками и родителями.

Обучение учащихся по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа будет эффективным, если оно основывается на следующих принципах (Керби, 1995г.):



  • имеется широкая поддержка программ со стороны родителей и общества;

  • обучение детей, подростков и молодежи направлено на формирование у них ответственного отношения к своему здоровью;

  • программы предусматривают использование различных методик обучения с активным вовлечением самих учащихся в процесс обучения: обсуждения проблем в малых группах, групповые дискуссии, ролевые игры, письменные изложения, интервью с родителями, посещения медицинских организаций, обучение подростков для работы в молодежной среде, показ видеофильмов, представляющих героев и ситуации, близкие к жизни самих учащихся, проведение акций и кампаний;

  • программы подчеркивают важность ответственного сексуального поведения, а не пытаются только призвать к воздержанию от сексуально активного поведения;

  • программы подчеркивают, что следует стремиться к более позднему началу половой жизни, избегать половых контактов без предохранения и партнеров, представляющих наибольший риск. От возраста учащихся зависит, к какой именно проблеме привлекается особое внимание. Например, в программах для более молодых учащихся делается акцент на более позднее начало половой жизни, в то время как для старших и сексуально активных учащихся — на использовании презервативов.



Общие принципы обучения

Основные методы интерактивного обучения
Распространение ВИЧ/СПИДа является следствием рискованного поведения, которое практикуют подростки и молодежь, что связано с отсутствием у них информации и навыков по безопасному поведению. Очень важно предоставлять объективную информацию о рисках для здоровья до того, как молодые люди начнут употреблять табак, алкоголь, наркотики, вступать в сексуальные отношения. Но даже тогда, когда уровень знаний молодых людей значительно повысится, это еще не означает, что они станут практиковать безопасное поведение.

Традиционные методы обучения (например, лекции, чтения, написание рефератов) не формируют навыков безопасного поведения. Как показал мировой опыт, одним из эффективных методов обучения является тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Тренинг обеспечивает активное вовлечение самих учащихся в процесс обучения. Для этого используются интерактивные методики.

Занятие с использованием интерактивного обучения называется тренингом (от английского «to train» - обучать, тренировать).

Учащийся усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, то есть, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.




Требования к проведению тренинга:

  • просторное помещение, где стулья выставлены в круг (тренинговый круг), чтобы участники сидели лицом к друг другу (это способствует свободному общению, удобству проведения упражнений и разминок, доверительной обстановке, наличию интереса и внимания со стороны участников);

  • количество участников тренинга не должно превышать 20 – 25 человек (это оптимальное количество участников, при котором возможно создание атмосферы доверия и постоянное поддержание внимания всех участников);

  • создание и поддержание дружелюбной доверительной атмосферы в течение всего тренинга;

  • необходимо поощрять участников тренинга и следить за тем, чтобы все принимали в нем участие;

  • преподаватель-тренер не должен навязывать своего мнения, в то же время, ему необходимо подвести аудиторию к поставленной цели занятия;

  • преподаватель-тренер должен соблюдать временные рамки каждого упражнения;

  • на первом занятии тренинга проводится упражнение «знакомство» и принимается «соглашение» (правила работы группы);

  • необходимо сочетание подачи теоретического материала с проведением интерактивных упражнений и разминок;

  • в начале любого занятия тренинга зачитываются цели и задачи данного занятия, а в конце подводятся итоги.

Любой тренинг, какие бы задачи он не преследовал, всегда начинается со знакомства и выработки правил работы.


Знакомство

Знакомство представляет собой необходимую процедуру первого занятия любого тренинга. Знакомство непременно проводится даже в том случае, когда участники знают друг друга. Знакомство позволяет активизировать группу, вовлечь ее участников в процесс обучения, развить навыки общения.

Цель процедуры знакомства можно считать достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность в дальнейшем процессе обучения.

Игры, направленные на знакомство:

Игра «Снежный ком». Все участники по кругу называют свои имена. Причем, каждый следующий, прежде чем назвать свое имя, повторяет имена предыдущих участников.

Игра «Две правды и одна ложь». Учащимся предлагается сказать о себе два правдивых утверждения и одно такое, которое не соответствует действительности. Например: Я родилась в городе Алматы, играла главную роль в фильме «Красотка» и очень люблю мороженое.

Презентация соседа по «тренинговому кругу». Это упражнение проводится в парах. После минутного обсуждения каждый участник представляет своего соседа по «тренинговому кругу», указывая его имя и любимое занятие.
Принятие «Соглашения» - правила работы группы

Для того, чтобы с самого начала занятий учащиеся почувствовали ответственность за свое обучение и для повышения эффективности усвоения материала рекомендуется принятие соглашения, то есть правил поведения на занятии - тренинге. Ниже приводится пример подобного соглашения. Пункты соглашения необходимо заранее записать на листе бумаги или доске. Соглашение вывешивается на видное место, зачитывается каждый пункт и после совместного обсуждения принимается. Могут быть приняты новые пункты, предложенные участниками. Необходимо объяснить группе, что после голосования все участники несут ответственность за исполнение пунктов соглашения. Принятие соглашения способствует также созданию такой обстановки, чтобы каждый участник мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не боялся стать объектом насмешки и критики, был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы. Соглашение вывешивается до окончания всего тренинга.



Пример соглашения

  • мы все ответственны за свое обучение;

  • слушаем друг друга, не перебиваем;

  • говорит кто-то один, правило «поднятой руки»;

  • говорим по существу;

  • делимся своими мыслями;

  • глупых вопросов не бывает;

  • щадим чувства других;

  • соблюдаем конфиденциальность;

  • соблюдаем временные границы.


Обучение

Каждое занятие следует начинать с обозначения темы, цели и задач.

Рекомендуется до начала занятия провести анкетирование для оценки предварительного уровня информированности учащихся. Анкеты сохраняются до окончания всего тренинга, и затем уровень знаний учащихся оценивается еще раз. Сравнивая результаты, интересно будет узнать, что изменилось в знаниях и навыках учащихся, можно будет сделать оценку эффективности тренинга.

Очень важно на этом этапе сочетать подачу информации с упражнениями на выработку практических навыков, умения принимать правильные решения. Для выработки мотивации к изменению поведения следует пробудить у участников интерес к проблеме ВИЧ/СПИДа, сделать эту проблему актуальной для каждого.

Предлагаемые в этих методических рекомендациях упражнения могут быть использованы преподавателем по его усмотрению. Преподаватель может заменить упражнения в зависимости от подготовленности аудитории.

Подведение итогов занятия


В конце любого занятия - тренинга подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения «листов откровения», анкет.

Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал.




следующая страница >>