Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции России (с презентацией) Содержание Методические рекомендации дл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для социальных работников, учителей и родителей... 2 396.03kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов 3 597.25kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Промышленность в пореформенной России во второй половине XVIII века 1 78.72kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции России (с презентацией) - страница №2/2

Ход урока - парламентских слушаний


Спикер парламента – ведет слушания, открывает заседание и объявляет регламент (правила работы): «Уважаемые депутаты, представители общественных организаций! Начинаем парламентские слушания «Конституция России – возможности свободы граждан»». Предлагаю утвердить регламент слушаний15:

  1. Подготовка выступлений групп – 10 минут.

  2. Выступления групп по идеям проектов законов - по 2 минуты, ответы на опросы групп, прения – по 3 минуты, итого группам по 5 минут.

  3. После слушаний проводится голосование по включению идей проектов в пакет законопроектов («первое слушание»). Порядок голосования - тайный. Длительность голосования и подсчета голосов – 5 минут.

  4. Общая длительность слушаний____ минут.

  5. Правила взаимодействия: не прерывать выступающего, корректность и аргументированность позиции.

Какие есть замечания к проекту регламента? Замечаний нет. Если есть замечания, то, но ним надо проголосовать: кто за предлагаемые изменения? Кто против? Изменения приняты. Кто за предложенный регламент? Кто против? Регламент утвержден.

Далее – заседание ведется по плану регламента. Группы обсуждают идеи возможных законопроектов для решения проблемы непонимания многими гражданами правового смысла Конституции России. Это могут быть проекты о гражданском правовом образовании, об изучении Конституции России гражданами страны. Организуется голосование («первое слушание») по сути идей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ответ на рефлексивный вопрос: Что стало ценным, важным в результате модуля «Конституция России: возможности свободы граждан»?


    1. Урок 8. Рефлексия и оценивание.

На уроке организуется обсуждение реального значения Конституции, права для граждан, общества и государства современной России. Ученики в группах называют результаты своей работы по проблеме, обсуждают свои ответы на вопрос «Что стало ценным, важным в результате модуля «Конституция России: возможности свободы граждан»?

После подведения содержательных итогов, на основе оценочных листов по модулю подводятся итоги оценивания.



Виды оцениваемых работ

Кто оценивает?

Содержание оцениваемых работ

Самостоятельные домашние работы

Оценка учителя – три отметки

Урок 3. Обобщить основное содержание первой главы Конституции России

Урок 4. Заполнить таблицу по содержанию второй главы Конституции России

Урок 5. Ответить на вопрос: Как отразилась в Конституции России (главы 1 и 2) идея справедливости как цели общества и государства?


Вклад в работу группы

Оценка группы –одна отметка за урок 2 и у самых результативных – по одной отметке за уроки 3 – 6

Урок 2. Участие в проведении опроса, заполнении таблицы, обсуждении итогов опроса.

Уроки 3-6. Оценка самых результативных в работе группы



Рефлексивный отчет

Оценка учителя – одна отметка

Урок 7. Ответить на вопрос: Что стало ценным, важным в результате модуля «Конституция России: возможности свободы граждан»?



  1. Материалы для учащихся

    1. Введение.

Основной идеей модуля является изучение реального значения Конституции для граждан и развития современной России. В результате изучения темы вы сможете сформулировать собственные суждения о значении понимания правового содержания Конституции РФ для человека, общества и государства. Вы получите опыт изучения Конституции как цельного документа, подготовки и защиты проекта идеи законопроекта на «парламентских слушаниях». Надеемся, что Вы задумаетесь о том, что гарантией свободы и возможностей развития являются не только соответствующие ресурсы государства, но и отношение граждан, общества, государственных деятелей и чиновников к Конституции, праву в целом.

Основным ресурсом для Вашей работы является текст Конституции России. Для понимания правового содержания Конституции России предложены материалы для дополнительного чтения. Для расширения правового кругозора помогут ресурсы Интернет.


http://e-democratia.ru - Единый портал электронной демократии Российской Федерации

http://pravo.gov.ru - Официальный интернет-портал правовой информации

http://veche.duma.gov.ru - Система общественного обсуждения законопроектов

http://wciom.ru – сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

http://www.asi.org.ru - Агентство социальной информации

http://www.constitution.ru – сайт о Конституции России

http://www.duma.gov.ru - сайт Государственной Думы РФ

http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти России

http://www.levada.ru – сайт Левада-центра изучения общественного мнения

http://www.ombudsmanrf.ru - сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

http://www.oprf.ru - сайт Общественной палаты Российской Федерации

http://www.un.org/russian - сайт Организации Объединенных наций

http://www.vestnikcivitas.ru - вестник гражданского общества

http://zakon.government.ru Открытое правительство

 www.chelovekizakon.ru - правовой портал «Человек и закон»

 www.hro.org -   ресурс по правам человека в российском Интернете, Международные документы по правам человека   /

www.kremlin.ru - сайт Президента России

www.ks.ru –сайт Конституционного суда РФ



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Многонациональный состав населения России. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Местное самоуправление.


ЭТАПЫ РАЗВОРАЧИВАНИЯ МОДУЛЯ

1 этап. Введение информации, постановка проблемы (2 урока). Обсуждение данных социологического опроса о том, как граждане России относятся к Конституции. Участие в проведении социального опроса.

2 этап. Учебное исследование (4 урока). Учебное исследование правового содержания Конституции России проводится в форме практикума по цельному изучению текстов преамбулы, 1 и 2 глав Конституции.

3 этап. Обсуждение вариантов решения проблемы незнания, непонимания правового смысла содержания Конституции гражданами России организуется в формате парламентских слушаний (1 урок).

4 этап. Рефлексия и оценивание. (1 урок). Организуется обсуждение значения понимания правового содержания Конституции для граждан, общества и государства современной России. Ученики называют результаты своей работы по проблеме. Подводятся итоги оценивания.
2.2. Материалы к уроку №1.

  1. Конституции: краткий исторический обзор

Конституция (от лат. constitutio – установление, устройство). Конституция является Основным Законом государства. В Конституции закреплены основы государственного и общественного строя, основные права, свободы и обязанности каждого гражданина, устройство высших государственных органов. Основному Закону государства не может противоречить никакой закон или подзаконный акт. Конституции различных стран имеют как общие, так и особенные черты.

Общим является признание конституции высшим законом страны, устанавливающим основные правила (правопорядок). Все остальные законы должны соответствовать нормам конституции. По форме разделяют писанные и неписаные конституции. В большинстве современных стран действуют писаные конституции (в виде единого правового акта). Но в Великобритании, Швеции и ряде других государств таких документов нет, там действуют различные конституционные соглашения и правовые обычаи.

Самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время, - Конституция США. Она была выработана в 1787 году конвентом в г. Филадельфии. В этом тексте были определены взаимоотношения органов государственной власти. С тех пор были приняты еще 27 поправок к Конституции. Права и свободы граждан в основном закреплен в первых десяти поправках, получивших название «Билль о правах», принятый в 1789 г. В Билле закреплены свобода вероисповедания, свобода печати, слова, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу, избирательное право. Названные права – личные и политические.

В XIXв. конституции принимались в некоторых странах Европы (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция и др.), в 1889г. в Японии была принята первая в Азии конституция. После Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) конституции были приняты в разных странах - Германия, Австрия, Чехословакия, Испания. В России в 1918 г. (1924 г. – Союз Советских Социалистических Республик - СССР) была принята Советская Конституция, закрепившая победу новой власти. После Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) во многих странах били приняты новые конституции. В 1947 г. принята новая Конституция Италии, новая конституция Японии, во Франции в 1958 г. – четвертая по счету, в Германии – четвертая – 1949г.

Действующая в настоящее время Конституция России принята в 1993г. на всенародном референдуме (голосовании). Её принятию предшествовал 70-летний период советского государства и советских конституций (1918, 1924, 1936, 1977 годов). Принятие новой Конституции 2 декабря 993г., несмотря на сложную политическую борьбу вокруг неё, стало демократическим прорывом, началом строительства правового государства. Важнейшая задача правового государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона. Конституция России закрепила общепризнанные в мировой практике права и свободы, демократическое устройство власти, для реализации которых еще надо создавать условия. Права человека – возможности человека действовать по своему усмотрению (свободы) и получить определенные права (права). Права человека являются главным показателем развития демократического общества.

С древних времён16 люди стремились установить справедливые отношения в обществе, определить свободы и права человека в форме религиозных заповедей в священных книгах (Библия, Коран и др.). В средние века права людей зависели от принадлежности к определенному сословию, говорили не о правах человека вообще, а о правах и вольностях (привилегиях, дарованных монархом, сеньором) дворян, горожан, духовенства. Наконец, в 17в. труды Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо впервые поставили вопрос о том, что права не являются дарованными властью, а существовали до всякой политической власти. Права рассматривались как существующие от природы, естественные: право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, защиту от произвола власти. Современные ученые называют эти права первым поколением прав человека - личные и политические. В 19 – начале 20 в.в. появились права второго поколения – экономические и социальные (права на достойные человека условия жизни и труда). 10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию Прав Человека, которая стала определенным маяком для многих стран в деле установления и защиты этих прав, в 10 декабря во всем мире отмечается как День прав человека.




  1. Отношение граждан России к содержании. Конституции.

Еще в 1999г. один из авторов Конституции России С.С.Алексеев17 отмечал, что Россия действительно, по-настоящему, выстрадала конституцию как идеал и центр политико-демократической жизни, как привлекательный и желанный образ будущего российского устроения, и в то же время, Россия не выстрадала, в отличие от многих других стран, конституцию «с содержательной стороны» - с точки зрения её правовой настроенности, предназначения в отношении власти и положения человека, личности в обществе».

К 20-летию Конституции России оценки этого основного документа, легитимизирующего власть в России, противоречивы и полемичны. По данным Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) лишь 18 % россиян знают содержание Конституции, а 59% ее текст не читали лично, а 22 не представляют себе содержание Конституции. Не читая ее, 45% респондентов ВЦИОМ полагают, что Конституция нуждается в изменении и совершенствовании, а 43 % - что менять ее нужно только в крайнем случае.

Итоги исследований общественного мнения россиян о Конституции страны Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), проводимые с 1997 года, показывают положительную динамику оценок основного закона страны (см. таблицу 1).

Таблица 1.



С каким из следующих мнений о роли Конституции в жизни страны вы бы скорее согласились? (по итогам опросов Левада-Центра)

Варианты ответа

1997

2002

2007

2008

2010

2011

Конституция гарантирует права и свободы граждан

12

21

31

22

38

44

Конституция поддерживает какой-то порядок в деятельности государства

 

20

 

22


 

30


 

30


 

22


 

21

Конституция является для Президента средством, позволявшем контролировать  Думу

 

11

 

7


 

10


 

11


 

8


 

6

Конституция не играет значительной роли в жизни
страны, поскольку мало кто с ней считается

 

45

 

  41


 

21


 

28


 

25


 

20

Результаты исследований общественного мнения ВЦИОМ и Левада-центра (2012 – 2013гг.) выявили, что значительная часть россиян считают, что Конституция в стране роли не играет, что Конституция России не является для большинства россиян выражением свободы и возможностей развития человека, общества и государственности.

Основа для анкеты

Анкета для проведения социального опроса «Каково значение понимания гражданами России правового содержания Конституции?»

Дорогой друг! В связи с изучением значения понимания гражданами России правого содержания Конституции, проводимого учащимися в рамках курса обществоведения, просим Вас принять участие в социальном опросе и ответить на вопросы. Анкета проводится анонимно



Далее – вопросы:

Спасибо за участие в социальном опросе, Ваши ответы помогут нам понять изучаемый вопрос.
Таблица для записи результатов анкетирования участников социального исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции




ответы первого респондента (a, b.c,d)

ответ второго респондента (a, b.c,d)

ответ третьего респондента (a, b.c,d)

  1. Знаете ли Вы содержание Конституции России?

  1. Да, я лично её изучал\изучала

  2. Я имею представление о содержании Конституции России, хотя лично не изучал\изучала

  3. Я не имею представления о содержании Конституции России










  1. В чем состоит правовое содержание Конституции России?

  1. Закрепляется правопорядок

  2. Закрепляется, что защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

  3. Определяются правила деятельности государственных органов

  4. другой ответ:










  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции для граждан России?

  1. Понимание Конституции гарантирует права и свободы граждан

  2. Понимание Конституции не имеет реального значения для граждан

  3. Понимание Конституции способствует становлению активной гражданской позиции

  4. другой ответ:










  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции гражданами России для развития страны?

  1. Понимание Конституции гражданами не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с нею считается

  2. Понимание Конституции гражданами делает её реальной силой, определяющей направление правового развития страны

  3. Понимание Конституции гражданами приводит к нарушениям правопорядка

  4. Другой ответ













    1. . Материалы к уроку №2

Таблица для обобщения результатов анкетирования участников социального исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции




Сколько респондентов выбрали ответ а)

Сколько респондентов выбрали ответ b)

Сколько респондентов выбрали ответ c)

Сколько респондентов выбрали ответ d), какие ответы они написали?

  1. Знаете ли Вы содержание Конституции России?













  1. В чем состоит правовое содержание Конституции России?













  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции для граждан России?













  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции гражданами России для развития страны?















    1. Материал для домашнего задания к уроку №2

Изучите текст «Конституционализм негативный и позитивный в конституциях стран» и определить, ответы на какие вопросы, поставленные в классе, в нем содержатся?

Негативный конституционализм. В США существует давняя традиция, по которой человек считается обладающим неотчуждаемыми правами, присущими ему по факту рождения. Конституционному правительству18 в США предписывается выступать гарантом и защитников богоданных прав, которыми человек обладает независимо от государства. В «Декларации независимости» 1776г. заявлено, что «государство учреждается среди людей для обеспечения этих прав». Конституции США присуща идея негативного конституционализма. Она включает положения, прямо запрещающие государственным органам препятствовать осуществлению естественных прав человека или нарушать их.

Сторонники негативного конституционализма считают, что свобода наступает тогда, когда государство не вмешивается в жизнь гражданского общества, а власть просто оставляет в покое граждан. Они убеждены, что свободы можно добиться, включив в конституцию меры противодействия злоупотреблениям властью. Доведенное до крайности ограничение власти может привести не в свободе, а к беспорядкам в самых жестоких формах.

Негативный конституционализм практикуется в конституциях демократических стран как средство гарантирования определенных прав человека.

Позитивный конституционализм. В противоположность негативному конституционализму в конституциях многих странах мира (исключая США) преобладает традиция юридического позитивизма. В конституциях перечисляют многочисленные и обширные гарантии социальных, экономических, культурных и экологических прав, иногда органы государственной власти даже имеют право вмешиваться в частную жизнь граждан, в деятельность гражданского общества с тем, чтобы перераспределить ресурсы, принять меры, способствующие социальному и экономическому равенству граждан. В США социальные и экономические права не отражены в Конституции. Вместо этого они в известной степени определяются законами. Конституция этих прав не гарантирует.

Способность или неспособность государства гарантировать социальные и экономические права зависит от наличия у него существующих ресурсов. Угроза свободе может исходить от самих государственных органов, если они наделены полномочиями, выходящими за определенные рамки, даже если провозглашается, что эти полномочия предоставлены им с благой целью обеспечения равенства, справедливости и всеобщего благоденствия. Не будучи в достаточной мере ограниченным, позитивный конституционализм может привести к деспотизму и даже тоталитаризму, как это произошло с Советским государством.

Позитивное право «с первых же фаз своего формирования и до последнего времени выступает в качестве «силового» нормативно-ценностного регулятора. В данном отношении история позитивного права во многом состояла в трансформации и модификации силы, определяющей жизнь и реальность юридических установок, когда право, оставаясь «силовым», меняло стоящие за ним силовые институты и рычаги»19.

«По мере развития прав и свобод одновременно увеличивается число оговорок и возможностей введения чрезвычайного положения20».



«Некоторые права одновременно могут рассматриваться и как негативные и как позитивные. Например, право на юридическую защиту. Для состоятельного человека право является негативным: это гарантия того, что государство в случае необходимости не будет препятствовать ему воспользоваться услугами адвоката. Для малоимущего это право представляет собой позитивное право, т.к. без помощи государства он не сможет нанять адвоката»21.

Конституция США (Декларация независимости – 1776г., Конституция – 1787г., Билль о правах). Примером негативного конституционализма22 являются поправки 1 – 10 к Конституции, известные как «Билль о правах». Эти поправки ограничивают власть государства и направлены на предотвращение лишения человека гражданских прав. Например, первая поправка к американской Конституции гласит: «Конгресс не должен издавать законов, относящихся к установлению религии или запрещающих свободное исповедание оной, либо ограничивающих свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Поправка II. Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованная милиция, право народа хранить и использовать оружие не должно ограничиваться. Поправка V. «… никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и тоже преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле, никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность на должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

Франция. Из Декларации прав человека и гражданина 1798г. статья 7. «Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях, определенных законом и при соблюдении процедуры, предписанной законом». Ст. 10 «Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом». Из Конституции Франции 26 августа 1946г.23. «Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной… Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг… Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».

Конституция Германии (23 мая 1949 г.). Ст. 4 «Никто не может быть принуждаем против собственной совести к военной службе с оружием». Ст. 7 «Все школьное дело находится под надзором государства». Ст. 11 «Все немцы пользуются свободой передвижения по всей федеральной территории». Ст. 14 «Собственность и право наследования гарантируются государством».

Из Конституции Италии (22 декабря 1947 года). «Ст.13. Свобода личности ненарушима. Ст. 14. Жилище неприкосновенно. Ст. 15. Свобода и тайна переписки и всех других видов связи ненарушимы. Ст. 21. Печать не может подлежать разрешению или цензуре. Ст. 31. Республика экономическими и другими мерами способствует созданию семьи и выполнению её задач, уделяя особое внимание большим семьям. Ст.32. Республика охраняет здоровье как основное право личности и основной общественный интерес и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Ст.34. Образование открыто для всех. Начальное образование, по меньшей мере, в течение восьми лет является обязательным и бесплатным. Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право на высшие ступени обучения».

Из Конституции Японии (3 мая 1947 года). «Ст. 18. Никто не может содержаться в рабстве в какой-либо форме. Ст. 19. Свобода мысли и совести не должна нарушаться. Ст. 26. Все имеют право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом. Ст.27. Все имеют право на труд и обязаны трудиться. Заработная плата, рабочее время, отдых и другие условия труда определяются законом. Ст. 38. Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание".



    1. Материалы для домашнего задания к уроку №5

Прочитайте текст «Справедливость как идеальная цель общества и государства» и напишите ответ на вопрос: Как отразилась в Конституции России (главы 1 и 2) идея справедливости как цели общества и государства?

Справедливость как идеальная цель общества и государства24.

Идея справедливости возникает во всех обществах. Уже в течение тысяч лет справедливость считается одной их законных целей власти, многие обществоведы называют её всеобъемлющим благом. Хотя людей всех времен и культур постоянно волновала справедливость, у этого термина отсутствует одно общепринятое значение.

Римский император Юстиниан (483 – 565) называл справедливость «постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам». Когда Платон написал свой самый важный труд «Республику» (360 г. до н.э.), его целью было дать ответ на вопрос «Что есть справедливость?». Повествуя об этом, он заключает, что справедливость – это равновесие или гармония, как государственного строя, так и каждой отдельной личности. Разум – это правитель. Справедливость касается и внутреннего содержания человека, который приводит свою внутреннюю жизнь в порядок, он сохраняет и поддерживает гармоничное состояние справедливым и добрым действием, в знание, которым он руководствуется – мудрость.

Справедливость была целью народов, подтверждением этому являются и самые известные ранние законы (Кодекс Хаммурапи, Моисеевы законы, Шариат, Кодексы поведения Китая, Девять не способностей Будды). Пронизанное духом милосердия послание Иисуса сделало много для того, чтобы поколебать веру в справедливость, основанную на возмездии. До сих пор справедливость объясняется в категориях, которые были установлены Аристотелем 2400 лет назад. Для удобства и понимания они с тех пор делятся на три формы: распределительная справедливость, исправительная и процедурная. Интересно, однако, отметить, что люди всего мира, никогда не слышавшие об Аристотеле, уже тысячи лет используют сказки, для того, чтобы рассказывать о распределительной, исправительной, процедурной справедливостей.



Распределительная справедливость связана со справедливым распределением чего-либо среди различных людей, социальных групп. То, что распределяется, может приносить пользу (например, земля, пища, зарплата, налоги и т.д.). Общепринятые требования к распределению благ и бремени включают принципы потребности, способности и заслуги. Потребность подразумевает условие нужды, которую требуется как-то снять, удовлетворить. Способность предполагает, что человек обладает физическими, интеллектуальными или экономическими способностями обращаться за тем, что распределяется. Заслуги – это степень, в которой человек или группа людей заслуживают того, что распределяется.

Задача исправительной справедливости – исправить причиненное зло, вред, вернув пострадавшего к положению, в котором он находился до причинения ему вреда. Это может означать возврат украденных предметов, возмещение ущерба. Исправительная справедливость также предусматривает, что человек, совершивший преступление или причинивший вред другому, должен понести наказание в некоей форме.



Процедурная справедливость занимается вопросами о том, как собирается информация, как принимаются решения. Она включает правила проведения суда или слушания. Справедливые процедуры часто называют «надлежащей правовой процедурой», в ходе которой сначала выслушивают, действуют после проведения расследования, решение принимают только после судебного разбирательства.


    1. Домашнее задание к уроку №6

Изучите определение понятий «право», «правовые нормы», законы», «государство», «общество», «гражданин»; используя эти термины, сформулируйте идею законопроекта для решения проблемы незнания и непонимания многими гражданами России Конституции.

Право – это система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство. Право по своей идее есть равновесие между частной свободой и общим благом.

Правовые нормы - написаны (имеют письменную форму), приняты в установленном порядке государственным органом, обязательны для всех, охраняются силой государства, в случае нарушения предусматривается ответственность.

Законы. Важнейшие вопросы нашей жизни регулируются законами, они обладают высшей юридической силой (все указы, распоряжения, приказы должны им соответствовать).

Государство – это организации власти в стране через учреждения, органы на основе права. В истории человечества существовали разные типы государств – в интересах отдельных правителей, небольших правящих групп, социальных групп и классов, общества. Мыслители разных стран и народов, ученые обществоведы признают, что государство должно выполнять задачу создания правил, законов, обеспечивающих человечность и свободу граждан, способствующих экономическому благополучию, мирным отношениям с соседними странами.

Гражданин – человек, принадлежащий на правовой основе к определенному государству, обладающий правами и обязанностями, определенными законами страны.

Общество – совокупность людей на основе их интересов и потребностей, осуществления совместной деятельности (экономической, политической, политической, духовной).

Конституция государства – основной закон: закрепляет государственный строй, основные права, свободы и обязанности, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; обладает прямым действием (положения конституции выполняются вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты); отличается стабильностью, особым порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.


    1. Оценивание по модулю - на основе листа оценивания:

Виды оцениваемых работ

Кто оценивает?

Содержание оцениваемых работ

Самостоятельные домашние работы

Оценка учителя – три отметки

Урок 3. Обобщить основное содержание первой главы Конституции России

Урок 4. Заполнить таблицу по содержанию второй главы Конституции России

Урок 5. Ответить на вопрос: Как отразилась в Конституции России (главы 1 и 2) идея справедливости как цели общества и государства?


Вклад в работу группы

Оценка группы –одна отметка за урок №2 и у самых результативных – по одной отметке за уроки №№ 3 – 6

Урок 2. Участие в проведении опроса, заполнении таблицы, обсуждении итогов опроса.

Уроки 3-6. Оценка самых результативных в работе группы



Рефлексивный отчет

Оценка учителя – одна отметка

Урок 7. Ответить на вопрос: Что стало ценным, важным в результате модуля «Конституция России: возможности свободы граждан»?



1 Алексеев С.С. Философия права. М., НОРМА, 1999, с. 219 - 220

2 Из федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, основная школа, Москва, «Просвещение», 2011г.

3 Дух демократии//интерактивные методики, ситуативное обучение и т.д., М., За гражданское образование, 2003, с. 41.

4 Алексеев С.С. Философия права. М., НОРМА, 1999, с. 219 - 220

5 На доске, планшете или, используя ИКТ – на экране

6 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения//под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера, Сивитас, М. 2005, с. 24

7 Алексеев С.С. Философия права, М., НОРМА, 1999, с. 72.

8 Конституции зарубежных стран//сб. ред. Маклаков В.В., М., БЕК, 1999, VII.

9 www.hroghts.ru

10 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения//под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера, Сивитас, М. 2005, с. 24

11 Конституции зарубежных стран//сб. ред. Маклаков В.В., М., БЕК, 1999, с. 136.

12 Цели урока должны быть наглядно оформлены перед учениками (доска, планшет), чтобы они их «не потеряли» в процессе.

13 В таблице приводится вариант заполнения

14 По материалам «Почему справедливость считается общим благом?»//материалы семинара «Активные методы обучения в гражданском образовании», СПб, Международный проект 2005 – 2007, с. 11 – 19.

15 Записаны на доске, планшете или экране

16 Дух демократии//интерактивные методики, ситуативное обучение и т.д., М., За гражданское образование, 2003, с. 41.

17 Алексеев С.С. Философия права. М., НОРМА, 1999, с. 219 - 220

18 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения//под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера, Сивитас, М. 2005, с. 24

19 Алексеев С.С. Философия права, М., НОРМА, 1999, с. 72.

20 Конституции зарубежных стран//сб. ред. Маклаков В.В., М., БЕК, 1999, VII.

21 www.hroghts.ru

22 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения//под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера, Сивитас, М. 2005, с. 24

23 Конституции зарубежных стран//сб. ред. Маклаков В.В., М., БЕК, 1999, с. 136.

24 По материалам «Почему справедливость считается общим благом?»//материалы семинара «Активные методы обучения в гражданском образовании», СПб, Международный проект 2005 – 2007, с. 11 – 19.


<< предыдущая страница