Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции России (с презентацией) Содержание Методические рекомендации дл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для социальных работников, учителей и родителей... 2 396.03kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов 3 597.25kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Промышленность в пореформенной России во второй половине XVIII века 1 78.72kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции России (с презентацией) - страница №1/2

Конституция России: возможности свободы граждан

россияне о конституции
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции России (с презентацией)
Содержание

  1. Методические рекомендации для учителей с.2-25

    1. Введение. Краткое описание модуля с.2-6

    2. Урок 1. Введение информации, постановка проблемы с.7-17

    3. Урок 2. Результаты опроса: оформление и интерпретации с.17 - 23

    4. Уроки 3 - 6. Правовой практикум «Каково правовое содержание Конституции России?» с.23 - 25

    5. Урок 7. Парламентские слушания «Конституция России: возможности свободы граждан» с.23 - 25

    6. Урок 8. Рефлексия и оценивание с.25

  2. Материалы для учащихся с.26 - 38

    1. Введение с.26 - 27

    2. Материалы к уроку №1 с.27 - 31

    3. Материалы к уроку №2 с.31 - 32

    4. Материал для домашнего задания к уроку №2 с.32 - 35

    5. Материалы для домашнего задания к уроку №5 с.35 - 37

    6. Материалы для домашнего задания к уроку №6 с.37 - 38

    7. Оценивание по модулю - на основе листа оценивания с.38

Автор - Елена Григорьевна Пригодич, руководитель

Центра воспитания и гражданского образования,

Красноярский краевой институт повышения квалификации

работников образования


  1. Методические рекомендации для учителей




    1. Введение. Краткое описание модуля.

Изучение правового содержания Конституции России, её ценностей, процедур и технологий, образующих основу правовой системы страны, основу для решения ключевых задач развития страны, гарантии для стабильности, прав и свобод человека и гражданина рекомендуется организовать в модульном формате, цельно и системно. Модуль «Конституция России: возможности свободы граждан» рекомендуется провести в 8 – 11 классах, в рамках курса «Обществознание» или курсов по выбору, соответствии с уровнем подготовленности учащихся учитель сам определяет, в каком классе целесообразнее провести эти занятия.
В 1999г. один из авторов Конституции России С.С.Алексеев1 отмечал, что Россия действительно, по-настоящему, выстрадала конституцию как идеал и центр политико-демократической жизни, как привлекательный и желанный образ будущего российского устроения, и в то же время, Россия не выстрадала, в отличие от многих других стран, конституцию «с содержательной стороны» - с точки зрения её правовой настроенности, предназначения в отношении власти и положения человека, личности в обществе».

К 20-летию Конституции России оценки этого основного документа, легитимизирующего власть в России, противоречивы и полемичны. По данным Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) лишь 18 % россиян знают содержание Конституции, а 59% ее текст не читали лично, а 22 не представляют себе содержание Конституции. Не читая ее, 45% респондентов ВЦИОМ полагают, что Конституция нуждается в изменении и совершенствовании, а 43 % - что менять ее нужно только в крайнем случае.

Итоги исследований общественного мнения россиян о Конституции страны Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), проводимые с 1997 года, показывают положительную динамику оценок основного закона страны (см. таблицу 1).

Таблица 1.

С каким из следующих мнений о роли Конституции в жизни страны вы бы скорее согласились? (по итогам опросов Левада-Центра)

Варианты ответа

1997

2002

2007

2008

2010

2011

Конституция гарантирует права и свободы граждан

12

21

31

22

38

44

Конституция поддерживает какой-то порядок в деятельности государства

 

20

 

22


 

30


 

30


 

22


 

21

Конституция является для Президента средством, позволявшем контролировать  Думу

 

11

 

7


 

10


 

11


 

8


 

6

Конституция не играет значительной роли в жизни
страны, поскольку мало кто с ней считается

 

45

 

  41


 

21


 

28


 

25


 

20

Результаты исследований общественного мнения ВЦИОМ и Левада-центра (2012 – 2013гг.) выявили, что значительная часть россиян считают, что Конституция в стране роли не играет, что Конституция России не является для большинства россиян выражением свободы и возможностей развития человека, общества и государственности.

Разобраться в этих оценках помогут материалы модуля.
Основной идеей модуля является изучение её «правовой настроенности, предназначения в отношении власти и положения человека, личности в обществе» в современной России. Содержанием модуля является изучение основных идей Конституции России как правового демократического государства: верховенства права, как ограничения правления и наличия у органов власти полномочий по обеспечению прав человека и охране порядка; свободы, равенства и справедливости в соответствии с законом; разделения властей и совместного осуществления властных полномочий как средства ограничения власти; независимых судебных органов, имеющих полномочия выносить решения о конституционности (законности) нормативных актов; негативного и позитивного конституционализма. Основным условием реальности верховенства права является формирование институтов, норм (правоохранительных, гражданских), в которых защита прав человека является ценностью как для гражданина, так для общества, государства.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОДУЛЯ:

В области знаний: ученики смогут сформировать собственные суждения о значении Конституции РФ как условия для правовой защиты свободы, прав человека, систематизируют знания об основных чертах государственного строя России, структуре государственной власти, правовых принципах и институтах защиты прав человека;

В области опыта: ученики получат учебный опыт изучения Конституции как цельного документа, подготовки и защиты проекта идеи законопроекта по изучению Конституции на «парламентских слушаниях»;

В области умений и навыков: ученики осваивают умение цельного, аналитического прочтения Конституции РФ;

В области отношений, ценностей, внутренних установок: ученики могут задуматься о том, что гарантией свободы и возможностей развития являются не только соответствующие ресурсы государства, но и отношение граждан, общества, государственных деятелей и чиновников к Конституции, праву в целом.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ2:

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Многонациональный состав населения России. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Местное самоуправление.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Конституция России (на 30.12.2008г.)

Башев В.В., Фрумин И.Д. Проблемно-рефлексивный подход в обществознании// учебно-методическое пособие, М. МИРОС, 2002.

Вакуленко В.А., Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М. ООО Изд. дом «Новый учебник», 2002

Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс // учебное пособие, М., Логос, 2002.

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения//под ред. Н.Воскресенской и С.Шехтера, Сивитас, М. 2005

Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для ученика. Т. 1 // учебное пособие для 8 – 11 кл., СПб, 2000

Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя к тому 1//учебно-методическое пособие. СПб, 2001.

Конституции зарубежных стран//сб. ред. Маклаков В.В., М., БЕК, 1999
Ресурсы Интернет:

http://e-democratia.ru - Единый портал электронной демократии России http://pravo.gov.ru - Официальный интернет-портал правовой информации

http://veche.duma.gov.ru - Система общественного обсуждения законопроектов

http://wciom.ru – сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

http://www.asi.org.ru - Агентство социальной информации

http://www.constitution.ru – сайт о Конституции России

http://www.duma.gov.ru - сайт Государственной Думы РФ

http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти России

http://www.levada.ru – сайт Левада-центра изучения общественного мнения

http://www.ombudsmanrf.ru - сайт Уполномоченного по правам человека в РФ

http://www.oprf.ru - сайт Общественной палаты Российской Федерации

http://www.un.org/russian - сайт Организации Объединенных наций

http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm - изучение прав человека в школе

http://www.vestnikcivitas.ru - вестник гражданского общества

http://zakon.government.ru сайт «Открытое правительство»

 www.chelovekizakon.ru - правовой портал «Человек и закон»

 www.hro.org -   ресурс по правам человека в российском Интернете, Международные документы по правам человека   /

www.kremlin.ru - сайт Президента России

www.ks.ru –сайт Конституционного суда РФ
ЭТАПЫ РАЗВОРАЧИВАНИЯ МОДУЛЯ

Общее количество уроков – 8: введение мотивирующей информации, постановка проблемы – 2 урока, практикум - учебное исследование – 4 урока, обсуждение решения проблемы – 1 урок, рефлексия и оценивание – 1 урок.

1 этап. Введение информации, постановка проблемы (2 урока). Ученикам предлагается познакомиться с данными социологического опроса об отношении граждан России к Конституции, высказать свое впечатление в связи с информацией. Учащиеся проводят социальный опрос. В результате обсуждения итогов опроса формулируется проблема непонимания многими гражданами смыслов содержания Конституции России.

2 этап. Учебное исследование (4 урока). Учебное исследование правового содержания Конституции России проводится в форме практикума по цельному изучению текста

3 этап. Обсуждение вариантов решения проблемы незнания, непонимания правового смысла содержания Конституции гражданами России организуется в формате парламентских слушаний (1 урок). Проводится деловая игра, с соблюдением основных процедур, группы представляют свои идеи возможных законопроектов о гражданском правовом образовании, об изучении Конституции России, организуется голосование в поддержку идей («в первом слушании»).

4 этап. Рефлексия и оценивание. (1 урок). Организуется обсуждение значения понимания правового содержания Конституции для граждан, общества и государства современной России. Ученики называют результаты своей работы по проблеме. Подводятся итоги оценивания.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ В МОДУЛЕ.

Рекомендуется проводить оценивание на основе листа оценивания:



Виды оцениваемых работ

Кто оценивает?

Содержание оцениваемых работ

Самостоятельные домашние работы

Оценка учителя – три отметки

Урок 3. Обобщить основное содержание первой главы Конституции России

Урок 4. Заполнить таблицу по содержанию второй главы Конституции России

Урок 5. Ответить на вопрос: Как отразилась в Конституции России (главы 1 и 2) идея справедливости как цели общества и государства?

Вклад в работу группы

Оценка группы –одна отметка за урок 2 и у самых результативных – по одной отметке за уроки 3 – 6.

Урок 2. Участие в проведении опроса, заполнении таблицы, обсуждении итогов опроса.

Уроки 3-6. Оценка самых результативных в работе группы

Рефлексивный отчет

Оценка учителя – одна отметка

Урок 7. Ответить на вопрос: Что стало ценным, важным в результате модуля «Конституция России: возможности свободы граждан»?




    1. Урок 1. Введение информации, постановка проблемы.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

в области знаний: изучение систематизированной информации о Конституции как политико-правовом явлении;

в области опыта: участие в проведении социального опроса по социально-политической теме;

в области умений и навыков: формулировка вопросов анкеты для социального опроса, оформление анкеты для проведения социального опроса

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: конституции стран, Конституция Российской Федерации, отношение граждан к Конституции страны



ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИИ: учащиеся сравнивают факты, представленные в информации, находят противоречия, формулируют свое отношение к противоречиям, формулируют вопросы для анкетирования

РЕСУРСЫ К ЗАНЯТИЮ: тексты «Россияне о Конституции» и «Конституции: краткий исторический обзор» (раздаточный материал или на экране и т.п.).



ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ

  1. Мотивационный этап. Знакомство с информацией «Конституции: краткий исторический обзор» и «Россияне о Конституции».

  2. Обсуждение в классе причин и последствий того, что многие граждане России не знают правового содержания Конституции. Высказывание возможных версий.

  3. Работа в группах. Составление вопросов анкеты для социального опроса - исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции.

  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Учитель инструктирует учеников о правилах проведения анкетирования и о заполнении таблицы по итогам опроса.


ПЛАН УРОКА

Вводная информация. Учитель начинает урок о том, что 12 декабря 2013г. исполняется 20 лет со дня принятия Конституции России. Далее учащиеся знакомятся с вводной информацией «Конституции: краткий исторический обзор».

Конституция (от лат. constitutio – установление, устройство). Конституция является Основным Законом государства. В Конституции закреплены основы государственного и общественного строя, основные права, свободы и обязанности каждого гражданина, устройство высших государственных органов. Основному Закону государства не может противоречить никакой закон или подзаконный акт. Конституции различных стран имеют как общие, так и особенные черты.

Общим является признание конституции высшим законом страны, устанавливающим основные правила (правопорядок). Все остальные законы должны соответствовать нормам конституции. По форме разделяют писанные и неписаные конституции. В большинстве современных стран действуют писаные конституции (в виде единого правового акта). Но в Великобритании, Швеции и ряде других государств таких документов нет, там действуют различные конституционные соглашения и правовые обычаи.

Самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время, - Конституция США. Она была выработана в 1787 году конвентом в г. Филадельфии. В этом тексте были определены взаимоотношения органов государственной власти. С тех пор были приняты еще 27 поправок к Конституции. Права и свободы граждан в основном закреплен в первых десяти поправках, получивших название «Билль о правах», принятый в 1789 г. В Билле закреплены свобода вероисповедания, свобода печати, слова, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности, право собственности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу, избирательное право. Названные права – личные и политические.

В XIXв. конституции принимались в некоторых странах Европы (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция и др.), в 1889г. в Японии была принята первая в Азии конституция. После Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) конституции были приняты в разных странах - Германия, Австрия, Чехословакия, Испания. В России в 1918 г. (1924 г. – Союз Советских Социалистических Республик - СССР) была принята Советская Конституция, закрепившая победу новой власти. После Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) во многих странах били приняты новые конституции. В 1947 г. принята новая Конституция Италии, новая конституция Японии, во Франции в 1958 г. – четвертая по счету, в Германии – четвертая – 1949г.

Действующая в настоящее время Конституция России принята в 1993г. на всенародном референдуме (голосовании). Её принятию предшествовал 70-летний период советского государства и советских конституций (1918, 1924, 1936, 1977 годов). Принятие новой Конституции 2 декабря 993г., несмотря на сложную политическую борьбу вокруг неё, стало демократическим прорывом, началом строительства правового государства. Важнейшая задача правового государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона. Конституция России закрепила общепризнанные в мировой практике права и свободы, демократическое устройство власти, для реализации которых еще надо создавать условия. Права человека – возможности человека действовать по своему усмотрению (свободы) и получить определенные права (права). Права человека являются главным показателем развития демократического общества.

С древних времён3 люди стремились установить справедливые отношения в обществе, определить свободы и права человека в форме религиозных заповедей в священных книгах (Библия, Коран и др.). В средние века права людей зависели от принадлежности к определенному сословию, говорили не о правах человека вообще, а о правах и вольностях (привилегиях, дарованных монархом, сеньором) дворян, горожан, духовенства. Наконец, в 17в. труды Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо впервые поставили вопрос о том, что права не являются дарованными властью, а существовали до всякой политической власти. Права рассматривались как существующие от природы, естественные: право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, защиту от произвола власти. Современные ученые называют эти права первым поколением прав человека - личные и политические. В 19 – начале 20 в.в. появились права второго поколения – экономические и социальные (права на достойные человека условия жизни и труда). 10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию Прав Человека, которая стала определенным маяком для многих стран в деле установления и защиты этих прав, в 10 декабря во всем мире отмечается как День прав человека.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что оценки значения Конституции отражают уровень правовой культуры населения страны и приводит информацию «Россияне о Конституции России» для мотивации интереса к теме:

Еще в 1999г. один из авторов Конституции России С.С.Алексеев4 отмечал, что Россия действительно, по-настоящему, выстрадала конституцию как идеал и центр политико-демократической жизни, как привлекательный и желанный образ будущего российского устроения, и в то же время, Россия не выстрадала, в отличие от многих других стран, конституцию «с содержательной стороны» - с точки зрения её правовой настроенности, предназначения в отношении власти и положения человека, личности в обществе».

К 20-летию Конституции России оценки этого основного документа, легитимизирующего власть в России, противоречивы и полемичны. По данным Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) лишь 18 % россиян знают содержание Конституции, а 59% ее текст не читали лично, а 22 не представляют себе содержание Конституции. Не читая ее, 45% респондентов ВЦИОМ полагают, что Конституция нуждается в изменении и совершенствовании, а 43 % - что менять ее нужно только в крайнем случае.

Итоги исследований общественного мнения россиян о Конституции страны Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), проводимые с 1997 года, показывают положительную динамику оценок основного закона страны (см. таблицу 1).

Таблица 1.

С каким из следующих мнений о роли Конституции в жизни страны вы бы скорее согласились? (по итогам опросов Левада-Центра)



Варианты ответа

1997

2002

2007

2008

2010

2011

Конституция гарантирует права и свободы граждан

12

21

31

22

38

44

Конституция поддерживает какой-то порядок в деятельности государства

 

20

 

22


 

30


 

30


 

22


 

21

Конституция является для Президента средством, позволявшем контролировать  Думу

 

11

 

7


 

10


 

11


 

8


 

6

Конституция не играет значительной роли в жизни
страны, поскольку мало кто с ней считается

 

45

 

  41


 

21


 

28


 

25


 

20

Результаты исследований общественного мнения ВЦИОМ и Левада-центра (2012 – 2013гг.) выявили, что значительная часть россиян считают, что Конституция в стране роли не играет, что Конституция России не является для большинства россиян выражением свободы и возможностей развития человека, общества и государственности.

.


  1. Обсуждение. Ученикам предлагается высказать свои суждения о причинах и последствиях того, что многие граждане России не знают правового содержания Конституции.

Возможные версии: большинство граждан не понимают, не знают содержания Конституции, в Конституции нет достаточных гарантий, нет правовых механизмов реализации прав человека и т.д. Подводя итог обсуждению, учитель предлагает ученикам провести исследование значения понимания гражданами России правового содержания Конституции, – провести свой социальный опрос в форме анкеты.

Составление вопросов анкеты. Учитель обращает внимание учеников на основу для анкеты.

Анкета для проведения социального опроса «Каково значение понимания гражданами России правового содержания Конституции?»

Дорогой друг! В связи с изучением значения понимания гражданами России правого содержания Конституции, проводимого учащимися в рамках курса обществоведения, просим Вас принять участие в социальном опросе и ответить на вопросы. Анкета проводится анонимно



Далее – вопросы:

Спасибо за участие в социальном опросе, Ваши ответы помогут нам понять изучаемый вопрос.
Работа в группах. Ученики в группах обсуждают возможные вопросы анкеты. Учитель организует согласование общего списка вопросов, их редактирование. В связи с ограниченностью во времени, рекомендуется использовать в анкете не более пяти вопросов. Ниже приводится вариант вопросов анкеты социального исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции.


  1. Знаете ли Вы содержание Конституции России?

  1. Да, я лично её изучал\изучала

  2. Я имею представление о содержании Конституции России, хотя лично не изучал\изучала

  3. Я не имею представления о содержании Конституции России




  1. В чем состоит правовое содержание Конституции России?

  1. Закрепляется правопорядок

  2. Закрепляется, что защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

  3. Определяются правила деятельности государственных органов

  4. другой ответ:




  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции для граждан России?

  1. Понимание Конституции гарантирует права и свободы граждан

  2. Понимание Конституции не имеет реального значения для граждан

  3. Понимание Конституции способствует становлению активной гражданской позиции

  4. другой ответ:




  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции гражданами России для развития страны?

  1. Понимание Конституции гражданами не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с нею считается

  2. Понимание Конституции гражданами делает её реальной силой, определяющей направление правового развития страны

  3. Понимание Конституции гражданами приводит к нарушениям правопорядка

  4. Другой ответ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учитель инструктирует учеников о том, как надо проводить опрос (лучше спрашивать знакомых людей, т.к. незнакомые люди обычно спешат и не готовы сразу отвечать на открытые вопросы, надо договариваться, чтобы уделили время на ответы, благодарить за внимание). Каждому ученику надо опросить трех человек старше 18 лет и внести данные опроса в таблицу (в тетрадях).

Таблица для записи результатов анкетирования участников социального исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции




ответы первого респондента (a, b.c,d)

ответ второго респондента (a, b.c,d)

ответ третьего респондента (a, b.c,d)

  1. Знаете ли Вы содержание Конституции России?

  1. Да, я лично её изучал\изучала

  2. Я имею представление о содержании Конституции России, хотя лично не изучал\изучала

  3. Я не имею представления о содержании Конституции России










  1. В чем состоит правовое содержание Конституции России?

  1. Закрепляется правопорядок

  2. Закрепляется, что защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства

  3. Определяются правила деятельности государственных органов

  4. другой ответ:










  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции для граждан России?

  1. Понимание Конституции гарантирует права и свободы граждан

  2. Понимание Конституции не имеет реального значения для граждан

  3. Понимание Конституции способствует становлению активной гражданской позиции

  4. другой ответ:










  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции гражданами России для развития страны?

  1. Понимание Конституции гражданами не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с нею считается

  2. Понимание Конституции гражданами делает её реальной силой, определяющей направление правового развития страны

  3. Понимание Конституции гражданами приводит к нарушениям правопорядка

  4. Другой ответ













    1. Урок 2. Результаты опроса: оформление, интерпретация.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

в области знаний: понимание, что мнения людей по важным социально-политическим вопросам различаются;

в области опыта: общение с людьми по поводу их мнения, оценок по важным социально-политическим вопросам;

в области умений и навыков: проведение социального опроса, оформление и анализ результатов опроса, обобщение, выявление социальной проблемы, формулирование гипотез о её причинах, вопросов для исследования;

в области отношений, ценностей, внутренних установок: обратить внимание на разницу во взглядах людей, создать условия для формирования установок на понимание причин этих различий, выслушивания разных точек зрения, ценности правильной организации работы и аргументированной дискуссии.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: социальная проблема, Конституция Российской Федерации, право и его роль в жизни общества, человека и общества.



ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИИ: учащиеся оформляют результаты социального опроса, обсуждают получившиеся данные, и интерпретируют их. Учащиеся учатся выделять социальную проблему, формулируют гипотезы о причинах проблемы, вопросы для её понимания, исследования.

РЕСУРСЫ К ЗАНЯТИЮ: таблицы для оформления результатов опроса – для групп, обобщающая таблица по результатам опроса (планшет и фломастер, или ИКТ сопровождение), материалы для домашнего чтения «Конституционализм позитивный и негативный, конституции стран».



Таблица для обобщения результатов анкетирования участников социального исследования значения понимания гражданами России правового содержания Конституции




Сколько респондентов выбрали ответ а)

Сколько респондентов выбрали ответ b)

Сколько респондентов выбрали ответ c)

Сколько респондентов выбрали ответ d), какие ответы они написали?

  1. Знаете ли Вы содержание Конституции России?













  1. В чем состоит правовое содержание Конституции России?













  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции для граждан России?













  1. Каково значение понимания правового содержания Конституции гражданами России для развития страны?














ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ:

  1. Постановка цели работы в группах, инструктаж по заполнению таблицы данных. Цель работы в группах – «собрать» данные опроса, оформить в виде таблицы, обсудить их и представить данные, высказать суждение, о чем говорят эти данные.

  2. Работа в группах. «Сборка», оформление результатов опроса в виде таблицы, обсуждение ответа на вопрос: О чем говорят полученные данные? – т.е. интерпретация полученные результатов опроса.

  3. Выступления групп. Учащиеся представляют данные опроса, итоги обсуждений (интерпретации). Учитель фиксирует5 данные групп в обобщающей таблице, выводы групп.

  4. Рефлексия результатов опроса, выявление проблемы. Учитель организует обсуждение, обобщение данных опроса, помогает ученикам выйти на выявление проблемы – значительная часть опрошенных не знают содержания Конституции, не понимают её правового смысла, не видят её значимости для себя и для развития страны. При этом важно помочь ученикам выйти на рефлексивное суждение о неполноте данных для обобщения, необходимости продолжения исследования значения Конституции.

  5. Формулировка вопросов к продолжению исследования. Для продолжения исследования можно обратиться к списку вопросов (предыдущий урок) и проанализировать в группах, определить вопросы для исследования и возможные источники ответов на них.

Основные вопросы – по содержанию Конституции, её назначению. Например: Каково содержание Конституции (о чем в ней записано, что закреплено)? Чем важна Конституция для человека? общества? государства? Не приводит ли знание Конституции к нарушениям правопорядка?

  1. Оценивание. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

ОЦЕНИВАНИЕ: в группах оценить результаты работы в группах (проведение опроса, заполнение таблицы, участие в обсуждении), внести отметки в лист оценивания. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: изучить текст «Конституционализм негативный и позитивный в конституциях стран» и определить, ответы на какие вопросы, поставленные в классе, в нем содержатся?

Негативный конституционализм. В США существует давняя традиция, по которой человек считается обладающим неотчуждаемыми правами, присущими ему по факту рождения. Конституционному правительству6 в США предписывается выступать гарантом и защитников богоданных прав, которыми человек обладает независимо от государства. В «Декларации независимости» 1776г. заявлено, что «государство учреждается среди людей для обеспечения этих прав». Конституции США присуща идея негативного конституционализма. Она включает положения, прямо запрещающие государственным органам препятствовать осуществлению естественных прав человека или нарушать их.

Сторонники негативного конституционализма считают, что свобода наступает тогда, когда государство не вмешивается в жизнь гражданского общества, а власть просто оставляет в покое граждан. Они убеждены, что свободы можно добиться, включив в конституцию меры противодействия злоупотреблениям властью. Доведенное до крайности ограничение власти может привести не в свободе, а к беспорядкам в самых жестоких формах.

Негативный конституционализм практикуется в конституциях демократических стран как средство гарантирования определенных прав человека.

Позитивный конституционализм. В противоположность негативному конституционализму в конституциях многих странах мира (исключая США) преобладает традиция юридического позитивизма. В конституциях перечисляют многочисленные и обширные гарантии социальных, экономических, культурных и экологических прав, иногда органы государственной власти даже имеют право вмешиваться в частную жизнь граждан, в деятельность гражданского общества с тем, чтобы перераспределить ресурсы, принять меры, способствующие социальному и экономическому равенству граждан. В США социальные и экономические права не отражены в Конституции. Вместо этого они в известной степени определяются законами. Конституция этих прав не гарантирует.

Способность или неспособность государства гарантировать социальные и экономические права зависит от наличия у него существующих ресурсов. Угроза свободе может исходить от самих государственных органов, если они наделены полномочиями, выходящими за определенные рамки, даже если провозглашается, что эти полномочия предоставлены им с благой целью обеспечения равенства, справедливости и всеобщего благоденствия. Не будучи в достаточной мере ограниченным, позитивный конституционализм может привести к деспотизму и даже тоталитаризму, как это произошло с Советским государством.

Позитивное право «с первых же фаз своего формирования и до последнего времени выступает в качестве «силового» нормативно-ценностного регулятора. В данном отношении история позитивного права во многом состояла в трансформации и модификации силы, определяющей жизнь и реальность юридических установок, когда право, оставаясь «силовым», меняло стоящие за ним силовые институты и рычаги»7.

«По мере развития прав и свобод одновременно увеличивается число оговорок и возможностей введения чрезвычайного положения8».



«Некоторые права одновременно могут рассматриваться и как негативные и как позитивные. Например, право на юридическую защиту. Для состоятельного человека право является негативным: это гарантия того, что государство в случае необходимости не будет препятствовать ему воспользоваться услугами адвоката. Для малоимущего это право представляет собой позитивное право, т.к. без помощи государства он не сможет нанять адвоката»9.

Конституция США (Декларация независимости – 1776г., Конституция – 1787г., Билль о правах). Примером негативного конституционализма10 являются поправки 1 – 10 к Конституции, известные как «Билль о правах». Эти поправки ограничивают власть государства и направлены на предотвращение лишения человека гражданских прав. Например, первая поправка к американской Конституции гласит: «Конгресс не должен издавать законов, относящихся к установлению религии или запрещающих свободное исповедание оной, либо ограничивающих свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Поправка II. Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованная милиция, право народа хранить и использовать оружие не должно ограничиваться. Поправка V. «… никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и тоже преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле, никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства, никакая частная собственность на должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения».

Франция. Из Декларации прав человека и гражданина 1798г. статья 7. «Никто не может быть обвинен, задержан или заключен иначе как в случаях, определенных законом и при соблюдении процедуры, предписанной законом». Ст. 10 «Никого нельзя притеснять за его взгляды, даже религиозные, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом». Из Конституции Франции 26 августа 1946г.11. «Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной… Нация гарантирует личности и семье необходимые условия для развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг… Нация гарантирует равный доступ детям и взрослым к образованию, приобретению профессии и к культуре. Организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней является долгом государства».

Конституция Германии (23 мая 1949 г.). Ст. 4 «Никто не может быть принуждаем против собственной совести к военной службе с оружием». Ст. 7 «Все школьное дело находится под надзором государства». Ст. 11 «Все немцы пользуются свободой передвижения по всей федеральной территории». Ст. 14 «Собственность и право наследования гарантируются государством».

Из Конституции Италии (22 декабря 1947 года). «Ст.13. Свобода личности ненарушима. Ст. 14. Жилище неприкосновенно. Ст. 15. Свобода и тайна переписки и всех других видов связи ненарушимы. Ст. 21. Печать не может подлежать разрешению или цензуре. Ст. 31. Республика экономическими и другими мерами способствует созданию семьи и выполнению её задач, уделяя особое внимание большим семьям. Ст.32. Республика охраняет здоровье как основное право личности и основной общественный интерес и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Ст.34. Образование открыто для всех. Начальное образование, по меньшей мере, в течение восьми лет является обязательным и бесплатным. Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право на высшие ступени обучения».

Из Конституции Японии (3 мая 1947 года). «Ст. 18. Никто не может содержаться в рабстве в какой-либо форме. Ст. 19. Свобода мысли и совести не должна нарушаться. Ст. 26. Все имеют право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом. Ст.27. Все имеют право на труд и обязаны трудиться. Заработная плата, рабочее время, отдых и другие условия труда определяются законом. Ст. 38. Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание".


    1. Уроки 3 - 6. Правовой практикум «Каково правовое содержание Конституции России?»

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

в области знаний: изучение 1 и 2 глав Конституции России, систематизация знаний о правовых основах государственного строя России, основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина России, их гарантиях;

в области опыта: опыт анализа правовой социально-правовой информации, сравнения собственных представлений о правах человека и о правовых основах государственного строя в России с текстом Конституции России;

в области умений и навыков: изучение текста Конституции России по главам, выделения основных идей, фактов, анализа содержания Конституции, оценки значения Основного Закона.

в области отношений, ценностей, внутренних установок: ценность прав человека как общего и частного блага, участия в обсуждении общественных проблем, установка на изучение содержания Конституции России, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ:

Конституция Российской Федерации, Основы конституционного строя Российской федерации, гражданское общество и правовое государство, органы государственной власти Российской Федерации, право и его роль в жизни общества, правоохранительные органы, права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, органы государственной власти РФ, взаимоотношения органов государственной власти и граждан.



ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЗАНЯТИИ: Ученики по парам и в группах изучают содержание 1 и 2 глав Конституции, делают выписки «Государственный строй РФ», «Правовые гарантии прав и свобод человека», «Права, свободы, обязанности гражданина России», сравнивают свои представления с текстом Конституции, анализируют, обобщают, понимают и объясняют значение Конституции Российской Федерации для гражданина, общества и государства.

РЕСУРСЫ К ЗАНЯТИЮ: у каждого ученика – текст Конституции России. Если позволяют условия школы – демонстрация текста Конституции на экране с помощью ИКТ.



Уроки 3 – 4. Преамбула и глава 1 «Основы государственного строя». Описание хода уроков.

  1. Постановка цели работы в практикуме. Вначале учитель поясняет, что правовой практикум – это форма учебной работы по изучению содержания цельного правового документа. Задачи работы12 – изучить по преамбуле, 1 и 2 главам Конституции государственный строй и правовой статус гражданина России, сравнить эту информацию со своими представлениями, понять правовой смысл содержания Конституции РФ как возможностей свободы граждан России.

  2. Актуализация представлений учеников о содержании Конституции. Ученикам предлагается, на основе материалов домашнего чтения, собственных знаний и представлений, ответить на вопросы, сформулированные на прошлом уроке: Каково содержание Конституции (о чем в ней записано, что закреплено)? Версии ответов учеников надо кратко зафиксировать (доска, планшет и т.д.).

  3. Информация от учителя. Учитель кратко излагает материал о Конституции России по следующему плану:

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов, первый раздел состоит из девяти глав, главы – состоят из статей, всего Конституция содержит 137 статей. В преамбуле излагаются основные принципы, цели принятия Конституции, в первом разделе – её основное содержание, во втором разделе – порядок вступления её в силу, переход к ней от предыдущей Конституции 1977 года.

Преамбула, вводная часть Конституции, как и слова гимна страны, является во многом символом, образным описанием идеи Конституции. На этом этапе урока учитель предлагает ученикам прочесть преамбулу и ответить, какова цель принятия Конституции, на каких принципах она создана.

Наиболее значимыми и даже специально защищенными (сложными процедурами) от изменений являются первая и вторая главы. Учитель предлагает ученикам прочесть названия этих глав, обратить внимание, на статьи, которые они содержат.


  1. Оформление основы таблицы для работы с текстом Конституции РФ.

Учитель предлагает основную информацию при изучении текста Конституции оформить в виде аналитической таблицы. Ученикам предлагается заполнить строчку о содержании и значении преамбулы, например, с позиции оценки прошлого страны, её настоящего и будущего13.


Раздел, глава конституции

Основное содержание

Преамбула Конституции России:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,



принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прошлое: соединенные общей судьбой на своей земле, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

Настоящее: утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества,

Будущее: стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

Глава 1. Основы конституционного строя

Ст.1




Ст.2




Ст.3




Ст.7




Ст. 8 - 9




Ст.11




Ст. 12




Ст. 13




Ст. 14




Ст.15




Ст. 16







  1. Работа в парах: «Содержание 1 главы Конституции России». Учитель предлагает ученикам скооперировать работу над текстом по парам: в первой главе Конституции – 16 статей, каждая пара изучает содержание одной – двух статей (учитель помогает классу распределить статьи). Задача пар (групп) – определить краткое содержание статьи, записать в таблице. Работа в парах займет 2-3 минуты, затем - поочередное представление результата.

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – обобщить основное содержание первой главы Конституции России главы и записать в тетрадях.

Варианты записи:

8 класс: Россия - правовое демократическое государство, основанное на верховенстве закона. Обязанность государства – защита прав человека. Государство выполняет свои функции с помощью государственного аппарата. Основной гарант прав человека – Президент РФ. Высший представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Высший исполнительный орган власти – Правительство России.

11 класс: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Россия» и «Российская Федерация» равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России признается политическое и идеологическое разнообразие. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В РФ признается идеологическое многообразие, многопартийность. РФ - светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Уроки 5 – 6. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Описание хода уроков.

  1. Вводная часть. Учитель предлагает ученикам в группах представить свои варианты ответов, обобщить и представить классу. Полезно назвать критерии успешных работ – ясность, краткость, полнота.

Учитель обращает внимание учеников на то, что сущностью государственного строя России является утверждение ст.2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Учитель называет задачи урока – изучить правовое содержание второй главы Конституции, оценить значение для граждан и развития страны.



  1. Информационный этап - Содержание главы 2 Конституции России.

Учитель сообщает ученикам, что глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» – самая объемная (ст.18 – 64), в ней закреплены права, свободы, обязанности граждан России и механизмы их гарантий и защиты прав. Далее учитель перечисляет, какие группы прав и обязанностей названы в статьях Конституции: ст. 19 – 30 – личные свободы (для сильной группы), ст. 31 – 33 – политические права, ст. 34 – 44 - социально- экономические права, четвертая группа - правовые гарантии прав и свобод - ст. 45 - 54, ст. 55 – 61 обязанности граждан, ограничения прав.

  1. Работа по группам. Группам надо выделить главное содержание изучаемых ими статей и представить в выступлениях в форме одного – двух предложений.

Раздел, глава конституции

Основное содержание

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статьи

19 - 30





Статьи

31 - 33





Статьи 34 - 44




Статьи 45 - 54




Статьи 55 - 61









5. Работа в группах. Учитель предлагает в группах ответить на вопрос исследования «Каково значение Конституции России для граждан России и для развития страны?» на основе правового содержания первой и второй глав Конституции РФ. Группы представляют свои варианты ответов. Учитель фиксирует основные идеи.

6. Оценивание. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

ОЦЕНИВАНИЕ: оценка учителя – заполнение таблицы, оценки групп – отметить самых результативных в работе группы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Домашнее задание к уроку 5 - дополнительное чтение «Справедливость как идеальная цель общества и государства», написать ответ на вопрос: Как отразилась в Конституции России (главы 1 и 2) идея справедливости как цели общества и государства?

Справедливость как идеальная цель общества и государства14.

Идея справедливости возникает во всех обществах. Уже в течение тысяч лет справедливость считается одной их законных целей власти, многие обществоведы называют её всеобъемлющим благом. Хотя людей всех времен и культур постоянно волновала справедливость, у этого термина отсутствует одно общепринятое значение.

Римский император Юстиниан (483 – 565) называл справедливость «постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам». Когда Платон написал свой самый важный труд «Республику» (360 г. до н.э.), его целью было дать ответ на вопрос «Что есть справедливость?». Повествуя об этом, он заключает, что справедливость – это равновесие или гармония, как государственного строя, так и каждой отдельной личности. Разум – это правитель. Справедливость касается и внутреннего содержания человека, который приводит свою внутреннюю жизнь в порядок, он сохраняет и поддерживает гармоничное состояние справедливым и добрым действием, в знание, которым он руководствуется – мудрость.

Справедливость была целью народов, подтверждением этому являются и самые известные ранние законы (Кодекс Хаммурапи, Моисеевы законы, Шариат, Кодексы поведения Китая, Девять не способностей Будды). Пронизанное духом милосердия послание Иисуса сделало много для того, чтобы поколебать веру в справедливость, основанную на возмездии. До сих пор справедливость объясняется в категориях, которые были установлены Аристотелем 2400 лет назад. Для удобства и понимания они с тех пор делятся на три формы: распределительная справедливость, исправительная и процедурная. Интересно, однако, отметить, что люди всего мира, никогда не слышавшие об Аристотеле, уже тысячи лет используют сказки, для того, чтобы рассказывать о распределительной, исправительной, процедурной справедливостей.



Распределительная справедливость связана со справедливым распределением чего-либо среди различных людей, социальных групп. То, что распределяется, может приносить пользу (например, земля, пища, зарплата, налоги и т.д.). Общепринятые требования к распределению благ и бремени включают принципы потребности, способности и заслуги. Потребность подразумевает условие нужды, которую требуется как-то снять, удовлетворить. Способность предполагает, что человек обладает физическими, интеллектуальными или экономическими способностями обращаться за тем, что распределяется. Заслуги – это степень, в которой человек или группа людей заслуживают того, что распределяется.

Задача исправительной справедливости – исправить причиненное зло, вред, вернув пострадавшего к положению, в котором он находился до причинения ему вреда. Это может означать возврат украденных предметов, возмещение ущерба. Исправительная справедливость также предусматривает, что человек, совершивший преступление или причинивший вред другому, должен понести наказание в некоей форме.



Процедурная справедливость занимается вопросами о том, как собирается информация, как принимаются решения. Она включает правила проведения суда или слушания. Справедливые процедуры часто называют «надлежащей правовой процедурой», в ходе которой сначала выслушивают, действуют после проведения расследования, решение принимают только после судебного разбирательства.
Домашнее задание к уроку 6: изучите определение понятий «право», «правовые нормы», законы», «государство», «общество», «гражданин»; используя эти термины, сформулируйте идею законопроекта для решения проблемы непонимания многими гражданами правового смысла Конституции России.

Право – это система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство. Право по своей идее есть равновесие между частной свободой и общим благом.

Правовые нормы - написаны (имеют письменную форму), приняты в установленном порядке государственным органом, обязательны для всех, охраняются силой государства, в случае нарушения предусматривается ответственность.

Законы. Важнейшие вопросы нашей жизни регулируются законами, они обладают высшей юридической силой (все указы, распоряжения, приказы должны им соответствовать).

Государство – это организации власти в стране через учреждения, органы на основе права. В истории человечества существовали разные типы государств – в интересах отдельных правителей, небольших правящих групп, социальных групп и классов, общества. Мыслители разных стран и народов, ученые обществоведы признают, что государство должно выполнять задачу создания правил, законов, обеспечивающих человечность и свободу граждан, способствующих экономическому благополучию, мирным отношениям с соседними странами.

Гражданин – человек, принадлежащий на правовой основе к определенному государству, обладающий правами и обязанностями, определенными законами страны.

Общество – совокупность людей на основе их интересов и потребностей, осуществления совместной деятельности (экономической, политической, политической, духовной).

Конституция государства – основной закон: закрепляет государственный строй, основные права, свободы и обязанности, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; обладает прямым действием (положения конституции выполняются вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты); отличается стабильностью, особым порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.


    1. Урок 7. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ «Конституция России: возможности свободы граждан»

Обсуждение вариантов решения проблемы незнания, непонимания смысла содержания Конституции гражданами России организуется в формате парламентских слушаний. Проводится деловая игра, с соблюдением основных процедур, группы представляют свои идеи возможных законопроектов о гражданском правовом образовании, об изучении Конституции России, организуется голосование в поддержку идей («в первом слушании»).

Задачи урока:



В области знаний: закрепление, систематизация знаний о правовом содержании Конституции России

В области умений: развитие умения обсуждения социально-политической проблемы незнания правового содержания Конституции многими гражданами, аргументации своей позиции на основе знаний текста Конституции России

В области ценностей: для учащихся станет важным уважительное отношение к правовому содержанию Конституции России, формирование активной гражданской позиции

В области опыта: участие в деловой игре с соблюдением всех процедур обсуждения и принятия решений

следующая страница >>