«Методические подходы в преподавании «Алгоритмизации» в базовом курсе информатики» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Представление опыта образовательного учреждения моу сош №77 г. 1 46.75kb.
Проблемы методологии исследований, инновационные подходы и координация... 18 5179.54kb.
Посредническое действие в лекционном курсе: эссе в преподавании педагогики 1 651.7kb.
Организационно-методические подходы к формированию и управлению ресурсной... 1 336.08kb.
Методические рекомендации по использованию дипломной работы в школьном... 4 915.96kb.
Методические указания для студентов по изучению раздела 1 «Затруднения... 1 112.93kb.
Т е. четыре семестра. Итогом обучения является экзамен на 2-ом курсе... 1 470.24kb.
Контрольная работа 2012 2 вариант Информатика как наука. История... 2 477.02kb.
Курс «История информатики» Лекция 13 2036.59kb.
Электронные ресурсы в преподавании литературы Методические материалы... 1 24.8kb.
Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов... 6 1655.33kb.
Максим Отставнов Свободные программы и системы в школе 7 2788.35kb.
- 4 1234.94kb.
«Методические подходы в преподавании «Алгоритмизации» в базовом курсе информатики» - страница №1/1





О Т Ч Ё Т
о методической работе в 2007 – 2008 учебном году


по теме: «Методические подходы в преподавании «Алгоритмизации» в базовом курсе информатики».

учителя (предмет) информатики и информационно- коммуникационных технологий Диковой Галины Алексеевны
образование ДТМУ ЦСУ РСФСР, г.Донской, 1973год,

математик – программист;

МПГУ ФПП, г.Москва, 2002год,

учитель математики и информатики
Категория (№ приказа, дата) II (12 разряд), пр.№35/2 от 01.11.2003г., учитель И и ИКТ
повышение квалификации (где, когда) МИОО, г.Москва, 29.09.2003 –

30.05.2004, 144часа. «Методика преподавания информатики. Язык программирования VB»

Методические подходы к изучению темы “Алгоритмизация” в базовом курсе информатики

Концепция развития информатики в школе предъявляет сегодня высокие требования к учебно-методической литературе. Широкое разнообразие учебной литературы объясняется в основном стремительным развитием и становлением методической системы обучения информатике в школе. Безусловно, каждый учебник, программа имеют свои положительные стороны в направлении обучения информатике.

Тема “Алгоритмизация” рассматривается практически во всех учебно-методических пособиях по информатике, что подчеркивает очевидную важность этой темы во всем школьном курсе информатики.
Алгоритмика”. 5 – 7 классы. Учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений. А.К.Звонкин, А.Г.Кулаков, С.К.Ландо, А.Л.Семенов, А.Х.Шень. 3-е издание, Москва, Дрофа, 1998г.

Основная цель учебника – научить школьников алгоритмическому мышлению, умению предусматривать и анализировать обстоятельства, планировать свои действия.

Первая часть содержит объяснительный материал, описание исполнителей, примеры решения задач. Обучение школьников основам алгоритмического мышления базируется на обширном задачном материале, с помощью которого вводятся различные исполнители. Материал учебника отличают доступность, математическая содержательность задач, их увлекательность и разнообразие. Задачи тесно связаны с различными областями математики: делимостью чисел, наименьшим общим кратным и наибольшим общим делителем, степенями двойки .

Просто и ненавязчиво, на интересном и доступном для школьников материале вводятся понятия программы, процедуры, конструкции, блок-схемы, ветвления программы, логической операции, рекурсии и параллельного программирования.

Вторая часть пособия – задачник обеспечивает учителя материалом, необходимым для проведения уроков и организации домашней работы школьников. Каждый раздел задачника начинается простыми задачами, далее задачи усложняются, наполняются новым математическим содержанием. В ряде случаев задачи объединены в цепочки, посвященные отдельным проблемам. Такие цепочки задач (проекты) можно использовать для организации длительной (1 – 2 месяца) совместной работы групп школьников, результаты которой полезно вынести на общее обсуждение в классе.

Учебник и задачник соответствуют Федеральному учебному плану по математике и информатике.

Курс рассчитан на безмашинное изучение, однако существует программное обеспечение этого курса для компьютеров Макинтош и IBM PC. Используется специальный алгоритмический язык. Знакомство с правилами составления и записи алгоритмов на алгоритмическом языке начинается с алгоритмов управления исполнителями Водолей, Удвоитель, Кузнечик, Черепаха, Робот, Чертежник.

Существуют методические рекомендации для учителя (решение задач) “Алгоритмика” 5 – 7 классы, авторы: А.Г.Кулаков, С.К.Ландо; Москва, Дрофа, 1998г., которые могут оказать существенную помощь учителю при работе по данному учебнику.
Основы информатики и вычислительной техники” А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень; Москва, Просвещение, 1991г.

Курс, изложенный в данном учебнике, преследует три основные цели:

  • главная цель – развитие алгоритмического стиля мышления как общей культуры ученика, как самостоятельной культурной ценности, независимо от компьютера в том смысле, что компьютер лишь средство обучения, хотя и очень важное;

  • адекватность, то есть адаптация курса, его упрощение под школьный возраст, но не за счет подмены понятий несуществующими, а за счет упрощения и лишь до тех пор, пока суть остается прежней;

  • дать представление учащимся о современной информатике, набор понятий в курсе должен отражать сегодняшнюю реальность, то есть сформировать у учеников основы науки информатики.

Весь учебник нацелен на то, чтобы развивать алгоритмический стиль мышления, умение думать алгоритмически, а тем самым и умение думать вообще. Компьютер при этом является лишь средством обучения, хотя подчеркивается важность и ЭВМ и языков программирования.

Используется специальный школьный алгоритмический язык. Знакомство с правилами составления и записи алгоритмов на алгоритмическом языке начинается с алгоритмов управления исполнителями. Исполнители, используемые в данном учебнике для составления алгоритмов – Робот, Чертежник. Возможно и одновременное использование этих исполнителей.

По целям и по набору понятий, которые хотели достичь авторы, данный курс законченный, замкнутый.

Данный курс нацелен в основном на алгоритмизацию и на исполнителя в среде “КуМир”, что и является ценным в контексте данной методической тем, так как курс на необходимом и достаточно понятном уровне, формирует представление школьников о свойствах алгоритмов, об исполнителях алгоритмов, о способах записи алгоритмов, об основных алгоритмических конструкциях, которые упрощают запись алгоритмов, о том, что алгоритм – динамическая модель объекта (модель процесса) и в то же время алгоритм – это четкое и последовательное выполнение команд.

Хорошим подспорьем к данному учебнику является пособие для учителя “Изучение основы информатики и вычислительной техники”, авторы: А.В.Авербух, В.Б.Гисин, Я.Н.Зайдельман, Г.В.Лебедев, Москва, Просвещение, 1992г.

Это пособие предназначено учителям, работающим по учебнику “Основы информатики и вычислительной техники” А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сворень.

Коротко формулируется основное содержание параграфа, указывается место изучаемого материала в курсе. Раскрываются основные образовательные, развивающие и воспитательные цели изучения данной части курса. Перечисляются конкретные требования к результатам обучения, указывается обязательный для учащихся объем усвоения материала.

Информатика” 7 – 9 классы Учебник для общеобразовательных учебных заведений. А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедев, Я.Н.Зайдельман. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ, Дрофа, Москва, 2000г.



Новый учебник информатики продолжает линию школьного курса информатики, начатую в 1985 году академиком А.П.Ершовым. Учебник во многом опирается на предыдущий учебник этого коллектива (А.Г.Кушниренко и др. “Основы информатики и вычислительной техники” Москва, Просвещение, 1990 – 1996г.г.) и развивает его основные идеи, адаптированные для изучения в 7 – 9 классах. Основное внимание авторы уделяют общим принципам обработки информации, независимым от конкретной технической базы. Специализированное программное обеспечение (среда КуМир) работает на всех типах компьютеров, имеющихся в российских школах. Учебник включен в Федеральный комплект.

Основы информатики и вычислительной техники” Методическое пособие. И.Н.Антипов, Москва, “Высшая школа”, 1991г.



Здесь рассматриваются особенности изучения основных вопросов курса основ информатики и вычислительной техники для средних учебных заведений. Прослеживается действенная связь предметов математики и информатики. Обсуждаются различные способы решения задач, описания их алгоритмов и программной реализации.

Внимание концентрируется на вопросах составления рациональных алгоритмов и программ. В качестве средств описания алгоритмов используются: словесно-пошаговая форма, блок-схемы, учебный алгоритмический язык, язык программирования. Предлагается значительное число упражнений и задач для практической работы учащихся по программированию.

При изучении темы “Алгоритмизация” в школьном курсе информатики полезно пользоваться данным пособием в качестве методической и дополнительной литературы.

Основы информатики и вычислительной техники”. Пробное учебное пособие для средних учебных заведений в двух частях под редакцией А.П.Ершова и В.М.Монахова, Москва, Просвещение, 1985г., 1ч., 1996г.,2 ч.



В этом учебнике даны первоначальные сведения об ЭВМ, их устройстве и применении, о подготовке задач на ЭВМ с помощью алгоритмов.

Есть задачи, притом очень полезные, на последовательное построение алгоритмов.

Важнейшее понятие 1-й части курса – понятие алгоритма.

Важнейшее умение – умение представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке.

В связи с этим учащимся прививается понятие самой сущности алгоритма, знание его свойств, правил записи основных конструкций алгоритмического языка, типы величин, умение проследить исполнение алгоритмов, используя таблицу значений, формируется представление о компьютерном подходе к решению задач.

На базе этих основных представлений и понятий строится 2-я часть курса информатики, его содержание развивает и обогащает эти понятия, закладывает научные основы для обеспечения первого уровня компьютерной грамотности школьников.

Тема “Знакомство с программированием” - центральная для второй части курса. Ее задача – завершить формирование знаний учащихся об основных алгоритмических структурах, умений применять эти знания для построения алгоритмов решения задач. В связи с этим вводятся представления о новых конструкциях алгоритмического языка.

Данное учебное пособие является в своем роде историей, использовать его в качестве учебника не представляется возможным. Но, тем не менее, в настоящее время оно особенно вместе с Методическим пособием “Изучение информатики и вычислительной техники” в двух частях под редакцией А.П.Ершова и В.М.Монахова, может явиться весьма полезным подспорьем для учителя, а именно при преподавании основ алгоритмизации, правил записи основных конструкций алгоритмического языка.

Информатика. Базовый курс для 7 – 9 классов”. Учебник для общеобразовательных учреждений. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2000г.



Данное учебное пособие предназначено для изучения базового курса информатики в 7 – 9 классах общеобразовательных школ. Содержание учебника соответствует рекомендованному Министерством образования обязательному минимуму содержания предмета “Информатика”. Учебник разделен на две части.

Первая часть учебника обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс изучения информатики.

Учебник входит в Федеральный комплект учебно-методической литературы по базовому курсу наряду с задачником “Задачник-практикум” в 2-х томах под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера (Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 1999г.) и методическим пособием для учителя.

В данном учебнике используется так называемый кибернетический подход к теме “алгоритмизация”. Алгоритм рассматривается как информационный компонент системы управления. Такой подход дает возможность ввести в содержание базового курса новую содержательную линию – линию управления, алгоритм управления – последовательность команд управления, Исполнители – ГРИС (Графический Исполнитель). На его примере вводятся основные понятия алгоритмизации.
Курс компьютерной технологии с основами информатики”. Учебное пособие для старших классов. О.В.Ефимова, В.В.Морозов, Н.Д.Угринович, Москва, АБФ, 1999г.

Данное учебное пособие предназначено для использования в общеобразовательных и специальных школах. Значительное место в нем отведено изучению теоретических основ информатики.

Во втором разделе учебника представлен “Практикум”. Используемым алгоритмическим языком является Visual Basic for Application (VBA), который является ядром объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

Раздел “Алгоритмизация” представлен сжато. В качестве Исполнителя используется Черепашка.

Информатика и информационные технологии” Учебное пособие для 10 – 11 классов (для углубленного изучения). Н.Д.Угринович, Москва, Лаборатория Базовых Знаний, 2000г.



Данное учебное пособие предназначено для изучения курса информатики в общеобразовательных учреждениях. Пособие полностью соответствует рекомендованному Министерством образования РФ минимуму содержания образования по информатике и обеспечивает возможность изучения углубленного курса информатики в 10 – 11 классах.

Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, систем счисления и компьютерных сетей.

Алгоритмические языки программирования, или их еще называют структурные языки программирования, представляют алгоритм в виде последовательности основных алгоритмических структур: линейная, ветвление, цикл и т.д.

Объектно-ориентированное программирование является в настоящее время наиболее популярной технологией программирования и развитием технологии структурного программирования. Важное место в технологии объектно-ориентированного программирования занимает событие. В системах объектно-ориентированного программирования обычно используется графический интерфейс, который позволяет визуализировать процесс программирования.

Исполнителем является непосредственно сам компьютер.

В состав программно-методического комплекта по информатике и информационным технологиям помимо данного учебного пособия еще входят:

  • Практикум по информатике и информационным технологиям” Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова, Москва, ЛБЗ, 2001г.;

  • CD-ROM “Компьютерный практикум по информатике и информационным технологиям: программная и методическая поддержка курса”;

- методическое пособие “Преподавание курса “Информатика и информационные технологии””, Н.Д.Угринович, Москва, ЛБЗ, 2001г: программы, планирования, тесты.

Практикум по информатике и информационным технологиям содержит 450 задач и заданий по всем разделам курса с решениями.

На CD-ROM размещены результаты выполнения практических заданий (проекты на языке Visual Basic, компьютерные презентации, Web-сайты и др.), а также полная программная и методическая поддержка курса.

Практикум предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также школ с углубленной программой по информатике. Практикум может быть использован при подготовке к экзаменам по информатике в вузы, так как содержит большое количество разобранных задач по системам счисления, основам логики и программирования.

Рассмотренное учебное пособие допущено Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ и включено в Федеральный комплект.
Во всех проанализированных учебных пособиях представлены линии Алгоритмизации и Исполнителя. При их изучении активно используются учебные Исполнители.

Наиболее привлекательными с точки зрения представлений линии алгоритмизации в школьном курсе информатики являются учебник и задачник А. Г. Звонкина и др, учебник А.Г. Кушниренко, программно - методический комплект Н.Д.Угриновича. Особым достоинством данных курсов является существенная и достаточно легко доступная (как в обучающем плане, так и в плане возможности найти и установить на школьных компьютерах) компьютерная поддержка.

По учебным пособиям возможно преподавать информатику в школе, начиная с 1 по 9 классы, используя ту или иную направленность, выбранную в соответствии с курсом учебника, в котором применяется учебный Исполнитель, школьный алгоритмический язык. Тогда, в зависимости от различных условий (наличия) Исполнителями могут быть Робот, Чертежник (среда КуМир); Черепаха (среда ЛОГО); Кукарача (Роботландия); Чертежник, Паркетчик (курс А.Г.Гейна); Графический Исполнитель – ГРИС (курс И.Г.Семакина) и др.

Использование реального языка программирования и персонального компьютера в качестве Исполнителя (учебный комплект Н.Д.Угриновича) возможно только на последующем, более высоком уровне обучения в 10 – 11 классах, так как при записи алгоритмов в виде программ на конкретном языке неадаптированный к алгоритмам или просто средний ученик может потерять не только нить рассуждений, но и просто не усвоить суть происходящего.


Вывод – содержательные линии “Алгоритмизация” и “Исполнители” являются неотъемлемой частью содержания образования по информатике, представленного в обязательном минимуме подготовки школьников по информатике. Основной методический прием, используемый при изучении этой темы, – это использование учебных исполнителей, что является актуальным в контексте данной темы методической работы.

Изучение информатики и использование компьютеров в обучении оказывает значительное влияние на развитие у школьников теоретического творческого мышления, а также на формирование нового типа мышления – операционного (алгоритмического) мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Особую роль в этом играет изучение принципов алгоритмизации и основ программирования. Для того, чтобы человек овладел навыками сбора, обработки и использования информации и использовал их в своей деятельности, необходимо развитое на достаточном уровне алгоритмическое мышление.

Составление программ для ЭВМ начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление.



Большое значение в процессе обучения основам алгоритмизации имеет исполнение алгоритмов. В процессе исполнения ученик неоднократно “проигрывает” изучаемые команды, что в конце концов приводит к сознательному и прочному усвоению конструкций и правил алгоритмического языка. Представляя себя точным исполнителем предписаний алгоритма, учащийся постепенно начинает понимать логику алгоритма и суть языка, как средства описания алгоритма.

Исполнение алгоритмов – очень эффективная форма контроля знаний учащихся. Оно приучает учащихся к аккуратности, к умению доводить начатое дело до конца, учит сомневаться, не всегда доверять своей интуиции, проверять и перепроверять свои действия. Развивает логическое рациональное мышление, что не маловажно для человека в век сплошной компьютеризации.

Цели и задачи школьной информатики
Формирование всесторонне развитой личности – основная задача общеобразовательной школы.
Общие цели:

  1. Образовательная и развивающая цель – дать начальные фундаментальные знания основ науки информатики.

  2. Практическая цель – трудовая и технологическая подготовка учащихся.

  3. Воспитательная цель – вклад в формирование мировоззрения, изучение социальных аспектов информатизации.


Конкретные цели:

  1. Формирование алгоритмической культуры (АК) учащихся – выработка элементарных навыков алгоритмизации и программирования..

  2. Формирование компьютерной грамотности (КГ) учащихся – АК + умение «общаться» с компьютером + представление об устройстве и принципах действия ЭВМ + представление об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

Появление КГ явилось результатом расширения АК учащихся.

  1. Формирование информационной культуры (ИК) учащихся – КГ + информационное моделирование + понимание основных принципов и квалифицированное использование основных типов современных информационных систем.


АК КГ ИК
Формирование информационной культуры личности приведет к информационной компетентности учащихся.

Цели и задачи на текущий учебный год:
Над данной темой работаю третий год. Изучаю методику преподавания информатики Тур и Бокучаевой. Данный курс сопровождается электронным пакетом педагогических программных средств «Страна Фантазия». Включены как теоретические так и практические задания, комплексы упражнений для глаз и для физкультминуток. Разработаны уроки по теме «Алгоритмизация» с практическими заданиями на языке программирования QBasic. Планирую плавно перейти от составления алгоритмов на алгоритмическом языке (АЯ) к составлению программ на языке программирования Qbasic, а в дальнейшем к объектно-ориентированному программированию на языке Visual Basic, сначала по учебному пособию А.Г.Паутовой «Творческое проектирование в школе и дома на языке VB», а затем к более сложным проектам в VB по учебнику Н.Д.Угриновича.