Методические материалы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Самостоятельная работа по курсу Рекомендуемая литература Методические... 3 1095.64kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Сборника рецептур: Методические материалы «Организация детского питания... 4 1140.14kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Сборник информационно методических материалов к 65 летию Победы в... 1 274.77kb.
Программа учебно-методические материалы ижевск 2007 1 384.32kb.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется... 3 1224.24kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для... 4 922.8kb.
Методические материалы. Стихи русских поэтов о цветах. А. С. 1 53.13kb.
Республики казахстан 11 1101.74kb.
Республики казахстан 6 2561.6kb.
Учебно-методические материалы по курсу «мировая экономика» для студентов... 4 1212.99kb.
Акимова Марина Вячеславовна (Москва). Некоторым не закон 1 64.67kb.
- 4 1234.94kb.
Методические материалы - страница №1/1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной филологии)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики к.ф.н. Мирошниченко О.С.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.



Пояснительная записка

Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» читается в первом семестре второго курса. Данная дисциплина наследует базовому курсу «Введение с литературоведение» и посвящена специфике стихотворных произведений.

Главная целью курса является получение систематической стиховедческой подготовки студентами-филологами; углубление, расширение и конкретизация начальных знаний о стихе, получаемых в курсе «Введение в литературоведение». Будущим учителям-словесникам, ученым-литературоведам необходимо свободно ориентироваться в стиховой культуре. Основные задачи курса: формирование системных представлений о понятиях и терминологии стиховедения, овладение принципами построения стихотворных произведений, их изобразительно-выразительной спецификой. Сверхзадача курса – овладение специфическим стиховедческим аппаратом анализа поэтических произведений.

Стиховедческие знания в процессе знакомства с курсом должны быть применены прежде всего при освоении методики целостного анализа лирического произведения, а затем применяться в процессе изучения поэтических произведений в историко-литературных курсах. Студенту-филологу необходимо рассматривать стихотворение как «сложно построенный смысл» (Ю.Лотман). Это предполагает учет смыслообразующих функций стихотворных форм: метрики, ритмики, строфики, рифм, звуковой организации стиха. Поэтому логика построения курса состоит в последовательном освоении различных аспектов организации стиха – от метрики до мелодики с последующим выходом на связь факторов стихотворной речи с особенностями мира и композиции лирического произведения.

Закономерности ритмической структуры стихотворных произведений изучаются в рамках данного курса как в общетеоретическом, так и в историческом (а также сравнительно-историческом) аспектах.

Курс читается в форме лекций. Однако теоретические знания, получаемые студентами, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. С самого начала студенты отбирают по 20 оригинальных стихотворений, которые анализируются ими по каждому параметру стиха по мере изучения основных тем курса. Кроме этого, в финальной части курса в процессе овладения методикой анализа лирического стихотворения студенты должны выполнить два целостных анализа стихотворных произведений. Зачет выставляется по результатам практических письменных работ студентов, а также собеседования по теоретическим аспектам стиховедения.


Рабочая программа дисциплины «Поэтика литературного произведения: основы стиховедения»

Введение

Стиховедение как наука о стихе, его специфических свойствах.

Основные этапы развития отечественного стиховедения. Связь стиховедения с другими литературоведческими и филологическими дисциплинами.

Разнообразие методов современного стиховедения.

Состав стиховедения: четыре основных раздела (учения) в стиховедении (метрика, ритмика, строфика и фоника), изучение в науке о стихе функций и приемов графики и интонационно-мелодических особенностей стихотворных произведений.

Акцент современного стиховедения на содержательности стиха в целом, а также - на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации.


1 Поэзия и проза. Проблема специфики стихотворной речи

Понятия «поэзия», «стих» и проза. Значения слова «поэзия» в русском языке. Стих и проза - две составляющие оппозиционную пару разновидности поэтической речи.

Стихотворная речь, ее специфика и отличие от речи прозаической. Происхождение поэзии и историческая последовательность возникновения поэзии и прозы в трактовке А. Н. Веселовского и А. А. Потебни.

Стихотворная речь - речь ритмически организованная. Понятие ритма. Специфика ритма в стихе, его отличие от ритма музыкального. Многообразие ритмообразующих факторов. Понятие о «ритмической системе».

Стих (ряд, versus) как основная единица ритма в поэзии. Метр и размер. Метрический ритм как знак определенной традиции.

Проблема семантических ореолов метров в современном стиховедении.

Рифма и стихотворная речь.

Графическая сегментация как установка на стих.

Укорененность поэтического слова в стиховой традиции.

2 Метрика и ритмика

Метрика как учение о чередовании сильных и слабых мест в стихе. Противопоставление в стиховедении 20 века метрики и ритмики.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Проблема связи системы стихосложения с особенностями национального языка и культурной традицией.

Основные исторически определившиеся «родовые» метрические системы.



Метрическая (античная) система стихосложения

Понятия моры, стопы (подии), колона, периода (стиха), стопы.

Значение античных стоп для последующих систем стихосложения.. Жанровые и стилевые традиции, закрепившиеся за этими античными размерами.

Понятие логаэда. Античные логаэды.



Силлабическое стихосложение

Равносложность как основной метрический фактор силлабики. Ритмические факторы силлабического стиха.

Романская силлабика. Основные размеры французской силлабики .

Становление русской силлабики. Основные размеры русской силлабической поэзии 17-18 века.

Эволюция русской силлабики.


Силлабо-тоническая система стихосложения

Реформа русского стихосложения в 18 веке. В. Тредиаковский как инициатор реформы. Реформа М. Ломоносова.

Европейский и русский силлабо-тонический стих как наиболее урегулированная система стихосложения.

Классический русский стих. Основные метры и размеры русской силлабо-тоники.

Метрические определители силлабо-тонического стиха.

Перенос акцента на изучение ритма силлабо-тонических стихов как упорядоченностей отступления от метра.

Стиховедческие теории А. Белого.

Ритмика русских силлабо-тонических размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Длина стиха и размер, цезура, клаузулы и каталектика, вариации анакрузы, анжабаман .

Верлибризация русской классической силлаботоники в 19 веке.

Смыслообразующая роль низших элементов структуры стиха.

Ритмическая противоположность двусложников и трехсложников.

Специфика русского силлабо-тонического стихосложения, отличие его от немецкого и английского вариантов силлаботоники .



Тоническое стихосложение

Основные метрические и ритмические признаки тонического стиха. Историко-культурные и типологические различия между исконными формами тонического стиха и позднейшим акцентным стихом.

Формирование русского тонического стихосложения как системы в конце 19 - 20 веке. Предпосылки его в теории и поэтической практике 18-1-й половины 19 веков.

Общая формула тонического стиха, предложенная В. М. Жирмунским.

Дольники как наиболее урегулированная форма тонического стихосложения. Основные ритмообразующие факторы дольников.

Основные разновидности русских дольников. Русские логаэды.

Тактовики. А. Квятковский и М. Гаспаров о тактовике.

Акцентный (чисто тонический) стих, основные факторы ритма.

Полиметрические композиции.

Верлибр. Полемика о верлибре в современном стиховедении. Происхождение верлибра и его значение для поэзии 20 века.


3 Фоника

Звуки стихотворной речи. Ассонанс и диссонанс, аллитерация. Звукопись и звукоподражание.

Понятие рифмы, ее полифункциональность в стихе.

Возникновение и развитие рифмы: рифма в русском досиллабическом и силлабическом стихе. Эволюция рифмы в европейской поэзии.

Понятие точной рифмы. Орфография и произношение. Разновидности точной рифмы. Разновидности приблизительных рифм. Неточные рифмы в 20 веке.

Разновидности неточных рифм.

Зависимость рифмы от стиховой традиции.

Безрифменный стих и белый стих.

Смысловая роль рифмы.

4 Строфика

Объединение стихов в повторяющиеся группы по различным признакам. Объединение стихов рифмами. Основные способы рифмовки. Возникновение и развитие различных типов рифмовки (М. Л. Гаспаров). Основные правила рифмовки.

Нарушение правил рифмовки в различных экспериментах со стиховой традицией.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Строфические и астрофические стихи. Понятие строфоида. Основные признаки строфы.

Основные виды строф.

Твердые и сложные строфические формы в европейской и русской поэзии. Строфические эксперименты с традицией и стилизации твердых форм в поэзии 19-20 века.



5 Интонационно-мелодическая организация стиха и графические приемы

Понятие стиховой интонации, роль интонирования в стиховой организации. Основные типы стиховой интонации. Мелодика русского лирического стиха в теории Б. Эйхенбаума и В. Жирмунского. Основные мелодические типы. Напевный стих, его разновидности и основные признаки. Говорной стих, его разновидности и основные признаки. Функции переноса (анжабамана), параллелизма и других факторов в мелодической организации стиха. Смешанные и переходные интонационно-мелодические формы.

Роль графики в организации стихового ритма. Симметричная и асимметричная графика. Мелодическая и интонационная функции графики стиха.

Графика как атрибут стиховых экспериментов. Фигурная графика, «стихи для глаза». Акростих, мезостих, телестих. Палиндром. Конкретная поэзия.


6 Связь явлений стиха с особенностями художественного мира и композиции стихотворных произведений

Структурные свойства стиха на лексическом уровне. Слово в поэтическом контексте. Понятие «тесноты стихового ряда» (Ю. Тынянов) и ее следствия. Горизонтальные и вертикальные связи слова в поэтическом контексте. Средства выделения слова в поэтическом контексте.

Композиция стихотворения как высшая форма семантической организации стихотворного текста. Уровни композиции лирических стихотворений. Специфические приемы композиции стиха. Б. Томашевский о построении композиции стихотворных произведений.

Композиция явлений предметного мира в стихотворении. Нераздельность элементов художественного мира стихотворения с поэтическим языком и явлениями стиха.

Целостный анализ стихотворного произведения как сопряжение анализа художественного мира, поэтической стилистики и их композиции с собственно стиховыми факторами, их композицией. Выявление при анализе внутренней взаимосвязанности низших и высших элементов, части и целого. Стремление обнаружить в процессе анализа смысловую значимость каждого структурного элемента стиха.

***


Теоретические знания, получаемые студентами при изучении курса, отрабатываются на практике, которой отводится время на каждом занятии. В результате студенты должны овладеть техникой анализа стихотворных произведений, включающей в себя и сопрягающей воедино:

I. Анализ явлений стиха ( определить систему стихосложения; составить ритмико-метрическую схему, указать особенности ритмических определителей данного стихотворения; проанализировать особенности рифмы и звукоряда стихотворения; определить способ рифмовки и характер ее построения в стихе, составить схему рифмовки, проанализировать строфическую организацию; определить интонационно-мелодический тип и подтип; отметить возможные особенности графики.

II. Анализ особенностей композиционной организации и художественного мира стихотворного произведения (предметный мир, пейзаж и т. д.; точка зрения лирического субъекта в мире; лирический сюжет; время-пространство и пр.)

По мере освоения основных понятий курса, работы с учебными и словарными пособиями студенты должны усвоить с обязательную терминологию и составить индивидуальные словари, содержащие следующие понятия: акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, амфимакр, анакруза, анжабаман, ассонанс, белый стих, венок сонетов, верлибр, вольный стих, гекзаметр, говорной стих, дактиль, дольник, звукопись, катрен, клаузула (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая), логаэды, метрика, метр, мелодика, напевный стих, точная (неточная ) рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, песенный стих, размер, рифма, ритмика, рифмовка, романсный стих, силлабика, силлаботоника, спондей, стансы, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, холостой стих, цезура.

Литература

Учебные пособия

Гаспаров. М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.

Жирмунский В. М. Теория стиха л., 1975.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. (Гл. «Сравнительная метрика» и «Лирические жанры»). М., 1996.

Федотов. О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Справочная литература

Квятковский А. Поэтический словарь М., 1966.

Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. Тураева С. М. М., 1974.

Литературный энциклопедический словарь /Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.


Дополнительная литература

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения /\ Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191

Белый А. Лирика и эксперимент; Опыт характеристики русского четырехстопного ямба; Сравнительная морфология ритма русских лириков в ямбическом диметре. // Белый А. Символизм. М., 1910.

Гаспаров М. Л. Избранные труды в 3- тт. Т. 2. Ст.: «Снова тучи надо мною...» (методика анализа)»; Т. 3. О стихе. М., 1997.

Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха. М., 1989.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях. М., 1993.

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник 20 века // Теория стиха. Л., 1968. С. 59-106.

Гаспаров М. Л. Тактовик в русском стихосложении 20 века /\ Вопросы языкознания. 1968, № 5.

Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. М., 1974.

Жирмунский В. М. Мелодика стиха // Вопросы теории литературы. Л., 1928.

Жирмунский В. М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л., 1968. С. 7-23.

Жовтис А. Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1966, № 5.

Иванов Вяч. Вс. Свободный стих как способ видеть мир // Иностранная литература, 1972, № 2.

Илюшин А. А. Русское стихосложение М., 1988.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. М., 1972.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Руднев П. А. Введение в науку о стихе Вып. 1. Тарту, 1989.

Руднев П. А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы Блока «Двенадцать» // Труды по русской и славянской филологии. Вып.18. Тарту, 1971. С. 195-221.

Тимофеев Л. И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958.

Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л., 1959.

Тынянов Ю. И. Проблема стихотворного языка. М., 1964.

Холшевников В. Е. Досиллабический и силлабический стих // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984.

Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.
Тематический и тезисный план лекций, дополнительная литература к лекциям по курсу

«Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» (34 часа)

Тема 1 (Лекция 1)

Стиховедение как научная дисциплина (2 часа)

Стиховедение - одна из самых разработанных и динамично развивающихся отраслей литературоведения, как наука о стихе, его специфических свойствах и закономерностях ритмической структуры художественных текстов, в их отличии от прозы и внехудожественной речевой практики, о происхождении и эволюции национальных стихосложений.

Основные этапы развития отечественного стиховедения.

Опора стиховедения на данные лингвистики, истории национальных литератур, математики, кибернетики и других дисциплин. Разнообразие методов современного стиховедения: статистические методы изучения стиха, сравнительное стиховедение и др.

Состав стиховедения: четыре основных раздела (учения) в стиховедении (метрика, ритмика, строфика и фоника), изучение в науке о стихе функций и приемов графики и интонационно-мелодических особенностей стихотворных произведений.

Метрика - учение о внутренней соразмерности стихового ряда и системах стихосложения. Метр как основной предмет изучения метрики и его частные подразделения - размеры и системы стихосложения.

Ритмика - учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных композиционно значимых повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, словоразделов, синтагм, стоп, стихов и пр.).

Строфика - учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.

Фоника - учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму.

Акцент современного стиховедения на содержательности стиха в целом, а также - на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации.

Стихотворное произведение рассматривается как «сложно построенный смысл» (Ю. Лотман). Смысловая значимость каждого компонента поэтического текста. Словесный текст и ритм поэтического произведения – эстетически организованное целое, соподчиняющее все элементы, форма существования художественного мира и поэтической идеи.
Тема 2 (Лекция 2)

Поэзия и проза. Проблема специфики стихотворной речи(2 часа)

Понятия «поэзия», «стих» и проза. Значения слова «поэзия» в русском языке: 1)совокупность всех словесно-художественных творений; 2)совокупность стихотворных произведений. Стих и проза - две составляющие оппозиционную пару разновидности поэтической речи.

Стихотворная речь, ее специфика и отличие от речи прозаической. Происхождение поэзии и историческая последовательность возникновения поэзии и прозы в трактовке А. Н. Веселовского и А. А. Потебни: стихотворная речь – первоначально единственно возможная речь произведений искусства. Традиционное противопоставление поэзии внехудожественной прозе. Ю. Лотман об историко-генетическом аспекте оппозиции «стих-проза»: художественная проза как более поздний этап развития словесного искусства.

Стихотворная речь - речь ритмически организованная. Понятие ритма. Специфика ритма в стихе, его отличие от ритма музыкального. Ритм в стихе и ритм в прозе. Ритм как универсальный фактор стихотворной речи, как упорядоченное чередование, повтор соизмеримых и соотносимых коротких отрезков речи. Многоуровневость ритма в стихе. Многообразие ритмообразующих факторов.

Понятие о «ритмической системе» как о средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесного и звукового материала. Ритм как средство построения знака - значения, смыслового аспекта в стихе.

Стих (ряд, versus) как основная единица ритма в поэзии.

Разделенность речи на «ряды» и наличие «внутренней меры» - основные факторы отличия стиха от прозы. Метр как внутренняя упорядоченность стихового ряда, его «горизонтальный ритм». Метр и размер. Сегментация в метре текста на единицы, меньшие или большие чем слово. Метрический ритм как знак определенной традиции.

Проблема семантических ореолов метров в современном стиховедении. Метризация прозаического текста (стихийные метры). «Вертикальное измерение ритма». Рифма и стихотворная речь. Графическая сегментация как установка на стих. Сигналы стиховой структуры: заглавие, включенность в цикл, книгу стихов. Укорененность поэтического слова в стиховой традиции.



Дополнительная литература к теме

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 23-29.

Томашевский Б. В. Стих и язык. Филологические очерки. М., Л., 1959.

Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965. (Глава 1. «Ритм как конструктивный фактор стиха»)

Эткинд Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 104-121.
Тема 3 (Лекция 3)

Основные проблемы и понятия метрики и ритмики (1 час)

Метрика как учение о чередовании сильных и слабых мест в стихе (долгих и кратких, ударных и безударных, слоговых групп и цезурных пауз и др.).

Развитие стиховедческой мысли от отождествления метра и ритма в стихе к их разграничению. Противопоставление в стиховедении 20 века (А. Белый, В. Жирмунский и др.) метрики и ритмики - учения о ритме - отдельных конкретных случаях применения метрического закона и вариациях метрических схем.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе. Проблема связи системы стихосложения с особенностями национального языка и культурной традицией.

Полемика о решающих факторах влияния на национальную систему стихосложения: собственно языковых или культурных предпосылок. (М. Л. Гаспаров и др.).

Основные исторически определившиеся «родовые» метрические системы: собственно метрическая, силлабическая и тоническая. Силлабо-тоническая система как наиболее строгая и «искусственная» система стихосложения, сочетающая законы силлабики и тоники.


Дополнительная литература к теме

Гаспаров М. Л. Оппозиция «стих-проза» и становление русского литературного стиха. Русский силлабический тринадцатисложник // Он же. Избранное в 3-х тт. Т.3. с. 40-53, с. 132-157.

Харлап М. Г. О понятиях «ритм» и «метр» //Русское стихосложение: традиции и проблемы развития. М., 1985. с.11-28.

Тема 4 (Лекция 3)

Метрическая (античная) система стихосложения. Ее влияние на европейский стих (1 час)

Метрическое стихосложение базируется количественной разнице слогов в древних языках. Понятия моры, стопы (подии), колона, периода (стиха) как базовые.

Стопа как регулярно повторяющаяся группа слогов с определенным количеством мор: ямб, хорей, пиррихий, трибрахий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий, бакхий, антибакхий, амфимакр, пеоны, хориямб. Диподии.

Античные стопы имели очевидное влияние на последующие системы стихосложения. Основные размеры: дактилический гекзаметр, пентаметр, ямбический триметр, хореический тетраметр. Именно с ними связаны последующие русские и европейские стилизации античных размеров. За этими античными размерами закрепились основные жанровые и стилевые традиции.

Понятие логаэда. Логаэд – правильное чередование неоднородных стоп или строк. Античные логаэды, силлабо-метрический принцип их организации: алкеев, сапфический стих и строфа.

Дополнительная литература к теме

Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989. с.65 – 86.

Гаспаров М. Л. Античный триметр и русский ямб // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966. с. 393-410.


Тема 5 (Лекция 4)

Силлабическое стихосложение. Основные факторы ритмики. Русский силлабический стих 17 -18 вв. (2 часа)

Равносложность (изосиллабизм) как основной метрический фактор силлабики.

Ритмические факторы силлабического стиха: ударная константа; цезура как устойчивый срединный словораздел; обязательность определенных типов стиховых окончаний (клаузул), неупорядоченность ударений внутри полустиший и др. Стих и полустишия - основная ритмико-метрическая единица в силлабическом стихосложении.

Романская силлабика. Основные размеры французской силлабики: восьмисложник, десятисложник, александрийский стих. Особенности клаузул (альтернанс) и место ударной константы, место цезуры. Эволюция французской силлабики: постепенная верлибризация силлабического стиха, приведшая к появлению свободного стиха в 19 веке.

Становление русской силлабики. Досиллабические русские неравносложные вирши. Влияние польского стихосложения на русскую виршевую поэзию, привнесшее силлабические законы. Основные размеры русской силлабической поэзии 17-18 века: (восьмисложник, одиннадцатисложник, тринадцатисложник). Особенности клаузулы (женская), место цезуры и ударной константы на предпоследнем слоге.

Место силлабики в истории русского стиха. Б. Томашевский об особенностях чтения и декламации русской силлабической поэзии как предпосылках ее «благозвучия» для слушателей 17-18 вв. (церковноречитативное чтение по слогам).

Эволюция русской силлабики. Появление константных ударений в конце полустиший. Стабилизация рифменной техники. Канонизация женской клаузулы. Вариативность предцезурных ударений, отличное от польской силлабики. Состояние русского силлабического стиха к середине 18 века.

Дополнительная литература к теме

Жирмунский В. М. Введение в метрику. //Теория стиха. Л., 1975.

Томашевский Б. В. Стих и язык. М. – Л., 1959. с. 29-33, 98-101.

Федотов О. И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. М., 1997. Глава 3. 149 – 176.



Тема 6 (Лекции 5 – 7)

Силлабо-тоническое стихосложение. Классический русский стих: особенности метрики и ритмики (6 часов)

Реформа русского стихосложения в 18 веке. В. Тредиаковский как инициатор реформы: введение стоп, «тонического» принципа при относительном сохранении изосиллабизма и женских клаузул, предпочтение хореической «инерции» ритма.

Реформа М. Ломоносова, основанная на влиянии немецкой силлаботоники. Допуск вариаций клаузул, упрочение «стопного» принципа: единообразие стоп. Итоги силлабо-тонической реформы и ее интерпретации в современном стиховедении: три этапа силлабо-тонической реформы, взаимодополнительность в ней открытий и предложений В. Тредиаковского и М. Ломоносова.

Европейский и русский силлабо-тонический стих как наиболее урегулированная система стихосложения. Первичность в ней метра как урегулированного чередования ударных и безударных слогов. Классический русский стих. Основные метры (двусложные и трехсложные) и размеры (от двух до шести стоп) русской силлаботоники.

Проблема семантических ореолов метров в современном стиховедении. Экспрессивные ореолы классических размеров в стиховой традиции.

Жанровая прикрепленность отдельных размеров и ее ослабление в процессе размывания жанровых канонов.

Судьба античных метров и размеров в силлабо-тоническом стихосложении.

Метрические определители силлабо-тонического стиха. Критика стопной теории силлабо-тонического стихосложения в 19 и 20 веке (А. Востоков, А. Потебня, А. Белый, Б. Томашевский и др.).

Перенос акцента на изучение ритма силлабо-тонических стихов как упорядоченностей отступления от метра.

Стиховедческие теории А. Белого: опыты изучения ритма русских двусложников, графический метод исследования ритма 4 -стопного ямба.

Ритмика русских силлабо-тонических размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха:

- Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы. Пиррихий и спондей. Стиховедческие исследования исторических традиций расположения пиррихиев в двусложниках. Основные ритмические формы русских двусложников: «альтернирующий» и «рамочный» стих. Хориямб в ритме двусложника. Проблема пеонических ритмов, отличных от ритма двусложников (теория А. Белого). Ритмический перебой как «сильная позиция» в стихе.

Смыслообразующая роль низших элементов структуры стиха. Ритмическая противоположность двусложников и трехсложников. Трибрахий и сверхсистемные ударения в трехсложниках, увеличение их частотности по мере «верлибризации» классического стиха во 2-й половине 19 - 1-й половине 20 века.

- Длина стиха и размер как факторы ритма. Равно-неравностопность (вольный стих). Репертуар русских вольных размеров.

- Цезура в силлабо-тонических размерах и ее историческая судьба (исчезновение в процессе верлибризации стиха).

- Соотношение стиховых окончаний как фактор ритма: клаузулы и каталектика.

- Анакруза как ритмический определитель стиха. Трехсложники с вариацией анакрузы.

- Enjambement (перенос) и его ритмообразующие функции; разновидности переносов (слоговой, строчной, строфический); смыслообразующая функция переноса.

Судьба требований силлаботоники в процессе верлибризации стиха в 19 веке: расшатывание строгой упорядоченности стиха во всех аспектах (большая вариативность стиховых зачинов и окончаний, появление «стяжений», исчезновение цезуры, нарастание частотности переносов и пр.)

Специфика русского силлабо-тонического стихосложения, отличие его от немецкого и английского вариантов силлабо-тоники: диапазон ритмических перебоев, наиболее распространенные размеры, стиховые окончания и пр.


Дополнительная литература к теме

Белый А. Опыт характеристики русского четырехстопного ямба // Он же. Символизм. М., 1910.

Гаспаров М. Л. Метр и смысл. М., 1999.

Гаспаров М. Л. Семантика метра у раннего Пастернака// Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 47. С 142-147.

Гаспаров Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Строфика. М.,2000.с.249-260, 190-200, 138-148.

Жирмунский В. М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха.

Иванов В. В. Метр и ритм в «Поэме конца» М. Цветаевой // Теория стиха. Л., 1968.

Колмогоров А. Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов // Советское славяноведение. 1986, № 5. С. 145-167.

Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. К основам русской классической метрики. // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. С. 397- 432.

Л., 1968. С. 7-23.

Тарановский К. О взаимодействии стихотворного ритма и тематики // Он же. О поэзии и поэтике. М, 2000. С. 372-403.

Тарановский К. О ритмической структуре русских двусложных размеров // Он же. О поэзии и поэтике. М., 200 С. 274-282.

Харлап М. Г. О понятиях «ритм» и «метр» // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития . М., 1985. С. 11-28.

Холшевников В. Е. Перебои ритма как средство выразительности // Он же. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. С. 209-224.

Шапир М. И. «Семантический ореол метра»: термин и понятие // Литературное обозрение» 12, 1991 с. 36-40.

Тема 7 (Лекции 8 – 10)

Тоническое стихосложение. Основные разновидности тонических стихов и их ритмико-метрические особенности. Судьба тоники в русском стихосложении (6 часов)

Основные метрические и ритмические признаки тонического стиха - отсчет ритма по ударениям, без учета безударных слогов.

Исконные формы тонического стиха: песенные и балладные славянские и германские тонические стихи, былинный стих.

Существуют историко-культурные и типологические различия между исконными формами тонического стиха и позднейшим акцентным стихом, возникшим в процессе «верлибризации» силлабо-тонического стиха.

Формирование русского тонического стихосложения как системы происходит в конце 19 - 20 веке. Предпосылки его в теории и поэтической практике 18-1-й половины 19 веков: теоретические допущения Ломоносова о дактило-хореических и ямбо-анапестических стихах, имитации гекзаметра, логаэдов, трехсложники с вариациями анакруз, метрические кальки германских дольников.

Общая формула тонического стиха, предложенная В. М. Жирмунским:



Х –′ 0Х –′ 0Х –′ 0Х –′ 0Х -′ Х

Дольники как наиболее урегулированная форма тонического стихосложения, как переходная форма от силлаботоники к чистой тонике. Основные разновидности русских дольников: дольники урегулированные и неурегулированные, дольники с вариациями анакруз, дольники на основе трехсложников и двусложников.

Наиболее распространенные размеры русских дольников: 3-иктные и 4-иктные дольники. М. Л. Гаспаров описал пять основных ритмических форм 3-иктных дольников. Цветаевский, есенинский, гумилевский типы дольников. В первой трети ХХ века происходит постепенная «логаэдизация» русских дольников. Появляются русские логаэды.

Тактовики - менее урегулированная форма тонического стиха. А. Квятковский и М. Гаспаров о тактовике.

Акцентный (чисто тонический) стих. Ритмообразующая роль ударных слогов. Равноударный и неравноударный акцентный стих.

Полиметрические композиции как сосуществование стихов различного метрического профиля. Полиметрические композиции «зыбкого метра», макро- и микрополиметрия.

Верлибр. Полемика о верлибре в современном стиховедении: метрическая и ритмическая «бессистемность» или «система систем».

Факторы ритма в верлибре: графическая сегментация стиховых рядов, интонационно-синтаксический ритм и т. д. Происхождение верлибра и его значение для поэзии 20 века.




Дополнительная литература к теме

Антощенков Г. Н. Дольники в системе русского стихосложения //Русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 185-191

Вопросы литературы. 1972. № 2 II (дискуссия о верлибре).

Гаспаров М. Л. Русский трехударный дольник 20 века // Теория стиха. Л., 1968. С. 59-106.

Гаспаров М. Л. Тактовик в русском стихосложении 20 века //Вопросы языкознания. 1968, № 5.

Жирмунский В. М. Введение в метрику // Он же. Теория стиха Л, 1975 (Глава «Тоническое стихосложение»).

Жовтис А. Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1966, № 5.

Иванов Вяч. Вс. Свободный стих как способ видеть мир // Иностранная литература, 1972, № 2.

Иностранная литература 1972 № 2 (Дискуссия о верлибре).

Квятковский А. Тактовик. // Он же. Поэтический словарь. М., 1966. С. 295-299.

Колмогоров А. Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопросы языкознания. 1963 № 4. С. 64-71.

Руднев П. А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы Блока «Двенадцать» // Труды по русской и славянской филологии. Вып.18. Тарту, 1971. С. 195-221.



Тема 8 (Лекция 11)

Фоника. Звуковые особенности стиха. Основные виды звуковых повторов в стихе. Рифма и ее основные разновидности (2 часа)
Звуки стихотворной речи. Закономерности в распределении звуковых повторов и эвфония внутри стиха. Ассонанс и диссонанс, аллитерация. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки.

Из всех звуковых повторов в стихе наиболее заметным является рифма – созвучие стиховых клаузул. Полифункциональность рифмы в стихе. Рифма как явление ритмическое (стиховое окончание), строфическое (рифмовка) и собственно фоническое (эвфоническое). Рифма как прием инструментовки.

Возникновение и развитие рифмы: рифма как явление исторически изменчивое, связанное с произношением и литературной традицией. Рифма в русском досиллабическом и силлабическом стихе: допустимость разноударных рифм. Эволюция от неточной рифмы (древнегерманская аллитерация и романский ассонанс) к точной рифме в европейской поэзии.

Понятие точной рифмы – совпадение звуков в стихах, начиная с последнего ударного. Недостаточные рифмы. Орфография и произношение: рифмы как созвучия, а не совпадение букв.

Разновидности точной рифмы: богатые и бедные рифмы. Недостаточные рифмы, зависимость понимания точности и «недостаточности» от особенностей национальных свойств языка и стиховых традиций. Разновидности приблизительных рифм.

Неточные рифмы в 20 веке. Разновидности неточных рифм (ассонансные, консонантные, усеченные, неравносложные и пр.). Банальные и экзотические рифмы. Составные, палиндромические, «левосторонние» рифмы. Внутренние рифмы, их разновидности. Панторифма.

Зависимость рифмы от стиховой традиции.

Безрифменный стих и белый стих, их типологические и исторические отличия. Холостые стихи.




Дополнительная литература к теме

Бельская Л. Л. О типологии современной рифмы. // Филологические науки. 1988.№ 2. С. 3-8.

Гаспаров М. Л. Рифма Бродского // Он же. Избранные статьи. М., 1995. С. 83-92.

Гаспаров М. Л. Эволюция русской рифмы. // Избранные труды. В 3-х тт. М., 1997. Т. 3. С.290-325.

Гончаров Б. П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы. М., 1973.

Жирмунский В. М. Рифма, ее теория и история. // Он же. Теория стиха. Л., 1975.

Тарановский К. Звуковая ткань русского стиха в свете фонологических дистинктивных признаков. Звукопись в «Северовостоке» Волошина. // Он же. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 343-358.

Эткинд Е. Проза о стихах. СПБ, 2001. Глава 6. Рифма. С. 232-268.


Тема 9 (Лекции 12 - 13)

Строфика. Виды строф. Твердые строфические формы (4 часа)

Ритмическая структура стиха воспринимается при повторе стихотворного «ряда». Строфа – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически.

Стихи объединяются в повторяющиеся группы по различным признакам.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Строфические и астрофические стихи. Астрофический стих как стих с вольной рифмовкой. Основные признаки строфы: синтаксически-тематическая, интонационная завершенность, повторяющийся способ рифмовки. Строфа как единица композиционного членения стихотворного произведения.

Наиболее частые элементы строфической организации: одинаковое количество стихов; одинаковый размер; одинаковый характер рифм. Необязательный характер этих признаков, возможность различных отступлений и нарушений – свободные строфы (вольные стансы).

Очевидно объединение стихов рифмами. Монорифмы (стихи на одну рифму) как наиболее ранние формы организации стихотворения. Три основные способа рифмовки: смежная, перекрестная, кольцевая. Историческое возникновение и развитие различных типов рифмовки (М. Л. Гаспаров): парная – перекрестная – кольцевая.

Основные правила рифмовки. Правило альтернанса: нерифмующиеся стихи с одинаковым окончанием не могут стоять рядом. «Правило охватывающих рифмических цепей»: между двумя рифмующимися строками могут находиться строки не более чем на одну рифму. Нарушение правил рифмовки в различных экспериментах со стиховой традицией.

Основные виды строф: четные строфы (двустишье, четверостишье и пр.), их разновидности. Нечетные (беспокойные) строфы.

Твердые и сложные строфические формы в европейской и русской поэзии: терцины, секстины, октавы, спенсерова строфа, одическая строфа, балладная строфа, триолет, рондо, онегинская строфа, сонет. Отличия сонета романского и английского типа. Венок сонетов, венок строф, цепные строфы.

Теория развития твердых строфических форм из трехчастных плясовых народных песен (М. Л. Гаспаров).

Поэзии эпохи модернизма (высокого модернизма, «неотрадиционализма») развиваются строфические эксперименты с традицией и часты стилизации твердых форм.

Дополнительная литература к теме

Баевский В. С. Структура онегинской строфы…: компьютерный анализ //Русская филология: УЗ Смоленского ГПУ, 1997. С. 115-120.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1891-1925 гг. в комментариях (Раздел «Строфика»). М., 1993.

Гаспаров М. Л. Очерки истории европейского стиха. М., 1989. (главы «Романская строфика» и «Романские твердые формы» С. 139-151.

Гаспаров М. Л. Строфическая традиция и эксперимент; Строфический ритм в русском четырехстопном ямбе и хорее; Строфика русского нестрофического ямба в русской поэзии 19 века. // Он же. Избр. Труды в 3-х тт. Т.3. с 181-196, 340-365, 366-398.

Никишов Ю. М. Онегинская строфа: источник и поэтика. // Филологические науки, 1992, №2. С. 11-19.

Он же. Очерк истории русского стиха. М., 2000 . с. 157-165, 207-210, 260-265.

Томашевский Б. В. Строфика Пушкина. // Пушкин: исследования и материалы. 2. М., Л., 1958. С. 49-213.

Эткинд Е. Проза о стихах. СПб, 2001. Глава «Ритм». С. 181-231.
Тема 10 (Лекция 14)

Интонационно-мелодическая организация стиха. Графические приемы стиховой организации (2 часа)

Понятие стиховой интонации, роль интонирования в стиховой организации. Основные параметры стиховой интонации: понижение/повышение голоса; паузы; фразовые ударения, каденции, антикаденции.

Роль анжабамана в интонационной организации стихотворений. Виды анжабаманов: стиховой, строфический, их историческая эволюция.

Мелодика русского лирического стиха в теории Б. Эйхенбаума и В. Жирмунского. На ритмико-интонационную структуру влияет соотношение ритмического и синтаксического членения речи. Функции переноса (анжабамана), параллелизма и других факторов в мелодической организации стиха.

Основные мелодические типы. Напевный стих, его разновидности (песенный (куплетный), романсный). Основные признаки напевного стиха: строфичность, симметрия синтаксического строя, наличие определенных типов анафор, отсутствие анжабаманов, музыкальность, наличие рефренов, колец, мелодический параллелизм. Специфика мелодического движения в романсном стихе.

Говорной стих, его разновидности: разговорный, ораторский. Установка на диалог – основной признак говорного стиха. Основные признаки: наличие анжабаманов, избирательность лексики, астрофичность и пр. особенности говорного ораторского стиха. Смешанные и переходные интонационно-мелодические формы.

Роль графики в организации стихового ритма. Симметричная и асимметричная графика. Мелодическая и интонационная функции графики стиха.

Графика как атрибут стиховых экспериментов. «Стихи для глаза»: акростих, мезостих, телестих, палиндром. Фигурная графика: 1)стихи, по которым в разных направлениях располагаются акростихи, мезостихи, телестихи; 2) стихи из неровных строк, складывающихся в очертание узора. Тенденция в ХХ веке к абсолютизации «стихов для чтения» - появление «конкретной» поэзии.


Дополнительная литература к теме

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925 –го гг. в комментариях. М., 1993. с. 18-30.

Жирмунский В. М. Мелодика стиха // Он же. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Он же. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. с. 85-123.

Эйхенбаум. Б. М. Мелодика русского лирического стиха. // Он же. О поэзии. Л., 1969.

Тема 11 (Лекция 15)

Связь явлений стиха с особенностями художественного мира и композиции лирических стихотворений (2 часа)

Слово в поэтическом контексте способно становиться многозначным. Понятие «тесноты стихового ряда» (Ю. Тынянов) и ее следствия. Стиховые законы лирического произведения, организовывая лексический материал, создают дополнительный (парадигматический, ритмический) уровень связи в стихотворении. В эпосе для слова более актуальна синтагматическая связь. В результате значимость слова в лирике зависит от его места в стиховом ряду. Композиция стихотворения как высшая форма семантической организации стихотворного текста. Композиция явлений предметного мира в стихотворении находится в тесной связи с композицией поэтического языка и явлений стиха. В лирике композиционный уровень текста практически не отделим от композиции художественного мира произведения. Специфические приемы композиции стиха: анафора, эпифора, рефрен, параллелизм, спираль и пр. Б. Томашевский пишет о трехчастном построении композиции стихотворных произведений, о развитии единой темы как «нанизывания мотивов».

«Теснота стихового ряда» как основа для повышенной выразительности в стихотворении. Отсюда основные черты художественного мира лирического произведения. Лирическое событие как событие внутреннее (переживание, понимание). Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Лирический герой как основной организующий фактор мира лирического произведения. Лирическая ситуация как внешнее или внутреннее условие для лирического события. Лирический мотив как выраженная оценка лирической ситуации, в большинстве случаев словесная. Лирический сюжет как разворачиваемая последовательность лирических мотивов. Художественное время и пространство в лирике зависимы от лирического героя — это время и пространство выражения, а не изображения.
Дополнительная литература к теме

Гаспаров М. Л. Избранные труды в 3-х тт. Т. 2. О стихах. М., 1997.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста Л., 1972.

Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965. с. 53-76.


Тема 12 (Лекции 16 – 17)

Основные виды анализа лирических стихотворений (4 часа)
При анализе лирического произведения применяются различные методики, которые позволяют актуализировать те или иные аспекты анализируемого стихотворения.

Историко-литературный анализ показывает отражение исторического момента в произведении, а также биографии и психологии автора. Как реакция на этот подход возник имманентный анализ, изучающий лирическое произведение как таковое, в отрыве от разного рода контекстов (в качестве примеров - работы Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова). Методика имманентного анализа лирического стихотворения М. Л Гаспарова. Выделение, описание и систематизация элементов трех уровней в стихе: (образный (мир); стилистический, фонетический (собственно стиховой).

Вершиной имманентного анализа является целостный анализ стихотворного произведения, который основывается на сопряжении анализа художественного мира, поэтической стилистики и их композиции с собственно стиховыми факторами, их композицией. В ходе целостного анализа происходит выявление внутренней взаимосвязанности низших и высших элементов, части и целого. Важно стремление обнаружить в процессе анализа смысловую значимость каждого структурного элемента стиха.

Своеобразным развитием историко-культурного анализа являются разного рода контекстуальные анализы. В их основании лежит рассмотрение лирического произведения в том или ином социальном, историческом, психологическом, мифологическом и т.д. контексте.

Ближайшим контекстом для лирического (да и вообще литературного) произведения является контекст исторической поэтики (история поэтических форм). Одним из таких контекстов может быть и история развития стиха и его основных показателей.
Дополнительная литература к теме

Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Гаспаров М. Л. Избранные труды в 3-х тт. Т. 2. О стихах. М., 1997.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста Л., 1972.



Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.