Методическая разработка урока Организационная информация Тема урока Виртуальное путешествие в удивительный внутренний мир молекул. К - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Методическая разработка урока «изменения политической системы» (9... 1 94.19kb.
Методическая разработка итогового урока по истории Тема: СССР в 1953-1964 гг. 1 235.08kb.
Конспект урока изучения нового материала в 8 классе Тема урока: «Удивительный... 1 204.19kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Методическая разработка по проведению урока-ролевая игра по дисциплине... 1 138.37kb.
Конспект урока литературы по программе 11-го класса Тема урока :... 1 110.18kb.
Методическая разработка урока изо для 7 класса по теме: Богат наследием... 1 51.88kb.
Методическая разработка Урока письма «Пусть говорят письма» 1 135.51kb.
Методическая разработка внеклассного урока 1 91.02kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
Закон сохранения импульса 15 Силы в природе 16 Закон гравитации 16... 1 283.29kb.
- 4 1234.94kb.
Методическая разработка урока Организационная информация Тема урока Виртуальное путешествие - страница №1/1


Методическая разработка урока

Организационная информация

Тема урока

Виртуальное путешествие в удивительный внутренний мир молекул.

Класс

10

Учитель

Булатова Н.С.

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Продолжить развитие представлений о строении вещества, заложенных в курсе основной школы. Формировать знания учащихся об особенностях понятия температура, через формирование умений самостоятельно использовать ранее полученные знания по этой теме, для действий с учебной информацией в новых условиях. формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы

Задачи урока

а) Образовательные задачи урока.

  1. дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать понятие о температуре, познакомить учащихся со способами измерения температуры; обосновать необходимость введения абсолютной шкалы.

  2. б) Развивающие задачи:

  1. Развивать практические умения учащихся слушать и выделять главную мысль.

  2. Развивать умения учащихся управлять своим вниманием.

  3. Развивать такие учебные действия как, сравнение и сопоставление, выделение главного в изучаемом материале, работа с рисунком и анимацией.

  4. Формировать умение обобщать полученные знания на примере работы с таблицей шкал температур.

  5. Продолжить формировать умение выдвигать гипотезы, доказывать и объяснять.

  6. Развивать умение работать с разными источниками учебной информации (текст, кинофрагмент, рисунок). Разные формы представления информации могут быть значимыми. Развивать умение видеть главное в предложенном кинофрагменте.

  7. Применять физические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

в) Воспитательные задачи:

  1. Расширить мировоззрение учащихся по истории создания температурных шкал, вкладу ученых в становление молекулярно- кинетической теории газов.

  2. Создавать ситуацию успеха в процессе изучения новой темы.



Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Элементы развивающего обучения: эвристическая беседа, работа с текстом – метод инсерт.

Использование возможностей ИКТ.

Использование педагогической диалоговой технологии


Время реализации урока

45 мин.

Знания, умения навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят и др. ученики в ходе урока

Основные понятия и термины урока:

МКТ, молекулы, тепловое движение, тепловое равновесие, температура, абсолютная температура, термометр, термоскоп, шкала, абсолютный нуль, шкала Кельвина, Фаренгейта, Реомюра.

На уроке будут развиваться умения:


  1. Описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел.

  2. Выдвигать гипотезы.

  3. Доказывать, объяснять, сравнивать, сопоставлять.

  4. Видеть главное в предложенной форме представления информации.

  5. Умение применять физические знания для объяснения процессов и явлений природы.

  6. Применять ранее полученные знания в новой ситуации.



Необходимое оборудование, материалы

Мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение урока

Раздаточный материал:

  1. Тест по теме «Основы МКТ. Молекулы, и их характеристики»

  2. Отрывок из диссертации М.В.Ломоносова.

  3. Таблица различных шкал температур.

  4. Отрывок из повести А.Гайдара.

  5. Отрывок статьи М.В.Ломоносова.

  6. ЭОР «Молекулярная физика»

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник Физика 10 кл.

Ход и содержание урока

Мотивация учащихся

Происходит через подбор материала, постоянную смену видов деятельности.

«Знания могут и должны быть значимыми» - вот основной девиз этого урока.



Подробное описание всех этапов урока

Структура урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Этап актуализации знаний. Определение темы урока (1 мин).

3. Введение. Мотивационный этап урока. Этот этап урока нужен для того, чтобы реализовать уровневый подход и определить, что изучая молекулы, мы находимся на главном уровне организации вещества. Задает положительный мотивационный настрой к изучению темы (1мин).

4. Основной этап урока (31 минут):

  • Повторение. Фронтальная работа. (6 мин)

  • Решение задач по интерактивным заданием (4 минуты).

  • Эвристическая беседа по опыту (упр.№16) (4 мин)

  • Работа с текстом М.В.Ломоносова (4мин)

  • Фронтальная работа с элементами объяснения определения температуры (4 мин).

  • Фронтальная работа с интерактивной доской - термоскоп (4 мин).

  • Групповая работа с таблицей – шкалы термометров (3 мин).

  • Работа с текстом. Абсолютный нуль. (2 мин).

5. Закрепление .(5мин)

6. Подведение итогов урока. Учащиеся разбирают свои ошибки. Собирается статистика работы на уроке (5 минуты).

7. Домашнее задание (1мин)



Ход урока


1.Организационный момент (1 мин).

Приветствие учащихся. Объяснение работы с оценочными листами.



2. Этап актуализации знаний. Определение темы урока (1 мин).

Тема урока «Виртуальное путешествие в удивительный мир молекул» Почему такое замысловатое название?

Ведь молекулярную физику мы изучаем всего лишь третий урок. И самое сложное оказывается – это понимание поведения молекул в разных веществах.


3. Введение. Мотивационный этап урока(1мин)

Т.е., как говорил М.В.Ломоносов:

«Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина»

Сегодня прикоснемся к миру молекул с одной лишь стороны, поговорим о температуре, т.к. ее считают очень важной характеристикой..


4. Основной этап урока (27 минут):



  • Повторение. Фронтальная работа. (6 мин)

Проверим, что мы знаем о молекулах. Традиционный диктант по теме «Основы МКТ. Молекулы и их характеристики»





  • Решение задач по интерактивным заданием (плакат «Основные положения МКТ – задачник)(4 минуты).

Р.З. №6: какова масса 500 моль молекул кислорода? Ответ: 16кг.
Р.З. №7: В баллоне находится 0,2 моль молекул газа. Сколько молекул газа находится в баллоне?

Ответ: 1,21023

Р.З. №8: В баллоне находится 31025 молекул газа. Какое примерно количество вещества находится в баллоне? Ответ: 50 моль




  • Эвристическая беседа по опыту (упр.№16) (4 мин)

Нам всем хорошо известны термины: тепло, холодно, с ними связаны вполне конкретные ощущения. Понятием «температура» мы часто пользуемся в обыденной жизни. «Какова температура воздуха? Сколько градусов на улице?»,  – говорим мы. Или: «Какова температура тела?». И все мы понимаем, что означают эти слова. Сегодня мы попытаемся более подробно ответить на вопрос «Что такое температура».

Внимательно посмотрите опыт (упр.№16. плакат «Температура»). Объясните наблюдаемое. Что вы ощущаете?

- одной руке холодно, а другой - тепло.

-это наши ощущения!

А в физике должно быть все объективно. Как же понимают смысл понятий «ХОЛОД» и «ТЕПЛО» ученые.


  • Работа с текстом М.В.Ломоносова (4мин)


Текст №1

В 17-18 веках ученые физики причисляли тепло к числу неощутимых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот отсутствующих в них. Называли их эфиром, теплородом. В 1744 году в диссертации "Размышления о причине теплоты и стужи" М.В.Ломоносов рассуждает: "Многие животные никогда не едят горячей пищи, и, однако, так теплы, что даже нас согревают. Поборники и защитники теплотворной материи, истолкуйте, какой дорогою входит она в животных? Или она при этом становится холодной? Но"теплота студеная"-такая же нелепость , как темный свет, мокрая сухость, мягкая жесткость, или четырехугольная круглость..."




Работа в парах:

Прочитайте отрывок текста №2:

М.В.Ломоносов писал: "Мы можем целый ввек возить дрова на телеге, и не одно полено не нагреется ни на один градус. Но оно быстро нагреется, если начать тереть полено о другое полено. Очевидно, что поленья, крепко прижатые друг к другу, при трении приводят в движение расположенные на поверхности и цепляющиеся друг за друга те мельчайшие частички, из которых они построены. Точно также и молот, ударяясь о железо, заставляет быстрее двигаться частички железа. Внешнее движение всего тела превращается во внутреннее движение частичек, из которых оно состоит. Это то движение частичек и есть теплота." Рассматривая различные формы движения материи и ее частиц, Ломоносов делил их на три вида: поступательное движение, колебательное и коловратное (вращательное). Тепловое движение частиц материи он относил к категории вращательного:



"Теплота состоит во внутреннем коловратном движении связанной материи".

Заполните схему:




"Теплота состоит во внутреннем коловратном движении связанной материи".



Понятие теплоты

по Ломоносову


Определяется движением молекул вещества, чем больше скорость, тем больше температура



Понятие температуры,

используя современные

термины.

Определение

температуры


  • Фронтальная работа с элементами объяснения нового материала. (4 мин).



Определение температуры

( Плакат 2-1 «тепловое

равновесие». Скрытое изображение.)


  1. Сравните два образца твердого тела.




общее

различие

  • Твердое тело

  • Молекулы образуют кристаллическую решетку

  • Колеблются

  • Непрерывно

  • хаотично

  • размах колебаний

  • скорость молекул

  • энергия тела.

  • температура

2.Приводим в соприкосновение образцы. Что произойдет с движением молекул?

3.Очень важный момент для определения температуры – это куда пойдет «тепло» и до каких пор оно будет перемещаться? Читаем: Температура характеризует направление теплообмена. При тепловом равновесии температура всех тел системы одинакова и неизменна.

(видео «тепловое равновесие»)






Вывод: температура характеризует направление теплообмена.

Измерение температуры

В 1592 году Галилео Галилей придумал первый прибор для наблюдения за изменением температуры- термоскоп.

(плакат 2-2. Скрытое изображение)

Попробуем и мы создать термоскоп: нагреем стеклянную колбу, перевернём её, опустим в стакан с водой открытым концом. Термоскоп готов. По высоте столбика воды в горлышке колбы можно судить об изменениях температуры: при охлаждении воздуха в колбе столбик воды поднимается вверх, а при нагревании – опускается.



Термоскопу 419 лет, но он работает.

Постепенно воздух заменили подкрашенным спиртом, а позднее ртутью. Откачав из трубки воздух и запаяв открытый конец, исключили влияние атмосферного давления.

В 1632 появляется слово «Термометр».

(плакат 2-3. Газовые термометры) - скрытый текст.





Шкала температур

Главная деталь любого термометра - это шкала. Ученые начали придумывать к термоскопу шкалы.



(работа с таблицей)



Способ измерения температуры тела

Привести в контакт с термометром

до достижения состояния теплового

равновесия


Используемое свойство

Расширение жидкостей при нагревании

Виды термометров

Ртутные (от -35° до 750° С)

Спиртовые (от -80° до 70° С)



Шкала немецкого физика Фаренгейта

1724 г.


В 1709 Фаренгейт сделал к термоскопу шкалу: за "0" он принимает самую низкую на ощупь температуру смеси воды, снега, соли и нашатыря. За вторую главную точку своего термометра он берет температуру тела своей жены 1000 F. А позже ввел третью главную точку -212 0F - точку кипения воды.
T0 - температура смеси тающего льда,

поваренной соли и нашатыря.

T1 = 32°F - температура таяния льда.

T 2 = 212° F - температура кипения воды.

Интервал между точками 1 и 2 разделен на 180 делений.

Отсюда формула перевода температуры по Фаренгейту в температуру по Цельсию:



t°C=5/9(t°F-32°F)

Шкала французского физика Р.Реомюра 1730 г.

В 1730 году французский натуралист Реомюр ввел другую шкалу, взяв за 00 R -смесь воды и спирта, температуру кипения воды принял за 80 0R.

Удивительный факт: Россия до 1918 года пользовалась именно этой температурной шкалой.
T0 = 0°R - точка таяния льда.

t = 80° R - точка кипения воды.

Шкала имеет 80 делений:

R = 1,25°С


Шкала шведского ученого А.Цельсия

1712 г.


В1742 году швед Цельсий ввел 100 градусную шкалу, но за 00 C принял температуру кипения воды, а за 1000 C- температуру таяния льда.

Ботаник Карл Линней "перевернул» ее.

Т.е,по большому счету, сегодня мы пользуемся шкалой Линнея.


t0 = 0°С - точка таяния льда.

t = 100°С - точка кипения воды при нормальном атмосферном давлении 760 мм.рт.ст.






У А.Гайдара есть повесть» Комендант снежной крепости": Нянька показывает доктору на больного ребенка

-Вот, батюшка, у него температура.

-У каждого человека есть температура

- А у него 100 градусов температура

- Да, это не у каждого! Соглашается доктор. Смешно или страшно?

А вот дети США и Англии смеяться не будут, потому что до сих пор в этих странах используют шкалу Фаренгейта., в переводе на нашу шкалу это 37,8 0С


Что принято за 00 ?

Что принято за 1000 ?



Надо заметить, что существовало более 20 различных шкал, но это наиболее известные. Все эти шкалы имели положительные и отрицательные значения температур, причем все разные, жидкости в них использовались тоже разные, а значит и показания этих термометров при одинаковых условиях были разными.

Например, при 500 С по ртутному термометру , спиртовой показывал 430 С , с оливковым маслом 490 С, а с чистой водой 25,50С.
Выход нашел англичанин Лорд Кельвин в 1848 году. Он предложил использовать термодинамическую шкалу, у которой нет отрицательных температур. Только через 120 лет, в 1968 году, была принята международная практическая температурная шкала, единицу ее назвали К(Кельвин) и установили связь со всеми шкалами. Например со шкалой Цельсия: Т=273 +t0 C и за 0К приняли -2730 С.
(плакат 2-4)



Абсолютный нуль
Обратимся к тексту 4на раздаточных листах:

"Нельзя представить себе такую большую скорость движения, что мысленно нельзя было бы представить себе другую еще большую. Это по справедливости относится, конечно, и к теплотворному движению, поэтому невозможна высшая и последняя степень теплоты как движения. Наоборот, то же самое движение может настолько уменьшиться, что тело достигнет, наконец, состояния совершенного покоя и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости, должна существовать наибольшая и последняя ступень холода, которая должна состоять в полном прекращении коловратного движения частиц. Однако, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, Все, что кажется нам холодным, лишь менее тепло, чем наши органы чувств. Так, самая холодная вода еще тепла, так как лед, в который вода замерзает, холоднее ее, т.е. менее тепел" М.В.Ломоносов.




Как вы думаете, о чем идет речь?

Ломоносов высказал мысль о существовании абсолютного нуля, температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи.


(плакат 4. Шкала Кельвина) - скрытый текст.
Молекулярно - кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также на внеземные объекты, объяснив ее на основе процесса передачи тепла от Солнца на Землю. Он заложил первые камни в основании науки о тепле. Однако, потребовалось еще 100 лет, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие.


5.Закрепление

  • Работа с тестом по теме «Температура» №1-6

  • Упр.№17

  • Слайд-шоу (скрытый текст)

  • Информация из таблиц.




6. Подведение итогов урока.

Оценивание и подсчет баллов по «Оценочному листу»




7. Домашнее задание

Сообщение «Где и зачем необходимо учитывать температуру»