Методы принятия управленческих решений - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Российская академия народного хозяйства и государственной службы 13 3727.41kb.
Менеджмент туризма 36 6318.77kb.
Программа дисциплины Методы и модели в управлении  для направления... 1 154.44kb.
Рабочая учебная программа Выписка из гос 2 904.69kb.
Информационно-методическое обеспечение принятия управленческих решений... 2 448.63kb.
Региональный общественный фонд новых технологий в образовании «байтик»... 1 301.43kb.
Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной... 1 107.39kb.
Программа дисциплины Разработка и принятие управленческих решений... 1 188.49kb.
И. Ф. Шахнов Учреждение Российской академии наук 1 79.33kb.
Программа дисциплины Методы поддержки принятия маркетинговых решений... 1 258.33kb.
Маркова Ирина Васильевна 1-ая неделя 16: 40-18: 10 1306 Теория принятия... 1 41.79kb.
Вершинина наталья алексеевна инвестиционные факторы повышения предпринимательской... 3 644.56kb.
- 4 1234.94kb.
Методы принятия управленческих решений - страница №3/4

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Тема 6. Простые методы принятия решений


Контрольные вопросы

  1. Оперативные приемы принятия решений.

  2. Декомпозиция задач принятия решений «по очереди».

  3. Дерево решений.

  4. Декомпозиция задач принятия решений «от ветвей к корню».

  5. Почему метод декомпозиции является полезным при решении многих задач принятия решений?

  6. Необходимость использования весовых коэффициентов в задачах принятия решений.

  7. Проблема агрегирования показателей.


Практические задания

Задание 6. Проведите первичную формализацию описания ситуации при гипотетическом переводе в другое учебное заведение.

Задание 7. Вы заканчивает Вуз и выбираете место работы. У вас есть 5 вариантов:

А. Поступить в аспирантуру. Стипендия небольшая, но есть возможности подработки. Через 5 лет можно стать доцентом вуза, работать по совместительству преподавателем, консультантом, сотрудником фирм.

Б. Пойти на крупное предприятие, имеющее ныне постоянный пакет заказов, в том числе зарубежных.

В. Поступить в малое предприятие, выполняющее конкретные заказы, и получать оплату с каждого выполненного заказа.

Г. Пойти в филиал зарубежной экспортно-импортной фирмы.

Д. Открыть свое предприятие.

Рассмотрим следующие факторы сравнения вариантов:


  1. Оплата труда. На настоящий момент – нарастает от Д, затем от А до Г.

  2. Перспективы роста (в том числе оплаты). Наиболее велики в А, Д, имеются в Б, практически отсутствуют в В и Г.

  3. Устойчивость рабочего места. Наибольшая в А, значительная в Б, Д и малая в В и Г.

  4. Начальство. Знакомое и уважаемое в А и Д, солидное и хмурое в Б, несерьезное, но активное в В, строгое и малопонятное в Г.

  5. Коллектив. Знакомый и приемлемый в А, понятный и благожелательный в Б и Д, конкурентный в В, пропитанный стукачеством в Г.

  6. Криминальность. Отсутствует в А, Б, Д; постоянна (хотя и мелкая) в В; возможна в Г (причем в крупных размерах).

  7. Режим. Весьма свободный в А и Д, жесткий (вход и выход по пропускам в заданное время) в Б, «полосатый» в В (вообще-то свободный, но если начальство прикажет…), тюремного типа в Г (фиксированные двери, через которые можно проходить, за «чай» на рабочем месте – штраф в размере 10% от заработной платы и т.п.).

  8. Время на дорогу до места работы. Ближе всего В, затем Г, Д, А и Б.

Пусть для определенности в качестве возможных оценок используются числа от 1 до 10, причем наихудшее значение – 1, наилучшее – 10. Составьте таблицу, в которой строки соответствуют факторам, а столбцы – возможным вариантам решения; в клетках таблицы стоят оценки факторов для соответствующих вариантов. Заполните таблицу, выразив свое мнение. Суммируйте набранные баллы по каждому варианту. Примите решение.

Задание 8. Используя метод решения задачи «по очереди», построить дерево решений задачи а) «Как отметить день рождения?»; б) «Как найти хорошую работу?»

Задание 9. Проведите декомпозицию задачи принятия решения при гипотетическом переводе в другое учебное заведение.

Задание 10. 1) Для финансирования проекта бизнесмену нужно занять сроком на один год 1500 тыс. рублей. Банк может одолжить ему эти деньги под 15% годовых или вложить в дело со 100%-ым возвратом суммы, но под 9% годовых. Из прошлого опыта банку известно, что 4% таких клиентов ссуду не возвращают. Что делать? Давать заем или нет?

2) Усложним задачу. Банк решает вопрос, проверять ли кредитоспособность клиента перед тем, как выдавать ему заем. Аудиторская фирма берет с банка 8 тыс.руб. за каждую такую проверку. В результате этого перед банком встают две проблемы: первая – проводить или нет проверку, вторая – выдавать после этого заем или нет. Решая первую проблему, банк проверяет правильность выдаваемых аудиторской формой рекомендаций. Для этого выбираются 1000 человек, которые были проверены и которым впоследствии выдавались ссуды:


Таблица 3.

Рекомендации аудиторской фирмы и возврат ссуд




Рекомендации

аудиторской

фирмы


Фактический результат

Клиент

ссуду вернул



Клиент

ссуду не вернул



Всего

Давать ссуду

735

15

750

Не давать ссуду

225

25

250

Всего

960

40

1000

Какое решение должен принять банк?


Задание 11. Исходя из своей индивидуальной экспертной оценки, введите веса факторов и на основе данных задания 7 упорядочите по привлекательности возможные варианты. Суммируйте набранные баллы с учетом весовых коэффициентов по каждому варианту. Примите решение.

Литература основная: [1-6]; дополнительная: [8, 11, 15, 18, 20, 23].

Тема 7. Основы теории измерений


Контрольные вопросы

  1. Почему необходима теория измерений?

  2. Краткая история теории измерений.

  3. Всегда ли имеет смысл складывать числа, используемые в той или иной области человеческой деятельности?

  4. Основные типы шкал.

  5. Инвариантные алгоритмы и средние величины.

  6. Средние величины в порядковой шкале.

  7. Средние по Колмогорову.

  8. Какие средние величины целесообразно использовать при расчете средней заработной платы?


Практические задания

Задание 12. Приведите примеры величин, измеренных в шкале наименований, в порядковой шкале, в шкале интервалов, в шкале отношений.

Задание 13. Постройте пример, показывающий некорректность использования среднего арифметического в порядковой шкале.

Литература основная: [3, 4]; дополнительная: [11, 20, 23].

Тема 8. Задачи оптимизации при принятии решений


Контрольные вопросы

  1. Приведите классификацию оптимизационных задач принятия решений.

  2. Каково содержание основной задачи линейного программирования(ЛП)?

  3. Как строится математическая модель задачи ЛП? Приведите примеры моделей.

  4. Различные формы записи задач ЛП.

  5. Определение области допустимых решений. Какие решения называются базисными, опорными, оптимальными?

  6. Что называется планом решения задачи ЛП?

  7. Каковы условия возможности решения задачи ЛП графическим методом?

  8. Какова идея симплекс-метода?

  9. Как выбирают разрешающий столбец, разрешающую строку при решении задачи симплекс-методом?

  10. Когда основная задача ЛП не имеет решения?

  11. Как найти оптимальное решение задачи из последней симплекс-таблицы?

  12. Каким свойством обладают оптимальные решения исходной и двойственной задач?

  13. Сформулируйте постановку транспортной задачи.

  14. Чем отличается открытая транспортная задача от закрытой?

  15. Как осуществить переход от открытой транспортной задачи к закрытой?

  16. Какой план транспортной задачи называют опорным, оптимальным?

  17. В чем сущность метода потенциалов?

  18. Что называется циклом транспортной задачи?

  19. Как определить, что полученный план является оптимальным?

  20. Сформулируйте постановку транспортной задачи с ограничениями по пропускной способности.

  21. Каковы условия разрешимости задачи?

  22. В чем особенности в постановке задачи о назначениях?

  23. Какова суть венгерского метода решения задачи о назначениях?

  24. Когда следует применять метод динамического программирования в задачах планирования?

  25. Особенности задач, решаемых методами динамического программирования?

  26. Каков смысл функции Беллмана в задачах динамического программирования?

  27. Зачем составляется функциональное уравнение Беллмана?

  28. Какова суть принципа оптимальности, положенного в основу вывода функционального уравнения Беллмана?

  29. В чем разница между методом прямого и обратного хода в задачах динамического программирования?

  30. Что представляет собой сетевая модель?

  31. Сформулируйте правила построения сетевой модели.

  32. Объясните алгоритм нумерации событий в сетевой модели.

  33. Дайте понятие основных параметров модели.

  34. Объясните способы отыскания критического пути.

  35. Поясните построения линейной диаграммы сетевой модели.

  36. Для каких целей используется линейная диаграмма?

  37. Как осуществить оптимизацию сетевой модели?

  38. Сформулируйте принципы построения моделей экономического взаимодействия.

  39. В чем суть методики исследования принадлежности согласованных решений «ядру» экономической системы?

  40. Назовите известные вам методы свертки критериев.

  41. Минимаксный критерий принятия решений.

  42. Критерий Байеса–Лапласа.

  43. Критерий Сэвиджа.

  44. Критерий принятия решений Гурвица

  45. Критерий произведений.


Практические задания

Задание 14. Фирма выпускает 3 вида изделий, располагая при этом сырьем четырех типов: А, Б, В, Г соответственно в количествах 18, 16, 8и 6т. Нормы затрат каждого типа сырья на единицу изделия первого вида составляют соответственно 1, 2, 1, 0, второго вида – 2, 1, 1, 1 и третьего вида – 1, 1, 0, 1. Прибыль от реализации единицы изделия первого вида равна 3 усл.ед., второго – 4 усл.ед., третьего – 2 усл. ед. Требуется: 1) составить план производства трех видов изделий, максимизирующий прибыль; 2) найти интервалы устойчивости двойственных оценок по отношению к изменениям количества сырья каждого типа; 3) определить дефицитность сырья; 4) установить размеры максимальной прибыли при изменении сырья А на 6 т, Б – на 3 т, В – на 2т, Г – на 2 т. Оценить раздельное влияние этих изменений и суммарное их влияние на прибыль; 5) оценить целесообразность введения в план производства фирмы нового вида изделий (четвертого), нормы затрат на единицу которого соответственно равны 1, 2, 2, 0, а прибыль составляет 15 усл. ед.

Задание 15. Для строительства четырех объектов используется кирпич, изготовляемый на трех заводах. Ежедневно каждый из заводов может изготовлять 100, 150 и 50 условных ед.кирпича. Ежедневные потребности в кирпиче на каждом из строящихся объектов ежедневно равны 75, 80, 60 и 85 усл. ед. Известны также тарифы перевозок с каждого завода к каждому из строящихся объектов:

.

Составить такой план перевозок кирпича к строящимся объектам, при котором общая стоимость перевозок является минимальной. Определить опорный план задачи методом: а) северо-западного угла; б) минимального элемента; в) Фогеля. На основании каждого из полученных опорных решений, определить оптимальный план методом потенциалов. Сравнить полученные результаты.



Задание 16. А) Администрация предприятия «Вета» приняла на работу пять человек. Каждый из них имеет различные способности и навыки и затрачивает различное время на выполнение определенной работы. В настоящее время необходимо выполнить пять видов работ. Время выполнения работы каждым работником приведено в таблице 1. Требуется назначить на каждый вид работы одного из работников. Как это нужно сделать, чтобы общее время, необходимое для завершения всех видов работ, было минимальным?

Б) Предприятие «Вета» может принять на работу еще одного работника по совместительству, который выполняет каждую работу в течение времени, указанного в таблице 2. Требуется определить, каким образом данная мера повлияет на назначение рабочих и минимизацию общего времени выполнения работ.


Таблица 1.


Работник

Время выполнения, ч

Работы1

Работы2

Работы3

Работы4

Работы5

М1

25

16

15

14

13

М2

25

17

18

23

15

М3

30

15

20

19

14

М4

27

20

22

25

12

М5

29

19

17

32

10

Таблица 2




Работник

по совместительству

Время выполнения, ч

Работы1

Работы2

Работы3

Работы4

Работы5

М6

28

16

19

16

15


Задание 17. Для увеличения объемов выпуска пользующейся повышенным спросом продукции, изготовляемой предприятиями, выделены капиталовложения в объеме 7000 тыс.рублей. Использование i-ым предприятием xi тыс.руб. из указанных средств обеспечивает прирост выпуска продукции, определяемый значением нелинейной функции :

Объем

капиталовложений,



Xi, тыс.руб.

Прирост выпуска продукции в зависимости от объема

капиталовложений, тыс.руб.



предприятие 1

предприятие 2

предприятие 3

0

0

0

0

100

30

50

40

200


50

80

50

300

90

90

110

400

110

150

120

500

170

190

180

600

180

210

220

700

210

220

240

Найти распределение капиталовложений между предприятиями, обеспечивающее максимальное увеличение выпуска продукции.


Задание 18. Компания «Rogers plc» намерена учредить дочернюю издательскую компанию. В нижеследующей таблице приведены необходимые операции, их взаимозависимости и продолжительность.

Требуется:

А) Определить ожидаемое время выполнения проекта в целом;

Б) В предположении, что для выполнения каждой операции в установленные сроки требуется один человек, определить скорректированную ожидаемую продолжительность проекта при условии, что в распоряжении компании для выполнения данной работы имеются только два человека, каждый из которых может выполнять любую из операций.



Задание 19 . Фирма выпускает один и тот же продукт на двух своих предприятиях j-тым способом, используя Аij ед. ресурсов i–го вида на первом предприятии и Вij - на втором предприятии (таблица 1):

Таблица 1



Затраты на ед. продукта

Предприятие 1

Предприятие 2

Способ 1

Способ 2

Способ 1

Способ 2

Ресурс 1

Ресурс 2


2

3


А12

А22



4

5


3

22


Показать множество эффективных планов распределения выпуска продукции между этими предприятиями, если:

1) Общие для обоих предприятий лимиты ресурсов составляют 10 и 182 единиц;

2) Лимиты ресурсов закреплены за каждым предприятием (см. таблицу 2)


Таблица 2


Затраты на ед. продукта

Предприятие 1

Предприятие 2

Ресурс 1

Ресурс 2


5

81



5

10


Литература основная: [1-6]; дополнительная: [8, 10, 21, 24].

Тема 9. Описание неопределенностей в теории принятия решений


Контрольные вопросы

  1. Понятия случайного события и вероятности.

  2. Почему закон больших чисел и центральная предельная теорема занимают центральное место в вероятностно-статистических методах принятия решений?

  3. Чем многомерный статистический анализ отличается от статистики объектов нечисловой природы?

  4. Покажите на примерах, что в задачах принятия решений исходные данные часто имеют интервальный характер.

  5. В чем особенности подхода статистики интервальных данных в задачах оценивания параметров?

  6. В чем особенности подхода статистики интервальных данных в задачах проверки гипотез?

  7. Какие новые ньюансы проявляются в статистике интервальных данных при переходе к многомерным задачам?

  8. В каких случаях целесообразно применение теории нечетких множеств?

  9. Как с точки зрения нечетких множеств можно интерпретировать вероятность накрытия определенной точки случайным множеством?

  10. Как можно проводить кластерный анализ совокупности нечетких множеств?


Практические задания

Задание 20. На курсах повышения квалификации бухгалтеров учат определять правильность накладной. В качестве проверки преподаватель предлагает обучающимся 10 накладных, 4 из которых содержат ошибки. Он берет наугад из этих 10 две накладные и просит их проверить. Какова вероятность того, что они окажутся: а) обе ошибочные; 2) одна ошибочная, а другая нет?

При условии, что обучающийся идентифицирует неправильную накладную с вероятностью 0,8, а правильную – с вероятностью 0,9, какова вероятность правильной идентификации двух предложенных ему накладных, если 1) обе ошибочные; 2) одна ошибочная, а другая нет?



Задание 21. Магазин получает товар партиями по 100 штук. Если пять, взятых наугад, образцов соответствуют стандартам, партия товара поступает на реализацию. Какова вероятность того, что товар поступит на реализацию?

Задание 22. R, S, T – компоненты электронной системы. Вероятность бесперебойной работы каждого из компонентов в течение года 0,95; 0,9; 0,93 соответственно. 1) Какова вероятность безотказной работы всей системы на протяжении этого срока, если необходимо, чтобы работали все три компонента? 2) Допустим, достаточно, чтобы работали два из трех компонентов. Какова вероятность безотказной работы системы в этом случае? 3) Внесенные усовершенствования сделали эксплуатацию системы возможной, если работает хотя бы один из компонентов. Какова вероятность функционирования системы в течение всего года.

Задание 23. Фирма собирается выпускать новый товар на рынок. Подсчитано, что вероятность сбыта продукта равна 0,6; плохого – 0,4. Компания собирается провести маркетинговое исследование, вероятность правильности которого 0,8. Как изменятся первоначальные вероятности уровня реализации, если это исследование предскажет плохой сбыт?

Задание 24. Выполните операции над интервальными числами:

1 – а) [1,2]+[3,4], б)[4,5]-[2,3], в) [3,4]x[5,7], г) [10,20]:[4,5];

2 – а) [0,2]+[3,5], б)[3,5]-[2,4], в) [2,4]x[5,8], г) [15,25]:[1,5].

Задание 25. Справедливо ли для нечетких множеств равенство

(А+В)С=АС+ВС? А равенство (АВ)С=(АС)(ВС)?



Задание 26. На множестве задано нечеткое множество с функцией принадлежности , причем . Постройте случайное множество так, чтобы .

Задание 27. Опишите с помощью 1) нечеткого подмножества временной шкалы понятие «молодой человек»; 2) теории нечеткости понятие «куча зерна».

Литература основная: [1-6]; дополнительная: [8,14, 20, 21, 23, 26].

Тема 10. Вероятностно-статистические методы принятия решений


Контрольные вопросы

  1. Какова роль теории вероятностей и математической статистики в теории принятия решений?

  2. Использование вероятностно-статистических методов при оптимизации.

  3. Какова роль персональных компьютеров и программного обеспечения при внедрении вероятностно-статистических методов?

  4. Почему необходима эконометрическая поддержка принятия решений в контроллинге и управлении?

  5. Как соотносятся риск и неопределенность?

  6. Перечислите и охарактеризуйте различные виды рисков, которые следует учитывать при анализе работы предприятий.

  7. Чем объясняется разнообразие характеристик риска?

  8. Как решают многокритериальные задачи управления риском?


Практические задания

Задание 28. Партия изделий принимается, если вероятность того, что изделие окажется бракованным, не превышает 0,03. Среди случайно отобранных 400 изделий оказалось 18 бракованных. Можно ли принять партию?

Задание 29. Завод рассылает рекламные каталоги возможным заказчикам. Как показал опыт, вероятность того, что организация, получившая каталог, закажет рекламируемое изделие, равна 0,8. Завод разослал 1000 каталогов новой улучшенной формы и получил 100 заказов. Можно ли считать, что новая форма рекламы оказалась значимо эффективнее первой?

Задание 30. Для сравнения точности двух станков-автоматов взяты две пробы (выборки), объемы которых n1=10 и n2=8. В результате измерения контролируемого размера отобранных изделий получены следующие результаты:


xi

1,08

1,10

1,12

1,14

1,15

1,25

1,36

1,38

1,40

1,42

yi

1,11

1,12

1,18

1,22

1,33

1,35

1,36

1,38






Можно ли считать, что станки обладают одинаковой точностью (Н0: D(X)=D(Y)), если принять уровень значимости и в качестве конкурирующей гипотезы принять Н1: D(X)D(Y)?



Задание 31. Каждая из трех лабораторий произвела анализ 10 проб сплава для определения процентного содержания углерода, причем исправленные выборочные дисперсии оказались равными 0,045; 0,062; 0,093. Требуется а) при уровне значимости 0,01 проверить гипотезу об однородности дисперсий; б) оценить генеральную дисперсию.

Задание 32. Имеются поквартальные данные по розничному товарообороту России в 1995-1999году.


Номер квартала

Товарооборот, %

к предыдущему периоду



Номер квартала

Товарооборот, %

к предыдущему периоду



1

100

11

98,8

2

93,9

12

101,9

3

96,5

13

113,1

4

101,8

14

98,4

5

107,8

15

97,3

6

96,3

16

102,1

7

95,7

17

97,6

8

98,2

18

83,7

9

104

19

84,3

10

99

20

88,4

1) Построить график временного ряда

2) Построить мультипликативную модель временного ряда

3) Сделать прогноз на первый квартал 2000года.



Литература основная: [1-6]; дополнительная: [8, 9, 12, 13, 14, 16, 21, 22, 24, 26].

Тема 11. Экспертные методы принятия решений


Контрольные вопросы

  1. Какова роль экспертных методов в принятии решений?

  2. Приведите примеры методов экспертных оценок.

  3. Перечислите основные стадии экспертного опроса.

  4. Как осуществляется подбор экспертов?

  5. Как разрабатывается регламент проведения сбора и анализа мнений экспертов?

  6. По каким основаниям классифицируют различные варианты организации экспертных исследований?

  7. Какова роль диссидентов в различных видах экспертиз?

  8. Какой вид могут иметь ответы экспертов?

  9. Чем метод средних арифметических отличается от метода медиан рангов?

  10. Почему необходимо согласование кластеризованных ранжировок и как оно проводится?

  11. В чем состоит проблема согласованности мнений экспертов?

  12. Как бинарные отношения описываются матрицами из 0 и 1?

  13. Что такое расстояние Кемени и медиана Кемени?

  14. Чем закон больших чисел для медианы Кемени отличается от «классического» закона больших чисел, известного в статистике?


Практические задания

Задание 33. В таблице приведены упорядочения 7 инвестиционных проектов, представленные 7 экспертами.

Упорядочения проектов экспертами




Эксперты

Упорядочения

1

1<{2,3}<4<5<{6,7}

2

{1,3}<4<2<5<7<6

3

1<4<2<3<6<5<7

4

1<{2,4}<3<5<7<6

5

2<3<4<5<1<6<7

6

1<3<2<5<6<7<4

7

1<5<3<4<2<6<7

Найдите: а) итоговое упорядочение по средним арифметическим рангам; б) итоговое упорядочение по медианам рангов; в) кластеризованную ранжировку, согласующую эти два упорядочения.



Задание 34. Выпишите матрицу из 0 и 1, соответствующую бинарному отношению (кластеризованной ранжировке) 5<{1,3}<4<2<{6,7}.

Задание 35. Найдите расстояние Кемени между бинарными отношениями - упорядочениями A=[3<2<1<{4,5}] B=[1<{2,3}<4<5].

Задание 36. Дана квадратная матрица попарных расстояний (мер различия) для множества бинарных отношений из 9 элементов . Найдите в этом множестве медиану для множества из5 элементов .

Попарные расстояния между бинарными отношениями




Элементы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А1

0

5

3

6

7

4

10

3

11

А2

5

0

5

6

10

3

2

5

7

А3

3

5

0

8

2

7

6

5

7

А4

6

6

8

0

5

4

3

8

8

А5

7

10

2

5

0

10

8

3

7

А6

4

3

7

4

10

0

2

3

5

А7

10

2

6

3

8

2

0

6

3

А8

3

5

5

8

3

3

6

0

9

А9

11

7

7

8

7

5

3

9

0


Литература основная: [1-6]; дополнительная: [8, 11, 15, 20, 23, 24].

<< предыдущая страница   следующая страница >>