Методы интерпретации текстов культуры: Герб Пушкиных - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методы интерпретации текстов культуры: Герб Пушкиных - страница №1/1

12.12.2013

Симонова Т.М.



Методы интерпретации текстов культуры: Герб Пушкиных.

Глиняные таблички, свитки папируса, распрямленная береста, камень, листы бумаги – это материал, несущий на себе знаки - свидетельства духовной культуры эпохи. Они вписаны в информационное пространство своего времени и мировой культуры. Они бессмертны, если бессмертной окажется эта культура.

Польский писатель-фантаст и философ Станислав Лем в одной из своих работ писал: «Как кровь, которая в нас циркулирует, почти неотличима от морской воды, так циркулируют в нас и мысли умерших – не переданные нам, но воскресшие вновь в той же форме, только потому, что мы сами так похожи на тех людей» (“Filozofia przypadku”, «Философия случая», 1968).

Знаковая система – носитель и хранитель информации (понятий, суждений) культуры, созданной человеком и для человека. Юрий Лотман писал: «Мы живем в мире культуры. Более того, мы находимся в ее толще, внутри нее, и только так мы можем продолжить свое существование… Сам человек неотделим от культуры… он обречен жить в культуре также, как он живет в биосфере. Культура есть устройство, вырабатывающее информацию». (Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Ю.М. Лотман // Русская словесность / под ред. В.П. Нерознака. М, 1997. С. 204).

Каждая эпоха интерпретирует тексты культуры под новыми углами зрения с учетом нового культурного пространства. В «Родословной Пушкиных и Ганнибалов» (1830) А.С. Пушкин сообщает о своем происхождении. По одной линии –линии матери: «…дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где он содержался аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами».

В действительности родословная матери Пушкина – Надежды Осиповны Ганнибал, по отцовской линии начинается с Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала, сына эфиопского князя, находившегося в вассальной зависимости от турецкого султана. В 1704 г. русский посол С.Л. Рагузинский вывез его в Москву.

По другой линии, утверждал Пушкин, «мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи,… выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского» (XII, 311). Пушкин основывался на свидетельстве «Бархатной книги», в которой содержались сведения о родословной русских удельных князей и большинства феодальных родов России, составленной после отмены местничества (1682).

В год рождения Александра Сергеевича Пушкина в московское дворянское депутатское собрание поступило от гвардии отставного поручика Василия Львовича Пушкина прошение о внесении в Гербовник родового герба. Рисунок герба был исполнен братьями Василием и Сергеем Львовичем Пушкиными.



файл:pushkin v5 p18.gif

Описание герба таково: «…щит четверочастный: в верхней половине, в горностаевом поле на пурпуровой подушке с золотыми кистьми алая бархатная княжеская шапка служит на память того, что выехавший из Славянской земли муж честный Радша, родоначальник Пушкиных…еще под победоносным знаменем великого князя святого Александра Невского против неверных воевал.

В нижней части щита с правой стороны в голубом поле рука в латах, держащая концом вверх обращенный меч; эта древняя эмблема издавна принята потомками Радши в доказательство происхождения их из Славонии; с левой стороны, в золотом поле – орел с распростертыми до половины крыльями, держащий в когтях меч и державу, был обыкновенным фамильным гербом предков Радши.

Над щитом обыкновенный дворянский шлем с дворянской на нем короной и тремя страусиными перьями. Намет щита голубой с золотым подбоем, перемешанный местами с серебром».

Германия, откуда якобы выехал прародитель Радша, была упомянута в Дипломе на графское достоинство Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину от 26 января 1716 г.

В начале 20 века на основе исследований новых документальных источников, о которых Пушкины не могли знать в свое время, выяснилось, что: во-первых, предок Радша – выходец из Славонии, а не Германии или Пруссии. Славония утратила независимость в XII в. И была присоединена к Венгрии, затем вошла в состав Священной Римской (Германской) империи в 1531 г. Жителей Славонии называли рацами или ратцами (сербск. – рац, мн. ч. – раци). Так называли сербов в Славонии, термин происходит от древнего города Раса (Расса), который стоял на реке Рашке. Здесь Неманичи основали Рашское (Сербское) королевство в середине XII в.


Действительно, основные эмблемы гербов Радшей, как в гербе Пушкиных, в разных сочетаниях приняты во всех известных гербах потомства Радши. В частности, - эмблема в виде руки с мечом когда-то составляла территориальный герб королевства Славония. Впервые она появилась на государственной печати венгерского короля Фердинанда I, избранного в 1531 г. королем Римским. Позднее эта эмблема оставалась неизменной частью на позднейших печатях императоров Священной Римской империи вплоть до смерти Карла VI в 1740 г.

Затем эмблема появляется в 1836 г. на австрийских императорских печатях, как территориальная эмблема Боснии.



http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/04/27/033.jpg

таблица xxi. герб петра сагайдачного (7), рода пушкиных (8) и личная печать а. с. пушкина (9)Личная печать А.С. Пушкина.
Среди позднейших (XVII — XVIII вв.) родовых гербов феодальных родов Хорватии и Славонии, встречается немало таких, где имелись изображения второй эмблемы – одноглавого орла (сокола) серебряного в голубом поле. Третья эмблема – княжеская шапка или корона указывала на службу у князя Александра Невского.

Следует отметить, что в Новгородской летописи под 1240 г. описываются военные подвиги правнука Радши – Гаврилы Олексеича, внука Якуна Радшича. Таким образом, предок Пушкиных является реальным историческим лицом, сербом по национальности, который прибыл к Киевскому князю как минимум на 100 лет раньше, чем предполагал А.С. Пушкин, а затем перебрался в Новгород. Именно здесь его потомки пустили корни, на одном из которых выросла ветвь, давшая нам великого поэта.