Механизм управления инновационно-инвестиционными проектами на основе сетевого планирования в условиях экономик развивающихся стран - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Механизм управления инновационно-инвестиционными проектами на основе сетевого планирования - страница №1/1


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ




На правах рукописи



Харами Мурхаф
механизм управления инновационно-инвестиционными проектами на основе сетевого планирования в условиях экономик развивающихся стран (на примере Сирийской Арабской Республики)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным

хозяйством (управление инновациями

и инвестиционной деятельностью)



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государ­ственный университет аэрокосмического приборостроения»


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Ильинская Елена Михайловна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Титова Марина Николаевна

доктор экономических наук, профессор

Колесников Александр Михайлович

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения

Защита состоится «___» ________ 200__ г. в ____ часов на заседании диссер­тационного совета ДМ 212.233.03 при Государственном об­разовательном уч­реждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» по ад­ресу: 190000, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.67, ауд. 53-01.
С авторефератом диссертации можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Государ­ствен­ного образовательного учреждения высшего профессиональ­ного образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэро­космического при­боростроения» http://aanet.ru/guap.

Автореферат разослан «____» 200__ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.т.н., профессор А.П.Ястребов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Од­ним из эффективных методов управ­ления инвестиционными проектами явля­ется метод сетевого планирования, который позволяет устанавливать взаимо­связь планируемых работ и полу­чаемых результатов, более точно рассчиты­вать план, а также своевременно осуществлять его корректировку, а также повышать эффектив­ность управле­ния в целом при четком распределении от­ветственности между руководите­лями разных уровней и исполнителями ра­бот. Данный метод получил широ­кое распространение во многих передо­вых в экономическом развитии стра­нах, однако, в сирийской экономике при­ме­нение данного метода пока огра­ничено. Экономическая ситуация в Сирии характеризуется как хронически сложная и не во всех отношениях стабиль­ная. Это обусловлено рядом об­стоятельств, таких, как, например, переход­ный в целом характер националь­ной экономики, длительное противоборство с Израилем, истощающее эконо­мику и препятствующее проведению качест­венных реформ, образование до­минирующих позиций госсектора в тех сфе­рах экономической активности, которые считаются стратегическими для си­рийской экономики в целом. В Сирии функционирует плановая экономика, в основе которой лежит концеп­ция непосредственного вмешательства государства в хозяйственную дея­тельность, где госсектор занимает лидирующие позиции и контролирует ба­зовые отрасли производства, сферу финансов, а также различные экономи­ческие институты.

Сфера деятельности частного сектора ограничена и не имеет достаточ­ных возможностей для расширения с целью занять объемную нишу в эконо­мической структуре страны. Экономиче­ские планы Сирии ори­ен­тированы на эффективное развитие экономики, ре­формирование основ хо­зяйственной деятельности, а равно и всей системы участия государ­ства в хо­зяйственной жизни, поиск внутренних и внешних источников инве­стирова­ния различных проектов и программ. Однако, в силу специфики со­циально-экономических и политических условий, нельзя при­менять обще­принятую организационную структуру для сетевого планирова­ния в эконо­мике Сирии, в связи с этим, особо актуальным становится разра­ботка мето­дов адаптации сетевого плани­рования как одного из эффективных методов управления ин­вестиционными проектами к условиям экономики развивающихся стран.



Состояние научных исследований и степень разработанности темы. В разработку проблемы управления проектами внесли значительный вклад такие российские и зарубежные ученые, как: М. Грашина, В. Дункан, ГЛ. Ци­пес, А.С. Товб, А. Шкрыль, У. Терек, Е.Н. Станиславчик, Л.Г Мат­веева, А.Ю. Никитаева, Г.И. Сингаевская, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников, К.С.Ахметов, Дж. Гордон, К.А. Кэмпбелл и другие. Тема­тикой сетевого планирования активно занимались ученые эко­номи­сты в нашей стране и за рубежом с начала 60-х годов и до на­стоящего мо­мента. Вопросы выбора эффективных решений, используя ме­тоды сете­вого планирования и управления, рассматривались в работах таких зарубеж­ных авторов, как М. Эддоус, Р. Стэнсфилд, Дж. Модер, С. К. Фил­липс. К оте­че­ственным авторам можно отнести: Ф.Ф. Бездудного, В. И Во­ропаева, Т. И., Голенко, В.М. Гордуновского, Е.В. Колодин­скую, Е.С. Котова, Н. III. Кре­мера, Е.М. Кудрявцева, В.А. Москвина, Н.И. Но­вицкого, Д.И. Са­вельева, Н.В. Сернова, О.А. Скляренко, Р.А. Фатхудинова и др. Вопросам оценки эконо­мической эффективности инвестиционных про­ектов и капитальных вложе­ний, направляемых на обновление и воспроизвод­ство основных произ­водст­венных фондов посвятили свои исследования многие известные эконо­мисты самого широкого профиля своей научной деятельности.

Наи­большую извест­ность среди них получили работы: А.С. Астахова, В.М. Вла­совой, С.Ю. Глазьева, Л.В. Канторовича, В.А. Кропачева, Э.И Кры­лова, Я.В. Моссаков­ского, В.Б. Москвина, А.М. Марголина, Е.Н. Матвеевой, В.В. Но­вожилова, Г.Х. Попова, В.А. Перваго, В.Ф. Поминова, В.Б. Сирот­кина, Л.М. Смышляе­вой, Ю.А. Соколовского, Т.С. Хачатурова, Ю.В. Яковца и др. В то же время в российской и зарубежной экономической литературе пока еще очень мало фундаментальных исследований по проблеме органи­зации сетевого планиро­вания в управлении инвестиционными проектами и расчета их экономиче­ской эффективности в развивающихся странах, и в ча­стности в Сирии, по­этому сирийская практика нуждается в разработке орга­низационного меха­низма адаптации сетевого планирования для управления инвестиционными проектами в условиях сирийской экономике.



Объектом исследования является сетевое планирование, применяемое при управлении инвестиционными проектами в условиях экономик разви­вающихся стран.

Предмет исследования – теоретические и методические вопросы адаптации механизма сетевого планирования, применяемого при управлении инвестиционными проектами, к условиям экономик развивающихся стран.

Цель исследования – разработка методов адаптации механизма сете­вого планирования, применяемого при управлении инвестиционными проек­тами, к условиям сирийской экономики. Реализация поставленной цели предполагает ре­шение следующих за­дач:

- сформулировать методологические подходы к определению инвести­ционных проектов и их классификации;

-определить методику построения сетевых моделей в условиях неопре­деленности и методы их оптимизации;

- выявить преимущества сетевого планирования на фазе контроля над реализацией инвестиционного проекта;

- проанализировать систему сбалансированных показателей как до­полнительного метода к сетевому планированию при оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры проекта;

- разработать программу и механизм реализации управления инвести­ционными проектами в сирийской экономике;

- сформулировать методические и правовые основы подготовки и сер­тификации специалистов по управлению инвестиционными проектами в си­рийской экономике;

- предложить и обосновать использование метода сетевого планирова­ния в управлении инвестиционным проектом развития железнодорожного строительства в Сирии.



Теоретической и методологической основой исследования послу­жили труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших концепту­альные положения в области сетевого планирования, общей теории управле­ния и финансов, а также в области инвестиционного и инно­вацион­ного ме­неджмента. Методо­логическую основу проведенного иссле­дования состав­ляют: системный под­ход, принципы логического и сравни­тельного анализа, методы сравнения, группировки и обобщения, аналогии и количест­венного анализа, аналитиче­ские и прогностические методы.

Структура и объем исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, в котором содержится 95 наименований. Работа изло­жена на 198 страницах, со­держит 8 таблиц, 13 рисунков и 4 при­ложения.

В первой главе «Сетевое планирование как метод управления инвести­ционным проектом» рассмотрена концепция управления инвестиционными проектами и сетевые методы планирования в экономике.

Вторая глава «Эффективность применения систем сетевого планиро­вания в управлении инвестиционными проектами» посвящена определению преимуществ сетевого плани­рования на фазе контроля над реализацией ин­вестиционного проекта.

В третьей главе «Применение сетевых методов планирования в эконо­мике Сирии» разрабатывается организационный механизм адаптации сете­вого планирования в управлении инвестиционными проек­тами в сирийской экономике.



Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сетевое планирование имеет ряд преимуществ на таких фазах, как планирование и контроль над реализацией инвестиционного проекта.

2. Система сбалансированных показателей может быть использована в качестве дополнительного метода к сетевому планированию при оптимиза­ции бизнес-процессов и организационной структуры проекта.

3. Программа реализации сетевого планирования должна включать в себя адаптацию организаци­онного механизма реализации сетевого планиро­вания к условиям сирийской экономики.

4. Разработка методических рекомендации по подготовке и сертифика­ции специалистов по управлению проектами применительно к сирийской экономике является важным этапом программы реализации сетевого плани­рования в управлении инвестиционными проектами.

5. Использование метода сетевого планирования в управлении инве­стиционным проектам, в частности, в сфере железнодорожного строитель­ства сирийской экономики является наиболее эффективным.

6. Методические рекомендации по оценке и повышению качества же­лезнодорожного строительств являются основой эффективности реализации инвестиционных проектов.

Основные идеи и выводы диссертационного исследования
1. Сетевое планирование имеет ряд преимуществ на таких фазах, как планирование и контроль над реализацией инвестиционного проекта.

В настоящее время существует большое количество определений ин­ве­стици­онного проекта. В диссертационной работе мы придерживались мне­ния, что инвестицион­ный проект представ­ляет собой не только систему ор­ганизаци­онно-правовых и расчетно-финан­совых документов, необходимых для осу­ществления каких-либо действий, но и все мероприятия, предпола­гающие их вы­полнение для дос­тижения кон­кретных целей. Реализация лю­бого инвести­ционного проекта преследует определен­ную цель. Для разных проектов эти цели могут быть различными, однако, в целом, их можно объе­динить в пять групп: расширение объёмов производства; улучшение качества продук­ции; сохранение продукции на рынке; выпуск новой продукции; ре­шение соци­альных и экономических задач. Последняя цель является основ­ной для ин­вестиционного проекта, выбранного для анализа в нашей работе. Жизненный цикл проекта яв­ляется ис­ходным понятием для исследова­ния проблем финансирования работ по про­екту и принятия соответствующих решений. Мы придер­живались трактовки, в со­ответствии с которой, выде­ля­ется пять фаз инвести­ционного проекта, уделяя особое значение фазе разра­ботки (планирования) и фазе контроля. У каждой фазы есть свои методы управле­ния, которые представленные в таблице 1.

Таблица 1-Методы управления по фазам инвестиционного проекта

Концепту­альная

фаза


  1. Метод проектного анализа.

  2. Метод мозговой атаки и его вариации.

  3. Методы отражения идей на бумаге.

  4. Методы творческого ориентирования.

  5. Методы творческой конфронтации.

  6. Методы системного структурирования.

  7. Методы системного выделения проблем.

  8. Метод экспертной оценки вариантов инвестиционных решений.

Фаза раз­работки проекта

(плани­ро­вание)



  1. Методы сетевого планирования.

  2. Календарное планирование.

  3. Метод построения иерархической структуры работ.

  4. Метод проектно-сметной документаций.

  5. Методы финансирования проекта.

Фаза вы­полнения проекта

(реализа­ция)



1. Управление рисками.

2. Методы управления командой проекта.

3. Методы управления качеством

4. Методы управления изменениями проекта


Фаза

кон­троля



      1. Сетевое планирование.

      2. Система сбалансированных показателей.

      3. Анализ точки безубыточности и маржинальный анализ.

      4. Функционально-стоимостной анализ.

      5. Анализ потенциала.

      6. SWOT-анализ.

      7. Анализ сценариев.

      8. Анализ чувствительности.

      9. Бюджетирование.

      10. Методы линейного программирования.

Фаза за­вершения проекта

Методы эксплуатационных испытаний.

На фазе разработки (планирования) и фазе контроля над реализацией инвестиционного проекта, которым, по нашему мнению, следует уделить особое внимание, поскольку именно на этих фазах устанавливаются и сопос­тавляются плановые и фактические показатели. Из всей совокупности мето­дов управления проектами одним из наиболее удобных и эффективных явля­ется метод сетевого планирования. Данный метод, в силу его отно­сительной экономичности, является наиболее приемлемым для многих раз­вивающихся стран, в том числе и Сирии.

Существует огромное количество мнений по поводу роли, значения и достоинств сетевого планирования. Многие ученые, например, Ф.Ф. Бездуд­ный, И.М. Глазман, В.Г.Новиков,  Г.Э. Парубек, Е.М. Кудряв­цев, Г. П. Фо­мин М.Ю. Афанасьев, Б.П.Суворов, Н.В. Сернов, Е.С. Котов, В.М. Горду­новский, Г.Ю. Ладонычев, Ю.И. Ребрин, В.Н.Бурков считают что, важ­нее достоинство системы сетевого планирова­ния стоит в том, что она является инстру­ментом для ведения разработки в наилучшем ре­жиме относительно выбран­ного критерия опти­мальности. Система сетевого пла­нирования нахо­дит все большее применение в строи­тельстве крупных и сложных объектов, где за­няты десятки специализирован­ных организаций, и вопросы координа­ции их деятельности приобретают главное значение для завершения в срок работ на данном объекте.

Отличительной особенностью сетевой модели является четкое опреде­ление всех временных взаимосвязей предстоящих работ. Для того чтобы со­ставить план работ по осуществлению больших и сложных проектов, со­стоящих из тысяч отдельных исследований и операций, необходимо описать его с помощью некоторой математической модели. Таким средством описа­ния проектов и является сетевая модель. Сетевое планирование основано на безмасштабном гра­фическом изображении комплекса операций, показываю­щем технологиче­скую последовательность и логическую взаимо­зависимость между всеми ра­ботами, направленными на достижение опреде­ленной цели. Стандартная методика построения сетевых моделей и расчета временных па­раметров применима в условиях достаточной информации, од­нако зачас­тую фактор неопределенности не позволяет ее применять. Про­должительность работы T (i,j) является случай­ной величиной, характери­зующейся своим за­коном распределения, а значит, своими числовыми харак­теристиками –мате­матиче­ским ожиданием, T(i,j) и дисперсией ∂ (i,j) .

Простейшим распределением с подобными свойствами являет­ся из­вестное в математической статистике β- распределение. Анализ большого количества статистических данных (хронометражи времени реализации от­дельных работ, нормативные данные и т.д.) доказывает, что β-распределение можно использовать в качестве априорного для всех работ.

Для определения числовых характеристик T (i,j), и ∂ (i,j), этого рас­пре­деления для работы (i,j) на основании опроса ответственных исполните­лей проекта экспертов определяют три временные оценки.

А) Оптимистическую оценку T0(i,j), то есть продолжительность ра­боты (i,j) при самых благоприятных условиях.

Б) Пессимистическую оценку Tп ( i,j) , то есть продолжительность ра­боты (i,j) при самых неблагоприятных условиях.

В) Наиболее вероятную оценку Tнв (i,j) то есть продолжительность ра­боты (i,j) при самых нормальных условиях.

Следует отметить, что обычно специалистам сложно оценить наиболее вероятное время выполнения работы Tнв (i,j). Поэтому в реальных проектах используется упрощенная (и менее точная) оценка средней продолжительно­сти работы (i,j) на основании лишь двух задаваемых временных оценок Tо (i,j) и Tп (i,j): T (i,j) = 2 To(i,j) + 3 Tп (i,j)/5 , (1)

Зная T (i,j) и ∂ (i,j), можно определять временные параметры сетевого графика и оценивать их надежность.

Предварительный анализ сетей со случайными продолжитель­ностями работ, как правило, не ограничивается расчетами временных пара­метров сети. Весьма важным моментом анализа становится оценка вероят­но­сти того, что срок выполнения проекта Tкр не превзойдет заданного дирек­тивного срока Т. Полагая Tкр случайной величиной, имеющей нормальный за­кон рас­пределения (рисунок1), получим: P(Tкр) =1/2 +1/2 Ф (T - Tкр/ ∂кр ) (2)

Рисунок 1-Вероятность выполнения проекта


Если вероятность P(TKp< Т) мала (например, меньше 0,3), то опасность срыва задан­ного срока выполнения комплекса велика, необходи­мо принятие дополни­тельных мер. Если P(TKpзначительна (например, более - 0,8), то, очевидно, с достаточной степенью надежности можно прогнозировать вы­полнение проекта в установленный срок.

Важным является определение степени трудности выполнения в срок каждой группы ра­бот некритического пути, что можно сделать с помощью коэффициента напряженности работ. Коэффициентом напряженности Кн ра­боты (i,j) называется отношение продолжительности несовпадающих (заклю­ченных между одними и теми же событиями) отрезков пути, одним из кото­рых является путь максимальной продолжительности, проходящий через данную работу, а другим – критиче­ский путь:

Кн (i,j) = T (Lmax) – T'кр / Tкр- T'кр , (3)

где: T (Lmax) – продолжительность максимального пути, проходящего через работу (i,j);

Tкр- продолжительность (длина) критического пути;

T'кр- продолжительность отрезка рассматриваемого пути, совпадаю­щего с критиче­ским путем.


Коэффициент напряженности Кн (i,j) может изменяться в пределах от 0 (для работ, у которых отрезки максимального из путей, не совпадающие с критическим путем, состоят из фиктивных работ нулевой продолжительно­сти) до 1 (для работ критического пути).

Оптимизация сетевого графика в зависимости от полноты решаемых задач может быть условно разделена на частную и комплексную. Видами ча­стной оптимизации сетевого графика являются: минимизация времени вы­полнения комплекса работ при заданной его стоимости; минимизация стои­мости комплекса работ при заданном времени выполнения проекта. Ком­плексная оптимизация представляет собой нахождение оптималь­ного соот­ношения величин стоимости и сроков выполнения проекта в зави­симости от конкретных целей, ставящихся при его реализации. При исполь­зовании ме­тода «время – стоимость» предполагают, что уменьшение про­должительно­сти работы пропорционально возрастанию ее стоимости. Каж­дая работа (i,j) характеризуется продолжительностью T (i,j), которая может находиться в пределах: А (i,j) ≤ T (i,j) ≤ B (i,j) , (4)

где A (i,j) – минимально возможная (экстренная) продолжительность работы (i,j) , которую только можно осуществить в условиях разработки;

B (i,j) – нормальная продолжительность выполнения работы (i,j).


При этом стоимость с (i,j) работы (i,j) заключена в границах от Cmin (i,j) (при нормальной продолжительности работы) до Cmax (i,j) (при экстрен­ной продолжительности работы). Используя аппроксимацию по прямой (рисунок 2), можно легко найти изменение стоимости работы ∆C (i,j) при со­кра­щении ее продолжительности на величину:

∆C (i,j)= [B (i,j) - T(i,j) ] H(i,j) , (5)



Рисунок 2-Изменение стоимости работы при сокращении ее продолжи­тельности

Величина H (i,j), равная тангенсу угла наклона аппроксимирующей прямой, показывает затраты на ускорение работы (i,j) (по сравнению с нор­мальной продолжительностью) на единицу времени.

H(i,j) = tg a = Cmax(i,j) - Cmin(i,j) / B (i,j)- A (i,j) , (6)

Самый очевидный вариант частной оптимизации сетевого графика с учетом стоимости предполагает использование резервов времени работ. Про­должительность каждой работы, имеющей резерв времени, увеличивают до тех пор, пока не будет исчерпан продолжительности B(i,j). При этом стои­мость выполнения проекта, равная до оптимизации С = ∑с (i,j) уменьшится на величину: С = ∑∆C (i,j)=∑[ B (i,j) - T (i,j)] H (i,j) , (7)

Для проведения частной оптимизации сетевого графика, кроме продол­жительности работ T (i,j) , необходимо знать их граничные значения A (i,j) и B (i,j), и также показатели затрат на ускорение работ H (i,j). Продолжитель­ность каждой работы T (i,j) целесообразно увеличить на величину такого ре­зерва, чтобы не изменить ожидаемые сроки наступления всех событий сети, то есть на величину свободного резерва времени Rc (i,j). В реальных усло­виях выполнения проекта может потребоваться уско­рение его выполнения, что, естественно, отразится на стоимости проекта: она увеличится. Поэтому необходимо определить оптимальное соотношение ме­жду стоимостью про­екта С и продолжительностью его выполнение T = Tкр, представленное, на­пример, в виде функции: С=С (t) , (8)

При линейной зависимости стоимости работ от их продолжительности задача построения оптимального сетевого графика может быть сформулиро­вана как задача линейного выполнения проекта при двух группах ограниче­ний. Первая группа ограничений показывает, что продолжительность каждой работы должна находиться в пределах установленных неравенством. Вторая группа ограничений требует, чтобы продолжительность любого полного пути сетевого графика не превышала установленного директивного срока выпол­нения проекта.
2. Система сбалансированных показателей может быть использо­вана в качестве дополнительного метода к сетевому планированию при оптимиза­ции бизнес-процессов и организационной структуры проекта.

Среди методов управления по фазам инвестиционного проекта в таб­лице 1 на фазе контроля над реализацией инвестиционного проекта рядом с методами сетевого планирования указан метод сбалансированных показате­лей, который, по нашему мнению, имеет хороший дополнительный эффект при оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры проекта. Поскольку в каждой конкретной компании проблемы и состояние управлен­ческих систем разные, значимость отдельных причин разработки сбаланси­рованной системы показателей конечно различается. Однако можно утвер­ждать, что построение системы управления, основанной на использова­нии нефинансовой информации, без использования сбалансированной сис­темы показателей сильно затруднено.

Любая стратегия для ее эффективного выполнения требует по­стоян­ного контроля процесса. Сбалансирован­ная система показателей предпола­гает наличие такой об­ратной связи, при ко­торой корректируются не только подобные отклоне­ния, но и сама стратегия. Процесс обратной связи в ССП дает компании воз­можность осуществ­лять постоянный мониторинг исполне­ния принятой стра­тегии и достижения поставленных целей посредством анализа отклонений фактических результа­тов от плановых показателей. На основе данного ана­лиза менеджеры опреде­ляют эффективность стратегий, корректируют стра­тегические инициативы и установки будущих периодов. С помощью элемен­тов бюджетирования сба­лансированная система по­казателей дает дополни­тельные возможности для разработки планов, анализа отклоне­ний и осуще­ствления мониторинга. Таким образом, сбалансирован­ная сис­тема показате­лей поддерживает постоянную обратную связь между органи­зацией в целом, отдельными структурными подразделениями и каж­дым со­трудником, позво­ляя отслеживать процесс реализации стратегии, опе­ративно вносить измене­ния, которые будут максимизировать операционную эффек­тивность пред­приятия.

Сбалансированная система показателей, как и всякий инструмент ме­неджмента, помогает упорядочить операционные процессы, установить взаимосвязи, осуществить контроль и корректировку. Она не подменяет со­бой существующие контроллинговые инст­рументы, а является лишь допол­нением к ним, позволяющим уточнить взаи­мосвязи параметров развития. Сбалансированная система показателей отражает то равновесие, кото­рое было сохранено между краткосрочными и долговременными целями, фи­нан­совыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогатель­ными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельно­сти процесса, определяемого стратегией компании в целом. Задача сбалансиро­ванной системы показателей состоит в том, чтобы трансформировать миссию компании в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели. Эти показа­тели представляют собой баланс между внешними отчетными данными для акционеров и клиентов и внутренними характери­стиками наиболее значимых бизнес-процессов, инно­ваций, обучения и роста. Применение в сложных ус­ловиях жесткой конкуренции условиях, в ко­торых сего­дня работают все ком­пании системы сбалансированных показате­лей обусловлено тем, что она по­зволяет оценивать работу компа­нии на ос­нове четырех сбалансированных параметров: финансы, взаимоот­ношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и по­вышение квалификации персонала.



Составляющая внутренних бизнес-процессов. Процесс разработки це­лей и показателей составляющей внутренних бизнес процессов - яркая иллю­страция коренного различия между ССП и традиционной системой крите­риев деятельности предприятия. Традиционная система основное внимание уделяет контролю и совершенствованию суще­ствующих центров ответствен­ности и подразделений. Ограниченность такого подхода, ориентированного на финансовые показатели и ежемесячные от­четы об отклонениях от плана, хорошо известна. В соответствии с по­следними тенден­циями предприятиям рекоменду­ется использовать следую­щие ключевые по­казатели бизнес про­цессов: выполнение заказов; снабже­ние; планирование производства и кон­троль; издержки; качество; производи­тельность; временной цикл.

Каждое предприятие обладает уникальным набором процессов для соз­дания стоимости для потребителей и достижения финансовых целей. Однако существует некая общая модель создания стоимостной цепочки, которую как основу организации могут использовать в составляющей внутренних бизнес процессов. Эта модель, по нашему мнению, включает четыре основных биз­нес процесса: инновационный процесс; инвестиционный процесс; эксплуата­ционный (операционный) процесс; процесс дальнейшего обслуживания.



Финансовая составляющая. Сбалансированная система показателей эффективности побуждает компанию установить взаимосвязь между корпо­ративной стратегией и фи­нансовыми целями, которые являются ориентирами при оп­ределении задач и параметров других составляю­щих.

Клиентская составляющая. В рамках клиентской составляющей руко­водители определяют ключе­вые сегменты рынка, на которых компания на­меревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации услуг. Как правило, основные двигатели эффективности в данной проекции – это удовлетворенность клиентов, удержание и приобретение новых клиентов, прибыльность, доля рынка в целевых сегментах и т. д.

Составляющая обучения и развития персонала. Обучение и рост опре­деляют инфраструктуру, которую организация должна построить для обеспе­чения роста и развития в долгосрочной пер­спективе, что, в свою очередь, яв­ляется результатом синергии трех основных факторов: человеческих ресур­сов, организационных систем и процедур. Чтобы обеспечить долгосрочное присутствие на рынке, бизнес должен инве­стировать средства в повышение квалификации сотрудников, информацион­ные технологии, системы и проце­дуры. Хотя большинство сбалансирован­ных систем будут строиться на осно­ве этих ключевых показателей, искусство их определения зависит во мно­гом от факторов достижения результатов, то есть от тех стимулов, которые де­лают возможным достижение основных па­раметров. На основе разработан­ных для конкретной компании показателей эф­фективности, последующего сопоставления плановых и фактических дан­ных руководители получают ин­формацию, позволяющую оценить эффектив­ность реализации стратегий в четырех основных областях, рассматриваемых ССП. Таким образом, сбалан­сированная система показателей эффективности слу­жит своеобразным сред­ством мониторинга и инструментом как текущего, так и долгосрочного управления стратегией предприятия.
3. Программа реализации сетевого планирования должна вклю­чать в себя адаптацию организаци­онного механизма реализации сете­вого планирования к условиям сирийской экономики.

Управление проектами сегодня является одним из важнейших механиз­мов ры­ночной экономики. В последние годы правительства таких стран как США, Германия, Япония, Франция и др. все более и более используют в своей по­вседневной деятельности методы и средства управления проектами. Если в развитых странах он используется практически на всех инвестицион­ных про­ектах, то в Сирии - не больше 1,5 - 2 % от их общего количества. Ис­пользо­вание современной методологии и инструментария управления проек­тами в западных компа­ниях позволяет обычно сэкономить порядка 20-30 % времени и около 15-20 % средств, затрачиваемых на осуществление инвести­ционных проектов и программ. В Сирии же, где организационная система и методы управления гораздо слабее, чем на Западе, эффект от внедрения управления проектами окажется еще более значительным.

Для Сирии внедрение современных методов и средств управления про­ектами имеет особое стратегическое значение. Только научившись эффек­тивно использовать свои ресурсы, экономика Сирии сможет стать конкурен­тоспособной на мировом рынке. Существует огромное количество новых технологий, которые необходимо внедрять, новых инве­стиционных проектов и про­грамм, которые еще предстоит планировать и ко­торыми надо будет управ­лять. Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие Сирии во многом будет зависеть от уровня развития и применения профес­сиональ­ного управления проектами и программами, поэтому управ­ление проектами сегодня нужно ставить в разряд государственной политики, как одно из важ­нейших, основных ее направлений. Для его поддержки на уровне государ­ства, по нашему мнению, необходимо:


    • разработать и утвердить основы государственной политики в области раз­вития управления инвестиционными проектами и программами;

    • ввести специальность управление проектами в профессионально - квали­фикационный перечень специальностей;

    • создать государственную систему обучения и переподготовки кадров специалистов по управлению инвестиционными проектами;

    • создать систему мотивации и обеспечить поддержку развития и примене­ния в управлении инвестиционными проектами со стороны законо­дательной и испол­нительной власти, деловых кругов, общественности и средств массой ин­фор­мации, как одному из приоритетных направлений со­циально-экономиче­ского развития Сирии;

    • развивать и интенсифицировать деятельность по развитию националь­ной сертификационной программы для специалистов по управлению иннова­ционно-инвестиционными проек­тами;

    • содействовать участию в международном сотрудничестве и кооперации в области образования и сертификации специалистов по управлению инве­стиционно-инновационными проек­тами;

    • создать и развивать комплексную учебно-методическую базу по управле­нию проектами, издание учебной и специальной литературы и жур­налов.

    • содействовать созданию сети региональных представительств профес­сиональных ассоциаций, учебных и сертификационных центров по управле­нию проектами;

    • интенсифицировать переподготовку и повышение квалификации руково­дителей всех уровней для освоения технологий профессионального управления инвестиционными проектами и программами.

Программа по развитию управления проектами, восстановлению и мо­дернизации дос­таточно большого административ­ного сектора должна состо­ять из двух уровней:

- подготовка плана повышения квалификации специалистов по управле­нию инвестиционными проектами на правительственном уровне в целом;

- подготовка планов восстановительных работ и подготовки сертифициро­ванных специалистов по управлению инвестиционными проектами по каж­дому министер­ству.

Эта программа должна включат в себя следующие компоненты и ре­формы:

1. Программа пересмотра и внесения изменений в законодательные по­ложений, а также порядок этой работы.

2. Реформы, которые касаются уровня жизни и социальной защиты ра­ботников государственных органов.

3. Реформы, связанные с общим ужесточением организации работы ор­ганов государственного управления в целях рационализации деятельности и пути повышения ее производительности и снижения стоимости сделок при реализации инвестиционных проектов.

4. Рационализация области государственного вмешательства в связи с осуществлением инвестиционных проектов и программ развития в целях обеспечения более эффективного распределения функций между государст­венным и частным сектором.

5. Модернизация системы профессиональной подготовки и непрерыв­ного обучения для повышения эффективности и качества работы сотрудни­ков, обеспечивающих эффективность инвестиционных процессов.

6. Создание национальных государственных структур для осуществле­ния контроля над развитием каждого сектора органов государственного управ­ле­ния, для повышения уровня эффективности и создания вспомога­тельных механизмов для проведения консультаций и развития функций пла­нирова­ния, анализа и контроля инвестиционной деятельности и стране.

7. Упрощение административных процедур и сокращению времени пути и предоставления услуг всем экономическим субъектам.

8. Расширение использования современных информационных тех­ноло­гий в системе государственного управления.

9. Разработка плана реформы в области занятости и анализа текущего состояния рабочей силы, работающей в сфере управления, в том числе и ин­вестиционными проектами в стране.

Реформа должна способствовать использованию иннова­ций в области знаний, услуг и производства, сведение к минимуму бю­рократи­ческих проце­дур в исполнении путем уменьшения затрат производства и повышения эф­фектив­ности инвестиций.

Необходима разработка инновационных ме­тодов преподавания и по­ощрение новых курсов для подготовки специалистов по управлению инве­стиционными проектами в стране. Следует приложить огромные усилия в области развития человече­ского по­тенциала, научных, производственных и строительных компаний. В современных условиях не­обходимо срочно отка­заться от неэффективного управления люд­скими и ин­вестиционными ресур­сами. Се­годня весь мир пе­реходит к ради­кальным из­менениям в стеле управ­ления в рамках сущест­вующей цивилиза­ции, где культурное наследие всех народов и всех структур цивилизации должно учи­тываться в рамках глобали­зации.

4. Разработка методических рекомендации по подготовке и серти­фика­ции специалистов по управлению проектами применительно к си­рийской экономике является важным этапом программы реализации сетевого плани­рования в управлении инвестиционными проектами.

Для нормального развития и эффективного функ­ционирования пред­приятий, занимающихся проектно-инвестиционной дея­тельностью весь кор­пус инженерно-экономических и управленческих спе­циалистов должен быть знаком с основами и возможностями управления проектами как новой управ­ленческой культурой. Кроме того, не менее 40% этих специалистов должны быть профес­сионально подготовлены и сер­тифицированы в области управле­ния проек­тами. Всем этим и определяется важная роль и значение развития профес­сионализма в управлении инвестиционными проек­тами. Возрастаю­щая роль управления проек­тами и программами определяет необходимость анализа состояния и пер­спектив подготовки и сертификации специалистов по управлению проектами и программами в Сирии.

Формальными пер­выми шагами в направлении внедрения управления проектами можно считать учреждение в 1990 г. Сирийской ассоциации управления проектами и вступлением ее в 1991 г. в Международную Ассо­циацию по управлению проектами. В области управления проектами можно выде­лить следующие основные направления деятельности. Во-первых, это образование в сфере управления инвестиционными проектами. Во-вторых, сертификация спе­циалистов по управлению проектам. Каждая национальная ассоциация должна разрабатывать и утверждать собст­венную детальную до­кументацию для сертификационной программы и, пре­жде всего, Националь­ные требова­ния к компетентности (NCB-National Competence Baseline). В таблице 2 отра­жена структура НТК Сирийские ассоциации управ­ления про­ектами и соот­ветствие ее элементов элементам ICB.

Таблица 2-Структура НТК Сирийские ассоциации управления проек­тами и соответствие ее элементов элементам ICB



N

Разделы НТК

Разделы ICB

Объекты управления



Проект (Project)

(1) Projects and Project Management (Проекты и управ­ление проектами)



Программа (Program)

(3) Management by Project (Проектно-ориентиро­ванное управление)



Цели и стратегии проекта

(Project Objectives and Strategies)



(8) Project Objectives and Strategies (Цели и стра­тегии проекта)



Критерии успехов и неудач проекта (Project Success and Failure Criteria)

(9) Project Success and Failure Criteria (Критерии ус­пехов и неудач проекта)



Структуры проекта (Project Structures)

(12) Project Structures (Структуры проекта)



Фазы и жизненный цикл проекта

(Project Phases and Life Cycle)



(6) Project Phases and Life Cycle (Фазы и жизнен­ный цикл проекта)

(38) Marketing, Product Management (Маркетинг)





Окружение проекта (Project Environment)

(5) Project Context (Окружение и участники про­екта)

Субъекты и инструментарий управления проектами



Участники проекта (Project Stakeholders)

(5) Project Context (Окружение и участники про­екта)



Постоянная или родительская организа­ция (Permanent or Parents Organization)

(33) Permanent Organization

(Постоянная (родительская) организация)





Команда проекта (Project Team)

(23) Teamwork (Команда проекта)



Управляющий проектом (Project Manager)

(23) Teamwork (Команда проекта)



Организационные структуры проекта (Project Organization)

(12) Project Structures (Организационные струк­туры проекта)

(22) Project Organisation (Организация проекта)





Руководство и лидерство (Leadership)

(24) Leadership (Руководство и лидерство)



Решение проблем (Problem Solving)

(31) Problem Solving (Решение проблем)



Переговоры, деловые встречи

(Negotiations, Meetings)



(32) Negotiations, Meetings

(Переговоры, деловые встречи)





Информационные технологии в проекте (Information Technologies in Project)

(29) Informatics in Project

(Информатика в проекте)





Стандарты и нормы (Standards and Regulations)

(30) Standards and Regulations (Стандарты и нормы)



Правовое обеспечение проекта (Legal Aspects)

(41) Legal Aspects (Правовые аспекты)

Процессы управления проектами



Управление проектом (Project Management)

(1) Projects and Project Management (Проекты и управ­ление проектами)



Проектно-ориентированное управление

(Management by Projects)



(3) Management by Projects

(Проектно-ориентированное управление)





Управление системами (System Managemant)

(39) System Managemant (Управление системами)



Применение управления проектами (Project Management Implementation)

(2) Project Management Implementation (Примене­ние управление проектами)



Инициация (Project Start Up)

(10) Project Start Up (Запуск проекта)



Планирование проекта (Project Development)

(7) Project Development and Appraisal

(Разработка и оценка проекта)





Выполнение проекта (Project Performance)

(19) Project Performance (Оценка выполнения)



Контроль проекта (Project Controlling)

(20) Project Controlling (Контроль проекта)



Закрытие проекта (Project Close Out)

(11) Project Close Out (Закрытие проекта)



Управление предметной областью про­екта (Project Scope Management)

(13) Content, Scope (предметная об­ласть)

(17) Configurations and Changes (Конфигурация и из­менения)





Управление проектом по временным па­рамет­рам (Project Time Management)

(14) Time Schedules (Календарное планирование)

(15) Resources (Ресурсы)





Управление стоимостью и финансами про­екта (Project Cost Management)

(16) Project Cost and Finance (Стоимость и финан­си­рование проекта)

(42) Finance and Accounting (Финансы и бухучет)





Управление качеством в проекте

(Project Quality Management)



(28) Project Quality (Качество в проекте)

(30) Standards and Regulations (Стандарты и нормы)





Управление риском в проекте

(Project Risk Management)



(18) Project Risks (Риски в проекте)



Управление персоналом в проекте

(Project Human Resource Management)



(23) Teamwork (Команда проекта)

(35) Personal development (Управление персона­лом)

(36) Organizational Learning (Организац. обучение)

(26) Conflicts and Crises (Конфликты и кризисы)





Управление коммуникациями в проекте (Project Communications Management)

(25) Communications (Коммуникации)

(21) Information, Documentation, Reporting (Инфор­ма­ция, документация, отчетность)





Управление поставками и контрактами в про­екте (Project Contracts Management)

(27) Procurement, Contracts

(Поставки и контракты)





Управление изменениями в проекте (Project Change Management)

(37) Management of Change (Управление измене­ниями)

(17) Configurations and Changes (Конфигурация и из­менения)





Управление безопасностью в проекте (Project Safety Management)

(40) Safety, Health and Environment (Безопасность, здо­ровье, экология)



Управление конфликтами в проекте (Project Conflict Management)

(26) Conflicts and Crises (Конфликты и кризисы)



Системный подход и интеграция в управ­лении проектом (System Approach and Integration in Project Management)

(4) System Approach and Integration (Системный под­ход и интеграция)

История и тенденции развития управления проектами



Управление проектами за рубежом (Project Management in the World)



Управление проектами в России (Project Management in Russia)



Управления проектами в переходной эко­номике (Project Management in Transition Economy)



Будущее управления проектами (Project Management in Future)

Анализ НТК позволяет сделать вывод, что в процессе разработки, НТК вышло за рамки предусмотренного содер­жания и объема и по существу пе­реросло в Основы профессиональных зна­ний и требования к компетентности специалистов по управлению проектами. Системная модель управления ин­вестиционными проектами и НТК служит основой методического обес­пече­ния процессов образования, дело­вого обучения и сертификации специа­ли­стов в области управления проек­тами. Сертифицированный специалист по управлению проектами должен со­ответствовать установленным междуна­родным требованиям, которые охва­тывают: профессиональные знания; уме­ния и навыки; личностные качества и этический кодекс руководителя.

Сертификационная программа в Сирии включает 4-е уровня, к каж­дому из которых разработаны свои требования соответствия. По результатам сертификации специалисту может быть присвоено зва­ние, в зависимости от уровня сертификации:


  • сертифицированный директор программ или проектов (Уровень А);

  • сертифицированный управляющий проектами (В);

  • сертифицированный управляющий международными проектами (В1);

  • сертифицированный профессионал по управлению проектами (С);

  • сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D).

Сертификация обеспечивает:

  • для компаний, использующих управление проектами: достижение и под­держание наилучшего уровня работы компании, развития ее персонала; по­вышение рейтинга и конкурентоспособности компании за счет профессио­нального управления проектами;

  • для специалистов в области управления проектами: международное при­знание их квалификации и компетентности; персональные преимущества для карьерного роста;

  • для компаний и организаций, предлагающих услуги по управлению проек­тами: демонстрация профессиональной квалификации и компетентно­сти их служащих;

  • для клиентов: большая уверенность в получении качественных и совре­менных услуг профессионалов в области управления проектами.

В целом в Сирии начинает приходить осознание необходимости приме­нения ме­тодологии управления инвестиционными проектами на практике, а вместе с ним и в необходи­мости использования услуг сертифицированных специалистов, что под­твер­ждает тенденция роста числа сертифицированных специалистов по управле­нию инвестиционными проектами в Сирийской Арабской Республике.
5. Использование метода сетевого планирования в управлении ин­ве­стиционным проектам, в частности, в сфере железнодорожного строи­тель­ства сирийской экономики является наиболее эффективным.

Железнодорожное сообщение для Сирии, как отмечалось выше, имеет стратегическое значение. Же­лезные дороги соединяют сирийские порты на Средиземном море с Турцией, Ливаном, Ираком, Иорданией, странами Пер­сидского залива, Ира­ном и Ев­ропой. Для успешного развития страны к 2020 г. необходимо увеличить мощ­ность железных дорог до 30 мил­лионов тонн, количе­ство об­служиваемых пассажиров с 2 миллионов че­ловек до 4 миллио­нов. Однако этому мешает большое количество недостатков в развитии же­лезных дорог в Сирии. Можно назвать следующие недостатки.



  1. Невыполнение государственными компаниями требований Министер­ства транспорта по выполнению условий организации и доставки гру­зов через Компанию железных дорог.

  2. Нехватка грузовых кон­тей­неров из-за увеличения объема перевозок.

  3. Высокая изношенность железнодорожного полотна, что влечет за со­бой ограничение скорости движения составов.

  4. Слабая развитость сети железных дорог, которые представляют собой, в основном, односторонний путь.

  5. Не соблюдение железнодорожной компанией четко установленного рас­пи­сания движения поездов.

  6. Ограниченное количество маршрутов сообщения между станциями.

  7. Неудобное расположение вокзалов за чертой города.

  8. Чрезмерная длительность заключения договоров на приобретение но­вых грузовых вагонов и кон­тейнеров.

  9. Низкий уровень оплаты труда технического персонала, обслуживаю­щего составы.

  10. Моральное устаревание законов, на основе которых принимаются реше­ния.

  11. Нехватка высоко­ква­лифицированных специалистов и инженеров из-за низ­кого уровня заработной платы.

  12. Высокая стоимость тарифов на перевозку грузов и стоимость билетов для населения.

  13. Сильная изношенность подвижного состава.

Для решения данных проблем необходимо реализовать, по нашему мнению, следующую систему мероприятий.

    • Увеличить протяженность железных дорог путем строительства второй ветки.

    • Обновить и модернизировать весь подвижной состав.

    • Снизить тарифы на перевозки.

    • Увеличить уровень заработной платы работников.

    • Создать собственное высшее учебное заведение для подготовки вы­соко­квалифицированных специалистов и инженеров.

    • Принять новые законы, соответствующие современной ситуации.

    • Создать современную ремонтную базу.

    • Расширить сеть пассажирских перевозок между городами для насе­ле­ния.

С целью реализации вышеуказанных мероприятий мы предлагаем раз­работку плана инвестиционного проекта «Расширение железнодорожного сообщения Сирии» на базе программной среды Microsoft Project.

Структурное планирование проекта.

В таблице 4 отражены основные разделы планирования.



Таблица 4-Структура плана проекта «Расширение железнодорожного со­общения Сирии»

1.

Дерево целей

1.2

Построить новую железнодорожную магистраль

1.3

Устойчивое социально-экономическое развитие прилегающих транспортного строи­тель­ства территорий

1.4

Сдать проект заказчику

2

Структура продукции

2.1

Железнодорожные станции

2.2.

Искусственные сооружения

2.3

Верхнее строение железнодорожного пути

2.4

Здания и сооружения

3

Структура работ

3.1

Подготовка документации

3.2

Строительные работы

3.3

Земляное полотно работ

3.4

Сдача проекта заказчику

4

Организационная структура

4.1

Генеральный директор

5

Сетевая модель

6

Структура ресурсов

6.1

Финансовые ресурсы

6.2

Трудовые ресурсы

6.3

Материально-технические

7

Структура стоимости

7.1

Проектные затраты

7.2

Строительные затраты

7.3

Затраты по земляным работам

7.4

Вспомогательные затраты

7.5

Производственные затраты

При разработке проекта нами использовалась программа Microsoft Project, которая, в настоящее время, для сирийских условий, является самой эффективной. Для ра­боты с данной программой была составлена ие­рархиче­ская структура проекта, результатом обработки которой явилась диаграмма Гантта, в которой отражен критический путь проекта. Также на основе листа ресурсов была разработана гис­тограммы распределения ресурсов данного инвестиционного проекта.

В ходе постановки и решения комплекса задач, относящихся к пробле­мам реализации долговременных капиталовложений, возникает необходи­мость аналитического обоснования одновременно финансовых, инвестици­онных и операционных решений. Задача финансовой реализуемости проекта решается в рамках обосно­вания инвестиций. При­мерный состав обоснования инвестиций представлен в таблице 8.

Таблица 8-Состав обоснования инвестиций





Резюме проекта

2.

Общая характеристика отрасли и предприятия

3.

Исходные данные и условия, в том числе:

3.1

Цели и задачи проекта

3.2

Характеристика объектов и сооружений.

3.3

Окружение проекта

3.4

Оценка воздействия на окружающую среду

3.5

Текущее состояние проекта

3.6

Кадры и социальное развитие

4

Управление проектом, в том числе:

4.1

Укрупненная структура работ

4.2

План проекта

4.3

Структура управления инвестиционным проектом

4.4

Команда проекта

5

Оценка эффективности инвестиционного проекта, в том числе:

5.1

Исходные данные и результаты расчета

5.2

Финансовый план

5.3

Анализ рисков

Для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в сфере железнодорожного строительства из-за их длительности необходимо применять ме­тоды с учетом дисконтирования, в частности, рассчитывать та­кие показатели, как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма до­ходности, индекс доходности инвестиций.

Важным разделом плана инвестиционного проекта является организа­ционная структура проекта. Используя критерии выбора организационной структуры, представленные в диссертационной работе был подобран тип ор­ганизационной структуры, подходящий для экономики Сирии. Результаты оценки критериев для сирийской экономики представлены в таблице 5.

Таблица 5- Оценка по критериям выбора организационной структуры для сирийской экономики

Критерий выбора

Оценка

Уровень неопределенности

Низкий

Технология

Типовая

Комплексность

Низкая

Продолжительность

Малая

Уровень взаимосвязей между час­тями проекта

Низкий

Важность фактора времени (наличие критических сроков)

Средняя

Зависимость от вышестоящей организации

Высокая

Исходя из нашей оценки, наиболее подходящим типом организацион­ной структуры инвестиционного проекта будет функциональный тип.

Трансформация стратегических целей через про­межуточные параметры (нормативы бизнес - процессов) позволит решить основную проблему орга­низации эффективного бизнеса - интегра­цию страте­гического и оперативного уровней управления. Поэтому, для придания стра­тегическим целям и показа­телям официального ста­туса следует сделать спе­циальные разделы в должно­стной инструкции руко­водящего сотрудника в рамках инвестиционного про­екта развития железно­дорожного строительства, разрабатываемого в нашей работе (см. таблица 6 и 7).

Таблица 6-Раздел (показатели эффектив­ности деятель­ности)

Составляющая

Показатели

Клиенты

  1. Время разработки технической документации.

  2. Количество рекламаций по качеству разработанных доку­ментов.

  3. Количество замечаний от подрядчика по поводу несвоевре­менного обеспечения материально-технической документаций.

  4. Число случаев использования новых техноло­гий в железно­дорожном строительстве.

Процессы

1. Количество внедренных новых строительных технологий.

2. Количество проработанных новых техноло­гий в железно­дорожном строительстве.

3. Число случаев отсутствия запрашиваемого документа.


Таблица 7- Раздел (стратегические цели ру­ководителя)

Составляющая

Стратегическая цель отдела технического надзора

Клиенты

1. Обеспечить эффективность железнодорожного строитель­ства путем своевре­менного предоставления всех необходи­мых документов, ис­хо­дящих от заказчика, для соблюдения графика производства работ.

Процессы

2. Создать нормативно-документальную базу.

3. Обеспечить поиск и внедрение новых техно­логий в желез­нодорож­ном строительстве.



Таким образом, как уже отмечалось, инвестиционный проект предпола­гает: постановку целей; планирование вы­полнения; управление и анализ. Для предприятий всегда актуальной является проблема эффективного управ­ления. Успех каждой организации зависит от ее способности  адаптироваться к изменениям внешнего окружения. Именно понятие «изменения» является сущностью любого проекта, а управление проектами рассматривается как универсальная методология управления такими изменениями.
6. Методические рекомендации по оценке и повышению качества железнодорожного строительств являются основой эффективности реа­лизации инвестиционных проектов.

Кроме эффективного управления и четко отлаженного организацион­ного механизма, как на уровне компании, так и на государственном уровне, важным и определяющим способом достижения эффективных результатов развития железных дорог Сирии является повышение качества предостав­ляемых транспортных услуг.

Основополагающим принципом, на основе которого должно осуществ­ляться функционирование системы управления качеством в рамках инвести­ционных проектов, является процессный подход. Создание эффективной сис­темы управления качеством по­требует мак­симальной вовлеченности всех ра­ботников в процесс создания и функциони­рования системы, а также увели­чения доли работников, обладаю­щих лидер­скими качествами, способных ра­ботать наиболее динамично, творчески, умеющих создавать и организовы­вать работу команд для реализа­ции кон­кретных инвестиционных проектов. Это еще раз доказывает положение, что на фазе контроля метод сетевого планирования и управления инвестицион­ными проектами должен допол­няться внедрением системы сбалансирован­ных показателей. Разработка стра­теги­ческих карт для всех блоков в ССП, в частности, для бизнес-процессов и кадров становится необходимой, при этом определение стратегических целей ру­ководителя и показателей эффек­тив­ности его деятель­ности и ответствен­ности (таблица 6 и 7) позволит обеспе­чить четкий контроль над реализацией инвестиционного проекта.

Каждый сотрудник железной дороги в рамках своих должностных обя­занностей должен иметь возможности, условия, рычаги и, самое главное, стимулы, для создания качественной продукции и услуг. Для этого в компа­нии необходимо выстраивать соответствующую систему мотивации персо­нала, в которой будут четко определены критерии оценки качества выпол­ненных работ, ответственность и соответствующие формы поощрения за достижение необходимого уровня качества. Результатами внедрения в ком­пании системы управления качеством станут:



  • существенное повышение качества услуг для освоения новых, ранее не­доступных для компании рынков, и эффективной конкуренции на сущест­вующих;

  • максимально полное удовлетворение ожиданий и требований потребите­лей по качеству, безопасности, доступности и ассортименту пре­доставляемых компанией услуг, что станет существенным фактором повы­шения конкурентоспособности компании на рынке транспортных услуг;

  • планомерное снижение непроизводительных затрат и повышение при­быльности работы на основе внедрения процессного подхода и формирова­ния экономических рычагов управления внутренними процессами компании;

  • формирование источников инвестиций для разработки и внедрения но­вых востребованных рынком транспортных услуг.

При реализации инвестиционных проектов нельзя забывать об оценке эффективности управления качеством, для чего целесообразно ввести норма­тивы, своего рода стандарты, которые бы четко фиксировались законода­тельством Сирии. Введение и использование таких нормативов качества транспорт­ного обслуживания позволит облегчить определение уровня каче­ства транс­портного обслуживания клиентов. Нормативы представляют собой научно обоснованные технические и технологические нормы выполнения перевозочного процесса и других видов транспортных услуг, определяемые производственными возможностями на­личных транспортных ресурсов и ус­ловиями перевозок. К ним относятся ус­тановленные нормативы скорости и сроков дос­тавки грузов, естественной убыли продукции в процессе перево­зок, норма­тивы и правила погрузки, кре­пления, нормы выполнения грузовых операций, юридические и страховые нормы взаимоотношений транспорта и клиентуры. Эти нормативы исполь­зуются для устранения ущерба от некаче­ственных пе­ревозок, определения штрафов за несоблюдение (например, за просрочку доставки грузов), а также для определения уровня качества транс­портного обслуживания клиентуры.

Разрабатываемый инвестиционный проект в железнодорожном строи­тельстве должен включать разработку и внедрение автоматизированной комплексной сис­темы (АКС), которая предназначена для обеспечения взаи­мосвязи между грузо­владельцем и перевозчиком (железнодорожным транс­портом), а также дру­гими участниками перевозочного процесса на основе со­временных тех­ноло­гий и электронного обмена данными. Преимущества вне­дрения и ис­пользо­вания АКС проявляются в:



  • активном привлечении клиентуры к пользованию железнодорожным транспортом путем изучения потребностей в перевозках по количеству и ка­честву и создания условий для их удовлетворения;

  • возможности определения экономически целе­сообразной стоимости дос­тавки с учетом ее конкурентоспособности при формировании заказов на перевозки;

  • оформлении заявленных перевозок, перевозочных документов и прове­де­ние расчетов в одном месте для максимального удобства клиентов и ми­нимальных затрат времени;

  • разработке и реализации гибкой тарифной политики и сокращении сро­ков доставки грузов по принципам «от двери до двери» и «точно в срок»;

  • непрерывном слежении за перевозкой и оказание опе­ративных управляю­щих воздействий в случае отклонения от договорных условий;

  • расширении перечня сервисных услуг и оказании справочно-информаци­онных услуг по организации, условиям перевозок и тарифам.

Высокое качество должно быть «встроено» в конечный продукт, стать обязательным признаком всех его составляющих элементов, поэтому уже на прединвестиционной стадии необходимо предусмотреть концепцию внедре­ния АКС, наряду с проблематикой управления качеством предоставляемых железнодорожных услуг. Уровень качества транспортного обслуживания яв­ляется относительно характеристикой качества предоставляемых транспорт­ных услуг, основанной на сопоставлении значений показателей качества оцениваемых услуг с их нормативными или базовыми значениями. Комплекс­ный показатель качества транспортного обслуживания грузовла­дельцев можно представить следующим образом:

, (8)

где: Кк - комплексный показатель качества транспортного обслуживания; кi - относительное значение i –о го показателя качества (уровень выполнения норма­тивов сроков доставки, ритмичности, доступно­сти, надежности); ai - доля i-ого показатель качества, n - число учитываемых показателей качества.


Доли показателей качества в общей оценке определяются с помощью маркетинговых опросов пользователей и оценок экспертов. В совокупности доли показателей качества должны быть равны 1, или 100%, то есть ком­плексный показатель качества транспортного обслуживания дает общую на­туральную оценку относительного уровня качественной конкурентоспособ­ности того или иного вида транспорта и максимально составляет 100%.

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся эконо­мики с силь­ной государственной властью. Государственное регулирование инвестици­онной деятельности в Сирии стано­вится актуальным вопросом. С внедре­нием элементов рыночной экономики, которое предполагается в результате проведения административ­ной реформы, государство должно будет исполь­зовать как административ­ные, так и экономические методы воз­действия на инвестиционную деятель­ность в стране.


ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Личный вклад автора в проведенное исследование состоит в следую­щем:

- выявлены преимущества сетевого планирования на таких фазах, как планировании и контроль над реализацией инвестиционного проекта;

- предложено применение системы сбалансированных показателей как дополнительного метода к сетевому планированию при оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры проекта;

- обоснована необходимость адаптации организационного механизма реализации сетевого планирования в управлении инвестиционными проек­тами к условиям си­рийской экономики;

- сформулированы методические и правовые основы подготовки и сер­тификации специалистов по управлению проектами применительно к сирий­ской экономике;

- разработан инвестиционный проект «Расширение железнодорожного сообщения Сирии» с применением метода сетевого планирования на фазе планирования проекта.



НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна диссертационного исследования заключается в тео­ретическом обосновании и разработке методических и практических реко­менда­ций по адаптации сетевого планирования к экономике развивающихся стран. Ис­следование механизма реализации сетевого планирования в эконо­мике Сирии привели к следующим результатам, содержащим, по мнению ав­тора, элементы научной новизны:

- разработана программа реализации сетевого планирования в управле­нии инвестиционными проектами в сирийской экономике;

- предложены методы адаптации организационного механизма сетевого планирования к условиям экономики развивающихся стран;

- разработаны методические рекомендации по подготовке и сертифика­ции специалистов по управлению инвестиционными проектами примени­тельно к сирийской экономике;

- обосновано и предложено использование метода сетевого планирова­ния в управлении инвестиционным проектом в сфере железнодорожного строительства применительно к условиям экономики Сирийской Арабской республики;

-предложены методические рекомендации по оценке и повышению ка­чества железнодорожного строительства в условиях экономики развиваю­щихся стран.



Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы обусловлена ее научной новизной и за­ключается в уточ­нении, систематизации категориального аппа­рата. Получен­ные в ходе иссле­дования результаты могут быть использованы в разработке учебных курсов «Стратегическое планирование», «Управление проектами». Методические положения и концепции, разработанные в ходе исследования, могут найти применение при разработке методов адаптации организационного механизма сетевого планирования и управления к условиям развивающихся экономик в других странах. Практическая значимость работы заключается в том, что ме­тоды адаптации организационного механизма сете­вого планирования и управления инвестиционными проектами могут быть использованы на си­рийских предприятиях и организациях.

Апробация результатов исследования. Теоретические, методические и практические результаты, полученные в ходе исследования, излагались авто­ром в докладах и сообщениях на между­народных, всероссийских, регио­наль­ных и межвузовских научных и научно-практических конференциях и семи­нарах. Основные идеи работы изложены в восьми публикациях.
Обоснованность положений и выводов диссертационного исследования подтверждена выступлениями на научно-практических конференциях раз­личного уровня. Основные положения и рекомендации диссертационной ра­боты нашли отражение в ряде научных статей и одном научном издании. Ре­зультаты исследования внедрены в учебный процесс по учебным курсам эко­номического факультета Санкт-Петербургского государственного универси­тета аэрокосмического приборостроения.

Публикации работы. Автором опубликовано 9 научных работ.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих рабо­тах:

  1. Харами Мурхаф. Оценка жизнеспособности и структурный анализ про­екта» // Вестник Инжекона, 2009, №9.– 0,4 п. л.

  2. Харами Мурхаф, Ильинская Е.М. Проблема создания эффективного орга­низационного механизма сетевого планирования и управления проек­тами в экономике Сирии. Научная сессия ГУАП. Часть 3. Гуманитарные науки. Раздел: Экономические науки. Сборник докладов 6-10 апреля 2009 г. Санкт Петербург 2009 г.- 0,2 п.л.

  3. Харами Мурхаф. Концепция управления проектами. Актуальные про­блемы экономики современной России. Сборник научных трудов. Выпуск 5. Под общей редакцией д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ А.А. Оводенко. - Санкт-Петербург, 2009 г. – 0.2 п.л

  4. Харами Мурхаф. Реструктуризация больших корпораций. Научная сес­сия ГУАП часть 3. Гуманитарные науки. Раздел: Экономические науки. Сборник докладов 6-10 апреля 2009 г. Санкт Петербург 2009 г. – 0,2 п.л

  5. Харами Мурхаф. Метод нечеткого критического пути. Актуальные про­блемы экономики современной России. Сборник научных трудов. Вы­пуск 4. Под редакцией д.т.н., профессора заслуженного деятеля науки РФ А.А. Оводенко. - Санкт-Петербург, 2008 г. – 0,2 п.л.

  6. Харами Мурхаф, Ильинская Е.М. Система сбалансированных показате­лей. Актуальные проблемы экономики современной России. Сборник на­учных трудов. Выпуск 4. Под редакцией д.т.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ А.А. Оводенко. - Санкт-Петербург, 2008 г. – 0,2 п.л.

  7. Харами Мурхаф, Ильинская Е.М. Управление проектами. «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения). Материалы YП международной научно-практической конферен­ции. Март. Том 2.- СПб.: МБИ, 2008. - 0,2 п.л.

  8. Харами Мурхаф. Роль транспорта в туризме. Тезисы докладов научно-практической конференции «Туризм – путь достижения целей тысячеле­тия» в 2 ч. Ч.П.- Изд-во «Невский Фонд», 2008 г. – 0,1 п.л.

  9. Харами Мурхаф, Ильинская Е.М. Методы сетевого планирования и управление проектами. Научная сессия ГУАП. Часть 3. Гуманитарные науки. Раздел: Экономические науки. Сборник докладов 9-13 апреля 2007 г. Санкт-Петербург, 2007 г. – 0,2 п.л.



Формат 60х84 1\16 .Бумага офсетная.
Печать офсетная. Тираж 100. экз. Заказ № ____

Редакционно-издательский центр ГУАП



190000, Санкт-Петербург, Б. Морская ул., 67