Мастер-план «Стабилизация зернового рынка» г. Астана, 2013 год Паспорт Мастер-плана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Мастер-план «Стабилизация зернового рынка» г. Астана, 2013 год Паспорт Мастер-плана - страница №1/2

Мастер-план

«Стабилизация зернового рынка»

г. Астана, 2013 год
1. Паспорт Мастер-плана


Наименование

Мастер-план «Стабилизация зернового рынка»


Основание для разработки

Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»


Ответственный исполнитель

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан,

акиматы областей, городов Астаны и Алматы




Цель

Повышение устойчивости зернового производства и стабилизация зернового рынка в Республике Казахстан, повышение производительности труда в отрасли растениеводства


Задачи

1) регионализация с учетом региональных особенностей, диверсификация структуры посевных площадей, уход от монокультуры пшеницы, расширение площадей альтернативных культур с учетом их биологических особенностей;

2) стабилизация объема производства зерна до уровня внутреннего потребления и поставки его на экспорт традиционным импортерам с учетом прироста их населения;

3) рациональное использование земель;

4) внедрение научно-обоснованных севооборотов;

5) внедрение влагоресурсосберегающих технологий, в т.ч. нулевых;

6) химизация земледелия;

7) техническое обновление машинотракторного парка;

8) наращивание экспорта зерновой продукции, занятие экспортных ниш за счет повышения конкурентоспособности продукции;

9) структурирование зернового рынка;

10) повышение доходов мелких и средних сельхозтоваропроизводителей;

11) развитие инфраструктуры хранения и экспорта зерновой продукции.


Срок реализации


2013 – 2020 годы

Целевые индикаторы

1) диверсификация структуры посевных площадей с сокращением площадей пшеницы к 2020 году до 11,5 млн. га и расширение площадей зернофуражных, бобовых, крупяных культур до 4,3 млн. га, масличных – до 2,1 млн. га, овощебахчевых культур и картофеля – до 430 тыс. га, кормовых – до 4,3 млн. га;

2) внедрение научно-обоснованных севооборотов на всей посевной площади;

3) внедрение влагоресурсосберегающих технологий на площади 12,8 млн. га, в т.ч. нулевых – 4,8 млн. га;

4) доведение урожайности зерновых культур к 2020 году до 13,2 ц/га, производства зерна – до 21,1 млн. тонн;

5) доведение к 2020 году экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте до 9,1 млн. тонн;

6) доведение к 2020 году доли посевных площадей, охваченных страхованием, до 100%;

7) введение к 2020 году дополнительных емкостей хранения на 3,5 млн. тонн, в том числе 350 тыс. тонн на основных экспортных направлениях.


Источники и объемы финансирования

Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местном бюджетах на реализацию Мастер-плана, составят всего 964 555,6 млн. тенге, в т.ч.:

2013 год – 90 224,2 млн. тенге

2014 год – 120 223,2 млн. тенге*

2015 год – 115 770,5 млн. тенге*

2016 год – 120 967,5 млн. тенге

2017 год – 125 204,7 млн. тенге

2018 год – 129 801,8 млн. тенге

2019 год – 130 549,2 млн. тенге

2020 год – 131 814,5 млн. тенге


* – суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год


2. Введение (обоснование необходимости разработки Мастер-плана)

Природно-климатические условия северных, северо-восточных и значительной части западных и центральных регионов страны благоприятны для возделывания зерновых и зернобобовых культур и, в первую очередь, продовольственной пшеницы с высоким содержанием клейковины, пользующейся повышенным спросом на мировых рынках в качестве улучшителя хлебопекарных свойств муки.

В этой связи зерновое производство является одной из стратегических отраслей республики, от состояния которой зависит продовольственная безопасность страны, доходы и занятость населения, развитие сопутствующих отраслей (животноводство, птицеводство, пищевая и перерабатывающая промышленность).

Высокие качественные характеристики казахстанской пшеницы способствуют позиционированию Казахстана в качестве одного из ведущих мировых экспортеров зерна пшеницы и муки. Кроме того, в последние годы складывается благоприятная рыночная конъюнктура для наращивания экспорта зернофуражных культур, в частности, ячменя, масличных культур (льна-кудряша, рапса, сои).

Во исполнение поручений Главы государства, озвученных на заседании Правительства 23 января 2013 года, необходимо принять меры для повышения продуктивности зерновых культур до уровня стран с аналогичными климатическими условиями, в том числе за счет ухода от монокультуры, внедрения влагоресурсосберегающих технологий, обеспечения сельского хозяйства удобрениями и средствами защиты растений. Также ставится задача стабилизировать зерновой рынок путем создания единого зернового холдинга.

Мастер-план «Стабилизация зернового рынка» призван стать инструментом для реализации политики по регионализации с учетом региональных особенностей, диверсификации растениеводства с расширением площадей масличных, зернобобовых, крупяных, кормовых и овощных культур, повышению и стабилизации урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе зерновых, стабилизации зернового рынка путем создания единого зернового холдинга на базе АО «НК «Продкорпорация».


3. Анализ текущей ситуации

3.1. Оценка текущей ситуации состояния отрасли зернового производства и зернового рынка

В последние годы в сфере растениеводства, в том числе зернового производства основным направлением было стимулирование бизнеса к внедрению новых технологий, повышению продуктивности полей путем диверсификации растениеводства, химизации, технического перевооружения, в том числе в рамках бюджетных программ по удешевлению стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, субсидированию семеноводства, удешевлению стоимости минеральных удобрений, гербицидов, услуг по доставке поливной воды, определению качества семян, а также посредством программ кредитования через АО «Нацхолдинг «КазАгро».


Рис. 1. Государственная поддержка отрасли растениеводства


Это позволило достичь определенных успехов в зерновом производстве. За период 2008-2012 годы среднегодовой объем производства зерна составил 17,7 млн. тонн, что на 2,2 млн. тонн или 14% выше по сравнению с предыдущим пятилетием (2003-2007 годы). Среднегодовая урожайность зерновых культур увеличилась соответственно на 0,3 ц/га или 2,8%.
Рис. 2. Динамика производства зерна

Стабильные урожаи и высокие качественные характеристики казахстанской пшеницы способствовали позиционированию Казахстана в качестве одного из ведущих мировых экспортеров зерна и муки. Казахстан входит в десятку ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок, а по экспорту муки занимает лидирующую позицию в мире. Так, за период 2008-2012 годы среднегодовой объем экспорта зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте составил 8,2 млн. тонн или возрос по сравнению с предыдущим пятилетием на 2,5 млн. тонн или 42,6%, совокупная валютная выручка от реализации зерна и муки на экспорт составила более 8,8 млрд. долларов США с ростом к уровню 2003-2007 годов в 2,2 раза.


Рис. 3. Динамика экспорта зерна и муки


В зоне рискованного земледелия одним из основных способов повышения продуктивности сельскохозяйственных культур является применение влагоресурсосберегающих технологий. В 2012 году площади применения влагоресурсосберегающих технологий достигли 12,4 млн. га, что в 2,5 раза больше уровня 2007 года, в том числе «нулевых» - 2,5 млн. га.

За последние 6 лет (2007-2012 годы) приобретено 30,4 тыс. единиц сельхозтехники на сумму 310,0 млрд. тенге, в том числе через АО «КазАгроФинанс» - 10,6 тыс. единиц на сумму 122,0 млрд. тенге. В настоящее время у аграриев в наличии имеется более 3,0 тыс. высокопроизводительных посевных комплексов, 14,7 тыс. зерноуборочных комбайнов с соломоизмельчителями и 4,7 тыс. опрыскивателей, которые используются при применении влагоресурсосберегающих технологий.


Рис. 4. Динамика применения влагоресурсосберегающих технологий
Рис. 5. Динамика приобретения сельхозтехники

В отрасли созданы необходимые правовые и институциональные основы. Законодательное регулирование осуществляется в рамках законов «О зерне», «О семеноводстве», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «Об обязательном страховании в растениеводстве».

Принимаются меры по развитию инфраструктуры хранения, экспорта и транспортной логистики. Общая емкость хранения зерна составляет 24,1 млн. тонн, в том числе лицензированных хлебоприемных предприятий – 13,9 млн. тонн, у сельхозтоваропроизводителей – 10,2 млн. тонн. В 2012 году по республике мощность хранения зерна в целом увеличена на 614,6 тыс. тонн, в том числе за счет средств КазАгро – на 14,0 тыс. тонн (у СХТП).

Рис. 6. Введение емкостей хранения в 2012 году

На сегодняшний день инвентарный парк зерновозов составляет
7379 единиц, в том числе 6379 зерновозов и 1000 полувагонов, оборудованных съемной крышей.

Функционируют зерновые терминалы в портах Актау, Баку (Азербайджан), Амирабад (Иран). В целях увеличения экспорта казахстанского зерна в страны Средней Азии, Афганистан и Иран введен элеваторный комплекс с мельницей на станции Бейнеу Мангистауской области. Завершено строительство новых железнодорожных линий Новый Узень - Кызыл Кия - Горган, которая свяжет Казахстан (через территорию Туркменистана) с Ираном, а также Жетиген- Хоргос, связывающей Казахстан с Китаем.


Рис. 7. Развитие инфраструктуры экспорта зерна и логистики

3.2. Ключевые проблемы развития зернового производства и зернового рынка в Республике Казахстан

Ключевыми проблемами развития зернового производства и зернового рынка в Республике Казахстан являются:

1) монокультура пшеницы ((доля пшеницы в посевной площади республики составляет 66% вместо научно-обоснованной 45-50%). Как следствие, имеет место перепроизводство зерна в урожайные годы, которое в условиях дефицита элеваторных мощностей и вагонов-зерновозов вызывает необходимость выделения значительных бюджетных средств на регулирование рынка (перемещение зерна с элеваторов северных областей на более свободные элеваторы других областей, субсидирование транспортных расходов экспортеров зерна, организацию закупа излишков зерна с рынка), а также приводит к демпингу цен;

2) недостаточное обеспечение емкостями для хранения зерна. Имеющихся емкостей достаточно для обеспечения хранения зерна в годы со средней урожайностью, но недостаточно в урожайные годы. Кроме того, материально-техническая база большинства хлебоприемных предприятий изношена и требует восстановления. При этом емкости хранения сконцентрированы в зерносеющих регионах, инфраструктура не диверсифицирована и не ориентирована на экспортные направления;

3) недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур, переориентирования на выращивание альтернативных высокорентабельных культур (масличных, овощных, кормовых, крупяных и др.), что не позволяет повсеместно внедрить научно-обоснованные севообороты, сохранить и повысить плодородие почвы, обеспечить кормами отрасль животноводства, сырьем – предприятия перерабатывающей промышленности, и в целом повысить устойчивость сельскохозяйственного производства;

4) низкие темпы внедрения передовых агротехнологий сберегающего земледелия, в частности, нулевых (в 2012 году при возделывании зерновых культур нулевая технология применена на площади 2,5 млн. га или 15,4%);

5) недостаточное развитие семеноводства зерновых культур (твердой пшеницы, ячменя пивоваренного назначения, зернобобовых культур);

6) низкий уровень технической оснащенности зернового производства. Средний возраст более 78% зерноуборочных комбайнов и тракторов составляет 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет. Подлежит списанию 65,2% зерноуборочных комбайнов, 90% тракторов и 94% сеялок. В целом существующий парк сельхозтехники имеет износ в пределах 84%;

7) низкий уровень химизации (объем внесения минеральных удобрений под зерновые культуры обеспечивает лишь 12% от потребности, объемы приобретения гербицидов посредством субсидирования недостаточны для обеспечения эффективной борьбы с сорняками и применения влагоресурсосберегающих, в особенности нулевых технологий);

8) недостаточный уровень государственной поддержки отрасли;

9) недостаточная урегулированность зернового рынка. Экспорт зерна производится в основном крупными зерновыми компаниями. Мелкие и средние зернопроизводители не могут самостоятельно экспортировать произведенное зерно по причине отсутствия финансирования, опыта экспортных операций, доступа к инфраструктуре. При этом зерно у мелких и средних производителей выкупают небольшие трейдерские компании. Экспортная выручка остается у трейдерских компаний и не инвестируется в производство зерна;

10) отсутствует единая экспортная политика в ценообразовании по направлениям экспорта, наблюдается демпинг цен со стороны мелких трейдеров;

11) имеются проблемы обеспечения количественно-качественной сохранности давальческого зерна на хлебоприемных предприятиях и обращения зерновых расписок. По данным Комитета государственной инспекции в АПК выявлены факты выписки зерновых расписок на несуществующие объемы зерна, хищения давальческого зерна. Предпосылками указанных нарушений являются отсутствие электронной регистрации выдачи зерновых расписок, низкая кратность проверок хлебоприемных предприятий, отсутствие надлежащей системы страхования гражданско-правовой ответственности хлебоприемных предприятий перед держателями зерновых расписок;

12) недостаточная эффективность системы обязательного страхования в растениеводстве, связанная с отсутствием контроля в части использования финансовых средств «страхового резерва» страховых компаний, демпингом цен обществами взаимного страхования при заключении договоров обязательного страхования, концентрацией деятельности большинства обществ взаимного страхования в одном районе области, ограниченность выбора страховых схем;

13) низкий уровень кадровой подготовки и кадрового обеспечения.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Мастер-плана
Цели:

- повышение устойчивости зернового производства;

- стабилизация зернового рынка в Республике Казахстан;

- повышение производительности труда в отрасли растениеводства


Задачи:

- регионализация с учетом региональных особенностей, диверсификация структуры посевных площадей, уход от монокультуры пшеницы, расширение площадей альтернативных культур с учетом их биологических особенностей;

- стабилизация объема производства зерна до уровня внутреннего потребления и поставки его на экспорт традиционным импортерам с учетом прироста их населения;

- рациональное использование земель;

- внедрение научно-обоснованных севооборотов;

- внедрение влагоресурсосберегающих технологий, в т.ч. нулевых;

- химизация земледелия;

- техническое обновление машинотракторного парка;

- наращивание экспорта зерновой продукции, занятие экспортных ниш за счет повышения конкурентоспособности продукции;

- структурирование зернового рынка;

- повышение доходов мелких и средних сельхозтоваропроизводителей;

- развитие инфраструктуры хранения и экспорта зерновой продукции.


Целевые индикаторы:

1) диверсификация структуры посевных площадей с сокращением площадей пшеницы к 2020 году до 11,5 млн. га и расширение площадей зернофуражных, бобовых, крупяных культур до 4,3 млн. га, масличных – до 2,1 млн. га, овощебахчевых культур и картофеля – до 430 тыс. га, кормовых – до 4,3 млн. га;

2) внедрение научно-обоснованных севооборотов на всей посевной площади;

3) внедрение влагоресурсосберегающих технологий на площади 12,8 млн. га, в т.ч. нулевых – 4,8 млн. га;

4) доведение урожайности зерновых культур к 2020 году до 13,2 ц/га, производства зерна – до 21,1 млн. тонн;

5) доведение к 2020 году экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте до 9,1 млн. тонн;

6) доведение к 2020 году доли посевных площадей, охваченных страхованием в растениеводстве, до 100%;

7) введение к 2020 году дополнительных емкостей хранения на 3,5 млн. тонн, в том числе 350 тыс. тонн на основных экспортных направлениях.


Показатели результатов реализации Мастер-плана

В Послании Главы государства Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года перед агропромышленным комплексом поставлена задача принять Программу развития АПК страны до 2020 года, направленную на значительный рост урожайности, увеличение посевных площадей, внедрение новых технологий, создание кормовой базы животноводства мирового уровня.

В свете поставленных задач и с учетом имеющихся проблем зернового производства и зернового рынка Мастер-план предусматривает:

- диверсификацию структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур путем оптимизации площадей пшеницы и расширения площадей приоритетных культур, в том числе крупяных, масличных, бобовых и кормовых культур;

- внедрение влагоресурсосберегающих технологий, в том числе нулевой технологии;

- увеличение объемов государственной поддержки отрасли в рамках программ субсидирования (полевых работ, минеральных удобрений, гербицидов, элитных семян, страхования в растениеводстве), инвестиционного субсидирования, кредитования;

- регулирование зернового рынка, насыщение внутреннего рынка растениеводческой продукцией отечественного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны;

- рациональное использование земель, освоение научно-обоснованных севооборотов в увязке с природно-климатическими условиями регионов и биологическими особенностями возделываемых культур;

- модернизацию и развитие инфраструктуры хранения и экспорта зерна, портовой и транспортной логистики;

- структурирование зернового рынка путем создания Единого зернового холдинга в целях стабилизации и регулирования внутреннего рынка зерна, финансирования СХТП, развития инфраструктуры хранения и экспорта зерна, транспортной логистики;

- совершенствование законодательства о зерне и об обязательном страховании в растениеводстве.
5. Этапы реализации Мастер-плана
5.1. Обоснование объемов производства зерна и диверсификация структуры посевных площадей.

Во избежание отрицательных последствий перепроизводства зерна необходимо определить требуемые объемы производства зерна.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике за последние пять лет среднегодовой объем зерна, израсходованного на внутреннее потребление страны, составляет 8,3 млн. тонн.

За указанные годы по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан среднегодовой объем экспорта зерна с учетом муки составил 8,2 млн. тонн.

Таким образом, средний минимальный объем необходимого производства зерна составляет 16,5 млн. тонн (8,3+8,2 = 16,5).

Оптимальный объем производства зерна рассчитывается посредством суммирования объема зерна, необходимого на внутреннее потребление страны с учетом роста населения и численности поголовья скота, и реализуемого на экспорт с учетом увеличения потребления зерна у традиционных и других импортеров казахстанского зерна за счет прироста населения.

Потребность в зерне внутреннего рынка Казахстана определяется с учетом роста населения и увеличения поголовья скота, а также потребности в семенном зерне и зерне для промышленной переработки (на производство спирта и пива) и составляет к 2020 году около 12,0 млн. тонн.

Прогнозный объем импорта казахстанского зерна традиционными импортерами с учетом роста населения к 2020 году составляет 6547,0 тыс. тонн. С учетом предполагаемого увеличения поставки зерна на китайский рынок (порядка 0,8 млн. тонн), связанного с быстрым ростом населения в указанной стране, и на емкие рынки стран Юго-Восточной Азии (порядка 0,3 млн. тонн), а также предполагаемого экспорта зерна по другим странам на уровне 1,5 млн. тонн, общий объем экспорта зерна с учетом муки к 2020 году составит порядка 9,1 млн. тонн.


Табл. 1. Расчет потребности внутреннего рынка страны в зерне на 2013-2020 годы

Табл. 2. Прогнозные объемы импорта зерна традиционными и другими импортерами казахстанского зерна

Следовательно, необходимый объем производства зерна при оптимальном варианте составляет 21,1 млн. тонн (12,0 + 9,1 = 21,1).

В соответствии с прогнозом посевные площади зерновых культур в целом будет стабилизироваться на уровне 16,0 млн. га. При этом к 2020 году по сравнению с 2012 годом намечается сокращение посевных площадей пшеницы на 2,0 млн. га или 14,2% с одновременным расширением площадей зернофуражных, крупяных и зернобобовых культур (за исключением риса и кукурузы на зерно) до 4,3 млн. га, что на 1,7 млн. га или 65,8% больше уровня 2012 года, соответственно, масличных культур – до 2,1 млн. га, кормовых культур – до 4,3 млн. га, овощебахчевых культур и картофеля – до 430,0 тыс. га. Площади кукурузы на зерно к 2012 году увеличатся на 32,5%, сои – на 82,5%, рапса – на 75,6%, льна – на 7,3%.


Табл. 3. Прогнозная структура посевных площадей сельскохозяйственных культур

Прогнозная структура посевных площадей сельхозкультур на 2013-2020 годы в разрезе областей приведена в приложении 1.



5.2. Расширение площадей внедрения влагоресурсосберегающих технологий

Одним из главных факторов повышения урожайности и увеличения производства растениеводческой продукции является внедрение в производство влагоресурсосберегающих технологий, способствующих накоплению и бережному использованию влаги, повышению плодородия почвы, сокращению производственных расходов. В этой связи к 2020 году планируется обеспечить применение влагоресурсосберегающих технологий на 80% площади зерновых культур с доведением доли применения нулевой технологии (no-till) до 30% от площади зерновых культур.


Табл. 4. Прогноз внедрения влагоресурсосберегающих и нулевой (no-till) технологий

тыс. га
За период 2013-2020 годы планируется закупить в целом 23180 единиц сельхозтехники, применяемой при влагоресурсосберегающих технологиях.
Табл. 5. Прогнозируемый закуп сельхозмашин для внедрения влагоресурсосберегающих технологий в рамках бюджетной программы по удешевлению процентной ставки по лизингу сельхозтехники





5.3. Повышение экономической доступности полевых работ, удобрений, семян, техники

В соответствии с Программой «Агробизнес – 2020» в целях оптимизации сектора зернового производства предусматривается проведение целенаправленной работы по стимулированию диверсификации посевных площадей, расширения площадей приоритетных культур путем увеличения объемов государственной поддержки (в том числе нормативов субсидий на приоритетные культуры, удешевления стоимости элитных семян, гербицидов, удобрений, поливной воды, внедрения систем капельного орошения и по другим направлениям).

В рамках мероприятий по повышению экономической доступности для сельхозтоваропроизводителей полевых работ путем возмещения части затрат, связанных с проведением весенне-полевых и уборочных работ, предусматривается к 2020 году субсидирование зерновых культур на площади 16,0 млн. га, в т.ч. пшеницы – 11,5 млн. га, зернофуражных, зернобобовых и крупяных культур – 4,5 млн. га. При этом площади пшеницы, охваченные субсидированием, сокращаются относительно 2012 года на 2,0 млн. га, а площади альтернативных зерновых культур увеличиваются на 1,7 млн. га.
Табл. 6. Целевые показатели по повышению экономической доступности полевых работ при возделывании зерновых культур


В рамках программы удешевления процентной ставки вознаграждения по лизингу сельскохозяйственной техники предусматривается увеличить финансирование на лизинг техники, используемой на зерновых и других культурах. При этом предусматривается ставка вознаграждения не более 14,0% годовых, из которых не более 7% оплачивает лизингополучатель, а 7% - компенсируется за счет государства.
Табл. 7. Целевые показатели по повышению экономической доступности лизинга сельскохозяйственной техники

млн. тг

Табл. 8. Прогнозируемый закуп сельхозтехники в рамках бюджетной программы по удешевлению процентной ставки по лизингу сельхозтехники

единиц


В целях стимулирования СХТП на проведение мероприятий, направленных на повышение урожайности и качества продукции растениеводства, предполагается осуществление государственной поддержки, направленной на повышение экономической доступности минеральных удобрений, в том числе для зерновых культур.
Табл. 9. Целевые показатели по повышению экономической доступности минеральных удобрений для зерновых культур

Также, учитывая важность вопросов семеноводства, будут приняты меры по повышению экономической доступности семян, в том числе зерновых культур (см. Мастер-план «Развитие семеноводческой отрасли»).
5.4. Повышение урожайности, производства и экспорта растениеводческой продукции

На основе эффективного использования выделенных средств на поддержку отрасли земледелия, расширения площадей внедрения новых технологий, увеличения объемов применения минеральных удобрения и средств защиты растений, технического переоснащения, использования качественных семян будет достигнуто значительное увеличение урожайности и производства приоритетных сельхозкультур.


Таблица 10. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур (ц/га)



Табл. 11. Прогноз урожайности (ц/га)

В соответствии с прогнозом к 2020 году намечается довести объем производства зерна до 21,1 млн. тонн, в том числе пшеницы – до 14,4 млн. тонн, риса – до 360,9 тыс. тонн, кукурузы – до 748,7 тыс. тонн, что соответственно больше уровня 2012 года на 63,8%, на 46,2%, на 2,9%, на 43,9%.

Объем производства маслосемян к 2020 году намечается довести до 2,0 млн. тонн, сахарной свеклы – до 506,0 тыс. тонн, хлопчатника – до 324,0 тыс. тонн, картофеля – до 3,6 млн. тонн, овощей – до 3,6 млн. тонн, бахчевых культур – до 1,8 млн. тонн.
Табл. 12. Прогноз производства продукции (тыс. тонн)

Прогнозная урожайность сельхозкультур и производства продукции на 2013-2020 годы в разрезе областей приведена в приложениях 2 и 3.

Рост объемов производства продукции позволяет обеспечить полную потребность внутреннего рынка страны в продукции растениеводства, за исключением сахарной свеклы, реализацию на экспорт значительных объемов продукции. Так, к 2020 году намечается довести объем реализации зерна на экспорт с учетом муки до 9,1 млн. тонн, что позволит получить доход в сумме около 2,0 млрд. долларов США.

Табл. 13. Прогнозный баланс зерна на 2013-2020 годы (тыс. тонн)

Табл. 14. Доход от реализации зерна и муки на экспорт

5.5. Рациональное использование земель

В целях совершенствования земельного законодательства Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений», предусматривающий:

- ведение централизованной базы данных недобросовестных собственников земельных участков и землепользователей;

- исключение института предупреждения в отношении владельцев земельных участков в случае его неиспользования в соответствующих целях;

- принудительное изъятие земельных участков во внесудебном порядке путем расторжения арендодателем договора аренды;

- поэтапное предоставление земельных участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства;

- отнесение к нарушению законодательства Республики Казахстан несоблюдения Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

При этом, в случае несоблюдения указанных критериев рационального использования земель сельскохозяйственного назначения будут приняты меры по принудительному изъятию земель в судебном порядке.



5.6. Развитие инфраструктуры хранения и перевалки зерна

В целях развития инфраструктуры хранения и экспорта зерновой продукции предусматривается введение дополнительных емкостей хранения на 3,5 млн. тонн, в том числе 350 тыс. тонн мощностей для перевалки зерна через АО «НК «Продкорпорация» на основных экспортных направлениях.


Табл. 15. Прогноз расширения емкостей хранения зерна

тыс. тонн


Табл. 16. Прогноз распределения зернохранилищ, планируемых к строительству АО «НК «Продкорпорация», по экспортным направлениям

Учитывая приоритетность задачи по расширению емкостей зернохранилищ, в целях повышения привлекательности проектов, предусматривается инвестиционное субсидирование строительства зернохранилищ. При этом отбор проектов будет осуществляться по нижеследующим критериям.
Критерии проектов по строительству новых и расширению действующих емкостей хранения зерна, подлежащих инвестиционной поддержке


Критерий

Пояснение

Месторасположение

Все области Республики Казахстан.

В приоритетном порядке возмещаются затраты по проектам, отвечающим следующим критериям:

1) наличие дефицита емкостей хранения в данном регионе, подтверждаемое данными Агентства Республики Казахстан по статистике;

2) расположение объекта на основных экспортных направлениях (проекты, нацеленные на расширение инфраструктуры экспорта зерна, направления – западное, южное, восточное).



Мощность проекта

Минимальный объем единовременного хранения – 1000 тонн (по согласованию с ТОО «НИИ переработки зерна» АО «КазАгроИнновация»).

Максимальный объем единовременного хранения – без ограничений.



Оборудование

Элеваторное оборудование, зерносушильное и зерноочистительное оборудование, оборудование для транспортировки зерна, оборудование для погрузки и разгрузки зерна, весы, спецтехника, механизация складов.

Инфраструктура

Внутренние инженерные сети, за исключением инфраструктуры, профинансированной в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Перечень объектов строительства должен состоять из минимально необходимого для производственной деятельности зернохранилища.



Типы зернохранилищ

- механизированные склады горизонтального типа хранения;

- металлические силоса;

- элеваторы из железобетонных конструкций;

- ангары, склады.



Источник финансирования строительства

За счет средств сельхозтоваропроизводителей, АО «НУХ «КазАгро».

следующая страница >>