«Мастер и Маргарита» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Мастер и Маргарита» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лаишевской СОШ

Конкурс: методическая разработка по антикоррупционной тематике


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ .

Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: учитель русского языка и

литературы Лисюкова Л.В.

Пояснительная записка.

Урок «Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» является шестым уроком в системе уроков по творчеству М.Булгакова.

Урок ориентирован на «московские главы» романа. Предполагает анализ отдельных глав, эпизодов, обобщающую работу. Анализируя главы, обобщая учебный материал, учащиеся останавливаются на главе 9 (эпизод, связанный с решением «квартирного вопроса» Никанором Босым). Одиннадцатиклассникам предлагается сравнить изображение чиновничьего мира у Гоголя, Булгакова, обратиться к сегодняшнему дню. Зрительный ряд, предлагаемый учителем в презентации, а также фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» поможет школьникам лучше представить происходящее в романе, поможет восприятию как образа эпохи в целом, так и образов отдельных героев.

Методы: эвристическая беседа, анализ эпизода; учебная дискуссия;

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Предполагаемые результаты деятельности учащихся:

Личностные : ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Метапредметные: обучение целеполаганию; самостоятельному формулированию темы и цели урока;

формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование её;

высказывание и обоснование своей точки зрения;

Предметные: обучение анализу художественного текста, осознанному восприятию его в единстве формы и содержания, выявление художественных приемов, традиций.

Урок в 11 классе по роману «Мастер и Маргарита».

Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 Цель урока:

- Создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления сатирических глав в романе, раскрыть приемы создания комических ситуаций, увидеть в романе гоголевские традиции изображения сатирического;

-развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

- развивать умение анализировать явления общественной жизни;

- формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия.

ХОД УРОКА:

- Прочитайте запись на доске (слайд 1), определите, как главы будут сегодня в центре внимания. О чем пойдет речь на уроке?

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты) Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

Реализация домашнего задания:

Сообщение по теме: «Сатирическое изображение членов писательской организации».


– С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Здесь цель визита свою Воланд выражает четко – ответить на вопрос: «Изменились ли горожане внутренне?»)

– Перечитайте эпиграф к роману. (…так кто ж ты, наконец? …)

– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)

– Как вы понимаете его смысл?

Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд – литературное продолжение Мефистофеля?

– Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гете (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»). (слайды 2-3)

1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.

Чем же занимается «ведомство» Воланда?

(Практически  нигде  в  романе  мы  не  увидим  непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую  судьбу.  Решения  «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому – хотя бы история Фриды) – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы. Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», – а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.)



- Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Заполнить таблицу (работа в группах) (слайд 4)

^ Герои-москвичи

За какой порок наказан Воландом и его свитой?

Способ наказания

Берлиоз Михаил Александрович

Председатель правления Массолита

неверие

убийство

Степа Лиходеев

директор Варьете

погряз в пьянстве, разврате

выброшен из квартиры в Ялту

Босой Никанор Иванович

управдом

взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50 Берлиоза

арест

М.А. Поплавский

дядя Берлиоза

Решил завладеть московской квартирой племянника

Изгнан в Киев

Тимофей Квасцов

Сосед Берлиоза

Чрезмерное любопытство

Поплатился свободой

Варенуха

администратор Варьере

Вечное вранье

превращен в вампира

Римский

фининспектор Варьете

Равнодушие, страх перед ответственностью

Напуган Геллой и Варенухой-вампиром

Соков

буфетчик

скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов

Лишен естественных радостей жизни

Латунский

критик

Гонения на литераторов

Месть Маргариты

Николай Иванович

Сосед Маргариты

Подкаблучник, чинуша

Превращен в борова

- Какое же резюме делает Воланд о москвичах? ( Ну что же … они люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны.. . Ну легкомысленны…ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…)

- Что испортило людей, с точки зрения Воланда? (квартирный вопрос только испортил их…).

- Как вы понимаете это замечание Воланда? Решен ли квартирный вопрос сегодня, спустя почти девяносто лет? (выслушать высказывания учащихся, их аргументацию).

- Давайте посмотрим, как же пытаются решить этот ключевой вопрос герои Булгакова?

Работа группами по предложенным главам:


Глава 5. Дело было в Грибоедове. ( Вдали от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", — и, что немаловажно, — огромный железный замок. Жгучую зависть вызывает не только полученное бесплатное жилье, но и предел мечтаний – дача в Перелыгино, которых только 22 на три тысячи массолитовцев. Писатели, стоящие в очереди, обеспокоены тем, что уже половина двенадцатого, а прием еще не начинался.) (слайд 5)

Глава 9. Коровьевские шутки. (Никанор Иванович Босой по своему усмотрению распоряжается освободившейся жилплощадью погибшего Берлиоза, предложенные Коровьевым «пять новеньких банковских пачек» благополучно избавляют его от «муки», продолжавшейся до начала первого часа дня) (слайд 6)

Глава 18. Неудачливые визитеры. (Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, будучи деловым человеком, узнав о смерти племянника, понял, что такая удача выпадает нечасто и, невзирая ни на какие трудности ,решил унаследовать квартиру. Равнодушный к смерти племянника, он строит планы хотя бы временно прописаться в трех комнатах покойного.). (слайд 7)

- Куда сначала идет Поплавский? (в домоуправление, к домоуправу)

- Зачем ему Никанор Иванович? (дядя рассчитывал «договориться» с Босым, «отблагодарить» его за прописку.).

- Как думаете, удалось бы ему «договориться», если бы в дело не вмешалась нечистая сила? (скорее всего «да», если бы его «предложение» оказалось заманчивее других)

- Остались ли в прошлом картинки, изображенные Булгаковым – очередь у окошечка, где решается тот или иной вопрос, связанный с жильем; попытка завладеть жильем, минуя законное решение; торговля жильем? (выслушать ответы учащихся, их аргументы)

- Какие приемы использует Булгаков в изображении москвичей тридцатых годов 20 века? Приведите примеры, опираясь на содержание главы 9. (ирония при описании «мук» Никанора Ивановича, пародию на попытку председателя жилищного общества придать законность сделке с иностранцем, гротеск, когда пачка денег сама «вползает» в портфель, сатира в сцене ареста и обыска).

- Чьи традиции продолжает Булгаков, описывая «муки» Никанора Ивановича Босого? (традиции Гоголя, сцены из «Ревизора», «Мертвых душ»…)

- Еще один гоголевский прием использован Булгаковым в этой главе- прием нарастания комического изумления, так называемой «формулы окаменения», когда персонаж в результате сильного потрясения, страха, изумления словно застывает на месте (вспомните последнюю сцену «Ревизора»). Найдите этот прием в 9 главе. (Тогда Никанор Иванович освободил дверь кабинета от печати, вынул из портфеля складной метр и шагнул в кабинет. Шагнуть-то он шагнул, но остановился в изумлении и даже вздрогнул…)

Для слога Гоголя характерен высокопарный комплимент заведомо ничтожным вещам. Найдите подобные примеры в отрывке:


«И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки. В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности».
- Перечитайте сцену, где Коровьев предлагает Никанору Ивановичу «толстую хрустнувшую пачку». Обратите внимание на реакцию домоуправа, на перемену в его настроении.

- Сравните со сценами дачи взятки Хлестакову («Ревизор») и Ивану Антоновичу Кувшинное Рыло («Мертвые души»). Как ведут себя герои Гоголя? Наказаны ли они за взяточничество? Почему? Справедливо ли наказаны герои Булгакова?

- Читатель понимает, что из себя представляет председатель жилищного товарищества. А Воланд? (Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:

– Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».)



- Моментальное и точнейшее определение – и за ним следует строго соответствующее «заслугам» наказание. Сделайте вывод, с какой целью введен фантастический образ Воланда в повествование Булгаковым?

(Воланд нужен автору для того, чтобы провести своеобразную ревизию общества, моральную состоятельность эпохи проверить. А мораль – категория, скрытая от наших глаз, и потому нужна сила сверхъестественная, чтобы раскрыть «нутрь» человека).



Просмотр фрагмента фильма «Мастер и Маргарита» (А.Бортко) .

- Удалось ли передать режиссеру и актеру (В.Золотухину) смену настроения, характер Никанора Ивановича?

- Как вы считаете, нашли бы сегодня материал для сатирического изображения чиновничьего мира Гоголь, Булгаков? Предположите, о чем они могли бы еще написать. (выслушать предположения учащихся)

- Что должно сегодня измениться, чтобы в обществе произошли перемены и булгаковские, да и гоголевские, герои ушли наконец в прошлое? Можно ли исправить положение только при помощи наказания? Изменилась ли Москва после исчезновения свиты Воланда? Почему? (дискуссия по предложенным вопросам).

- Итак, с какой же целью Булгаков вводит в повествование о Мастере, его романе и его возлюбленной главы о Москве и москвичах?

Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания. Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности. Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.



Домашнее задание: Анализ главы «Великий бал у сатаны» или письменная работа «Герои Булгакова сегодня».

Литература:

М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Книга для ученика и учителя. Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. – М.:АСТ ОЛИМП, 1999.

Гапогоненков А.А. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Жанровое своеобразие романа. – Саратов: Лицей, 2001.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 11 класс. В двух частях. Универсальное издание. – М.:ВАКО, 2012.

Русская литература ХХ века. 11класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./под ред.Агеносова В.В. – М.:Дрофа,1996.

http://www.docme.ru/doc/3623/satiricheskoe-izobrazhenie-moskvy-30-h-godov-v-romane--mast...

http://shkola.lv/index.php?mode=sochi&sochid=604

http://festival.1september.ru/articles/569007/

http://xreferat.ru/47/3588-1-satiricheskoe-izobrazhenie-moskvy-i-moskvicheiy-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html



http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/realno-bytovoi-syuzhet-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita-ta