страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
М. В. Трофимова воспитательная система моу сош №36 имени Героя Советского Союза И. - страница №1/1
![]() Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 имени Героя Советского Союза Ивана Филипповича Артамонова. ![]() Директор школы А.И. Подгорная Заместители директора школы: Е.В.Котихина Л.Н. Азизбаева О.В.Зайцева М.В.Трофимова ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОУ СОШ №36 имени Героя Советского Союза И.Ф.Артамонова. Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко удержать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития Российского Государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию личности ребёнка в образовательном учреждении. Требуется радикальное изменение воспитательной практики, которое возможно лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Поэтому неслучайно многие педагогические коллективы учебных заведений предприняли попытку использовать системный подход в управлении воспитательным процессом, что и привело к рождению такого педагогического феномена как ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Наша школа, как ветеран, со своими специфическими особенностями организации и условий жизнедеятельности имеет реальные предпосылки для создания воспитательной системы, к которым следует отнести:
МИКРОСОЦИУМ МОУ СОШ 36 имени И.Ф.Артамонова ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Создание воспитательной системы является важнейшим условием повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в современной школе. Воспитательная система в МОУ СОШ №36 – это поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, создание условий для решения этой личностью 4 основных задач на каждом возрастном этапе своей жизни: СТУПЕНИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ВОСПИТАННИКА:
Человек – абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы и общества, частица Вселенной и житель Земли. Труд – основа быта. Творчество – необходимое условие реализации личности. Дружба, любовь, гуманные отношения – основа взаимоотношений между людьми. Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать все 4 задачи в основных сферах его деятельности:
Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ученику на каждом этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности. ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ невозможно представить без цели. В.А.Сухомлинский писал: «В учебном заведении и стены могут воспитывать, а возможно, что и весь коллектив школы не будет воспитывать, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно». В течение нескольких лет педколлектив продолжает работать над решением воспитательной проблемы: «Через национальные традиции, историю и культуру – к воспитанию патриота и гражданина России». Определены следующие задачи:
Наряду с целью коллектив школы определяет совокупность идей и принципов, на основе которых моделирует и строит свою жизнедеятельность: ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Заповеди учителя:
Антизаповедь: Если нет в сердце тепла к детям, прохожий, уйди из школы. Воспитательная система школы начала складываться в 1999-2000г.г. В основе её – совм6естная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям, которая сконцентрирована вокруг школьных центров развития и досуга:
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ 36 им. И.Ф.Артамонова ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
![]() ![]() Земля – наш общий дом (экологическое воспитание). Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, чувства ответственности за окружающий мир перед будущими поколениями, осознание себя как части Вселенной через
![]() «Алые паруса» (работа детского объединения) Воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе, ответственности за порученное дело, развитие организаторских способностей, творчески активной и успешной личности через
![]() В здоровом теле – здоровый дух (спортивно – оздоровительная работа). Формирование потребности в здоровом образе жизни, развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству культурой и спортом и готовности к защите Родины через
![]() Красота спасёт мир (художественно - эстетическое воспитание) Воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и ценить прекрасное в жизни, труде, быту, в отношениях между людьми, в природе, искусстве, активно вносить прекрасное в жизнь через
![]() Сделай сам (трудовое воспитание). Воспитание уважения к труду, труженику – созидателю, развитие творческих способностей, формирование умений и навыков самостоятельной работы, стремление работать творчески для укрепления могущества и расцвета Родины через
Воспитательная работа школы тесно связана с урочной деятельностью учащихся, т.к. воспитание является неразрывной составной частью общей занятости воспитанника как во время внеклассной, внешкольной работы, так и во время урочной деятельности. Воспитательная деятельность в учебно-воспитательном процессе включает в себя:
Деятельность школы в учебно – воспитательном процессе ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА:
Система работы МОУ СОШ №36 имени Героя Советского Союза И.Ф.Артамонова по патриотическому воспитанию. Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней её счастливых и несчастных жней. А.Н.Толстой. Стержнем воспитательного процесса в школе является направление по формированию патриотизма и культуры межличностных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе высоких чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, вырастает чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт к воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм включает в себя:
Истинный патриотизм предполагает определение, формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств, выражающихся в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Не случайно слова Родина, природа, родитель, народ являются однокоренными. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения». Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. МОУ СОШ №36 имени Героя Советского Союза, выпускника школы, И.Ф.Артамонова была открыта в 1934 году. В настоящее время в школе учатся 455 человека в 20 классах. В школе работает 43 учителя, из них многие её бывшие выпускники. Учебное заведение расположено на окраине города в Железнодорожном районе в посёлке Отрожка, далеко от городского центра. В микрорайоне остро стоит проблема досуга среди детей и подростков. В связи с этим школа в посёлке стала не только образовательным, но и культурно - просветительским центром. Тесная связь истории посёлка (с 1876г.) с историей школы, стабильный состав населения, династии учеников и учителей – всё это стало предпосылкой создания школой приоритетным направлением – краеведческого направления в воспитательной работе. Историческая память народа – непереходящая ценность человеческого общества, она передается от поколения к поколению. Традиция поисково-краеведческой работы сложилась в 1965г. Итогом кропотливого и увлечённого труда учеников и учителей многих поколений стали такие важные в истории школы события: 1965г. – присвоение школе имени выпускника школы ГСС И.Ф.Артамонова. 1968г. – открытие памятника выпускнику школы ГСС И.Ф.Артамонову. 1970г. – открытие первых мемориальных досок с именами выпускников, погибших в годы ВОВ. 1978г. – открытие первых экспозиций школьного музея «История родной школы» 1980г. – слёт школьных часовых Поста №1 на братской могиле у Задонского шоссе. 1981г. – встреча с выпускниками 1941г. 1982г. – встреча с однополчанами. И. Ф.Артамонова, ветеранами ВОВ. 19990г. – открытие новых экспозиций, послевоенный период истории школы. 1994г. – 60-летие школы, юбилейная встреча. 1998г. – 20-летие музея, встреча музейных активов разных лет. 2000 год – создана летопись «История Отрожки». 2002 год – принята поисковая программа «Истоки». 2004 год - школа отметила 70-летие. 2005 год – открытие мемориальной доски Герою Советского Союза В.И. Чечулину. 2006 год - открытие мемориальной доски Воронежскому штабу обороны в годы Великой Отечественной войны на здании техникума по улице Богдана Хмельницкого. 2008 год – школа отметила 30-летие музея истории школы. Многолетняя практика воспитательной работы показала, что краеведение на настоящий момент является одним из действенных средств расширения у учащихся общеобразовательного кругозора и специальных знаний, формирует научные знания и профессиональные склонности, а также способствует заполнению создавшегося духовного вакуума у подрастающего поколения. Поэтому закономерно, что сегодняшняя система воспитательной работы в школе строится на основе поисково-краеведческой работы в рамках авторской программы «Истоки». Центром патриотического воспитания является школьный МУЗЕЙ. Это то ядро, вокруг которого строится воспитательная система школы.
При такой организации работы открываются следующие возможности:
![]() Уровни патриотического воспитания ![]() В патриотической работе занята вся школа – учащиеся, учителя, родители, общественность. Основными направлениями работы в системе патриотического воспитания можно определить следующие:
Целью воспитания является осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способствовать руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Дополнительное образование «Основы православной культуры» (рук. Попова Н.В.) Организация «Почты доверия» (рук. Социальный педагог Мозговая О.Н.)
Определяющей целью является познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Освоение учащимися культуры, традиций своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и преумножению. Музей истории школы. Заседания клуба музейщиков, работа которого ведётся по авторской программе «Истоки» Л.Д.Мудровой и Г.Н.Сотник. Открыта экспериментальная площадка «Воспитание гражданственно- сти и патриотизма в урочное и неурочное время» на базе средней школы. Открыта экспериментальная площадка «Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала» на базе начальной школы.
Воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий в современном обществе и государстве, гражданской позиции, постепенной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Классные мероприятия «Уроки Правознайки» - 1-4 классы. Месячник правового воспитания (апрель) Участие в городских, районных, областных мероприятиях гражданско– патриотической направленности. Смотр солдатской строевой песни;
Направленно на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление заботы о людях пожилого возраста. Акция «Забота» (Совет школы) Сотрудничество с центром помощи семье и детям «Буревестник» в п. Сомово. Акция «Милосердие», «Подари игрушку детям» (рук. Социальный педагог Мозговая О.Н.) Военно - патриотическое. Ориентированно на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к её вооружённой защите, изучение русской истории, воинских традиций. Работа стрелкового клуба «Снайпер» (Карпов В.В.) Военно – спортивная игра «Тропа выживания» (Карпов В.В.) Мультимедийный тир.
Направленно на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятия физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Дни здоровья (Совет школы) «Весёлые старты» (Долинская Е.И.) Спортивная игра «Безопасное колесо» (Карпов В.В.) Школьная спортивная олимпиада (сентябрь).
Направлено на воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе и её богатствам, развитию умения сохранять и преумножать природное достояние. Работа кружка «Зелёный школьный островок» (Котихина Е.В.) Экологический слёт.
Является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Целью данного направления является пропаганда героических профессий, знаменательных исторических и героических дат русской истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Основной формой работы является - классный час или циклы классных часов на темы: «Воронеж – город древний», «Воронеж – город воинской славы», «История Воронежа в лицах», «Солдат войны не выбирает», «Застыл солдат у школьного порога» и др. Другие формы работы: Встречи с выпускниками, поступившими в военные учебные заведения; Экскурсии по боевым местам города и области; Шефство над Мемориальным комплексом по ул. Молодёжная , 10. Участие в митингах и торжественных мероприятиях возложения венков и цветов на братской могиле по ул. Молодёжная. 10. Почётная Вахта Памяти у Мемориального комплекса, у памятника И.Ф.Артамонову. Урок мужества; Торжественная линейка, посвящённая памяти Героя; Встречи с ветеранами; Исследовательская работа. Кроме того, учащиеся начальной школы занимаются краеведением. Здесь открыта площадка «Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала». На базе средней школы открыта экспериментальная площадка «Патриотическое и гражданское воспитание в урочной и внеурочной деятельности». Так осуществляется преемственность в краеведческой и патриотической работе: от начального звена к среднему и старшему.
Для ребёнка очень важна его семья, его дом. Дом, где его любят, понимают, где у него есть своё место, где его окружают родные близкие люди, где он чувствует себя в безопасности. Чувство Родины начинается с родного дома, школу называют «вторым домом», и не случайно мы говорим о таком понятии как «школьный патриотизм». Сам по себе «школьный патриотизм» появляется там, где поддерживаются хорошие, тёплые отношения с детьми, где детей уважают, ими гордятся, о них помнят. Самоуправление в школе мы построили по схеме ЕДИНОГО ГОРОДА – АРТАМОНОВ-ГРАДА.
Наш город носит имя Героя Советского Союза Ивана Филипповича Артамонова. Это Герой, на личность которого равняется каждый «артамоновец». Главной улицей города является Бульвар патриотов, где можно получить навыки военной подготовки и пройти «Школу выживания». Также здесь действует детское объединение «Молодое поколение за безопасность жизнедеятельности», вступив в которое, вы изучите правила поведения на дороге и сдадите экзамен «Безопасного колеса». В музее истории школы вас познакомят с героическим прошлым «города» и помогут стать настоящим героем современности. На Проспекте научных открытий вас ждёт научное общество учеников. Опытные магистры наук (в лице учителей) помогут постичь смысл истины и совершить своё открытие. На Улице весёлых и добрых затей расположено детское объединение «Алый парус». Рядом находится Парк увлечений, где каждый найдёт занятие по интересу и Зелёный сквер , где научат беречь и преумножать красоту окружающего мира. С пожеланиями и проблемами можно обратиться к Фонтану откровения. Социально – психологическая служба даст хорошую консультацию, поможет разобраться в возникших вопросах. Целый год в Артамонов – граде проходят конкурсы:
В городе принята «КНИГА ПОЧЁТА», куда заносятся имена тех жителей города, которые достигли определённых высот в той или иной сфере деятельности:
По итогам конкурса «Лучший город», название города и фотография также заносятся в «Книгу почёта». ![]() ![]() ![]() Воспитание и развитие чувства патриотизма и гражданственности осуществляется через изучение предметов школьной программы (на уроке и во внеурочное время). Опытно – экспериментальная работа. На базе школы открыто 3 экспериментальные площадки, две из которых касаются непосредственно воспитательного процесса. Опытно – экспериментальная работа по площадке «Воспитание гражданственности и патриотизма в урочное и внеурочное время» (1 – 11 классы) ВОИПКПРО. Объект исследования: Механизм формирования чувства гражданственности и патриотизма в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Предмет исследования: Система урочной и внеурочной деятельности по формированию гражданственности и патриотизма учащихся. Цель опытно – экспериментальной работы: Воспитание активной творческой личности на основе высоких идеалов и традиций семьи, школы, города, Отечества, готовой к служению своему народу и выполнению гражданского долга перед Родиной. Принципы НИР, ОЭР
Опытно – экспериментальная работа по площадке «Патриотическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала» (1 – 4 классы) (ВОИПКРО). Целями эксперимента:
Администрация школы и учителя, работающие по эксперименту:
Данная площадка открыта в школе не случайно:
В прошедшем учебном году , согласно учебным планам был внесен 1 час на урок краеведения во 2 «Б», 3 «А и Б», 4 «А и Б» классах. Не были задействованы в эксперименте 3 класса: 2 первых и 2 «А», который шел по другому эксперименту. Система дополнительного образования в МОУ СОШ № 36
* * * Нравственное совершенствование среды, предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирование единой, неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме, создание в нем целостного воспитательного комплекса – наиважнейшие социально-педагогические задачи дополнительного образования в школе. В нашей школе этот воспитательный комплекс представлен целой системой дополнительного образования. Но она появилась не сразу. Особенностью функционирования школы с 1989 года было последовательное продвижение к созданию образовательного учреждения нового типа (Школы с углубленным изучением отдельных предметов). В течение пяти лет школа работала по 6-му варианту учебного плана (с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла) в целях развития духовной культуры, творческих способностей учащихся, профориентации и овладения одним из видов искусств. Но требования изменившегося социального заказа привели к модернизации реформы образования. Изменился статус школы: наряду с системой полного общего образования была создана система дополнительного образования. Переход на новый базисный учебный план дал возможность использовать часы школьного компонента для реализации программ дополнительного образования. Формирование и развитие системы дополнительного образования в нашей школе неразрывно связано с патриотическим воспитанием, с работой школьного музея, имеющего богатый опыт, признанный не только в нашем городе, области, но и в России. В связи с этим определились цели и задачи дополнительного образования в нашей школе.
Для реализации этих целей необходимо:
* * * Имея значительный педагогический потенциал, дополнительного образование в школе выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Дополнительное образование является широким и благодатным фоном для освоения образования общего. И одновременно оно позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Многолетний опыт работы школы в системе дополнительного образования позволил создать единый комплексный план по всем направлениям деятельности во внеурочное время. В нем были предусмотрены следующие образовательные блоки:
Все три блока учебного плана взаимоувязаны по содержанию и нормам деятельности. Предметы, развивающие личность, дают информацию об интересующем виде деятельности или области знаний, нацелены на получение сведений по интересующему предмету и формирование элементарных знаний, умений и навыков по определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга. Предметы, обучающие воспитанников творческому созидательному труду, дают детям информацию о прикладных видах деятельности, вооружают навыками и умениями по выданному профилю, готовят обучающихся к будущей самостоятельной жизни и несут определенную профориентаицонную нагрузку. Стандартно-образовательные предметы дают углубленные знания по базовым предметам, изучаемым в школе в первой половине дня. Программа дополнительного образования включает следующие образовательные области и направления деятельности, реализуемые соответствующими направлениями:
Организация учебно-воспитательного процесса во второй половине дня имеет свои особенности:
Данные о занятости учащихся позволяют судить о степени заинтересованности учеников в той или иной области дополнительного образования, судить о динамике роста посещаемости от общего количества учащихся за последние два года (см. таблицу). Школа славится своими традициями, которые уходят далеко в ее историю. Стало традиционным проводить ежегодные концерты и коллективные творческие дела, посвященные знаменательным датам. В школе накоплен богатый опыт по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочное время. Работа по реализации программы дополнительного образования в школе неразрывно связана с основными приоритетами в системе общего среднего образования, с профилизацией обучения. В условиях модернизации российского образования и предпрофильной подготовки учащихся учителями дополнительного образования МОУ СОШ № 36 проводится профориентационная работа по двум направлениям: изобразительное искусство и музыка. Преподаватели проводят беседы о профессиях музыканта, художника, артиста танцевальных коллективов. Учащиеся посещают музеи, выставки изобразительного искусства и произведений прикладного искусства. Артисты воронежской филармонии давно сотрудничают с нашей школой. Несколько раз в год проходят музыкальные встречи, на которых можно услышать хорошую музыку, узнать много нового о жизни и деятельности музыкантов (композиторов и исполнителей). Учащиеся школы постоянно посещают театр оперы и балета. Это позволяет расширить знакомство с лучшими произведениями мирового оперного и балетного искусства. Сотрудничество с ДШИ №9, школой кадетов имени А. В. Суворова – это результат постоянной концертной деятельности наших коллективов. Учащиеся нашей школы Куценко В., Куценко И., Лунин А., Еремич Я., Гузынина В. и другие теперь совершенствуют свое мастерство в ДШИ №9. Участие в районных, городских музыкальных конкурсах и фестивалях дает возможность выбора пути дальнейшего обучения и профориентации. Выпускники МОУ СОШ № 36 стали студентами: Воронежского музыкального училища (Шамаева Полина – дирижерско-хоровое отделение (академическое) и Сиденко Сергей – вокальное отделение). В Воронежское музыкально-педагогический колледж поступила Васина Елена, в Воронежском художественном училище продолжает свое образование Паринова Маргарита, Воронежского хореографического училища (Воробьева Екатерина – отделение народного танца). А это значит, что все предпринятые нами шаги способствуют повышению интереса к искусству, профессиям музыканта и художника, делая учащихся духовно богаче. Ведь недаром говорят: «Красота спасет мир!»
Имени Героя Советского Союза И. Ф. Артамонова Железнодорожный район г. Воронеж Ул. Куйбышева 23 Музей основан – 1978 год; Номер регистрации № 3985 от 1981 год; Музей работает в рамках школьной краеведческой программы «Истоки»; Достижения музея: 2000 год – победитель смотра – конкурса музеев боевой славы, посвященного 55 – летию Победы. 2000 год – победитель областного смотра школьных музеев, лауреат Всероссийского конкурса музеев. 2001 год – второе место в городском смотре краеведческой работы в общеобразовательных учреждениях в г. Воронеже. 2002 год – краеведческая программа «Истоки» заняла первое место в конкурсе воспитательных программ школ города г. Воронежа 2005 год – победитель областного смотра музеев, участник Всероссийского конкурса музеев. В музее большая часть экспозиций посвящена памяти Великой Отечественной войны: мемориальные доски с именами погибших выпускников, стенды с документами о выпускниках довоенных лет и 1941 года, о работе школы в годы войны, документы о Герое Советского Союза И.Ф. Артамонове. Рядом со школой возвышается памятник Герою, открытый в 1968 году. А перед входом в школу открыта мемориальная доска В.И. Чечулину Герою Советского Союза 1971-го года. Музей истории школы создавался многими поколениями учеников с 1965 года. В1978-м году по инициативе бывшего директора школы В. М. Карасёва и зав. воспитательной работы В.А. Анпилоговой состоялось торжественное открытие музея. В небольшой комнатке разместились документы, фотографии – немые свидетели истории старейшей школы города, отметивший в 2004-м году своё 70 - летие. В музее хранится 2 100 экспонатов, из них 1500 (основной фонд) – подлинные. Основной фонд музея представляют: Подлинные фотографии, документы: похвальные грамоты, аттестаты, письма с фронта (120 писем), извещения о смерти, школьные сочинения, рукописные воспоминания выпускников довоенных и военных лет, родственников и однополчан погибших выпускников. Документы об Артамонове 6-й Стрелковой Гвардейской дивизии, в которой воевал И.Ф. Артамонов. Есть материалы, посвященные истории посёлка Отрожка, В фонде музея хранятся протоколы педсоветов, ведомости об успеваемости учащихся с 1943 года по нынешнее время, коллекции школьных принадлежностей, учебных пособий, похвальных ученических грамот. Тематика экспозиций. 1 раздел – школа в довоенное время: фотографии первого директора школы Портнова А.Н., первых учителей и первых пионерских вожатых 2 раздел – выпускники 1941года, подлинные фотографии, аттестаты, с датой 19 июня 1941 года, воспоминания выпускников о начале войны, здесь же в витрине хранятся каска, пробитая пулей, осколки снаряда, штыка, найденные учащимися в окрестностях Отрожки, а так же горсть земли с могилы Артамонова в селе Базар Житомирской области; 3 раздел – стенд о Герое Советского Союза, выпускнике школы И.Ф. Артамонове; 4 и 5 разделы – это разделы, которые занимают особое место. На стендах фотографии, письма, похвальные фронтовые грамоты, открытки погибших во время войны выпускников школы. 6 стенд посвящен работе школы в 1943-1949 годах. Школа уцелела и после освобождения Воронежа от фашистских захватчиков, она возобновляет работу в 1943 году. Сохранились фотографии классов тех лет. Особую ценность представляют тетради ученицы второго класса Лиды Чернышевой. Девочка умерла 31 марта 1945 года, проучившись в школе 3 четверти. Интересна военная тематика диктантов, например: «Партизан Миша». На последующих стендах отражена история школы в послевоенное время. Каждое десятилетие было насыщено своими школьными событиями. Это рассказ о пионерских линейках, «Зарницах», об открытии памятника Артамонова, о закладки нового сада в честь юбилея школы в 2004 году. Отдельный стенд посвящен выпускникам чьи имена прославили не только школу, но и родной край.
Роль школьного музея в учебно–воспитательном процессе велика. Совет музея ведет постоянную работу по поиску новых материалов. Ребята собирают воспоминания бывших выпускников и учителей школы. С 1993 года музей принимает активное участие в патриотическом движении «Отечество». Ребята регулярно выступают с докладами и рефератами на областных краеведческих конференциях. В 1998 году ученик школы Иваницкий Константин в числе лучших краеведов области, стал обладателем Диплома имени Н.И.Костомарова. В 2003 году ученица Щеглова Светлана стала дипломантом VII Всероссийской краеведческой олимпиады. В настоящее время в течение уже 20 лет музеям руководят преданные своему делу, энтузиасты, хранители истории школы Мудрова Людмила Дмитриевна – учитель культуры общения и Сотник Галина Николаевна – учитель истории. |