М. П. Мусоргский картинки с выставки ( старый замок) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
М. П. Мусоргский картинки с выставки ( старый замок) - страница №1/1

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
« М.П. МУСОРГСКИЙ « КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ


( СТАРЫЙ ЗАМОК) »

Цель урока: познакомить учащихся с пьесой « Старый замок» из фортепианной сюиты « Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
Задачи:


  1. Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

  2. Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с художественным произведением.

  3. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.


Использованные технологии:


  1. Здоровьесберегающие

  2. ИКТ

  3. Игровые

  4. Личностного развития

  5. Развивающего обучения


Оборудование урока:


  1. музыкальный центр

  2. фортепиано

  3. М.П. Мусоргский « Прогулка»

  4. плакат с музыкальными терминами

  5. М.П. Мусоргский « Старый замок»

  6. Г.Гладков « Песня Трубадура» из м/ф « Бременские музыканты»


Словарь урока:



  • Сюита

  • М.П. Мусоргский

  • В.А. Гартман

  • Трубадур

  • Менестрель

  • Виола

  • Арфа

  • Лютня



ХОД УРОКА

Приветствие учителя и учеников.


Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок – мы будем перемещаться во времени…. Сейчас прозвучит музыкальная тема, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Кто он и что делает? Давайте, послушаем.
( Звучит « Прогулка» М.П. Мусоргского)
Дети: Это человек, который очень размашисто ходит. Он что-то рассматривает , останавливается и снова прохаживается.
Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей и в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.
Дети: Мелодия хоть и бодрая, но интонации очень распевные, говорящие о широте русской души.
Учитель: Да, это музыка русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Называется « Прогулка».

( Портрет композитора)


М.П. Мусоргский отправился на выставку картин своего друга- художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана. В 1874г. в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка работ В.А. Гартмана.

Мусоргский ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что волновало его больше. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов, его заинтересовали 10 сюжетов.




  • Гном

  • Старый замок

  • Тюильрийский сад

  • Быдло

  • Балет не вылупившихся птенцов

  • Два еврея – богатый и бедный

  • Лиможский рынок

  • Катакомбы

  • Избушка на курьих ножках

  • Богатырские ворота

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной « прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия картинок. Нарисованные картинки превратились в музыкальные, зажили новой жизнью. Музыкальные картинки зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение « Гартман». Название « Картинки с выставки» появилось позже.


В оригинале. Сюита написана для фортепиано. Но признание широкой публики пришло после того, как Морис Равель в 1920 г. создал свою известную оркестровку.
Итак, фортепианная сюита « Картинки с выставки». Слово « сюита» в переводе с фр. – это ряд, последовательность, чередование. Здесь – слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных художественным замыслом.
Сегодня мы остановимся на одной из 10 пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад, в Средневековье.

Какие ассоциации возникают у вас при слове Средневековье?


Дети: рыцари, прекрасные дамы, старинные замки…
Учитель: Да, Средневековье – это время замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров…
Трубадуры – так называли во Франции в конце XI - начале XII вв поэтов-певцов. Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа, лютня и другие инструменты. Трубадур сам исполнял свои песни, не редко в сопровождении менестреля

( странствующего профессионального музыканта – инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).


Музыку, которую мы слушаем, называется « Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание – « Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он напоминает? Какое здесь настроение? О чем поет свою песню Трубадур?
( Слушать пьесу « Старый замок» в исп. фортепиано )

Рисунок В.А. Гартмана изображает старинный замок, на фоне которого нарисован трубадур с лютней. У М.П. Мусоргского звучит красивая, протяжная, меланхоличная мелодия, передающая тоску и тихую печаль. В крайних частях пьесы кроется какая то тайна. Средняя часть звучит в мажоре и создает просвет, который снова сменяется грустью. Затем первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким « прощай».


Как вам понравилась пьеса? Что вы услышали? Можете описать своими словами? А изобразить художественно?

Сейчас вы еще раз послушаете пьесу « Старый замок » и постарайтесь услышать разницу между двумя вариантами.

( Поставить еще раз запись в оркестровом исполнении, дети работают в рабочих тетрадях парами)

Учитель: А сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г.Гладкова. Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении? Почему юношу называют трубадуром?

(Разучивание «Песни трубадура»)



Домашнее задание: Закончить работу в рабочих тетрадях и выучить текст

« Песни Трубадура».