Литература в СССР 5 Гиперболоид инженера Гарина фантастический роман А. Н. Толстого 6 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Литература в СССР 5 Гиперболоид инженера Гарина фантастический роман А. Н. Толстого - страница №1/1



Оглавление стр.

  1. Введение. 2

  2. Научная фантастика – разновидность фантастической литературы 4

  3. Научно-фантастическая литература в СССР 5

  4. Гиперболоид инженера Гарина — фантастический роман А. Н. Толстого 6

  5. Первые рассказы И. А. Ефремова - романтика приключений 8

  6. Туманность Андромеды - роман писателя и ученого-палеонтолога И.А.Ефремова 9

  7. Заключение. 11

  8. Список литературы и других источников. 12


1. Введение

Данная исследовательская работа содержит анализ научно-фантастической литературы, особенности её жанра, роль степени развития научно – технического прогресса в содержании произведений писателей-фантастов. В каких направлениях развивается этот жанр. Особенно нас заинтересовала отечественная литература в жанре фантастики. Какие события исторические повлияли на её развитие. Какие события, явления, технические устройства явились научным предвидением писателей данного жанра будущих открытий или это просто совпадение событий.



Объектом исследования стали произведения зарубежных и советских писателей-фантастов. Критические статьи и публикации современных критиков.

Предметом исследования стали произведения советских писателей А. Толстого, А. Беляева, и. Ефремов, где мы рассматривали технические устройства, ставшими прообразами современных открытий в науке.

Целью курсовой работы будет исследование заявленных произведений и проследить взаимосвязь науки и научно-фантастической литературы. Чтобы детально разобраться какие события, явления, технические устройства явились научным предвидением писателей данного жанра будущих открытий или это просто совпадение событий.

Задачи исследования:

1. Исторические сведения о развитии жанра научной фантастики.

2. Развитие жанра на современном этапе.

3. Роль степени развития научно – технического прогресса на жанр научной фантастики.

4. Дальнейшая взаимосвязь науки и научно-фантастической литературы.

Методологическая база исследования. : два подхода: сравнительный и исторический

2. Научная фантастика – разновидность фантастической литературы

. Научную фантастику можно определить следующим образом – разновидность фантастической литературы, проникнутая материалистическим взглядом на реальность и основанная на представлении о том, что наука (современная или будущая) способна разрешить все тайны нашей Вселенной.

Главным героем научной фантастики оказывался эволюционирующий, развивающийся человек. Недаром возникновение собственно научной фантастики совпало с духовной революцией в западноевропейском обществе, вызванной выходом книги Ч.Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора (1859).

Первым профессиональным писателем-фантастом стал французский литератор Жюль Верн. Именно время выхода в свет его первых книг из серии Необыкновенные путешествия (Пять недель на воздушном шаре (1862), Путешествие к центру Земли (1864), насквозь проникнутых верой во всесилие науки, можно считать официальной датой возникновения научной фантастики. Книги Жюля Верна пользовались гигантской популярностью во всех европейских странах, поэтому элементы «жюль-верновского» подхода к реальности, основанного на идее «наука всесильна», использовали многочисленные авторы.

Первый переворот в развитии научной фантастики произвел в конце 90-х годов 19 в. выдающийся английский писатель Герберт Уэллс. Он внес в «жюль-верновскую», ранее в целом оптимистичную научную фантастику элементы пессимизма, гротесковости и социальной критики. После выхода важнейших романов Г.Уэллса первого периода его творчества (Машина времени, Остров доктора Моро, Человек-невидимка, Война миров, Первые люди на Луне, Когда спящий проснется) «тематическое поле» научной фантастики в значительной части оказалось заполнено.

С этого времени и по сей день «пространство научной фантастики» по сути дела ограничено следующими темами:

Космическое путешествие – тексты о полетах землян сначала к ближайшим планетам Солнечной системы, затем – к ближайшим звездам, и, наконец – к иным Галактикам. В этот же раздел попадают многочисленные произведения о колонизации землянами иных планет и приключениях, с этим связанных.

Контакт с нечеловеческим разумом – описания встреч землян с представителями таинственных рас, обитающих в потаенных регионах на нашей Земле, с марсианами, селенитами, венерианцами или обитателями дальних звезд. Разновидностью этой тематики является фантастика о вторжении инопланетных существ на Землю.

Путешествие во времени – рассказ о посещении изобретателем машины времени прошлого или будущего, о попытках воздействия на историю человечества или, напротив, стремление этим попыткам воспротивиться.

Параллельные миры – описание планет, почти таких же, как Земля, но отличающихся от нее тем, что они находятся в некоем параллельном пространстве или параллельной Вселенной.

Эволюция или мутация человека – рассказ о будущем эволюционном развитии человечества или о внезапном возникновении у людей сверхъестественных сил и способностей (чаще всего психических – телепатии, телекинеза, пирокинеза и т.д.

Моделирование общества – описание различных проектов идеального (утопия) или кошмарного (дистопия) общественного устройства.

Судьба научных изобретений – рассказ о самых невероятных научно-фантастических изобретениях (от антигравитации до машины времени). Наиболее разработанное направление здесь – это создание произведений об искусственных разумных существах (роботах, андроидах, самостоятельно мыслящих компьютерах).

Войны грядущего – произведения, которые могут содержать как вполне реалистичные прогнозы возможного хода столкновений между современных земными державами в недалеком будущем, так и описание глобальной ядерной войны, межпланетных конфликтов и даже войн между обитателями разных Галактик.

Катаклизм – сочинения о глобальных бедствиях, вроде всемирного потопа или столкновения Земли с кометой

Несмотря на обилие поднятых в научной фантастике оригинальных тем, уже в 1910-е. Научная фантастика стала приобретать все более заметные черты просто развлекательной литературы, одновременно теряя и господствовавший во времена Жюля Верна просветительски-популяризаторский акцент, и социальную направленность, характерную для творчества Герберта Уэлса. Последний фактически перестал создавать значимые научно-фантастические произведения с 1914, когда вышел в свет его роман Освобожденный мир, посвященный грядущей атомной войне и появлению на развалинах современной цивилизации новой, основанной на исключительно научном фундаменте.

В 1920-х наметилось заметное обособление трех основных потоков фантастической литературы: научной фантастики, фэнтези и «литературы ужасов».

Возрождение серьезной научной фантастики, начавшееся в 1930-е и приведшее к так называемому «Золотому веку научной фантастики», началось на страницах журнала «Эстаундинг сайнс фикшн», возникшего в 1930. Именно благодаря позиции возглавившего этот журнал в 1937 писателя Джона У.Кэмпбелла современная научная фантастика отождествляется с жестко наукообразной литературой, с «литературой идей» и с «популяризацией научных знаний».

Особое положение занимала научно-фантастическая литература в СССР. Новая советская литература (особенно в период НЭПа) склонна была заимствовать литературные схемы и приемы у западных писателей, особенно – у казавшихся столь передовыми авторов из Соединенных Штатов.

3. Научно-фантастическая литература в СССР

Заметным признаком советской научной фантастики в 1920-е было то, что фантастические произведения в это время писали многие авторы, впоследствии ставшие крупными писателями-реалистами, классиками советской литературы (А.Толстой, М.Шагинян, И.Эренбург, В.Катаев и др.). Из авторов, начинавших создавать фантастику в этот период, позже верность научно-фантастическому жанру сохранил лишь А.Р.Беляев, ведущий советский фантаст довоенного периода. Лучшие из произведений относятся ко второй половине 20-х годов («Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Человек – амфибия», «Борьба в эфире», «Вечный хлеб», «Властелин мира» и др.)

Главная тема произведений Беляева этих лет – изображение судьбы науки и изобретений при капиталистическом строе. Часто изобретения приводят к напряжённой борьбе между разными силами, стремящимися захватить изобретения. Герои произведений проходят путь, полный приключений. Именно это делает романы Беляева занимательными. Писатель умело воплощает фантастику в реальность, поэтому читатель чувствует себя в знакомой реальной обстановке.

Конец 1940 – начало 1950-х стали закономерным продолжением «Золотого века» американской научной фантастики. Именно тогда в научную фантастику пришли писатели, долгие годы определявшие «лицо фантастической литературы» в США, – Пол Андерсон, Гарри Гаррисон, Роберт Шекли, Филип К. Дик, Фрэнк Херберт и др. Это же время стало расцветом творчества мастеров начального этапа «Золотого века» – Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Клиффорда Саймака, Альфреда Ван-Вогта, Лестера Дель Рея, Фрица Лейбера.

В 1953 состоялся всемирный конвент научной фантастики, на котором была основана премия «Хьюго», считающаяся самой престижной в мире научной фантастики.

По мнению некоторых исследователей (например, французского литературоведа Ж.Садуля), один и тот же год стал годом начала кризиса в американской научной фантастики и годом подъема фантастики советской – 1957.

В СССР выдающийся успех советской науки и техники способствовал прорыву и в области научной фантастики. Прорыв этот осуществил писатель и ученый-палеонтолог И.А.Ефремов, издавший в 1957 роман Туманность Андромеды, в котором нарисовал широкую панораму будущего Земли в 25 в. Роман Ефремова приобрел огромную популярность как в СССР, так и за его пределами. Публикация романа Ефремова способствовала бурному взлету научной фантастики в СССР в 1960-е.

И все же именно 1960-е стали временем расцвета таланта братьев Аркадия и Бориса Стругацких, выдающихся отечественных фантастов советского времени. Хотя первые книги Стругацких вышли еще в конце 50-х, в период так называемой «оттепели» самые важные их произведения были написаны и изданы в следующем десятилетии. В таких своих произведениях, как Хищные вещи века, Трудно быть богом, Улитка на склоне Стругацкие поднимали сложные морально-этические и социальные проблемы, пытались изобразить реальных людей в фантастических ситуациях. Именно в книгах Стругацких совершился окончательный переход от фантастики – «средства пропаганды научных идей» к фантастике как литературе..

В СССР, да и в других странах «социалистического лагеря», период 1970-х – начала 80-х оказался временем новой изоляции от западных литературных влияний. В критике появились теории об «особом пути развития» отечественной научной фантастики, резко усилилась цензура.

4. Гиперболоид инженера Гарина фантастический роман А. Н. Толстого, завершённый к 1927 году.

На создание этого романа А. Н. Толстого вдохновил завораживающий образ конструкции Шуховской башни, построенной в 1922 году в виде уходящих в высоту секций-гиперболоидов. В статье «Как мы пишем» (декабрь 1929 года) Толстой сообщает: «Когда писал „Гиперболоид инженера Гарина“, старый знакомый Оленин рассказал мне действительную историю постройки такого двойного гиперболоида, инженер, сделавший это открытие, погиб в Сибири. Пришлось ознакомиться с новейшими теориями молекулярной физики. Много помог мне академик П. П. Лазарев».



Некоторые факты в романе:

Более правильное название устройства Гарина — параболоид. Толстой знал об этом, однако выбрал слово «гиперболоид» из-за более внушительного звучания. Вогнутое зеркало гиперболической формы в действительности рассеивает, а не фокусирует свет и поэтому для данного оружия непригодно.

После открытия советскими физиками Н. Басовым и А. Прохоровым квантового генератора академик Л. Арцимович, выступая на всесоюзном совещании научных работников, сказал: «Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идей „гиперболоида инженера Гарина“».

О реальности схемы гиперболоида


Схема гиперболоида, несмотря на внешнюю логичность и исполнимость, в действительности — пример теоретически необоснованной фантазии, она совершенно неработоспособна. Это показал в 1944 году профессор Г. Слюсарев в книге «О возможном и невозможном в оптике», заметив, что Толстой пренебрёг законами оптики и термодинамики. В частности:

  • Независимо от конструкции, в силу первого начала термодинамики мощность «теплового луча» ограничена выделяемой при сгорании термических элементов энергией. Даже прикидочный расчёт показывает, что для большинства описанных в романе применений (мгновенное разрезание толстых стальных предметов, плавка горных пород) потребуется почти мгновенно сжечь нереально большое количество топлива.

  • Малое зеркало гиперболоида, находящееся в фокусе большого зеркала, где собирается вся энергия аппарата и формируется луч, должно иметь нереально близкий к единице коэффициент отражения тепловых лучей и нереально высокую температуру плавления, в противном случае оно мгновенно расплавится. Материала с подобными характеристиками не существует.

  • В силу чисто оптических эффектов тепловой луч будет неизбежно рассеиваться, поэтому даже при идеально точном изготовлении аппарата и применении описанных в романе фантастических материалов (тугоплавкий «шамонит», из которого изготовлено малое зеркало гиперболоида и полностью сгорающие термитные «свечи», дающие огромное тепловое излучение без образования сажи и дыма) луч гиперболоида мог бы быть эффективен на расстоянии не более нескольких десятков метров.

Более поздние эксперименты все же показали, что Слюсарев преувеличил неработоспособность схемы и построить работоспособный прибор все же возможно (применяя достаточно громоздкие системы охлаждения на жидком азоте), но радиус его действия действительно не превышает нескольких метров из-за неизбежного рассеивания луча, созданного «классической оптикой». Развитие лазерной техники сделало бессмысленным совершенствование «гиперболоида».

Хотя гиперболоид Гарина иногда называют предвестником идеи созданного в 1960 году лазера — квантового генератора оптического диапазона, луч которого на первый взгляд похож на «лучевой шнур» гиперболоида (ещё раньше, в 1953—1954 годах, был разработан мазер — квантовый генератор, излучающий в микроволновом диапазоне), в действительности здесь имеет место лишь чисто внешнее сходство. Физические принципы работы лазера совершенно иные. По выражению Кирилла Еськова, «с тем же основанием „лазером“ можно окрестить и легендарные солнечные зеркала Архимеда, поджигавшие римские корабли». В частности, лазер обладает способностью к самофокусировке в воздухе за счет эффектов нелинейной оптики; гиперболоид же является классическим оптическим устройством, луч которого, как говорилось выше, неизбежно должен рассеиваться.



5. Первые рассказы И. А. Ефремова - романтика приключений

В 1944 году появились первые рассказы И. А. Ефремова. Сначала опубликованы были "Встреча над Тускаророй", "Дены-Дерь" (или, иначе, "Тайна горного озера", "Озеро Горных Духов"), "Катти Сарк". Затем к ним добавились "Последний марсель", "Телевизор капитана Ганешина" (другое название- "Атолл Факаофо"), "Голец Подлунный", "Обсерватория Нур-и-Дешт". Выходят сборники "Пять румбов" (1944). "Встреча над Тускаророй" с еще одним новым рассказом - "Бухта радужных струй". В 1945 году выходят "Тени минувшего", "Ак Мюнгуз" и "Алмазная труба". В 1947 году была издана повесть "Звездные корабли".

Это научно-фантастические рассказы из цикла о необыкновенном - открытиях в области геологии, палеонтологии, ботаники, зоологии и химии моря.

Для них характерна романтика приключений. В дальнейшем И. Ефремов обращается к тематике геологической и палеонтологической. Героями его становятся ученые.

И. Ефремов положил начало в послевоенной фантастике литературе гипотез. Особенно характерна в этом отношении повесть "Звездные корабли". В ней, как и в других позднейших рассказах, автор отходит от приключенческой формы. Он по-прежнему красочно рисует ландшафты, насыщает произведения взволнованной атмосферой научного поиска. И все же "Звездные корабли" скорее спор, бой в защиту гипотезы, столкновение разных и притом далеких областей знания.

Говоря словами героев повести, "одно невероятное, сцепившись с другим, превращается в реальное". Открытие происходит на стыке наук. И. Ефремов затрагивает в повести и астрономию, и космическую биологию, и геологию, и палеонтологию. Все они в конце концов служат художественным воплощением одной генеральной идеи, идеи о множественности очагов разума во Вселенной, о сходстве путей, по которым идет развитие жизни на разных планетах.



Сбывшиеся предсказания

  • Открытие голографии — в рассказе «Тень минувшего».

  • Особенность поведения жидких кристаллов — в рассказе «Атолл Факаофо».

  • Трёхмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды.

  • Костюм - экзоскелет («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

  • электронная книга (в романе «Туманность Андромеды»)

Тень Минувшего — научно-фантастический рассказ Ивана Ефремова опубликованый в 1945 году в журнале «Красноармеец»

Археологическая экспедиция ведет раскопки в Казахской АССР, на удалении 350-ти километров от Талды- Сай. В пустыне исследуется поле костей динозавров.

Члены экспедиции, столкнувшись с нехваткой питьевой воды в роднике, вынуждены расширить место родника с помощью аммонала. Разобрав завал породы, учёные находят пласт окаменевшей смолы, имеющий гладкую зеркальную поверхность. Вечером археологическая группа видит мираж тиранозавра. Руководитель экспедиции, Сергей Павлович Никитин, хочет остаться и понаблюдать за зеркалом, ещё некоторое время. Но понимая, что у археологов на исходе продукты питания — приказывает уезжать. Никитин выясняет, что стал свидетелем редкого фотографического эффекта — светового отпечатка без бромосеребрянного процесса. Ученый начинает искать подобные отпечатки и конструирует оптическую аппаратуру, способную видеть природные фотографии. Рассказ заканчивается победой Никитина в научных кругах.

Создатель практической голографии Денисюк Ю. Н., упоминал в интервью, что вдохновился идеей голографии, прочитав этот рассказ.



История голографии

Первая голограмма была получена в 1947 году (задолго до изобретения лазеров) Деннисом Габором в ходе экспериментов по повышению разрешающей способности электронного микроскопа. Он же придумал само слово «голография», которым он подчеркнул полную запись оптических свойств объекта. К сожалению, его голограммы отличались низким качеством. Получить качественную голограмму без когерентного источника света невозможно.

После создания в 1960 году красных рубинового (длина волны 694 нм, работает в импульсном режиме) и гелий-неонового (длина волны 633 нм, работает непрерывно) лазеров, голография начала интенсивно развиваться. В последние годы интенсивно разрабатываются регистрирующие среды на базе голографических фотополимерных материалов, представляющих собой многокомпонентную смесь органических веществ, нанесенную в виде аморфной пленки толщиной 10-150 мкм на стеклянную или пленочную подложку.

Жидкие кристаллы (сокращённо ЖК) — это фазовое состояние, в которое переходят некоторые вещества при определенных условиях (температура, давление, концентрация в растворе). Жидкие кристаллы обладают одновременно свойствами как жидкостей (текучесть), так и кристаллов (анизотропия). По структуре ЖК представляют собой вязкие жидкости, состоящие из молекул вытянутой или дискообразной формы, определённым образом упорядоченных во всем объёме этой жидкости. Наиболее характерным свойством ЖК является их способность изменять ориентацию молекул под воздействием электрических полей, что открывает широкие возможности для применения их в промышленности. По типу ЖК обычно разделяют на две большие группы: нематики и смектики. В свою очередь нематики подразделяются на собственно нематические и холестерические жидкие кристаллы.


6. Туманность Андромеды - роман писателя и ученого-палеонтолога И.А.Ефремова

Туманность Андромеды — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова. Написан в 19551956 гг. Первое издание — в журнале «Техника — молодёжи» в 1957 г. В виде книги впервые опубликован в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» в 1958 году (165 000 экз.). Многократно переиздавался, переведён на десятки языков мира.

Научное предвидение


Ефремов писал, что, работая над романом, он общался с учёными самых разных специальностей и пытался собрать квалифицированные мнения о наиболее отдалённых, наиболее заманчивых перспективах научно-технического прогресса, о проблемах, которые встанут перед человечеством и его наукой в будущем, о возможных способах их решения. По меньшей мере некоторые из высказанных в романе «Туманность Андромеды» предположений о будущих открытиях и проблемах устаревают незначительно, некоторые из его прогнозов только сейчас начинают осознаваться.

Роман написан в 1956 году, когда во всём мире успехи ядерной физики, отразившиеся в создании ядерных реакторов и ядерного оружия, породили своеобразную эйфорию — разрабатывались проекты глобальных преобразований природы с помощью «мирных ядерных взрывов», предрекался полный переход к ядерной энергетике, который, казалось, сулил лишь огромные выгоды. Принципиальная опасность, особенно в длительном периоде, ядерной энергетики лишь недавно стала предметом внимания учёных. В романе первое, с чем встречается читатель — мёртвая планета Зирда, погибшая не от ядерной войны, а от неразумного пристрастия жителей к использованию энергии ядерного распада, неизбежно сопровождающегося загрязнением окружающей среды долгоживущими радионуклидами и нарастанием уровня фоновых ионизирующих излучений. Несколько поколений — и население целой планеты полностью погибло

Лишь в последнее время, в связи с распространением мобильной связи, стал подниматься вопрос о возможных негативных последствиях постоянного воздействия на человека достаточно сильных электромагнитных волн. На Земле будущего Ефремова небезвредность ЭМИ давно известна человеку, и он уже давно отказался от использования мощных всенаправленных радиопередатчиков. Индивидуальные устройства электромагнитной связи применяются редко. Информационные сообщения идут по другим каналам связи, в частности, используются направленные радиоканалы, преимущественно через спутники.

В романе одну из ведущих ролей в производстве пищи играет искусственное разведение в океанах хлореллы для выработки из неё белка для производства синтетической пищи. В настоящее время существуют проекты такого рода, имеющие вполне серьёзное обоснование. Вообще, сама высказанная автором мысль, что без глобального преобразования системы производства пищи Земля не сможет обеспечить всё население достаточным питанием, до сих пор не осознана в полной мере, хотя проблема обеспечения населения Земли пищей стоит, в глобальном масштабе, весьма остро.



Трёхмерное телевидение — телевидение, содержащее объёмное изображение, которое способно передать зрителю «эффект глубины». В большинстве современных телевизоров используется система очков с активными затворами линз, поляризационные очки или система параллакс-барьера в дисплее.

В настоящее время появляются телевизоры, позволяющие видеть глубокое объёмное изображение, не используя стереоскопические или иные очки. В будущем такие телевизоры смогут появиться в домах и будут предназначены для трансляции телеканалов, а сейчас редкие экземпляры используются в основном для рекламы. В конце 2009 г. cпутник с 3D-вещанием был запущен в США, в 2010 г. — в России и Восточной Европе .В России конвейерное производство 3D-телевизоров началось в апреле 2010 года в технопарке Ворсино (Калужская область) на предприятии Samsung Electronics. Самый большой светодиодный 3D-телевизор, имеющий диагональ экрана 7,11 метров, был разработан украинской компанией ЕКТА



Экзоскеле́т — устройство, предназначенное для увеличения силы человека за счёт внешнего каркаса.

Экзоскелет повторяет биомеханику человека для пропорционального увеличения усилий при движениях. По сообщениям открытой печати, реально действующие образцы в настоящее время созданы в Японии и США. Экзоскелет может быть интегрирован в скафандр.

Главным направлением разработок является военное применение экзоскелетов. Цель — создание брони, которая совместила в себе огневую мощь и бронирование танка, подвижность и скорость человека, и в разы увеличивающей силу того, кто использует экзоскелет.

Другой возможной областью применения экзоскелетов является помощь травмированным людям и людям с инвалидностью, пожилым людям, которые в силу своего возраста имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.



Электронная книга — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например, электронных книг. Электронные книги относят к разновидности планшетных компьютеров. Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. Некоторые современные устройства оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций, и позволяют не только читать, но и редактировать текст.

7. Заключение

В ходе данного исследования были рассмотрены наиболее популярные произведения советских писателей – фантастов .

В наши дни в нашей стране научная фантастика находится в самом начале своего большого подъема. Пока что ее расцвет определяется в большей степени ненасытным читательским спросом, нежели богатством тем, книг и мыслей. Однако по строгому отношению к качеству литературы у нас мы избежали всякого мусора - мистики, демонов, оборотней, космических гангстеров и страшных убийств - всего, что основательно засорило зарубежную фантастику и заставляет относиться к ней с большой осторожностью. Наша научная фантастика строится на более или менее прочной научной основе. По нашему глубокому убеждению, только такая научная фантастика и может считаться подлинной, имеющей право на существование в этом жанре.

Появляются отличные популяризаторские книги Д. Данина, М. Васильева (Хвастунова) и других которые как нельзя лучше подтверждают смещение интересов широкого читателя в сторону "просто науки" и служат грозным предупреждением для писателей-фантастов, ратующих за "чистую фантазию", за право писать пустяки, хотя бы и сделанные с большим художественным мастерством. Теперь в сумме накопленных знаний и своей действенности наука интересна сама по себе. Но этим далеко не исчерпывается взаимосвязь науки и научно-фантастической литературы, в которой, на наш взгляд, есть еще одна сторона первостепенной важности. Подавляющее большинство любителей и сторонников научной фантастики, равно как и сами писатели, соглашаются, что это литература мечты.

Лишь малая часть замеченных явлений, фактов, намеков природы разрабатывается методически и планомерно научными исследованиями. Гораздо большее число пока лежит втуне, храня в себе возможности самых заманчивых взлетов науки. Привлечение внимания к этим или еще не использованным, или забытым возможностям - одна из наиболее серьезных задач научно-фантастической литературы. Только в таком смысле поиска в стороне от главных линий научных исследований можно понимать"опережение" науки фантастикой..Для того чтобы идти в научную фантастику этим путем, надо быть ученым, стоящим на переднем крае исследований, широкообразованным в области истории науки и накопленных ею фактов. Тем же закономерностям подлежит, конечно, и процесс"фантазирования"

Поэтому, если писатель в своих фантастических предвидениях в самом деле опережает науку, то он может это сделать, лишь исходя из каких-то определенных познаний. И чтобы не получилось повторных гениальных открытий, познания писателя должны быть на уровне переднего края современной науки .Иными словами, это достижимо тогда, когда сам писатель учены . Вот почему научная фантастика и фантастика вообще не может состязаться с наукой в объяснении и овладении законами природы и общества. В этом смысле можно говорить о примате науки над фантазией.



  1. Литература



  1. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970

  2. Гаков Вл. Виток спирали: зарубежная научная фантастика 60–70-х годов. М., 1980

  3. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике. М., 1982

  4. Геллер А. Вселенная за пределами догмы: размышления о советской фантастике. L., 1985 Ефремов И. Наука и научная фантастика // Фантастика, 1962 год: Сб. /

  5. Ляпунов Б.В. В мире фантастики: обзор научно-фантастической и фантастической литературы. М., 1975

  6. Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: (основные понятия и термины). Краткий энциклопедический справочник. М., 1999

  7. Энциклопедия фантастики: кто есть кто. Под ред. Вл. Гакова. Минск, 1995



  1. http://ru.wikipedia.org