Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 2 539.09kb.
Программа вступительных испытаний в гбоу впо мгпу по направлению... 1 123.26kb.
Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата... 2 342.2kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Литература XIX века (I часть) (название дисциплины согласно рабочему... 1 52.17kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики... 1 243.44kb.
Практикум по современноЙ литературе Направление подготовки 050100... 1 175.29kb.
Департамент образования города москвы 1 172.51kb.
Жизнь и творчество Франческо Петрарки 1 165.18kb.
- 4 1234.94kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое - страница №1/2

Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.В.22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование,

профили Русский язык. Литература (1 курс, 1 семестр)
2. Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ, Наумлюк М.В., канд. филол. наук, доцент кафедпы русской филологии МГГУ.
4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История зарубежной литературы: античная литература» являются:



  1. Общая. Сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об античной литературе.

  2. Методологическая. Изложить основы и научить студентов применению историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов.

  3. Познавательная. Дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы.

  4. Практическая. Обучить основам анализа произведений античных писателей.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Античная литература» является частью дисциплины «История зарубежной литературы», предваряет изучение литературы Европы от начала нашей эры до начала 17 века (Средневековья и Возрождения), а также новой и новейшей зарубежной литературы.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 – способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

ОК-14 – готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

ПК-2 – способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные этапы литературного развития Античности, высшие достижения литературы этого периода, основные жанры, основные теоретические работы отечественных и зарубежных литературоведов.

2) Уметь: рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи, анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жанрам, пользоваться справочной, критической литературой, ЭОР, ЭБС.

3) Владеть: навыками проблемного анализа, конспектирования теоретических источников, установлением межнациональных литературных связей.


7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2____ зачетных единицы


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

______72_________ часа.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*




1.

050100.62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература, ОФО

1

1

72/2

68

10

26

42

-

4

зачет


8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Вводная лекция. Античное общество в истории человечества. Основные исторические этапы литературного развития античного общества

4/2

2

2




1
















2.

Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода

6/2

2

4




1
















3.

Греческая литература эпохи становления полисной системы (VП - VI в.в. до н. э.). Классический период. Лирика

8

4

4






















4.

Греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы (V - IV в.в. до н.э.). Трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Аттическая комедия. Творчество Аристофана

12

4

8




1
















5.

Эллинистическая литература

4/2

2

2






















6.

Греческая литература периода римского владычества. Вторая софистика, творчество Лукиана. Рождение греческого романа. Лонг “Дафнис и Хлоя”

8

4

4






















7.

Римская литература, ее своеобразие, периодизация

4/2

2

2




1
















8.

Римская литература эпохи расцвета республики. Литература периода распада полиса. Поэзия Катулла. Творчество Лукреция. Цицерон и Рим

12

4

8






















9.

Римская литература эпохи становления империи. Римская литература империи (1 - V в.в. н.э.)

10/2

2

8























9. Содержание разделов дисциплины
1. Вводная лекция. Античное общество в истории человечества. Основные исторические этапы литературного развития античного общества. Формирование в античную эпоху важных представлений о мироздании, человеке, творчестве. Идеал “калокагатии”. Античное общество в его историческом развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Значимость полисной морали для классической Греции. Хронологическая и географическая протяженность античности.

Периодизация греческой литературы.

1. Литература архаического периода разложения родового общества (IХ-VII века до н.э.). Устное народное творчество. Героический и дидактический эпос.

2. Ранняя классическая литература периода становления полисной системы (VII-VI века до н.э.). Лирика декламационная, сольная, хоровая.

3. Классическая литература периода расцвета и кризиса полисной системы (V-середина IV века до н.э.). Трагедия, Комедия, Проза.

4. Литература эллинистического периода ( вторая половина IV века - 30 год до н.э.. Александрийская поэзия. Новоаттическая комедия.

В 30 г. до н.э. Греция вошла в состав Римского государства.

Периодизация римской литературы.

1. Архаический период эпохи царей и становления республики (VIII-IV века до н.э.). Устное народное творчество.

2. Литература периода республики (III век- 30 год до н.э.). Комедия. Лирика, Проза.

3. Литература периода империи. Классический и послеклассический период. Эпос. Сатира. Трагедия. Роман.
2. Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Доолимпийская мифология. Понятие о хтонизме, фетишизме, анимизме, зооморфизме и фитоморфизме. Олимпийский пантеон, атрибуты богов. Понятие о культурном герое и культурной направленности олимпийской мифологии. Мифология как “почва и арсенал” античного искусства.
3. Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода. Время и место возникновения гомеровских поэм. Исторические сведения о трое, опора на народную героическую песнь. “Гомеровский эпос” в классической филологии. Понятие об эпосе как “примате общего над индивидуальным” (А.Ф. Лосев), проявляющемся в разных аспектах поэтики гомеровских поэм. Эпические герои поэм. Зарождение индивидуальной характеристики в поэмах Гомера. Своеобразие эпического “психологизма”: внешнее, вещественное изображение психики. Стихотворный размер поэм. Гомер в России. Гнедич и Жуковский как авторы “классических” переводов поэм.

Поэмы Гесиода, автобиографическое начало в них. новое представление о целях творчества Картины происхождения мира и богов в “Теогонии”. Своеобразие стиля поэм Гесиода.

Пародийная поэма “Война мышей и лягушек”, проблема авторства и времени ее создания.

Становление басенного жанра, басни Эзопа.


4. Греческая литература эпохи становления полисной системы. Классический период. Лирика. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. Творчество Тиртея, Солона (элегия). Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Аакреонта. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара. “Анакреонтическая” традиция в последующие эпохи.
5. Греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы. Трагедия. Творчество Эсхила. Софокла, Еврипида.

Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельческой демократии. Греко-персидские войны и их роль в усилении полисного патриотизма. Восходящее развитие культуры после полбеды над персами. Акрополь как одно из высших достижений искусства рассматриваемой эпохи. Значительные достижения в области архитектуры, скульптуры. и т.д. Роль театра в общественной жизни полиса. Устройство театра и театральных представлений.

Трагедия. Проблема происхождения трагедии. Аристотель о происхождении трагедии, роль ритуальных песен и игр в честь Диониса в генезисе жанра.

Эсхил как “отец трагедии, героический, монументальный характер драмы у Эсхила. Художественные особенности трагедий “Прометей прикованный», “Орестея”.

Софокл. Вклад драматурга в развитие драмы, Человек и общество как главная проблематика. разрабатываемая Софоклом. Введение третьего актера, сокращение партий хора, разрушение принципа трилогии и его идейные основания. Идейно-художественное своеобразие трагедий “Антигона”, “Эдип-царь”, “Эдип в Колоне”.

Еврипид. Драматическая деятельность как отражение эпохи кризиса афинской демократии и усилившегося в обществе индивидуализма. Софистика и последствия ее распространения. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Возросший психологизм трагедий Еврипида, своеобразное обращение с мифом, тема критического отношения к богам (“Беллерофонт”). Идейно-художественное своеобразие трагедий “Медея”, “Ипполит”, “Ифигиния в Авлиде”. Критическое отношение современников к Еврипиду как “нарушителю” законов жанра.


6. Аттическая комедия. Творчество Аристофана.

Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хоровых партий в ней, отражение в структуре комедии памяти о культе Диониса и дионисиях. роль агона и парабасы в комедии. Древнеаттическая комедия как остросоциальная, политическая, откликающаяся на злобу дня. Свобода насмешки над живыми современниками, гротескность персонажей, грубоватость “соленой” комедийной речи. Роль эксода.

Аристофан как “отец комедии”, идеолог земледельческих кругов, отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской государственности. Отклик на современные политические, философские, эстетические проблемы времени. Идейно-художественное своеобразие комедий. «Всадники», «Облака», «Лисистрата», “Лягушки”.
7. Зарождение литературной прозы. Проза V-IV веков до н.э. Историография, ораторское искусство, философия, Платон и Аристотель.

Предпосылки древнегреческой прозы, основные ее модификации: красноречие, историография, географические описания, философия. Становление различных форм красноречия политического, судебного, эпидиктического. Исократ, Лисий, Демосфен как наиболее яркие представители названных форм красноречия. Геродот, Фукидид, Ксенофонт ак наиболее яркие представители историографической прозы. Философская проза Аристотеля и Платона. Ликей Аристотеля, его “Поэтика”, “Риторика”. Полемика Аристотеля и Платона по вопросам искусства.


8. Эллинизм. Новоаттическая комедия. Менандр.

Утрата Грецией политической независимости. Вхождение в империю Александра македонского. Разрушение полисной морали. Развитие индивидуализма и космополитизма. Развитие новых центров греческой культуры. Александрия как одна из столиц эллинистического мира. Культурная политика Птолемеев. Музейон и библиотека Александрии. Новые философские школы: эпикурейцы, киники, стоики. “Характеры” Теофраста Отражение этических идей эллинистического периода в новоаттической комедии. Менандр как наиболее яркий представитель новоаттической комедии, семейная проблематика его комедий, интерес к характеру, гуманность. Комедии “Брюзга”, “Третейский суд”.


9. Эллинистическая поэзия. Творчество Каллимаха, Феокрита, Герода. Особенности александрийской поэзии: отказ от крупных поэтических форм, интерес к рядовому человеку и будничной жизни, поэтизация природы. “Причины” Каллимаха. Идиллии Феокрита. “Мимиамбы” Герода.

10. Греческая литература периода римского владычества. Вторая софистика, творчество Лукиана. Рождение греческого романа. Лонг “Дафнис и Хлоя”.

Жизнь и творчество Лукиана. Идейно-художественное своеобразие произведений Лукиана “Похвала мухе”, “Александр, или лжепророк”, “Правдивая история”.

Греческий роман как образец позднегреческой литературы, Лонг “Дафнис и Хлоя”, буколистическая тема в романе. Ритмическая организация текста. Образы влюбленных.
11. Римская литература, ее своеобразие, периодизация. Формы преемственных связей культур: философско-эстетические, идейно-нравственные, формально-стилистические. Римская мифология.

Своеобразие римской литературы: трезвый анализ жизни, развитие сатирических жанров, обостренный драматизм, психологизм, римский фольклор, Основные виды песен. Зачатки драматической поэзии в фесценниних и ателлане. Римские сатуры. Дидактический фольклор: половицы, поговорки. Своеобразие мифологии, пантеон римских богов.


12. Римская литература эпохи расцвета республики. Римский театр. Комедия, творчество Теренция, Плавта.

Усилившаяся экспансия Рима. Первая (264-241 годы до н.э.), вторая (218-201 годы до н.э.), третья (149-146 годы до н.э.) Пунические войны. Завоевание после первой Пунической войны Сицилии, Корсики, Сардинии, части Греции. Начало эллинизации Рима. Род Сципионов как сторонников греческого влияния. Като Старший как глава противной стороны. Римская комедия и ее разновидности: паллиата и тогата.Тит Макций Плавт как яркий представитель паллиаты. Плебейский характер комедий Плавта. Греческие “одежды” и римские проблемы его произведений. Использование контаминаций в сюжетообразовании, арсенал комедийных средств Плавта: “говорящие” имена, реплики в сторону, прямое обращение к публике и вовлечение ее в действие. Комедийные кантики. Традиции Плавта в истории европейского театра.

Публий Теренций Афр. Близость его комедий гуманистическому духу новоаттической комедии. Отсутствие “буффонного” элемента, “чистота” языка комедий Теренция. Традиции Теренция в истории европейской драмы.
13. Литература периода распада полиса. Поэзия Катулла. Творчество Лукреция. Цицерон и Рим.

Обострение социальных противоречий, восстания рабов, начало гражданских войн. Философская поэзия Лукреция. натурфилософские идеи, связь с учением Эпикура. Учение Лукреция об атомах и пустоте, призыв к научному исследованию мира. Идейно-художественное своеобразие его произведения “О природе вещей”.

Литературное направление неотериков, идеи отчуждения от политической жизни, Опора на традиции александрийской поэзии, обращение к малым поэтическим формам. тщательная работа над формой, языком, метрикой. Гай Валерий Катулл как наиболее яркий представитель неотериков. Послания, эпиграммы.

Развитие красноречия, историографии, мемуарной и эпистолярной литературы. Ораторское искусство Цицерона. “Средний” стиль его речей, прием амплификации, ритмичность прозы, приемы варьирования стиля. Вклад Цицерона в развитие литературного языка.


14. Римская литература эпохи становления империи. Классический период (вторая половина 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Век Августа. Творчество Вергилия, Горация, Овидия.

Принципат Октавиана Августа как переходная форма к новому государственному строю. “Золотой век” римской литературы - период между смертью Цезаря (44 г. до н.э.) и смертью Августа (14 г. н.э.). Литературный кружок Мецената и его члены, поддерживающие политику Августа.

Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов, примыкающих к кружку Мецената. Жанровое многообразие в его творчестве. “Сатиры”, “Оды”, “Послания”. Послание “К Пизонам”, получившее название “Об искусстве поэзии”. Нормативный характер теоретических воззрений Горация. Сентенции как художественный прием Горация. Послания Горация как исток классических идей.

Публий Вергилий марон. “Буколики”, “Энеида”, идейно-художественное своеобразие поэм.

Публий Овидий Назон. “Героиды”. Щутливо-дидактические поэмы “Наука любви”. “Лекарство от любви”. «Метаморфозы» как главное произведение Овидия, философский замысел поэмы. “Скорбные элегии”. Традиции Овидия в русской и европейской поэзии.
15. Римская литература империи, послеклассический период, творчество Сенеки, Марциалла. Сатиры Ювенала. “Сатирикон” Петрония. Римский роман. Апулей, “Метаморфозы, или золотой осел”.

За внешним величием - развитие кризисных явлений Распространение идей стоической философии появление писателей из провинции.

Луций Анней Сенека, выходец из Испании. Карьера судебного и политического оратора, ее перипетии, Воспитание Нерона, осложнение отношений и смертный приговор Нерона Сенеке, Литературная деятельность. Идеи Эпикура в его трактатах “О досуге”, “О душевном покое”, “О счастливой жизни”, стоический идеал в “Нравственных письмах Луциллию”. Противоречивость философских воззрений Сенеки. Трагедии “Медея”, “Федра”, “Агамемнон”. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.

Гай Петроний Арбитр. Политическая карьера, жизнь и творчество. “Сатирикон” - панорама разложения нравов, религиозного скептицизма, упадка поэтического искусства. Пародирование “идиллии” греческого романа. Влияние на формирование и развитие типа сатирико-бытового приключенческого романа.

Децим Юний Ювенал. Сатиры, обличающие нравы высшего общества. Развитие стоических идей. Выразительность сентенций.

Апулей, жизнь и творчество. Предпочтение идеалистической философии Платона. Идейно-художественное своеобразие романа “Метаморфозы”.


10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Мифология как наука о мифах и как система мифов

вопросы для сам. изучения, рефераты

4

выполнение теста, защита рефератов



Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода. Дидактический эпос Гесиода.

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Греческая литература эпохи становления полисной системы (VП - VI в.в. до н. э.). Классический период. Лирика. Поэзия Сафо, Алкея, Архилоха, Солона, Мимнерма, Пиндара, Анакреонта

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Греческая литература эпохи расцвета и кризиса полисной системы (V - IV в.в. до н.э.). Трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Творчество Софокла, Еврипида

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Аттическая комедия. Творчество Аристофана. Творчество Аристофана

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Зарождение литературной прозы. Проза V - IV в.в. до н.э. Историография. Ораторское искусство. Философия. Платон и Аристотель. Философия. Платон и Аристотель.

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Эллинизм. Новоаттическая комедия. Менандр. Комедии Менандра «Брюзга», «Третейский суд»

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Эллинистическая поэзия. Творчество Каллимаха, Феоктрита, Герода. Творчество Герода. «Мимиамбы»

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Греческая литература периода римского владычества. Вторая софистика, творчество Лукиана. Рождение греческого романа. Лонг “Дафнис и Хлоя”. Творчество Лукиана

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Римская литература, ее своеобразие, периодизация. Формы преемственных связей культур: философско-эстетические, идейно-нравственные, формально-стилистические. Римская мифология. Римская мифология.

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Римская литература эпохи расцвета республики. Римский театр. Комедия, творчество Теренция, Плавта. Творчество Плавта

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Литература периода распада полиса. Поэзия Катулла. Творчество Лукреция. Цицерон и Рим. Цицерон и Рим

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Римская литература эпохи становления империи. Классический период (вторая половина 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). “Век Августа”. Творчество Вергилия, Горация, Овидия. «Скорбные элегии» Овидия, его поэма «Наука любви»

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов



Римская литература империи ( 1 - V в.в. н.э.) , послеколассический период. Творчество Сенеки, Марциалла. Сатиры Ювенала. “Сатирикон” Петрония. Римский роман. Апулей “Метаморфозы, или золотой осел”. Роман Апулея «Метаморфозы»

вопросы для сам. изучения, рефераты

2

выполнение теста, защита рефератов


Задания и вопросы для самостоятельной работы
1. Объяснить понятия, привести примеры

Агон, александрийская поэзия, анналы, анакреонтические стихи, анимизм, античный рок, античная ирония, антропоморфизм, аэд, буколическая поэзия, гармония, гекзаметр, гипохермы, горгиевы фигуры, гуманизм, дифирамбы, драма, диатрибы, зооморфизм, идиллия, ипокриты, интрига (по Еврипиду), калокагатия, катарсис, красноречие, судебное красноречие, киническая философия, комедия, корифей хора, коммос, комос, контаминация, кантики, котурны, лирика, логограф, майевтика, мелика, миф, мимиамб, мифология, мелические монодии, мениппова сатира, неотерики, ода, орхестра, паллиата, парабаса, парод, парфении, перипетия (определение Аристотеля), платонизм, платоники. полис, протагонист, просодии, проскений (логейон), периакты, политическое красноречие, рапсод, скена, софисты, софистика, стоики, стихомифия, сатирова драма, стасимы, стоики, стоицизм, ойкумена, койнэ, флиаки, тетралогия, трагедия, трены, фетишизм, хтонический, холиамб, хорей (трохей), хорег, эккиклема эклога, эксод, элегическая поэзия, элегический дистих, энкомии, эпиникии, эпидиктическое красноречие, эпиграмма, эпиталамии, эпиллий, эписодий, эпикуреизм, эпод, эпос (дидактический, героический), ямб, ямбическая поэзия.


2. Объясните значение, происхождение крылатых выражений (список см. в задании для самостоятнельной работы).

Авгиевы конюшни, альфа и омега, аннибалова клятва, Ахилла щит, ахиллесова пята, бочка Данаид, быть под Эгидой, брадобрей Мидаса, век Астреи, вкушать нектар и амброзию, витать в эмпиреях, геркулесовы столпы, гомерический смех, гордиев узел, загадка сфинкса, колесо фортуны, мидасов суд, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, кануть в Лету, нить Ариадны, оседлать Пегаса, рог изобилия, прокрустово ложе, парнасские цветы, пенаты, панический страх, пиррова победа, сизифов труд, сова Минервы, троянский конь, танталовы муки, юпитер сердится, яблоко раздора, ящик Пандоры.


3. Назвать функции богов, их атрибуты, эмблемы при изображении (список см. в задании для самостоятельной работы).
4. Чем и почему новоаттическая комедия отличается от древней аттической?

(Ответ проиллюстрировать примерами, назвать представителей новоаттической и аттической комедии).


5. Назовите отличительные признаки греческой литературы эллинистического периода.
6. Определить временные рамки и своеобразие «серебряного века римской литературы». Назвать его представителей.
7. Чем и почему отличается олимпийский период в развитии мифологии от хтонического?
8. «Гомеровский вопрос»: его возникновение и сущность. Назовите причины рождения трагического сознания.
9. Можно ли считать роман Апулея «Золотой осёл» реалистическим произведением? Ответ обоснуйте.
10. В чём Вы видите причину различного отношения к образу Прометея в творчестве Эсхила, Гесиода, Горация?
11. Почему Платон считает, что искусство, подражающее действительности, ложно?
12. Каковы взгляды Горация на поэтическое искусство? Почему 3-е послание «К Писонам» («наука о поэзии») послужило образцом для «Поэтического искусства» Буало, в котором изложены каноны классицизма?
13. Какие значительные явления в истории культуры, литературы античности связаны с именами: Писистрат, Перикл, Протагор, Солон, Фидий, Калликрат, Иктин, Мавсол, Меценат, Октавиан Август, Аристотель, Сафо, Софокл, Еврипид, Овидий, Лукиан, Демосфен, Эзоп, Менипп, Фукидид, Геродот, Феокрит, Гораций?
11. Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1. Вводная лекция. Античное общество в истории человечества. Основные исторические этапы литературного развития античного общества

Просмотр и обсуждение фильма» Афины и Древняя Греция»

2. Мифологическое мировосприятие как особая стадия в процессе осмысления мира. Мифология как наука о мифах и как система мифов. Греческий эпос. Гомеровские поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Дидактический эпос Гесиода

Просмотр и обсуждение фильма Пазолини «Царь Эдип»

3-4 Эллинистическая литература. Римская литература

Просмотр и обсуждение фильмов «Александрийская библиотека», «Александр Македонский», «Рим и Помпеи»


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Мифология античной Греции
1. Понятие мифа. А.Ф.Лосев об основных этапах развития мифологии.

2. Хтонические божества (титаны, гиганты, чудовища царства Аида). Их происхождение, функции.

3. Устройствo Олимпа. Олимпийские боги, их сущность, функции.

4. Античные герои (Геракл, Орфей, Персей), их подвиги, страдания и гибель. Соотношение трагического и героического в их судьбе.

5. Смысл и функции мифологических образов в поэзии 18, 19, нач. 20 веков.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М. – М., 1991.

2. Мифы народов мира: В 2-х томах / Под ред. Токарева С.А. – М., 1991 (или любое другое издание энциклопедии).

3. Античная литература. /Под ред. проф. А.А.Тахо-Годи.- М.: Просвещение, 1986.

4. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.-М., 1989.

5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.-М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.

6. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции(любое издание)

7. Парандовский Ян. Мифология.- М., 1971.

Практическое занятие

ЭСХИЛ «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ»

СОФОКЛ «АНТИГОНА»

1. Проанализируйте античные мифы о Прометее, о его происхождении, деяниях. Объясните, в чём заключается индивидуальность титана Прометея в системе древнегреческой мифологии.

2. В чём заключается своеобразие трагического конфликта в драматургии Эсхила? Объясните смысл конфликта в «Прометее прикованном».

3. Как объясняет смысл конфликта главный герой и другие персонажи (найти подтверждение в тексте).

4. Какими художественными средствами создаёт Эсхил напряжение действия (перипетия, трагическая ирония, построение сюжета)?

5. В чём заключается дерзость Прометея, его трагическая вина? Как объясняет Прометей своё поведение (проанализируйте монолог Прометея из 2 эписодия, его разговор с Океаном и Гермесом из 1 и 3 эписодия).

6. Каким предстаёт Зевс в изображении персонажей трагедии?

7. Разрешает ли финал драмы все противоречия трагического конфликта?

8. Дать понятие конфликта в античной трагедии. Особенности конфликта в драматургии Софокла.

9. Охарактеризовать конфликт в «Антигоне».

10. Объясните позицию Креонта.

В чём заключается её неоднозначность? (Разговор с Гемоном, Тересием, Антигоной).

11. Охарактеризуйте Антигону.

12. Конфликт Антигоны с божественным законом, трагический исход её судьбы.

13. Как представляет Софокл место человека в мироздании и сравните его позицию с размышлениями Эсхила в «Прометее прикованном» (прокомментируйте I стасим).

14. Как в понимании Софокла должны складываться взаимоотношения человека с роком?


Л и т е р а т у р а :
1. Эсхил «Прометей прикованный». Софокл «Антигона».

2. В.Н. Ярхо «На рубеже двух эпох».- В кн.: Эсхил. Трагедии в переводе Вяч. Иванова.-М: 1989.

3. В.Н. Ярхо. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. - М.: 1978.

4. Учебники из списка литературы.


Индивидуальные сообщения сообщения.
1) Жизнь «Антигоны» в культуре и литературе нового времени./ В кн. Софокл. Драмы.- М: Наука, 1990.- с.504-508 (ст. В.Н. Ярхо «Трагический театр Софокла»).

2) Образ Прометея в культуре, литературе нового времени. (См. ст. «Прометей» в «Мифах народов мира»; работу Лосева А.Ф. «Проблема символа и реалистическое искусство».- М., 79, ст. Лосева А.Ф./ сб. : Греческая трагедия.-М., 58.-с. 43-102).


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

АНТИЧНАЯ КОМЕДИЯ
Аттическая, новоаттическая, римская комедии

(Аристофан «Облака», «Женщины в народном собрании», «Лягушки», «Лисистрата», Менандр «Третейский суд», Плавт «Привидение», «Псевдол», Теренций «Свекровь», «Братья»).
1. Вспомните истоки рождения античной комедии, своеобразие её структуры.

2. Вспомните время жизни и мировоззрение каждого из авторов. Отразились ли они в конфликте, теме, идее, сюжете комедий? Свои мысли проиллюстрируйте примерами из текстов.

3. В чём Вы видите своеобразие характеров, поэтических образов, роли и назначения хора в каждой из комедий?

4. Что такое приём контаминации, кантики, объясните причины их использования в комедии Плавта.

5. Назовите принципиальные, на Ваш взгляд, отличия между комедиями аттической, новоаттической, римской.
Л и т е р а т у р а:
1. Учебник. Античная литература / Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. - М.: Просвещение, 1986. – С. 148-160, 197-205, 270-281. (Статьи: «Происхождение и развитие комедии до Аристофана», «Аристофан», «Новоаттическая комедия. Менандр», «Плавт»)

2. А.А. Тахо-Годи. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии/ В сб.: А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. Греческая культура в мифах, символах и терминах.- СПб. Алетейя, 1999. – с. 390-434.

3. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. - М, 1979.

4. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М, 1959.

5. Ярхо В.Н. Аристофан.- М, 1954.

6. Плавт. Комедии. – М.: Искусство, 1987.

8. Менандр. Комедии. Фрагменты / Изд. Подготовил В.Н. Ярхо- М, 1982.

9. Менандр. Комедии. – М.: Искусство, 1984.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Классическая лирика (Архилох, Тиртей, Алкей, Сафо).

Эллинистическая, или александрийская поэзия (Феокрит),Каллимах,Герод. Римская поэзия периода распада полиса (Катулл).
1. Обозначьте и объясните жанровое своеобразие классической поэзии YII-YI вв. до н.э., александрийской поэзии и поэзии периода распада римского полиса.

2. Как мировоззрение каждого из названных поэтов отразилось в его творчестве (темы, проблемы, поэтика), свои размышления проиллюстрируйте примерами из текстов. Чем можно объяснить внимание к стихотворной форме в александрийской поэзии?

3. В чём вы видите принципиальное отличие названных периодов в развитии античной лирики.
Л и т е р а т у р а :
1. Тексты произведений указанных авторов в хрестоматии или отдельном издании.

Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э.: эпос, ьэлегия, ямбы, лирика/ изд. Подг. Гаспаров М.Л.. Цыбенко О.П., Ярхо В.Н. – М.: Ладомир, 1999.

Эпиграммы греческой Антологии / Ред. И ком. Гаспарова М.Л. и Шульца Ю.Ф. – М.: Терра, 1999.

2. Ранняя греческая лирика; миф, культ, мировоззрение, стиль / Сб. Статей под. ред. Шталь И.В., Гимадеева Р.А. – СПб.: Алетейя, 1999.

3. Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика, Риторика. - СПб: Азбука, 2000.

4. Античная литература (Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. Гл. «Классич. Лирика. Элегия YII-YI вв. до н.э. Мелос YII-YI вв. до н.э.»-М: Просвещение, 1986, с. 65-91(Гл. «Феокрит из Сиракуз», «Поэтическое наследие Катулла».- С. 205-211, 311-318).

5. История античной литературы. Тронский И.М.- М: ВШ, 1983.-с. 75-95, 209-226, 337-346(Гл.: «Лирика», «Александрийская поэзия», «Неотерики. Катулл»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Своеобразие «долитературного периода» в римской литературе

Римская мифология
1. Назовите особенности «долитературного периода» римской литературы.

Влияние этрусской культуры и религии на культуру раннего Рима.

2. Древние италийские божества, их происхождение, сущность, функции, сходство и различие с греческими божествами.

3. Герои и легенды Древнего Рима (Эней, Ромул и Рем, легенда об основании Рима, Нума Помпилий и нимфа Эгерия, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Тарквиний Гордый и падение царской власти в Риме).

4. Сообщение индивидуальное:

Литературный контекст пушкинской строки «гений чистой красоты» по материалам монографии Н.Н. Скатова «Русский гений». –М: Современник, 1987. – с. 254-260 (книга есть на кафедре литературы).


Л и т е р а т у р а :
1. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.- М: Правда, 1990- с. 491-570 (или любое другое издание текстов легенд и сказаний Древнего Рима).

2. И.М. Тронский. История античной литературы. Гл. «Своеобразие долитературного периода в римской литературе. Римская мифология».- М: ВШ, 1983.-с.267-274

3. Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. История античной литературы. Гл «Долитературный период. Римский фольклор»- Л: ЛГУ, 1963.-с. 187-193.

4. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. (Под ред. С.А. Токарева. Гл. «Римская мифология».- М: СЭ, 1992.-т.2.- с. 380-384. (Или любое другое издание названной энциклопедии).



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

А П У Л Е Й. «З О Л О Т О Й О С Ё Л»
1. Определите главную идею книги.

2. В чём смысл превращения Луция в осла?

3. Как соотносится с этой метаморфозой прежняя жизнь героя?

4. Какие испытания претерпевает герой?

5. Объясните смысл новеллы об Амуре и Психее. Как соотносится эта новелла с историей Луция?

6. Проанализируйте композицию книги, множество вставных эпизодов.

7. Охарактеризуйте индивидуальность автора, его мастерство.

8. Ознакомьтесь с гл. уч. И.М. Тронского «Повествовательная проза. Роман». (с. 250-259).


Л и т е р а т у р а:

1. Татий. Лонг. Петроний, Апулей. /Пер. с древнегреч. и лат. Вступительная статья С. Поляковой. М: 1969 (или др. издание текстов романов).

2. Учебники из общего списка рекомендованной по предмету литературы.
Сообщения: 1) Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои. М, 59.

2) Гелиодор. Эфиопика – М, 65.

(Время издания произведения, сюжет, композиция, своеобразие героя).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Литература периода Принципата. Квинт Гораций Флакк

(65 г. до н.э.-8 г. до н.э.)
1. Своеобразие литературы периода принципата, место Горация в ней.

2. Сатиры Горация. Отражение в них жизни Рима и индивидуальности автора. Причины обращения к диалогической форме в сатирах.

3. Раскройте значение понятия ода в античности. Как в одах раскрывается жизненный идеал Горация. Почему Горация считают последователем Сафо, Анакреонта?

4.Сравните «Памятник» Г.Р. Державина, «Памятник» А.С. Пушкина и оду Горация «Памятник я воздвиг, меди прочнее он…»

5. «Послания» Горация. 3-е послание «К Писонам» («Наука о поэзии»).

Каковы взгляды Горация на поэтическое искусство. Почему названное послание послужило образцом для «Поэтического искусства» Буало, в котором изложены каноны классицизма?


Л и т е р а т у р а :
1. Гораций Флакк. П.С.С. (Пер. и прим. Ф.А. Петровского. Вступ. ст. В.Я. Каплинского.-М-Л, 1968.

2. К. Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания (Пер. под ред. Гаспарова М.Л. - М, 1970.

3. Савельева Л.И. Античность в русской поэзии конца XYIII- нач. XIX века.- Казань, 1980.

4. Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика, Риторика. - СПб: Азбука, 2000. - С.148-191, 323-374.

5. Античная литература (Под ред. А.А. Тахо-Годи -М: Просвещение, 1986.-с. 318-320, 340-355 (. Общий обзор классической литературы периода принципата. Гораций).

6. Трониский И.М. История античной литературы. –М: Высшая школа, 1983, 1988. -С. 346-352, 367-382 (Римское общество и культура «века Августа». Гораций).


Практическое занятие

Творчество Публия Овидия Назона
Охарактеризуйте своеобразие греческой литературы периода принципата.

Творческий путь Овидия, его философские, эстетические, социальные воззрения.

Тематическое, идейное своеобразие цикла «любовные элегии».

Жанр лирического послания в цикле Овидия «Героини» (или «Послания героинь», «Героиды»).

Шуточные дидактические поэмы «Искусство любви», «Средства от любви».

Эпическая поэма «Метаморфозы». Традиции философии Пифагора в ней.

Поэма «Фасты», замысел, его реализация.

Идейно-художественное своеобразие «Скорбных элегий» Овидия.


CООБЩЕНИЕ:
Послание А.С. Пушкина 1821 г. «К Овидию». Идейное своеобразие стихотворения, диалог Пушкина с Овидием.

(При подготовке к сообщению воспользуйтесь книгой Вулих Н.В. «Овидий»).


Л и т е р а т у р а :
1. Вулих Н.В. Овидий и Пушкин / В кн.: Вулих Н.В. Овидий.- М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. Соратник.,1996.- гл. шестая. – с. 225-240.

2. Вулих Н.В. Овидий. – М.: ЖЗЛ, 1996.

3. Лосев А.Ф. Сонкина Г.А. Тахо-Годи А.А. Овидий //

4. Лосев А.Ф. Сонкина Г.А. Тахо-Годи А.А. Античная литература.- М., 1986.-с. 358-374.

5.Тронский И.М. Овидий //Тронский И.М. История античной литературы.- М: ВШ., 1983.- с. 391-398.

6. Овидий. Элегии и малые поэмы.-М., 1973. (Или другое издание текстов).

7. Овидий. Метаморфозы.- М., 1977. (Или другое издание текстов).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Сатира в послеклассической римской литературе

(творчество Петрония, Ювенала, Марциала).
1. Назовите особенности римской литературы I в. н.э.-

перв. пол.II в. н.э. Чем они обусловлены?

2. Чем можно объяснить внимание к жанрам сатиры-беседы,

эпиграммы в послеклассической римской литературе?

3. Петроний. «Сатирикон». Своеобразие жанра. Отражение

соц.- политических, экономических отношений римлян в романе.

4. Согласны ли Вы с мнением А.Ф. Лосева о том, что Петронию

присущ «религиозный скептицизм»? Свою точку зрения докажите примерами

из текста.

5. Как представлены в романе взгляды Петрония на литературу

своего времени? (Прокомментируйте образ поэта-ритора Эвмолпа,

сопоставьте фабулу произведения с фабулами традиционных

авантюрно-приключенческих греческих романов).
СООБЩЕНИЕ

Почему образ Петрония заинтересовал Пушкина? (см. отрывок его

незавершенной «Повести из римской жизни»-«Цезарь путешествовал»).
6. Марциал. Эпиграммы. Вспомните, как понимали жанр эпиграммы

в Древней Греции. Как меняется характер эпиграммы в тв-ве

Марциала? Свои размышления подтвердите примерами из текстов.

7. Сатиры. Ювенал. Чем сатиры 1-го периода тв-ва Ювенала

(до 120г. н.э., сатиры 1-9) отличаются от сатир 2-го периода тв-ва

(10-16)?


Свои размышления проиллюстрируйте примерами из текстов.

8. Обозначьте своеобразие языка и стиля сатир Ювенала


Л и т е р а т у р а:
1. Римская сатира. Сборник.-М: Худ. лит., 1989 (Петроний

«Сатирикон», с.131-241; Ювенал. Сатиры, с. 241-343).

2. М.В, Марциал. Эпиграммы (Вст. ст., пер. с лат. Ф. Петровского,-М:

Худ. лит.,1968).

3. Античная лит-ра (Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи.-М:

Просвещение, 1986, изд. 4-е.- с. 379-406 (гл. «Послеклассическая

литература. Ранняя римская империя (I в. н.э.-перв. пол. II в. н.э.»).

4. Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. История античной лит-ры.-М, 1963.-

с. 272-285.

5. И.М. Тронский. История античной литературы.-М: ВШ, 1983.- с. 401-407, 418-423, 423-428, 433-436, 438-440.


следующая страница >>