Лермонтов и религия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Лермонтов и религия - страница №1/1




Лермонтов и религия

Дамианиди М.Ф. Лермонтов и религия. Есть в лермонтовской поэзии особенное только ему свойственное обаяние,чистота, кристальное изображение образов, сочетание личного с общим,временное с возвышенным, небесным. Только ему, Лермонтову, присущенеобыкновенное чудо, которое мы встречаем в его произведениях, например:«Ангел», «Молитва», «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Казачья колыбельная»и др. Так мог писать только человек, тонко чувствующий и понимавший истину,которую он выражал всей силой своего таланта, своего гения, дарованного емусвыше. Возможно, что ранняя смерть матери, разлука с отцом, обострила егочувства, понимание сути, окружающей его среды обитования. Какова же была духовная сторона жизни Михаила Юрьевича, верил ли он вБога, какими путями он шел к этой вере? Где и как заблуждался, как боролсясо всякими дьявольскими искушениями? В чем заключается особенность егогения? Изучение его жизни и творчества позволяет сказать, что духовный ростпоэта был огромным, отношение к вере уважительным и искренним. С детства Лермонтов жил в усадьбе бабушки Е.А. Арсеньевой, Тарханы,где царило настоящее русское благочестие. Всегда горящая лампада, библия настоле, паломнические поездки в Лавру. После смерти дочери, ЕлизаветаАлексеевна, с маленьким внуком поехала в Киев на богомолье в Киево-Печерскую лавру, а через год она вторично посетила ее вместе с Мишелем.Только там Елизавета Алексеевна могла найти утешение, молясь о душе своейдочери. Лермонтов помнил, когда он был мальчиком, бабушка возила его и вНижеломовский монастырь за 70 км от Тархан к… Чудотворной иконе. Оттуда онвынес впечатления на всю жизнь и описал их в повести «Вадим». «Звонили квечерне; монахи и служки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущимот кельи архимандрита в храм; длинные, черные мантии с шорохом обметалипыль вслед за ними;…»1. Через три года после безвременной кончины Марии Михайловны Лермонтовойв Тарханах была освящена церковь во имя Святой Преподобной МарииЕгипетской, построенной Арсеньевой на месте бывшего барского дома. Средимножества икон был образ ангела-хранителя Михаила Юрьевича Св. архистратигаМихаила – предводителя небесного воинства в последней битве Апокалипсиса. Любимой книгой Лермонтова было «Откровение Иоанна Богослова», книгадавала ему надежду в неутихающей борьбе ангела и демона, которое всю жизньраздирало его душу. Поэт считал, что так на него действует безбожный век, а бабушка предполагала, что темные силы не дают покоя ее внуку из-запроклятого рокового наследства Томаса Лермонта, который наверняка, продалдушу дьяволу. Вот что об этом писал известный философ, публицист,литературный критик Владимир Сергеевич Соловьев:«В пограничной с Англией краю Шотландии вблизи монастырского городаМельроза, стоял в 13 веке замок Эрсильдон, где жил знаменитый в свое времяи еще более прославившийся впоследствии рыцарь Томас Лермонт. Славился онкак ведун и прозорливец, смолоду находившийся в каких-то загадочныхотношениях к царству фей и потому собиравший любопытных людей, вокругогромного старого дерева на холме Эрсильдон, где он прорицательствовал, имежду прочим, предсказал шотландскому королю Альфреду III его неожиданную ислучайную смерть. Вместе с тем эрсильдонский владелец был знаменит какпоэт, и за ним осталось прозвище стихотворца, или, по-тогдашнему, рифмача –Thomas the Thymer; конец его был загадочен: он пропал без вести, уйдя вследза двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.Через несколько веков одного из прямых потомков этого фантастическогогероя, певца и прорицателя, исчезнувшего в поэтическом царстве фей, судьбазанесла в прозаическое царство московское. Около 1620 года, пришел с Литвыв город Белый из Шкотской земли выходец именитый человек Юрий АндреевичЛермонт и просился на службу великого государя, и в Москве своею охотоюкрещен из кальвинской веры в благочестивую (т.е. православную). И пожаловалего государь Михаил Федорович восемью деревнями и пустошами Галицкогоуезда, Заблоцкой волости. И по указу великого государя договаривался с нимбоярин князь И.Б. Черкасский, и приставлен он, Юрий, обучать рейтарскомустрою новокрещенных немцев старого и нового выезда, равно и татар». От этого ротмистра Лермонтова в восьмом поколении («Лермонтовприходится ему прямым потомком 7го поколения», Лермонтовская энциклопедияМ. 1981 г. с. 467) происходит наш поэт, связанный и с рейтарским строем,подобно этому, своему предку XVII века, но гораздо более близкий по духу кдревнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу, с еголюбовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственнымсуществованием и роковым концом.2 Возможно, что дар прозорливости Лермонтов действительно унаследовал отсвоего далекого предка, написав в 16 лет «Предсказание», в котором говорито неизбежности революции. «Настанет год, России черныйгод, Когда царей корона упадет, Забудет чернь к ним прежнююлюбовь, И пища многих будет смерть икровь». 1830 год. К вопросам морали и отношения к православию Елизавета Алексеевна быластрога и требовательна. В ее доме соблюдались все посты, религиозныепраздники. С детства Лермонтов был восприемником, т.е. крестным отцоммногих крестьянских ребятишек, о чем свидетельствуют документыгосударственного архива Пензенской области. Во время учебы в Москве с 1828по 1832 годы, в дни Великого поста, поэт бывал с бабушкой на исповеди вцеркви Ржевской иконы Божией Матери.3 Известны нам и его поэтические шедевры, созданные в святых местах. Екатерина Александровна Сушкова, которой был увлечен поэт в раннеймолодости, в своих воспоминаниях рассказала об обстоятельствах ихнаписания и событиях этого времени. За лето 1830 года М.Ю. Лермонтов создалболее десяти прекрасных стихотворений. Написал он их во время путешествияиз Москвы в Троице-Сергиеву лавру: «Нищий», «Оставленная пустынь предомною…», «Благодарю», «Чума в Саратове», «Итак прощай…» Паломничество на молебен в лавру в окружении молодых людей с 13 по 17августа 1830 года бабушка предприняла, озабоченная слухами ораспространении эпидемии холеры с южных губерний Поволжья к Москве. Е.А. Сушкова вспоминала, что «…на следующий день до восхода солнца мыбодро отправились пешком на богомолье. Путевых приключений не было…» (мы –это Михаил Юрьевич, его кузины Александра Верещагина и Анна Столыпина, самаЕкатерина, молодой учитель Орлов и бабушка поэта, которая медленно ехала заними в коляске). Путь длился трое суток и проходил двумя ночевками через селаАлексеевское, Тайнинское, Мытищи, Ростокино, Тарасовку, Пушкино и т.д. Вовремя первой остановки в Мытищах, бабушка устроила чаепитие со знаменитой«целебной водой из громовых колодцев». Этих колодцев было около сорока.Вторая ночевка – обычно село Братовщина или Радонеж – родина СвятогоСергия. Троицкая (ныне Ярославская) дорога никогда не бывала пуста, во всехпридорожных селах трактиры, гостиницы, постоялые дворы были полныбогомольцев, идущих к Троице и обратно. Троице-Сергиева Лавра – крупнейший русский монастырь, основанный в 14веке Сергием Радонежским. Один из наиболее древних памятников монастыря –белокаменный Троицкий собор с иконами и росписью Андрея Рублева и ДаниилаЧерного. За семь верст до Лавры, паломники достигли горушки Волкуши, оттудаим открылся величественный вид: среди зелени лесов – златые главы церквейвокруг огромной колокольни… Е.А. Сушкова вспоминала: «На четвертый день мыпришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленныеплатья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На папертивстретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукой поднес нам своюдеревянную чашку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет,бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Богсчастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тожемолодые, да шалуны, насмеялись надо мною: положили полную чашку камушков.Бог с ними!»Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедатьи отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда,один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленяхперед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он какбудто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед,принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел наоставшийся стул против меня и передал мне ново-вышедшие из под егокарандаша стихи: «У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку Так я молилтвоей любви Слезамигорькими, с тоскою; Так чувствалучшие мои Обмануты навектобою.»»4 Это знаменитое стихотворение «Нищий» было написано шестнадцатилетниммальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности. В этомэпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведьжестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлятьдобро и милосердие. Так факт обмана нищего стал как бы и символом самогопоэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворениенаписано о зле, царящем в мире. Еще раньше Михаил Юрьевич побывал в Воскресенске (ныне г. Истра) встаром монастыре, основанном Патриархом Русской церкви Никоном в 1656 году.Под впечатление посещения монастыря юный поэт написал стихотворение«Оставленная пустынь предо мною». На рукописи отметил, что стихи написаныбыли «на стенах жилища Никона 1830 года». Он увидел старинное заброшенноездание, где когда-то жили монахи, где пахло жилым духом. Возможно, ужетогда у него возник замысел написать «записки молодого монаха 17 лет». Этотзамысел впоследствии был воплощен в поэмах «Исповедь», «Боярин Орша»,«Мцыри». Новоиерусалимский монастырь в г. Истра в наши дни восстановлен, онобрел новую жизнь, а в стихотворении и на рисунке поэта запечатлен именнотаким, каким его увидел Лермонтов в 1830 году. Все эти биографические данные говорят о духовной стороне жизниЛермонтова, поиске спасительного пути к Богу. В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где училсяпоэт в 1832-34 г.г. преподавали Закон Божий, строго соблюдались всерелигиозные посты, благодарственные молебны, праздники, церковные парады,участником которых был и М.Ю. Лермонтов. Многие исследователи считают, что произведения Лермонтова тесносвязаны с его личной судьбой, а в его ранних юношеских произведенияхпросвечивает решительное сознание, что он существо избранное и сильное,способное совершить что-то великое. «Я рожден, чтобы целый мир былзритель Торжества иль гибели моей… Мы случайно сведены судьбою…» Очень рано он ощутил в себе силу гения, задаток сверхчеловека и тозлое начало, с которым он должен бороться. С 14 лет Лермонтов писал Демона, наказанного Богом за бунт. Наказаниеего страшное, своим проклятием Бог опустошил его душу, превратил Демона ворудие зла и в этом заключается трагедия героя Лермонтова. Любовь,вспыхнувшая в душе Демона, означала для него возрождение, проснулись мечтыо прошлом счастье, о том времени, когда он был рядом с Господом. Ощутивлюбовь к девушке, он почувствовал любовь ко всему живому. Юный поэтвыразительно и наивно пишет о чувстве Демона: «Тот железный сон Прошел. Любить он может, может И в самом деле, любит он…» 1831г. Силу страдания своего героя Лермонтов передает образом камня,прожженного слезой. Демон искушает девушку и добивается своего. Творческаяистория поэмы заключается в углублении образа главного героя. Работая надпоэмой, Лермонтов создает восемь редакций, в первых ранних, действиепроисходило где-то в Испании главная героиня – испанская монахиня, но послессылки в 1837 году на Кавказ появилась кавказская редакция поэмы «Демон».Сюжет ее усложнился благодаря знакомству поэта с бытом и легендами Кавказа.Великолепны картины природы, написанные с натуры, героиня – грузинскаякняжна Тамара. И над вершинами Кавказа – Изгнанник рая пролетал; Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял, И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял,… Развязка поэмы во всех восьми редакциях одна и та же: героиня умирает,отвергнутая небом. Демон пролетает мимо ее могилы, у которой молится ангел: Когда ж он пред собой увидел Все, что любил и ненавидел, То шумно мимо промелькнул И, взор пронзительный кидая, Посла потерянного рая Улыбкой горькой упрекнул… Тамаре прощается грех и ангел забирает ее душу, а поэт всегда верил вто, что выше и лучше его самого и, ощущая над собой это лучшее, писал: «И внебесах я вижу Бога». М.Ю. Лермонтов, как утверждает В.С. Соловьев, идеализировал иэстетизировал злое начало в своей гениальной натуре: в нем жили «демонкровожадности (способность услаждаться деянием зла)», «демон нечистоты(эротизм некоторых произведений)» и третий и самый могучий – «демонгордости», с которым Лермонтов в отличие от первых двух и не пыталсябороться. «Однако религиозное чувство, по Соловьеву, часто засыпавшее вЛермонтове, никогда в нем не умирало и когда пробуждалось, боролось с егодемонизмом, хотя и принимало часто «странную» форму тяжбы с Богом, окотором Лермонтов говорил с какой-то личной обидой». Вывод Соловьева: «Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга –развить тот задаток, великолепный и божественный, который он получилдаром…»5 С этим мнением не соглашался Д.С. Мережковский. Он выступил с резкойкритикой статьи В.С. Соловьева «Лермонтов». Его тоже волновал образ«богочеловека», объединявшего в себе образ божества и человека. Проводякритический разбор статьи о Лермонтове, Мережковский рассматривал поэта впостоянном противопоставлении Пушкину. «Пушкин – дневное, Лермонтов –ночное светило русской поэзии. Источник бунта Лермонтова, считаетМережковский, «религиозно утверждающая себя непримиримость», родственнаябогоборчеству библейских Иакова и Иова». Соловьев, по мнению Мережковского,не понял «святости лермонтовского богоборчества», и не понял потому, чтооно окончательно забыто в самом христианстве. Беспощадный приговор,вынесенный им Лермонтову, критик так же связывает с непониманиемрелигиозного смысла лермонтовского вопроса о зле, проявившемся и втворчестве, и в личности поэта. Как считает Д.С. Мережковский – «злоЛермонтова – это только болезненный выверт, безумный надрыв».6 Вернувшись из ссылки, Лермонтов часто бывал у А.О. Смирновой-Россет.Это была блестяще образованная женщина, красивая, утонченного вкуса,глубоковерующая и тонко ценившая поэзию. Искренняя дружба и взаимопониманиесвязывали ее с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем. Ей Михаил Юрьевич посвятилпрекрасные строки: В простосердечии невежды Короче знать я Вас желал, Но эти сладкие надежды Теперь я вовсе потерял. Без вас – хочу сказатьвам много При вас – я слушать васхочу, Но молча вы глядитестрого, И я в смущении молчу!… Она в своих «Записках» заметила, что у него религиозная струяпоразительна. «Боже, Боже, как это красиво, - скажет она о стихотворении: По небу полуночи Ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой…»7 Императрица Александра Федоровна любила стихи Лермонтова. В маленькуюзаписную книжку она записала строки его «Молитвы»: В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть… Вероятно, это было связано с личными ее переживаниями по поводу смертиотца – прусского короля Фридриха Вильгельма III. Известен и тот факт, поэму «Демон» дважды читали при дворе. Первый разв 1839 году, когда специально для императрицы прозвучала поэма в чтенииВ.А. Перовского и второй раз 13 сентября 1841 года, когда поэта уже не былов живых, но трагическая гибель вызвала новый интерес к его сочинениям придворе. 8 В Петербурге М.Ю. Лермонтов бросился в большой свет, но очень скороему все наскучило. Не смог он поехать с бабушкой в Тарханы на освящениеновой церкви летом 1839 года, построенной Елизаветой Алексеевной в памятьнебесного покровителя Михаила Юрьевича Архистратига Божия Михаила. Поэт непоехал и бабушку не отпустил, т.к. в ее отсутствие чувствовал себя оченьодиноким. 9 Отношения его с высшем светом не складывались, его приглашали насветские приемы, ждали от него произведений их прославляющие, а получили«Думу». Лермонтов знал грех своего времени – это грех равнодушия. Это быласовременная болезнь, которую он называл болезнью своего времени. Именноэтою же болезнью страдали иудеи времен Исаия, одного из величайших пророковВетхого Завета. Из Библии известно, что он родился в 8 веке до Р.Х. вцарской семье, имел жену, двух сыновей и проповедовал около 60 лет при пятимонархах. И сказал Господь: «Пойди и скажи этому народу: «Слухом услышите ине уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердценарода сего, и ушами с трудом слышали, и очи свои сомкнули, да не узряточами и не услышат ушами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Яисцелил их» И сказал я: «Надолго ли, Господи?» Он сказал: «Доколе неопустеют города и не останутся без жителей, и дома без людей, и доколеземля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустениебудет на этой земле» 10 Все это пророчество давно сбылось, чему мы воочию живые свидетели.Этот грех равнодушия и безбожия, о котором говорил Лермонтов, проник и нашвек, за что мы сейчас и расплачиваемся. Последовавшие после первой ссылки два года были творчески активным инаиболее содержательным периодом в короткой жизни поэта. Именно в это времясозданы: «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени». В 1840 году выходитотдельным изданием роман «Герой нашего времени» и первый прижизненныйсборник стихов, тиражом в 1000 экземпляров. Стихотворения «Бородино»,«Узник», «Молитва», «Душа», «Дары Терека», «1-ое января», «И скучно, игрустно», «Воздушный корабль» и др.… какой бесконечный поэтический мирпоэта выражен в этой книге. Но жизнь так устроена, что слава и зависть,любовь и ненависть всегда рядом. Защищая честь русского офицера, Лермонтовпринял вызов сына французского посла Эрнеста де Баранта. Дуэль закончиласьбескровно: Лермонтов выстрелил в воздух, а Барант промахнулся. Поэт быларестован из-за недонесения о дуэли, предан суду и отправлен в ссылку наКавказ. Лермонтов принял участие в сражении на реке Валерик. То, что онувидел и прочувствовал, глубоко тронуло его душу: И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек, Чего он хочет, небо ясно, Под небом места много всем… В этом стихотворении, как и в других этого периода – «Тучи»,«Завещание» - нашло отражение душевное, личное переживание, одиночество игрусть поэта, оторванного от Родины и друзей. Судьбе было угодно, чтобы онеще раз побывал в Петербурге в связи с отпуском, который он выхлопотал длявстречи с бабушкой. В исповедальной росписи города Санкт-Петербурга церквиСвятого великомученика и целителя Пантелеймона за 1841 год на исповеди исвятом причастии были: Тенгинского полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов,Артиллерийского Училища прапорщик Иоаким Павлов Шан-Гирей и Гвардиипоручица вдова Елизавета Алексеевна Арсеньева. 11 Бабушка как истиннаяхристианка часто бывала на исповеди, и с нею были ее внук и внучатыйплемянник. В журнале «Отечественные записки», в марте 1841 года появилосьстихотворение «Родина», оно вызвало горячий отклик у читателей, а В.Г.Белинский в письме к В.П. Боткину писал: «…аллах-керим, что за вещь;пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских». Незаметно прошел отпуск, Лермонтов стал собираться обратно на Кавказ,т.к. в отставке ему было отказано. С тяжелым чувством покидал он столицу.Предчувствие подсказывало, что он больше не вернется. Его современникНиколай Павлович Раевский привел рассказ (в передаче В.П. Желиховской) отом, как Лермонтов и Столыпин, будучи проездом в Воронеже, сказали другдругу, что пойдут побродить в одиночестве и неожиданно, представляясь обаневерующими, встретились в соборе, куда каждый пошел втайне от другого.«Столыпин принял удивленный вид и спрашивает: «Как ты сюда попал?» АЛермонтов смутился так и говорит: «Да бабушка велела Угоднику здешнемумолебен отслужить! А ты зачем?» И когда Столыпин ответил, что и ему тожебабушка велела, оба отвернулись. Так все же сильно это было тогда!» 12 Дорогой на Кавказ, он наполовину заполнил книжку, подаренную ему передотъездом князем В.Ф. Одоевским. Среди них «Сон», «Тамара», «Морская царевна», «Листок», «Нет, не тебятак пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк», тема которогоперекликается с «Пророком» А.С. Пушкина. Стихотворение было написаноМихаилом Юрьевичем незадолго до трагической гибели на дуэли с Н.С.Мартыновым. Для того, чтобы написать такое произведение необходимо былознать для чего и для какой цели живет на земле Пророк. Кому он должен бытьпослушен, и как обличать живущих людей в нашем греховном мире, особенносильных мира сего, живущих не по правде Божией. Он так же должен знать ипростых людей, их желания и помыслы, их неутомимую жажду видеть всюдуправду Божию, милость, сострадание, любовь к ближним. Пророк – это Божийчеловек, скитаясь повсюду, не имея своего постоянного жилища, одетый врубище, терпя холод и голод, постоянно гонимый, но исполненный воли Божией,все терпит, все сносит, радуясь постоянно о Господе. (Вспомним Житие КсенииБлаженной Петербургской). Пророк – это еще и напоминание о том, что Св. Исаию, возвестившемуиудеев о явлении Миссии, о спасении им человечества, царь Монасия казнил.По его повелению пророка зажали между кедровыми досками и перепилилидеревянной пилой. Нам простым людям это сложно понять, а как же Лермонтов мог познатьжизнь пророка, Божьего страдальца, где он мог услышать и увидеть, чтобы такнаписать о нем? Ответ один, конечно, в Библии, которую он читал и знал, аможет быть, он не раз встречал тех блаженных, одетых в рубище и вериги,которые шли из одного села в другое, из города в город, проповедуя Божьеслово. Не многим поэтам дано такое гениальное видение и вдохновение, чтобыпропустить через свою душу жизнь Божиих людей, везде гонимых за правду. С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока Провозглашать я сталлюбви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали, бешенокаменья. Посыпал пеплом я главу, - Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечногохраня, Мне тварь покорна тамземная; И звезды слушают меня Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот примердля вас! Он горд был, не ужилсяс нами Глупец, хотел уверитьнас, Что Бог гласит егоустами! Смотрите ж, дети на него: Как он угрюм и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его». 1841 год. Какие прекрасные строки, они доходят до каждого, кто их читает,бередят душу, заставляют подумать о смысле своей жизни, о том, для чего мыживем на этом свете. 15 (27) июля 1841г. на дуэли с Н.С. Мартыновым оборвалась жизнь М.Ю.Лермонтова. Пятигорский священник В. Эрастов, приравняв дуэль ксамоубийству, отказался отпевать поэта, поэтому в метрической выписке осмерти Лермонтова записано: «Погребение пето не было». А.А. Столыпинпонимал, что Е.А. Арсеньева никогда не простит ему, если Михаила Юрьевичапохоронят без христианского обряда. Он обратился к священнику П.М.Александровскому. Эмилия Александровна Шан-Гирей (Клингенберг) вспоминала:«Наконец, приехал отец Павел, но, увидев на дворе оркестр, тотчас повернулназад; музыку мгновенно отправили, но зато много усилий употреблено было,чтобы вернуть Павла. Наконец все уладилось, отслужили панихиду и проводилина кладбище; народу было много, и все шли за гробом в каком-тоблагоговейном молчании…»13 после похорон была составлена «Опись имения оставшегося после убитогона дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова, учиненного17.07.1841г.» Среди вещей поэта под № 1-5 названы иконы: 1. Образ маленький Св. Архистратига Михаила; 2. Образ небольшой Св. Иоанна Воина; 3. Таковой же побольше Св. Николая Чудотворца; 4. Образ маленький (неизвестно какого святого примеч. М.Ф.Д.); 5. Крест нательный серебряный, вызолоченный с мощами.14 Известие о гибели Лермонтова пришло в Петербург через месяц. Что жестало с Е.А. Арсеньевой, когда до нее дошло это страшное известие. Ееродственница Е.А. Верещагина сообщила об этом печальном событии дочери:«Сие несчастье так нас всех, можно сказать, поразило, я не могла нескольконочей спать, все думала, что будет с Елизаветой Алексеевной…Она самадогадалась и приготовилась, и кровь ей прежде пустили. Никто не ожидал,чтобы она с такой покорностью сие известие приняла, теперь все Богу молитсяи собирается ехать в деревню…».15 Сопровождали ее Мария Акимовна и АкимПавлович Шан-Гиреи. В Тарханах, помогая разбирать вещи и рукописи МихаилаЮрьевича, присланные из Пятигорска, Аким Павлович получил от бабушкиподарок «Книгу хваления и псалтырь на российском языке» (М., 1822г.), наобложке которой сделана надпись рукой Лермонтова, учившегося по этой книгев десятилетнем возрасте. Восемь месяцев покоилось тело Лермонтова на пятигорской земле,впоследствии Е.А. Арсеньева добилась разрешения о перезахоронении телапоэта, которое состоялось 23 апреля 1842 года в Тарханах. Там же и отпевалиЛермонтова. Разве могли отказать Елизавете Алексеевне священники, которымона постоянно материально помогала. Сохранились документы о том, что вЦеркви Св. Михаила Архистратига в Тарханах, священники не проводили наПасху обязательной праздничной службы, т.к. в селе был траур, за что иполучили выговор. «Учинен ему (священнику Теплову Ф.М.) с нижеподписанным Троицким П.Г.за неслужение в высокоторжественные дни 17 и 21 апреля 1842 года,благодарных молебствий выговор, и обязаны они подпискою впредь производитьположение молебствия по гибели не упустительно. Декабрь 27 дня сего 1842года».16 А бабушка все глаза выплакала, отмаливая у Бога своего Мишеньку, иушла из жизни в 1845 году с тайной надеждой, что душа его была спасена. Проходят годы, время не властно над поэтом, чем больше проходит переднами поколений, которые примеряют к себе его бессмертную «Думу», тем большевосхищаемся мы высокодуховными творениями Лермонтова: «И скучно, игрустно», «Выхожу один я на дорогу», «Завещание», «Молитва странника»: Ночь тиха, пустыня внемлет Богу И звезда, звездою говорит. Такие стихи мог написать, несомненно, религиозный человек, которыйзнал, что «Спит земля в сиянье голубом…» И сколько бы не прошло лет, гений М.Ю. Лермонтова живет, и будет житьвне времени и вне пространства. г. Пятигорск 2004 год Литература 1. М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. «Вадим» Издательство Ак. Наук СССР, М-л., 1962г. с. 7. 2. В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., «Искусство», 1991г., с. 383-384. 3. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама» 2003г. с. 91. 4. Сушкова Е.А. (Хвостова) Записки 1812-1841г.г. Ред. Введение и примеч. Ю.Г. Оксмана. Л., 1928г. с. 111-115. 5. В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., «Искусство», 1991г., с. 379-398. 6. Мережковский Д.С. «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». СПб., 1909г., с. 15-16. 7. А.О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. М., «Наука», 1989г. с. 291-292. 8. Э.Г. Герштейн. Судьба Лермонтова. М., Худ. Литература, 1986г., с. 38- 41. 9. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама», 2003г., с. 309. 10. Библия. Книга пророка Исаия. VI глава. 11. М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений. М., «Воскресенье», 2001г., т.9, с. 180. 12. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989г., с. 425. 13. П.Е. Щеголев. «Книга о Лермонтове», Л., «Прибой», 1929г., ч.II, с. 223- 224. 14. Опись имения оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского Пехотного полка поручика Лермонтова… в кн.: М.Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений, Изд. «Воскресенье», 2001г., с. 406. 15. В.А. Захаров. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. М., «Русская панорама», с. 606-607. 16. ГАПО, ф.182,оп.1, д1530, № 21,л.117.