Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 3 413.79kb.
Лекция тема №16 розыскная деятельность следователя обсуждена и одобрена... 1 315.12kb.
Лекция тема №6. Психические расстройства позднего возраста. 1 231.88kb.
Лекция №2 История возникновения и развития судебной экспертизы Обсуждена... 1 465.18kb.
Российская федерация минкультуры россии 2 501.48kb.
Российская федерация минкультуры россии 2 505.95kb.
Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины 6 3038.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 020804 Геоэкология... 3 530.11kb.
Лекция тема №2. Основы судебно-психиатрической экспертизы Обсуждена... 1 384.16kb.
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры уголовного... 2 813.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 3 1185.78kb.
Тематика выпускных квалификационных работ 2013-2014 года Ивангородский... 1 67.38kb.
- 4 1234.94kb.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА

КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Дисциплина: Конституционное правоРоссии



Л Е К Ц И Я

ТЕМА № 23: «Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации, депутата законодательного

(представительного) органа субъекта Российской Федерации»


Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № 2

от “ 17 ” сентября 2012 г.





Подготовил:

доцент кафедры

к.ф.н., доцент

Кузовлева Г.В



КРАСНОДАР

2012
ПЛАН:


Введение


  1. Правовой статус депутатов Государственной Думы и члена Совета Федерации.

  2. Полномочия депутатов палат Федерального Собрания.

  3. Срок полномочий случаи досрочного прекращения полномочий.

  4. Основные гарантии депутатской деятельности.

  5. Депутатская неприкосновенность. Порядок лишения неприкосновенности.

Заключение

Литература



ВВЕДЕНИЕ
В XVII–XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депутаты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слугами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать полной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов. Такое понимание народного представительства делает бессмысленным требование к депутату о выполнении им своих предвыборных обещаний, право отзыва депутата и т. д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении своей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).


1. Правовой статус депутата Государственной Думы

и члена Совета Федерации

В интересах повышения эффективности работы депутатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским законодательством установлен статус депутата соответствующего органа власти. Под статусом депутата понимаются закрепленные законодательством права и обязанности депутата, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Среди правовых норм, определяющих статус депутатов, их права и обязанности, прежде всего следует отметить конституционное нормы. Конституция Российской Федерации заложила правовые основы их деятельности.

Основная часть норм, закрепляющих статус депутатов Совета Федерации и Государственной Думы, содержится в Федеральном законе от 5 июля 1999 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1. Он определяет права, обязанности и ответственность депутатов, предусматривает основные правовые и социальные гарантии депутатской деятельности.

Согласно указанному закону (далее по тексту – Закон) депутатом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, которому доверено осуществлять законодательные и иные полномочия.

Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, наделенный правом осуществлять законодательную власть в Государственной Думе (ст. 1 Закона).

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты Российской Федерации. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы, службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом (ст. 6 Закона).

Статус депутата Думы и члена совета Федерации зависит от их мандата – возможности или невозможности действовать только в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями.

Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям.

Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в парламенте исходя из своих убеждений и в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не может быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятельность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом.

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом, можно считать, что императивный мандат отвергнут, поскольку права отзыва уже нет. Не существует и юридически закрепленной обязанности депутата поддерживать политику какой-либо политической партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчитываться перед избирателями. Но свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например, обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие санкций за нарушение этих обязанностей позволяет депутату в целом поступать в соответствии со своими убеждениями, т. е. действовать свободно. Практически таким же статусом обладают члены Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов государственной власти, своих субъектов Российской Федерации, но не предусмотрено никакой ответственности членов палаты перед этими органами, как и обязанности выполнять наказы избирателей, избравших их в эти органы.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении своих полномочий обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, законами, регламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 97 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Установление возрастного ценза объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений.
2. Полномочия депутатов палат

Федерального Собрания

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы относятся:

а) право законодательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации либо о признании этих законов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов (не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Государственной Думы) может вносить предложения о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ст. 11 Закона);

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации. Это право обеспечивается личным участием каждого парламентария в работе соответствующей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассмотренных на заседаниях комитетов и комиссий вопросов (ст. 12 Закона);

г) право на получение и распространение информации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и другими высшими судебными органами страны, государственными органами и общественными объединениями.

При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации (в том числе воинские части, организации и учреждения Минобороны Российской Федерации) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, необходимой информацией и документацией независимо от степени ее секретности (с соблюдением условий, предусмотренных федеральным законодательством о государственной тайне).

В случае необходимости проведения в связи с обращением дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители вышеупомянутых органов и должностные лица обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Окончательный ответ предоставляется не позднее 30 дней со дня получения обращения. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов.

Кроме того, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставить депутату возможность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятельностью.

Право депутата на рассмотрение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, предоставляемые депутатам по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок, согласованный с депутатами, но не позднее 7 дней после обращения. Следует отметить, что редактирование (правка) представленных депутатом материалов без его согласия не допускается (ст. 17 Закона);

д) право на парламентский и депутатский запросы (ст. 13 и 14 Закона). Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка России, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания срок. Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе направить указанным выше органам депутатский запрос. Такой запрос направляется членом Совета Федерации или депутатом Думы самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня получения его или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до заседания соответствующего органа;

е) право обращения с вопросом к любому члену Правительства Российской Федерации (ст. 15 Закона). Совет Федерации, Государственная Дума вправе пригласить Председателя Правительства РФ, членов правительства и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты. В порядке работы соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации предусматривается время для обращения членов, депутатов соответствующей палаты с вопросами к должностным лицам;

ж) право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (ст. 16 Закона).

Согласно ст. 18 Закона не допускается вмешательство члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

К числу важнейших обязанностей депутата законодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о статусе депутата Парламента России устанавливает правило, что депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями. При этом депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. Депутат Государственной Думы рассматривает обращения избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации (ст. 8 Закона).

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим правительственным органом государственной власти. Формы ответственности депутатов за нарушение указанных правил устанавливаются регламентами этих органов (ст. 9 Закона).

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют их в соответствующую палату Парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, публикуется в официальных изданиях представительных органов государственной власти (ст. 10 Закона).

Свои полномочия члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют посредством следующих форм деятельности:

а) участие в заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы в порядке, установленном Регламентом палат Федерального Собрания; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; в согласительных комиссиях, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

в) участие в выполнении поручений Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса, запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются:

а) работа с избирателями;

б) участие в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп в Государственной Думе (ст. 7 Закона).


3. Срок полномочий.

Случаи досрочного прекращения полномочий

В соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации определяется совместным решением обеих палат. Порядок подтверждения или прекращения полномочий члена Совета Федерации определяется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании его полномочий в порядке, установленном Регламентом палаты. Главы законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации представляют в Совет Федерации документы, подтверждающие их полномочия как главы соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня их избрания или назначения на указанные должности.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются с момента принятия Советом Федерации решения о прекращении его полномочий в порядке, установленном Регламентом палаты. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются автоматически в случае прекращения его полномочий в качестве главы соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Кроме того, Законом о статусе депутата (ст. 4 Закона) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Так, полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы;

в) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующим, либо объявления умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

г) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы недееспособными на основании решения суда;

д) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) призыва члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на военную службу с их согласия.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях:

а) письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

в) поступления депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного объекта или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной и иной творческой, деятельностью;

г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 11 и 117 Конституции Российской Федерации.

Решение о подтверждении или прекращении срока полномочий члена Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата. Полномочия депутата Думы в случае роспуска Государственной Думы прекращаются со дня роспуска Думы.



4. Основные гарантии депутатской деятельности

Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующие наиболее эффективной работе депутата в соответствующем представительном органе государственной власти.

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты – к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно (п. 2 ст. 2 Закона).

Пункт 3 этой же статьи Закона к социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относит:

а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты в размерах, установленных для федерального министра (п.1 ст. 27 ФЗ);

б) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. В необходимых случаях он может превышать эту продолжительность;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы (ст.25 ФЗ). Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий. Депутату Государственной Думы и члену Совету Федерации по окончании срока его депутатских полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия – в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в иных вышеперечисленных органах) или досрочно уволиться со службы. Супругу(е) депутата Государственной Думы, уволенному в связи с переездом для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы); это установлено ст. 25 Закона;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей (ст.29 ФЗ). Медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, которым причинено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления своих полномочий, сохраняется за ними и после прекращения их полномочий;

д) пенсионное обеспечение (ст. 29 ФЗ). Гражданин РФ не менее 1года, исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;

е) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случаях:

- гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

- причинения увечья или иного повреждения здоровья;

ж) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве. Так, в соответствии со ст. 34 Закона члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим в городе Москве жилой площади, на период осуществления ими своих полномочий в 3-х месячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке, предусмотренном жилищным законодательством;

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение, не позднее одного месяца со дня прекращения их полномочий. Неосвобождение занимаемого жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством;

з) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Важнейшей организационной гарантией депутатской деятельности является право депутата иметь помощников. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъектах Российской Федерации, в избирательном округе (ст. 37 Закона).

Помощником члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации.

К числу основных обязанностей помощника депутата относится:

а) запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проведение предварительного приема;

б) подготовка аналитических, информационных, справочных и других материалов, необходимых члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

в) получение в органах государственной власти, избирательных комиссиях, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документов, необходимых для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы их полномочий;

г) организация встреч члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

д) ведение делопроизводства;

е) выполнение других поручений члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренных трудовым договором (контрактом) (ст. 39 Закона).

Для оплаты труда помощников каждому депутату выделяется общий месячный фонд в размере 3,34 ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ст.40 ФЗ).

Закрепленные в законодательстве гарантии депутатской деятельности способствуют повышению эффективности депутатской деятельности.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией и федеральным Законом о статусе депутатов (п. 4 ст. 2 Закона).
5. Депутатская неприкосновенность.

Порядок лишения неприкосновенности

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции Российской Федерации, – один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым – Парламента, их самостоятельности и независимости.

«Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей», – говорится в ч. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации.

Закрепление неприкосновенности в Конституции Российской Федерации является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Согласно ст. 19 Закона о статусе депутата член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или другие нарушения, предусмотренные федеральным законом, то возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности предусмотрен ст. 20 Закона о статусе депутата.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора в порядке, установленном соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. Решением соответствующей палаты Федерального Собрания от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

О возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме того, следует обязательно отметить, что выполнение депутатских полномочий порождает право члена Федерального Собрания на основании своего иммунитета отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его парламентской деятельностью (ст. 21 Закона).

Заключение
Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1995 г. (с поправками) и рядом других федеральных законов.

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по должности (хотя на эту должность они также избираются населением). Государственная Дума работает на постоянной основе, а Совет Федерации – на непостоянной. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты Российской Федерации. В отличие от члена Совета Федерации депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы и службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются федеральным законом. Однако в своей совокупности депутаты Думы и члены Совета Федерации образуют единый представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Мандат российских парламентариев: императивный или свободный? От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парламентария: возможность или невозможность действовать только в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями.

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императивный мандат отвергнут, поскольку права отзыва уже нет. Не существует и юридически закрепленной обязанности депутата поддерживать политику какой-либо политической партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчитываться перед избирателями. Хотя депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации являются представителями органов государственной власти своих субъектов Российской Федерации, но не предусмотрено никакой ответственности членов палаты перед этими органами, как и обязанности выполнять наказы избирателей, избравших их в эти органы.



Литература
Основная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. - М.: Юрист, 2007.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 6-е изд. – М.: НОРМА, 2007.

  3. Безруков А.В. Конституционное право России: курс лекций. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.

  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

  5. Конституционное (государственное) право России: Учебник/ под ред. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Академцентр: Дашков и К, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. 2-е изд. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2009.

  2. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. – М., 2006.

  3. Борисова М.М. Конституционно-правовой статус субъекта РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2010.
  4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008.


  5. Гравина А.А. Конституционные принципы судебной власти РФ: монография. – М.: Юриспруденция, 2011.

  6. Дмитрикова Е.А., Колошинская Н.В. Конституционное право России: Кратк. курс лекций. – СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
  7. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. – М.: Норма, 2007.


  8. Зенин С.С. Конституционно-правовое регулирование публичных слушаний в РФ: монография. – М.: Юрлитинформ, 2012.

  9. Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

  10. Проблемы науки конституционного и административного права: сборник научных трудов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011.

  11. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2011.

  12. Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. – 2-е издание, доп. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  13. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2007.

  14. Энциклопедический словарь терминов и понятий российского законодательства/ сост.: Н.Г. Деменкова, М.С. Игнатова. – М.: Юрлитинформ, 2010.