Лекции 3 Практические и лабораторные занятия 4 Курсовая работа и дипломный проект (работа) 5 Самостоятельная работа студента - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематический план и содержание учебной дисциплины биология 2 321.52kb.
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа магистранта глоссарий 9 3292.12kb.
Форма отчетности зачет в 8 семестре. Рабочая программа тема 1 Состав... 1 97.06kb.
Самостоятельная работа Что такое [художественный] стиль ? Натуральный... 1 50.59kb.
Курсовая работа студента ІI курса (группа р-201) Направление «Регионоведение» 1 83.29kb.
Курсовая работа по дисциплине "Операции коммерчес ких банков" студента... 2 709.95kb.
Курсовая работа по управлению судном вариант №25 1 128.33kb.
Лекции 6 (час.) практические занятия 22 час семинарские занятия час... 1 131.79kb.
Лекции 36 часов Практические занятия 54 часа Часть 1 Теория управления... 43 5419.54kb.
Современная аппаратура и методы исследования биологических систем 5 625.05kb.
Дипломная работа» или «Курсовая работа» 1 169.06kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... 10 3216.22kb.
- 4 1234.94kb.
Лекции 3 Практические и лабораторные занятия 4 Курсовая работа и дипломный проект - страница №1/3



Содержание

1 Глоссарий (Примечание-наличие данного раздела не обязательно)



2 Лекции

3 Практические и лабораторные занятия

4 Курсовая работа и дипломный проект (работа)

5 Самостоятельная работа студента



1. Глоссарий

АККОМОДАЦИЯ – (приспособление) частичное приспособление артикуляции двух рядом стоящих звуков.

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества.

АРТИКУЛЯЦИЯ – движение произносительных органов во время речи.

АССИМИЛЯЦИЯ – уподобление звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания.

АФФИКС – морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение – словообразовательное или грамматическое – и противопоставленная корню.

АФФРИКАТА – смычно – фрикативный согласный – сложный согласный звук, произносимый единой артикуляцией.

ДИАХПОНИЯ – изучение исторического развития языка, отдельных языковых фактов и системы языка в целом.

ДИССИМИЛЯЦИЯ – расподобление двух или более звуков, находящихся в пределах одного слова.

ЖАРГОН – социальная разновидность речи, характеризующаяся профессиональной лексикой и фразеологией общенародного языка.

ЗНАЧЕНИЕ – отображение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, состояния).

ИДИОМА – единица языка, обладающая идиоматичностью.

ИЗОГЛОССА – линия на географической карте, ограничивающая территорию распространения отдельного языкового факта.

КАЛЬКА – слово или выражение, созданное из исконных языковых элементов.

КРЫЛАТОЕ СЛОВО – устойчивое изречение, а также высказывание исторического деятеля.

ЛЕКСЕМА – одна из системных единиц плана содержания языка.

ЛЕКСИКОГРАФИЯ – раздел языкознания, теория и практика составления словарей.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика.

МЕТАТЕЗА – перестановка звуков в слове при произношении.

МЕТАФОРА – троп, или фигура речи, образующаяся путем переноса значения, основанного на сходстве каких-либо внешних признаков.

МЕТОНИМИЯ – троп, или фигура речи, образующаяся путем переноса значения, основанного на пространственных отношениях.

НОМИНАЦИЯ – образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией.

ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ – смягчение согласных в определенных фонетических положениях.

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ – часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении.

ПОЛИСЕМИЯ – многозначность, наличие у единицы языка более чем одного значения.

ПУРИЗМ – стремление очистить язык от иноязычных слов и выражений.

РЕДУКЦИЯ – изменение языковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударностью.

РЕЧЬ - конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме.

СИНЕГДОХА – разновидность метонимии, основанная на количественных отношениях.

СИНТАГМА – сочетание или тесное слияние двух или нескольких языковых единиц.

СИНХРОНИЯ – изучение состояния языка как системы взаимосвязанных элементов в определенный момент его развития.

СУППЛЕТИВИЗМ – образование форм одного и того же слова от разных корней.

ТАБУ – религиозный запрет у первобытных народов на произнесение определенных слов и выражений.

ТЕРМИН – слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия к.-л. сферы производства, науки или искусства.

ТОПОНИМИКА – раздел ономастики, изучающей закономерности возникновения, развития и изменения названий географических и др.

ТРАНСКРИПЦИЯ – передача текстов или отдельных слов к.– л. языка с помощью специальной системы записи.

ФОНЕМА – основная единица звукового строя языка.

ФОНЕТИКА – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

ФОНОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости.

ФРАЗЕОЛОГИЯ – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его историческом и современном состоянии.

ЭВФЕмИЗМ – слово или выражение, служащий в определенных условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему не вполне вежливыми, слишком резкими.

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ – семантическая категория, характеризующаяся различными формами проявления экспрессивной функции языка.

ЭТИМОЛОГИЯ – раздел языкознания, который посвящен исследованию первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлению элементов его древнего значения.

2 ЛЕКЦИИ
Л.1. Тема №1. Введение. Предмет языкознания.

Содержание лекционного занятия.

1. Язык и речь как объект и предмет языкознания.

2. Научное изучение отдельных языков и общее языкознание

3. Основные проблемы общего языкознания:

1. Сущность языка.

2. Структура науки о языке и система важнейших понятий – терминов

Лингвистики.

3. Место языкознания среди других наук.

4. Содержание и задачи курса «Введение в языкознание».

Объектом и предметом языкознания является язык и речь. В современном языкознании выделяют: общее языкознание; частное языкознание; компаративистику и типологическое языкознание. Общее языкознание (философия языка) занимается изучением общих теоретических вопросов: взаимоотношений языка и речи, язык и мышления; дифференциации языка и т.д. Компаративистика исследует языки с точки зрения их родства. Типологическое языкознание изучает языки, схожие по грамматическому строю. Частное языкознание описывает отдельно взятый язык как структуру и систему.

Под структурой следует понимать единство разнородных элементов в пределах целого: фонемы - морфемы-слова-синтаксемы. Различия элементов структуры языка не количественные, а качественные, что определяется разными функциями этих элементов (перцептивной, сигнификативной, семасиологической, номинативной, коммуникативной).

Система – это единство однородных взаимообусловленных элементов.

Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуя общую систему данного языка.

Языкознание связано с разными дисциплинами: литература, истории, этнография, философия, социология, математика и др.

Таким образом, задачи курса «Введение в языкознание» сводятся к следующему:

- составить представление о языке как структуре и «системе систем»;

- определить взаимоотношения языка и речи, языка и мышления;

- сформулировать метаязык лингвистики, что сделает возможным овладение других лингвистических дисциплин.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом языкознания?

2. Что такое система? Почему язык является системой? Что представляет собой структура языка?

3. Что такое языковой уровень? Какие уровни языковой системы вам известны?

4. Назовите единицы, образующие фонетический, морфологический, синтаксический и лексический уровни. Дайте их характеристику.

5. Что такое частное языкознание? В чем различие между частным и общим языкознанием?

6. Какие проблемы изучаются общим языкознанием?

7. Что такое прикладное языкознание?

8. С какими науками общественно-исторического и естественно-математического циклов и почему связано языкознание?

9. Каковы цели и задачи курса «Введение в языкознание»?

Литература:

I. 1-5, ІІ. 11.

Л.2 Тема №2 Общественная сущность языка

Содержание лекционного занятия.

І. Язык – явление общественное.

1. Общество – творец и носитель языка.

2. Я – непременный признак человеческого коллектива.

ІІ. Основные функции языка.

Сущность речевой коммуникации.

Язык как «...непосредственная действительность мысли».

Язык как орудие познание.

Язык как средство обучение я воспитания.

Язык как выражение чувств.

Язык как средство образного отражения действительности.

Если язык не природное явление, то его место среди явлений общественных.

Общее у языка с другими общественными явлениями состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

Но функции языка и закономерности его функционирования и исторического развитияв корне отличаются от другихобщественых явлений.

Язык является средством общения челоческого коллектива. Классовых языков нет и не было. Национальный язык есть форма нацыональной культуры. Но язые не идеология/ которая является основой культуры.

Язык, будучи орудием общения, является одновременно и средством обмена мыслями. Если мышление не может обойтись бес языка, то и язык без мышления невозможен. Мысли и рождаются на базе языка и закрепляются в нем. Но это не означает, что язык и мышление представляют тождество.

Законы мышления изучает логика. Законы логики – законы общееловеческие, так как мыслят люди все одинаково, но выражают эти мысли на разных языках по-разному. Кроме коммуникативной и когнитивной функций, язык выполняет и другие функции: эмотивную, экспрессивную и т.д.

Таким образом,



  • язык не природное, не биологическое явление;

существование языка не подчинено законам природы;

физичесике признаки человека не имеют отношения к языку;



  • языком обладают только люди – эт вторая сигнальная система, которой нет у животных.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему язык называют средством общения?

  2. Чем обуславливается общественная сущность языка?

  3. Может ли язык возникнуть и существовать у отдельного человека вне общества?

  4. Передается ли он по наследству?

  5. Как проявляются взаимоотношения языка и мышления? Что первично?

  6. Каковы основные функции языка?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 1, 11-13, ІІІ. 11.

Л3. Тема №3. Основные вопросы фонетики. Звуки речи и их классификация.

Содержание лекционного занятия.

І. Предмет и содержание фонетики как науки.

ІІ. Понятие о звуке речи. Акустические свойства звука: высота, сила, громкость, длительность, тембр.

ІІІ. Артикуляционная характеристика звуков речи:

1. устройство речевого аппарата и функции его частей;

2. артикуляция звука и ее фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия;

3. артикуляционная база языка.

IV. Классификация звуков речи.

1. Гласные и согласные, их артикуляционные и акустические различия.

2. Принципы классификации гласных:

а) место подъема языка;

б) степень подъема языка;

в) участие/неучастие губ;

г) краткость/долгота.

3. Принципы классификации согласных:

а) соотнесение голоса и шума;

б) место образования;

в) способ образования;

г) твердость/мягкость;

д) краткость/долгота.

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков (звуковых, графических). Изучением звуковой стороны языка занимается фонетика. Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде.

Термин «речевой аппарат» следует понимать условно, так как от природы никаких «органов речи» нет. Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3-х частей: приступа, выдержки, отступа. Каждый язык располагает своей артикуляционной базой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему звуки являются природной материей языка?

2. Что такое фонетика и каковы ее основные разделы?

3. Каковы физические параметры звуков?

4. Раскройте содержание термина «речевой аппарат»? Из каких частей состоит рече6вой аппарат?

5. Что такое артикуляция? Каковы ее основные фазы?

6. Что такое артикуляционная база языка? Чем обусловлено несходство артикуляционной базы различных языков?

7. Каковы различия в артикуляции гласных и согласных?

8. По каким признакам классифицируются согласные звуки?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 6, 15, ІІІ. 11.

Л4. Тема №4 Взаимоотношения звуков в речевом потоке

Содержание лекционного занятия.

1. Фонетические (живые) и исторические чередования звуков:

а) аккомодация возникает между звуками разного рода – гласными и согласными, может быть прогрессивной и регрессивной;

б) ассимиляция возникает между звуками одного рода – гласными или согласными, может быть контактной и дистактной, прогрессивной и регрессивной, частичной и полной, по месту образования, по способу образования, по участию голоса, по твердости-мягкости;

в) диссимиляция – процесс, обратный ассимиляции;

г) метатеза – перестановка звуков (флор - Фрол);

д) гаплология – выкидка одного из повторяющихся слогов,

диэреза – выкидка какого-либо звука, как правило, в сочетании нескольких согласных;

эпентеза – вставка какого-либо звука, который облегчит произношение сочетания в чем-то похожих звуков;

протеза - вставка какого-либо звука впереди.

Исторические чередования гласных и согласных объясняются процессами утраты юсов большого и малого (взять - взимать), утраты редуцированных (наличие беглых гласных), трех палатализаций (друг- дружок-друзья) и т.д. 2. Позиционные изменения. Редукция. Различают количественную и качественную редукцию.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Чем отличаются живые чередования звуков от чередований исторических?

  2. Какие изменения фонем в потоке речи называют комбинаторными и почему?

  3. Чем отличается аккомодация от ассимиляции?

  4. Во всех ли языках звонкие согласные оглушаются на конце слов?

  5. В каких языках возможна редукция гласных в безударных слогах?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, 17, 19, ІІІ. I-4, 11.

Л5. Тема №5 Фонема и система фонем.

Содержание лекционного занятия.



  1. Фонология как функциональная фонетика.

  2. Фонема как типовой звук языка:

  3. Фонема и звук речи.

  4. Перцептивная и сигнификативная функции фонемы.

  5. Фонологическое содержание фонем, их интегральные и дифференциальные признаки.

  6. Вариации и варианты фонемы, их позиционная обусловленность.

Фонетику называют наукой о звуках речи, а фонологию – наукой о звуках языка.

Фонема определяется как класс звуков, это звукотип. Фонема, в отличие от звука, - единица языка, не материальная, судить о которой можно лишь по графическому облику, закрепленному алфавитом.

Но подобно звуку, фонема выполняет перцептивную и сигнификативную функции.

Фонемы обладают дифференциальными и интегральными признаками.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Что собой представляет фонология как наука?

  2. Что общего и различного у фонемы и звука?

  3. Отчего сигнификативную функцию противопоставляют перцептивной?

  4. Какие признаки фонемы являются дифференциальными, а какие – интегральными?

  5. В каких условиях фонема выступает в своем основном оттенке?

  6. Какая позиция называется сильной, а какая – слабой?

  7. Какие языки называют вокалическими, а какие – консонантными?

  8. Почему в фонематической системе русского языка так много согласных и так мало гласных?

  9. Каково соотношение гласных и согласных фонем в изучаемом вами языке?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, 17, 19, ІІІ. I-4, 11.

Л6. Тема №6 Лексикология как лингвистическая дисциплина.

Содержание лекционного занятия.



  1. Слово в системе языка. Лексикология и ее основные разделы.

  2. Важнейшие признаки простого самостоятельного слова.

  3. Слова самостоятельные и служебные

  4. Лексическое значение слова.

  5. Сущность названия. Слова мотивированные и немотивированные.

  6. Слова однозначные и многозначные.

Язык людей нередко называют языком слов. Слово – центральная единица языка. Слова с точки зрения их значений изучаются лексикологией. В лексикологии выделяют ономасиологию и семасиологию. Лексикологическими дисциплинами являются терминология, этимология, лексикография, фразеология.

Важнейшие признаки простого самостоятельного слова:

- фонетическая оформленность и автономность;

- грамматическая оформленность и структурность;

- автономность значения;

- цельнооформленность и непроницаемость;

- лексико-грамматическая отнесенность;

- свободная воспроизводимость в качестве строительного материала словосочетаний и предложений;

- способность выступать в качестве минимума предложения.

Слова делят на самостоятельные и служебные.

Слово обладает лексическим значением, которое обладает как устойчивостью, так и подвижностью.

Факторы, предопределяющие лексическое значение слова:

- соотнесенность слова с объективной действительносью;

- соотнесенность слова с понятием;

- место слова в лексико-семантической системе данного языка.

Слова бывают мотивированными и немотивированными, однозначными и многозначными.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Почему слово называют центральной единицей языка?

  2. Все ли признаки свойчтвенны каждому слову любого языка?

  3. В каком виде хранятся слова в нашей памяти?

  4. По какому признаку различают самостоятельные и служебные слова?

  5. Почему лексическое значение слова называют его реальным значением?

  6. Почему слово и его лексическое значение нельзя отождествлять с понятием?

  7. Почему одни и те же реалии не только в разных, но и в одном и том же языке называются по-разному?

  8. Что такое внутренняя форма слова? Отчего слово утрачивает свою мотивированность?

  9. Любое слово однозначно при рождении. Отчего же большинство слов становится многозначным?

Литература:

I. 1-5, ІІ. 11.

Л7. Тема №7 Словарный состав языка как открытая лексико-семантическая система.

Содержание лекционного занятия.

1.Системообразующие свойства слов.

2. Омонимы. Источники омонимии. Разновидности омонимии.Использование омонимии в речи. Межъязыковые омонимы как ложные друзья переводчика.

3. Тематические и лексико-семантические группы слов.

4. Синонимы и антонимы. Типы синонимов. Источники синонимии. Синонимические ряды и их доминанты. Использование синонимов и антонимов в речи.

5. Термины и их целевое назначение.

Лексика как никакой другой ярус языка отлично демонстрирует системные свойства языка. Это тоже система систем. Слова можно группировать по разным основаниям, например, по принципу равноименности выделяют полисемию и омонимию. Если полисемия возникает путем переноса значений (метафора, метонимия), то омонимия может возникать в результате:

- распада полисемии;

- словообразования;

- исторического совпадения звуковых оболочек разных по происхождению слов;

- заимствования слов.

Выделяют:

- лексические, или полные, омонимы;

-омофоны;

- омографы;

- омоформы;

- паронимы.

Намеренное использование омонимов приводит к такому явлению, как каламбур.

Слова можно классифицировать по тематическим и лексико-семантическим группам. Членами тематическим групп можно рассматривать синонимы (стилистические, семантические, контекстуальные). Синонимы появляются в языке в результате развития полисемии, пополнения языка профессиональными, диалектными и жаргонными словами, в результате заимствования слов. Табу и эвфемистики. Синонимы различаются оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сферой употребления, степенью употребительности. И синонимы, и антонимы являются средствами выразительности текста.

Вопросы для самоконтроля:


  1. По каким свойствам – признакам объединяются слова в систему?

  2. Почему словарный состав является открытой системой?

  3. Каковы критерии разграничения омонимии и полисемии?

  4. Почему смешение паронимов является ярким показателем низкой речевой культуры говорящего?

  5. Приведите несколько пар межъязыковых омонимов. Отчего такие омонимы оказываются ложными друзьями переводчика?

  6. Почему проблема омонимии существует только для слушающего, а проблема синонимии – лишь для говорящего?

  7. Какое слово может иметь несколько синонимов?

  8. Что общего между табу и эвфемизмом и чем они различаются?

  9. Почему для культуры речи важно прежде всего знать то, чем различаются синонимы, а не то, что их объединяет?

Литература:

I. 1-5, ІІ. 11.

Л.8. Тема №8. Фразеология

Содержание лекционного занятия.

1. Фразеология – лексикологическая дисциплина.

2. Виды фразем:

1.) сращения, или идиомы;

2.) единства;

3.) сочетания.

Единицей фразеологии является фразема – устойчивое сочетание слов. Существует 2 классификации фразем: морфологическая и семантическая. В морфологической классификации выделяют фразеологизмы именные, глагольные и другие.

Семантическая классификация базируется на семантической «спаянности» слов, и тогда фразеологизмы распределяются по сращениям, единствам и сочетаниям (классификация В.В. Виноградова).

Источники фразиологизмов: фольклор, античная литература, священные книги, разговорная речь, профессиональная речь и т.д. Каждый фразеологизм по своей семантической наполненности стремится быть словом.

От фразеологизмов следует отличать крылатые выражения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом изучения фразеологии?

2. Что такое «идиома»?

3. Какие типы фразем существуют?

4. Каковы источники фразеологизмов?

5. Что такое «крылатые выражения»?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, ІІІ. 5-11.

Л.9 Тема №9 Историческое развитие словарного состава языка.

Содержание лекционного занятия.

1. Основные процессы в историческом развитии словарного состава.

2. Пути обогащения лексики.

Обогащение лексики за счет собственных ресурсов языка.

Обогащение лексики за счет других языков:

а) заимствование,

б) калькирование.

3. Устаревание и отмирание слов. Историзмы. Архаизмы.

Все слова языка образуют словарный состав, в котором выделяется основной словарный фонд, объединяющий все словарные слова, ядро язык. Это база для образования новых слов, эти слова – факты нейтральной лексики.

Через словарный состав языка язык непосредственно связан с действительностью и ее сознанием в обществе.

Активный словарь – слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Очень важен вопрос реального и потенциального словаря. В словаре любого языка можно найти различные пласты лексики. Выделяемые по разным признакам: свое и чужое (заимствование и иностранные слова, кальки); термины и слова общего языка; идиоматическая и неидиоматическая лексика, экспрессивная и неэкспрессивная лексика, нейтральная и стилистически окрашенная. Значение и значимость слова. Ряд для определения значимости слова называется лексическое поле. Контекст – это область употребления слова в речи, а поле – сфера его существования в системе языка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы обуславливают постоянную эволюцию словарного состава языка?

2. Каковы пути обогащения лексики?

3. Какие два пласта лексики различают по темпам изменения?

4. Отчего понятие «неологизм» относительно?

5. Что происходит со словом при его конверсии?

6. Зависит ли степень освоения иноязычных слов от пути заимствования?

7. Чем различаются заимствования и варваризмы?

8. Что такое семантические и словообразовательные кальки?

9. Чем различаются архаизмы и историзмы?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, 20, 21, ІІІ. I, 3, 7,8, 11.

Л.10 Тема №10 Лексикография

Содержание лекционного занятия.

1. Лексикография как раздел языкознания.

2. Словари энциклопедические и лингвистические.

1.) общие лингвистистические словари:

а) толковые;

б) переводные и учебные;

в) исторические и этимологические;

г) диалектные.

2.) Специальные лингвистические словари:

а) фразеологические, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

б) грамматические, словообразовательные и частотные;

в) орфографические и орфоэпические.

3. Современная лексикография.

Лексикография – научная методика и искусство составление словарей. В энциклопедических – описываются и разясняются явления, которые этими словами названы. Языковые же словари показывают слова с их значениями, употреблением, происхождением, грамматической характеристикой и фонетическим обликом. В 20 веке появились обратные словари. Они полезны для подсчета словарного заполнения фонетичесикх моделей.

Словарь состоит из 1) словника, то есть подбора вокабулы; 2) филиции, то есть расчлененной подачи значений той или иной вокабулы; 3) стилистических, грамматических и фонетических ремарок к словам и их значениям; 4) иллюстративных примеров; 5) идиоматических и фразеологических сочетаний по данному слову и 6) перевода или толкования.

Вопросы для самоконтроля:

1.Чем отличаются лингвистические словари от энцеклопедических?

2.Какие способы толкования используются в толковых словарях?

3.Что такое специальные словари?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 22, ІІІ. 1-11.

Л.11 Тема №11 Граматика как наука

Содержание лекционного занятия.



  1. Грамматический строй языка как система отношений

  2. Грамматические значения слов в их противопоставленности лексическим значениям.

  3. Грамматические формы слов.

  4. Грамматические категории.

  5. Составляющие грамматики.

Грамматика – наиболее устойчивая часть языка – определяет тип языка.

Грамматика выражает отношения между лексемами, т.е. отношения, лишенные конкретности. Грамматические лексемы, и их серии, и группы образуют те или иные модели в языке, среди которых различают продуктивные и непродуктивные.

Фонетика и лексика занимают в структуре языка периферическое положение: лексика относится к смысловой периферии, фонетика – к материальной. Грамматика занимает центральное положение. Грамматика всегда опосредована. Каждое граматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено; и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Различают грамматические значения, грамматические способы их выражения и возникающую в результате взаимодействия грамматических способов и грамматических значений грамматическую форму. Грамматические категории – это совокупность элементов языка, образующих грамматические общности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Отчего грамматические значение абстрактны, категориальны, обязательны и формальны?

2. По какому признаку различают два типа грамматических категорий – классифицирующие и словоизменительные?

3. Можно ли определить синтаксис как функциональную морфологию?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 8, 9, 13, 24, 25, ІІІ. 3, 9, 10, 11.

Л. 12 Тема №12. Способы и средства выражения грамматического значения .

Содержание лекционного занятия.

1. Порядок слов.

2. Ударение и интонация.

3. Повторы и их основные типы.

4. Служебные слова.

1.) Предлоги и послелоги.

2.)Артикли и члены.

3.)Частицы и союзы.

4.) Связки.

5. Сложение и его типы.

6. Аффиксация и ее типы.

7. Супплетивизм.

Грамматические способы для всех языков одинаковы, но языки могут пользоваться и всеми, и только некоторыми из них. Грамматические способы исчислимы и легко обозримы.

В тех языках, где порядок слов фиксирован для выражения грамматических отношений, он с трудом может быть использован для стилистических целей, и, наоборот, инверсия – очень стилистическое средство.

Повторы (редупликации) состоят в повторение корня, основы. Часто применяется для выражения множественного числа, для усиления сообщения. Аффиксация (аффикс, префикс. Постфикс, интерфикс, конфикс, инфикс, трансфикс, нулевой аффикс). Агглютинация свойствена большинству языков Азии, Африки, Океании, фузия – свойство индоевропейских языков. Внутренняя флексия – грамматическое чередование. Соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов, несмотря на различие корней (лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений), называется супплетивизмом.



Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется своеобразие грамматического строя того или иного языка?

2. Каковы основные типы повторов и для выражения каких грамматических значений они преимущественно используются?

3. Какую грамматическую категорию обслуживают артикли и члены и чем они различаются?

4. Каковы основные способы сложения?

5. При образовании каких форм наблюдается супплетивизм в русском языке?



Литература:

І. 1-5, ІІ. 9, 11.

Л.13 Тема№13 Историческое развитие грамматического строя языка

Содержание лекционного занятия.

1. Устройство грамматического строя и основные факты его исторического развития;

2. Историческая изменяемость строя предложения;

3. Развитие морфологического строя языка.

Все грамматические способы можно разделить на два типа:

1) Способы, выражающие грамматику внутри слова, - это внутренняя флексия, аффиксация, повторы, сложения, ударение и супплетивизм.

2) Способы, выражающие грамматику вне слова, - это способ служебных слов, порядка слов, интонации.

Первый ряд способов называется синтетическим, второй – аналетическим. Слово синтетических языков самостоятельно, полноценно как лексически, так и грамматически и требует прежде всего морфологического анализа, из чего синтаксические его свойства проходят сами собой. Слово аналитических языков грамматическую характеристику приобретает лишь в составе предложения.

К типичным синтетическим языкам относятся древние индоевропейские языки: санкрит, древнегреческий, латынь, готский, старославянский; в настоящие время- литовский, русский, к аналитическим – романский, английский, датский, новогреческий, из славянских – болгарский.



Вопросы для самоконтроля:

1. Чем обуславливается устойчивость грамматического строя языка и каковы основные факторы исторического развития этого строя?

2. Почему развитие синкретической перспективы предложения шло одновременно с формированием морфологической структуры слова и части речи?

3. От чего во всех языках мира союзы являются наиболее молодой частью речи?



Литература:

І. 1-5, ІІ. 9, 11.

Л.14 Тема №14 Сравнительно – исторический медод. Генеалогическая и типологическая характеристика языков.

Содержание лекционного занятия.

1. Зарождение сравнительно – исторического языкознания.

2. Основания сравнительно – исторического метода.

3. Приемы сравнительно – исторического метода

4. Генеалогическая классификация, ее основные понятия.

5. Основные типы языков по общим особенностям структуры слова и строя предложения. Типологическая классификация.

Языкознание знает два подхода к классификации языков: группировку по общности языкового материала, т.е. по общности происхождения - это генеалогическая классификация, и группировку языков по общности строя и типа – это типологическая классификация. Первые попытки классификации связаны с поисками «родства» языков и выявления родственных семей.

В 17 – 18 веках появились переводные словари. Почва для возникновения сравнительного языковедения была готова. «Толчком» оказалось открытие санкрита. В 19 веке разные ученые занялись выяснением родственных отношений языков в пределах той или иной семьи. (Ф. Бопп, Р.Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Результаты исследования языков методом сравнительно – исторического языкознания подытоживаются в схеме генеалогической классификации языков. Семьи языков разделяются на ветви, группы, подгруппы родственных языков.

Типологическая классификация языков возникла позднее. Впервые классифицировал языки по типу грамматического строя Ф. Шлегель, он выделял 2 типа: флективные и аффиксирующие. Август Шлегель добавил аморфный тип языка. Позднее Гумбольдт описал инкорпорирующий тип. По сей день эта классификация не разработана.



Вопросы для самоконтроля:

1. Родственные языки восходят к одному языку – источнику. Почему праязык являестя научной фикцией?

2. Почему при установлении родства языков сопоставляются слова лишь определенных тематических групп?

3. Что такое генетическое тождество слов?

4. Что такое архетип и от чего зависит степень его достоверности?

5. Чем различаются внутренняя и внешняя реконструкция?

6. Почему структура слова служит основным типологическим признаком языков?

7. Что такое тип языка?



Литература:

І. 1-5, ІІ. 13,26

Л.15 Тема №15. Происхождение языка.

Содержание лекционного занятия.

1. К постановке проблемы.

2. Наиболее известные идеалистические теории происхождения языка.

3. Основы марксистской теории происхождения языка.

4. Учение И.П. Павлова о 2-х сигнальных системах.

5. Некоторые черты изначальных языков.

Первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить. Уже в библейских легендах даны 2 точки зрения на происхождение языка: 1) язык не от человека и 2) язык от человека.

Со времен античности сложилось много теорий: 1. теория звукоподражания, 2. теория междометий, 3. теория «трудовых» выкриков. 4. «теория социального договора».

Все они рассматривали язык вне вопроса происхождения человека, что противоречит общественной природе языка.

Общий процесс развития человека Ф.Энгельс представил как взаимодействие труда,осознание языка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему академик И.П.Павлов считал, что слово является «сигналом сигналов»?

2. «Сын труда – язык вывел человека в люди»? Почему только звуковой язык мог стать полноценным средством общения формирующихся людей?

3. Чем различаются индивидуалистические и социальные теории происхождения языка?

Литература:

І. 1-5, ІІ. 11.



3. Практические занятия.

Семинарское занятие №1 (1 час)



Тема: Язык как «Система систем»

Современное языкознание, его прелмет.



Цель: составить представление о предмете языкознания, о структурных составляющих системы языка, о связи с другими дисциплинами, об основных проблемах современного языкознания и его структуре.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом языкознания?

2. Дайте характеристику языковой системе:

а. Что такое система? Почему язык является системой? Что представляет собой структура языка?

б. Что такое языковой уровень? Какие ярусы языковой системы вам известны?

с. Назовите единицы, образующие фонетический, морфологический, синтаксмческий и лексический уровни. Дайте их характеристику.

д. Каковы основные типы отношений между еденицами языковой системы?

г. Почему язык определяют как «систему систем»?

е. Какие разделы языкознания изучают структурные уровни языковой системы?

3. Какова структура современного языкознания:

а. В чем различие между частным и общим языкознанием?

б. Почему общее языкознание называется «общим»?

в. Что такое прикладное языкознание?

4. С какими науками связано современное языкознание и почему?



Методические рекомендации:

  • Изучите материал учебника, лекции, методических пособий.

  • Систематизируйте и оформите материал темы в виде таблиц «Язык – система систем», «Структура языкознания».

  • Возникшие в процессе осмысления вопросы запишите на полях тетради.

  • Определения терминов поместите в словарик.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 11.

Семинар №2

Тема: Сущность языка

Цель: Объяснить общественную природу языка; определить функции языка; пояснить взаимоотношения языка и речи, языка и мышления.

Контрольные вопросы:

1. Какие средства общения существуют? В каком отношении они относятся к языку?

2. Чем обуславливается общественная сущность языка?

3. Возможно ли существование общества без языка?

4. В чем проявляется социальный характер языковой системы?

5. Как функционирует система языка?

6. В чем состоит индивидуальная сторона речевой деятельности и в чем проявляется ее социальный характер?

7. Что такое мышление? Какие виды мышления различаются в современной науке?

8. Чем обуславливается единство языка и мышления? В чем состоит различие языка и мышления как социальных явлений?

9. Что такое внутренняя речь?



Методические рекомендации:

-Изучите рекомендуемую литературу по теме.

- Сформулируйте и зафиксируйте вопросы, возникшие в процессе изучения темы.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 1, 11.-13, III. 11

Практическое занятие №3

Тема: Фонетика. Классификация звуков речи

Цель: Охарактеризовать фонетику как раздел лингвистики.

Составить представление об акустических и артикуляционных свойствах звуков. Уметь определить звук по артикуляционной характеристике и характеризовать звуки самостоятельно.



Контрольные вопросы:

1. Что такое фонетика и каков предмет ее изучения?

2. Что представляет собой звук речи как фонетическое явление?

3. Что представляет собой «речевой аппарат»?

4. Что такое артикуляция и артикуляционная база языка?

5. Какова разница в артикуляции гласных и согласных?

6. По каким признакам классифицируются согласные звуки?

Литература и номера заданий:

1. глава III,

4. с. 14-17, №1-7, №1-10

5. с. 66-70

II. 6, 15., III. 11

Методические рекомендации:

- Изучите теоретический материал; затем ответьте на вопросы к теме и приступайте к выполнению упражнений.

- Выработайте план артикуляционной характеристики звука.

- Пополните личный словарик лингвистических терминов определениями по теме.

- Оформите библиографию по теме.

Практическое занятие № 4-5.



Тема: Фонетические процессы

Цель: Усвоить основные правила транскрибирования, уметь находить примеры позиционных и комбинаторных изменений; уметь определить виды комбинаторных изменений.

Контрольные вопросы: Е.Б.Артеменко. «Сборник задач и упражнений по курсу» «Введение в языкознание», с 21-22.



Методические рекомендации:

- прежде чем приступать к выполнению упражнений, изучите теоретический материал;

- изучите правила транскрибирования;

- ознакомьтесь с образцами транскрипций;

- составьте транскрипцию текста (10-15) строчек, отметив примеры фонетических изменений;

- записи упражнений поместите в рабочую тетрадь;

- запишите определения терминов в словарик.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 16, ІІІ. 11.

Практическое занятие №6.

Тема: Фонема и система фонем.

Цель: составте представление о фонеме как о типовом звуке языка, сформировать знания о функциях фонем и их признакам.

Контрольные вопросы: Е.Б.Артеменко. Сборник задач и кпражнений. С26, Упр. С. 26-28, № 1-13.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал, пополнив список литературы;

  • внесите в список терминов специальную лексику по теме;

  • отбирайте материал для тестовых заданий по теме;

  • по аналогии с заданиями выполняемых упражнений придумайте собственные задания для своих коллег;

  • сформулируйте самые трудные вопросы по теме;

  • подготовьтесь к контрольной работе по теме.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 6, 7, ІІІ. 10, 11.

Практическое занятиие №7

Тема:Лексикология. Слово как предмет лексикологии.

Цель: Выработать навыки характеристики слова как центральной единицы языка. Отработать умение определять лексическое значение слова разными способами. Выработать умение отличать случаи равноименности.

Контрольные вопросы: Артеменко. С 32-33, №1-13, с. 35 №1-8., с. 33, № упр. 1,3,4,6,9,10; с. 35 - №1-4, 8-12, 15-16, 34.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал;

  • продолжайте оформление личного словарика терминов, пополните список литературы библиографическими данными по теме;

  • выполняя упражнения, отмечайте «трудные» для вас задания, с тем чтобы скорректировать знания по теме;

  • попытайтесь подобрать собственные примеры к заданиям пособий.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, 17, 19, ІІІ. 1-4, 11.

Практическое занятие №8.

Тема: Лексико-семантическая система языка.

Цель: Сформулировать умение определять тематические и лексико-семантические группы слов, доминанты синонимичных рядов, виды синонимов.

Контрольные вопросы: Артеменко. С.41, №1-14, с. 42-45 №1, 4,5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал;

  • пополните список литературы;

  • пополниет словарик терминов;

  • выполняя упражнения, пользуйтесь словарями: толковым, синонимов, антонимов.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, ІІІ. 1-4.

Практическое занятие №9.

Тема: Фразеология.

Цель: выработать умение определять тип фраземы (по морфологической и семантической классификациям).

Контрольные вопросы и упражнения: Артеменко. С.38 №1-12 упр. С. 39-41, № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал;

  • составте библиографию по теме;

  • определите термины, отметив их в индивидуальном словарике;

  • отбирайте материал для тествых заданий;

  • выполняйте упражнения, отмечайте «трудные» для вас случаи;

  • сформулируйте вопросы по теме.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5 , ІІІ. 5, 6, 11.

Практическое занятие №10.

Тема: Стилистическое расслоение лексики

Цель: выработать умение определять принадлежность слова к общеупотребительной лексике или к лексике, стилистически ограниченной.

Контрольные вопросы и упражнения: Артеменко, с. 41-42,3 15-22, с. 45-48, № упр. 16-25.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал:

  • продолжайте составлять бибилиографию по теме;

  • пополните список терминов;

  • отбирайте материал для тестовых заданий;

  • при работе над выполнением заданий опирайтесь на материалы словарей.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, ІІІ. I-4, 11.

Практическое занятие №11.

Тема: Историческое развитие словарного состава языка.

Цель: На практике овладеть терминологией по теме, уметь объяснять разницу между заимствованиями и иностранными слоами, историзмами, архаизмами.

Контрольные вопросы и упражнения: артеменко. С.48-49, № 1-9, с. 52 № 1-20. № упр. С. 49-50 № 1, 2, 5, 7,8., с. 57-58 № 21-27.



Методичесике рекомендации:

  • изучите теоретический материал;

  • продолжайте составлять библиографию по теме;

  • пополниет список терминов;

  • отбирайте материал для тестовых заданий;

  • при работе над выполнением заданий опирайтесь на материалы словарей.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 3-5, 20, 21, ІІІ. 2, 3, 7, 8, 11.

Практическое занятие №12.

Тема: Грамматика. Историческое изменение грамматического строя.

Цель: уточнить основны евопросы грамматики, ввести в речь специальную лексику по теме, выработать навыки распознания способов выражения грамматических значений.

Контрольные вопросы и упражнения: Артеменко. С. 61, №1-4, с.62 № 1-9, с. 66 № 1-14, с. 68 № 1-8, с. 74, №1-4.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал;

  • продолжайте составлять библиографию по теме;

  • пополните спиоск терминов;

  • отбирайте материалдля тестовых заданий;

  • при работе над выполнением заданий опирайтесьна материалы словарей;

  • составьте 10 тестовых заданий по теме;

  • выполняя упражнения, отметьте вопросы, возникшие в процессе работы.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 8, 9, 13, ІІІ. 3, 9-11.

Практическое занятие №13.

Тема: Сравнительно-исторический метод. Генеалогическая и типологическая классификации.

Цель: уяснить особенности сравнительно-исторического и типологического метода как лингвистических методов, отработать терминологию темы.

Контрольные вопросы и кпражнения: артеменко. С.90, №1-6, упр. № 1-11, с. 94, №1-9. Задания с.91-93, упр. 12-18.



Методические рекомендации:

  • изучите теоретический материал, составте краткую историческую справку о зарождении сравнительно-исторического языкознания;

  • выработайте оющую схему характеристики лингвистического метода;

  • пополниет список терминов, объяснив их значение;

  • включите в список литературы перечень источников по теме.

Литература:

І. 1-5, ІІ. 13, 26.

Практическое занятие № 14.

Тема: Происхождение языка. Закономерности исторического развития языка.

Цель: составить представление о наиболее известных теориях происхождения языка; уяснить истории общества и развития языка.

Контрольные вопросы: Артеменко. С. 10, № 1-5, с. 9, №1-3, с 11-12, № 1-16, 20-22.



Методические рекомендации:

- изучите теоретический материал темы, составьте опорные схемы-конспекты, систематизирующие материал;

- сформулируйте вопросы, возникшие в процессе работы;

- пополните библиографию и словарь терминов материалами темы.



Литература:

І. 1-5, ІІ. 11.

Практическое занятие №15.

Тема: контрольная работа.

Цель: Систематизировать материал, продемонстрировать навыки практической работы.

Задания:

1. Транскрибируйте текст, определите и охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие при произношении слов.

Чудесен Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы, полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла... (Н.Гоголь)

2. Определите значение слов: тихая вода, чудится. Приведите примеры употребления этих слов в различных значениях.

3. Составьте синонимический ряд со словом «тихий». Укажите доминанту, виды синонимов.

4.Найдите примеры синтетических и аналитических форм, укажите, какими способами выражаются в них грамматические значения.



следующая страница >>