Квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города москвы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска» 1 40.59kb.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Южное Тушино в городе... 1 41.03kb.
Система социальной защиты в Московском районе г. Минска: состояние... 1 245.9kb.
Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений... 3 1926.51kb.
Об итогах работы с письменными обращениями граждан за 2013 год, поступивших... 1 52.74kb.
Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ астахов Павел... 1 14.48kb.
Отдел социальной защиты населения 28 октября 11. 00 1 54.14kb.
Управление социальной защиты населения 1 21.45kb.
Как будет осуществляться прием медицинских работников, из числа сотрудников... 1 58.33kb.
Справочник министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики 1 147.62kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень театров города Москвы... 1 106.84kb.
White Oleander Выпущен: 2002 1 44.29kb.
- 4 1234.94kb.
Квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения - страница №1/2



ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

И СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Выступления участников

научно-практической конференции
«РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

Москва 2012

Сборник выступлений участников научно-практической конференции «Роль социальных работников в модернизации системы социальной защиты населения». М.: ИПК ДСЗН, 2012 – 70 с.

Редакционный совет:

Потяева Т.А., первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы

Холостова Е.И., д.и.н., профессор, директор ИПК ДСЗН г. Москвы

Кононова Л.И., д.и.н., профессор, зав. кафедрой теории и технологии социальной работы ИПК ДСЗН г. Москвы

Дашкина А.Н., к.п.н., Президент общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников России», вице-президент Конференции неправительственных организаций Совета Европы
Редактирование материалов и компьютерная верстка:

Костина М.Н., методист отдела социально-инновационных технологий; Кононова А.П., редактор ИПК ДСЗН г. Москвы.

Сборник содержит тексты выступлений участников научно-практической конференции «Роль социальных работников в модернизации системы социальной защиты населения», приуроченной к Всемирному Дню социальной работы.

Материалы представляют научно-практическое осмысление современных тенденций развития системы социальной защиты населения, роли социальных работников в её модернизации.

© ИПК ДСЗН, 2012.



СОДЕРЖАНИЕ


А.М. Панов

РОЛЬ ОТРАСЛЕВЫХ СМИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ




5

С.С. Истомина

ЗАДАЧИ МодернизациИ системы социального обслуживания населения




14

Л.Е. Сикорская

Социальная политика на уровне человека: психолого-педагогический анализ


18

Е.В. Мякинченко, Л.Н. Ляхович
Единое реабилитационное пространство учреждений СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА



25

С.Е. Артюхова

Создание информационной программы по назначению ежемесячного пособия на ребенка




32

М.В. Андрианова

созданиЕ благоприятной рабочей среды в ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ




35

А.В. Волков

РазвитиЕ навыков


эффективных коммуникаций
специалистов экстренной социальной помощи
как средство повышения качества предоставляемых услуг


40

В.З. Нигматулин

Инновационный потенциал системы социальной защиты населения:


реалии и перспективы


49

А.В. Сощина, Е.Ф. Мазаева, Т.М. Тимашева,

Социально-педагогические ресурсы подросткового дискуссионного киноклуба




54


РОЛЬ ОТРАСЛЕВЫХ СМИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

А.М. Панов,

к.п.н., президент Межрегиональной

общественной организации
«Ассоциация работников


социальных служб»
Уважаемые коллеги!

В заголовок нашей конференции вынесено, в том числе, словосочетание «система социальной защиты населения».

И это абсолютно правильно, потому что социальная защита – действительно система, представляющая собой совокупность 4-х компонентов.

Первый из них – сущностно-содержательный: цели, задачи, функции, виды, направления, формы и технологии социальной защиты, ее философские, политические, экономические, правовые, социологические, нравственно-этические основы и содержание.

Второй компонентинфраструктурный (основной, системообразующий компонент): сеть учреждений социального обслуживания и других учреждений социальной защиты, предоставляющих государственные и социальные услуги.

Третий компонентструктурно-управленческий, представляющий собой структуру и иерархию государственных органов управления отраслью.

И, наконец, четвертый компонентресурсно-обеспечивающий, включающий законодательное и нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, финансовое, информационное, материально-техническое обеспечение системы, ее ресурсное наполнение.

Любой из этих компонентов крайне важен для успешной жизнедеятельности системы. Отсутствие, либо слабая выраженность, формальная реализация хотя бы одного из них (так же, как и составляющих их подкомпонентов), пагубно сказывается на эффективности функционирования всей системы, как на этапе ее устойчивого развития, так и в ходе модернизации, а в дальнейшем и в постмодернизационном периоде.

Каждый из компонентов и составляющих сегментов выполняет определенные функции, в которых заключается его практическая ценность и значимость для всей системы. Это касается и информационного сегмента, в состав которого входит сеть отраслевых СМИ – профессиональных журналов, работающих на систему социальной защиты и социального обслуживания населения.



Функциями информационного обеспечения системы социальной защиты населения являются следующие.

Прежде всего, это функция информирования, передачи сведений, сообщений, представляющих значимый интерес для профессионального сообщества работников социальной защиты (а именно их мы имеем в виду, когда говорим о «социальных работниках» в расширительном контексте). Именно в отраслевых изданиях помещается информация о том, как и чем живет социальная защита страны и регионов. Причем это информация, тщательно отобранная редакциями из огромного потока, которым наполнено сегодня информационное поле: о наиболее значимом, наиболее интересном, полезном для работы.



Дидактическая, обучающая функция. Публикации отраслевых журналов – это основа для повышения квалификации персонала органов управления и социальных служб в ходе обучающих семинаров, занятий школ профессионального мастерства, курсового обучения, профессиональных дискуссий, то есть для той работы по совершенствованию знаний, умений и навыков социальных работников и специалистов, которая должна вестись в любом управлении и отделе, в любом учреждении социального обслуживания и его отделениях.

Безусловно, материалы, помещенные в профессиональных СМИ, – это также основа для самообразования работников социальных служб. Реферирование тематических статей, подготовка обзоров новых номеров журналов, выступлений на семинарах и конференциях, написание рефератов, конкурных работ, обобщение собственного опыта – вот тот неполный перечень форм самообразования, в которых роль отраслевых журналов видна невооруженным глазом.

Важна также и функция содействия мультипликации эффективного опыта. Большинство статей наших отраслевых журналов – именно о нем. Редакции стремятся уловить любое начинание практиков, любую полезную и перспективную инициативу, свежую мысль, новаторский подход и рассказать об этом читателям. Мы проводили выборочный опрос читателей, выясняли, откуда им стало известно о той или иной инновации, которая затем была адаптирована в их собственную практику. 73,5% читателей ответили: из публикаций наших отраслевых журналов.

Действительно, мимо журналов не прошла ни одна из инноваций последних лет: социальный патронаж, участковые социальные службы, бригадный метод, оценка индивидуальной нуждаемости клиента в социальных услугах, работа со случаем, создание автономных учреждений, мобильные социальные службы, службы «одного окна», «единые талоны», «экипажи милосердия» (выездное обслуживание), услуги сиделки, социальное такси, службы «Социальный патруль», службы социальных помощников, «Университеты третьего возраста», группы самопомощи и взаимопомощи, социальный туризм, «тревожная кнопка», сетевой метод в решении кризисной ситуации, технологии обучения пожилых людей работе на ПК и в Интернете, видеописьма детям от пожилых людей, проживающих в стационарном социальном учреждении, социальный контракт, социальный сертификат, санаторий на дому, семейные воспитательные группы, патронатные семьи, приемные семьи для пожилых, социальные консилиумы, школы ответственного родительства, развитие волонтёрства, хоспис на дому, социальный аудит, государственный и муниципальный социальный заказ на услуги социального обслуживания, развитие негосударственных социальных служб и многое, многое другое.

Названные социальные технологии и приемы не просто не прошли мимо отраслевых журналов: редакции сами упорно ищут новое, а обнаружив искры социального творчества, подвижничества, собирают их, обобщают, публикуют. Мы радуемся, ощущая свой вклад в развитие социальных служб, улучшение качества социального обслуживания, наше общее продвижение вперед.

Сейчас в поле особого внимания находится реализация Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в котором содержатся принципиально новые подходы к законодательной базе функционирования социальных служб и их бюджетному обеспечению.

Безусловно, не все статьи практиков содержат откровения и блещут новизной. Часто мы публикуем материалы, полученные из глубинки, в которых авторы делятся практикой, уже ставшей традиционной для большинства учреждений. Но из уважения к труду коллег, из желания поддержать их, мы помещаем их статьи в журналах.

При этом мы стараемся не забывать и об историческом опыте. Предыдущие поколения социальных работников за десятилетия профессиональной деятельности накопили поистине бесценный опыт, и все наиболее значимое в нем, все, что имеет непреходящее значение и не исчерпало свой потенциал – все это необходимо сохранять и пропагандировать. В этом одно из предназначений профессиональных журналов, и мы стараемся это делать.

Еще одна функция – научно-внедренческая. На страницах журналов регулярно выступают практикоориентированные ученые, исследующие проблемы социальной защиты, социального обслуживания. Мы даем им возможность донести до аудитории практиков основные выводы исследований, рекомендации, новые разработанные социальные технологии. Тем самым мы содействуем их внедрению в жизнь социальных служб. Кроме того, мы поддерживаем научный поиск самих работников социальных служб, их желание научно осмыслить и обобщить опыт своей деятельности, изложить его в статье в научно-теоретическом «Отечественном журнале социальной работы» (главный редактор – известнейший российский ученый в области социальной работы профессор Е.И. Холостова). А в дальнейшем – может быть, и в магистерской или кандидатской диссертации.

Мы полагаем, что социальную работу как науку (пусть даже пока не конституированную в таком самостоятельном качестве) не должна постигнуть печальная участь иных социальных или гуманитарных наук – оторванность от жизни, от реальной практики социальной защиты. Недопустимо, чтобы ученые жили и «творили» сами по себе, а практики – сами по себе. Миссия наших отраслевых СМИ заключается еще и в том, чтобы наладить тесное сотрудничество, взаимодействие науки и практики социальной защиты, «перекинуть мостик» между коллективами кафедр, лабораторий и социальных служб.

Последняя по списку, но отнюдь не по значимости, функция – стимулирование инновационных поисков и их поддержка. Жизнь ставит новые задачи, мы постепенно расширяем предметное поле и поле объектов социальной защиты, все яснее понимаем, что только системная работа на программно-модульной, стандартизированной, оптимально технологизированной основе может привести к желаемым результатам. А значит, необходим поиск инновационных подходов по всему спектру системы социальной защиты с целью обновления каждого из ее компонентов. И роль отраслевых СМИ – стимулировать поиск, настроить на него читателей, пробудить у них интерес к социальному конструированию, творчеству, социальной инженерии в сфере социальной защиты. И конечно, поддержать то новое, что будет появляться в процессе этих поисков.

Чтобы успешно выполнять названные функции, отраслевые СМИ имеют в целом достаточный потенциал. Сегодня только к числу отраслевых журналов системы социальной защиты, издаваемых на федеральном уровне, можно отнести около 20 изданий. Одни из них специализируются на проблематике пожилых людей и инвалидов («ПИПЛ – Помощь инвалидам и пожилым людям», «Психология зрелости и старения»); другие – преимущественно детей и семей («Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Беспризорник», «Социальная педагогика», «Приемная семья», «Защити ребенка» и другие); третьи характеризуются комплексным подходом к тематике публикаций, выступают по всему спектру проблем социальной защиты и социального обслуживания (журналы «Социальная работа», «Социальная защита («Социономия»)», «Вопросы социального обеспечения»).

И в этом ряду стоят издания нашей Ассоциации: журналы «Социальное обслуживание», «Работник социальной служб», «Профессиональная библиотека работника социальной службы», главным редактором которых автор имеет честь быть, и, безусловно, «Отечественный журнал социальной работы», издаваемый совместно с общественной Академией проблем социальной работы (президент – профессор Е.И. Холостова).

Мы гордимся тем, что постоянно получаем от наших читателей письма, в которых они отмечают, что журналы Ассоциации стали для них основными методическими пособиями в каждодневном труде. Это немудрено: за период издания журналов в них опубликовано более 2,5 тысяч статей, большинство из которых – крупицы уникального опыта инновационно работающих социальных служб, новаторские технологии, апробированные в деле эффективные подходы и методики, описание передовой практики, изложение задумок на будущее.

За годы выхода в свет наших журналов в них оказалось аккумулированным бесценное интеллектуальное достояние нескольких тысяч настоящих профессионалов, работающих в системе социального обслуживания, которым они щедро поделились с коллегами. Подавляющее большинство тех, чьи материалы опубликованы на страницах журналов – практические работники, представляющие органы управления и учреждения социального обслуживания.

Безусловно, эта ситуация не уникальна: каждый из отраслевых профессиональных журналов вносит свой достойный и неповторимый вклад в совершенствование системы социальной защиты, социального обслуживания и повышение профессионального мастерства работников социальных служб.

Отсюда и наше убеждение: отраслевые журналы востребованы там и тогда, где и когда уходят от шаблона, от рутины, «поднимаются над суетой» и работают творчески, не «отбывают» рабочие часы и дни «трудовой повинности», а упорно стремятся совершенствовать собственную практику. Именно для этого хотят знать и использовать опыт столь же творчески мыслящих и работающих коллег. А потому мы утверждаем, что интерес к профессиональным СМИ, факт наличия журналов в учреждении, умение работать со статьями и использовать их в своем трудовом процессе лакмусовая бумажка, один из ярких критериев того, насколько продвинут, по-хорошему амбициозен и современно мыслит руководитель и персонал социальной службы, насколько они не на словах, а на деле заинтересованы в эффективных результатах своего труда. И, в конечном счете, это один из критериев профессиональной пригодности социальных работников.

Представить себе современный орган управления или учреждение социального обслуживания, в котором не выписывают и не читают профессиональные издания, невозможно, это нонсенс.

Наши журналы читают и любят там, где кипит настоящая творческая жизнь. Где есть интерес к тому, как там у других, над чем работают, что получается, как добиваются этого. Там, где коллеги экспериментируют, бьются над решением застарелых проблем, иногда получают новые (что неизбежно на пути «через тернии – к звездам»), но упорно идут вперед, впитывают любую полезную информацию, любое новое слово, берут на вооружение, от чего-то отказываются. При этом что-то закрепляется в практике, развивается и модернизируется, становится уже не чужим, а своим. Это и есть нормальная, интересная, одухотворяющая жизнь, наполняющая всех так живущих бодростью, созидательной энергией, ощущением собственной значимости и самоуважением, дающая блеск в глазах, утроенную работоспособность и чувство гордости, удовлетворения сделанным.

Если мы и утрируем, то ненамного. Между настроем на инновационную работу и востребованностью отраслевых изданий, в том числе изданий нашей Ассоциации, существует прямая корреляционная зависимость. Для многих социальных служб отправным моментом, побуждением к творчеству стала именно прочитанная в наших журналах статья о новом опыте, любопытной идее, об интересной задумке, нестандартном решении (об этом нам пишут сами руководители и специалисты).

Естественно, что в каждом отдельно взятом журнале нельзя найти ответы на все интересующие вопросы, решить все имеющиеся проблемы. Только став постоянными читателями, в течение нескольких лет подписываясь на издания, можно сформировать настоящую «Библиотеку социального обслуживания». Журналы профессиональной Ассоциации, уважаемые коллеги, – это ваши настольные энциклопедии социальных практик.

Итак, модернизация социальной защиты невозможна без готовности к ней социальных работников, повышения их субъективной роли в инновационных процессах. А это, в свою очередь, напрямую зависит от политики и реального влияния отраслевых изданий на профессиональное сообщество, на стимулирование творческого труда, генерацию и внедрение инновационных практик, повышение ресурсного, и в первую очередь кадрового, потенциала социальных служб.

Чем значимее, объемнее, масштабнее станет влияние СМИ на процессы обновления отрасли, деятельнее и эффективнее их практическое участие в этом, тем выше будут созидательные результаты модернизации, в том числе и существенный рост профессионального мастерства социальных работников, их способности предоставлять полные и качественные услуги социальной защиты и социального обслуживания населения.

ЗАДАЧИ МодернизациИ системы социального обслуживания населения

С.С. Истомина,
начальник Управления социальной


защиты населения
САО города Москвы.

Начать свое выступление я хотела бы с вопроса ко всем нам и, в первую очередь, к самой себе: «Что мы должны сделать, чтобы стало лучше?»

Несмотря на богатую историю институтов милосердия, социального служения, само понятие о профессии социального работника в мировой практике появилось чуть более 100 лет тому назад. Тогда, на рубеже XIX-XX веков стали появляться первые школы социальной работы в Европе и Соединенных Штатах Америки. Наш лексикон обогатился понятиями «социальная работа», «социальный работник» следом за словами «гласность», «перестройка», «демократия».

Становление института социальной работы проходило параллельно со становлением нашего молодого государства. При этом социальная защита взяла на себя роль «подушки безопасности», предназначенной максимально уберечь граждан на трудном пути построения новой страны. В результате существующая модель социальной защиты сформировалась и развивалась как «антикризисная».

Можно долго разбирать эту модель, выискивая ошибки и слабые стороны, но не возникает сомнений, что эта модель выполняла и продолжает выполнять свои полезные функции.

Можно ли ее оставить без изменений? Да, пожалуй, можно. Но устойчивое стабильное развитие государства в последние годы, естественное обновление клиентов наших учреждений, изменение потребностей населения говорят о том, что назрела необходимость модернизировать существующую систему.

Исходя из этого, под модернизацией я понимаю необходимость построения новой модели социальной защиты населения. Построения обдуманного, взвешенного, с сохранением всего лучшего, что мы имеем сегодня, и с внедрением новых методов и подходов. И сегодня я бы хотела остановиться на ряде моментов, которые, на мой взгляд, важны.

Первое, и самое сложное, над чем предстоит поработать, это изменение сложившегося у наших граждан стереотипа предоставления социальных услуг. Оказание социальных услуг чаще всего воспринимается ими по принципу «Они нам положены, причем бесплатно!»

Достигнуть поставленной цели можно при условии решения первостепенной задачи – сформировать и предложить обществу обновленный, отвечающий современным потребностям граждан перечень социальных услуг, оказываемых как на платной, так и на безвозмездной основе. Для формирования данного перечня многие учреждения социального обслуживания проводят широкомасштабное анкетирование получателей услуг, а также их родственников.

Процесс внедрения платных услуг населению будет непростым, поэтому следующая задача – предпринять все возможные меры для смягчения этого процесса. Скорее всего, целесообразно установить переходный период, который, вполне возможно, будет достаточно продолжительным. Мы не должны допустить потрясений, сопоставимых с теми, что наблюдались при принятии Федерального Закона № 122 от 22 августа 2004 года, который в народе прозвали «Закон об отмене льгот».

Со дня на день в стране сформируется рынок оказания социальных услуг. Многочисленные НКО, готовые оказывать широкий спектр востребованных услуг, заручились поддержкой первых лиц государства в обеспечении равного доступа, наряду с государственными учреждениями, к бюджетным ассигнованиям и государственным заказам.

У государственных Центров социального обслуживания появятся конкуренты, которых у них никогда не было, и экономические отношения, к которым они зачастую не готовы.

Перед сотрудниками Центров встанет новая задача – не просто хорошо оказывать услуги, но и быть примером эталонно-высокого качества и высокой культуры оказания социальных услуг. Они должны стать «законодателями моды» в области оказания социальных услуг различным категориям клиентов.

Это потребует серьезной перестройки организации работы Центров социального обслуживания, поиска новых форм оказания услуг и привлечения клиентов.

Все эти обстоятельства еще более обостряют и без того острый кадровый вопрос. Сегодня сознание социальных работников должно перестроиться. Социальный работник – это не просто «курьер», доставивший набор продуктов на дом, это представитель государства, проанализировавший трудную жизненную ситуацию клиента, помогающий в её разрешении. На мой взгляд, современный социальный работник – это специалист, испытывающий внутреннюю потребность оказывать социальные услуги и готовый к обучению, повышению квалификации, профессиональному росту.

В любой работе с людьми особенно нелегко оценить эффективность использования затраченных ресурсов. Зачастую не хватает прямых, конкретных, понятных количественных показателей, по которым можно было бы оценить качество оказываемых услуг. Эти особенности организации и осуществления социального обслуживания затрудняют процесс и результат управления, неотъемлемыми элементами которого являются контроль и оценка эффективности.

В связи с этим, считаю целесообразным рассмотреть возможность внедрения рейтинговой системы оценки качества работы Центров социального обслуживания по аналогии с существующей практикой оценки работы дирекций единого заказчика. у:



Внедрение рейтинговой системы позволит:

  • оценить отношение жителей столицы к политике города в области социального обслуживания;

  • оценить качество оказания услуг конкретным учреждением;

  • оценить эффективность новых форм и технологий социальной работы.

Важнейшим результатом введения рейтинговой системы станет ответственность руководителя учреждения, его сотрудников, как перед населением, так и перед Департаментом социальной защиты населения города Москвы за использованные бюджетные средства. Также это активизирует внутри учреждений поиск новых подходов, форм, технологий в оказании комплексных социальных услуг населению.
Социальная политика на уровне человека: психолого-педагогический анализ

Л.Е. Сикорская,
д.псх.н., заведующая кафедрой
психологии и педагогики


ИПК ДСЗН г. Москвы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наше государство является социальным, что в значительной мере определяет направленность и содержание его социальной политики. Не вдаваясь в характеристики социальной политики как феномена, я в своем выступлении сосредоточусь на двух взаимосвязанных ее характеристиках. Первая – реализация социальной политики на уровне человека; вторая – её психолого-педагогический аспект.

В выступлениях высших должностных лиц государства неоднократно указывалось, что его основными приоритетами являются активная социальная политика и модернизация важнейших институтов социальной инфраструктуры.

Социальная политика имеет разные цели и несколько измерений. Это и поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам уже или еще не может зарабатывать себе на жизнь. Это и обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Именно в этом заключается специфика социальной политики на уровне конкретного человека. Поэтому эффективность социальной политики измеряется мнением людей – насколько справедливо устроено общество, в котором они живут. По словам Президента России В.В. Путина, «каждый рубль, направленный в социальную сферу, должен работать на укрепление социальной справедливости».

В современных условиях это особенно актуально, поскольку социальная сфера нуждается в кардинальной модернизации. Одной из задач государственного управления в современных условиях стала задача ориентации социальной политики с учётом интересов и потребностей людей. К сожалению, сложилась ситуация, в которой компонентами оценки социальной политики стали критерии материального и финансового характера: уровень бюджетных расходов, число клиентов и обслуживаемых лиц, материальных активов в здравоохранении и системе социальной защиты. При этом степень удовлетворенности потребностей людей, социальные настроения зачастую недооцениваются. Ослабла работа социальных лифтов, особенно в системе образования; не всегда обеспечивается «равный старт» и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта. Недопустимо вызывающе велика дифференциация доходов различных слоёв населения. При этом каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

Одной из главных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита человека от воздействия негативных последствий перекоса рыночных отношений в экономике. Социальная поддержка, социальная защита, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как система мер по оптимизации социального развития общества, гармонизации отношений между социальными и другими группами, созданию условий для удовлетворения жизненных потребностей людей. Следовательно, не только материальные и финансовые критерии оценки и показатели социальной политики являются доминантными, но такими должны стать критерии удовлетворенности людей, позитивного общественного мнения основных социальных групп общества.

Обычно социальная политика реализуется через разные формы социальной работы, крупные разовые государственные решения и мероприятия, а также через специальные программы. Важно, чтобы социальная политика в целом, любые формы ее реализации имели психологическую, педагогическую и социально-педагогическую направленность, касались конкретного человека.

Конечно, нельзя не видеть тех больших успехов, которые достигнуты в реализации социальной политики государства в последние годы, однако в настоящее время принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего десятилетие назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же люди предъявляют запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успевает адаптироваться к этим изменениям. Значительная часть населения остается неудовлетворенной уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется их низкое качество, не остановлено распространение принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи по созданию комфортной среды проживания человека.

Важное место в жизни каждого человека занимает семья. Психолого-педагогический анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.

Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежелании менять сложившиеся стереотипы жизнедеятельности.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в обеднении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.

Поэтому формирование психолого-педагогической культуры родителей является важнейшей задачей работы учреждений социальной сферы, выступает частью современной социальной политики государства.

Однако в настоящее время отсутствует единая система формирования психолого-педагогической культуры родителей. Старые формы работы с родителями по совершенствованию их родительской культуры (педагогический всеобуч, педагогическое просвещение) постепенно сошли на нет, новые – только набирают силу. Нет четкого представления о феноменологии психолого-педагогической культуры родителей, формах и методах ее формирования в современных условиях.

Построение концепции формирования психолого-педагогической культуры родителей требует анализа сложившейся социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с родителями, накопленного в сфере социального обслуживания.

Обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации прав ребенка, формированию среды, комфортной и благожелательной для жизни детей, учет интересов подрастающего поколения при принятии решений являются безусловным императивом деятельности Правительства Москвы. Сегодня можно констатировать, что эта практика становится все более комплексной и системной, продуманной, базируется на концептуальных основаниях, находящих свое отражение в документах, прежде всего, стратегического плана.

В основу политики формирования и реализации долгосрочной стратегии поддержки всех категорий детей и семей Москвы положены следующие принципы:



  • приоритетности семейного воспитания детей;

  • обеспечения равных прав и возможностей для каждого ребенка и каждой семьи;

  • адресной помощи социально незащищенным группам детей и семей.

Важнейшим документом, определяющим основные перспективные направления и принципы деятельности по наилучшему обеспечению интересов ребенка, стала одобренная Правительством Москвы «Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008–2017 гг. (Постановление от 25 марта 2008 г. № 195-ПП).

Основаниями для принятия Стратегии стали обязательства, взятые на себя Правительством Москвы. Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития рассматриваются как непременное условие обеспечения устойчивого и гармоничного развития столицы на протяжении жизни последующих поколений. Последовательная и эффективная реализация инициативы Детского фонда ООН ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям», наполнение конкретным содержанием принципа «Дети – наше настоящее и будущее», позволяют Москве действительно стать городом, в полной мере реализующим данный принцип.

Признавая, что в Москве есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, что они нуждаются в особом внимании и защите, Стратегия предусматривает создание условий для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей. Данный документ гарантирует также каждому молодому человеку создание условий для подготовки к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе идеалов мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Правительство Москвы подтверждает в данном документе необходимость реализации принципа приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города, поскольку это является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей.

На сегодняшний день Правительству Москвы удалось добиться значимых результатов практически по всем направлениям политики в сфере детства, осуществить поддержку различных категорий детей. Вместе с тем, существует большой резерв для повышения эффективности этой работы.

Задачи, относящиеся к сфере детства, должны стать основой для формирования многих других общественных целей и приоритетов в городе, интересы детей и будущих поколений должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в жизни общества сегодня, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи. Дети могут стать основой для формирования новых ценностей и ориентиров, консолидации общественного сознания.

Правительство Москвы исходит из своей обязанности обеспечить устойчивое и гармоничное развитие города на протяжении жизни последующих поколений. Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития - ключевая цель социальной политики государства и обязательное условие прогресса общества. Инвестиции в детство − надежная гарантия успешного, устойчивого развития региона и страны в целом, улучшения условий жизни населения, возвращения России ее роли мировой научно-технологической державы.

Итак, «Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. – социальный документ государственной важности, формирующий деятельность всех государственных и общественных социально-ориентированных институтов. Декларированные в Стратегии цели: улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития, имеют чёткую социально-педагогическую направленность, соответствуют интересам, потребностям конкретных групп населения (несовершеннолетних, родителей, их ближайшего окружения).



Единое реабилитационное пространство учреждений СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНОГРАДА

Е.В. Мякинченко,

директор

Л.Н. Ляхович,

зам. директора
РЦИМФКиС


Зел. АО г. Москвы
В Зеленоградском административном округе столицы проживает около 25 тысяч инвалидов, 13 тысяч из них – трудоспособного возраста.

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта» (РЦИМФКиС) Управления социальной защиты населения Зеленоградского административного округа города Москвы» создан в рамках мероприятий Комплексной целевой программы Правительства Москвы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».

Центр осуществляет свою деятельность по реабилитации, интеграции инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности с 2008 года.

Деятельность учреждения направлена на реализацию основных социально-реабилитационных целей:

- повышение качества жизни инвалидов, людей с ограничениями жизнедеятельности;

- достижение максимально возможной физической, психической и социальной полноценности людей с инвалидностью;

- создание условий для интеграции инвалидов и людей с ОВ в обществе.

Уникальность Центра в том, что достигаются социально-реабилитационные цели, в основном, средствами физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт – наиболее эффективные, а во многих случаях единственные доступные средства для полной или частичной реабилитации наших клиентов и возвращения его к нормальной социальной жизни.

В учреждении ведётся активная методическая и научно-практическая работа, направленная на выявление, обобщение, распространение наиболее эффективных форм, методов, приемов комплексной реабилитации клиентов.

С 2011 года в Центре развиваются новые спортивные направления для разносторонней реабилитации инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности с различным уровнем стартового функционального состояния (плавание, бадминтон, теннис, бочче, иппотерапия, верховая езда, скандинавская ходьба, мини-гольф, новус).

Продолжает работать уникальное направление по реабилитации инвалидов-колясочников, в том числе детей-инвалидов – секция «Владение коляской активного типа».

Получила дальнейшее развитие деятельность по использованию методов физической культуры и спорта в реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и детей, освобожденных от уроков физкультуры в школах по состоянию здоровья в связи с наличием хронических заболеваний или патологических состояний (в том числе избыточный вес).

Совершенствуется методика проведения совместных занятий родителей и детей с целью привлечения родителей к активному участию в процессе реабилитации и обучению их методикам физических упражнений для самостоятельных занятий с ребенком после завершения курса реабилитации в условиях Центра.

Продолжена работа по разработке новых методик ЛФК с подготовкой методических рекомендаций для проведения занятий медицинскими работниками ЦСО со своими подопечными. При необходимости проводится индивидуальное обучение инструкторов по ЛФК и медицинских сестер ЦСО на базе Центра для освоения разработанной методики и возможности самостоятельного проведения занятий на должном уровне.

На протяжении трех лет сформировались основные принципы, формы, практики реабилитации с применением методов физической культуры и спорта. В связи с этим выявлены некоторые закономерности, ограничения и предпочтения активного использования данного метода реабилитации инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности. В процессе методического и научно-практического сопровождения практики стали очевидными факторы, влияющие на эффективность реабилитации методами физической культуры и спорта.

Так, были уточнены показания и противопоказания для реабилитации клиентов методами физической культуры и спорта, разработана типовая «Схема реабилитационного процесса», определена длительность индивидуального курса реабилитации. Авторами статьи начата работа по разработке «Стандарта оказания комплексной социальной услуги в нестационарной форме», обобщены критерии комплексной оценки эффективности реабилитации. Определена оптимальная продолжительность этапов реабилитации методами физической культуры и спорта.

Появилась необходимость творческого сотрудничества с другими учреждениями округа, в том числе для преемственности специалистов в работе, обеспечения непрерывности этапов процесса комплексной реабилитации.

Например, на уровне окружного управления была признана необходимость методической разработки «Индивидуальный реабилитационный маршрут» для клиентов каждого учреждения социального обслуживания Зеленограда. Цели данной разработки:

- предоставление оптимальной комплексной реабилитационной услуги;

- экономия времени и сил клиента по поиску наиболее подходящего вида, метода и места реабилитации;

- обеспечение эффективности реабилитации, разумного использования комплексного ресурса учреждений.

Практика физкультурно-спортивной работы среди инвалидов свидетельствует о высокой эффективности физической культуры и спорта в программе реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Поэтому необходимо значительно расширить масштабы физкультурно-спортивной работы с инвалидами, добиваться того, чтобы каждый инвалид имел возможность заниматься физической культурой и спортом.

В Зеленоградском административном округе Москвы функционируют семь учреждений социального обслуживания населения, объединенных общими целями, интересами и задачами, имеющие похожие ресурсы и единый объект приложения своих действий.

Это пять Центров комплексного социального обслуживания и два реабилитационных Центра, главной задачей деятельности которых является комплексная социальная реабилитация групп населения, нуждающихся в социальной поддержке и защите.

Каждое из социальных учреждений имеет широкие возможности для реализации задач по комплексной социальной реабилитации инвалидов, между ними много общего, но есть и особенности организации работы по выполнению нашей основной задачи в каждом учреждении.

С целью повышения эффективности комплексной реабилитации инвалидов и более рационального использования сил и средств учреждений социальной защиты населения, возникла необходимость объединения усилий всех учреждений для выполнения основных задач деятельности.

Так появилась идея создания «Реабилитационного сообщества». Реабилитация может иметь ожидаемый эффект только в том случае, если выполняются основные принципы реабилитации:



  • раннее начало проведения реабилитационных мероприятий;

  • обоснованность и адекватность применения того или иного метода реабилитации;

  • комплексность использования всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий;

  • индивидуализация программы реабилитации, соблюдение оптимальной интенсивности нагрузки и продолжительности курса реабилитации;

  • постепенное расширение объема реабилитационных мероприятий;

  • диагностика и коррекция психологических реакций на меняющиеся социальные условия;

  • поэтапность реабилитации;

  • непрерывность и преемственность на всех этапах реабилитации;

  • социальная направленность реабилитационных мероприятий.

Создание дифференцированных моделей реабилитации методами физической культуры и спорта инвалидов различных категорий и возрастных групп позволит разработать оптимальные модели реабилитации, которые могут быть применены в учреждениях социальной защиты населения различных типов.

Применение дифференцированных моделей реабилитации позволяет получить экономический эффект в результате оптимального использования кадровых и материальных ресурсов системы.

Отделения социальной реабилитации инвалидов, входящие в структуру ЦСО, и Реабилитационный центр объединили свои усилия по разработке новых моделей, программ, методик комплексной реабилитации инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности, назвав эту модель «Единая реабилитационная площадка Зеленограда».

Целями и задачами Единой реабилитационной площадки Зеленограда являются:



  • разработка комплексных программ и технологий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами, детьми-инвалидами, лицами с ограничениями жизнедеятельности;

  • разработка программ координации деятельности учреждений социальной защиты населения г. Москвы, заинтересованных в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди инвалидов, осуществление единого методического руководства;

  • разработка форм работы, направленных на укрепление здоровья, повышение работоспособности, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств, формирование у клиентов навыков здорового образа жизни и устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.

Достижение этих целей возможно посредством решения задач по повышению качества, объективной оценке, доступности и эффективности медико-социальных реабилитационных услуг. Способ решения поставленных задач заключается в организации, расширении и оптимизации предоставления комплексных реабилитационных услуг и программ.

Теоретические аспекты организации комплексной социальной реабилитации достаточно хорошо разработаны. Нам предстоит методическая и научно-практическая работа по адаптации теории к конкретным условиям социальных учреждений, разработка унифицированной программы комплексной социальной реабилитации применительно к Зеленоградскому административному округу. Поэтому необходимо объединить уникальный опыт нашего Центра, знания, ресурсы, потенциал сотрудников других учреждений для выполнения тех задач, которые поставлены перед нами системой социальной защиты населения г. Москвы.

С целью совершенствования научно-практической деятельности сотрудников, организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы Центру в 2012 году присвоен статус «опытно-экспериментальной площадки ДСЗН г. Москвы» по теме «Физическая культура и спорт как метод комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Опытно-экспериментальная площадка – основная форма организации совместной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности ИПК ДСЗН и Центра, осуществляемая с целью совершенствования и развития системы социальной защиты населения города Москвы.

Цель опытно-экспериментальной работы Центра – разработка современной модели учреждения социального обслуживания населения в решении проблем социальной интеграции инвалидов в общество средствами физической культуры и спорта.

Создание информационной программы

по назначению ежемесячного пособия

на ребенка

С.Е. Артюхова,

заместитель начальника
Управления социальной защиты


населения района Лефортово

Сегодня сфера социальной защиты и социальных услуг переходит в новое состояние. От процесса организации приема населения зависит результат деятельности специалистов, выполнение целей, поставленных перед ними, повышение эффективности деятельности управления социальной защиты как органа исполнительной власти.

Длительное ожидание в очереди в Управлении социальной защиты населения – одна из ощутимых проблем организации предоставления услуг. При наличии очереди посетители выливают свое возмущение и недовольство не только друг на друга, но и на сотрудников органов социальной защиты.

Информационные технологии в последние годы радикально изменяют производство, образование, быт, досуг, удовлетворение социальных потребностей, способы социальной адаптации и социализации индивидов и групп.

Применение информационных технологий в области социального обеспечения очень перспективно, так как они позволяют быстро и качественно обрабатывать массивы числовых данных любого объема.

В связи с тем, что в сфере социальной защиты появляются новые функции, возрастает количество социальных выплат различным категориям семей, появляются новые льготы, необходима программа, позволяющая вести единый учет граждан и обеспечивающая результативную и качественную работу по вводу данных об обслуживаемых лицах.

Общими недостатками существующих решений на сегодняшний день является низкий технологический уровень исполнения, отсутствие разнообразия применяемых средств и несоответствие современным программно-аппаратным средам.

С целью повышения эффективности работы специалистов районных управлений социальной защиты населения я предлагаю разработать новое программное обеспечение.

На сегодняшний день информационные системы, используемые в районных управлениях социальной защиты, располагаются на компьютерах-клиентах с операционной системой MS DOS.

Система MS DOS характерна целым комплексом недостатков:



  • чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

  • одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

  • работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

  • очень трудоемкая работа по набору сведений (необходимо использовать несколько информационных систем для ввода информации об обслуживаемом лице (ребенке) и его родителях), для каждого лица необходимо ввести все данные, включая доходы;

  • требуются чрезвычайно большие затраты времени (для назначения ежемесячного пособия специалисту Управления предстоит 30-40 минут вводить все данные, при этом сотрудник сам должен определить социальные статусы клиента, ввести полагающиеся виды социальных выплат, на основании собственного решения).

С каждым годом увеличивается количество семей, обращающихся в органы социальной защиты за назначением ежемесячных пособий. Также специалистами на местах производится большое количество ручных перерасчетов.

Устранение перечисленных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения, поэтому я предлагаю создать программу для назначения ежемесячных пособий семьям с детьми в системе MS WINDOWS. При работе в ней не потребуется постоянного перехода из системы в систему для ввода информации о семье, о ее социальном статусе, категории.

За счет внедрения нового программного обеспечения сократится количество ручных перерасчетов, они будут производиться автоматизировано. Также сократится время ввода информации с 40 до 10 минут, что повысит эффективность работы и производительность труда сотрудников.

Если разработать такую программу, то в управлениях СЗН исчезнет большое количество проблем, а именно:

- сократится очередь, многие родители на прием приходят с детьми, и часто это только что родившие женщины;

- сократится число жалоб со стороны посетителей в вышестоящие организации на задержки в приеме;

- прием посетителей станет более качественным, т.к. у специалистов появится больше времени для анализа представленных документов;

- сократится время на обработку персональных данных;

- программа будет проста и доступна в обращении, обучение сотрудников возможно на рабочих местах с участием сотрудников отдела информатизации (не потребуется дополнительных материальных и временных затрат для обучения на курсах).
созданиЕ благоприятной рабочей среды
в ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


М.В. Андрианова,

инженер по охране труда

ГБУ ЦСО «Солнечный»

Зел. АО г. Москвы

Социальную работу справедливо относят к профессиональной деятельности повышенного риска. Испытывающий эмпатию и сопереживающий клиенту работник социальной сферы принимает на себя его проблемы, что является потенциально опасным для психического здоровья специалиста. Стабильно высокий уровень эмоциональной нагрузки на профессионала часто приводит к развитию у него синдрома эмоционального выгорания. А выгоревший сотрудник – это немотивированный, нестабильный, и, в конечном счете, неэффективный работник. Также важно отметить, что, по данным Международной организации труда, стресс является причиной от 50% до 60% всех потерянных рабочих дней.2 Кроме того, исследования специалистов, занимающихся изучением психологических аспектов травматизма, позволяют утверждать, что вероятность ошибки, приводящей к несчастному случаю, гораздо выше у человека, находящегося в состоянии депрессии, подавленности или нервного напряжения.3

Поэтому, каждый руководитель заинтересован в том, чтобы в учреждении проводился комплекс мероприятий, направленных на поддержание здорового физического и психологического состояния сотрудников.

В ЦСО «Солнечный» с 2011 года реализуется программа мероприятий «Организация комплексной работы по созданию благоприятной рабочей среды». Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья работников, профилактику профессиональных деформаций, снижение уровня травматизма (как бытового, так и производственного), сокращение количества рабочих дней, пропущенных работниками по причине временной нетрудоспособности. В рамках программы организуются различные мероприятия, позволяющие работникам Центра эффективно укреплять и поддерживать свое физическое и психическое благополучие.

С целью предоставления возможностей для активного отдыха, предупреждения утомления, снижения работоспособности в течение рабочего дня в Центре проводятся занятия производственной физкультурой под руководством инструктора ЛФК для тех сотрудников, чья профессиональная деятельность связана с работой на компьютере.

Достойная физическая форма сотрудников, ведущих активный образ жизни, позволяет им быть более выносливыми, более работоспособными, более устойчивыми к стрессовым ситуациям. Они меньше болеют, меньше нервничают, лучше отдыхают. Для достижения этих целей работникам, не имеющим противопоказаний по состоянию здоровья, предоставляется возможность заниматься на тренажерах в зале ЛФК Центра, где для них в нерабочее время проводятся групповые занятия по йоге и бодифлексу.

Мощным инструментом противодействия профессиональному стрессу являются семинары и тренинги по профилактике синдрома эмоционального выгорания, которые проводят для сотрудников ЦСО специалисты Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. В рамках программы «Социальное партнерство» психологи службы осуществляют психологическую реабилитацию сотрудников Центра социального обслуживания.

Большую работу, направленную на повышение психологической устойчивости своих коллег, проводят психологи ЦСО «Солнечный». Это и сеансы психологической разгрузки, и сеансы телесно-ориентированной терапии, и индивидуальные психологические консультации, позволяющие решать как профессиональные, так и личные проблемы сотрудников.

Работники Центра имеют возможность посещать сенсорную комнату, пребывание в которой позволяет достичь состояния релаксации через 15-20 минут и в короткие сроки добиться снижения уровня стресса.

Хорошо снимают нервное напряжение и сеансы массажа на массажном кресле, которое во внерабочее время предоставляется в распоряжение сотрудников ЦСО. Приёмам самомассажа обучает своих коллег медсестра ОДП в процессе проведения бесед о здоровом образе жизни, организуемых в Центре регулярно. С целью снижения заболеваемости как в летний, так и в осенне-зимний период медицинскими работниками Центра проводятся санитарно-просветительские мероприятия по профилактике острых кишечных инфекций, острых респираторных вирусных инфекций и гриппа среди сотрудников.

С удовольствием посещают работники, не имеющие медицинских противопоказаний, спелеокамеру Центра – рукотворное помещение, где воссоздан природный микроклимат естественных соляных пещер. Являясь буфером для влаги, соляное покрытие стен, потолка и пола насыщает воздух ионами хлорида натрия. Микроклимат спелеокамеры оказывает благотворное влияние на защитную систему организма в целом. Показаниями для проведения сеансов в спелеокамере являются:


  • заболевания органов дыхания: фарингит, ринит, трахеит, ларингит, синусит, аденоидиты;

  • неспецифические заболевания легких: пневмония, бронхиты, синдром бронхоспазма, астма в стадии затухания, обострения и в форме ремиссии;

  • кожные заболевания: псориаз, нейродермит, атопический дерматит, экзема, гиперсекреция сальных желез, гнойные поражения кожи, угри;

  • вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь I и II степени;

  • синдром хронической усталости, неврозы, стресс, депрессии;

  • профилактика вирусных инфекций, лечение ОРВИ, гриппа, ЛОР заболеваний;

  • повышенная чувствительность организма к домашним и промышленным аллергенам, химическим препаратам;

  • синдром отмены при отказе от курения.

Для организации досуга работников в Центре ведется клубная работа по различным направлениям: танцы, пение, декупаж, вышивание. Организуются выставки творческих работ сотрудников.

Большое значение для снижения профессионального стресса у работников имеет благоприятный психологический климат в коллективе. Достижению этой цели служат совместные поездки на экскурсии, коллективные поздравления сотрудников с памятными датами, совместное проведение праздников.

Улучшение условий труда специалистов социальной сферы является неотъемлемой частью профилактики профессиональных деформаций, в том числе синдрома эмоционального выгорания. Особенности профессии требуют определенных условий организации их работы. Это, в частности, меры по оказанию информационной и профессиональной поддержки. В ЦСО «Солнечный» на постоянной основе действует «Школа социального работника», занятия в которой проводят юристы, психологи, медицинские работники и сотрудники Органов внутренних дел Зеленограда, специалисты окружного базового центра по охране труда и специалисты районного управления социальной защиты населения.

Информационные технологии проникли сегодня во все области человеческой деятельности, и социальная работа не исключение. Гораздо более уверенно чувствуют себя в профессии сотрудники, умеющие работать на компьютере. Большую помощь в овладении этими навыками оказывают курсы повышения компьютерной грамотности, организованные для работников Центра.

Юрист Центра оказывает коллегам всестороннюю правовую поддержку, что также способствует снижению стрессовой нагрузки на работников ЦСО при решении сложных в юридическом отношении задач в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом, в ЦСО «Солнечный» проводится комплексная и целенаправленная работа по созданию условий для улучшения физического и психологического состояния работников. Главная ценность любой организации – это ее сотрудники. Прилагая усилия для сбережения «человеческого капитала», работодатель не только выполняет важную социальную миссию, но и закладывает прочную основу процветания учреждения.



следующая страница >>