Курсовая робота по курсу «Конституционное право» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа "Конституционное право России" 1 116.89kb.
Курсовая работа по дисциплине: Конституционное (государственное) 1 248.05kb.
Перечень вопросов для подготовки обучаемых к экзамену по курсу «Конституционное... 1 85.62kb.
Конституционное право. Конституционный судебный процесс 1 73.14kb.
Рабочая программа дисциплины конституционное (государственное) 1 664.27kb.
Летняя школа 2013! Конституционное право и игровые судебные процессы... 1 41.88kb.
Исследование специальность 12. 00. 02 конституционное право; 2 751.1kb.
«Конституционное право зарубежных стран» 14 1589.98kb.
Бюллетень за декабрь 2011г. Государство и право Конституционное право... 1 205.47kb.
Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности... 1 375.65kb.
Курсовая работа по курсу 1 356.23kb.
Закон украины об ипотечных облигациях 2 525.09kb.
- 4 1234.94kb.
Курсовая робота по курсу «Конституционное право» - страница №1/1




Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства

Донецкий институт внутренних дел МВД Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства Курсовая робота по курсу «Конституционное право» слушателя 5-го факультета Коваль Юлии Николаевны Зачётная книжка № 2148 Домашний адрес: Донецкая область, 86124 г.Макеевка, ул. Верхоянская, д.48, кв.1 Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства План: Введение 3 - 4 1. Верховная Рада Украины – единый орган законодательной власти Украины 5 - 12 2. Полномочие Верховной Рады 13 - 17 3. Функции Верховной Рады 18 - 29 3.1 Законодательная функция 18 - 22 3.2 Учредительная функция 22 – 26 3.3 Парламентський контроль 26 – 294. Основные формы деятельности Верховной Рады Украины 30 -32 Выводы 32 - 33 Список использованной литературы 34 Введение Каждое государство для полноценного осуществления своих задач иреализации функций должна создавать разнообразные государственныеорганизации, которые в юридической науке называются механизмом государства. Механизм государства – это система всех государственных организаций,которые выполняют задачи и реализуют функции. С этой точки зрениясоциальное назначение государства осуществляется механизмом, которыйсостоит из органов государства, государственных предприятий игосударственных учреждений, которые являются разновидностью государственныхорганизаций. Часть государственных организаций (именно органы государства)наделяются властными полномочиями, с помощью которых осуществляетсяуправление в обществе с целью реализации задач и функций государства. Этачасть отображается отдельным специальным понятиями, которые и есть понятияаппарата государства. Аппарат государства – это система всех государственных органов, которыеорганизуют осуществления задач, выполнение соответствующих функций вграницах своей компетенции. Аппарат демократического правового государствадолжен отвечать некоторым общим чертам и принципам, в частности: -организация практического осуществления принципа народовластия; -суверенитет государственной власти; -неуклонное соблюдения принципа законности; -ориентация всей деятельности на интересы человека, личности, -охрана прав человека и гражданина, реализация принципа гуманизма; -обеспечение баланса интересов разных социальных прослоек, нацийэтнических групп, защита согласия и консенсуса в обществе (принципсоциальной справедливости); -организация осуществления государственной власти в соответствии спринципом деления властей, то есть деления на законодательной,исполнительную, судебную ветви власти; -систематическое привлечение к выполнению государственных функцийразнообразных общественных объединений, сотрудничество с ними; -обеспечение приоритета в механизме реализации власти методовубеждение и воспитание. Государственный аппарат это система государственных органов, агосударственный орган в свою очередь, есть началом зарождениягосударственного аппарата. Орган государства – это структурированный иорганизованный государством ли непосредственно народом коллективгосударственных служащих (или депутатов Советов), что (орган) наделенныйгосударственными властными полномочиями, осуществляет государственно-организаторские, распорядительные, суду и прочие функции соответственносвоему назначению. Что касается вышестоящих органов государственной власти Украины то кним относятся: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет МинистровУкраины, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, ВысшийАрбитражный Суд Украины. Именно о месте и роли Верховной Рады Украины япопытаюсь рассказать в этой курсовой работе. 1. Верховная Рада Украины — единственный орган законодательной власти Украины Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организациюгосударственной власти. Отказавшись от иерархической, вертикальной системыорганизации государственной власти, которая существовала в Украине кобретению независимости, она восприняла общепризнанный принцип организациигосударственной власти — принцип деления ее на законодательную,исполнительную и судебную. Органы государственной власти Украины стали равноправными и независимымиодин от другого. Верховная Рада, за Конституцией, окончательно утратила бывший статусвысочайшего органа государственной власти и впервые приобрела всех основныхчерт парламента Украины — единого, общенационального, коллегиального,выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательнойвласти Украины. Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательнойвласти есть единственность, исключительность, универсальность в системеорганов государственной власти, которая обусловлена прежде всего унитарнымхарактером нашего государства, то есть государственным устройством, ужеупомянутым делением государственной власти, его внутренней структурой и др. Ныне в Украине не существует других органов законодательной власти —общенациональных или местных — кроме Верховной Рады. До 1992 г. в периодмежду сессиями Верховной Рады законодательную власть осуществлял ееПрезидиум путем внесения изменений и дополнений к действующимзаконодательным актам, Верховная Рада и есть общенациональнымпредставительным органом государственной власти, поскольку она представляетвесь украинский народ — граждан Украины всех национальностей и выступает отлица всего народа. Это вытекает как из Преамбулы Конституции и еесодержания, так и из названия парламента — "Верховная Рада Украины". Коллегиальный характер Верховной Рады как парламента Украины состоит вее составе и порядке работы. Верховная Рада состоит из 450 народныхдепутатов (ст. 76 Конституции) и есть полномочной при условии избрания неменее чем двух третей от ее конституционного состава (ст. 82 Конституции).Решение Верховной Рады принимаются на ее пленарных заседаниях путемголосования (ст. 84 Конституции). Законы и прочие акты Верховная Радапринимает большинством от ее конституционного состава, кроме случаев,предусмотренных Конституцией (ст. 91). Выборный характер украинского парламента, как и парламентов другихстран, состоит в том, что он формируется исключительно путем выборовнародных депутатов. Эти выборы есть, как правило, свободными идемократическими. Они проводятся на основе общего, равного и прямогоизбирательного права путем тайного голосования. Одной из важных особенностей украинского парламента и есть егооднопалатность. Такая структура которая не является типичной для больших исредних государств, но в Украине на это являются весомые причиныобъективного и субъективного характера. Однопалатная структура украинскогопарламента обусловленная прежде всего тем, что Украина унитарноегосударство (ст. 2 Конституции), становление парламентаризма в Украине (вего классическом понимании) находится на начальном этапе, украинскоеобщество и, как следствие этого, украинский парламент есть лишьотносительно структурированными, а организация государственной власти попринципу его деления на законодательной, исполнительную и судебнуюутвердилась в Украине далеко еще не во всех отношениях и другимиобстоятельствами. Конечно, однопалатный характер парламента порождает и может порождать современем определенные проблемы, в частности, относительно темповзаконотворчества и качества законодательных актов, места законодательнойфункции в системе функций парламента, относительно его отношений с другимиорганами государственной власти, связей парламентариев с избирателями и спарламентами других стран и т.п. Но при отсутствии достаточных внешних предпосылок для двухпалатнойструктуры наш парламент на этом пути может пройти определенное расстояниесвоего внутреннего развития, вызревание, структуризации. Поскольку в ближайшие 5-10 лет предполагается выполнение парламентомзначительного объема работ, практически создание новой системызаконодательства и права, то вероятно, что на протяжении этого временибудет происходить интенсивное развитие инфраструктуры парламента, широкоепривлечение к законопроектным работам органов исполнительной и судебнойвласти, научных учреждений и учебных заведений, важное укреплениезаконодательных, информационных, научных и других основ деятельностипарламента. Постоянно действующий характер украинского парламента состоит, вчастности, в том, что народные депутаты избираются к Верховной Раде срокомна четырех года и осуществляют свои полномочия на постоянной основе.Верховная Рада, за Конституцией (ст. 82), работает по сессии. Очередныесессии Верховной Рады начинаются первого вторника злого и первого вторникасентября каждого года (ст. 83). Новоизбранная Верховная Рада собирается напервую сессию не более поздний как на тридцатый день после официальногообъявления результатов выборов. Если на протяжении тридцати дней любойочередной сессии пленарные заседания не могут начаться, то Президент можетдосрочно прекратить полномочие Верховной Рады. Постоянно действующий характер Верховной Рады и есть одним из живыхрезультатов реформирования государства, государственной власти, в том числезаконодательной, которое осуществляется от времени провозглашениянезависимости Украины. Благодаря этим и многим другим сдвигом ВерховнаяРада как органу законодательной власти окончательно превратилась напарламент, который стал реальным органом законодательной власти. Эти и прочие черты парламента предопределяют присущий лишь нему место всистеме органов государственной власти. Парламент Украины есть приоритетныморганом в системе органов государственной власти Украины, первым средиравных. Он осуществляет законодательную власть, принимает участие вформировании органов исполнительной и судебной власти, есть общимпредставителем народа и выразителем его воли. Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органамигосударственной власти и с субъектами политической системы: политическимипартиями и т.п. Наиболее тесные и многогранные отношения парламента с Президентом. Этообусловлен их функциями и полномочиями, предусмотренными Конституцией изаконами, системой получений и противовесов один относительно одного идругими обстоятельствами. Исходным полномочием Верховной Рады в взаимоотношениях с Президентоместь право парламента назначать выборы Президента в сроки, определенныеКонституцией (ст. 85). Новоизбранный Президент, заслоняя на свой пост,составляет присягу народу Украины на торжественном заседании Верховной Рады(ст. 104 Конституции), проявляя тем самым уважение как непосредственно кнароду, так и в парламент Украины. Но главным содержанием взаимоотношений парламента и Президента это самход осуществления своих функций и полномочий. В частности, Верховная Рада заслушивает ежегодные и внеочередныепослания Президента про внутреннее и внешнее положение Украины (ст. 85Конституции), направляет ново принятые законы Президенту (ст. 94Конституции); предоставляет в установленному законом сроки согласие наобязательность международных договоров Украины и денонсацию международныхдоговоров Украины, которые укладывает, как правило, Президент. Парламент утверждает указы Президента о введении военного иличрезвычайного состояния в Украине или в отдельных его регионах, про общуюили частичную мобилизацию, об объявлении отдельных местностей зонамичрезвычайной экологической ситуации. Видное место в взаимоотношениях Президента с парламентом сядет вопросформирования органов государственной власти. Так, парламент предоставляетсогласие на назначение Президентом Премьер-министра, ГоловыАнтимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственногоимущества, Головы государственного комитета телевидения и радиовещание,Генерального прокурора Украины, высказывает недоверие Генеральномупрокурору, который имеет следствием его отставку из должности и т.п. Являются случаи, когда роль парламента относительно назначений и другихдействий относительно должностных лиц значительно весомая, хотя этопроисходит также по представлению Президента, а иногда и без него, как отназначения или избрание части состава коллегиальных органов государственнойвласти и т.п.. В частности, по представлению Президента парламент назначаетна должность и освобождает от должности председателя Национального банкаУкраины, назначает на должность и прекращает полномочие Центральнойизбирательной комиссии. Широко предусмотренная Конституцией участие парламента в формированииорганов государственной власти на паритетных началах с Президентом идругими органами государственной власти. В частности, Верховная Раданазначает треть состава Конституционного Суда; назначает и освобождаетполовину состава Совета Национального банка, назначает половину составаНационального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещание (ст. 85Конституции) и т.п. Кроме того, Верховная Рада принимает решение о направлении запросак Президенту на требование народного депутата, группы народных депутатовили комитета Верховной Рады, предварительно поддержанную не менее, кактретью конституционного состава Верховной Рады; имеет право устранитьПрезидента из поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленномуКонституцией (ст. 111). Многофункциональные отношения Верховной Рады — парламента — с КабинетомМинистров, которые подконтрольный и подотчетный Верховной Раде (ст. 113Конституции). Верховная Рада дает согласие на назначение Премьер-министра,рассматривает и принимает решение относительно одобрения (не одобрение)программы деятельности Кабинета Министров, осуществляет контроль за егодеятельностью. По предложению не менее чем трети народных депутатов от ееконституционного состава Верховная Рада может рассмотреть вопрос обответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия немубольшинством от конституционного состава Верховной Рады, следствием которойи есть отставка Кабинета Министров. Важнейшими полномочиями Верховной Рады относительно Кабинета Министров идругих органов исполнительной власти и принятие ею законов об организации идеятельности органов исполнительной власти, основы государственной службы идр. Многогранными отношениями Верховной Рады с органами судебной власти. Вчастности, Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда,избирает судий судов общей юрисдикции, предоставляет согласие на назначениеПрезидентом на должность Генерального прокурора, может высказать недовериеГенеральному прокурору, который имеет следствием его отставку из должности,назначает трех представителей к Высшему совету юстиции. Парламент как орган законодательной власти определяет законами Украинысудоустройство, судопроизводство, статус судий, основы судебной экспертизы,организацию и деятельность прокуратуры. Многогранные взаимодействия парламента с органами правосудия ипрокуратуры в процессе осуществления парламентского контроля, избираются,назначаются ли утверждаются Верховной Радой, заслушивание и подготовка длярассмотрения Верховной Радой соответствующих выводов относительно этихкандидатур; обсуждение кандидатур должностных лиц, назначение которыхсоответственно законодательству соглашается с комитетами, подготовкасоответствующих выводов относительно этих лиц; предшествующее рассмотрениеи подготовка выводов и предложений относительно ратификации или денонсациимеждународных договоров и соглашений, проектов государственных программэкономического и социально-культурного развития Украины, отчетов про ихвыполнение и других вопросов, которые рассматриваются Верховной Радой;осуществление контроля за соблюдением и реализацией Конституции и законовУкраины, других нормативных актов Верховной Рады, за соответствиемподзаконных актов Конституции, законам Украины, а также изучениеэффективности их применение. При осуществлении законопроектных работ комитет, определенный главнымразработчиком с определенного законопроекта или проекта другого актаВерховной Рады, обобщает и систематизирует предложения, поправки и выводыдругих комитетов и готовит их на рассмотрение Верховной Рады. Комитеты, как и постоянные комиссии, имеют определенные обязанностипрежде всего относительно качественной и своевременной подготовкизаконопроектов, выводов и рекомендаций, а также выполнение порученийВерховной Рады. Верховная Рада в границах своих полномочий может создавать и временныеспециальные комиссии для подготовки и предшествующего рассмотрениявопросов. Для проведения расследования по вопросам, которые представляютобщественный интерес, Верховная Рада может создавать временные следственныекомиссии, если за это проголосовало не меньше трети от конституционногосостава Верховной Рады Украины. Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады, еевременных специальных и следственных комиссий устанавливается законом. Уполномоченный Верховной Рады из прав человека назначается ВерховнойРада для осуществления парламентского контроля за соблюдениемконституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 101 Конституции). Счетная палата создается для контроля за использованием средстваГосударственного бюджета от лица Верховной Рады (ст.98 Конституции). Для успешного функционирования новых и обновленных структур ВерховнойРады первоочередным есть важное укрепление их правовой базы, в частности:принятие законов о регламенте, комитетах Верховной Рады, о статусенародного депутата и других; создание относительно целостной системыинфраструктуры парламента; широкое привлечение к осуществлениюзаконодательных, учредительных и контрольных функций Верховной Рады всехсубъектов законодательного, бюджетного, контрольного и учредительногопроцесса; обеспечение тесного взаимодействия Верховной Рады и органов сдругими органами государственной власти, органами местного самоуправления иобъединениями граждан. 2. Полномочия Верховной Рады Украины Конституция закрепляет широкие полномочия Верховной Рады Украины,которые определяют ее место и роль в государстве. Эти полномочия засущностью и назначением можно поделить на несколько групп. К важнейшимиполномочиям относится: внесения изменений в Конституцию Украины; принятиезаконов; определение основ политики государства и программ общественногоразвития; взаимоотношений Верховной Рады и Президента Украины;формирование других государственных органов; организации административно-территориального устройства нашей страны; осуществление внешних функцийгосударства, а также бюджетные и контрольные полномочия. Верховная Рада может рассматривать вопрос о соответствии КабинетаМинистров Украины и принять резолюцию недоверия, которое определяет егоотставку. Вопрос об ответственности Кабинета Министров может бытьрассмотрен по предложению не менее чем 150 народных депутатов Украины(одной трети от конституционного состава Верховной Рады). Резолюциянедоверия Кабинета Министров Украины считается принятой, если за неепроголосовало не менее чем 226 народных депутатов, то есть большинство отконституционного состава Верховной Рады. С целью обеспечения определенной стабильности в работе КабинетаМинистров возможности Верховной Рады относительно рассмотрения вопросапро его ответственность ограничиваются. Конституция запрещаетрассматривать этот вопрос большее однажды на протяжении одной очереднойсессии, а также на протяжении года после одобрения Программы деятельностиКабинета Министров. Эти правила являются, в сущности, одним из проявленийпринципа деления власти. Ведь в них наравне с закреплением определеннойформы контроля одной ветви власти над другой (полномочие Верховной РадыУкраины рассматривать вопрос об ответственности Кабинета Министров)гарантированы ограничения влияния одной ветви власти на другую(установление определенных условий, за которые этот вопрос можетрассматриваться). К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1) внесение изменений в Конституцию Украины в границах и порядке,предусмотренных разделом ХІІІ этой Конституции; 2) назначение всеукраинского референдума по вопросам,определенных статьей 73 Конституции Украины; 3) принятие законов; 4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесения измененийв него; контроль за выполнением Государственного бюджета Украины,принятие решения относительно отчета про его выполнение; 5) определение основ внутренней и внешней политики; 6)утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраныокружающей среды; 7) назначение выборов Президента Украины в сроки,предусмотренные этой Конституцией; 8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украиныпро внутреннее и внешнее положение Украины; 9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны изаключение мира, одобрение решения Президента Украины обиспользовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований вслучае вооруженной агрессии против Украины; 10) устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленному статьей 111 Конституции Украины; 11) рассмотрение и принятие решения относительно одобренияПрограммы деятельности Кабинета Министров Украины; 12) предоставление согласия на назначение Президентом УкраиныПремьер-министра Украины; 13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета МинистровУкраины соответственно этой Конституции; 14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов иэкономической помощи иностранным государствам и международныморганизациям, а также о получении Украиной от иностранных государств,банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренныхГосударственным бюджетом Украины, осуществление контроля за ихиспользованием; 15) назначение или избрание на должности, увольнение с должности,предоставление согласия на назначение и увольнение из должностей лиц вслучаях, предусмотренных этой Конституцией; 16) назначение на должности и увольнение с должности Председателя идругих членов Счетной палаты; 17) назначение на должность и освобождение от должностиУполномоченного Верховной Рады Украины из прав человека;заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защитыправ и свобод человека в Украине; 18) назначение на должность и освобождение от должностиПредседателя Национального банка Украины по представлению ПрезидентаУкраины; 19) назначение и увольнение половины состава СоветаНационального банка Украины; 20) назначение половины состава Национального совета Украины повопросам телевидения и радиовещание; 21) назначение на посада и прекращение полномочий членовЦентральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины; 22) утверждение общей структуры, численности, определение функцийВооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, другихобразованных соответственно законам Украины воинских формирований, атакже Министерства внутренних дел Украины; 23) одобрение решения о предоставлении воинской помощи другимгосударствам, о направлении подразделов Вооруженных Сил Украины кдругому государству ли о допуске подразделов вооруженных сил другихгосударств на территорию Украины; 24) предоставление согласия на назначение на должности и увольнениеиз должностей Президентом Украины Головы Антимонопольного комитетаУкраины, Председателя Фонда государственного имущества Украины, ГоловыГосударственного комитета телевидения и радиовещание Украины; 25) предоставление согласия на назначение Президентом Украины надолжность Генерального прокурора Украины; высказывание недоверияГенеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку издолжности; 26) назначение трети состава Конституционного Суда Украины; 27) избрание судий бессрочно; 28) досрочное прекращение полномочий Верховной РадыАвтономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного СудаУкраины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины;назначение внеочередных выборов в Верховной Рады Автономно РеспубликиКрым; 29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границрайонов и мост, отнесение населенных пунктов к категории городов,наименование и переименование населенных пунктов и районов; 30) назначение очередных и внеочередных выборов в органов местногосамоуправления; 31) утверждение на протяжении двух дней из момента обращенияПрезидента Украины указов о введении военного или чрезвычайного состоянияв Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичнуюмобилизацию, об объявлении отдельных местностей зонами на обычнойэкологической ситуации; 32) предоставление в установленный законом срок согласияна обязательность международных договоров Украины и денонсациямеждународных договоров Украины; 33) осуществление парламентского контроля в границах, определенныхэтой Конституцией; 34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины натребование народного депутата Украины, группы народных депутатов иликомитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную неменее чем одной третью от конституционного состава Верховной РадыУкраины; 35) назначение на посада и освобождение от должности руководителяаппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украиныи структуры ее аппарата; 36) утверждение перечня объектов права государственной собственности,что не подлежат приватизации; определение правовых основ изъятия объектовправа частной собственности. Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, которыесоответственно Конституции Украины отнесенные к ее ведению. 3. Функции Верховной Рады Украины Верховная Рада осуществляет немало функций и имеет для их реализациисоответствующие полномочия, предусмотренные Конституцией. Определениепарламента как органа законодательной власти обусловленное прежде всегоназванием одной из его функций (законодательной функции), которое естьприоритетной, ведущей, но далеко не единой. Множественность функций парламента не противоречит его природе какоргана законодательной власти. Она обусловленная тем, что парламент, как идругие органы государственной власти, в присущий ей формах принимаетучастие в осуществимые многих функций государства, как объектных,обусловленных содержанием деятельности государства (политических,экономических, социальных, культурной, экологической), так и другихфункций, в частности "технологических", властных функций (законодательной,учредительной и т.п.). Главными функциями Верховной Рады есть: 1) законодательная; 2) учредительная (организационная); 3) функция парламентского контроля. 3.1 Законодательная функция К функциям Верховной Рады временами зачисляют также бюджетно-финансовуюи внешнеполитическую функции. Верховная Рада, как правило, осуществляет этифункции, но они не считаются ее главными функциями. Приоритетной функцией Верховной Рады есть, природная, законодательная. Вобщих чертах она состоит в принятии законов, внесении к ним изменений,признании их такими, что утратили юридическую силу, отмене или вприостановлении их действия. Составной частью этой функции есть также законо-проектна работа,внесение законопроектов на рассмотрение Верховной Рады и их обсуждение, атакже издание законов, проведение соответствующих научных исследований, вчастности, из проблем эффективности и развития законодательства, научнойэкспертизы законопроектов и т.п. Продолжительное время к законодательной функции Верховной Рады належалии другие виды законодательной деятельности: принятие Конституции,официальное толкование законов, их оповещение. Ныне принятие Конституции признанное приоритетным правом народа,официальное толкование Конституции и законов Украины, соответственно ст.150 Конституции, осуществляет Конституционный Суд, а подписание законов иих официальное оповещение — Президент (ст. 94). Приоритетным направлением законодательной функции Верховной Рады естьвнесение изменений в Конституцию в границах и порядке, предусмотренныхразделом XIII Конституции, и принятие законов (ст. 85). Законопроект о внесении изменений в Конституцию может бытьпредставленный в Верховную Раду Президентом или не менее чем третьюнародных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады (ст.154 Конституции). Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины,кроме раздела І "Общие основы", раздела III "Выборы. Референдумы" и разделаXIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренныйбольшинством от конституционного состава Верховной Рады, считаетсяпринятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады за негопроголосовало не менее чем две трети от конституционного состава ВерховнойРады. Порядок внесения изменений в разделы І, III и XIII Конституциизначительно более сложный, поскольку эти разделы касаются основконституционного порядка и стабильности самой Конституции. Соответственност. 156 Конституции, законопроект о внесении изменений в разделы І, III иXIII подается в Верховную Раду Президентом или не менее чем двумя третямиот конституционного состава Верховной Рады и, при условии его принятия неменее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады,утверждается всеукраинским референдумом, который назначается Президентом. Законопроект о внесении изменений в Конституцию, что рассматривалсяВерховной Радой и не был принятый, может быть представленный в ВерховнуюРаду не менее чем через год от дня принятия такого решения относительноданного законопроекта. С целью обеспечения стабильности Конституции Верховная Рада напротяжении срока своих полномочий не может дважды изменять одни и одни и теже положения Конституции (ст. 158). Основным содержанием законодательной функции Верховной Рады есть,конечно, принятие законов. Из содержания Конституции вытекает, что Верховная Рада может приниматьзакон по любому вопросу за исключением тех, которые решаются исключительновсеукраинским референдумом. Тем не менее Конституцией предполагается кругвопросов, которые решаются исключительно законами Украины. Согласно с ст.92 Конституции, исключительно законами Украины определяются, в частности:права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод;основные обязанности гражданина; гражданство; правосубъектность граждан,статус иностранцев и лиц без гражданства; права коренных народов инациональных меньшинств; порядок применения языков. Основную группувопросов исключительно законодательного регулирования составляютэкологические, социальные, культурные и экономические вопросы. Так,исключительно законами Украины определяются: основы использованиеестественных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны,континентального шельфа, освоение космического просторную, организации иэксплуатации энергосистем, транспорта и связи; основы социальной защиты,формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирование правд изанятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства;воспитание, образования, культуры и здравоохранения; экологическойбезопасности; правовой режим собственности; правовые основы и гарантиипредпринимательства;правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; основы внешнегосношения, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; основырегулирование демографических и миграционных процессов. Исключительно законами определяются основы политической системы,организация и деятельность органов государственной власти и местногосамоуправления, в частности; основы образование и деятельности политическихпартий, других объединений граждан, средств информации; организация ипорядок проведения выборов и референдумов; организация и порядокдеятельности Верховной Рады, статус народных депутатов; организация идеятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы,организации государственной статистики и информатики; судоустройство,судопроизводство, статус судий, основы судебной экспертизы, организация идеятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, органов иучреждений выполнения наказаний; основы организации и деятельностиадвокатуры. Исключительно законами определяются также территориальное устройствоУкраины; основы местного самоуправления; статус столицы Украины;специальный статус других мост; правовой режим государственной границы;основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил и обеспеченияобщественного порядка; правовой режим военного и чрезвычайного состояния,зон чрезвычайной экологической ситуации. Традиционным есть законодательное определение основ гражданско-правовойответственности; действий, которые являются преступлениями,административными или дисциплинарными правонарушениями и ответственность заних.Кроме него, исключительно законами устанавливаются:Государственный бюджет и бюджетная система Украины; системаналогообложения, налоги и сборы; основы создание и функционированиефинансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков, статуснациональной валюты, а также статус иностранных валют на территорииУкраины; порядок образования и погашение внутреннего и внешнего долга;порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и т.п..Законами устанавливаются также порядок использования и защитыгосударственных символов; воинские звания, дипломатические ранги и прочиеспециальные звания; государственные награды; государственные праздники;единицы веса, меры и времени, порядок установления государственныхстандартов; порядок образования и функционирование свободных и другихспециальных зон, которые имеют экономический или миграционный режим,отличный от общего, и объявляется амнистия (ст. 92 Конституции). 3.2 Учредительная функция Другой, не менее важной, функцией Верховной Рады среди ее главныхфункций и есть учредительная (организационная) функция. Приоритетныминаправлениями деятельности парламента по осуществлению этой функции есть,конечно, формирование или участие в формировании органов исполнительной исудебной власти, а также формирование собственных, парламентских структур;назначение или избрание на должности, увольнение с должностей,предоставление согласия на назначение и увольнение с должностей лиц другихорганов государственной власти и государственных организаций, содействиеформированию органов местного самоуправления; решение вопросов, которыекасаются других элементов (атрибутов) механизма государства:территориального устройства, Вооруженных Сил и других составных механизмагосударства. Таким образом, основными направлениями деятельности Верховной Рады поосуществлению учредительной функции есть: 1) участие в формировании органов исполнительной власти; 2) формирование органов судебной власти; 3) создание парламентских структур; 4) участие в формировании других органов государственной власти игосударственных организаций; 5) решение вопросов территориального устройства Украины и обеспеченияформирования органов местного самоуправления. Приоритетным направлением учредительной функции парламента этоназначение выборов Президента в сроки, предусмотренные Конституцией.Избрание Президента, соответственно ст. 103 Конституции, осуществляетсягражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного правапутем тайного голосования сроком на пять лет. Роль парламента в формировании органов исполнительной власти задействующей Конституцией существенным образом изменилась, но он не смещенот этого направления процесса. Верховная Рада решает, в частности, вопрос опредоставлении согласия на назначение Президентом Премьер-министра, можетпринять резолюцию недоверия Кабинетных Министров, которая имеет следствиемотставку Кабинета Министров (ст. 87, 115 Конституции), рассматривает ипринимает решение относительно одобрения программы деятельности КабинетаМинистров; решает вопрос о предоставлении согласия на назначение на посадаи освобождение от должности Президентом Головы Антимонопольного комитета.Председателя Фонда государственного имущества; Головы Государственногокомитета телевидения и радиовещание. Верховная Рада осуществляет также немало учредительных функций поформированию собственных, парламентских органов и других структур, которыеосуществляют не только внутринепарламентские, а и общегосударственныефункции. В частности, Верховная Рада назначает по посаду и освобождает отдолжности Уполномоченного Верховной Рады из прав человека; назначает надолжности и освобождает из должностей председателя и другому члены Счетнойпалаты; избирает с своего состава Председателя Верховной Рады, первогозаместителя и заместителя Председателя Верховной Рады и отзовет их;утверждает перечень комитетов Верховной Рады, избирает председателей этихкомитетов; создает временные специальные и временные следственные комиссии,назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппаратаВерховной Совета Украины, утверждает структуру этого аппарата. Важное место в учредительной деятельности Верховной Рады имеетформирование, рядом с органами законодательной, исполнительной и судебнойвласти, других органов государственной власти и государственныхорганизаций. В частности, Верховная Рада назначает на должность ипрекращает полномочие членов Центральной избирательной комиссии попредставлению Президента Украины; назначает половину состава Национальногосовета Украины по вопросам телевидения и радиовещание, которая естьвневедомственным органом государственной власти; назначает на должность иосвобождает от должности председателя Национального банка Украины попредставлению Президента Украины; назначает и освобождает половину составаСовета Национального банка Украины. Рядом с этими видами (учредительной) деятельности Верховная Радаутверждает соответственно Конституции (п. 22 ст. 85) общую структуру,численность и определяет функции Вооруженных Сил, Службы безопасности,других образованных соответственно законам Украины воинских формирований, атакже Министерства внутренних дел. Многогранные (учредительные) функции Верховной Рады и в сферетерриториального устройства и местного самоуправления. К полномочиямВерховной Рады Украины в этой сфере належат, в частности, образование иликвидация районов, установление и изменение границ районов и мост,зачисление населенных пунктов к категории городов, наименование ипереименование населенных пунктов и районов. Другие важнейшие вопросытерриториального устройства общегосударственного и местного значениярешаются референдумами. Соответственно ст. 73, 85 Конституции Украины исключительновсеукраинским референдумом решается вопрос об изменении территории Украины,которая назначает Верховный Совет Украины. Кроме того, Верховная Рада принимает законы про: территориальноеустройство Украины, правовой режим государственной границы, статус столицыУкраины и специальный статус других мост. Верховная Рада имеет право досрочно прекращать полномочие Верховной РадыАвтономной Республики Крым при наличии вывода Конституционного Суда Украиныо нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначатьвнеочередные выборы в Верховной Рады Автономной Республики Крым Важными полномочиями Верховной Рады в области местного самоуправленияесть назначение очередных и внеочередных выборов в органов местногосамоуправления и принятия законов об основах местного самоуправления. Многогранной по смыслу и формами есть бюджетно-финансовая деятельностьВерховной Рады. ее место в системе функций Верховной Рады определяется неоднозначно: она считается как одной из основных функций Верховной Рады, таки составной этих функций. Верховная Рада Украины утверждает законом Государственный бюджет ивносит в соответствующей форме к нему изменения, осуществляет контроль завыполнением Государственного бюджета Украины, принимает решениеотносительно отчета про его выполнение (ст. 85 Конституции). Соответственно Конституции (ст. 95) бюджетная система Украины строитсяна основах справедливого и непредупредительного распределения общественногобогатства между гражданами и территориальными общинами. Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяютсялюбые расходы государства на обще общественные потребности, размер ицелевое назначение этих расходов. Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины. Рядом сГосударственным бюджетом и бюджетной системой Верховная Рада устанавливаетденежную единицу Украины, которой за Конституцией (ст. 99) есть гривна. Поскольку Государственный бюджет, бюджетная система и денежная единицаУкраины есть органическими атрибутами государства, то деятельность,связанная с их установлением (введением, утверждением), объективно естьсоставной частью создания государства, то есть учредительной функцииВерховной Рады. Многогранность и значительный объем бюджетно-финансовой деятельностипредопределяют и могут предопределять зачисление ее к самостоятельнойосновной функции Верховной Рады, но объективно эта деятельность естьорганической составной частью ее учредительной, а также законодательной иконтрольной функций. 3.3 Парламенський контроль Важное место в деятельности Верховной Рады Украины, как и парламентовдругих стран, сядет парламентский контроль. Контрольная деятельностьпарламента довольно многогранная. Если учредительная деятельность, задействующей Конституцией, в значительной мере отошла от Верховной Рады кПрезиденту как глава государства, в особенности относительно формированияорганов исполнительной власти, то традиционная ее функция — функцияпарламентского контроля не только осталась, а и определенной меройобогатилась. Основными направлениями контрольной деятельности Верховной Рады есть: 1) контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; 2) парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свободчеловека и гражданина и их защита; 3) бюджетно-финансовый контроль; 4) принятие Верховной Радой решения о направлении запроса к ПрезидентуУкраины; 5) запрос народного депутата Украины на сессии Верховной Рады; 6) парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; 7) осуществление парламентского контроля по отдельным вопросамнепосредственно или через временные специальные и временные следственныекомиссии. Одним из приоритетных направлений парламентского контроля есть контрольза деятельностью Кабинета Министров, которые подконтрольный и подотчетныйВерховной Раде. Это обусловлен функциями и полномочиями Кабинета Министровкак вышестоящего органа в системе органов исполнительной власти.Соответственно ст. 116 Конституции Кабинет Министров обеспечиваетгосударственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины,осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнениеКонституции и законов Украины, актов Президента Украины. Основной формой парламентского контроля за деятельностью КабинетаМинистров Украины есть рассмотрение и заслушивание отчетов КабинетаМинистров о своей деятельности. Одними из важнейших направлений деятельности Верховной Рады поосуществлению парламентского контроля есть бюджетно-финансовый контроль иконтроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека игражданина. Соответственно ст. 9 Конституции контроль за использованиемсредства Государственного бюджета Украины от лица Верховной Радыосуществляет Счетная палата. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свободчеловека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины изправ человека. Одной из основных традиционных форм парламентского контроля являютсязапросы — парламентские и депутатские- В частности, соответственноКонституции Украины (ст. 85) Верховная Рада может принять решение онаправлении запроса к Президенту на требование народного депутата, группынародных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительноподдержанную не менее чем третью конституционного состава Верховной Рады. Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады обратитьсяс запросом к органам Верховной Рады, Кабинета Министров, руководителейдругих органов государственной власти и органов местного самоуправления, атакже к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенныхна территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности. Приэтом руководители органов государственной власти и органов местногосамоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязанные сообщитьнародного депутата Украины о результатах рассмотрения его заявления (ст. 86Конституции). Рядом с законодательной, учредительной и контрольной функциями, какглавными функциями парламента. Верховная Рада Украины, как и парламентымногих стран, осуществляет и немало других функций. Это прежде всегофункции, аналогичные функциям государства, в частности, из числа объектныхфункций, то есть тех, что опосредствуют содержание деятельностигосударства. Поскольку эти функции государства осуществляют органы государственнойвласти, в том числе законодательной, то, всем этим органам государственнойвласти или по крайней мере их подавляющему большинству присущий функции,аналогичные основным объективным функциям государства. В частности, Верховная Рада как органу законодательной властиосуществляет среди внутренних функций: политические, экономические,социальную, культурную и экологическую функции, а среди внешних —оборонительные, внешнеполитическую, внешнеэкономическую и прочие внешниефункции. Не все из этих функций и соответствующих полномочий Верховной Радызакреплено в Конституции и законах Украины достаточно системно, но в целомони имеют нормативно-правовое закрепление, прежде всего конституционное. О политической функции Верховной Рады свидетельствуют, в частности,такие ее полномочие, предусмотренные Конституцией Украины, как: 1)определение основ внутренней и внешней политики; 2) заслушивание ежегодныхи внеочередных посланий Президента про внутреннее и внешнее положениеУкраины; 3) рассмотрение и принятие решения относительно одобренияпрограммы деятельности Кабинета Министров (ст. 85 Конституции) О наличии у Верховной Рады экономической, социальной, культурной идругих соответствующих внутренних функций свидетельствуют такие ееполномочие, как: 1) утверждение общегосударственных программэкономического, научно-технического, социального, национально-культурногоразвития и окружающей среды; 2) утверждение перечня объектов правагосударственной собственности, которые не подлежат приватизации;определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности; 3)принятие соответствующих законов, в частности, о правовом режимесобственности; правовые основы и гарантии предпринимательства; правилаконкуренции и нормы антимонопольного регулирования; из основ социальнойзащиты, о формах и видах пенсионного обеспечения; основы регулированиеработы и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства;воспитание, образования, культуры и здравоохранения, экологическойбезопасности (ст. 85 Конституции). О внешних функциях Верховной Рады свидетельствуют такие ее полномочие,как предоставление Верховной Радой в установленный законом срок согласия наобязательность международных договоров Украины и денонсацию международныхдоговоров Украины; утверждение на протяжении двух дней из момента обращенияПрезидента Украины указов о внедрении военного или чрезвычайного состоянияв Украине или в отдельных его местностях, про общую или частичнуюмобилизацию; объявление отдельных местностей зонами чрезвычайнойэкологической ситуации; одобрение решения о предоставлении воинской помощидругим государствам, направление подразделов Вооруженных Сил Украины кдругому государству ли о допуске подразделов Вооруженных Сил другихгосударств на территорию Украины. Подтверждением наличия у Верховной Рады соответствующих внешних функцийесть его законодательные полномочия относительно основ внешнего сношения,внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; относительно основнациональной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины;относительно правового режима военного и чрезвычайного состояния, которыеопределяются исключительно законами Украины. 4. Основные формы деятельности Верховной Рады Украины В становлении парламентаризма почти каждой страны одним из самыхсложных, продолжительных и тяжелейших есть установление определеннойсистемы, порядка в работе ее парламента. Это обусловлен многими факторами:содержанием и формами его работы, составом и структурой, статусом и дажеличными чертами парламентариев. Первоочередное значение в установлении порядка работы парламента имеетего нормативно-правовое определение. Порядок работы Верховной Рады, а такжеее органов и должностных лиц определяется Конституцией, РегламентомВерховной Рады, а в дальнейшем Законом о Регламенте Верховной Рады,законами Украины о комитетах Верховной Рады, о статусе народного депутата,другими законодательными актами. Соответственно этих правовых актовосновными организационными (организационно-правовыми) формами работыВерховной Рады есть ее сессии и заседание. Верховная Рада, отмечается в действующей Конституции, работает по сессии(ст. 82). Сессии Верховной Рады Украины делятся на очередные ивнеочередные. Очередные сессии Верховной Рады начинаются первого вторниказлого и первого вторника сентября. В связи с такой конституционнойопределенностью начала работы парламента очередные сессии не созывают. Внеочередные сессии Верховной Рады с указанием повестки дня созываютПредседателем Верховной Рады на требование не менее чем трети народныхдепутатов от конституционного состава Верховной Рады или на требованиеПрезидента. В случае внедрения военного или чрезвычайного состояния вУкраине Верховная Рада собирается в двухдневный срок без созыва (ст. 83Конституции). В случае окончания срока полномочий Верховной Рады во время военного иличрезвычайного состояния его полномочия длятся к дню первого заседанияпервой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного иличрезвычайного состояния. Проекты законов, постановлений и прочие документы распространяются средидепутатов во время их регистрации. Повестку дня очередной сессии Верховной Рады утверждается на каждуюочередную сессию. Этот документ включает, как правило, два раздела: упервый — вопроса, полностью подготовленные для включения в рассмотрение напленарных заседаниях; второй — вопрос, подготовку и доработку которыхВерховная Рада поручает осуществить комитетам, временным комиссиям илисоответствующим органам или лицам. Решение об изменении или включение вопросов из утвержденного в целойповестки дня сессии принимается не менее чем 2/3 голосов депутатов отконституционного состава Верховной Рады. В случае, если из указанноговопроса есть предложение согласительного совета депутатских фракций, групп,решение относительно нее принимается без обсуждения большинством голосовдепутатов от конституционного состава. Заседание Верховной Рады делятся на пленарные, т.е. общие, и заседаниеее органов (комитетов и т.п.). Заседание Верховной Рады происходят, как правило, открыто. Закрытоезаседание происходит по решению большинства от конституционного составаВерховной Рады (ст. 84 Конституции). Основным видом заседаний и тем самымприоритетной организационной формой их работы являются пленарные заседания. Соответственно Конституции (ст. 84) решение Верховной Рады принимаютсяисключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. Выводы Сегодня в Украине полным ходом идет развитие правовой, демократической,социально-ориентированной государства. С этой целью постоянно принимаютсяновые законы, выдаются постановления и розпорядженния, которые направленына урегулирование новых экономических политических и других отношений, атакже на укрепление государственности и суверенитета Украины,усовершенствования государственной власти. Понятно, что в системе власти наиболее впечатлительной ималоэффективной есть исполнительная власть, главным назначением и основнойфункцией которой есть реализация принятых решений. Даже хороший,совершенный закон ничего не достойный, если он не выполняется иливыполняется лишь бы как. До недавнего времени наша наука, в том числе и наука конституционногоправа, активно возражала необходимость признания и внедрение в жизнипринципа «распределения властей», и, соответственно, институтапрезидентства, которые считалось «вредными и бесперспективными длясоветской демократии, чужими и вражескими передовой социалистическойформе народовластия». Hе последнюю роль в «отказе права на жизнь»президентства сыграла теория объединения законодательной и исполнительной власти в деятельности механизма властвование. Отвергая буржуазный парламентаризм, основатели молодого Советскогогосударства отвергнули ту самую теорию и практику распределения властей,которое, по их мнению, выполняла социальный заказ господствующей буржуазии, обеспечивала эксплуатацию широких масс трудящихся. Другими словами жизни удостоверило: 1) непригодность и даже вредность теории «объединение властей», «одно-властного правления»; 2) необходимость распределения властей как единственно возможной формыорганизации деятельности верховных властных структур. Я считаю, что путь реформ, которые выбрала наша страна приведет нас ксозданию действительно правовой, демократической, социальноориентованой иэкономично процветающего государства. Список использованной литературы: 1. Конституционное право Украины /Под ред. В. В. Копейчиков. – Киев: Юринком, 1998 2. Конституционное право Украины /за ред. док. юр. наук проф. В. Ф. Погорилка. – Киев: Наук. мысль, 1999 3. Общая теория государства и права / за ред. В. В. Копейчиков. – Киев: Юринком, 1998 4. Марченко «Общая теория государства и права» 1992. 5. Карельский «Теория государства и право» 1993г. 6. Шемеченко «Проблеми розбудови Української держави» 1997р. 7. Жуковський А., Субтельний О. Нарис історії України. – Львів: Вид-во Наук. Т-ва ім. Т.Шевченка у Львові, 1992. – 230с. 8. Коментар до Конституції України: Наук.-популярне видання. – К.: Ін- т законодавства Верховної Ради України, 1996. – 376с. 9. Конституція незалежної України: Кн. 1: Документи, коментарі, статті. – К.: Укр. правнича фундація, 1995. – 380 с. 10. Правознавство /Навчальний посібник/ Київ Юрінком Інтер 1998 11. Алексеев С.С. “Теория права” М. 1994г. 12. Карельский “Теория государства и право” 1992г.