Курсовая работа по дисциплине «География мирового хозяйства» Тема: «Экономика Мексики» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курсовая работа по дисциплине : «Информатика» тема: «Особенности... 1 283.04kb.
Курсовая работа по дисциплине "Мировая экономика" на тему: " особенности... 4 1232.31kb.
Курсовая Работа Кафедра: Менеджмента и маркетинга по дисциплине:... 4 783.44kb.
Курсовая работа по дисциплине: Конституционное (государственное) 1 248.05kb.
Курсовая работа по дисциплине dota2 1 294.12kb.
Программа дисциплины «Курсовая работа по дисциплине Объектно-ориентированное... 1 307.48kb.
Курсовая работа по учебной дисциплине «История и теория Социально-Культурной... 3 1031.35kb.
Курсовая работа по дисциплине "Операции коммерчес ких банков" студента... 2 709.95kb.
Курсовая работа по дисциплине «Алгоритмизация и прикладное программирование»... 1 149.54kb.
Мировая экономика 2 759.45kb.
Курсовая работа по управлению судном вариант №25 1 128.33kb.
Исследовательская работа «Рекламная пауза» 1 326.6kb.
- 4 1234.94kb.
Курсовая работа по дисциплине «География мирового хозяйства» Тема: «Экономика Мексики» - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «География мирового хозяйства»

Тема: «Экономика Мексики»
Исполнитель: Копылов К.В.

Группа МЭ-12-2

Руководитель: Мальцев А.А.,

доцент
Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

3

1 Основные направления развития экономики Мексики в XIX-XX столетиях

5

1.1 Общие закономерности социально-экономических процессов Нового времени в Мексике

5

1.2 Особенности функционирования мексиканской экономики в период до начала Второй мировой войны

10

1.3. Оценка неолиберальных социально-экономических преобразований в 1980-Х гг.

12

2 Роль образования НАФТА на ход и динамику функционирования мексиканской экономики

18

2.1 Влияние развития интеграционных процессов в Северной Америке на экономику Мексиканских Соединенных Штатов

18

2.2 Внешнеэкономические связи Мексики в рамках НАФТА

21

2.3 Хозяйственные результаты североамериканской интеграции для мексиканской экономики

25

3 Тенденции перспективы экономики Мексики

31

3.1 Влияния мирового экономического кризиса на социально-экономическую обстановку в Мексике

31

3.2 Основные проблемы современной Мексики

34

3.3 Пути дальнейшей модернизации мексиканской экономики

37

Заключение

41

Список используемых источников

43

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием "новых индустриальных стран" Азии, Африки, а также Латинской Америки.

В своей работе я хочу осветить процессы, которые имели место и происходят сейчас в "новой индустриальной стране" Латинской Америки - Мексике.

Экономика Мексики базируется на трех основных областях: нефть, туризм и денежные переводы от граждан Мексики, проживающих за рубежом. Мексика имеет вторую по величине экономику в Латинской Америке и является крупным производителем и экспортером нефти.

В последние годы в Мексике, благодаря правильной финансовой и налоговой политике, наблюдалась макроэкономическая стабильность. Мексика стала самой притягательной для инвесторов страной Латинской Америки, здесь самый благоприятный деловой климат. Она занимает четвёртое место по объёму иностранных капиталовложений среди стран с бурно развивающейся экономикой и второе среди латиноамериканских стран.

Именно рассмотрению экономики Мексики посвящена эта работа.

Данная тема достаточно актуальна, так как развитие мексиканской экономики играет важную роль на мировом рынке.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализирование становления мексиканской экономики и путей ее развития.

Исходя из поставленной цели выявлены задачи данной курсовой работы.

Основные задачи:



  • изучение основных направлений развития экономики Мексики в XIX-XX столетиях;

  • проведения анализа влияния интеграции НАФТА на ход и динамику функционирования мексиканской экономики;

  • изучение проблем и перспектив развития экономики Мексики.

Объектом исследования в курсовой работе является экономика Мексики, а предметом исследования – функционирование мексиканкой экономики. При написании работы были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, аналитический и комплексной оценки.

Теоретической основой курсовой работы послужила научная литература. При разработке данной работы были использованы различные информационные источники: учебники, а так же были задействованы материалы из сети Интернет.

Работа состоит из трех глав, в которых раскрываются теоретические и практические аспекты мексиканской экономики. Первая глава посвящена социально-экономическим процессам в XIX-XX столетиях. Вторая глава посвящена влиянию НАФТА на экономику Мексики, в третьей - на основе проведенного анализа формулируются главные проблемы и направления решения выявленных проблем экономики Мексики.

1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МЕКСИКИ В XIX-XX СТОЛЕТИЯХ


1.1 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ В МЕКСИКЕ
Освобождение Мексики от колониального гнета не сопровождалось радикальным переустройством ее социально-экономической структуры. Позиции латифундистов и церкви не только не были поколеблены, но даже укрепились. В связи с раздачей земель генералам и офицерам, отличившимся во время войны за независимость, а также крупным чиновникам число латифундий, составлявшее в 1810 г. менее 5 тыс., к 1854 г. превысило 6 тыс. Духовенство продолжало пользоваться рядом привилегий, а его экономическая мощь заметно возросла, поскольку к церкви перешли многие заложенные асьенды светских землевладельцев. Экономика развивалась крайне медленно. Большинство крестьян, рабочих рудников и мануфактур по-прежнему страдали от пеонажа и других докапиталистических форм эксплуатации.

Правда, установление независимости способствовало росту внешней торговли и вовлечению Мексики в орбиту мирового хозяйства. Отмена ряда торговых ограничений, снижение пошлин и прочие меры стимулировали быстрое развитие торговли с другими государствами. В 1826 г. конгресс принял декрет, разрешавший установление торговых отношений на основе взаимности. Вслед за тем были заключены договоры с Англией, Францией, Нидерландами, Данией, США. Важным показателем увеличения объема внешней торговли являлось оживление судоходства. Уже в 1826 г. в мексиканские порты прибыли 639 иностранных судов против 148 в 1823 г.

Однако договоры и соглашения с европейскими державами и США имели и отрицательные последствия, так как способствовали проникновению иностранного капитала, с которым слабая мексиканская экономика не могла конкурировать. Экономическое положение молодой республики являлось в то время крайне тяжелым: ее хозяйству был нанесен серьезный ущерб в ходе войны за независимость, финансы пришли в катастрофическое состояние. Национальный доход резко сократился. Утечка капиталов происходила в связи с выездом ряда испанских купцов и предпринимателей. Расходная часть бюджета намного превышала доходную.

Выход из этого критического положения некоторые государственные деятели и экономисты видели в привлечении иностранных капиталов. В 1824—1825 гг. лондонские банкиры предоставили Мексике два займа на общую сумму в 32 млн. песо. Но для расчетов с кредиторами пришлось прибегать к новым займам, в связи с чем сумма внешнего долга государства уже к 1843 г. составила свыше 54 млн. песо.

В результате инвестиций английских капиталов в горнодобывающую промышленность возникли акционерные общества «Объединенная горнопромышленная компания Мексики», «Англо-мексиканская компания» и т. д. В руках англичан оказалась и значительная часть мексиканской торговли. Таким образом, едва освободившись от испанского ига, Мексика попала в экономическую зависимость от капиталистической Англии. В страну стал проникать также североамериканский, немецкий, французский капитал. К середине 20-х годов в Мексику были направлены крупные денежные суммы из США, которые являлись в то время единственным конкурентом Англии на мексиканском рынке. Проникновение иностранного капитала, а также конкуренция более дешевых и высококачественных товаров, ввозившихся из развитых в промышленном отношении стран, тормозили процесс капиталистического развития.

Для финансирования национальной промышленности в 1831 г. был основан Кредитный банк. Он субсидировал создание ряда предприятий по изготовлению тканей, бумаги, литья, закупал за границей машины и оборудование, племенной скот, приглашал квалифицированных иностранных специалистов. Однако попытка осуществления «индустриализации» при сохранении прежней экономической структуры оказалась безуспешной. Провал планов, связанных с деятельностью Кредитного банка, был обусловлен и недостатком денежных средств. Просуществовав немногим более 10 лет, Кредитный банк был в 1842 г. закрыт.

Уровень развития промышленности во второй трети XIX в. оставался крайне низким. Основной ее отраслью по-прежнему являлась горнодобывающая, в первую очередь добыча драгоценных металлов, которая неуклонно возрастала. Если в 1821 —1840 гг. производство серебра составило около 6 тыс. т, а золота — 28,3 тыс. кг, то в последующее двадцатилетие оно достигло соответственно почти 8,8 тыс. т и 37,8 тыс. кг. Ведущей отраслью обрабатывающей промышленности была хлопчатобумажная. К середине 40-х годов в Мексике насчитывалось 59 прядильных и ткацких фабрик, а также много мануфактур и ремесленных мастерских. Наряду с применением машин хлопчатобумажное производство в значительной мере базировалось и на использовании ручного труда.

Качество продукции постепенно улучшалось, а объем производства расширялся. Однако по своей технической оснащенности мексиканская промышленность заметно отставала от экономически развитых европейских государств и США. Преобладающей формой производства все еще оставалась мануфактура.

Значительно выросла и внешняя торговля. В 1825—1828 гг. стоимость экспорта составляла в среднем около 10 млн. песо, а импорта — 14,3 млн. песо в год. К 1856 г. объем экспорта достиг 28 млн., импорта — 26 млн. песо. Мексика вывозила преимущественно благородные металлы (она являлась главным поставщиком серебра на мировой рынок) и некоторые продукты сельского хозяйства (табак, кофе, ваниль, кошениль, хенекен, кожи и др.). В ее ввозе преобладали различные промышленные изделия.

В 1830 году мексиканский конгресс запретил иммиграцию из США в пограничные с ними штаты Мексики.  Эта политика мексиканского правительства вызывала недовольство среди жителей Техаса и послужила поводом к войне за независимость.

В результате успешной войны 1836 года Техас добился независимости. Однако, Мексика, никогда не признававшая потерю Техаса, либо независимость Техасской Республики, объявила о своих намерениях захватить так называемую отпавшую провинцию.

В 1845 года Техас вошел в состав США. Мексиканское правительство выразило недовольство, что присоединением её «мятежной провинции» Соединённые Штаты вмешались во внутренние дела Мексики и необоснованно завладели её территорией. США объявили войну Мексике 13 мая 1846 года,  а Мексика объявила войну 23 мая.

Договор Гуадалупе-Идальго, подписанный 2 февраля 1848 года, положил конец войне и дал США неоспоримый контроль над Техасом, а также над Калифорнией, Невадой, Ютой и частями Колорадо, Аризоны, Нью-Мехико и Вайоминга. Взамен Мексика получила 15 млн $ и ещё 3 млн 250 тыс. $ были выплачены американским правительством гражданам США в счёт мексиканских долгов.

Последствия поражения в войне с Соединенными Штатами, капитулянтская позиция президента Санат-Анны, докапиталистические формы землепользования, привилегии церкви и высших армейских кругов привели к усилению борьбы между либералами и консерваторами, которая переросла в революцию. Целью революции являлись экономическое развитие, секуляризация имущества, ликвидация привилегий церкви и армии.

Недовольные законом консерваторы произвели переворот. Однако контрреволюционное выступление было подавлено. Правительство утвердило «закон Хуареса» и приняло «закон Лердо», запрещавший церковным и гражданским корпорациям владеть недвижимостью, а также ускоривший переход церковных земель и недвижимости в руки буржуазии и латифундистов на условиях купли-продажи. В то же время по «закону Лердо» ими была скуплена значительная часть земель индейских общин, попавших под определение «гражданских корпораций».

16 сентября 1857 года вступила в силу новая конституция. В ней Мексика провозглашалась демократической представительной республикой, состоявшей из суверенных во внутренних делах штатов. В конституции подтверждались положения законов Хуареса и Лердо. Конституция декларировала неприкосновенность частной собственности, свободу слова, печати, собраний, тайну переписки, запрещала рабство и пеонаж.

В 1859 году издается «Законы о реформе», декларировавшие изъятие у церкви того имущества, которое она использует против общества — вместо выкупа церковного имущества предусматривалась его национализация. Провозглашалась свобода вероисповедания, церковь отделялась от государства, распускались монастыри, братства и конгрегации, вводился гражданский брак, регистрация актов гражданского состояния передавалась государству. В 1860 году военный перевес оказался на стороне либералов, в декабре гражданская война завершилась их победой. 

В 1862 году Наполеон III предпринял экспедицию в Мексику, его поддержали мексиканские консерваторы, которые годом ранее проиграли гражданскую войну либералам. Непосредственным поводом к войне послужило постановление мексиканского конгресса от 17 июля 1861 года о временном прекращении выплат по иностранным долговым обязательствам.

В феврале 1867 года французы оставили столицу Мексики, таким образом, республика была восстановлена.

Итак, к началу XX в. в Мексике сохранялись крупное землевладение, докапиталистические формы эксплуатации, феодальные пережитки. Иностранный капитал захватил командные высоты в таких отраслях экономики, как железнодорожный транспорт, горнодобывающая, металлургическая, нефтяная промышленность, играл видную роль в торговле и сельском хозяйстве. О степени его влияния красноречиво говорят данные о распределении национального богатства страны: в 1911 г. на долю североамериканского капитала приходилось 43,4 %, мексиканского — 30, английского — 13,2 %.


1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕКСИКАНКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ДО НАЧАЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Оборотной стороной экономических успехов явилось усиление зависимости страны от Соединённых Штатов и высокая социальная напряженность. Поэтому реакцией на циклический кризис в США 1907—1908 гг., усиленной неурожаем 1910 года, стал острый экономический, социальный и политический кризис в Мексике.

Так было положено начало Мексиканской революции, периода, во время которого в стране шла гражданская война, являющаяся одной из самых кровопролитных в истории человечества.

К началу буржуазно-демократической революции в Мексике иностранный капитал контролировал основные отрасли промышленности. Американские и английские компании заняли ведущие позиции в горнодобывающей, нефтяной и других отраслях. Нефтяные месторождения Мексики эксплуатировались самым хищническим образом. Мексика выдвинулась на одно из первых мест по добыче нефти, которая составила в 1911 г. 12552 тысячей баррелей.

Антиклерикальная программа новой конституции вызвала обострение отношений государства с церковью. В 1926 году в Мексике началось восстание кристерос, сторонников церкви, в основном крестьян, которые убивали представителей правительства и сжигали светские школы.

В начале 1925 года Плутарко Элиас Кальес, вступивший на пост президента Мексики, принял ряд мер, осуществление которых оказалось возможным благодаря конституции 1917 года, по ограничению влияния церкви. Так, например, запрещалось носить церковное облачение в общественных местах (то есть вне здания церкви), за нарушение запрета полагался штраф в размере 500 песо. Кроме того, священнослужитель, критикующий правительство, мог быть лишен свободы сроком на 5 лет. Из страны были изгнаны все иностранные священники, закрыты монастыри и религиозные школы, конфискованы некоторые здания, принадлежащие церкви. Был арестован архиепископ Мексики, выступивший за отмену антиклерикальных положений конституции.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе. В 1929 году при содействии США (в которых восстание вызвало проблемы с поставками нефти) и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Однако условия этого мира не устроили большинство повстанцев, продолжавших борьбу в течение ещё двух лет.

Мировой экономический кризис (1929-1933гг.) резко обострил классовые и социальные противоречия, усилил антиимпериалистические настроения в стране. Характерной особенностью преобразований в 30-х годах было создание государственного сектора экономики, который должен был способствовать социальным изменениям и независимому развитию страны.

В 1934 году президентом стал представитель Мексиканской революционной партии Ласаро Карденас. Новое правительство развернуло широкую реформистскую кампанию. Было организовано проведение аграрной реформы. При содействии Карденаса в 1936 году был создан крупнейший профсоюзный центр — Конфедерация Трудящихся Мексики.

В целях ограничения деятельности иностранных монополий в октябре 1936 года был принят закон, предоставлявший правительству возможность национализировать собственность иностранных компаний. В 1937 году были частично национализированы железные дороги. Они передавались в управление рабочей администрации профсоюза железнодорожников.

18 марта 1938 года Ласаро Карденас приступил к экспроприации собственности иностранных нефтяных компаний, что привело к обострению отношений с США и Великобританией.  В ходе национализации была создана государственная нефтяная компания «Пемекс», превратившая Мексику в пятого по величине экспортера нефти в мире.

Карденас предпринимал решительные шаги в отношении ликвидации массовой неграмотности, особенно среди индейцев. При Карденасе Мексика оказывала значительную помощь испанским революционерам, а в 1939 году в Мексике укрылось значительное число потерпевших поражение испанских республиканцев.

Таким образом, национализация нефти и другие меры, направленные на независимое развитие и ограничение иностранного капитала, вызвало недовольство как внутри страны, так за границей. Но под влиянием событий, связанных с началом второй мировой войны, преобладающее влияние в государстве приобрели силы, ориентированные на более тесные связи с иностранным и прежде всего с американским капиталом.


1.3 ОЦЕНКА НЕОЛИБЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В 1980-Х ГГ.
Во Второй мировой войне Мексика выступила союзником антигитлеровской коалиции. Финансовая и технологическая помощь Соединенных Штатов позволила Мексике модернизировать железные дороги и промышленность. Лишившись европейского импорта Мексика была вынуждена развивать собственное производство. Война подняла мировые цены, создав тем самым благоприятные условия для мексиканской торговли. После войны начался период экономического роста: выполнения программ индустриализации, промышленного развития регионов, ирригации, внедрения новых аграрных технологий.

Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил «упиваться» своим богатством. Взлет мировых цен на нефть подтолкнул Мексику, обладающую этим ценнейшим ресурсом, да еще в больших размерах (входит в пятерку главных мировых продуцентов), наращивать ее добычу (открытие и освоение в середине 70-х годов новых нефтяных месторождений внесло перелом в ход всех этих эволюционных процессов.) Неожиданный «валютный дождь» породил в стране эйфорию, иллюзию возможности - без особых интеллектуально-трудовых затрат - «процветания» в современной, быстро меняющейся и усложняющейся экономике.

С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы, в том числе североамериканские.

В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3 общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер. Диспропорции в экономике, краткосрочность приоритетов развития оборачивались нарастанием внешней задолженности (с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 39 млрд. в 1979), причем свыше 4/5 ее суммы приходилось на частные «ТНБ с их более жесткими условиями кредитования. Потенциально богатая страна «жила в кредит».

Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана, реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов, резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки. В отсутствие надлежащего валютного контроля все призывы правительства и президента Л. Портильо приостановить бегство капиталов в сложное для страны время оставались тщетными.

Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно» (в 1979-1981 гг. темпы роста достигали примерно 8% ежегодно) произошел резкий спад. Принятые «пожарные» меры девальвация песо, частичные, а затем расширенные валютные ограничения, оказались запоздавшими и не дали должного эффекта. В августе 1982, г. Мексика, стремившаяся до того момента быть аккуратным плательщиком, внезапно объявила о приостановке выплат в счет внешнего долга. Чтобы поставить шлагбаум на пути утечки капиталов, правительство в сентябре того же года приняло решение о национализации частных банков. Страна оказалась в тисках глубокого финансово-экономического кризиса; падение производства в 1983 г. превысило 5%, чего Мексика не знала со времен «великой депрессии». Взрывная волна от этого события прокатилась по другим странам региона.

В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого света» которого должник не может рассчитывать на возобновление кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал «Хартию намерений» с обязательством изменить экономический курс. Суть перемен сводилась к сужению госсектора посредством приватизации, отмене валютного контроля, уменьшению бюджетного дефицита и реализации ряда других рекомендаций супербанка-координатора. Конкретизация этих намерений, призванных преодолеть финансово-экономический кризис, была официально оформлена в Национальном плане развития 1983-1988 гг. (срок полномочий президента).

Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.), характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание Мексики восстановить свой традиционный образ исправного должника (только ежегодные выплаты процентов достигли 10 млрд. долл.), что привело к свертыванию инвестиционной деятельности (в 1984 г. почти на 40%), станет понятным повторный спад производства (в 1986 г. на 4%). Управление экономикой выходило из-под контроля, и тогда начались поиски новых экономических ориентиров.

Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной Америке впечатляющих успехов добилась Чили. Эти примеры, опровергшие классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния «империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида в середине 80-х годов круто изменить курс.

Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы, но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг. давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика, проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал. Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось. Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты. Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24--25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на 15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Таким образом, инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл. Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл. Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на 1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту - руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

2 РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАФТА НА ХОД И ДИНАМИКУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ


2.1 ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ НА ЭКОНОМИКУ МЕКСИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.

17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Очень важно отметить, что все три государства - члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения. Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Согласно ст. 102 Договора, целями создания НАФТА явились следующие положения:



  • Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);

  • Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;

  • Увеличение инвестиционных возможностей территорий;

  • Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;

  • Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;

  • Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

Следует отметить, что, несмотря на все договоренности между странами-участницами, в рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.

В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет. Однако включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.

Таким образом, Мексика была сильно заинтересована в подписании рассматриваемого соглашения, так как оно гарантировало доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в страну, в том числе и за счет других латиноамериканских стран, возможность модернизации экономики. Более того, соглашение рассматривалось как логичное продолжение неолиберальных реформ, предпринятых правительством Мексики в начале 80-х годов и отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться по уровню развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

Существует еще один довод против НАФТА, заключающийся в том, что все инвестиции в Мексику идут в счет инвестиций у себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то, что ранее производилось в США. Это действительно имеет место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия иностранных инвестиций по всему миру. Около 75% всех инвестиций США вложено в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одна из них была Мексика. Основной характеристикой всех этих семи стран является то, что каждая из них располагает большим внутренним рынком, чьи потребности не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего рынка. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.

Таким образом, Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономику Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли.

Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках.

Благодаря участию в НАФТА, не просто растут темпы промышленного

производства, но и увеличивается доля в нем наукоемкой продукции, хоть и в разной степени по странам-участницам.
2.2 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕКСИКИ В РАМКАХ НАФТА
Мексика преодолела влияние глобального кризиса, но находится под влиянием рецессии на основных мировых рынках. Если в 2010 году прирост ВВП был 5,5%, то в 2011 году этот показатель составил 4,0%. Монетарная политика Мексики сдерживает влияние колебаний мировых рынков на финансовую стабильность этой страны. Несмотря на сезонные отклонения, укреплялся курс национальной валюты (в апреле 2012 года 1 долл. США = 12,8 мексиканских песо). Золотовалютные резервы в 2011 году превысили 142 млрд. долл. США. Темп инфляции сократился с 4,2% в 2010 года до 3,4% в 2011 году. Управление государственными финансами обеспечило сокращение дефицита бюджета с -2,8% ВВП в 2010 году до -0,4% ВВП в 2011 году (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели экономики Мексики

Показатель

Ед. измерения

2005

2010

2011

ВВП по ППС

млрд. долл. США

1297,5

1564,8

1661,6

ВВП на душу по ППС

долл. США

12483

13932

14610

Прирост реального ВВП

% к предыдущему году

3,2

5,5

4,0

Совокупные инвестиции

% от ВВП

24,3

23,8

24,9

Инфляция

%, сред. потреб. цена

4,0

4,2

3,4

Безработица

% от активного населения

3,6

5,4

5,2

Из таблицы 1 видно, что объём инвестиций увеличился с 23,8% в 2010 году до 24,9% в 2011 году, это говорит о том, что Мексика входит в двадцатку наиболее привлекательных стран мира для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По распределению ПИИ по основным отраслям в 2011 году 53,6% поступило в промышленность, 46,3% - в сферу услуг, 0,1% - в сельское хозяйство. Источниками поступления ПИИ в Мексику в 2011 году были США – 55%, Испания – 15%, Нидерланды - 6,7%, Швеция – 6.3%, Канада- 3,4%, Япония – 3,4%, другие страны – 10,2%.

Приток иностранных портфельных инвестиций в Мексику увеличился с 2,7 млрд. долл. США в 2008 году до 39,4 млрд. долл. США в 2010 году, а объём средств, отражающих бегство капиталов, вырос за этот период с 9 млрд. долл. США до 31 млрд. долл. США.

В Мексике зарегистрировано 48 млн. человек экономически активного населения. Среднегодовой уровень безработицы превысил 5,4%, а около 2,5 млн. человек официально зарегистрированы «безработными». Однако этот показатель не полностью отражает ситуацию с занятостью населения, так как число участников неформальной экономики достигло 12,5 млн. человек.

Прогнозные показатели на 2012 год (прирост ВВП на 3,6%, прирост инвестиций на 6,3%, сокращение инфляции до 3,8%, прирост частного потребления на 3,9%) указывают на наличие условий устойчивого развития мексиканской экономики.

Экспорт в 2010 году вырос на 29,8% и достиг 314 млрд. долл. США, а в 2011 году его объём составил 366 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6%. Основная доля (около 82%) экспорта Мексики приходится на обрабатывающую промышленность. Доля нефти и нефтепродуктов в структуре мексиканского экспорта составляет 14%, продукции сельскохозяйственного происхождения – 2,9%, горнодобывающей промышленности – 0,8%. Главными покупателями мексиканских товаров в 2011 году являлись США (78,5%), а также Канада, Китай, Испания, Бразилия, Колумбия, Германия (таблица 2).


Таблица 2 – Экспорт Мексики 2010, 2011 гг.

Год

Экспорт, млрд. долл.

Доля в мировом экспорте, %

Доля экспорта в ВВП, %

Экспорт на душу населения, долл.

Темп роста экспорта, %

2010

314

1,65

30,5

2768

128,7

2011

366

1,63

31,7

3188

116,6

В 2010 году импорт вырос на 28,7% и по объёму превысил 326 млрд. долл. США, а в 2011 году его размер составил 380 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6% по сравнению с предыдущим годом. Главными партнёрами Мексики по импорту были США (49,7%), Китай (15%), Япония (5%). Основные позиции в структуре импорта занимали: автомобильные компоненты, детали для телевизоров и записывающих устройств, телефонные аппараты и детали к ним, бензин. На протяжении последнего десятилетия отмечается дефицит по внешнеторговым операциям Мексики, размер которого существенно сократился с 17,5 млрд. долл. США в 2008 году до -1,3 млрд. долл. США в 2011 году (таблица 3).


Таблица 3 – Импорт Мексики 2010, 2011 гг.

Год

Импорт, млрд. долл.

Доля в мировом импорте, %

Доля импорта в ВВП, %

Импорт на душу населения, долл.

Темп роста импорта, %

2010

326

1,76

31,6

2874

126,8

2011

380

1,74

32,9

3310

116,6

С целью проведения своей внешнеэкономической политики Мексика активно использует формат соглашений о свободной торговле, которые она заключила с 44 странами, т.е. более чем какая-либо другая страна. Основным является Североамериканское соглашение о свободной торговле (САЗСТ) вступившее в силу в 1994 г., которое значительно повысило привлекательность и конкурентоспособность Мексики. За 16 лет его действия объем трехсторонней торговли между Мексикой, США и Канадой утроился. Однако влияние этого и других 11 соглашений о свободной торговле на социально-экономическое развитие Мексики оценивается неоднозначно. Расширению внешнеэкономических связей Мексики способствуют заключенные соглашения с Израилем, Колумбией, Чили и Центральноамериканскими странами, а также Европейским союзом, с которым в 2000 году был заключен «Глобальный договор», включающий соответствующие положения о свободной торговле. В настоящее время Мексика ведет подготовку соглашения о свободной торговле с Бразилией.

Таким образом, Мексика проявляет активное участие в решении актуальных вопросов международных экономических отношений. Она является членом Группы 20, и в 2012 году председательствует в этой организации. В рамках Группы 20 Мексика придерживается позиции динамично развивающихся стран относительно модернизации инфраструктуры глобального экономического сотрудничества. Она является сторонницей не только реформирования МВФ и Всемирного банка, но увеличения капитализации Межамериканского банка развития. Мексика выступает за согласование деятельности по ликвидации налоговых гаваней, выработке решений о наблюдении за международной финансовой системой и повышение ее прозрачности, укрепление международного доверия, улучшение цепей безопасности международных финансов и ускорение оздоровления государственных счетов стран с фискальными проблемами, формирование основ, позволяющих избежать новых кризисов.
2.3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Создание НАФТА оказало значительное воздействие на развитие аграрного сектора в США и Канаде. По причине затяжного аграрного кризиса в 80-х гг. мексиканская экономика стала зависима от импорта сельскохозяйственной продукции. Если до начала 70-х гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, то в 1971-1976 годах – более 2 млн. тонн, в 1977-1982 годах – 5,4 млн. тонн, в 1983-1987 годах – 6,9 млн. тонн. Основными поставщиками выступили партнеры Мексики по североамериканской интеграции – США и Канада. С 2011 года Мексика ежегодно ввозит (главным образом из США) более 16 млн. тонн зерновых продуктов. Таким образом, более активное включение Мексики в североамериканскую интеграцию создавало условия для более динамичного развития экономик ее партнеров – США и Канады.

Несмотря на преобладание преимуществ от участия в НАФТА, есть и издержки для экономии стран. Одна из них – иностранная конкуренция – негативно отражается на уровне занятости в США и Канаде, так как многие американские и канадские ТНК перенесли трудоемкие производства в Мексику с учетом фактора дешевой рабочей силы. Но потеря рабочих мест в трудоемких отраслях сбалансирована появлением новых рабочих мест в сфере услуг и в капиталоемких и техноемких отраслях. Также к негативным факторам относится то, что из-за повышения зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики, что особенно ярко проявляется в периоды экономических спадов в США.

Ведущими отраслями экономики Мексики являются обрабатывающая промышленность, торговля и добывающая промышленность. Заметное развитие получили электроэнергетика, ряд отраслей машиностроения, металлургическая, химическая и пищевая промышленность.

Доля сельского хозяйства, животноводства, рыболовства и охоты в ВВП с каждым годом сокращается: в 1970 году – 25%, в 1980 году – 7%, в 2012 году (третий квартал) – 3,7%. Основную роль в мексиканском земледелии играет выращивание зерновых, бобовых и масличных культур. Мексика является одним из крупнейших производителей сбалансированных кормов для животноводства, птицеводства, домашних животных и пищевых добавок. Мексика является одним из крупнейших в мире производителей свежих и замороженных фруктов, овощей, мяса, фруктовых соков, кофе, напитков. Животноводство в Мексике, в основном, экстенсивно-пастбищное, мясошёрстного направления. Приоритет отводится выращиванию крупного рогатого скота, а также имеются хозяйства по разведению лошадей, мулов, овец, коз, свиней.

На добывающую промышленность по итогам третьего квартала 2012 года приходилось 10% ВВП, снабжение электричеством, водой и газом конечных потребителей - 1,2% ВВП, строительство - 6,7% ВВП. Мексика занимает ведущие места в мире по запасам серебра и золота, 4-е место по количеству подтверждённых запасов меди, 5-е молибдена, 6-е цинка. Объем производства горнодобывающей продукции Мексики за десять лет увеличился в 5,7 раза (в денежном выражении). Особенно высокими темпами росла добыча драгоценных металлов. В 2012 году добыча золота увеличилась на 3,6%, по сравнению с предыдущим годом, и достигла 87 тонн, серебра – на 2,4% (4,3 тыс. тонн), меди – на 12,9% (500 тыс. тонн). Производство этих металлов составляет основную долю структуры горнодобывающей промышленности Мексики: 26% серебро, 22% золото, 18% медь, 7% цинк.

Мексика является одним из крупнейших производителей сырой нефти, а также одним из растущих потребителей и импортеров газа и нефтепродуктов. Проблема падения добычи углеводородного сырья обостряется с каждым годом. За период с 2004 года по 2012 год ежедневная добыча нефти в Мексике упала с 3,3 млн. баррелей до 2,5 млн. баррелей в день. Несмотря на это нефтяные доходы государства увеличивались за счет роста мировых цен на нефть. В 2012 году Мексика экспортировала углеводородных продуктов (сырой нефти, нефтепродуктов, нефтехимических продуктов и природного газа) на сумму 52,2 млрд. долл. США, из которых 46,8 млрд. долл. США пришлось на сырую нефть, а импорт этих продуктов составил 31,3 млрд. долл. США.


следующая страница >>