Крещение Господне - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Крещение Господне - страница №1/1

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшний день Православная Церковь празднует двунадесятый праздник – Крещение Господне,
Когда мы становимся молитвенными причастниками великого события Богоявления, т.е. события, когда в Лице Спасителя нашего Иисуса Христа миру является истинный Бог, воплотившийся для спасения человечества, когда Христос, принимая от Иоанна крещение, вступает на общественное служение, совершая дело спасения мира: «Крещается Христос, и восходит от воды совозводит бо с Собою мiр»1.
Евангельское событие Крещения наверняка известно каждому христианину:
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17).
Христос до 30 летнего возраста не вступал на общественное служение, ибо закон иудеев не допускал никому быть учителем и тем более пророком ранее 30-летнего возраста.
Но когда исполнился срок, Бог послал провозвестника – святого Иоанна Предтечу, чтобы через него миру был явлен грядущий Мессия – Иисус Христос.
Для этого явления Бог посылает Иоанна совершать особый обряд крещения в водах реки Иордан, чтобы народ через покаяние мог подготовиться к встрече со Спасителем. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4).
Но крещение Иоанново было необходимо прежде всего для того, чтобы крестился Тот, Кто сам вскоре будет крестить всех Духом Святым – Мессия Иисус Христос, о Котором так возвышенно говорит Иоанн Предтеча: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк.1:7).
Но грядущего на крещение Иисуса теперь останавливает Иоанн, говоря, что ему надо бы креститься от Иисуса, и Он ли теперь приходит к нему. Как умилительно говорит об этой встрече богослужебный текст: «Приклоняет верх, Приклонивый небеса. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего крещения. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе»2. Но Христос отвечает, что так надлежит исполнить всякую правду.
И мы знаем, что Иоанн крестит Иисуса. И в момент крещения отверзаются небеса, раздается голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение», и Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса.
Нынешний праздник называется также и Богоявлением, потому что миру явлен истинный Бог ставший истинным человеком, - Господь Иисус Христос, и потому что миру открыта величайшая тайна Бога, - Бога Троицы, единого в существе Своем и троичного в Лицах Бога (миру открыта тайна триединого Бога, который есть Любовь).
«Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение»3, т.е.
Открыта тайна

Бога Сына, принимающего крещение от Иоанна и грядущего на спасения мира,

Бога Отца, глаголющего с небес, - из глубин Своего всесовершенства, и тайна

Бога Духа Святого, нисходящего в виде голубя и просвещающего всех и вся.


Пытливый человеческий ум всегда пытается проникнуть в суть событий, понять внутренний смысл совершающегося, задаться вопросами.
Зададимся теперь вопросом и мы, зачем было креститься безгрешному Иисусу, ведь Он сам по Своему Божеству будет крестить всех Духом Святым, почему на Иисуса нисходит Дух Божий, ведь и Отец и Сын и Дух пребывают вечно неразлучно и нераздельно?

Эти вопросы отчасти помогают нам возвыситься к пониманию духовного смысла праздника Крещения.


Христос креститься, - как говорит Священное Писание, - чтобы исполнить всякую правду… Но в чем состоит эта правда?
В том ли, что Христос, будучи Сам безгрешен и не имея нужды в покаянии, научает нас собственным примером смирению и тому, что дело служения Богу всякому человеку необходимо начинать с покаяния?
В том ли эта правда, что, «принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми — без исключения — грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении... Отождествляет Себя со всеми и с каждым из нас… чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни»4?
В том ли, чтобы погружением в воды Иордана освятить и очистить Собой, Своим Божеством, стихии мира, к которым мы сможем прибегать как к спасительному источнику целительной силы, в том ли, чтобы сообщить источникам водным способность духовно и телесно возрождать человека?.. Мы задаем эти вопросы и слышим торжествующий голос Церкви: «Приклонил eси главу Предтечи, сокрушил eси главы змиeв: пришел eси в струи, просветил eси всячeская…Спасе»5. И к этим Иорданским струям прибегаем и мы, моля Бога: «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всякую пользу изрядную»6.
В том ли эта правда, чтобы Христу как Агнцу, вземлющему грех мира, омыть в струях Иордана все людские грехи, прообразуя водами крещения будущую искупительную кровь Голгофского жертвоприношения, обновляющего человечество? И вновь Церковь торжествующе глаголет: «Иорданскими струями обложься, Иже светом преславно одеваяйся, в нихже Адамово естество обновил еси…Слове Божий»7, «Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими: и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков Господь»8. «Свидетельство Иоанна об Иисусе как об Агнце Божием есть первое указание на на путь Страстей, которым идет Иисус. – Комментирует событие Крещения Господня известный православный богослов и экзегет епископ Кассиан (Безобразов). – Свидетельство Иоанна есть свидетельство водою. Но в воде Иоанн свидетельствует о Крови. Путь воды уступит место пути Крови»9. Но мы знаем, что эта святая Кровь не есть для нас кровь смерти, но кровь жизни. Ибо все мы, вся наша жизнь куплена этой дорогой ценой (1Кор.6:20).
В том ли эта правда, что Христос принимает крещение, чтобы оставить нам великое и спасительное таинство христианского крещения, через которое каждый из нас родился некогда в вечную жизнь в Иисусе Христе, когда во Христа облекшись и во Христа крестившись, человек идет со Христом на Иордан, и погружаясь в крещальную купель умирает и воскресает со Христом, погребаясь в купели как в могиле своим ветхим человеком, оставляя в купели все ветхое и греховное, и рождаясь и выходя из купели как из колыбели для новой обновленной духовной жизни во Христе? И в этом великая правда сегодняшнего торжества Церкви: «рабскою рукою во Иордане креститися претерпел еси, да водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение, и к первому нас устроиши свобождению»10. Вот как говорит об этом великий учитель Церкви святитель Григорий Богослов: «Со Христом погребаемся через Крещение, чтобы с Ним и восстать; с Ним снизойдем, чтобы с Ним взойти и на высоту; с Ним взойдем, чтобы и прославиться с Ним!»11
Ни за тем ли Дух Божий нисходит на Христа, чтобы снизойти и на каждого христианина в момент крещения и миропомазания, обновляя и очищая человека от греха и порока, сообщая христианину Свои обильные плоды приводящие ко «всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9)? «Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый»12, - обращается к каждому христианину блаженный Феофилакт Болгарский.
Но все это великая тайна домостроительства Божия, проникнуть в которую до конца невозможно человеку. Но вот усваивать в Церкви спасительные плоды этого домостроительства, возможно каждому, кто в простоте сердца верит в Бога и стремится исполнять Его заповеди.
И можно ли вообще чем-либо иным отозваться кроме как ответной любовью на все то, что сделал для нас Бог, Который умалил Себя, принял условия человеческого бытия, пострадал за нас, умер и воскрес для нашего воскресения, и совершил спасение мира? Можно ли отозваться чем-либо иным кроме как ответной любовью?
На этот вопрос каждый должен ответить в глубине своего сердца, помня, что от ответа зависит его вечная жизнь. Ответим же верно и поступим верно, как велит нам наше сердце. Аминь.
19.01.2007. Крещение Господне. Священник Павел Коллегов.

1 Стихира 4 на литии (Служба Святого Богоявления Господня).

2 Стихира 3 на «Господи, воззвах» (Служба Святого Богоявления Господня).

3 Тропарь праздника Святого Богоявления.

4 Прот. Александр (Шмеман). Воскресные беседы. Слово на Крещение Господне.

5 Стихира на Слава и Ныне на «Господи, воззвах».

6 Из чина Великого Освящения воды.

7 Седален по 2-й стихологии.

8 Тропарь 1 первой песни первого Праздничного канона.

9 Еп. Кассиан (Безобразов). Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Paris, 2001, С. 54.

10 Из чина Великого Освящения воды.

11 Григорий Богослов. Слова. Слово 40. На Святое Крещение.

12 Благовестник или толкование блж. Феофилакта Болгарского на святое Евангелие. М., 2005, Кн. 2, С. 11.