Кредо 6 (182) октябрь 2010 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кредо 6 (182) октябрь 2010 г - страница №4/4

Свидетельство


Я отдал себя в руки Марии

Недавно в Казахстане побывал один необычный гость. Готфрид Пренер, немолодой уже мужчина 50-и лет, посетил различные приходы нашей страны, чтобы поделиться своим опытом общения с Марией и святыми. Нам показалось, что и читателям «Кредо», возможно, будет интересно позна-комиться с его свидетельством. Вот что господин Пренер рассказал прихожанам карагандинского прихода Марии – Матери Церкви.

Мой путь к Богу

В юности я много размышлял над смыслом своей жизни. Я много искал, много путешествовал с рюк-заком за плечами, но так и не нашел. Однако, моя жажда Бога и смысла жизни все более росла, и во время учебы в политехническом институте я однажды услышал доклад о явлениях Пресвятой Богоро-дицы. Это было 26 лет назад. К тому времени я кое-что слышал уже о Фатиме, Лурде, но этот доклад просто перевернул мою жизнь.

Я тут же решил поехать в одну из мариинских святынь. Придя в храм ранним утром (просто чтобы занять место), я много молился. В какой-то момент я ощутил присутствие Приснодевы. Тогда я закрыл глаза и произнес следующую молитву: «Мария, возьми мою жизнь и веди меня». Только это одно пред-ложение. И вдруг как будто разверзлись небеса, и любовь Отца пропитала меня всего от головы до пят. Я понял, что, наконец, нашел то, чего искал всю свою жизнь.

Зов Марии

В Фатиме в 1917 г. Приснодева передала важное послание миру. Она просила молиться об обраще-нии грешников, потому что слишком много людей попадает в ад. Богородица предсказала скорое окон-чание Первой мировой войны, но при этом добавила, что, если человечество не обратится, то его ждут еще более страшные трагедии. Там же, в Фатиме, за три месяца до Октябрьской революции Мария го-ворила: «Молитесь о России, чтобы ее заблуждение не распространилось по всему миру». Все мы знаем, что предсказания Богородицы исполнились, но мир тогда не услышал ее.

Почему я говорю об этом вначале? Мне кажется, что фатимская история хорошо иллюстрирует, что может нас ожидать, если мы не будем слушать Марию. Она приходит в мир по воле Бога Отца, желающего помочь нам, но мы слишком часто игнорируем ее. Когда Ватикан признал фатимские явления в 1935 г., Гитлер и Сталин уже были у власти.

В ХХ в. было много явлений Богородицы. И всегда она хотела донести до нас одно: «Люди должны жить в мире с Богом и друг с другом». В этих словах заключена суть ее послания. Грех разверзает про-пасть между человеком и Богом, и поэтому нам нужно безотлагательное обращение. Глядя на ситуацию в мире, мы можем сказать, что живем в особое время. И Мария призывает нас вернуться к евангельским заповедям, причем не только священников и монашествующих, но и всех верующих. Тем самым При-снодева вновь и вновь подтверждает учение II Ватиканского собора о всеобщем призвании к святости.

Она хочет, чтобы Бог занял главное место в нашей жизни. Кто-то может сказать, что это нечто само собой разумеющееся, но, к сожалению, в реальной жизни так бывает далеко не всегда даже с теми, кто, казалось бы, всецело посвятил себя Богу. Мы снова и снова должны решать для себя, действительно ли Бог на первом месте в нашей жизни, или же нам необходимо обращение. В одном из своих посланий Богоматерь говорит: «Загляните глубоко в свое сердце: кто там на первом месте – Бог, или, может быть, Он на последнем?»

Богоматерь горячо просит молиться розарием, но, прежде всего, она просит о молитве сердца. Что это такое? Когда мы стоим на коленях, наши мысли часто витают где-то в совершенно неподходящих местах, так что часто мы говорим с Богом, не думая. А Мария хочет, чтобы мы беседовали с Ним, чтобы мы сознавали, что Он живет в нашем сердце, чтобы мы настолько погрузились в молитву, чтобы встре-тили в ней Его, чтобы молитва была для нас радостью, а не нудной обязанностью. Для этого очень важ-но отречься от грехов. Поэтому Мария настаивает на регулярной исповеди: по крайней мере, раз в ме-сяц. Тем самым Приснодева старается донести до нас очень важное для многих людей послание: испо-ведь нас обновляет.

Непорочная подчеркивает также значимость св. Мессы. Мария просит нас как можно чаще присту-пать к Евхаристии, по возможности, ежедневно, потому что она поднимает нашу духовную жизнь на более высокий уровень. Ежедневная Месса для нас – это жизнь, и мы должны не просто участвовать в литургии, а приносить в ней Богу свою жизнь, свои проблемы и весь мир, чтобы она преображала и нас самих и нас окружающее. Тем самым Богоматерь хочет подсказать нам, в чем именно сокрыта наша си-ла. Когда Иисус приходит в мое сердце в св. причастии, я становлюсь едино с Богом и черпаю из этого единства силу для жизни.

Таким образом, Евхаристия и исповедь являются центром послания Марии. Можно сказать, что ее святилища стали своего рода исповедальнями для всего мира, где множество людей нашли исцеление души и тела не в последнюю очередь благодаря исповеди. Еще один момент, которому Приснодева уде-ляет особое внимание – это пост. В Евангелии, когда апостолы спрашивают Иисуса, почему им не уда-ется изгонять бесов, Иисус отвечает, что некоторых демонов можно изгнать лишь молитвой и постом. Вот почему Богородица так настаивает сегодня на телесной аскезе: нужно избавить мир от множества злых духов, которыми он одержим. Я на личном опыте испытал силу поста.

Мария просит нас также чаще читать Библию и молиться всей семьей. Она вновь и вновь повторяет: «Возлюбленные дети, вы забыли, что живете для небес, и слишком зациклились на вещах мира сего!» Богородица хочет помочь нам осознать наше истинное призвание. Поэтому можно сказать, что ХХ в. стал своего рода мариинской школой святости. Кроме того, Мария просит молиться о тех, кто пока не знает Бога. При этом Она имеет в виду не столько неверующих, сколько тех, кто еще не ощутил любовь Божью, чтобы и они обрели благодать.

Человечество довело себя сегодня до критического положения. И причиной всему – его грехи. Все мы знаем, что следствие греха – это страдания и бедствия. Почему природные катаклизмы сегодня ста-новятся все чаще и страшнее? Из-за греха и из-за того, что все меньше становится тех, кто приносил бы удовлетворение за грехи других. Вот проблема сегодняшнего мира. «Любите Бога за тех, кто Его не любит», - призывает нас Мария. Она ведет нас и просит не терять ни единого мгновения, непрестанно молиться и всегда жить пред лицем Божьим.

Мое общение со святыми

Одними из важнейших святых в моей жизни стали Авраам и Моисей. Помнится, у гроба Авраама меня наполнил благоговейный трепет. Я думал о том, что здесь покоятся мощи необычайного человека. Чем же он так необычаен? У него были особые отношения с Богом, к которым Мария хочет привести и нас. В Библии Авраам просит Бога пощадить Содом. Он молится не о себе, а о других. Все мы знаем эту историю: в конце концов, Бог обещал пощадить город, если там найдется хотя бы десять праведников. Вот почему так важно призвание к святости: один святой может спасти целый город. Так сказано в Биб-лии. Авраам молился о Содоме, но там не нашлось десятка праведников. И все же Бог Отец спас родст-венников патриарха – Лота и его семью. А ведь Авраам не молился много. Лот, в свою очередь, решил бежать в маленький городок Сигор, и ангел обещал, что ради него Бог пощадит это селение. Т.е. опять-таки: один святой спас весь город.

Еще один праведник – Моисей. Что он сделал, когда Бог решил уничтожить весь народ в наказание за золотого тельца? Он долго молился, пока Отец не только не изменил Своего решения, но и не заклю-чил нового завета с тем же народом. Если мы так же будем молиться о наших современниках, то Бог и с ними сотворит что-то новое.

Здесь мне хотелось поговорить о том, как выстроить правильные отношения со святыми. В самом начале моего пути они для меня были не более чем персонажами истории или статуями в храме, и я не видел нужды общаться с ними. Но однажды мне в руки попалась книга о святых. Вскоре мне нужно бы-ло отправиться во Францию, и мой путь пролегал через север Италии, где было множество гробов свя-тых, и первым из тех, что я посетил, стал гроб св. Ангелы Меричи. Мне было известно лишь название церкви, так что, когда я въехал в нужный город, то стал молиться к св. Ангеле, чтобы она помогла мне попасть к ней. На одном из перекрестков я встал на красный и спросил у водителя ближайшего автомо-биля, как проехать к нужному мне храму. Он сказал, что как раз туда направляется и предложил следо-вать за ним. Для меня это было настоящим чудом, как и то, что, проехав почти весь город, я нашел ме-сто для парковки. В церкви я увидел стеклянный саркофаг, в котором как будто бы спала святая. Ее мо-щи были нетленными. Для меня как инженера это было нечто невероятное, невиданный феномен.

Стоя перед саркофагом, я почувствовал, что от бренных останков святой исходит та же любовь, ко-торую я почувствовал в мариинской святыне. Мне хотелось воскликнуть: «Ангела, ты жива?! Ты лю-бишь меня?!» Она стала моим первым небесным другом. Теперь у меня много таких друзей. А тогда пе-редо мной открылся новый мир. Я вдруг ясно осознал, что небеса открыты нам, святые ждут нас и хотят нашей дружбы. Позднее я побывал у могил множества святых. Когда в Испании я приехал ко гробу св. Лаврентия Бриндизийского, церковь был закрыта. Что мне оставалось делать? Только молиться: «Св. Лаврентий, ты знаешь, что я издалека, и сможешь открыть эту дверь». Пять минут спустя появилась женщина с ключами в руках и открыла мне двери. Я помолился, а у выхода все та же женщина вручила мне мешок груш. В Испании всюду растут апельсины, а она приносит груши. Почему? Потому что св. Лаврентий знал, что груша – мой любимый фрукт. Такова любовь – любовь святых. Он послал мне именно то, что больше всего порадует меня. И я пережил множество таких чудес.

Св. Серафим Саровский при жизни говорил: «После моей смерти приходите к моему гробу, расска-зывайте мне обо всем, как живому, и я помогу вам». И мне на собственном опыте довелось убедиться, что это не были пустые обещания. Чтобы попасть ко гробу св. Серафима, мне пришлось отстоять ог-ромную очередь. Но, стоя в той очереди, я вновь почувствовал отверстые небеса. Я молился там о мно-гих людях, но особенно об одной своей знакомой из Австрии, которая переживала тяжелую депрессию. И та женщина избавилась от своего недуга. Так Серафим стал моим особым другом. Оказалось, что православные святые с огромной любовью принимают нас, католиков.

Потом я побывал в Санкт-Петербурге у гроба св. Ксении. Нас было трое, и мы пришли слишком поздно, когда церковь была уже закрыта. И я снова помолился, теперь уже св. Ксении, о чудесном от-крытии дверей. И что же? По прошествии все тех же пяти минут из храма выходит старушка и впускает нас вовнутрь. На саркофаге лежали три красные розы, и когда мы помолились, та старушка взяла эти розы и дала каждому из нас по одной. Для меня это был важный знак: я получил розу от св. Ксении.

Мы должны научиться мыслить на совсем другом уровне. Общение святых – это пример, которому мы должны следовать в своей жизни. Небесные сонмы хотят участвовать в нашей жизни, помочь нам. Когда мы молимся вместе с ними, нас много. Неважно, молимся ли мы вдвоем или втроем: вместе с на-ми молятся все святые на небесах, и в этом сила нашей молитвы. А ведь мы можем призвать на помощь и ангелов-хранителей всех людей, живущих на земле или хотя бы в нашем городе. Молясь в таком большом собрании, мы можем сделать многое!

Вспомним о Папе Иоанне Павле II - этом великом святом, посвятившем мир Богоматери. Он говорил: «Молитесь о том, чтобы новое тысячелетие стало тысячелетием мира, а не войны». Мария обещает нам особые благодати, и мы не должны упустить ни одной для спасения этого мира.


Жизнь Церкви



Виталий Коресендович, семинарист II богословского курса

ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ


Соединиться с призвавшим нас к Себе

Как ни тяжела была минута расставания с родным домом, нас все же влекло ко второму «родному дому», под сводами которого изо дня в день мы стараемся все ближе и теснее соединиться с призвавшим нас к Себе.

Реколлекции

1 сентября традиционно праз-днуется День знаний, когда вокруг школ звучит музыка, веселый смех детей и виднеются белые банты и счастливые лица. В этом году мы встретили День знаний в полной тишине, стараясь познать ту тонкую, но порой неощутимую грань между волей Бога и желанием чело-века.

О. Андрей Мармурович, проводивший трехдневные реколлекции, очень тактично и точно разъяснил нам «трудно-простую» истину о постижении воли Бога. Приводя отрывки писем Гарри Чепмена, отец сказал: «Каждая прожитая минута – это Его воля. Всецело погрузись в Его волю, и твое сердце обретет покой». В завершение духовных упражнений о. Андрей предложил нам 10 заповедей священника, суть которых можно выразить в следующих словах: «Священник, помни: главное – это твое личное отношение с Богом, а не суетные дела вселенского масштаба». И как ни парадоксально это звучит, тишина на протяжении этих трех дней была красноречива. Потому что каждый из нас в тишине своего сердца слышал именно те слова, в которых так нуждался.

Но как не уговаривал нас солнечный Щучинск остаться, мы помнили, что Господь «предваряет нас в Галилее», и в субботу отправились в свою «Галилею», куда двое из наших братьев были «отправлены на проповедь…»

Кандидатура

Каждый шаг, приближающий человека к священству, наполнен радостным ожиданием. В воскресе-нье, пятого сентября, была как будто бы обычная св. Месса. Но так не думали двое кандидатов в свя-щенство: Бирюков Дмитрий и Джигарь Евгений. Нам, собратьям по семинарии, было особенно радостно наблюдать, как двое из наших братьев в ответ вопрос архиепископа Томаша Петы изъявили свое желание возрастать и укрепляться в своем призвании. Ректор в своих напутственных словах сказал: «Будьте такими, какими вас желает видеть Бог и ваша будущая паства».

Открытие учебного года

Официальное открытие учебного года в этом году состоялось 10 сентября. На этот раз праздник имел особый характер, т.к. в аббревиатуру семинарии МВДС (Межъепархиальная высшая духовная семина-рия) отныне можно добавить еще одну букву «м» «международная»). После молитвенного гимна «Veni, Creator» мы наблюдали, как получали зачетные книжки пятеро наших собратьев: Олег Подгоро-децкий, Игорь Гончаров, Виталиус Даугела и двое семинаристов из Грузии Мераб Таталашвили и Кон-стантин Акофашвили.

Затем нам и гостям семинарии были представлены два доклада о почитании Пресвятой Девы Марии в православной Церкви и о жизни ныне блаженного кардинала Джон Генри Ньюмэна.

После напутственных слов епископов, присутствовавших на открытии года, под сводами семинарии вновь, как и каждый год, прозвучали слова студенческого гимна: «Gaudeamus igitur».

Оставив позади праздники и веселый шум гостей, мы вступили в новый учебный год. Началась обычная семинарская жизнь. И нам остается лишь молитвенно сложить ладони и воззвать: «In manus tuas, Domine…».■

Послание на окончание Рамадана Ид аль-Фитр 1431 г. по хиджре (2010 г. по Р.Хр.)


Вместе против насилия

«Христиане и мусульмане: вместе победим насилие в отношениях между верующими разных религий»

Дорогие друзья мусульмане!

1. Ид аль-Фитр, праздник завершения Рамадана – это еще один хороший повод передать вам от имени Папского совета по межрелигиозному диалогу сердечные пожелания мира и радости. В течение этого месяца вы должны были молиться, поститься, помогать самым нуждающимся и укреплять отношения с родственниками и друзьями. Бог не оставит ваши усилия без награды!

2. Я с радостью констатирую, что верующие других религий, особенно христиане ощущали духовную близость к вам в эти дни, о чем свидетельствуют дружеские встречи, зачастую дающие также возмож-ность для религиозных дискуссий. С особым удовлетворением я думаю также о том, что это послание может положительно повлиять на ваши размышления.

3. В этом году вышеназванный папский совет предложил тему: «Христиане и мусульмане: вместе по-бедим насилие в отношениях между верующими разных религий», и нельзя не согласиться, что она чрез-вычайно актуальна в наши дни, по крайней мере, в некоторых регионах мира. С другой стороны, Смешанная комиссия по диалогу, учрежденная тем же папским советом и Постоянной комиссией аль-Ажар по диалогу между монотеистическими религиями, выбрала эту тему в качестве предмета для исследований, размышлений и дискуссий на своем недавнем ежегодном съезде в Каире 23-24 февраля 2010 г. Мне хотелось бы привести здесь некоторые заключения, опубликованные по итогам этой встречи.

4. Среди причин насилия в отношениях между верующими разных религий можно указать манипулирование религией в целях политических либо дискриминацию по признаку национальности или вероисповедания, социальные разногласия и напряженность. Невежество, бедность, отсталость, несправедливость также являются прямыми или косвенными источниками насилия не только в отношениях между религиозными общинами, но и внутри их самих. И гражданские и религиозные авторитеты могут внести свой вклад в исправление таких ситуаций ради блага всего общества в целом! Государственной власти под силу утвердить высшую ценность права, обеспечив подлинное правосудие, которое могло бы остановить виновников и зачинщиков насилия!

5. Текст каирского документа содержит и некоторые важные рекомендации: открыть наши сердца взаимному прощению и примирению ради мирного и плодотворного сосуществования; признавать как основу культуры диалога то, что у нас общего и в чем мы отличаемся; признавать и чтить достоинство и права каждого человека, не делая никаких различий, основанных на национальной или религиозной принадлежности; необходимость принятия справедливых законов, гарантирующих фундаментальное равенство всех; важность воспитания в духе взаимного уважения, диалога и братства, причем на различных уровнях: дома, в школе, в церкви или мечети. Тогда мы сможем противостоять насилию в отношениях между верующими различных религий и поддерживать мир и гармонию между деноминациями. Наставления религиозных лидеров и школьное обучение, стремящееся дать объективное представление о вероисповеданиях, имеют, как и все образование в целом, решающее значение для воспитания и формирования молодежи.

6. Надеюсь, что вышеизложенные замечания, как и реакция, которую они вызовут в вас и ваших беседах с друзьями-христианами, смогут послужить продолжению все более уважительного и искреннего диалога, на который я призываю благословение Божье!

Папский совет

по межрелигиозному диалогу

Кардинал Жан-Луи Торан,

председатель.

Архиепископ Пьер Луиджи Челата,

секретарь. ■

Истины веры



О. Пьер Дюмулен, ПОЗНАЕМ ОСНОВЫ ВЕРЫ


Тайна спасения

Жизнь Иисуса – Великая Тайна. Созерцая ее, мы открываем тайну любви Бога, спасающего нас. Все то, что делал и сказал Господь, было только для нас. Смотря на Него, верующий видит Бога.

Можно выделить четыре вида тайн: радостные (детство Иисуса), светлые (жизнь Иисуса), скорб-ные (Страсти Иисуса) и славные (воскресение Иисуса).

Радостные тайны

Бог готовил Свой народ веками, пока, наконец, не послал Сына Своего, чтобы спасти нас. В день благовещения Он воплотился в чреве Марии, а при посещении Елисаветы открыл Свое присутствие в мире. Затем в Его рождестве Бог явился в Младенце. Его представление во Храме позволило Симеону и Анне поклониться Ему от имени всех Его ожидающих. Потом было бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение Св. Семейства, обретение во Храме, когда Иисусу было 12, и вся тайная жизнь в Назарете вместе с Марией и Иосифом. Своею простою и трудною жизнью воплотившийся Господь явил нам присутствие Бога в наших повседневных жизнях.

Светлые тайны

После крещения в Иордане, предвосхитившего смерть Иисуса, Агнец Божий, отъемлющий грехи ми-ра, приступил к выполнению Своей великой миссии. Ему было тогда около 30 лет. Это крещение также пророчествует о нашем крещении во Христе. Затем Иисус претерпел искушение и победил. Он начал творить невиданное и совершил первое чудо в Кане Галилейской. Его чудеса были знаками, которые подтверждали Его учение: Иисус проповедовал Царство Божье по селеньям и деревням Галилеи, предла-гая всем людям спасение. Он воспитывал также апостолов, чтобы они продолжили эту спасительную миссию, и предназначил особую роль Петру, который должен был «утвердить своих братьев». Преоб-раженьем Своим Иисус готовил учеников к соблазну креста и явил, что Он – вечный Сын Божий. Нако-нец, на Тайной вечере Господь установил Евхаристию, которая осуществляет Его присутствие во всех церквах мира до скончания веков и делает всех причащающихся соучастниками искупительной жертвы Спасителя.

Скорбные тайны

Иисус примиряет нас с Богом, взяв на себя все наши грехи. Он заранее предрек это ученикам на Тай-ной вечере, подавая им Свою кровь: «За вас и за многих во отпущение грехов». Сразу же за Тайной вече-рей следовало борение в Гефсиманском саду, где Спаситель молился и пожертвовал Свою жизнь, не-смотря на весь ужас перед грядущей смертью. Он сказал Свое «да» Отцу и из любви согласился отдать Себя до конца, до смерти крестной. Иисус был осужден за то, что называл Себя Сыном Божьим. Осудили же Его на смерть не только люди того времени и места, а все грешники и особенно те, что называют себя христианами и при этом сознательно грешат. Спаситель претерпел бичевание, увенчание терновым венцом, одиночество, насмешки… Он Сам нес Свой крест до Голгофы, был распят и умер на кресте. Его страдания и смерть являют безграничную любовь Бога к нам. Своей смертью Иисус искупил мир. Каждому ученику Христос предлагает «взять свой крест и следовать» за Ним, т.е. соучаствовать в спасении мира, жертвуя собой вместе с Ним.

Славные тайны

Своей смертью Иисус «сошел в ад». Это значит, что Он пошел туда, где праведники всех времен от создания мира ожидали искупления. Таким образом, Иисус спас не только тех, кто жил после Него, но всех уповающих на Него людей всех времен.

Иисус воскрес. Он, воистину умерший, Сам восстал из гроба и 40 дней являлся Своим ученикам. Его воскресение – основа нашей веры во все то, что Он сказал и сделал. Воскресение – не просто возвраще-ние к земной жизни, а вступление человечества Иисуса в вечную славу Божью. Воскресший Христос не может больше умереть – Он победил смерть, Он выше времен и пространства. Это придает бесконечную ценность всему, что Он пережил среди людей. Воскресение Христа – залог нашего воскресения и откры-тие надежды вечной жизни верующим.

Спустя 40 дней Иисус вознесся и воссел одесную Отца навсегда. Он не покинул нас, ибо сказал: «…се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос присутствует в Своей Церкви и в сердце каждого любящего Его. Чтобы мы могли любить Его и братьев, Он послал нам Духа Святого в день Пятидесят-ницы. Святой Дух живет в нас со дня нашего крещения. Иисус вернется во славе, чтобы воздать каждо-му по его делам. Мария, прообраз небесной Церкви, взята Иисусом во славе, она – первая из всех спа-сенных. Отныне она прославлена и увенчана венцом Царицы всех святых и ангелов.

Тайны, над которыми мы размышляем во время молитвы розария, помогают нам подражать Христу, так как вся Его жизнь, о которой мы читаем в Евангелиях, являет любовь Пресвятой Троицы.■


Вера и повседневность



Ш. Р. Люда, ЕПАРХИЯ В АЛМАТЫ


В Алматы почтили память бл. матери Терезы

26 августа 2010 г. в кафедральном соборе Пресвятой Троицы в Алматы состоялась торжественная св. Месса в честь 100-летия со дня рожденья матери Терезы. В богослужении приняли участие не только прихожане и сестры матери Терезы, но и приглашенные представители других конфессий: протестанты и мусульмане. Св. Месса прошла торжественно и ярко, присутствующие выслушали проповедь настоятеля прихода о. Богумила, в которой он рассказал о биографии сподвижницы и ее пути к святости, отмеченном полной самоотдачей и жертвенной любовью к Богу и ближнему, милосердия и сострадания к больным и нуждающимся и непрестанного служении с улыбкой на лице. Литургия завершилась почитанием мощей блаженной матери Терезы, после которой все присутствующие были приглашены на чаепитие, организованное сестрами матери Терезы.

Среди гостей царила радостная атмосфера праздника. Я, не теряя времени, побеседовала с некоторыми из приглашенных о том, какое впечатление производит на них блаженная. И вот что они мне сказали:

→ Ирина:

Мать Тереза - это пример для подражания для нас. Конечно, нам далеко до нее, но мы должны ста-раться быть такими же, как мать Тереза. Это вообще пример для всего мира и для всех конфессий: христианских, мусульманских и других. Я просто восхищаюсь этим человеком, который так сильно любил людей, не взирая ни на что: ни на болезни, ни на трудности. Она всегда была первой там, где люди страдали заразными болезнями, но Бог хранил ее. Я очень благодарна за то, что есть такие, как мать Тереза - живой пример для подражания, на который мы можем равняться и становиться еще лучше.

→ Прихожанин Фердинанд:

Хотя Церковь еще не канонизировала мать Терезу, для меня она святая. Ведь этот человек, если можно так выразиться, еще при жизни был святым. Пойти к нищим, больным и обездоленным людям может только человек со святым сердцем. Наши сестры ордена матери Терезы также проводят здесь большую работу, посещают и работают с больными и обездоленными. Низкий им поклон за их работу в нашей епархии.■

КАРАГАНДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ




Празднование в Темиртау


5 сентября в Темиртау в приходе св. Андрея, где работают сестры Матери Терезы, прошло торжест-венное богослужение в честь 13-ой годовщины смерти бл. матери Терезы Калькутской. Богослужение проводил архиепископ Ян Павел Ленга. В своей проповеди его высокопреосвященство выразил огромную благодарность последовательницам блаженной, работающим в Карагандинской епархии. По его словам, они являются земным знамением Божьей любви, особенно ко всем тем, от кого отвернулся мир: нищим, одиноким, обездоленным. После литургии молодежь показала сценку из жизни м.Терезы. При подготовке этой сценки молодые люди особым образом прониклись духовностью и жизненными ценностями блаженной.

В заключение состоялось совместное чаепитие и общение.

К этому торжеству сестры милосердия готовились девятидневной молитвой к своей основательнице вместе со всем приходом.

Жизнь церкви



Оксана Ан, (Ташкент, Узбекистан), Католики и лютеране: непримеримые враги или друзья?

В Щучинске со 2 по 7 августа был организован молодежный экуменический лагерь. За это время мы не только не покусали друг друга, но и подружились. А как именно это произош-ло, вы сможете прочесть ниже.

2 августа. Мы стоим на крыльце прекрасного дома, похожего на замок из сказок. Стоим вперемешку – католики и лютеране – и еще не знаем, кто какой конфессии, но внешне не отличаемся друг друга: у всех по паре глаз и ушей, на вид обыкновенные люди. Выходит на крыльцо о. Павел и объясняет нормы поведения или клжекс чести. Заходим и расселяемся по комнатам: все вперемешку – Узбекистан, Германия и Казахстан, лютеране и католики. C нами Светлана Алексеевна, супруга лютеранского епископа Казахстана, пастор Джанибек (Казахстан) и о. Рафал (Фергана, Узбекистан). У девочек комнаты с видом на озеро и лес. «Ну, думаю, кажется, я попала в сказку». Звенит колокольчик. Это сигнал того, что надо спускаться в столовую, где у нас проходит трапеза, игры и семинары на тему, как работать с детьми разного возраста. И хотя не все занимаются детьми в родном городе, потому что некоторым некогда, их жизнь насыщена работой, учебой и развлечениями, некоторые просто не любят детей, а у некоторых и то и другое, но эти занятия оказываются интересными и полезными, потому что все мы станем когда-нибудь мамами и папами. Мы пытаемся поставить себя на место детей разного возраста и построить занятия так, чтобы они не были утомительными.

Наступает ночь, и мы спускаемся в маленькую часовню на цокольном этаже. Она очень уютная, а икона Иисуса за алтарем такая необыкновенная, что кажется, будто Сам Господь смотрит на тебя. Мы зажигаем свечи и просим Бога о своих нуждах вслух так, чтобы другие тоже молились вместе с нами. В начале чувствуется некоторое стеснение, но потихоньку мы перестаем смущаться и начинаем просить Бога о самом сокровенном. Некоторые из ребят во время св. Мессы и таких молитв получают ответы на наболевшие вопросы. Кто-то ожидает от этой поездки развлечений, и они есть, мы много смеемся и шутим, но этот лагерь приносит также и духовные плоды. В 23.00 звучит последняя молитва, и мы идем каждый по своим комнатам спать.

7.00 – подъем. Нет, вернее мы уже должны делать зарядку во дворе. За завтраком, оживленные беседы, обсуждаем, какая из четырех групп где дежурит: одни моют посуду, другие накрывают на стол, третьи организуют мероприятия, четвертые убирают дом. Перед едой мы молимся на разных языках.

После обеда идем через лес на озеро. Спускаемся по склону. В лесу дышится особенно хорошо, пахнет шишками и хвоей. Ах, какой же тут вкусный воздух. Плаваем, загораем, играем в волейбол на пляже и в воде. Мы много поем в лагере, и особенно нам запоминается вечерняя молитва в стиле Тэзе. Один и тот же стих повторяется много раз подряд, и мы с удивлением открываем для себя, что это не скучно. Наоборот, слова глубоко проникают в сердца, и в них наступает умиротворение, т.е. то, чего нам так не хватает в повседневной жизни со всей ее суетой и беготней.

Накануне отъезда у нас запланирована Месса на горе в честь Преображения Господнего. Не всем нравится идея подниматься в гору, особенно девочкам. Но, когда мы все-таки взбираемся туда, нам открывается прекрасный вид на ярко-голубое озеро, окаймленное строгими елями и соснами. При виде всей этой красоты воспринимается св. Месса иначе. В экуменическом лагере мы смогли воплотить свои детские мечты: играли в спектаклях на библейские темы, чувствуя себя настоящими актерами. Некоторые из нас участвовали в «Минуте славы», и, забыв о всяком стеснении, которое порой нас сковывает и сдерживает в родных местах, танцевали, пели христианские гимны и частушки соб-ственного сочинения. Последние исполнялись мной, католичкой, под аккомпанимент парня-лютеранина, при том что репетировали мы не более 5 минут. Так легко мы нашли общий язык друг с другом. Особенно нас порадовали призы. А еще нам полюбилась лютеранская семейная пара Тоня и Андрей (Германия). Приятно было видеть, как они относятся друг к другу. Я уверена, что каждый из нас загадал желание стать таким же счастливым в семейной жизни, как и они.

7 августа. После обеда мы уже разъезжаемся по своим домам. Так не хочется ни с кем расставаться. Вот опять мы стоим на крыльце, но уже не приглядываемся украдкой друг к другу, а крепко обнимаемся, прощаясь. Нам уже неважно, кто из нас лютеранин, а кто католик. Вот таким он был - наш экуменический лагерь в Щучинске.

Уже в Астане мы встречались еще трижды, чтобы проститься друг с другом прежде, чем разъехаться по домам. ■

Жизнь Церкви




ЖИВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Папа Бенедикт XVI (общая аудиенция от 12 марта 2008 г.)


Св. Северин Манлий Боэций философ и мученик

23 октября, VI в.

Имя: «Манлий» означает «заря» от лат. «mаnius».

Символ: пальма.


Боэций родился в Риме ок. 480 г. в семье из знатного рода Анициев, в раннем юности влился в общественную жизнь и в двадцать пять уже занимал пост сенатора. Верный семейным традициям, занялся политикой. Он взял на себя задачу примирения и совмещения классической римской и еще только зарождавшейся остготской культур. Свою активную политическую деятельность он продолжал и при Теодорихе, первое время поддерживавшего Боэция. Несмотря на свою занятость, Северин не прекращал своих научных трудов, особое внимание уделяя изучению тематики философско-религиозного порядка. Кроме того, он написал пособия по арифметике, геометрии, музыке и астрономии, и все это, чтобы сохранить для новых поколений достижения грекоримского мира. Желая способствовать встрече культур Боэций использовал категории греческой философии для изложения христианского вероучения. Именно поэтому его называют последним представителем римской античной культуры и первым средневековым мыслителем.

Его самое известное произведение – это, «Утешение философское», которое Боэций писал в тюрьме, чтобы придать хоть какой-то смысл несправедливому заключению. Все началось с того, что он осмелился защищать в суде своего друга сенатора Альбина, после чего был обвинен в соучастии в заговоре против короля Теодориха. На самом деле, арианин и варвар Теодорих подозревал Боэция в симпатиях к византийскому императору Юстиниану. В итоге, приговоренный к смерти философ был казнен 23 октября 524 г., но благодаря такому трагическому концу у него есть, что сказать современному человеку и, прежде всего, тем, кто терпит ту же участь из-за несправедливости, столь часто допускаемой человеческим «правосудием». Он говорит, что именно теперь он научился различать между благами мнимыми, исчезающими в тюрьме, и истинными благами, такими как подлинная дружба, перед которой тюрьма бессильна.

Он учит, что нашей жизнью правит провидение, у которого есть свое лицо. С провидением можно говорить, так как это Бог. Так даже в тюрьме Боэций может молиться, может говорить с Тем, Кто нас спасает. В то же время, в подобной ситуации он все же сохраняет чувство прекрасного и не забывает учения великих античных греческих и римских философов, таких как Платон и Аристотель, труды которых переводит на латинский, а также Цицерон, Сенека и поэты Тибулл и Вергилий.

Философия в смысле поиска подлинной мудрости – это, согласно Боэцию, истинное лекарство для души. С другой стороны, человек может ощутить настоящее счастье лишь в глубине самого себя. Поэтому Боэцию удается найти смысл в личной трагедии в свете сапиенциального текста из Ветхого Завета (Прем 7, 30 – 8, 1, который он цитирует: «…премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу». Так называемое благополучие злых в итоге оказывается иллюзорным и раскрывается провиденциальная природа неблагоприятной судьбы. Трудности жизни не только показывают, насколько она эфемерна и быстротечна, но и оказываются, в конце концов, полезными для поддержания надлежащих отношений между людьми. Ведь беды позволяют отличить ложных друзей от истинных и помогают понять, что нет ничего ценнее подлинной дружбы. Верующий Боэций добавляет, что фаталистичное восприятие страдания чрезвычайно опасно, «поскольку оно в корне пресекает саму возможность молитвы и богословской надежды, на которых зиждутся отношения между человеком и Богом».

Заключительная часть «Утешения философского» может рассматриваться как синтез всего учения, адресованного Боэцием себе самому и всем оказавшимся в той же ситуации. Находясь в тюрьме, философ пишет: «Итак, сражайтесь с пороками, ведите добродетельную жизнь, ведомую надеждой, которая возносит сердце ввысь к небесам в молитве, питаемой смирением. Если будете избегать лжи, то наказание, которое вы несете, может превратиться в огромную благодать всегда иметь перед собой высшего Судью, видящего и знающего правду». Любой томящийся в неволе, почему бы он там ни оказался, понимает, как нелегка она для человека, особенно если усугубляется, как в случае с Боэцием, пытками. Особенно абсурдным выглядит положение того, кого, как все того же Боэций, которого жители Павии почитают в литургии как мученика за веру, истязают до смерти только за его идеалистические политические и религиозные убеждения. Боэций – это символ всех невинно осужденных всех времен и народов – фактически является воплощенными вратами к созерцанию мистического голгофского Страдальца.■

Кто мой ближний

Необходимость индивидуальной помощи

Вы часто подчеркиваете, отец, что мы все нуждаемся в помощи в виде духовного руководства или даже психотерапии. Но ведь всем помочь нельзя. Так кому же помогать в первую очередь?

Нам всем нужна помощь, потому что все мы находимся в пути. Жизнь не была нам дана в каком-то готовом виде. Она ниспослана нам как задача. Наша жизнь – это долг, который нам надлежит испол-нить, и долг этот заключается в том, чтобы мы непрестанно развивали ее и облекали в лучшие формы. Перед лицом этой задачи мы похожи на первоклашек, которые только начали учиться писать. Мы по-стоянно учимся жить и часто заходим в тупик, не в силах по-стичь эту науку. Никто не рождается с готовой формулой жизни. Нам приходится искать ее самим. Но и врач не дает пациенту предписание на всю жизнь. Мы должны раз за разом его пересматривать на разных этапах жизни. Правила, которыми мы руководствовались в юности, в зрелом возрасте уже не кажутся такими уж непреложными, и мы даже смеемся, когда взрослый ведет себя как подросток.

Человек нуждается в помощи еще и потому, что в своих поисках собственной формулы жизни он то и дело сбивается с нужного пути. Эти плутания как будто вписаны в нашу жизнь, так что, в дейст-вительности, их нельзя избежать. И все дело в том, чтобы мы умели быстро ориентироваться в новой для нас ситуации и учиться на своих ошибках, если бы нам вовремя кто-то подсказывал.

В начале своей работы на этом поприще я думал, что индивидуальная помощь необходима лишь молодежи. Но вскоре я убедился, что в ней нуждаются не только подростающее поколение, но - все. Многие взрослые люди ищут того, кому в атмосфере доверия можно было бы рассказать обо всех своих переживаниях: о сомнениях, жизненных неудачах, чувстве вины, о своих стремлениях, надеждах и успехах. И все же молодость - это то время, когда индивидуальная психологическая (терапия) или духовная (духовное руководство) может помощь сотворить настоящие чудеса. Я видел много таких чудес, и готов засвидетельствовать о них здесь. Благодаря своевременной помощи в юности жизнь зре-лого человека может прочно приобрести совершенно иную форму.

Если в молодости не вылечить рану и не направить юношу на верный путь, это повлияет на всю его дальнейшую жизнь. И каждый раз здесь необходима неизмеримая любовь, потому что молодой человек может выбросить на того, кто пытается ему помочь, весь свой огромный багаж всех болезненных переживаний детства и периода подросткового созревания, потому что он может вылить на него все свое неприятие окружающего, всю свою боль и агрессию, потому что таким образом он может освобо-диться от своего несчастья.

Индивидуальную помощь в молодежной среде нужно предлагать прежде всего тем, кто ощущает призвание к большей ответственности за остальных: будущим педагогам, журналистам, политикам, духовенству и т.д. Жизнь общества выглядела бы совершенно иначе, если бы мы все осознавали, что в действительности в нас кроется, чем мы живем и какова глубочайшая мотивация наших поступков - если бы мы искали причины наших бед и неудач не в окружающих, а, в первую очередь, в собственном внутреннем психологическом и духовном разладе. Часто нас поражает, насколько эксцентричной бывает политика, сколько в ней недоразумений и склок. Но, положа руку на сердце: разве поведение по-литиков не напоминает нам собственного поведения дома, в обществе, на работе? Люди, желающие помочь другим, должны сначала помочь самим себе.

Из: Ю. Аугустин (SJ),

«Kdo je můj bliћnн»,

«Kostelnн Vydři», 1997 г. ■

Вера и повседневность



Могут ли причащаться разведенные?


Отвечает:

о. Карлос Лаоз Замарро

Иногда епископы и священники не допускают к причастию людей, находящихся в разводе. Не слишком ли сурова Церковь к ним? Не противоречит ли такая строгость духу прощения и любви?

Есть вещи, которые зависят от епископов и священников, а есть вещи, которые от них не зависят. В первом случае они могут сделать уступку или исключение, но во втором у них просто нет такого права. Например, требование полного воздержания от пищи за час до причастия установила Церковь, а не Бог, и потому Церковь может изменить его. Было время, когда поститься перед причащением нужно было не один час, а больше. Затем Церковь сократила это время.

Требование находиться в состоянии благодати, чтобы причаститься, проистекает от Бога, и о нем говорит, например, св. Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор 11, 29). Можно привести много сравений, наглядно показывающих состояние человека в грехе или в благодати. Если человек упал в лужу и вымазался в грязи, то он не надевает новую одежду, зная, что испортит ее, и будет еще хуже. Сначала он хорошенько вымоется, и только потом с радостью наденет обновки. Если над нами довлеет смертный грех, то причастие не даст нам ничего хорошего, а наоборот: мы совершим еще один грех, даже если не хотели этого. Поэтому, если кто-то не находится в состоянии благодати, то перед причастием он должен исповедоваться. Но для исповеди требуется раскаяние и намерение не совершать вновь данного греха. Если человек разведен и уже сожительствует с тем, кто не приходится ему мужем или женой пред Богом, то он не может исповедоваться, пока не откажется от этого сожительства, а потому не может и причащаться.

Епископам и священникам ничего не стоит говорить «да» любому, кто о чем-то их попросит. Но тем самым они не помогут людям, но лишь будут обманывать их, заставляя верить в то, что ничего страшного не происходит, что все в порядке. Сначала они станут причащать людей, живущих в нецерковном браке, потом – адептов других религий, а там дойдет очередь и до людей, живущих вообще за рамками закона Божьего… И тогда верующие уже не будут знать, что хорошо, а что плохо; у них сложится впечатление, что это в принципе и неважно: в Евхаристии нет ничего особенного и она ничего не значит. Но ведь тем самым мы уничтожим наше главное сокровище (наше и тех людей, которые не могут причащаться).

Подлинная любовь всегда идет в паре с крепостью. А крепость это сказать «нет» даже тогда, когда это трудно и неудобно. Вполне возможно, что те же епископы и священники, которые не позволяют кому-то приступать к причастию, способны отдать за этого человека жизнь. Те, кто считает себя более понятливым, чем Церковь, потому что позволил бы причащаться всем и всегда, глубоко заблуждаются и не понимают ни Иисуса, ни значения причастия.

Попытаемся объяснить это на другом примере. Во Франции много лет тому назад привели к гильотине одного преступника, приговоренного к смерти. Прежде чем исполнить приговор, заключенного спросили, есть ли у него последнее желание. Тот ответил: «Я действительно заслужил смерти на гильотине за все, что натворил за свою жизнь. Но мне хотелось бы добавить, что вина лежит и на моих родителях, которые всегда потворствовали моим желаниям и никогда не говорили мне «нет»».

Люди, живущие в неурегулированном семейном положении, могут продолжать ходить в церковь, молиться, творить дела милосердия и т.д. Церковь же, со своей стороны, смотрит на них с особой любовью и подлинным пониманием, сопутствует им на пути к небесам и молится о них, дабы однажды они смогли найти достойный выход из создавшегося положения.

Вера и повседневность



КАРАГАНДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ


Имеющий уши да слышит!

18 сентября 2010 г. начался новый учебный год Катехизического института имени о. Бернардо Антонини в г. Караганде

День открытия начался с богослужения, которое провел архиепископ Ян Павел Ленга. Евангелие того дня как раз подходило к такому событию: притча о сеятеле, в которой рассказывается о семени, т.е. слове Божьем, которое мы должны принимать в свое сердце. Но для этого наше сердце не должно быть каменистым местом или тернием; оно должно быть как хорошая, плодородная земля, которая не только принимает слово, но и несет его другим, принося плоды – плоды Божьего милосердия. В своей проповеди архиепископ рассказывал о том, как нам необходимы знания, и как важно понимать, что никогда не поздно познавать откровение Божье. Его проповедь была хорошим наставлением как для тех, кто продолжает свой путь познания, так и для тех, кто впервые пришел в этот институт. По завершении св. Мессы были также вручены дипломы выпускникам катехизического института.

«…Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает по-сеянное в сердце его…». Двери института всегда открыты для жаждущих принять слово Божье и нести его людям.



Инна Я. ■


<< предыдущая страница