Кредо 6 (182) октябрь 2010 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кредо 6 (182) октябрь 2010 г - страница №2/4

Тема номера: Пауль Бадде, «Die Welt».



Свящ. Георгий Эглит , Зачем молиться на четках?


Название «четки» происходит от слов: «считать», «честь» (т.е. «отсчитывать»), обозначая, таким образом, приспособление для счета - нитку бус или ремень с узлами для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют собой ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Введены были четки в обиход еще св. Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже св. Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения ¬- ни практического, ни символического - они не имели.

Тот или иной вид четок определен устоявшимися нормами конкретных конфессий. Четки пред-ставляют собой: веревку, на которой через равные промежутки навязаны узелки; нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зернами); нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники; кожаную полоску с кожаными жгутиками. Сами насадки, т. е. бусины или квадраты, изготавливаются из любого более или менее ценного материала. В частности, таким материалом может быть дерево (масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие), минералы (камни поделочные и полудрагоценные, янтарь, коралл, горный хрусталь и другие), плоды и даже косточки плодов, семена растений и прочее. Концы нитки (веревочки) с нанизанными на них предметами-насадками связывают между собой. Таким образом, четки в готовом виде представляют собой замкнутое кольцо (круг), аллегорически символизирующее венок или венец веры. В зависимости от формы, насадок и назначения четки имеют свои именные названия. Например, издревле на Руси молитвенный инструмент (четки) назывался ВЕРВИЦА, т. е. веревочка с узелками. В частности, св. преподобный Сергий Радонежский использовал именно этот вид четок. В православии вервица в смысловом значении выражает благодать Духа Святого.

ЛЕСТВИЦА (старославянское «лестница») - это кожаная полоска шириной в палец с нашитыми на нее через равные промежутки кожаными жгутиками. Лествица как культовый атрибут востребована греческими (афонскими) монахами. Ее также можно увидеть на иконах, изображающих житие преподобного Серафима Саровского, причем, как правило, она находится на его левой руке. Появление лествицы исторически связано с синайским отшельником преподобным Иоанном Лествичником (VI в.), который составил рукописное руководство к монашеской жизни «Лествица райская». Лествица, т. е. ступени духовного восхождения в лоно Господа Бога Иисуса Христа, изображена на некоторых иконах с образом Пречистой Богоматери. По учению преподобного Ефрема Сирина, «лествица есть молитвенное покаяние, возводящая нас туда, откуда мы ниспали». В Древней Руси в быту по культовым четкам производили «чит», т.е. «читали молитвы». По ним считывали поклоны, т. е. производили «счет». «Считка» и «счет» в конечном итоге привели к появлению единого именного названия молитвенного атрибута - четки (четное число вознесения молитв к Богу). «Все, что чет - Богу, все, что нечет - лукавому» (народная пословица).

В греческой Церкви четки называли «КОМВОЛОГИОН» (κομβολόγιον), т. е. «узлословие» (от «комвос» - «узел» и «логион» - «изречение»), а в наши дни называют «КОМБОЛОЙЕ» (κομβολοιέ). Другими словами, каждый узелок - это молитва, сказанная вслух. Также в Греции можно услышать такие названия четок как: «РОДИНОС СТЕФАНОС» (ρόδινος στέψανος, т. е. розовый венок, «КОМ-ПОСХИНИОН», т. е. «веревочка хвалы» (Богу). Причем, насадки для греческих четок делают в основном из ситника или тростника в память о том, что Иисус Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.

В каждой стране мира четки имеют свое название. Например: у итальянцев - «capellina»; корси-канцев - «corone»; немцев - «Rosenkranz»; французов - «rosaire» или «chapelet»; англичан - «the chaplet», ирландцев - «rosary» и т.д.

В лоне Католической Церкви появление четок как атрибута монашества связано с именем амьенского Петра Пустынника, который был пилигримом, паломником. Именно он после посещения Востока, в том числе Иерусалима, где он поклонялся святым местам, принес на Запад свой амулет-талисман - четки. А так как Петр странствовал вместе с рыцарями-крестоносцами, то последние последовали примеру сподвижника и так же обзавелись четками. Естественно, по возвращении на родину крестоносцы явили собой живой пример для подражания. Католические монахи сразу же переняли целый ряд традиций, переданных им странниками, в том числе и четки. Есть основание полагать, что Петр Пустынник при посещении Святой Земли и Гроба Господня перенял традицию использования четок у восточных христиан. Со своей стороны, последние указывали на то, что эта традиция использования четок была заимствована у магометан (мусульман), а те, в свою очередь, переняли ее у индусов-брахманов, то есть индийцев-ариев. Кстати, именно во времена крестовых походов на Восток на римских иконах появились изображения апостолов и Пресвятой Богородицы с четками в руках (ХI-ХII вв.). Пилигрим Петр приобрел себе четки скорее всего «как память» о паломничестве в Иерусалим. И это является общечеловеческой традицией, ведь до сих пор все паломники скупают в святых местах всевозможные атрибуты веры: крестики, иконки, образки, четки и т. д.

В XI в. четки назывались «молитвенными кружками» («sphacrulae precatoriae» - лат.). История крестовых походов подтверждает, что Петр Пустынник в 1098 г. выполнял миссионерскую работу на территории Италии и южной Галии, участвовал в осаде Антиохии, состоял при посольстве к моссульскому эмиру Кербоге. А Иерусалим посетил за год до взятия его крестоносцами штурмом (15 июля 1099 г.). По возвращении домой Петр в окрестностях Люттиха близ Гюи построил церковь во имя Христа и в честь святого Гроба Господня. Затем основал монашескую общину, первым приором которой и был назначен зимой 1100 г. Здесь он и умер 8 июля 1115 г.

Четки католические во времена описываемых событий состояли из:

1) 33 бусин (зерен) - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа;

2) 50 бусин (зерен) - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после Его физической смерти и вознесения на небеса.

В начале XIII в. св. Доминик (род. предположительно в 1170 г.) - основатель доминиканского ордена (в период с 1215 по 1220 г.) - ввел в обиход своих послушников четки в 150 бусин (или 15 десятков) в память о 15 главных событиях в жизни Иисуса и Его Пречистой Матери. Чуть позже в обиход католиков вошли четки в 100 бусин. По ним читаются такие молитвы, как «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Как уже упоминалось ранее, ношение четок при себе, благодаря паломникам-крестоносцам, быстро укоренилось как среди монашеской братии в качестве перенятой традиции у тех, кто поклонялся Гробу Господню, так и среди мирян, сначала как нововведение, не запрещенное латинской церковью, а затем и как обязательный атрибут принадлежности к Церкви.

В духовной практике Православной Церкви нет строгого правила, как молиться на четках. Основная молитва, которой молятся на четках - это так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или ее сокращенные формы, самая короткая из которых: «Господи, помилуй мя». В этой краткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы и как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае четки становятся орудием (средством) напоминания, средством против рассеивания ума. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серь-езно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) ис-пользование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся» либо какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы произвольные, изливающиеся из сердца человека и незапрещенные православной духовной практикой, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с четками в Православной Церкви должна быть незаметной для постороннего глаза. Ис-ключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

Четки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, предназначенным для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели - это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски - бич от вервий (Ин 2, 15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в христианских храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, четки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, потому что, молясь, мы действительно изгоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» - всевозможную нечистоту - «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла - это храм Божий (см. 1 Кор 3, 16-17).

Четки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: «Ви-димое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4, 18). И четки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы. Еще раз перечислим: во-первых, четки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, четки на-поминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом, учат нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой.■

С. Семенович, Возвещайте Христа в Азии

Под девизом «Возвещайте Иисуса Христа в Азии сегодня» с 1 по 5 сентября 2010 г. в столице Южной Кореи Сеуле прошел первый Конгресс католиков-мирян Азии, ор-ганизованный Папским советом по делам мирян при тесном сотрудничестве с Епископской комиссией по делам мирян и Национальным советом по делам мирян Кореи.

Событие привлекло внимание 400 мирян из более чем 20 стран мира, таких как Италия, Австралия, Япония, Филиппины, Индонезия, Индия, Мьянмар, Гонконг, Китай, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Макао, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Монголия, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, а также делегаций более 30 ассоциаций, церковных движений и новых общин, признанных Ватиканом и существующих в Католической Церкви различных азиатских стран.

Главная мысль конгресса заключалась в том, что миряне должны стать знаком миссионерства на субконтиненте, богатом традициями, культурами и различными религиями, континенте, играющем важную роль на мировой сцене, как в политическом, так и экономическом аспекте, и подвергающегося большим трансформациям в каждой из упомянутых сфер. В то же самое время конгресс – это знак пасторского попечения о верных-мирянах, призванных вместе со своими священниками и епископами быть свидетелями Иисуса Христа и провозглашать Его присутствие как дар спасения для Азии.

Конгресс начался 1 сентября с празднования Евхаристии в кафедральном соборе Меонгдонга. На богослужении предстоял кардинал Станислав Рылко, президент Папского совета по делам мирян. В своей проповеди кардинал сказал: «Спустя две тысячи лет после вочеловечения Сына Божьего на Святой Земле многие на азиатском субконтиненте по-прежнему не знают Его». Далее его высокопреосвященство подчеркнул, что католики-миряне играют уникальную роль в важной миссии евангелизации. Живя в миру, в обычных условиях семейной, профессиональной и общественной жизни, они, в определенном смысле, находятся на передовой линии фронта евангелизации. К сожалению, в данном регионе христиане составляют меньшинство – лишь 120 млн. из 4 млрд., т.е. всего 3% населения Азии. Кардинал Рылко призвал быть не просто ритуальными, а истинными верующими, как завещал Господь: «Вы – свет мира». Задачи, стоящие перед католиками Азии, не могут решить одни лишь стратегии и организации; необходимо углубление личных взаимоотношений с Иисусом Христом. Нужно вновь открыть для себя крещение, чтобы все становились «солью» и «закваской» для Азии. Мы должны гордиться тем, что мы – христиане, ведь нет ничего прекраснее встречи с Иисусом, нет ничего лучше дружбы с Ним.

В своем письме к участникам конгресса Папа Бенедикт XVI сказал, что Господь призывает Своих дочерей и сыновей провозглашать Иисуса Христа в Азии, и каждый христианин должен ответить Богу: «Живет во мне Христос».

Ключевыми для первого дня программы стали доклад профессора Фелипе Гомеса «Две тысячи лет миссии Церкви в Азии: ход евангелизации, святость и мученичество» и конференция кардинала Телесфора Пласидуса Топпо «Иисус Христос – дар для Азии: предпосылки, задачи и проблемы евангелизации сегодня». В первом выступлении Азия была представлена как субконтинент, особо отмеченный Иисусом Христом: здесь умерло большинство апостолов, здесь уже в самом начале первого тысячелетия начало распространяться христианство в таких странах как Армения, Персия, Индия и Китай, и таким образом к 1200 г. здесь было ок. 21 млн. христиан. Но затем, в эпоху ислама, из-за преследований и изоляции произошло резкое уменьшение числа последователей Христа. Католическая Церковь гордится и чтит мучеников Азии: персов (ок. 190 тыс. человек), японцев (ок. 200 тыс.), корейцев (ок. 10 тыс.), китайцев (свыше 32 тыс.), армян (свыше 2 миллионов человек) и других. В заключении профессор Гомес сказал: «Возможно, Божьи часы бьют в Азии в ином ритме, и мы должны с уважением относиться к этой тайне».

Далее делегаты поделились рассказами о жизни и деятельности Церкви в различных странах. Наиболее яркими были выступления, посвященные положению католических общин в Индии, Макао, Вьетнаме и Монголии. Всех присутствующих глубоко потрясло выступление представителя Пакистана: верующие этой страны живут в страхе, буквально на грани жизни и смерти, но несмотря ни на что продолжают нести свет Христа тем, кто еще не знает о любви нашего Господа. Не могло не затронуть сердец участников конгресса сердечное и искреннее выступление о. Анджея Мадея, возглавляющего Католическую Церковь в Туркменистане. Епископ Януш Калета, апостольский администратор Атырау, представил основательную презентацию о католиках в Казахстане, глубоко раскрыв исторический, географический и политический контекст как Церкви, так и страны в целом, что вызвало активный интерес со стороны мирян и духовенства различных стран.

Второй день начался с выступления секретаря Папского совета по делам мирян епископа Йозефа Клеменса: «Призвание и миссия верных-мирян в свете пост-синодального апостольского увещевания «Christifideles laici»». Представитель России напомнил, что первоочередной и фундаментальной задачей верных-мирян является провозглашение Евангелия. «Благодаря крещению, цитировал епископ, верные-миряне участвуют в тройственном служении Иисуса Христа – священническом, пророческом и царском» (ChL, 14). Кроме того, как сказал кардинал Ратцингер, «в этот исторический момент мы нуждаемся в людях, могущих посредством живой веры выразить свое почтение к Богу. Негативные свидетельства христиан, говорящих о Боге, но не живущих в согласии с Ним, омрачают образ Божий и открывает двери неверию. Мы нуждаемся в людях, которые пристально всматриваются в Бога, чтобы понять истинную сущность человека. Мы нуждаемся в людях, чей ум озарен светом Божьим и чьи сердца открыты Богу, чтобы их умы могли обращаться к умам других людей, чтобы их сердца могли открываться другим сердцам».

Профессор семинарии Дин Дук Дао из Вьетнама в своей конференции «Христианская формация и опыт миссионеров-мирян в Азии» обратил внимание на то, что любое начинание Церкви, не содержащее миссию к неверующим не является подлинно церковным начинанием. Недостаточно только служить бедным: мы должны быть уверены в том, что Евангелие достигает и богатых, властьимущих, интеллектуалов, полицейских, студентов университетов, потому что нередко судьба бедных зависит от них. «Забавно, - подметил профессор Дао, - что многие вьетнамские слушатели протестантского радио, вещающего из филиппинской Манилы, обращаются в католичество. Получается, что протестанты сеют, а католики жнут. Но Святой Дух ведет Свою Церковь и именно Он, на самом деле, является главным агентом миссии Церкви. Христос приходит лично к каждому человеку и к каждому обращается по имени: к Марии Магдалине, к Фоме, Петру, Иакову, Иоанну. Господь молвит Слово, и неверие преображается в веру. Только Он – распятый и воскресший Христос может расширить спектр нашей веры, и Он посылает нас с миссией: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»» (Мк 16, 15).

Выступления каждого дня органично сочетались с совместными дискуссиями о жизни верующих в Азии, во время которых были раскрыты сферы и приоритеты для евангелизации: обновление приход-ской жизни и пасторского попечения семьи, особенность служения в католических школах, евангели-зационное и пасторское попечение о молодежи, роль женщины в Церкви и обществе, участие мирян в политической и социальной жизни.

В завершении второго дня конгресса был показан фильм о жизни миссионера-иезуита Матео Ричи, 30 лет проведшего в Китае, где он проповедовал католическую веру, пользуясь традиционными понятиями конфуцианской этики, и стал символом связи между Западом и Востоком.

Третий день порадовал слушателей конференцией, проведенной кардиналом Станиславом Рылко на тему «Католики-миряне: свидетельство надежды для жителей Азии». Цитируя кардинала Ратцингера, его высокопреосвященство отметил: «Евангелизация – это не просто форма говорения, а образ жизни – жизни в слушании Отца», так как, «когда приидет Он, Дух истины, то … не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин 16, 13). Провозглашение Христа, провозглашение Божьего Царства предполагает слушание голоса Господа в голосе Церкви. Мы как «малое стадо» учеников не должны бояться: ведь Отец благоволил дать нам Свое Царство. Станислав Рылко горячо поблагодарил представителей новых общин и экклесиологических движений, действующих в азиатском регионе, за их бесценное свидетельство и за служение Церкви в Азии. Он выразил уверенность, что большим подспорьем в их работе служат новые харизмы, ниспосылаемые Святым Духом в знамение надежды. В заключение своей речи кардинал Станислав Рылко призвал прислушаться к голосу святых, позволить им убедить нас в том, что святость это не утопия, а восхитительная цель, которую Христос обещает всем крещеным: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены» (Кол 2, 6-7)

Конгресс увенчался св. Мессой в прекрасном кафедральном соборе, расположенном в самом сердце Сеула. На литургии предстоял кардинал Николас Чеонг Джинсук, а по ее завершении кардинал Станислав Рылко подарил всем участникам конгресса розарий и крест как знак великого миссионерского задания.■



<< предыдущая страница   следующая страница >>