Кредо 1 (161)/ январь 2009 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Кредо 1 (161)/ январь 2009 г - страница №1/3

КРЕДО 1 (161)/ январь 2009 г.

ОТ РЕДАКЦИИ

Вот и вступили в новый, 2009 год, который в Католической Церкви Казахстана посвящен Св. Писанию. Кроме того, в этом году Церковь всего мира продолжает праздновать 2000-летний юбилей св. апостола Павла. Пусть это станет еще одним стимулом для более глубокого размышления над словом Божьим по примеру великого апостола язычников, строившего всю свою жизнь и учение на богодухновенных текстах. И так как без Господа мы не можем ничего, то будем просить Его о ниспослании на необходимых благодатей по заступничеству Пресвятой Богородицы, с торжества которой мы столь символично начинаем каждый годичный цикл.


Пусть новый год станет для вас еще одной возможностью углубления познания Бога в Его Слове.

foto 161-1




ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

Пусть этот год станет годом

углубленного изучения Библии
Каждый год ставит перед нами волнующие задачи и приносит различные события. Когда прошедший год уже начинает стираться из памяти, и мы оказываемся на пороге нового, то почти сам собой возникает вопрос: «Что в этом году можно сделать, чтобы жить лучше?» Одни решат сбросить парочку килограммов или всерьез заняться спортом. Другие придут к выводу, что нужно больше времени проводить с семьей. Третьи задумают ремонт жилья и примутся размышлять над тем, что им потребуется для этого. А четвертые захотят посвятить новый год углублению богопознания.

Это последнее решение может вылиться в различные формы. В этом году мы сосредоточимся на Св. Писании. Чтение Библии не только позволяет нам узнать больше о Боге, но и способно дать ощущение Его любви, благодати, исцеления и милосердия. Читая эти строки, поставьте перед собой вопрос: не призывает ли Бог вас посвятить этот год изучению Его слова? Можно, например, пообещать себе ежедневно читать Библию и молитвенно размышлять над ней, учась таким образом слушать Господа, говорящего через нее.
Учиться жить

Хотя ежедневное молитвенное чтение Библии может принести большую личную пользу, наиболее важны здесь две вещи. Первая из них – это то, что Дух Святой животворит Писание, когда мы с верой читаем его. Если мы всерьез воспринимаем слово Божье, оно вписывает в наши сердца свои законы и раскрывает перед нами сегодня мудрость того, что было написано тысячелетия назад. Св. Павел когда-то писал Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3, 16-17).

Это один из излюбленнейших и, кстати, эффективнейших способов воздействия Духа Святого. Он использует слово Божье, чтобы учить нас, наставлять на путь истинный и сделать нас способными приносить Ему плоды. Божественный Параклет может, например, прибегнуть к притче Иисуса о пшенице и плевелах (Мф 13, 24-30), чтобы подсказать нам, что наша душа наделена огромным множеством даров и добродетелей (пшеница), но все же в ней не все в порядке (плевелы). Или же притчей о немилосердном придворном третье Лицо Пресвятой Троицы подвигнет нас стать добрее и лучше в отношениях с другими.
Пример

Однажды с человеком по имени Али случилась большая беда: врачи обнаружили у него рак толстой кишки в последней стадии. Наш герой решил, что погиб. Он никогда не был оптимистом, и трудно было себе представить, чтобы он отреагировал иначе и, например, сказал себе: «Я одолею рак!» Он всегда отличался какой-то апатией и скептическим отношением к жизни, а теперь и вовсе отчаялся, убежденный в том, что битва с болезнью уже проиграна.

Однажды после того, как стал известен страшный диагноз, жена Али вошла на кухню с Библией в руках и попросила: «Али, прочти, пожалуйста, пару отрывков отсюда, которые подобрал для тебя о. О’Моллей».

В первом отрывке из Евангелия от Матфея Иисус говорил Своим ученикам: «Не заботьтесь… Вы не гораздо ли лучше их? …Ищите же прежде Царства Божия…» (Мф 6, 25-34). Во втором отрывке Павел писал верующим г. Филиппы, что научился сохранять спокойствие в любой ситуации и что все может во Христе (Флп 4, 10-13). А третий отрывок тоже был из Евангелия от Матфея, и Христос в нем просто и с любовью призывал придти к Нему и отдать Ему все бремена (Мф 11, 28-30).

Ежедневно перечитывая эти отрывки, Али стал понемногу успокаиваться. Он чувствовал, как Дух Святой лично утешает его, и это вселило в него такую уверенность, что вскоре он стал раздавать Библии другим пациентам онкологии. Какое-то время спустя он пригласил некоторых из них в кружок изучения Св. Писания. Там они вместе разбирали слово Божье и старались поддерживать друг друга в трудностях.

Тем временем тело Али постепенно слабело, но его дух, само отношение к жизни постепенно оживало. Этот когда-то печальный и скептически настроенный парень после года ежедневного чтения слова Божьего превратился в человека, влюбленного в Иисуса. А после смерти Али его увлечение Св. Писанием передалось и другим членам организованного им кружка, который действует и поныне.

Ежедневно читая Библию, Али дал Духу Святому возможность изменить его мировоззрение. Параклет воспользовался словами Писания, чтобы наставить юношу, помочь ему победить свой пессимизм и подготовить к служению его собратьям по несчастью – другим онкологическим больным. А ведь именно об этом и идет речь в Послании св. Павла к Тимофею, написанном 2000 лет тому назад. Нам в этом смысле повезло гораздо больше, чем Али, потому что нам не обязательно дожидаться какого-нибудь большого несчастья, как, например, смертельной болезни, чтобы начать читать Библию и позволить слову Божьему совершить в нас великое!
Писание разжигает в нас огонь

Вторая важная вещь, о которой следует помнить при чтении Библии, это то, что Дух Святой использует его, чтобы привести нас к Иисусу. В Евангелиях есть немало мест, где Господь учит народ, опираясь на Писание, и Своим толкованием воспламеняет их сердца. Два ярчайших примера этого мы видим после воскресения Христа.

Встретившись с двумя учениками, шедшими в Эммаус, Иисус видит в них тот же пессимизм, что пустил корни и в душе Али (Лк 24, 17). Клеопа и его друг отчаялись после гибели Учителя, потому что вместе с Ним умерли и все их надежды. Господь в беседе с ними упрекает их в неверии: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать…!» (Лк 24, 32). Когда вскоре после этого Он явился в горнице апостолам, то и там произошло нечто подобное: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк 24, 45).

Иисус хочет научить нас, как жить, чтобы приносить плоды. Но, в то же время, Он хочет и открыть нам, Кто таков Он Сам во всей Его славе и величии. Он хочет явить нам Себя в Писании, Евхаристии, в личной молитве и многими иными путями. Все, что мы знаем о Нем благодаря разуму, Господь желает оживить в наших сердцах, как сделал это с учениками на пути в Эммаус и апостолами в горнице.


Призванные читать слово Божье

Отцы II Ватиканского собора побуждают нас читать Св. Писание, поскольку в нем мы находим Иисуса: «Священный собор также сильно и настоятельно увещает всех верующих… научиться „превосходству познания Христа Иисуса“ (Флп 3, 8) посредством частого чтения божественных Писаний, ибо „не знать Писания – не знать Христа“ (св. Иероним, „Толкование на Исаию“)» («Dei Verbum», 25).

Во времена собора эти слова могли казаться новыми и революционными, но его отцы всего лишь напомнили древнее предание Церкви. Несколькими веками ранее св. Иоанн Златоуст сказал еще сильнее: «Все разрушило, прежде всего, ваше убеждение, что чтение Писания только для монахов, тогда как вы более нуждаетесь в Писании, чем они. Сущим в миру и ежедневно ранимым более всех прочих необходимо лекарство. Так что хуже нечтения Писания убеждение, что его чтение ненужно» («Слово на Матфея», 2, 10).

Писание – это слово Божье. Это священная книга, данная нам Самим Богом ради нашего спасения. Не хлебом единым мы должны жить, но и словом, исходящим из уст и сердца Божьего (ср. Мф 4, 4). Итак, вступая в новый год, задайтесь целью глубже познакомиться с Писанием. Обещайте себе ежедневно читать его и размышлять над словом Божьим. Особенно по воскресеньям отводите какое-то время для евангельских чтений св. Мессы, чтобы Дух Святой явил вам Иисуса и чтобы ваши сердца воспламенились любовью к Нему. Библия, действительно, способна изменить вашу жизнь!

Slovo s nami“, 1/2007
С Рождеством Христовым!
Одна из прихожанок алматинского прихода решила поздравить через нашу газету своих земляков с прошедшим Рождеством.
Дорогие прихожане!

Поздравляю Вас с великим праздником Рождества Христова!

«Любовь Божия излилась в сердца наши…» (Рим 5, 5).

Бог в Иисусе Христе подарил нам Свою любовь. Эта любовь бесценна и непостижима. Она - дар. Нет ничего важнее для христианина, чем научиться жить в любви, послушании и постоянном общении с Богом. Без любви сердце наше будет пусто, и существование - бесполезно.

Настоящая любовь дана нам Богом. Любя Его, мы должны любить своих ближних. Любовь - это основа нашего послушания Богу. Только любовь может научить нас быть послушными из нежелания причинить боль любящему нас.

Рождество - самый светлый праздник. В рождественские дни мы, как всегда, стараемся нести Божью любовь многим людям. Видя их счастливыми, мы счастливы сами.


Солнце, небо, землю -

Все Господь создал,

А еще в награду

Он любовь нам дал.

Поделитесь с ближним

Искоркой любви,

Чтоб сердца заблудших

Мир, покой нашли.


Как много звезд на небесах

Горит в бесчисленных лучах!

Но лучше звезд всех – красота

Божественной любви Христа.

Я Вам желаю, чтоб любовь Христа

В Ваших сердцах не гасла никогда.



С добрыми пожеланиями, Лидия Чевер, г. Алматы

Мария – образец принятия Слова
В прошлом номере мы уже писали о прошедшем в Ватикане синоде епископов, посвященном теме: «Слово Божие в жизни и миссии Церкви». Ниже приводится текст выступления архиепископа архиепархии в Астане Томаша Пэты, с которым он обратился к участникам этого высокого собрания.

foto 161-2


Возлюбленный Святой Отец!

Дорогие Отцы!


В «Instrumentum laboris» нашего Синода, в третьем разделе первой части, содержится прекрасный текст, посвященный Деве Марии: «Мария является для верующего образцом принятия Слова».

Этот текст - не просто благочестивое дополнение. Он, по-моему, затрагивает фундаментальные вещи, касающиеся Слова Божьего.

С одной стороны, Мария - лучший пример принятия Слова Божьего, открытости сердца человеческого на Него.

С другой стороны, она сама посредством глубокого, полного единения с Иисусом - «воплощенным Словом» - становится прекрасным комментарием к слову Божьему. Ее жизнь можно назвать «ключом к пониманию Св. Писания». В свете ее жизни можно читать всю Библию и, таким образом, полнее постичь тайну Христа и Церкви, весь Божий замысел спасения.

«Instrumentum laboris» говорит также о розарии как простом и общедоступном методе молитвенного слушания Слова Божьего. Я уверен, что в наше время необходимо ставить особое ударение на этот молитвенный метод, потому что это метод Марии, лучше всех понявшей Слово Божье и соединившейся с Ним.

В наших странах – Казахстане и Средней Азии - депортированные туда католики на протяжении долгих десятилетий были лишены доступа к священникам и церквам, к Библии и таинствам (кроме крещения детей, которое совершали сами), но у них был розарий. Именно молитва розария сохранила в них веру, понимание главных истин католического вероучения, а также человеческое достоинство и надежду на лучшие времена. Спустя десятилетия внучка депортированных писала в сочиненной ею религиозной песне:


«Мария, Ты мне в степь казахскую открыла двери

И встретила с розарием меня.

Благословенная, Благословенная,

Благословенная и Пресвятая»


Мария как «ключ к разумению слова Божьего» служит помощью не только в «библейском душепопечении» или в развитии народного благочестия, но и во всех других областях, связанных со словом Божьим и Библией.

Тема нашего синода - «Слово Божие в жизни и миссии Церкви» - не может быть достаточно глубоко рассмотрена без Марии.

Богородица - Матерь Церкви - учит нас принимать слово Божие, жить им и проповедовать его во всей полноте с отвагой, избегая компромисса с «миром сим».


ГОД ПРИЗВАНИЙ
Как призвал меня Бог ?
С. Ивона Пачвурек приехала в Казахстан из Польши, чтобы посвятить себя служению в приходе Непорочного зачатия Приснодевы Марии в с. Шортанды, где община сестер Викентия де Поля действует уже с 2000 г. Сестры заботятся не только о телесных нуждах человека, но, прежде всего, о его душе.

Их харизма состоит в служении Христу в бедных по примеру основателя ордена св. Викентия де Поля, пославшего сестер в дома бедных, чтобы они им помогали. Но бедные для него – это не только больные, а все нуждающиеся. Так что сестры, помимо больниц, работают в тюрьмах, домах инвалидов, преподают в школах, а во время войны даже служили на фронте медсестрами. Св. Викентий всегда говорил, что сестры должны быть матерями для этих людей.

До своего приезда в Казахстан с. Ивона работала с детьми разного возраста в детских домах и таким образом реализовывала свое материнское призвание. Еще в юности, открыв Библию, она наткнулась на слова: «Следуй за мной». О своем пути служения бедным по примеру св. Викентия она рассказала нам в интервью.

foto 161-3


«Почему ты молишься только

о чужом призвании?

А если Мне нужна именно ты!»
- Расскажите немного о себе и Вашей встрече с Богом.

- Я с детства была воспитана в католической вере, и ежедневная молитва всегда была для меня чем-то естественным; не помню ни единого дня без молитвы. Часто мы молились вместе с родителями, особенно в мае, посвященном Приснодеве Марии. И даже когда вместе молиться не получалось, родители следили за тем, чтобы никто из нас, детей, не ложился спать и не начинал нового дня без молитвы. И я не помню ни единого воскресенья, когда наша семья не участвовала бы в св. Мессе. Так что никто из нас, детей, и не подумал бы, что можно не молиться и не ходить на Мессу. В школе, конечно, у нас бывали друзья, которые не ходили в церковь, но это не влияло на нашу религиозность.

В нашем приходе катехизацию вели серые сестры-урсулинки, и я с детства присматривалась к их жизни. Помнится, в иллюстрированном катехизисе мое внимание всегда привлекали фотографии монахинь, занятых своим служением. В городе, расположенном в 2 км от моего родного села, был еще монастырь сестер милосердия, т.е. той самой конгрегации, к которой я сейчас принадлежу. С ними я познакомилась совершенно случайно, когда уже училась в техникуме. Нам просто нужно было подготовить какой-то учебный проект, и мы с подругой решили попросить их о помощи. Беседовавшая с нами сестра предложила зайти как-нибудь просто так, поболтать. И постепенно-постепенно такие встречи стали регулярными. Вскоре я стала ходить на встречи кружка для девушек «Дети Марии». В 16 лет, в праздник Сретения Господня, я вместе с другими девочками из кружка посвятила себя Богородице. Для меня это был очень счастливый день; даже не знаю, почему я была так счастлива.

Это посвящение Марии в какой-то степени сближало нас с монахинями. После него я стала как-то иначе подходить к своей внутренней жизни. Большую роль здесь также сыграло таинство миропомазания, которое мы принимали в восьмом классе. Я почувствовала себя ответственной за свой духовный мир. Родители передали нам то, что могли, теперь мой черед развивать полученное.

На первом курсе техникума я впервые решила отправиться в паломничество к Ченстоховской Богоматери. Поехала я без подружки, и поначалу мне было немного одиноко. Но Господь позволил мне познакомиться с попутчиками, которые затем стали моими друзьями. Это паломничество придало мне смелости и радости в сердце, потому что я видела, как много людей приходят к Приснодеве, не боясь свидетельствовать о своей вере. У нас тогда уже не было серьезных преследований, но все равно вера еще не приветствовалась.

Потом я часто встречалась со своими новыми друзьями в храме, на молитве и т.д. А перед Рождеством все участники того паломничества собрались вместе, чтобы поделиться освященными хлебцами. И я помню момент, когда один дьякон спросил меня, что я собираюсь делать со своей жизнью дальше. К тому времени я уже была более-менее знакома с сестрами, часто слышала их рассказы о служении, миссионерской деятельности, и это беспокоило мое сердце. «Я еще думаю об этом и пока не решила», - ответила я, на что дьякон сказал, что мне нужно поступить в семинарию. Меня тогда немного удивили подобные пожелания. «Чего он от меня хочет», - думала я. - Да и вообще, как я, девушка, могу поступить в семинарию?»

Я рассказала об этом одной из сестер, на что та мне сказала, что, возможно, Бог действительно призывает к чему-то особому. Она рассказала мне, как сама узнала о своем призвании. Я спрашивала, как же мне точно удостовериться в воле Божьей, а она отвечала, что иногда Господь говорит нам посредством других людей, и мне нужно молиться, чтобы Он подсказал мне.

Со временем я стала больше общаться с сестрами, участвовала на каникулах в духовных упражнениях для молодежи, и когда сестры рассказывали о своем призвании, у меня всегда возникало какое-то беспокойное чувство в сердце. Но мне оставалось учиться в техникуме еще пять лет. Все это время я старалась определить, чего же именно хочет от меня Бог, и постепенно все более убеждалась, что Он хочет, чтобы я посвятила себя не только мужу и детям, но всем людям. В конце концов, я стала избегать знакомств с парнями, чтобы потом не ранить кого-нибудь понапрасну.

Кроме того, меня постоянно что-то влекло на поклонение. У нас в городе был приход, где каждый первый четверг месяца проходила адорация и молитва о призваниях. Священники призывали нас просить у Бога новых священников, потому что они нужны Польше и миру. И я помню, как сейчас, что однажды во время такой молитвы мне как будто послышался голос Господа: «Почему ты молишься только о чужом призвании? А если Мне нужна именно ты!»

Перед своим восемнадцатилетием я решила прямо в день своего рождения открыть Св. Писание, чтобы узнать, чего Господь хочет от меня во взрослой жизни, и в итоге наткнулась на слова: «Следуй за Мной». Все это откладывалось в моем сердце. Я молилась, спрашивала священников, как определить, чего, в действительности, Бог хочет от меня. Но однажды мне попалась в руки книга о нашем основателе св. Викентии де Поле. Я прочла ее одним махом в два дня. Мама даже начала беспокоиться, не случилось ли чего со мной. Потом еще была книга Екатерины Лабуре, из которой я узнала, что у сестер милосердия новициат называется семинарией. И тут мне вспомнились слова того дьякона, и я поняла, что это знак от Бога, после чего окончательно удостоверилась, что мое призвание именно монашество. Вот так одно слово решило мою судьбу.

Нужно было еще рассказать обо всем родителям. Хотя они были верующими людьми, но, конечно же, вовсе не мечтали о том, чтобы их старшая дочь стала монахиней. Признание не далось мне легко, но я просила у Господа сил. Нельзя сказать, чтобы мама и папа очень обрадовались моему решению, но все же они и не пытались ему воспротивиться. Так что еще перед выпускными экзаменами из техникума я поехала в наш провинциальный дом, заявила о своем желании и полтора месяца спустя получила положительный ответ.

Это было нелегко. Чем ближе становился момент моего поступления в монастырь, тем сильнее была внутренняя борьба. Бывало, что я полдня буквально порхаю от радости, а потом вдруг мной овладевает такой страх, что не знаю, что с собой делать, и только молюсь: «Боже, помоги мне!» И для моих родителей это тоже, конечно же, было трудное время. Папа к моменту моего вступления в монастырь временно уехал на работу в Германию, брата забрали в армию, и маме предстояло остаться одной с двумя младшими братиками. Она ничего мне не говорила, но я видела, что ей очень тяжело. В те последние месяцы она лишь иногда спрашивала меня, почему я уже не стараюсь красиво одеваться и не прошу каких-нибудь новых вещей. Я отвечала, что приучаю себя к мысли о том, что в монастыре у меня не будет всего, чего пожелаю.


- А как начался Ваш путь к миссионерскому служению, и почему Вы решили поехать именно в Казахстан? И еще: есть ли у Вашей конгрегации миссионерские дома в других странах?

- У нашей конгрегации есть 25 тыс. сестер по всему миру. А почему в Казахстан? Кое-что предвещало это еще до моего поступления в монастырь. Одной из дисциплин, по которой я сдавала выпускные экзамены в техникуме, был русский. Кто-то из сестер однажды спросил меня: «Почему ты выбрала именно русский?» А он просто был мне по душе, может быть, благодаря нашей школьной учительнице русского языка, которая старалась не отягощать свои занятия идеологией. Так что я ответила: «С. Стефания, не говорите так. Попомните мое слово: когда-нибудь я поеду на миссию на восток, и он будет мне нужен». Хотя тогда я как-то не верила в то, что меня, такую заурядную девушку, кто-то захочет отправить на миссию. Просто сказала первое, что пришло в голову, а теперь вижу, что Господь поймал меня на слове.

Во время формации в монастыре мне доводилось слышать рассказы о служении сестер-миссионерок из Камеруна, Доминиканской Республики и других каких-нибудь экзотических стран. И в такие моменты я всегда думала: «Эх, когда я еще выучу английский, французский или испанский. Вот бы поехать туда, где говорят по-русски». Я ждала этой возможности 18 лет и все время говорила Господу: «Если ты захочешь, то дай мне знак и возьми меня».

И вот в 2000 г. в Казахстан отправились первые наши сестры. Потом с. Тереза, одна из тех пионерок, приехала в Польшу на духовные упражнения, во время которых мы с ней и познакомились. Она рассказывала о своем служении здесь. И по окончании реколлекций, сразу же после заключительного выставления Святых Даров, она вдруг говорит мне: «А почему ты не хочешь поехать к нам?» «Знаешь, сестра, - отвечала я, - меня посещали такие мысли, но это было уже так давно, что я даже перестала мечтать. Хотя, конечно же, если нужно, то не отказываюсь». Для меня это был знак. Я молилась, со мной беседовала на эту тему сестра-настоятельница, и спустя год все окончательно решилось.


- Расскажите, пожалуйста, немного о харизме Вашей конгрегации.

- Наша харизма заключается в служении Христу в лице бедных. Во времена св. Викентия де Поля двери больниц были открыты только богатым, а он послал сестер по домам бедных. Но наш основатель понимал, что помощь нужна не только больным. Так что наши сестры, помимо больниц, работают в тюрьмах, домах инвалидов, преподавали в школах для бедных, а во время войны на фронтах даже были медсестрами. Так что речь идет не только о материальной, но и духовной нищете. Особенно меня тронули слова св. Викентия о том, что мы - священники и монашествующие - должны спешить к бедному, как на пожар. В правиле нашей конгрегации он даже писал: «Если кто-либо нуждается в твоей помощи, то оставь Бога в часовне и иди к Богу в человеке». Но здесь, конечно же, всегда нужно сохранять необходимое равновесие между созерцанием Бога и деятельностью, потому что именно из созерцания мы черпаем силы для деятельности. Св. Викентий говорил также, что сестры должны заботиться не только о теле человека, но и о его душе. Но при этом он подчеркивал, что сначала нужно накормить голодного, потому что иначе ему тяжело будет слушать о Боге. Он организовывал также братства, которые занимались помощью бедным. А нашу конгрегацию основала св. Людвига де Марияк. И не знаю почему, но меня увлекло его служение.

У нас нет вечных обетов: ежегодно, на Благовещение, мы приносим временные обеты. С одной стороны, это создает определенную почву для соблазнов, но, с другой стороны, благодаря этому мы можем из года в год заново принимать это решение и дарить Богу свою любовь. А это правило продиктовано тем, что во времена св. Викентия монахини, принесшие вечные обеты, жили только в затворе и потому не могли, естественно, ходить по домам бедных. Первые такие обеты мы приносим по прошествии 5-7 лет новициата. Но всегда такие обеты должны сопровождаться намерением обновлять их в будущем.
- Что для Вас самое трудное в монашеской жизни и что помогает Вам преодолевать эти трудности?

- Могу признаться, что до того, как я решила уйти в монастырь, мне, как и всем нормальным девушкам, хотелось иметь семью и детей. Но Господь Бог в том, что я делала до сих пор, давал мне в качестве монахини реализовывать себя как мать. До моего приезда в Казахстан я все время работала в детских домах с детьми разного возраста. И это помогало мне. Конечно, случались моменты, когда мне не хватало того, чего должно не хватать каждой женщине. Но Бог дал мне так много детей, что я смогла реализовать свое материнское призвание. Св. Викентий всегда говорил, что мы должны быть матерями для бедных.

Что было трудно для меня, так это то, что обеты всегда влекут за собой некоторое самоотречение. Человек постоянно должен побеждать себя и обращаться к жизни согласно избранной харизме. Но нам помогает то, что эти обеты мы приносим всего на один год. И не потому, что по истечении этого года можно снять с себя монашеское одеяние, а потому, что ежегодно, заново принося обеты, во время предшествующих этому реколлекций мы можем вновь перед Богом отдать себе отчет в принятом когда-то решении. Мы сознаем свою слабость и податливость на искушения, но эти обеты дают еще одну возможность примирения с Богом и нового самопосвящения Ему.

Особенно же трудно для меня лично то, что мы не в сем в состоянии помочь так, как хотелось бы. Нуждающихся много, и порой бывает нелегко сохранить внутреннее равновесие между деятельностью и созерцанием. Господь Иисус говорил, что бедные всегда будут с нами, но мы всегда должны помнить, где источник той силы, благодаря которой мы действуем. Здесь, в Казахстане, к нам приходит меньше людей, и это позволяет больше времени уделять Богу и помогает сохранять такое равновесие.

foto 161-4
- А что Вы считаете наиболее важным и нужным в работе с молодыми людьми? Что становится для них помехой, и что приносит пользу?

- В Казахстан я приехала совсем недавно, и поэтому могу судить только по моему польскому опыту. Когда там к нам приходила молодежь, мы старались не только рассказывать им о том, чем занимаемся, но и показать, как живем. Мы приглашали их провести какое-то время среди нас, молиться и работать вместе с нами. В моей группе, например, было ок. 15 детей. У меня были помощницы, но их было недостаточно. Так что вместе со мной трудились несколько молодых девушек, которым это давало возможность познакомиться с нашей жизнью изнутри. Конечно, не все помогавшие нам девушки и юноши затем шли по священническому или монашескому пути, но благодаря полученному опыту они начинали иначе смотреть на свою жизнь. Это позволяло им отвлекаться от своих проблем и открываться на нужды других.

Вот один яркий пример. В Польше к нам в монастырь часто приходила одна девушка, которая просто бродяжничала. Она была настолько «трудным» ребенком, что ее не принимал ни один приют. Я даже не знаю, почему она так привязалась именно ко мне, но почему-то она слушалась только меня. Иногда она забегала всего лишь на пару минут: приготовит себе чай, умоется, и потом опять убегает. Но однажды ночью ее привезла полиция. Сестры-директора не было, я вышла подписать необходимые документы. Когда полиция ушла, я попросила эту девушку: «Юстина, пожалуйста, останься, не выпрыгивай из окна. Дождись утра, и тогда, если захочешь, уходи». Та осталась на день, а потом и на второй. Ей просто некуда было идти, потому что тот приют, в котором она до того момента жила, уже не желал принимать ее обратно. Потом ее перевели в другой интернат. И как-то вечером она решила посидеть с нашими детьми. Я предложила ей взять книжку и почитать им сказку. «Я? Я не умею, они не будут меня слушать!» - ответила она. «А ты попробуй», - говорю я ей. Она села посреди комнаты, двух-трехлетние дети окружили ее и так внимательно слушали, что она была просто поражена: «Как это: я, которую все презирают и на которую показывают пальцем, оказывается, могу помочь этим детям?!»

Здесь мы также стараемся приглашать молодежь на молитвы, катехизацию и помогать больным, участвовать в нашей работе. Нужно, конечно же, порой и поговорить с молодыми людьми, выслушать, поддержать.



Беседу провела с. Ярмила Сумиласова

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

«Когда же настал день, призвал учеников Своих …»
(Лк 6:13)

foto 161-5


С 21 по 23 ноября в стенах Межъепархиальной высшей духовной семинарии Марии - Матери Церкви в г. Караганде состоялась встреча министрантов Казахстана. Во встрече приняли участие 30 человек из карагандинской, алматинской и астанинской епархий.

Темой встречи стало призвание. Насколько эта тема актуальна и важна, можно сказать словами одного из участников: «Отправляясь на встречу министрантов, я знаю, что-то увезу с собой. Господь посредством таких встреч часто отвечает на вопросы, которые для меня еще не были разрешены. Приезжаю, чтобы познакомиться с новыми людьми, поделиться опытом своей христианской жизни и, конечно же, посмотреть на жизнь семинаристов».

Первый день начался со св. Мессы. Затем состоялась знакомство с руководством семинарии и ее воспитанниками. После того, как министранты рассказали о своих приходах, они играли с семинаристами в волейбол и футбол. Завершением первого дня встречи стало совместное поклонение Святым Дарам, во время которого была возможность приступить к таинству примирения.

Начав следующий день литургией часов, участники встречи познакомились затем с жизнью семинарии. Потом все могли присутствовать на занятии по экзегезе курса богословия, посвященном теме: «Призвание Давида-царя». Первая половина дня завершилась посещением строительства нового кафедрального собора.

Поклонение Святым Дарам с молитвой св. розария, просмотр подготовленного семинаристами ролика, личное свидетельство студента второго богословского курса Бирюкова Дмитрия, встреча с архиепископом Карагандинским Яном Павлом Ленгой явились ярким продолжением данного дня. Так как нынешний год посвящен св. Павлу, был показан фильм «Павел из Тарса».

В воскресенье, последний день встречи, руководители семинарии и семинаристы ответили на интересующие министрантов вопросы. Участие в св. Мессе торжества Иисуса Христа - Царя Вселенной в карагандинском кафедральном соборе св. Иосифа, на которой предстоял архиепископ Ян Павел Ленга, а приехавшие министранты смогли прислуживать, подвело духовный итог пережитых дней.

На протяжении всей встречи чувствовалась атмосфера дружбы и любви Христа. Многие ребята нашли ответы на интересовавшие их вопросы. При расставании министранты выразили надежду на скорую встречу, которая состоится весной 2009 г.
СЕКРЕТ ПАВЛА
Секрет Павла
(Продолжение, начало в №157)
Пять преображений и одно обращение
Когда Иисус завоевал Павла, бежавшего по выбранной последним трассе, в уме и сердце потомка Веньяминова началась непрерывная метаморфоза. У стен Дамаска рухнули столпы его мировоззрения. Ему пришлось перечитать Писания в свете нисшедшего с небес сияния, чтобы охватить духовным взглядом новые горизонты, появившиеся в жизни фарисея-тарсянина. Полнота времен разложила составляющие в новой форме прежней веры Павла, но его сердце изменилось радикально.
foto 161-6 Доменикино. Восхищение св. Павла на небеса. 1607-08. Лувр, Париж
1. Пять преображений

Пять преображений создало основы для новой религиозной системы бывшего гонителя христиан.


А. От Закона к благодати

Перед лицом незаслуженного дара любви Божьей первой поколебавшейся основой стало святое синайское законодательство.


а) Закон

По убеждению каждого набожного иудея, спасение опиралось на следующий принцип: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им» (Рим 10, 5). Понимался этот принцип более или менее следующим образом: Бог заключил завет со Своим народом и дал ему Закон, чтобы, исполняя его, народ получил всякие благословения земные и небесные. И кто бы ни пришел к вратам небесным с полными добрых дел руками, он получал пропуск в святые обители, где обитал затем вместе с патриархами и праведниками. А если кто-то не исполнил воли Божьей, то навсегда лишался счастья. Закон трактовался как мера дел людских, определявшая вечное предназначение человека. Все зависело от него самого и его личных стараний. Закон, данный когда-то как знамение избранничества, постепенно уточнялся и достиг, в конце концов, объема 613 предписаний. Каждое из них, в свою очередь, делилось на множество других, образуя нескончаемую цепочку мелочных правил и ложась на плечи верующих тяжелым бременем, которого никто не в силах был снести (Деян 15, 10).

Савл, оглядываясь на свою жизнь ревностного фарисея, приходит к выводу, что Закон не в состоянии преобразить человеческие сердца. Он скорее говорил, что есть грех: «…я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание». Закон только указывал на обязанность; но вместо того, чтобы стимулировать к исполнению этой обязанности, он провоцировал на нарушение ее (ср. Рим 4, 15; 7, 7-11). «Грех, - признается Павел, - взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание». Насколько человек старается воздерживаться от воровства и прелюбодеяния, настолько он отравляется ядом греха со всякого рода пожеланиями, противными Закону, который, вместо того чтобы помогать соблюдать заповедь, толкал на нарушение ее. И потому апостол с определенной долей пессимизма говорит: «Сила греха – закон» (1 Кор 15, 56), и «где нет закона, нет и преступления» (Рим 4, 15).

Более того, закон был своего рода клещами, удерживавшими человека с двух сторон: если кто-то полагал, что исполняет его, то мог возгордиться перед Богом и почувствовать себя выше окружающих. Но если он вдруг терпел поражение, то уже считал, что осужден навеки. Тем человек метался между двумя путями, ведущими к одной и той же пропасти: «…все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (Гал 3, 10).

То, чем Савл ранее гордился, становится причиной проклятия и смерти, потому что тогда, когда человек пытается стать собственным спасителем, «буква (Закона) убивает» (2 Кор 3, 6). Вместо того чтобы спасать, она низводит на голову несчастного гнев Божий, поскольку он уже не исполняет Закон, который, в конце концов, его и судит.

Так может Закон был плох? Нет, но он был полезен лишь на время, пока не наступила полнота времен. Просто нам был нужен педагог, который привел бы нас ко Христу (ср. Гал 3, 24). Поэтому, когда Бог послал Своего единородного Сына, рожденного Девой, чтобы Тот искупил всех подзаконных людей (Гал 4, 4-5), Закон потерял свою силу.


б) Благодать

Если исполнение Закона не спасает человека, то как же ему спастись? Савл сделал великое открытие: спасение незаслуженно. Он не пришел к этому при помощи какой-нибудь идеи или истины, нисшедшей к нему свыше и озарившей его разум, а благодаря опыту, изменившему все его богословие: «…стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3, 12).

Он бежал за Иисусом, но, прежде чем догнал Его, Тот Сам застал его врасплох по пути в Дамаск. То, что было не под силу праведному фарисею, Иисус свершил для него и в нем. И Павел понимает, что суть не в беге, а в милосердии Бога (ср. Рим 9, 16).

Итак, Павел убеждается, что спасение – это благодать, т.е. оно дается нам даром, независимо от человеческих заслуг. Врата Рая были заперты, и никто не мог своими силами войти в них или построить башни до небес. Путь ведет в обратном направлении: Бог послал Своего единородного Сына в этот мир и, прежде всего, к грешникам, чтобы там, где изобилует грех, преизобиловала Его милосердная любовь. Это милосердное деяние безусловной любви Божьей легло в основу Павловой концепции благодати. «Под Дамаском он познает всемогущество благодати» (Й. Йеремиас).

Кардинал Мартини по этому поводу писал: «Со стороны Павла не было усилий, размышлений, духовных упражнений, долгих молитв или постов. Ему все было даровано, чтобы он стал для всех народов знаком Бога милосердного, провидение Которого всегда опережает наши искания» (“Las confesiones de Pablo”, издательство Паулинов, Богота, 1986 г., с. 37). Тем самым подтверждаются слова самого Павла: «Благодатью вы спасены…, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2, 5.8.)
в) Противоречие, т.е. взаимоисключение

«…если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим 11, 6).

Все очень логично: если спасение дается даром, то не может зависеть от человеческих заслуг; если бы оно, напротив, каким-то образом зависело от человека, то уже не было бы даром. Благодать и дела исключают друг друга. Евангелие – это благая весть именно потому, что провозглашает спасение как дар. Если спасение стоило чего-то, много или мало, то его нужно было бы называть «предложением» или «товаром», а не подарком, и оно уже не заслуживало бы наименования «благая весть». Если мы – наследники Закона, то наша вера беспредметна, и обетование не исполняется… Потому-то именно от веры зависит, даровое ли это обетование и непреложно ли оно для потомков (Рим 4, 14-16).

Более того, если бы человек был в состоянии собственными силами исполнять дела Закона, то не нужна была бы вера в воскресение Христа, и Его кровь пролилась бы напрасно (Гал 2, 21). И наоборот, если человек спасен верой в Иисуса, то Закон теряет свою спасительную силу.

Савл, как каждый человек, должен принять решение, сделать свой выбор: или Иисус Христос, или Закон. Если выберет закон, то придет на небеса с руками, полными добрых дел. Но это будет его собственная праведность, и тогда ему уже не нужно, чтобы кто-то умирал вместо него, потому что он сам становится своим спасителем. Если же выберет благодать, то уже не может гордиться своими добрыми делами.

Иными словами, Павел должен выбрать, хочет ли он и впредь быть учеником синайского законодателя, или же стать рабом Иисуса Назарея. Если останется на Синае, то лишится права на гражданство небесного Иерусалима. Ведь речь идет о двух противоположных системах, взаимоисключающих друг друга. Согласие с одной неумолимо требует отказа от другой. Нельзя заключить брак с обеими одновременно. Нужно раз и навсегда решить: Закон или воскресший Христос? Или продолжать идти по скользкому пути: « “не прикасайся”, “не вкушай”, “не дотрагивайся”» (Кол 2, 21)”, или встать на стезю благодати и полного отречения от собственной праведности, порождаемой делами (ср. Флп 3, 9).

Савл был связан брачными узами с Законом, жил с ним, любил его и служил ему, ел и спал вместе с ним и днями напролет прислушивался к его велениям и желаниям. Он всегда старался радовать его и пытался завести детей, послушных синайскому установлению. Но чтобы отдаться Христу, фарисей разводится с Законом и порывает со своей юношеской любовью. Понимая, что сам не в состоянии достичь и тем более заслужить спасения, он сходит с утоптанной тропы Синая и идет по непроторенному пути Божьего обетования.
г) Закон не спасает, потому что никто не в состоянии его исполнить

И Савл убеждает тех, кто уповает на Закон, что тот не спасает по одной простой причине: его никто не в состоянии исполнить (ср. Гал 3, 21). Это было то самое благовестие, которое наш герой сам когда-то услышал из уст Стефана (ср. Деян 7, 53). Оно уже увенчало собой Иерусалимский собор, на котором присутствовал и Павел (Деян 15, 10). Затем он будет вновь и вновь напоминать о нем тем, кто пытался навязать Закон другим (ср. 4, 9. 13) и открыто настаивать на нем в своей проповеди евреям из Антиохии Писидийской (Деян 13, 38).

Несоблюдение одной заповеди расценивается как нарушение всего закона как такового. Пытаться спастись, исполняя нескончаемую череду предписаний Закона - все равно, что грести листья в парке против ветра. Поэтому апостол подчеркивает: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал 3, 11).
д) Заключение

Апостол понял, что есть лишь одно Евангелие, и потому предает анафеме всякого, кто возвещает спасение, подаваемое не Иисусом Христом (Гал 1, 6-8). Благовестие Павла будет сосредоточено именно вокруг этого незаслуженного дара спасения (Еф 2, 4-9), подаваемого по обетованию Божьему. Вместе со смертью и воскресением Иисуса, единственного Посредника между Богом и людьми (ср. 1 Тим 2, 5), ненужным и даже вредным стал любой иной посредник, который обещал бы отпущение грехов. Настаивая на этом, Савл предостерегает тех, кто ищет спасения в законе: «…если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2, 21).

Изменилось само его представление о Боге: Господь - не бухгалтер, сидящий за компьютером и подсчитывающий, кому и сколько нужно заплатить в зависимости от объема выполненной работы. Он - любящий и милостивый Отец, свободно и бескорыстно обещавший людям Своё наследие и исполняющий это обетование. Т.е. уже не может быть и речи о Боге-должнике, Который должен выплатить положенное за добрые дела. Нет, мы имеем дело с Богом щедрым, преподносящим нам в подарок спасение. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом», - подытоживает Павел (Рим 5, 1).


ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

КАНОНИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ

СЕСТЕР БОСЫХ КАРМЕЛИТОК В КАРАГАНДЕ

foto 161-7


15 декабря в монастыре Пресвятой Троицы и Непорочного Зачатия в Караганде праздновалось двойное торжество. В этот понедельник Орден босых кармелитов Пресвятой Девы Марии с горы Кармил, к которому принадлежат сестры-кармелитки, торжественно отмечал день рождения для неба обновителя ордена св. Иоанна Креста, перенесенный в этом году с 14 декабря. Это одно из главных празднеств Кармеля. На торжественной св. Мессе предстоял архиепископ Ян Павел Ленга.

В тот же день, на юбилейном десятом году жизни Кармеля в Караганде, во время св. Мессы произошло другое воистину историческое событие –каноническое учреждение монастыря. С этой целью в Казахстан прибыли настоятели сестер: провинциал Варшавской провинции босых кармелитов о. Роман Хернога и делегат для сестер-монахинь о. Мариан Станкевич. Будучи монастырями папского права, каждый кармелитский конвент подчиняется напрямую Св. Престолу, ведут всецело созерцательную жизнь, соблюдая затвор и обладая автономией, т.е. являясь обителью «sui juris» (лат. «автономия»). Десять лет назад Кармель в Караганде начал свой путь как вновь основанная обитель, и, хотя фактически почти сразу община жила самостоятельно полноценной уставной жизнью, но юридически она оставалась частью «материнской» обители в г. Трышчын (Польша). В этом году сложились все условия, необходимые для юридической автономии, которая подразумевает самостоятельность жизни. Таким образом, каноническое учреждение - это подтверждение статуса автономии данного монастыря со стороны Церкви, т.е. Св. Престола, с письменного согласия епархиального епископа и генерального настоятеля ордена. Отсюда вытекают определенные привилегии, права и обязанности. На основании декрета Конгрегации по делам монашествующих и членов институтов посвященной Богу жизни, архиепископ Ян Павел Ленга, епископ Карагандинский, в свою очередь, издал учредительный акт, который торжественно огласил в конце богослужения епископ-помощник Атаназиус Шнайдер. Этим актом в монастырь были окончательно зачислены все находящиеся в нем монахини.

Общиной кармелиток руководит настоятельница, являющаяся, согласно каноническому праву, высшей настоятельницей. К высшим настоятелям относятся управляющие орденом, его провинцией, а также автономной обителью, каковой является монастырь сестер. Высшие настоятели, в силу закона, обладают обширными полномочиями, правами и обязанностями. После канонического учреждения община должна приступить к выборам настоятельницы и совета, состоящего, как правило, из 3-х советниц.

16 декабря на Мессе к Святому Духу сестры и прихожане призывали изобилие благодати на общину, особенно на монахинь, входящих в капитул, а также на нашу страну, ее народ и правителей в День независимости Казахстана. Это был также 1-й день предрождественской новены к Младенцу Иисусу, традиционно совершаемой в Кармеле.

На первых выборах первой настоятельницы первого Кармеля в Казахстане председательствовал провинциал в присутствии также делегата. Уже около 11 часов монастырский колокол торжественно возвестил об избрании матери-настоятельницы, и сестры собрались в хоре с благодарственным пением «Te Deum». Провинциал представил всей общине новоизбранную приориссу. Ею стала с. Мария Евгения Божьего Милосердия, основательница монастыря. Затем состоялось торжественное выражение почтения матери-настоятельнице (так называемое homagium). Потом предстояли еще выборы 3 советниц общины.

Сестры сердечно благодарят Господа за все Его дары, за Божественное Провидение, привившее плодоносную ветвь Кармеля на казахстанской земле, архиепископа, епископа, настоятелей и всех тех, кто каким-либо образом, молитвой и делом, помогал и продолжает помогать монастырю.


Вечная память!

foto 161-8


Утром 5 декабря почил в Боге патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Усопший предстоятель Русской Православной Церкви (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1923 г. в г. Таллинне (Эстония). На патриарший престол был избран 7 июня 1990 г. на поместном соборе Русской Православной Церкви. Это почетное и ответственное служение ему выпало совершать в годину невиданных социальных потрясений, приведших к развалу Советского Союза и серьезнейшему экономическому и духовному кризису. И в таких условиях он сумел воссоздать церковные структуры, практически заново отстроить монастырскую и приходскую жизнь и, что называется, вернуть России Бога. При нем РПЦ выработала принципы отношений между Церковью и обществом, нашедшие свое отражение в обнародованной в 2000 г. «Социальной концепции» - первом в ее истории документе подобного рода. А в 2007 г. увенчались успехом усилия Алексия II, направленные на воссоединение с Русской Православной Церковью за рубежом. Патриарх не оставался в стороне и от жизни страны. Он часто высказывался по поводу тех или иных событий в политической сфере, освещая их светом Евангелия, а во время исторической драмы осени 1993 г. стал прямым посредником в переговорах между Борисом Ельциным и последним созывом Верховного совета СССР.

Отпевание патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошло 9 декабря в храме Христа Спасителя – главной святыне РПЦ. Богослужение возглавил патриарх Константинопольский Варфоломей I, которому сослужили католикос всея Грузии Илия II, патриарх Румынский Даниил, архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и высшие предстоятели поместных Православных Церквей в составе РПЦ. Католическая Церковь была представлена в лице председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, почетного председателя Папского совета «Справедливость и мир» кардинала Роже Эчегарая и представителя Святого Престола в России архиепископа Антонио Меннини. Делегацию Армянской Апостольской Церкви возглавлял лично католикос Эчмиадзинский Гарегин. Кроме того, на отпевании присутствовали англиканский епископ Лондонский Ричард Чартрз и представители Церкви Норвегии, Маланкарской Церкви Индии, Всемирного совета Церквей и Конференции европейских Церквей.

В числе светских лиц, молившихся за упокой души патриарха, находились президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин с супругами, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Молдавии Владимир Воронин, президент Абхазии Сергей Багапш, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова.

После отпевания тело усопшего предстоятеля РПЦ было перенесено в Богоявленский собор, в советские времена, после разрушения храма Христа Спасителя, ставший главной церковью страны. Именно здесь в 1990 г. Алексий II и был возведен на патриарший престол. Останки умершего были помещены в саркофаг, расположенный неподалеку от раки с мощами его небесного покровителя святителя Алексия, митрополита Московского.


КОНФЕРЕНЦИЯ КАТОЛИЧЕСКИХ ЕПИСКОПОВ КАЗАХСТАНА
Астана, 10.12.2008

Его высокопреосвященству

митрополиту Смоленскому

и Калининградскому Кириллу,

патриаршему местоблюстителю

Московского патриархата


следующая страница >>