Кравцова Валентина Фёдоровна Бинарный урок - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кравцова Валентина Фёдоровна Бинарный урок - страница №1/1

Учитель русского языка и литературы

Краматорской общеобразовательной школы № 19 ,

учитель высшей категории, «учитель-методист»

Кравцова Валентина Фёдоровна
Бинарный урок русской литературы , музыки , изобразительного искусства

Тема . А.Грин «Алые паруса»-романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте. «Алые паруса» в музыке, живописи , литературе.

Цель:

  • интегрируя материалы литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с повестью-сказкой А.Грина « Алые паруса»;

  • формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы; развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение;

  • воспитывать чувство прекрасного, приобщать к произведениям искусства.

Оборудование: электронные презентации к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.

Учитель литературы. Сегодня мы с вами поговорим о мечте. Мечта есть у каждого – у кого-то она реальная и земная, кто-то может только надеяться, что его мечта сбудется. Любой человек верит, что когда-нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. Замечательный писатель Александр Грин рассказал историю исполнившейся мечты.

Учитель музыки. Мы познакомимся с понятием «авторская песня», «бард», услышим авторские песни .

Учитель изобразительного искусства. Познакомимся с художниками, которые иллюстрировали повесть А.Грина « Алые паруса».

Прослушивание песни «У синего моря» (приложение №1)

ІІІ. Изучение нового материала.

1.Учитель литературы.

В наброске под названием «Размышления над «Красными парусами»» Грин писал: «Я остановился у окна и заметил, что выставка украсилась несколькими новыми игрушками, среди которых выделялся отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом. Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле. Цвет … роз, зари, рубина и маленьких мандаринов…, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. Приближение, возвещение радости – вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала на необычные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное…» Так зарождался замысел необычной повести Грина – «пленительной сказки русской литературы». В этой вещи с большой силой сказались самостоятельность и оригинальность Грина, стремление его создавать доброе, окрыляющее людей искусство. «Алые паруса» – это сказка о воплощённой в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.

В сказке повествуется о том, как некий собиратель песен, легенд и преданий рассказал случайно встреченной им маленькой девочке со сказочным именем Ассоль о счастье, её ожидающем. Он предсказал, что счастье принесёт ей человек, который явится к ней на корабле под Алыми парусами. Девочка поверила навсегда в то, что предсказание осуществится. Она не скрывала от других своей мечты и своих ожиданий, и потому её начали считать не вполне нормальной и смеялись над ней. Но насмешки не смущали Ассоль – она твёрдо верила в свою мечту.

Она была уже взрослой девушкой, когда один моряк-романтик узнал об этой странной истории, ставшей достоянием сплетен и издевательств. И он решил воплотить мечту в жизнь. Он поставил на своём корабле алые паруса, выполнил всё, что напророчил сказочник, и доставил девушке победу над здравомыслящими, бескрылыми насмешниками. Надо добавить, что девушка с отцом своим, бывшим матросом, росла одиноко, без друзей, в конфликте с окружающими их людьми – обычный мотив Грина.

В этой повести есть оптимизм, вера в возможность счастья на земле, вера в то, что счастье может быть организовано умом, сердцем, волей человека. Герой «Алых парусов» говорит товарищам, что благодаря мечте Ассоль он «понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Это не просто повесть, это повесть – феерия. Что же обозначает слово « феерия»?



Работа с учебником. Обратимся к учебнику литературы на с.297 (Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература (интегрированный курс ) : Учебн . для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед. с рус.яз. К.: Грамота, 2008).

Работа в тетрадях по литературе. Запись понятия «феерия».

Итак, перед нами повесть – феерия, волшебное, сказочное зрелище.



2. Учитель музыки.

Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви. Одним из первых, кто написал песню , посвящённую повести А.Грина

« Алые паруса» , стал Ланцберг Владимир, российский бард, писатель, поэт, педагог . Кто же такой бард?(Приложение №2).

Бард— слово, обозначающее певца или поэта.

В настоящее время может иметь следующие значения:


  • Бард (Средневековье)— поэт и певец в Средние века.

  • Бард— представитель авторской песни, в более широком смысле— автор-исполнитель

  • Авторская песня- песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Подберите синоним к слову «авторская». (Авторская песня-это бардовская песня).

В.Ланцберг –автор – исполнитель. Сам написал слова и музыку песни, сам исполнял её.

Работа в группах. Каждая группа получает текст песни Ланцберга , рисует иллюстрацию и создаёт ассоциативный куст.

1 группа.

АЛЫЕ ПАРУСА

А зря никто не верил в чудеса...

Но вот однажды, летним утром рано

Над злой Каперной алые взметнулись паруса -

И скрипка разнеслась над океаном.


Глаза не три, ведь это же не сон,

Ведь алый парус вправду гордо реет

Над бухтой, где отважный Грэй нашел свою Ассоль,

Над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя.


А рядом корабли из дальних стран

Тянули к небу мачты, словно руки.

И в кубрике на каждом одинокий капитан

Курил, вздыхал и думал о подруге.


С любимым легче волны бороздить,

И соль морскую легче есть на пару,

Ведь без любви на свете невозможно было б жить

И серым стал бы даже алый парус!

И стал бы серым даже алый парус!
1966

2 группа

А там за морями,

Где бушуют бураны,

Жила там девчонка

С именем странным.

И часто бывало:

Она на просторе

В мечтах уплывала

В синее море.

R: Алые паруса, алые паруса

Алые паруса, паруса.

А там за морями,

За синей чертою

Жил парень отважный

С открытой душою.

Мечтал он о море,

О странствиях дальних,

Мечтал о походах

В далекие страны.
Осенней ночью,

Когда все уснули,

Зажглися на небе

Миллиарды огней.

И этой же ночью

Свершилося чудо:

Те парень с девчонкой

Влюбились друг в друга.



3 группа.

Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правды гордо реет

В той бухте, где отважный

Грей нашёл свою Ассоль –

В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

В той бухте, где отважный

Грей нашёл свою Ассоль –

В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.


С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась.

А без друзей на свете

Было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус…

А без друзей на свете

Было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус…


Узнаешь зло – без этого нельзя,

Ведь люди не всегда бывают правы.

Но зла вы никому не причиняйте никогда,

И пусть не станет серым алый парус.

Но зла вы никому не причиняйте никогда,

И пусть не станет серым алый парус.


Когда-то где-то счастье ты найдёшь,

Узнаешь Грея и Ассолью станешь.

В свою мечту ты веришь

И её ты не предашь –

Гори, гори под солнцем, алый парус!

В свою мечту ты веришь

И её ты не предашь –

Гори, гори под солнцем, алый парус!


Ребята, надо верить в чудеса!

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоёт над океаном.


Подведение итогов работы в группах.

Ответы на вопросы:

- Кого называют бардом ?

-Назовите известных бардов.

Какие песни посвятил В.Ланцберг повести «Алые паруса»?



Творческое задание для групп.(Приложение 3)

Составление синквейна. Мечта, паруса, Ассоль , Грей (по выбору)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:



1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Мечта.
Далёкая, манящая.


Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.

Паруса.
Алые, загадочные.


Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.

Ассоль.

Одинокая, мечтательная.

Страдает, переживает, волнуется.

Верит в мечту.

Принцесса.

3.Учитель изобразительного искусства.

Александр Грин создал в своих произведениях свой особенный мир. В этом мире веет ветер дальних странствий, его населяют добрые, смелые, веселые люди. А в залитых солнцем гаванях с романтическими названиями - Лисс, Зурбаган, Гель-Гью - прекрасные девушки поджидают своих женихов. Это мир, не уступающий Средиземью Толкиена. Может быть, карты Гринландии и не такие детальные, но, имея книгу и фантазию, можно увидеть очень многое.


Художники не оставили без внимания книги Грина. Замечательные иллюстрации создали Савва Бродский, Надя Рушева, Екатерина Штанко, Михаил Бычков и многие другие художники, графики и иллюстраторы детской книги (Приложение №4)

1.Са́вва Григо́рьевич Бро́дский (19231982)— советский художник, книжный иллюстратор, архитектор, скульптор и поэт, отец А.С.Бродского.

Савва Бродский с начала 1960-х активно занимается книжной графикой, и, в конце концов, эта работа делается главной в его жизни. Бродский создаёт иллюстрации к множеству книг, в том числе к многотомным собраниям сочинений А.Грина.

2.Владимир Галатенко-заслуженный художник Российской Федерации,член-корреспондент Российской Академии художеств,

академик Парижской Международной Академии наук и искусств, действительный член 2-х академий РФ; Московского Союза художников. Дважды лауреат Всероссийской премии им. Алексея Фатьянова и многократный Артиады народов России.Имя внесено в энциклопедию «Художники всех времён и народов» Saur. Allgemeines Kunstler-Lexikon.Die Bildenden Kunstler aller Zeiten und Volker /т.57, Мюнхен-Лейпциг/



3.Михаил Бычков – петербургский художник, иллюстратор, дизайнер. Лауреат многих конкурсов искусства книги. В 2002 году за иллюстрацию к книге «Алые паруса» художнику присужден Почетный диплом международного совета по детской и юношеской книге (IBBY Certificate of Honour for Illustration, 2002). Книга занесена в международный Почетный Лист IBBY (IBBY Honour List 2002). Имя художника занесено IBBY в Почетный Список лучших иллюстраторов мира. «Я менял темперные краски, гуашь, акварель, подбирая оттенки, и никак не мог найти цвет «чистый, как алая утренняя струя». И вдруг он явился сам. Он «рдел, как улыбка…» В мои иллюстрации вошёл, завершая двенадцатилетнюю работу, парусник как надежда и спасение «в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».

4.Евгения Двоскина. Когда-то в "Комсомольской правде" один раз в месяц выходила страница под названием "Алый парус". Её корреспондентами были школьники. Они же были авторами небольших эмблем. Их фамилии затерялись. Автором многих работ (в оригинале они были чёрно-белыми) была Евгения Двоскина, ныне известный иллюстратор, талантливая художница.



5.Александр Дудин- современный художник-график.

6.Дацкевич Сергей Игнатьевич. Закончил Харьковское художественное училище. Поступил в Киевский художественный институт. С 3-го курса ушел на фронт. После войны работал в издательстве Рекламфильм. Член Союза кинематографистов СССР и Союза художников СССР. Ведущий мастер киноплаката 50-х - 70-х годов; его творчество определило стиль кинорекламы этих лет так же, как работы Стенбергов в 20-е годы. Дацкевич с одинаковым успехом рекламировал кинодрамы, экранизации, кинокомедии. Произведения Дацкевича были адресованы новому зрителю, способному к размышлениям, воспитанному на эстетике оттепельного времени.


Подведение итога урока. Метод «Микрофон» (Что узнали на уроке? Чему научились?)

Выставление оценок.


Домашнее задание:1 группа рисует герб любви, 2 группа пишет сочинение-миниатюру « Что значит делать чудеса своими руками?»,третья сочиняет синквейн «Счастье».

Вывод . Учитель литературы. Каждый романтик верит в чудеса. И появление на горизонте синего моря алых парусов обязательно принесет удачу. Каждый из нас где-то в глубине души все еще романтик. Даже самый прославленный скептик мечтает когда-нибудь увидеть вдалеке свой алый парус. Мы живем с надеждой на исполнение нашей мечты.

В нашей совсем непростой жизни эта вера согревает и ведет вперед. Она разрушает преграды и наводит мосты, она покоряет сердца и рождает светлое чувство вдохновения в мире созидания. Если веришь всей душой даже в самое несбыточное, оно обязательно исполнится.



(Приложение №5). Звучит песня «Ребята, надо верить в чудеса».
Использованные ресурсы:

  1. А.Грин. Алые паруса. М., Дет. лит., 1988 г.

  2. А.Грин. Бегущая по волнам. Чеб., Чув. Кн. Издат., 1988 г.

  3. Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах. М., «Дрофа».,2001 г.

  4. Энциклопедия для детей /т.7/ , Искусство., М., «Аванта +», 2006 г.

  5. http: //lit. 1 september. ru/2002/31/6. Htm

  6. Википедия

  7. Интернет-ресурсы

8.pedsovet.su1.