Корректировка генерального плана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ооо «БранДмауэР» Генеральный план мо «Село Садовое» Ахтубинского... 2 431.05kb.
Всемирная организация интеллектуальной собственности 1 24.71kb.
Отчет Генерального Аудитора Канады Палате Общин Глава 1 1 457.74kb.
Отчет по реализации плана проведения первого этапа Всероссийской... 1 26.57kb.
Твоя история, хпи генеральный конструктор «Бурана» – выпускник хпи... 1 38.62kb.
Э. И. Кузнецов Ю. С. Алексеев притяжение космоса 1 284.44kb.
Полковник Самович Александр Леонидович, профессор кафедры военной... 1 84.49kb.
Информация о расчетах за отопление по общедомовым приборам учета 1 20.28kb.
Аналитическая записка к оперативному отчету за 2013 год по проведению... 1 124.09kb.
Общая система организации учебно-воспитательного процесса I. 3 925.14kb.
Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 класса на 2013-2014... 1 112.69kb.
Красота человека 1 75.35kb.
- 4 1234.94kb.
Корректировка генерального плана - страница №1/3



О

АО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

«ГИПРОГОР»







Заказчик:

Местный исполнительный орган

Государственной власти

в г. Душанбе






Договор:

№ 01/2009 от 05.09.2009





КОРРЕКТИРОВКА

ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Республика Таджикистан.

Город Душанбе
Концепция социально-экономического и территориального развития

2 этап

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Москва 2010

О


АО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

«ГИПРОГОР»







Заказчик:

Местный исполнительный орган

Государственной власти

в г. Душанбе




Договор:

№ 01/2009 от 05.09.2009





КОРРЕКТИРОВКА

ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА

Республика Таджикистан.

Город Душанбе
Концепция социально-экономического и территориального развития

2 этап

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Генеральный директор М. Ю. Грудинин
Директор по градостроительству,

архитектуре и проектным работам И. М. Шнайдер
Руководитель проекта

академик архитектуры,

заслуженный архитектор России В. П. Постнов

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ
А. Графические материалы



  1. План современного использования территории

(опорный план) ………………………………………………….. М 1: 33000

  1. Схема комплексной оценки территории………………………М 1:33000

  2. Вариант «А» . Схема территориального развития города

(основное направление ) …………………………………… …..…..б/м

  1. Вариант «Б» . Схема территориального развития города…… …б/м

  2. Вариант «В» . Схема территориального развития города……….б/м

  3. Эскизный проект генерального плана ( основной чертеж)...М 1:16000

  4. Эскиз проектно-планировочного решения центральной части…б/м

  5. Схема развития транспортной инфраструктуры….. ………..М 1:33000

  6. Схема зон с особыми условиями использования территорий, формируемых экологическими и санитарно-гигиеническими ограничениями (охрана окружающей среды ) ………………М 1:33000

  7. Схема зон с особыми условиями использования территорий, формируемых условиями инженерной защиты и подготовки территории………………………………………………………..М 1:33000


Б.Текстовые материалы
2этап. Концепция социально-экономического и территориального развития
ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Краткая экономико-географическая характеристика района, прилегающего к городу Душанбе 8

Объекты воздействий на окружающую среду 47

Объекты охраны 47

Зоны с особыми условиями использования территорий, формируемые экологическими и санитарно-гигиеническими планировочными ограничениями 48


Введение
Настоящий проект генерального плана г.Душанбе является корректировкой проекта планировки города, разработанного институтом «Душанбегипрогор» в период 1975-1983 годов, утвержденного Постановлением СМ Таджикской ССР № 382 от 30 декабря 1983 года с расчетной численностью 750 тыс. человек (на 2005 год).

Корректировка генерального плана, при сохранении его достоинств, должна определить задачи его развития на перспективу, пути и этапы решения возникших новых проблем.

Концепция развития г.Душанбе, заложенная в генеральном плане 1983 года, в своей основе является преемственной в качестве продолжения всех предыдущих генеральных планов города.

Поэтому новая корректировка генерального плана дает возможность вернуться к поэтапному решению важнейших задач городского развития с учетом современных реалий и будущего развития социально-экономической, градостроительной и инженерной инфраструктуры.

В процессе подготовки предстоящей работы по новой редакции генерального плана была разработана «Программа социально-экономического развития г.Душанбе на 2007-2015 годы», с целью определения основных, приоритетных направлений деятельности Исполнительного органа государственной власти г.Душанбе и выявления путей поэтапного решения приоритетных задач.

В основе разработки настоящей «Программы» использованы данные, полученные от соответствующих структурных подразделений Исполнительного органа государственной власти г.Душанбе и хозяйствующих субъектов столицы.

«Программа» предусматривает решение следующих основных задач:

- ускорение темпов реконструкции и технического перевооружения предприятий, организаций для обеспечения высоких темпов роста эффективности производства;

- преодоление диспропорций в развитии экономики города, укрепление материально-технической базы строительных организаций, обеспечение населения жильем, улучшение водоснабжения с учетом реального роста населения;

- улучшение работы всех видов транспорта, дорожного хозяйства и связи;

- развитие и совершенствование сферы торговли и бытового обслуживания населения;

- расширение сети и укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, спортивных сооружений;

- улучшение организации отдыха, культурного досуга населения.

Внедрение мероприятий, намеченных в «Программе» будет способствовать укреплению экономики города, повышению жизненного уровня и улучшения условий труда, дальнейшему поступательному развитию г.Душанбе, превращению его в крупный промышленный и культурный центр Республики.

Следует также отметить, что г.Душанбе, как столица Таджикистана, оказывает прямое и косвенное влияние на развитие даже самых отдаленных населенных пунктов страны.

Одновременно он является центром групповой системы населенных районов Гиссарской долины (г.г.Турсунзаде, Гиссар, Рудаки, Вахдат, Файзобад) и тяготеющие города и поселки за ее пределами (г.г.Нурек, Яван и др.), формирующейся на основе общности производственно-хозяйственных отношений, трудовой занятости и обслуживания населения.

Для Душанбинской групповой системы населенных мест характерны высокие темпы роста сельского населения и его слабая территориальная подвижность, что в свою очередь тормозит процесс урбанизации и усугубляет проблему использования трудовых ресурсов села.

В связи с этим, разработка генерального плана г.Душанбе 1975-1983 годов была осуществлена в 2 этапа.

На первом этапе была разработана «Схема расселения г.Душанбе», вызванная наличием неблагоприятных факторов, затрудняющих решение вопроса территориального развития города (1979г., институт «Душанбегипрогор»).

В этой работе перспективы развития г.Душанбе были увязаны с развитием Душанбинской групповой системы населенных мест (ГСНМ) в части занятости трудовых ресурсов, маятниковой миграции, обеспеченности объектами обслуживания, решения транспортных вопросов.

Как следствие решения таких задач, генеральным планом 1983 года ряд градообразующих объектов был выведен из Душанбе в другие города системы.

Учитывая довольно острый дефицит территориальных ресурсов г.Душанбе, эта проблема сохраняет свою актуальность и в настоящей редакции генерального плана, как и целый ряд других сложных проблем, поставленных в предыдущем генеральном плане.

Особое внимание в новой редакции генерального плана, в связи с ростом населения города практически в полтора-два раза, уделено вопросам транспортного обслуживания (резкий рост автомобилизации), инженерной защиты территории, инженерной инфраструктуры, а также экологического состояния городской и прилегающих к городу территорий в целях определения оптимальных условий проживания населения.

Сложным остается вопрос трудовой занятости населения города, который решить только в границах генплана сложно, на наш взгляд. Необходимо его рассмотреть в условиях Душанбинской групповой системы населенных мест (Душанбинской агломерации).

При этом, учитывая современные социально-экономические условия, на передний план выступают вопросы межселенной трудовой миграции, определение приоритетных районов развития, а также комплексного развития системы транспортного обслуживания, включая скоростные виды транспорта.

Новая редакция генерального плана г. Душанбе выполнена авторским коллективом архитектурно-планировочной мастерской ОАО «Гипрогор» (г.Москва), начальник мастерской – академик архитектуры, заслуженный архитектор России Постнов В.П.


Руководитель и автор проекта архитектор Постнов В. П.

Главный инженер проекта – Бухарин И. А.

Экономисты проекта – Никитин И. Е.

Малинина Г. П.

Главный архитектор проекта – Бугаев В. А.

Архитектор проекта – Самылов К. В.


Авторы разделов проекта:

- транспорт – Ясин В. Л., Шушлебина Н. Л.

- экология – Фадеев О. Н.

- водоснабжение, водоотведение

и санитарная очистка – Рязанова Н. В.

- инженерная подготовка,

защита территории – Дельцова Т. М.

- энергоснабжение и

средства связи – Сучкова Н. Л.

- компьютерное оформление проекта – Грачев А. В.

Самылов К. В.

- текстовая часть (оформление) – Дяденко А. В.



1. Краткая экономико-географическая характеристика района, прилегающего к городу Душанбе

Город Душанбе – столица Таджикистана, оказывает косвенное влияние на развитие даже самых отдаленных населенных пунктов страны.

Одновременно он является центром групповой системы населенных районов Гиссарской долины (г.г.Турсунзаде, Гиссар, Рудаки, Вахдат, Файзабад) и тяготеющие города и поселки за ее пределами (г.г.Нурек, Яван и др.), формирующейся на основе общности производственно-хозяйственных отношений, трудовой занятости и обслуживания населения.

Для Душанбинской групповой системы населенных мест характерны высокие темпы роста сельского населения и его слабая территориальная подвижность. Это тормозит процесс урбанизации и усугубляет проблему использования трудовых ресурсов села.

Основным недостатком складывающейся Душанбинской системы населенных мест является явная диспропорция в экономическом и культурном развитии центра системы – г.Душанбе – и остальных городских поселений.

Развитие Гиссара и Вахдата, расположенных в зоне часовой доступности от Душанбе, следует проводить с учетом использования трудовых ресурсов прилегающих территорий с целью уменьшения маятниковой миграции в г.Душанбе.

Зона влияния г.Душанбе неоднородна и подразделяется на 3 пояса:

I пояс – территория, непосредственно примыкающая к г.Душанбе в радиусе 30-ти минутной транспортной доступности до его центра. Наиболее крупные населенные пункты этого пояса ПГТ Рудаки и Варзобский район. Население этого пояса связано с г.Душанбе интенсивными трудовыми и культурно-бытовыми связями, пользуется в нем учреждениями периодического и эпизодического обслуживания – предприятиями бытового обслуживания, учреждениями торговли, ресторанами, библиотеками, театрами, кинотеатрами, музеями и пр.

II пояс - территория в радиусе одночасовой транспортной доступности до центра. На ней расположены г.Вахдат, ПГТ Гиссар. Многие жители этого пояса также тесно привязаны к г.Душанбе и некоторые из них работают на предприятиях города. А также, население этого пояса довольно регулярно пользуется учреждениями эпизодического обслуживания Душанбе.

III пояс - территория, внешняя граница которой соответствует границе зоны двухчасовой доступности. Она охватывает населенные пункты, обеспеченные собственными учреждениями эпизодического обслуживания.

Наиболее крупные населенные пункты этого пояса сами являются центрами местных групповых систем (г.г. Турсунзаде, Яван, Файзабад), а жители его связаны с Душанбе редкими культурно-бытовыми связями.

Для полноценного и поступательного формирования Душанбинской групповой системы населенных мест необходимо в первую очередь укреплять и расширять транспортные связи населенных мест системы с ее центром и подцентрами путем развития сети автодорог и автобусных сообщений.

Вторым условием совершенствования системы должно являться повышение занятости «избыточного» населения, для чего необходимо приближение мест приложения труда к местам сосредоточения трудовых ресурсов.

Решить эту задачу можно только путем развития промышленного потенциала малых населенных мест в том числе и за счет выноса устаревших малых промышленных и коммунальных предприятий из селитебной зоны г.Душанбе.

В свою очередь, этот процесс определяет новые направления в дальнейшем формировании г. Душанбе как научно-производственного и культурного центра республики, ориентированного на создание новых производств, нацеленных на современные и перспективные нанотехнологии, на кардинальное улучшение экологической ситуации, повышение уровня архитектуры и ландшафтного обустройства городского пространства и в конечном итоге комфорта проживания населения.


2. Условия и проблемы социально-экономического и территориального развития города и Душанбинской групповой системы населенных мест.
Большую часть территории республики Таджикистан занимают горы (93%) и лишь 7% всей территории занимают долины, благоприятные для ведения сельского хозяйства, промышленного производства и размещения городских и сельских поселений. Более 80% всего населения республики проживает в долинных частях территории республики.

Плотность населения Гиссарской долины самая высокая в республике, она превышает 600 чел. на 1 кв.км.

Значительный рост численности сети городских и сельских поселений, необходимость обеспечения его трудовой занятости, рост объемов строительства жилья, учреждений обслуживания, производственных, коммунальных, транспортных предприятий, инженерных сооружений и коммуникаций вызывают необходимость поиска оптимальных путей интенсификации использования существующих селитебных территорий, выбора направлений территориального развития городских и сельских поселений, решения проблем, связанных с изъятием земель, прилегающих к городу.

По-прежнему самой актуальной проблемой для города Душанбе является обеспечение трудовой занятости населения и ликвидация безработицы. Еще в советские времена в Душанбе были созданы крупные и весомые предприятия текстильной, металлообрабатывающей, машиностроительной, пищевой промышленности. Эффективно работали предприятия стройиндустрии и стройматериалов, домостроительный комбинат и многочисленные строительно-монтажные организации. Плодотворно работали десятки научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций.

В новых экономических условиях необходимо заинтересовать и привлечь инвесторов для реконструкции, модернизации простаивающих промышленных предприятий, а также для строительства новых промышленных предприятий и создания совершенно новых отраслей промышленности и новой техники.

Особой трудности проблема – изыскание территорий, пригодных для самого массового вида жилищного строительства в городах, поселках городского типа и селах Гиссарской долины – индивидуального жилищного строительства. Самым эффективным решением этой проблемы для городов является определение возможностей использования адырных предгорных территорий с просадочными грунтами, примыкающих к городам Гиссарской долины – Турсун-Заде, Гиссар, Душанбе, Вахдат с севера вдоль рек Шеркент, Каратаг, Ханака, Лучоб, Варзоб, Семиганг.

Развитие всей Гиссарской системы населенных мест напрямую связано с созданием мест приложения труда для значительного по численности сельского населения, сейчас практически ничем не занятого. Необходимо ввести запрет на использование равнинных территорий Гиссарской долины для жилой застройки поселков и сельских населенных мест, а только для нужд высокоэффективного сельского хозяйства с применением передовых технологий. Размещение индивидуального жилищного строительства поселков и сельских населенных мест Гиссарской долины предусмотреть на пологих предгорных грядах, покрытых толщей лессовых пород на северных склонах невысоких хребтов Бабатаг, Актау, Рангон, Каршитау.

Размещение производственных, коммунальных и транспортных предприятий и организаций, крупных учреждений обслуживания рекомендуется решать в пределах городских и сельских поселений за счет интенсификации использования селитебных территорий путем сноса ветхих и устаревших зданий и сооружений, повышения этажности застройки и использования подземного пространства.

За период действия генерального плана города Душанбе 1982 года произошли существенные перемены на территориях, примыкающих к существующей городской черте и фиксировались ранее как резервные территории для жилой, общественной и промышленной застройки. Несмотря на принципиальные предложения действующего генерального плана города, решениями администрации района Рудаки территории, прилегающие к городской черте, повсеместно выделялись жителям района для строительства индивидуальных домов. Особенно интенсивно застроены территории, примыкающие к районам Д.Сино, А.Фирдоуси и Шохмансур, к Западной промышленной зоне города. Потребуются дорогостоящие мероприятия и усилия по сносу жилой застройки, возведенной в нарушение действующего генерального плана.

В соответствии с заданием на корректировку генерального плана города Душанбе перед проектировщиком поставлена задача сохранения существующего аэропорта «Душанбе» и рассмотрения различных площадок возможного территориального развития города, которые могли бы компенсировать территории, расположенные в зоне аэропорта и которые ранее предназначались для городской застройки.

Экологическая ситуация в городе, связанная с сохранением аэропорта, потребует запрета нового строительства в санитарном разрыве аэропорта и дополнительных усилий по обеспечению безопасности полетов.

Сохранение аэропорта и шумовой зоны вдоль взлетной полосы предопределяют двухчастную структуру города Душанбе.

Часть города, расположенная севернее санитарного разрыва аэродрома, которую можно условно назвать «Старый город», в настоящее время состоит из двух образований: левобережного и правобережного массивов.

Левобережный массив сформировался в 30-50-е годы ХХ столетия с очень гармоничной застройкой центральных улиц и площадей (проспект Рудаки, улицы Айни, Академиков С.и З. Раджабовых, площади Дусти, Победы, Айни и др.) с созвездием великолепных архитектурных шедевров (Дом правительства, Меджлиси Оли, театр оперы и балета, чайхана «Рохат» и др.) и 3-4-х этажными жилыми кварталами.

Правобережный массив сформировался в 50-70-е годы ХХ столетия с множеством значительных общественных комплексов (Центральный стадион, ВДНХ, парковая зона с Комсомольским озером, универсам «Москва», киноконцертный комплекс «Кохи Борбад», республиканская клиническая больница № 3, площадь Абуали ибн Сино и др.) и 4-9-ти этажными микрорайонами с комплексами учреждений обслуживания (микрорайоны №№ 11-15, 82, 91-92 и др.) В последние годы строились крупные общественные здания и новые микрорайоны № 101-104, №31-34, «Казон», «Испечак», Бофанда» и др.

Основная доминирующая идея застройки северной, особенно левобережной части города, будет заключаться в стремлении сохранить соразмерный человеку масштаб существующей исторической застройки, выборе гармоничной этажности жилой и общественной застройки, в стремлении сохранить выдающиеся памятники архитектуры республики.

Правобережный массив в настоящее время размещен преимущественно на правом берегу реки Душанбинки и был сформирован в 60-80-е годы ХХ столетия с хорошо сформировавшейся улично-дорожной сетью (ул.Н.Карабаева, Р.Набиева, Дехоти, проспекты Борбада, Джами, Абая и др.), с множеством общественных комплексов (больниц, ВУЗов, кинотеатров, крупных торговых комплексов, парка Дружбы Народов, стадионов и др.), с очень благоустроенными 4-9-ти этажными жилыми микрорайонами (№№ 44-46, 61-65 и др.)

Основной доминирующей идеей застройки южной части («Нового города») является формирование общегородского подцентра, расположенного вблизи слияния трех рек Гиссарской долины – Кафирнигана, Душанбинки и Иляк с выносом существующих коммунальных очистных сооружений и застройкой пойменных галечниковых земель с самыми благоприятными инженерно-геологическими, сейсмическими и природно-климатическими условиями, с жилой застройкой повышенной этажности (9-30 этажей).



  1. Варианты территориального развития города Душанбе

Проектным институтом «Гипрогор» разработаны три варианта территориального развития города Душанбе:

- Вариант «А» - развитие города в южном направлении с освоением территорий, расположенных в пойме реки Кафирниган;

- Вариант «Б» - развитие в западном направлении на территории бывшего военного аэродрома «Айни», на территории горы Уртабаз и прилегающих сельскохозяйственных земель;

- Вариант «В» - развитие в северном направлении на адырных, холмистых территориях с просадочными грунтами.

В соответствии с действующим генеральным планом 1982 года для всех вариантов предусмотрено освоение площадок в западном направлении (жилой район «Испечак», резервный жилой район №12) в юго-восточном направлении (резервные жилые районы №№ 20, 21). Кроме того предусмотрены:

- снос 1-3 этажного ветхого коммунального жилья (барачного, каркасно-засыпного, кирпичного);

- снос стихийно возникшего глинобитного, кибиточного индивидуального жилого фонда;

- уплотнение существующих 4-9-этажных микрорайонов;

- надстройка 2-3-этажных капитальных жилых домов;

- уплотнение промышленных территорий с недостаточно эффективным использованием земель;

- вынос из центральной части города существующего ипподрома.

Для всех вариантов инвариантными новыми площадками территориального развития являются:

- в западной части города – земли района Рудаки, ограниченные железнодорожным подъездным путём (Душанбе-2 - цемзавод);

- в юго-восточной части – земли района Рудаки (бывших овощеводческих совхозов «Варзоб» и «Иркутск») на правобережье р.Кафирниган;

- в южной части – на землях района Рудаки (бывшего колхоза «Россия») – на правобережье р. Кафирниган.

Архитектурно-планировочная структура территории города во всех вариантах должна обеспечить реализацию приоритетных задач, обеспечивающих улучшение условий жизни населения.

Фактор сохранения аэропорта «Душанбе» предопределяет двухчастную структуру города во всех вариантах. Территории города, расположенные севернее шумовой зоны аэропорта на обоих берегах р. Душанбинки сформирует северную часть города с ядром общегородского центра. Территории города, расположенные южнее шумовой зоны аэропорта на обоих берегах Душанбинки, сформируют южную часть города с ядром общегородского подцентра, расположенным в близи слияния трёх рек Кафирнигана, Душанбинки и Иляка.


3.1. Планировочная организация территорий при развитии города на юг (вариант «А»)
Для этого варианта характерно использование для застройки самых благоприятных земель поймы р. Кафирниган – непросадочных, с пониженной сейсмичностью, плоским рельефом, высокой проветриваемостью. На этих землях планируется размещение жилых кварталов повышенной и даже высотной застройки (9-30 этажей). Массивы жилых кварталов создадут своеобразное архитектурное обрамление всего пространства общегородского подцентра с главными достопримечательностями – реками, огромным водохранилищем, административным центром, бизнес центром, олимпийским спортивным комплексом, торговыми и рыночными центрами и другими сооружениями.

Сеть улиц южной части города ориентирована на главные водотоки – реки Кафирниган, Душанбинки, Иляк. Все жилые кварталы, комплексы городского подцентра будут связаны благоустроенными набережными, парковыми зонами и бульварами.

Большое значение придается главной меридиональной планировочной оси города, зеленым диаметром и набережным, которые свяжут два центра города – северного и южного вдоль реки Душанбинки. Для этого варианта особо важное значение придается новой главной улице правобережной части города – ул. Негмата Карабаева на протяжении от южного подцентра до общегородского центра и далее до ул. Карамова со строительством нового участка на территории района №11 и сносом Агробанка.

3.2.Планировочная организация территории при развитии города на запад (Вариант «Б»)
Для этого варианта характерно использование земель района Рудаки и Гиссарского района, размещенных к западу от города (земли бывших колхозов «Коммунизм» и «ХХII партсъезд», аэродрома «Айни»).

На месте аэродрома намечено размещение многоэтажной застройки и в том числе повышенной этажности (до 17 этажей). На склонах горы Уртабоз можно разместить значительную часть индивидуальной усадебной застройки, организованной на основе проектной документации.

Основной планировочной осью новой западной части города станет магистральная улица по трассе Душанбе – Айни – Гиссарская крепость. Вдоль этой оси разместятся районный общественный центр, парковый массив, центр района индивидуальной застройки «Уртабоз».

Небольшая производственная зона будет создана с южной стороны от железной дороги Термез – Душанбе, где могут разместиться новые малые и средние предприятия.




3.3.Планировочная организация территории при развитии города на север и северо-восток (Вариант «В»)
Для варианта «В» территориального развития города характерно широкое освоение для малоэтажной застройки адырных предгорных территорий, примыкающих к городу с севера и северо-востока.

При остром дефиците территорий для развития города и в первую очередь для индивидуального жилищного строительства без всякого ущерба для сельского хозяйства могут быть использованы адырные предгорные территории, но требующие значительных дополнительных финансовых вложений в создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, в инженерную подготовку территории.

Для адырных холмистых территорий характерны очень изрезанный и хаотичный рельеф с глубокими бессистемными саями и гребневидными холмами.

Вдоль саев пройдут основные улицы жилых образований и магистральные инженерные сети. Зеленые насаждения не подлежат поливу из открытых каналов и арыков, а лишь из водопроводных сетей с созданием капельного или дренчерного полива во избежание неблагоприятных воздействий и явлений (просадок, оползней, сдвигов). Согласно карты сейсмического микросейсмо-районирования территории район холмистых адырных предгорий относится к зоне повышенной сейсмичности (более 9 баллов) вследствие возможного развития остаточных деформаций грунтов при землетрясениях.

Гребневые выположенные участки предполагается использовать для размещения учреждений обслуживания (школ, детсадов, магазинов) для зеленых полос с пешеходными путями.

Магистральные улицы адырных жилых образований, проложенные вдоль крупных саев будут увязаны с уличной сетью города. На пересечениях магистральных улиц предполагается разместить общественные центры групп кварталов этих районов.

На более пологих холмах вблизи к.к. Джайрабулок и Чаваляй предполагается разместить массивы среднеэтажных жилых кварталов (2-3 этажа) типа таунхаусов и коттеджей. Вблизи этих кварталов намечено создание крупных общественных центров и парков, в том числе стадионов.
3.4. Сравнительная характеристика вариантов территориального развития города и технико-экономические показатели эскиза генерального плана
Разработаны 3 варианта территориального развития города:
- Южный(А) – 4400 га – жилых территорий,

объём жилищного строительства – 19500 тыс. м2 ,

в том числе:

77% - многоэтажного,

22% - среднеэтажного,

1% - усадебного.


- Западный(Б) – 5000 га – жилых территорий,

объём жилищного строительства – 19200 тыс. м2,

в том числе:

57% - многоэтажного,

40% - среднеэтажного,

3% - усадебного.


- Северный(В) – 9000 га – жилых территорий,

объём жилищного строительства – 15000 тыс м2,

в том числе:

46% - многоэтажного,

21% - среднеэтажного,

3% - малоэтажного,

30% - усадебного.
В таблицах №1-3 приводятся планируемые объёмы жилищного строительства по вариантам в разрезе площадок.

В таблице №4 - сводные показатели по вариантам.




Площадки под размещение нового жилищного строительства
ВАРИАНТ ЮЖНЫЙ(А)

Таблица №1



Номера площадок, тип застройки

Территория, га

Объём нового жилищного строительства, тыс.м2

Площадка №3 – Многоэтажное жилищное строительство

500

2500

Площадки №5 и №6 – Среднеэтажное жилищное строительство

300

1050

Площадка №7 – Среднеэтажное жилищное строительство

550

1925

Площадка №8 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

700

3850

Площадка №9 – Многоэтажное жилищное строительство

700

3500

Площадка №10 – Среднеэтажное жилищное строительство

350

1225

Площадка №11 – Многоэтажное жилищное строительство

900

4500

Площадка №12 – Усадебное жилищное строительство

200

140

Площадка №13 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

130

715

Площадка №14 – Усадебное жилищное строительство

100

70

Всего

4425

19475

ВАРИАНТ ЗАПАДНЫЙ(Б)

Таблица №2


Номера площадок, тип застройки

Территория, га

Объём нового жилищного строительства, тыс. м2

Площадка №3 – многоэтажное жилищное строительство

500

2500

Площадка№4 – Среднеэтажное строительство

1000

3500

Площадка №5 – Смешанная засройка, в.том числе:

1300

5950

Среднеэтажное жилищное строительство

600

2100

Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

700

3850

Площадка №6 – Усадебное жилищное строительство

700

490

Площадка №7 – Среднеэтажное жилищное строительство

550

1925

Площадка №8 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

700

3850

Площадка №13 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

130

715

Площадка №14 – Смешанная застройка. в том числе:

150

315

Среднеэтажное жилищное строительство

75

262

Усадебное жилищное строительство

75

53

Всего

5030

19245

ВАРИАНТ СЕВЕРНЫЙ(В)

Таблица №3


Номера площадок, тип застройки

Территория, га

Объём нового жилищного строительства, тыс. м2

Площадка №1 – Малоэтажное жилищное строительство

280

420

Площадка №2 - Усадебное жилищное строительство

2770

1940

Площадка №2 а – Усадебное жилищное строительство

3500

2450

Площадка №3 – Многоэтажное жилищное строительство

500

2500

Площадки №5 и №6 – Среднеэтажное жилищное строительство

300

1050

Площадка №7 – Среднеэтажное жилищное строительство

550

1925

Площадка №8 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

700

3850

Площадка №13 – Многоэтажное и повышенной этажности жилищное строительство

130

715

Площадка №14 – Смешанная застройка, в том числе:

150

315

Среднеэтажное жилищное строительство

75

262

Усадебное жилищное строительство

75

53

Всего

8880

15165

Таблица №4 таблица №4



Варианты размещения жилищного строительства

Многоэтажное и повышенной этажности

Среднеэтажное

Малоэтажное

Усадебное

Всего

Расселяемое население при 20 м2 на чел.

Га

Тыс.м2

га

Тыс.м2

Га

Тыс. м2

Га

Тыс.м2

га

Тыс.м2

Южный

2925

15065

1200

4200

-

-

300

210

4425

19475

970

Западный

2030

10915

2225

7787

-

-

775

543

5030

19245

960

Северный

1330

7065

925

3237

280

420

6345

4443

8880

15165

760

Эскизный проект генерального плана, рекомендуемый вариант

Новое жилищное строительство намечается в южном направлении с освоением территорий в пойме реки Кафирниган и в северном – на адырных территориях.


Объём нового жилищного строительства составит 20600 тыс.м2общей площади.
Территория новой жилой застройки – 8980 га, в том числе:

  • на свободных территориях – 8150 га;

  • на реконструируемых – 720 га:

  • на освободившихся промышленных территориях – 110 га.

Из общего объёма нового жилищного строительства предусматривается:



  • повышенной этажности (10 этажей и выше) – 9%,

  • многоэтажной (6 – 9 этажей) 41%,

  • среднеэтажной (4 – 5 этажей) 31%,

  • малоэтажной (1 – 3 этажа) 2%,

  • усадебной (с участками 0,04 – 0,06 га) 17%.

Среднеэтажное и многоэтажное жилищное строительство предусматривается на реконструируемых территориях в существующем городе и в основном на новых площадках в пойме реки Кафирниган.


Малоэтажное и усадебное – в северном направлении на адырных территориях.
Принятые плотности жилой застройки

  • повышенной этажности – 7000 –7500 м2/га

  • многоэтажной застройки –5000 м2/га

  • среднеэтажной –3500 м2/га

  • малоэтажной –1500 м2/га

  • усадебной застройки –700 м2/га

Ориентировочный снос жилищного фонда составит порядка 750 тыс.м2 стихийно-возникшей индивидуальной кибиточной жилой застройки в центральной части города.

Существующий сохраняемый жилищный фонд – 6900 тыс. м 2общей площади.

Проектный жилищный фонд составит - 27500 тыс. м2 общей площади, при средней обеспеченности 23 –25 м2общей площади на 1 человека в нём возможно расселение1100 –1200 тыс. человек.



Технико-экономические показатели эскиза генерального плана




Показатели

Единица измерения

Современное состояние

Перспектива 2030 г.

1.

Общая площадь земель в границах города

тыс. га

12,0

36.0




В том числе:













территория жилой застройки

тыс. га.

4.8

13,0
















2.

Население

тыс. чел.

695

1100 -1200
















3.

Жилищный фонд

тыс. м2

7650

27500

4

Убыль жилищного фонда

тыс.м2

-

750

5.

Существующий сохраняемый жилищный фонд

тыс. м2

-

6900

6.

Новое жилищное строительство

тыс. м2

-

20600

7.

Структура нового жилищного строительства













- повышенной этажности (10 и выше)

%

-

9




- многоэтажной (6-9 этажей)

%

-

41




- среднеэтажной (4-5 этажей)

%

-

31




-малоэтажной(1-3 этажа)

%

-

2




- усадебной с участками (0,04-0.06 га)

%

-

17

8.

Средняя обеспеченность населения общей площадью

м2 /чел.

11,0

23-25


4. Формирование концепции генерального плана города Душанбе
4.1. Формирование концепции генерального плана города

Концепция генерального плана города Душанбе разработана с учетом комплексного использования двух вариантов территориального развития города –«А»- с развитием города на юг и –«В»- с развитием города на север и северо-восток.

Как уже отмечалось ранее, фактор сохранения аэропорта Душанбе и его шумовой зоны предопределяет двучастную структуру города.

Формирование структуры северной части города (условно называемой – «Старый город») в соответствии с вариантом «В» : к существующей северной части города присоединится значительная по площади новая индивидуальная жилая застройка, разместившаяся на прилегающих с севера и северо-востока холмах.

Произойдет значительное изменение (расширение) границ преимущественно среднеэтажного «Старого города» при органичном слиянии его с новой малоэтажной жилой застройкой в соответствии с вариантом «В».

В общем балансе территории северной части города суммарная площадь жилой застройки превышает все остальные составляющие, при этом она делится на несколько подзон:



  • Малоэтажная (1-3 этажа), в которую входят также территории индивидуальной плановой застройки ( сохраняемой и проектируемой )

  • Среднеэтажная (4-5 этажей)

  • Многоэтажная (6-9 этажей)

  • Повышенной этажности (10 этажей)

Ныне существующая стихийная кибиточная глинобитная жилая застройка повсеместно должна быть снесена, территории должны быть использованы под многоэтажную жилую застройку.

Ветхая 1-3-этажная жилая застройка коммунального проживания населения тоже должна быть снесена, а высвободившиеся территории использованы под многоэтажную жилую застройку.

Капитальные 2-4 этажные жилые дома могут быть надстроены на 1-2 этажа.

Жилые кварталы, расположенные вдоль проспекта Рудаки, улиц Айни, Мирзо Турсунзаде, Бухоро, Пушкина, Ахмада Дониша и др. могут быть реконструированы со строительством 10-12 этажных зданий с угловыми вставками повышенной этажности. Все жилые и общественные здания, расположенные вдоль перечисленных улиц, должны иметь встроенные обслуживающие учреждения.

Бесспорно следует сохранить выдающиеся здания, ставшие памятниками архитектуры, которые расположены вдоль проспекта Рудаки. Таких объектов будет не менее 15, а именно:


  1. Театр оперы и балета (арх. А. Юнгер, В. Голли, Д. Билибин)

  2. Дом Правительства Республики Таджикистан

(арх. С.Анисимов )

  1. Дом Маджлиси Оли Республики Таджикистан

(арх. С.Анисимов)

  1. Библиотека им. Фирдоуси (арх. С.Анисимов )

  2. Гостиница «Пойтахт» (арх. Г.Айзикович, Г.Шелухин )

  3. Краеведческий музей (арх.А. Кнопмус )

  4. Здание филармонии (арх. С.Кутин )

  5. Здание Президиума АН Республики Таджикистан

(арх.С.Кутин )

  1. Здание педагогического института

(арх.Д. Билибин, Г.Стрелков )

  1. Чайхана «Рогат» (арх. К.Терлецкий, Д. Гендлин )

  2. Здание медицинского института

(арх. З. Розенфельд, К. Трапезников )

  1. Жилые дома с гибким каркасом по ул. Рудаки

(арх. Афанасьев, инж.В.Передерий )

  1. Жилой квартал по ул. Рудаки (напротив парка Рудаки)

(арх. Н.Баранов )

  1. Жилой дом на углу площади им. 800-летия Москвы и

ул. Рудаки (арх. С. Юлдашев )

  1. Здание государственного комплекса «Кох и Вахдат»

(арх. Э. Ерзовский, Ю. Пархов )
Общественно-деловая функциональная зона размещается в геометрическом центре «Старого города» на территории около 1000 га.

Основными планировочными осями «Старого города» являются:



    • Меридиональная ось, протянувшаяся вдоль главной природной оси – реки Душанбинки

    • Широтная ось, протянувшаяся вдоль главной искусственно созданной оси – Большого Гиссарского канала

На пересечении этих двух планировочных осей размещается общегородской общественный центр с главными сооружениями – Дворцом Наций и Парком им. Рудаки.

Вдоль меридиональной оси по кромке высокой речной террасы разместятся: крупный Ботанический сад, группа высотных жилых домов, торговые центры, национальный музей, Дом радио и опять группа высотных жилых домов.

Вдоль широтной оси, начинающейся от Парка Рудаки и Дворца Наций и завершающейся вблизи улицы Абуали ибн Сино, по краю широкой эспланады разместятся: международный выставочный комплекс, городской парк с Комсомольским озером, комплекс Конгресс- Холла, Дворец массовых мероприятий с концертными залами, комплекс Бизнес- Центра (Сити) с небоскребами.

Архитектурно-планировочная структура южной части города (условно «Нового города») обусловлена планируемым размещением южного общегородского общественного подцентра вблизи пересечения планировочных осей «Нового города», в месте слияния трех горных рек: Кафирнигана, Душанбинки и Иляка.

Основными планировочными осями «Нового города» являются:


    • Меридиональная ось, протянувшаяся, как и в северной части города, вдоль главной природной оси – реки Душанбинки

    • Преимущественно широтная ось, протянувшаяся вдоль главной природной оси Гиссарской долины – реки Кафирниган

Вблизи пересечения этих двух планировочных осей размещается южный общегородской общественный подцентр.

На правом берегу Душанбинки и Кафирнигана разместится основная часть южного подцентра- главная общественная площадь, комплекс южного Бизнес-центра, крупные торговые центры, общегородской парк с огромным искусственным водохранилищем для купания и парусного спорта и цепочкой декоративных водоемов, а также высотный комплекс элитного жилья.

На левом берегу Душанбинки разместится колоссальный Республиканский спортивный комплекс, крытые велотрек, бассейн, корты и ледовый дворец, сооружения гребного спорта, олимпийская деревня.

В южной части города существенно изменится характер проектируемого жилого фонда: в качестве основных функциональных подзон «Нового города» станут многоэтажная (6-9 этажей) и повышенная (10 этажей и выше) жилая застройка.

Территория, примыкающая к южному подцентру с северо- западной стороны – это логическое завершение предложений генерального плана города Душанбе 1982 года, но со значительным повышением ( до 30 этажей) этажности жилой застройки.

На юго – восточной левобережной площадке южной части города предлагается создать новый жилой район ( условно «Кафирниган») с повышенной и высотной застройкой ( до 30-ти этажей), ограниченной новой поселковой чертой пос. Рудаки и транзитной автомагистралью от Курган-Тюбинской дороги до Кокташского шоссе.

В междуречье Кафирнигана и Иляка, планируется создать новый жилой район (условно «Иляк») с жилой застройкой повышенной этажности (до 30 этажей).

На правом берегу Кафирнигана незастроенные территории бывшего колхоза «Россия» будут застроены многоэтажными и высотными жилыми домами и создадут новый жилой район (условно «Россия» ).

Многочисленные существующие жилые микрорайоны, расположенные с юго-восточной стороны «Нового города» могут быть уплотнены за счет строительства отдельных жилых домов повышенной этажности. Новые микрорайоны и кварталы в юго-восточной части могут быть застроены многоэтажными домами с вкраплением высотных жилых домов.

Таким образом, создание «Города XXI века» - это отказ от сложившихся традиций и стереотипов жилой застройки «Старого города».



4.2. Социально-экономическая характеристика
Численность населения г. Душанбе на 01.01.2009 г. составила - 695 тыс. чел., 9% - численности всего Таджикистана, 38% - его городского населения. В середине 90-х годов население Душанбе резко сократилось с 590 тыс. чел. в 1989 г до 500 тыс. чел. в 1996 г.

В последнее 10-тилетие происходит значительный рост численности населения Душанбе, в основном, за счёт естественного прироста.

Среднегодовой прирост населения составляет – 15 – 16 тыс. чел., в том числе естественный прирост – 13 – 14 тыс. чел.

При сохранении существующих темпов роста (110 % за 5 лет) предположительная численность города может составить к 2030 г – 1100–1200 тыс. чел.

В таблицах на отдельном листе приводится прогноз численности населения по методу передвижки возрастов по трем вариантам.

Душанбе является также центром Душанбинской (Гиссарской) системы расселения с численностью населения 1 и 2 поясов транспортной доступности –1500 тыс. чел.

В связи с этим город испытывает двойную нагрузку за счёт роста собственного населения и также жителей Гиссарской долины.

Для снятия этого напряжения необходимо создание сдерживающих, перехватывающих центров приложения труда в близлежащих к Душанбе городах.

Существующий жилищный фонд на начало 2010 г составил 7652 тыс. м2, средняя жилищная обеспеченность – 11 м2.

По этажности преобладает 4-5 этажный жилищный фонд – 44%

6 и выше этажей -15%

малоэтажный -9%

усадебный -32%

Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет - 0,2% от всего фонда.

Ввод жилья по всем источникам финансирования составляет за последние годы - 100 – 120 тыс. м2 в год.

Выбытие жилищного фонда за 1991 – 2005 гг. составило - 0,6% (44 тыс.м2), в основном, кибиточного, в среднем за год – 3 тыс. м2.

Существующая территория города составляет – 12 тыс. га, территория жилой застройки – 4800 га.

Душанбе один из ведущих и многоотраслевых промышленных городов Таджикистана.

Объём промышленной продукции составляет 6% от общего объёма продукции Таджикистана.

В структуре промышленного производства города преобладает легкая и пищевая промышленность. Лёгкая промышленность производит хлопчато-бумажные ткани, пряжу, шёлк – сырец.

Также развиты машиностроение и металлообработка, промышленность стройматериалов.

Наиболее крупными предприятиями являются:

- АООТ «Носочи–Точик» - хлопчатобумажный комбинат, численность работающих – 3 тыс. чел.;

- Таджиктекстильмаш - 0,5 тыс. чел.;

- Таджикцемент - 0,7 тыс. чел.;

- ЗАО «Гулистон» - швейная фабрика – 0,5 тыс. чел.;

- АООТ «Нафиса» - трикотажная фабрика – 0,4 тыс. чел.

Всего в Душанбе действует 330 промышленных предприятий, с численностью работающих 30 тыс. человек. По сравнению с 1980 годом численность занятых в промышленности сократилась более чем в 2 раза

Всего в экономике города занято 130 тыс. человек, более 55% занято в отраслях нематериального производства (сказываются функции столичного центра). Численность занятых (работающих по найму), составляет примерно 30% от числа трудовых ресурсов, кроме того из-за маятниковой миграции численность трудоспособного населения постоянно увеличивается.

Самой важной проблемой для Душанбе является создание новых рабочих мест, потребность в которых составляет 200 тыс. мест.

Среди экономических мер по регулированию роста города большое значение должно иметь рациональное реформирование экономической базы, совершенствование её отраслевой и территориальной структуры, стабилизация градообразующей основы на базе интенсификации всех видов деятельности, усовершенствование системы учёта и улучшение качества сбора налогов.

В Душанбе строительство новых промышленных предприятий будет ограниченным. Увеличение промышленного производства будет осуществляться преимущественно за счёт возвращения к прежним мощностям, реконструкции и расширении существующих предприятий.

Создание новых рабочих мест в условиях рыночной экономики ложится на плечи частного предпринимательства.

Из новых промышленных предприятий возможно размещение сборочных производств – микроавтобусов, кондиционеров, бытовой техники.


4.3. Состояние и развитие промышленного комплекса
Душанбе как центр групповой системы населенных районов Гиссарской долины (г.г. Турсунзаде, Гиссар, Рудаки, Вахдат, Файзабад) и тяготеющие города и поселки за ее пределами (г.г.Нурек, Яван и др.) оказывает непосредственное влияние на дальнейшее развитие городов и поселений всей системы.

Для совершенствования Душанбинской групповой системы населенных мест важнейшая роль принадлежит транспортным связям этих поселений с центром системы и ее подцентрами, включая помимо автодорог и автобусного сообщения, возможные скоростные виды транспорта.

В градообразующую группу кадров города Душанбе входят:

- промышленность,

- внешний транспорт,

- строительно-монтажные организации,

- учреждения внегородского значения (столичные и государственные функции),

- научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации,

- преподавательский и обслуживающий персонал высших и средних специальных учебных заведений,

- заготовительно-снабженческие и сбытовые организации.

В производственном комплексе самого г.Душанбе, как и прежде, ведущее место будет принадлежать легкой промышленности.

Далее следует машиностроение и металлообработка промышленность строительных материалов и пищевая промышленность.

В настоящее время на территории города сформировались целый ряд промышленных районов.

Крупнейшие из них:



Центральный – один из самых «старых», формировавшийся еще в 30-е годы прошлого века. Здесь за многие годы были построены крупнейшие предприятия города – текстильный комбинат, ТЭЦ, заводы «Таджикторгмаш», «Таджикмебель», молочный комбинат, электроподстанция «Главная», объединение «Таджикэнергоремонт», АО «Арматурный завод», объединение «Промстройматериалы» и др.

Промышленный район обеспечен подъездными железнодорожными путями нормальной колеи.



Юго-Западный – самый крупнейший и перспективный промышленный район города. Начал формироваться в послевоенные годы, с переходом города на правый берег реки Душанбинки.

В самом промрайоне можно выделить три складывающихся промузла: северный (№ 1), центральный (№ 2) и южный (№ 3).

В северном промузле в настоящее время сосредоточены в основном предприятия пищевой и фармацевтической промышленности (масложиркомбинат, кондитерская фабрика, фармацевтическая фабрика); базы и склады торговых организаций, а также базы ремонтно-строительных и автотранспортных предприятий Минпищепрома и Минторга.

В центральном промузле размещены в основном предприятия стройиндустрии, а также перевалочные и транспортные базы строительно-монтажных организаций.

В южном промузле к настоящему времени разместились предприятия машиностроения и металлообработки: заводы «Вторчермет», «Вторцветмет», «Ремстройдормаш», новый арматурный завод, завод холодильников, завод монтажных заготовок. Значительные территории заняты базами и складами строительно-монтажных и снабженческих организаций.

Ближайшей железнодорожной станцией, обслуживающей подъездные пути промышленных, складских и коммунальных предприятий является станция Душанбе-2. К станции примыкают железнодорожные пути крупного грузового двора.



Восточный промрайон – разместился вдоль железной дороги Душанбе-Янги-Базар, южнее ул.Айни.

Здесь можно выделить два сложившихся промузла: западный и восточный. В перспективе эти два промузла должны объединиться в единый комплекс.

В западном промузле расположены деревообрабатывающий завод, мелькомбинат, ватная фабрика, большое количество снабженческих и бытовых организаций. Прмузел обеспечен разветвленной сетью подъездных железнодорожных путей, берущих начало от станции Душанбе-1.

В восточном промузле находятся в основном предприятия стройиндустрии: завод напорных труб и ЖБИ, завод железо-бетонных конструкций и деревообрабатывающий завод Минсельстроя, база материально-технического снабжения и автобаза Минводхоза.

На территории промузла функционирует грузовая станция «Рохаты», к которой примыкают подъездные пути предприятий.

Северо-Западный промрайон начал формироваться в 60-е годы. С севера район вплотную примыкает к холмистым предгорьям, с юга ограничен подъездной железнодорожной веткой, идущей к цементному заводу.

Район состоит из двух участков, разделенных одноэтажной усадебной застройкой пос.Мехробод.

На западном участке размещена крупнейшая в городе понизительная подстанция «Новая» и несколько автотранспортных предприятий, построены тароремонтное предприятие и база «Металлоснабсбыта», база института «Гипроводхоз».

На южном участке, застроенном стихийно, разместились разные по характеру автотранспортные предприятия и базы строительных и ремонтных организаций (автобаза № 6, гараж и база управления «Горгаз», база СУМ-24 треста «Спецстрой» и др). Ряд предприятий района обеспечен железнодорожными подъездными путями.



Северный промрайон - в месите выхода Варзобского ущелья в Гиссарскую долину.

Южная граница промышленного района условно проходит по саю Гульбиста. В состав промрайона входят крупные предприятия промышленности строительных материалов: цементный завод, комбинат асбоцементных изделий, комбинат стройматериалов, объединение «Таджикстромремонт», лакокрасочный завод.

Цементный завод работает на базе местных месторождений известняков и суглинков, доставляемых на завод с помощью канатной дороги и автотранспорта.

В состав этого промрайона входят также автобаза Минпромстройматериалов и большой комплекс подсобных предприятий объединения «Таджикнефть», расположенный на правом берегу р. Душанбинки (база производственного обеспечения, СМУ, автотракторный парк, база управления буровых работ и др.).

Северный промрайон (группа предприятий промстройматериалов) обеспечена подъездной железнодорожной веткой нормальной колеи.

Размещение цементного завода в северном промрайоне сегодня можно оценить как крупную градостроительную ошибку, закрепленную еще в генплане 1987 года.

Цементный завод, расположенный на пути господствующих ветров, дующих вдоль Варзобского ущелья, стал основным источником загрязнения воздушного района города.

Помимо этого, крупное предприятие физически перекрыло выход города в северной его части в Варзобскую зону отдыха.

Характеризуя современное состояние и перспективы развития производственной базы г.Душанбе, следует отметить, что все рассмотренные выше промышленные районы города практически сложились.

Значительная часть предприятий продолжает действовать в с соответствующими издержками, социально-экономическими реформами, в том числе в хозяйственной и производственной сферах, обозначившими настоящее время, как «Переходный период».

Тем не менее, ныне действующая государственная «Программа социально-экономического развития г.Душанбе на 2007-2015 годы» полагает, что размещение новых крупных предприятий в городе не предполагается. Основной задачей возрождения производственного комплекса г.Душанбе является восстановление производственного потенциала предприятий, модернизация и обновление их технологического оборудования на основе современных научно-технических достижений.

Этот процесс, в свою очередь, связан с развитием науки и техники, что невозможно без создания новых научно-исследовательских организаций и лабораторий практически в каждой отрасли народно-хозяйственного комплекса г.Душанбе.

В новой редакции генерального плана города, учитывая его кардинальное развитие в южном благоприятном направлении, на перспективу предусматриваются резервные территории для размещения новых производственных и научных зон, призванных обеспечить обновление и модернизацию предприятий и создание новых рабочих мест для решения важнейшей задачи трудоустройства жителей города.

Такие резервы размещены в границах юго-западного промышленного района и в южной части города – на левом берегу реки Кафирниган.


5. Транспортная инфраструктура.
Развитие города на современном этапе проходит в сложных условиях реформирования социально-экономической системы жизни, значительным ростом населения города, а также высоким темпом автомобилизации населения города.

В этих условиях городской транспорт становится одной из наиболее сложных важнейших проблем жизни города, что определяет основные моменты его развития на перспективу. Это:



  1. Рост численности населения в 2 раза.

  2. Рост автомобилизации населения в 3-4 раза, до 400 легковых автомобилей на 1 тысячу жителей.

  3. Рост транспортной подвижности жителей в 1,5 – 2 раза.

  4. Значительный территориальный рост города в южном направлении к реке Кафирниган.


Структура магистральной сети города

Намечаемая магистральная уличная сеть на расчетный срок призвана решить следующие задачи:

а) разгрузка селитебной части и центра города от транзитного и грузового движения;

б) создание дублирующих магистралей для разгрузки основных городских улиц;

в) пробивка новых магистральных улиц для обеспечения пропуска ожидаемого парка легковых автомобилей;

г) организация парковки (паркинга) легковых автомобилей многоярусными стоянками.

Проектом предлагается следующая структура магистральной сети:


  1. Городские скоростные дороги.

Две скоростные дороги пересекающие город в меридиональном и широтном направлениях являются главной транспортной осью, связывающей все основные предприятия города между собой, принимая на себя транзит грузового движения, а также являются глубоким вводом внешних автодорог – на севере Айни, Ташкент, с юга – Курган-Тюбе и южные районы республики, с востока – Вахдат и восточные районы республики, с запада Гиссар, Термез.

Крест скоростных дорог в городе при автомобилизации 400 автомобилей на 1 тысячу жителей, расчетной скорости 100-120 км/час, обеспечит пропускную способность 6-8 тыс. автомобилей в час и примет на себя транзит относительно города.
2. Магистрали непрерывного движения.
Сеть скоростных дорог дополняется сетью магистралей непрерывного движения с шагом 4-5 км как в меридиональном, так и в широтном направлении.

В меридиональном направлении это проспект Борбада, Дружбы народов, западная обводная и восточная магистраль.

В широтном направлении – ул.Карамова, проспект Саади – Шерази – Айни; новая магистраль непрерывного движения проходит с запада на восток через новые селитебные образования, располагаемые в месте впадения реки Душанбинки в реку Кафирнигнан.
3. Магистральные улицы регулируемого движения и районного значения.
Эти магистрали организованы из условия нормативной дальности пешеходных подходов к остановкам уличного массового транспорта в пределах 500 м, обеспечения удобной транспортной связи с основными местами трудового тяготения, а также с общегородскими центрами, зонами отдыха и другими местами массового посещения.
Массовый транспорт

Рост численного населения до 1200-1400 тыс. жителей обуславливает необходимость организации в городе качественно нового транспорта с высокой провозной способностью.

С учетом гидро-геологических условий территории проектом предлагается строительство скоростного трамвая (облегченного метрополитена) наземного или надземного типа (на опорах).

Основной особенностью скоростного трамвая является трассировка линий на обособленном или самостоятельном полотне с пересечениями в разных уровнях, охраняемыми переездами, или с пересечениями в одном уровне, оборудованными светофорами, которыми автоматически управляет сам поезд.

Зона влияния станций скоростного трамвая как зона массовой транспортной доступности составит около 3 км.

Предлагаемая трасса скоростного трамвая протяженностью 25 км в виде кольца, связывающего центры притяжения населения и места приложения труда охватывает 80% территории селитебной части города.



Организация автопарковок

Решение вопроса автомобильных парковок является существенным моментом автомобилизации, поскольку неорганизованные парковки негативно влияют на пропускную способность проезжих частей магистральной сети.

Ожидаемый рост количества легковых автомобилей в городе до 400 автомобилей на 1 тысячу жителей требует значительных территорий для организации парковок.

Потребность в местах хранения автомобилей для всех районов города, кроме малоэтажной и индивидуальной застройки, составит около 50 га при условии строительства 5-6-ти этажных гаражей-стоянок. А с учетом организации перехватывающих стоянок поток автомобилей в центр города, стоянок обслуживающих крупные торговые центры и объекты, общая площадь паркинга составит около 80 га.



6. Охрана окружающей среды
Современное состояние
При оценке современного состояния окружающей среды в генеральном плане города Душанбе как документе территориального планирования использованы сведения Министерств и ведомств Республики Таджикистан, Исполнительного органа (Хукумата) города Душанбе, государственных и городских организаций и служб; учтены материалы Программы экологического управления города Душанбе («Город Душанбе: программа экологического управления». Неправительственная организация «Фонд поддержки гражданских инициатив» (ФПГИ, Дастгири-Центр) в рамках реализации Центрально-Азиатской Инициативы по Устойчивому Развитию, Целей Развития Тысячелетия (цель 7, задачи 9, 10), Стратегии охраны окружающей среды стран Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии (Стратегии ВЕКЦА). Душанбе, 2005) и социально-экономические оценки, проведенные различными научно-исследовательскими институтами, в том числе экологическая оценка состояния города Душанбе, выполненная Лабораторией по биоразнообразию и биобезопасности Министерства охраны природы РТ в 2002 году.

К основным антропогенным источникам загрязнения окружающей среды относятся производственные и коммунальные объекты: цементный завод (асбестоцементный комбинат), ТЭЦ, очистные сооружения канализации, завод вторичной переработки черных металлов, гидроагрегатный завод, завод холодильников, машиностроительный завод, текстильный комбинат, масложиркомбинат, мясокомбинат, птицефабрика «Кызыл Юлдуз», завод железобетонных конструкций, асфальтобетонный завод, кирпичный завод и другие. В девяностые и вначале двухтысячных годов отмечалось снижение загрязнений от стационарных источников по причинам спада промышленного производства. Так, величина выбросов в г. Душанбе сократилась с 30,7 тыс. тонн в 1988 году до 1,2 тыс. тонн в 2001 году. Данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух города стационарными источниками за последующие 7 лет приведены в таблице 1. В последние годы в столице объем внутренней валовой продукции устойчиво растёт, однако резкого увеличения объёмов выбросов не наблюдается в связи с развитием санитарно неопасных производств и реализацией воздухоохранных мер на предприятиях.

Таблица 1

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух г. Душанбе

от стационарных источников (тыс. тонн)*





2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

1,2

1,5

4,7

2,0

2,5

3,2

1,2

в том числе:

Твердых

0,7

0,9

2,5

0,7

0,9

1,1

0,2

газообразных и жидких

0.5

0,6

2,2

1,3

1,6

2,1

1,0

из них:

сернистого ангидрида

0,1

0,1

0,7

0,3

0,4

0,4

0,4

оксидов азота

0,1

0,1

0,4

0,2

0,2

0,3

0,1

оксидов углерода

0,3

0,4

1,1

0,8

1,0

1,3

0,4


* - по данным «Статистического ежегодника Республики Таджикистан» (Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, 2009 год)

Загрязненность воздушного бассейна г. Душанбе имеет как антропогенное, так и естественное происхождение. Например, источником загрязнения атмосферного воздуха пылью являются не только производственные объекты (асбестоцементный комбинат и другие предприятия стройиндустрии) и автотранспорт (в сумме около 7 тыс. т в год), но и пыльные бури – афганцы (1,5-2,6 тыс. т в год); источником поступления в атмосферу сероводорода – как производственные объекты (кожзавод, хлопчатобумажное объединение), так и естественные эманации (около 80% общего объема по городу) источников в северной части города и вдоль русла р. Варзоб (Душанбинка).

В современных условиях наибольшую долю в загрязненность воздушного бассейна вносят выбросы автотранспорта (до 60-65% в общем объёме вредных выбросов в атмосферу), что обусловлено (помимо вышеназванных причин) ростом общего уровня автомобилизации. Производственные и коммунальные объекты выбрасывают в атмосферу до 30% загрязняющих веществ, аэропорт «Душанбе» – до 6%. Дополнительный вклад в загрязнение воздуха вносит сжигание топлива бытовым сектором, мелким частным предпринимательством, несанкционированное сжигание бытовых отходов и опавшей листвы.

Территориально распределение зон периодической сверхнормативной загрязненности атмосферы по территории города связано с функционированием крупных источников выбросов и групп предприятий (промзон и промузлов): район цементного комбината (с распространением в ночной период в южном направлении вдоль долины р. Душанбинки); район Душанбинской ТЭЦ; район ЖБК – завод холодильников «Памир»; район городской свалки ТБО; а также локально – асфальтобетонный завод, кирпичный завод, очистные сооружения канализации, птицефабрика (плюс перманентная загрязненность вдоль магистралей с интенсивным движением автотранспорта).

Загрязненность водных объектов города оказывает менее значительное влияние на эколого-градостроительную ситуацию. Исключение – городские очистные сооружения канализации (с обширной по площади системой отстойников – 83 гектара – и выпуском в р. Кафирниган ниже города по течению), расположенные на градостроительно ценных территориях правобережья рек Душанбинка и Кафирниган. Решение проблем планировочно обеспечивается организацией и озеленением водоохранных зон и прибрежных защитных полос, благоустройством набережных, организацией системы ливневой канализации; технологически – реконструкцией и развитием системы канализования города, строительством локальных очистных сооружений (в том числе ливневой канализации), расчисткой загрязненных прудов, водохранилищ и участков русел рек и ручьев.

Основные источники акустического дискомфорта – аэропорт «Душанбе» (в юго-восточной части города), аэродром «Айни» (к западу от города), железная дорога и автотранспортные магистрали. Общая площадь зон акустического дискомфорта в границах городской черты – более 5 тыс. га (площадь санитарных разрывов аэродромов – 4,513 тыс. га (около 35% площади города), санитарный разрыв железной дороги – 0,508 тыс. га – 4% общей площади города), что суммарно составляет почти 39% общей площади города в границах современной городской черты. Общая площадь санитарных разрывов вдоль стандартных маршрутов взлёта и посадки воздушных судов двух аэродромов в Гиссарской долине составляет 34,18 тыс. га.

Площадь акустического дискомфорта от автотранспортных магистралей в масштабе графических материалов генерального плана города (1:10000 – 1: 25000) рассчитать не представляется возможным – подобные расчёты выполняются специализированными организациями при составлении шумовых карт города и учитываются в разработке проектов планировки микрорайонов в масштабе 1:1000 – 1: 2000.

Сведения о геохимических и бактериологических параметрах загрязненности почв города Душанбе отсутствуют. В материалах генерального плана учтены значительные по площади участки загрязнённых и нарушенных территорий: городская свалка (полигон) ТБО (13,7 га), неорганизованные свалки мусора (3 участка общей площадью 5,6 га), карьеры и нарушенные территории, требующие рекультивации как источники пыления и как потенциально опасные источники проникновения загрязнений в грунтовые воды (4 участка общей площадью 23,8 га).



Ландшафтно-климатические и экологические особенности города учтены в генплане по результатам климатологических изысканий, проведенных в разное время КО ТашЗНИИЭП (Г.И. Полторак, Н.Н. Строганов), ЦНИИПградостроительства (Е. С. Чолоян) и материалам других авторов (В. Л. Воронин, В. П. Стаукас, В. И. Юшин), на основе которых была выполнено комплексное зонирование города и его окружения по степени комфортности применительно к человеку на открытой площадке и микроклимату жилища с учетом типологических суточных циклов и фаз развития горно-долинной циркуляции, дополненное влиянием санитарно-гигиенических факторов. В масштабе генплана выделено три типа территорий – см. «Схему зон с особыми условиями использования территорий, формируемых экологическими и санитарно-гигиеническими ограничениями (охрана окружающей среды)».

К первому типу, наиболее благоприятному, относятся территории вдоль русла р. Кафирниган (ширина зоны достигает 3-4 км), протянувшиеся вдоль оси срединной части Гиссарской долины с востока на юго-запад. Фрагментарно зона комфорта в пределах города проявляется и вдоль русел рек Варзоб и Лучоб. Общая площадь этой зоны в границах городской черты составляет 1572 га (12% общей площади города).



Второй тип территорий менее благоприятен для размещения жилой застройки и характеризуется недостаточностью или дискомфортностью параметров одного из климатоформирующих факторов. К ним относятся склоны южной экспозиции Гиссарского хребта (адыры) и часть котловины юго-западнее г. Душанбе. Общая площадь этой зоны в границах городской черты составляет 3975 га (31% общей площади города).

Третий тип территорий характеризуется сочетанием наиболее дискомфортных состояний термического режима и режима проветривания. Сюда относятся территории, расположенные в ветровой тени и зонах подсклонового штиля, где требуемая циркуляция воздушного потока ослаблена либо вовсе отсутствует, а термические нагрузки имеют тенденцию к повышению. Именно в таких условиях находится значительная часть города, склоны адыров западной и юго-западной экспозиции, а также левобережные склоны долины р. Кафирниган (см. графические материалы проекта). Общая площадь этой зоны в границах городской черты составляет 7435 га (57% общей площади города).

Результаты произведенной в генеральном плане комплексной оценки базируются на системе планировочных ограничений и режимных требованиях к градостроительному использованию территории города. Наиболее весомой группой учитываемых в оценке ограничений являются ограничения, обусловленные:



    природными условиями (климатические, микроклиматические, инженерно-геологические, геоморфологические, гидрогеологические и гидрологические факторы);

    характером и интенсивностью техногенных воздействий, требованиями к охране окружающей среды, условиям проживания и отдыха населения (экологические и санитарно-гигиенические факторы).

Все последующие этапы комплексной оценки (по социально-экономическим, транспортным, инфраструктурным и прочим факторам) базируются на результатах этой оценки территории.

К предмету настоящего раздела относится вторая группа факторов (экологические и санитарно-гигиенические), однако учитывались и факторы первой группы. Основная задача раздела – выявление границ территорий с особым режимом использования для принятия обоснованных планировочных решений в генеральном плане города.



В число учтенных природно-экологических и санитарно-гигиенических факторов включены объекты воздействий на окружающую среду, объекты и территории, требующие охраны либо соблюдения специальных режимов использования, а также нормативные и специальные условия их деятельности либо существования, выраженные в территориальном аспекте (суть – планировочные ограничения). К ним относятся территории и объекты, представленные в графических материалах проекта («Схема зон с особыми условиями использования территорий, формируемых экологическими и санитарно-гигиеническими ограничениями (охрана окружающей среды)») и поименованные ниже по тексту.


следующая страница >>