Корпоративная культура музея Мастеница Елена Николаевна1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кураторы: Дарья Воробьева, Нина Дьячкова 1 19.32kb.
Технология организационной социализации российского персонала в глобальных... 1 155kb.
Корпоративная культура в управлении персоналом 1 132.15kb.
Общество друзей музея кино распространило обращение к правительству 1 38.84kb.
Межрегиональная общественная организация научно-просветительский... 1 78.19kb.
Популярная культура; Индустрия развлечений; Потребительская культура; 1 130.47kb.
Пояснительная записка. Наименование музея: Школьный историко- краеведческий... 1 23.99kb.
Тематическая структура экспозиции музея Боевой Славы 83 гмп гбоу... 1 50.63kb.
Цветаева Марина Ивановна(1892-1941)-поэтесса 1 272.06kb.
Презентация выставки новых поступлений. Представление 1 29.18kb.
Гендер и культура. Феминистская антропология Елена Ростиславовна... 1 121.85kb.
А. М. Пешковский Sociolingvistické aspekty formování ruštiny sféry... 6 813.21kb.
- 4 1234.94kb.
Корпоративная культура музея Мастеница Елена Николаевна1 - страница №1/1

УДК 069

М 32


Корпоративная культура музея

© Мастеница Елена Николаевна1,

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 191186 Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2.

E-mail: elenamast@yandex.ru

Статья поступила 16 августа 2011г.

Статья посвящена анализу корпоративной культуры музея. Музей рассматривается в двух аспектах: как структурное подразделение предприятия, организации или фирмы, призванное не только собирать, хранить и изучать культурно-историческое наследие отрасли или сферы развития бизнеса, но и формировать внутреннюю корпоративную культуру организации, и как исторически сложившаяся институция, имеющая свой собственный «фирменный стиль». Выделены три направления развития корпоративной культуры музея: информационное обеспечение, интерпретация собраний и разработка внешних атрибутов музея, определяющих его имидж. Делается вывод о необходимости развития музея как корпорации, осуществляющей миссию хранения и презентации культурного наследия, и как транслятора корпоративной культуры во внешнюю среду.



Ключевые слова: корпоративная культура, социальная миссия музея, корпоративный музей, музейный маркетинг, интерпретация, информационное обеспечение, ориентирующая информация, фирменный стиль.

The article is devoted to the analysis of museum corporate culture. The museum is considered in two aspects: as structural division of the organization or the firm, called not only to collect, store and study historical heritage of any branch or sphere of business, but also to form internal corporate culture of the organization and as the developed cultural institution historical, art, literary, etc., possessing its own «firm style». Three directions of development of museum corporate culture are stressed: a supply with information, interpretation of collections and development of external another attributes defining its image. The conclusion about necessity of museum development as the corporation which is carrying out mission of storage and presentation of a cultural heritage, on the one hand, and as the compiler of corporate culture in an environment, with another is done.



Keywords: corporate culture, social mission of a museum, a corporate museum, museum marketing, interpretation, a supply with information, the focusing information, firm style.

Развитие музейного дела последних десятилетий отмечено кардинальными сдвигами, происходящими в деятельности музеев во всем мире. Именно во второй половине ХХ века стремительно увеличилось количество музеев, а также наблюдался значительный рост их посещаемости. Музеи городов и общин, музеи рабства и музеи геноцида, музей Холокоста и музей Анны Франк, музей градусников и музей граммофонов, музей утюга и музей обуви, музей Ле-Бурже и Эксплуаториум, музеи-заводы и музеи-шахты, музеи-корабли и музеи-верфи, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и музей многоквартирного дома …. Этот перечень можно продолжать довольно долго. Однако суть не в количестве, а в том, что именно в прошлом столетии музей из храма стал превращаться в форум, и этот процесс, потребовавший немало усилий как со стороны людей, причастных к деятельности музеев, так и со стороны общества в целом, стал необратимым. Значительное расширение типового и видового многообразия музеев, в котором представлены сегодня самые различные модели - от классических музеев коллекционного типа до музеефицированных памятников и целых территорий свидетельствует о том, что современные музеи переживают существенные изменения в русле глобальных трансформаций, происходящих в обществе и культуре.

На рубеже XX-XXI веков отмечается признание за музеями важной социальной миссии, связанной с ролью культурного наследия в развитии современного общества, в социализации современного человека. По мнению Ж. Саллуа, «музеи становятся культурными учреждениями, где переплетаются требования, предъявляемые к сфере общественных услуг, и принципы управления предприятием. А в сочетании с основными задачами музея: хранением, исследовательской и общеобразовательной, эти перемены не могут не оказывать влияния на методику работы (…) Каков бы ни был музей, большой или более скромный, общегосударственного или местного значения, общественный или частный, любой из них сегодня должен поставить перед собой вопрос о своем предназначении, о расширении своих коллекций и круга своих посетителей, о своей роли в городе или регионе, о своем месте в национальном и международном плане, одним словом, разработать свой культурный проект» [9, с. 22-30]. Исследователи отмечают, что в последние десятилетия наблюдается неуклонное изменение социальной роли музеев, активизация их взаимодействия как с обществом в целом, так и различными возрастными, профессиональными, национальными группами в городах, а также и с местным сообществом в регионах. Расширение границ музейной деятельности свидетельствует о том, что она приобретает все большее социокультурное значение [7, с.138-145; 8, с. 216].

Роль музеев в эпоху переживаемых глобальных перемен неоднозначна, но они по-прежнему востребованы. В быстроменяющейся обстановке, преодолевая консерватизм и инерционность развития, и российские, и зарубежные музеи активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни, расширяя свое пространство как в прямом смысле: выходя за стены музейного здания, создавая выставки и экспозиции, организуя акции событийного туризма, так и в переносном смысле, раскрывая и распространяя колоссальный накопленный культурно-образовательный потенциал. Ключевые понятия в деятельности музеев сегодня – контакты и партнерство. Музеи не только создают свой новый имидж, но и содержанием работы стремятся соответствовать времени и потребностям современного человека, постепенно приобретая черты социокультурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи – и информационно-поисковые, и образовательно-воспитательные, и развлекательно-рекреационные [11, с. 24-30].

Проблемы корпоративной культуры актуальны в наше время как никогда ранее. В последнее время все чаще появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура, фирменный стиль [2, с.185-197]. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера, во многом обусловленная историческими условиями ее деятельности. Однако все же приведем определение, согласно которому «корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды» [10]. Начинают появляться работы, в которых рассматривается место музеев в корпоративной культуре [3, с. 112-130] и их роль в формировании новой культурной политики [1, с. 61-83].

Жизнь стремительно меняется, и сегодня все больше людей работает в корпорациях, где культура - один из важных элементов жизнедеятельности предприятий. Развитие музеев, его сотрудников и посетителей также идет в ногу со временем. Так, сегодня уже никого не смущает понятие «музейный маркетинг», отражающее реалии музея в условиях рынка. Знания в области маркетинга постоянно расширяются и находят всё большее применение в музейной среде. Зарубежные и отечественные специалисты единодушны в мнении о том, что музейный маркетинг в целом нужно рассматривать как комплекс действий, направленных на сближение интересов музея и посетителя. С позиций музейного маркетинга музеи должны предоставлять посетителю музейный продукт и разнообразные услуги [4,5,6]. В данном контексте рассмотрение музея в ракурсе проблем корпоративной культуры представляется актуальным и востребованным.

Являясь структурой предприятия, организации или фирмы, музей не только собирает, хранит и изучает культурно-историческое наследие отрасли или сферы развития бизнеса, но и формирует внутреннюю корпоративную культуру организации. Музей выступает транслятором корпоративной культуры во внешнюю среду, поэтому и от качества предоставляемых музейных услуг зависит имидж предприятия или фирмы. Например, в пяти залах корпоративного музея Чусовского металлургического завода (Челябинск) общей площадью 350 кв. м. собраны уникальные экспонаты и исторические документы, характеризующие этапы развития завода от основания в 1879 г. до настоящего времени. Музей был создан усилиями дирекции по персоналу, социальным вопросам и связям с общественностью и стал результатом большой исследовательской работы, проведенной по материалам государственных и заводских архивов. К сбору экспонатов привлекались местные краеведы и работники завода. Некоторые экспонаты XIX века, уцелевшие со времен французского управления заводом, были найдены непосредственно в цехах завода. Определяя музей как важную составляющую корпоративной культуры, исполнительный директор Анатолий Карпов отметил: «Музей позволяет глубоко осмыслить историю завода и легче понять современные процессы, происходящие в нем. Мы возлагаем большие надежды на корпоративный музей. Важно, чтобы он был не только хранилищем документов и мемориальных свидетельств нашей истории, а центром корпоративной культуры, местом, где бы сходились интересы различных категорий: от школьников до сотрудников и ветеранов» [13].

Очевидно, что при упоминании слова «музей» у каждого человека возникают свои ассоциации, и едва ли они в первую очередь связаны с бизнесом. Однако, по мнению Т. И. Ковалевой, с которым нельзя не согласиться, современный музей - не «пыль веков», а генератор впечатлений и идей, в том числе и бизнес-идей [12]. Так, своеобразным «нервом» Нью-Йорка является «Музейная миля». Это самый престижный, самый дорогостоящий район города, где расположены самые известные музеи, живут известные люди, находятся посольства разных стран. Вообще американцы совершенно по-особому относятся к сохранению даже маленьких «кусочков» своей истории и очень гордятся ею. Их музеи  — это культовые места. В них вложены огромные средства, причем в этих вложениях все прагматично сосчитано до цента. Иначе бы американцы не были американцами. В этой стране национальный дух, национальная гордость и история, представленные в музеях, имеют материальную силу и одновременно будят эмоции и мысли, зовут в будущее силой потрясающих примеров. После Америки, как указывает Т.И. Ковалева, контраст с Нижним Новгородом поразительный в том смысле, что по отношению к истории город являет собой полную противоположность Нью-Йорку, несмотря на то, что имеет гораздо  более солидный возраст. Многие музеи просто закрыты для широкой публики. «Имея репутацию «кармана России», город и его жители весьма смутно представляют собственную историю, в которой самой яркой страницей и доминантой является история купечества и предпринимательства. Хотя нижегородская «миля» тоже весьма насыщенна: Дом архитектора, художественный, краеведческий музеи, музей Радиолаборатории, здесь тоже живет много известных и состоятельных людей. Здесь высока концентрация интеллектуально-культурного потенциала города, всегда строились самые дорогие особняки по проектам известных архитекторов. Здесь и раньше жили самые-самые... Удивительная улица — Верхневолжская набережная — место красивейшее. Вот только сейчас оно плохо ухоженное и совсем «не освоенное» теми, кто должен бы формировать инвестиционный имидж города. В Нью-Йорке в конце Бродвея есть музей истории финансового могущества. Там собраны истории крупнейших американских династий» [12]. В России осознание необходимости музеев сейчас проявляется пока только на уровне частных инициатив. Так, на Кулебакском металлургическом заводе (Нижегородская область) с приходом нового молодого и энергичного руководства был первым делом реанимирован угасающий музей. И понятно почему, ведь музей работает на имидж, на индивидуальность брэнда, выполняет и представительские функции. Чем глубже корни, тем солиднее фирма. Бренд, которому доверяют, всегда имеет свою историю, в отличие от фирмы-однодневки. У каждого солидного предприятия с историей есть свои традиции и их хранитель - музей, в котором представлены не только достижения предшественников, но и разработки нового руководства [13].

Нередко музей в обывательском представлении — это «склад старых вещей» или «кладовка раритетов». Однако еще в античности и школы, и академии, и музеи не подразумевали уединение, а служили местом общения, где люди вели диалоги, спорили, искали истину. Там рождались идеи, туда приходили со своими произведениями поэты и драматурги, музыканты и философы — там обсуждались их творения. Музей должен будить воображение. И бизнес без воображения, без видения будущего, также невозможен. Музей — привилегия успешных, когда есть что рассказать, когда есть что показать. Без самоуважения не будет ни перспективных проектов, ни умелых рабочих рук, ни доверия партнеров и клиентов. И если мы действительно хотим инновационных прорывов, то посетители, и особенно молодежь, должны иметь возможность соприкасаться с историей страны и иметь площадки для дискуссий и экспериментов. И лучшего места, чем современный полифункциональный музей, на наш взгляд, представить себе трудно. Ярким примером новаторского музея является открытый в 2003 году в г.Альметевске (Татарстан) музей ОАО «Татнефть». По мнению его создателей, музей Татнефти с точки зрения его профильной ориентации не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Он не является ни естественнонаучным музеем нефти, ни техническим музеем, ни производственным музеем истории отдельных предприятий, ни мемориальным музеем, рассказывающим о выдающихся людях Татнефти. Музей Татнефти - это музей корпоративной культуры и культуры, возникающей в результате деятельности компании. В определенном смысле, это музей «углеводородной цивилизации» [14].

На рубеже XX-XXI вв. значительно увеличилось число корпоративных музеев. Они больше не считаются пережитком прошлых «застойных» лет. Так, многие петербургские руководители, выезжающие на зарубежные предприятия, получали приглашение посетить корпоративный музей. Музей истории предприятия есть в таких компаниях, как Porshe, Studebaker, Ford, Matsushita и многих других. В Петербурге раньше также практически у каждого крупного и не очень предприятия был свой музей или небольшая выставка. Лет 10-15 назад некоторые из них оказались на грани закрытия. Но времена меняются, и вслед за стабилизацией экономики руководители предприятий задумались о своих музеях. Сложное материальное положение подтолкнуло некоторые музеи к объединению. Современные условия потребовали значительных изменений в экспозициях, формах и методах работы корпоративных музеев. Так, например, в 1993 году ФГУАП «Пулково» и Академия гражданской авиации СПб договорились об объединении своих музеев. «Соединились два богатейших фондовых собрания, и это пошло нам на пользу», констатировала директор Объединенного музея Академии гражданской авиации СПб и ФГУАП «Пулково» Н. Сафронова. В июне 2003 г. площадь музея была расширена до 300 кв.м. В структуре организации есть архив и научная библиотека. Объединенный музей принимает не только сотрудников своих предприятий, студентов, но и всех желающих, которые приходят в музей. [15]

Итак, развитие музейного дела убедительно свидетельствует о том, что все больше предприятий, учреждений, организаций и фирм различных форм собственности стремятся к формированию корпоративной культуры, одним из символов которой все чаще выступает музей. Как показывает практика, он необходим в любой сфере деятельности, будь то банки или заводы, вузы или театры, поскольку опосредованно влияет на производительность труда, на качество выпускаемой продукции, на формирование имиджа успешности, позитивно воздействуя на настрой персонала, влияет на психологический климат и, в конечном итоге, определяет некую общность людей, их принадлежность к большой компании или корпорации людей, объединенных общей целью и задачами и стремящихся их успешно решить.

Гораздо более сложным и многоаспектным процессом является формирование корпоративной культуры в традиционных музеях исторического, художественного, литературного и других профилей, насчитывающих десятилетия и даже столетия своего существования. Однако и здесь есть точки пересечения, позволяющие говорить о том, что не только государственные заводы и фабрики, предприятия всех форм собственности, школы и университеты, театры и цирки и, наконец, сами музеи могут выступать как своеобразные корпорации, учреждения, заботящиеся о создании собственной корпоративной культуры. Ведь корпоративная культура, на наш взгляд, предполагает бережное отношение к своим истокам, поэтому история любых отраслей человеческой деятельности, аккумулированная в музейных предметах и коллекциях, памятниках и ансамблях, не только отражает историю материальной и духовной культуры человечества, но и корреспондирует с «охранительной» функцией музея. В музейных экспозициях в широком спектре их тематики и содержания запечатлены основные вехи развития различных видов искусства, литературы, истории городов, регионов и стран, науки и техники, религии и образования. Без осмысления прошлого нет движения в будущее, в котором дальнейшее укрепление позиций музея в социуме, востребованность публикой, адекватная реакция на вызовы времени и запросы аудитории во многом связаны с формированием его корпоративной культуры. Рассмотрим главные, на наш взгляд, направления развития этого процесса.

Во-первых, это информационное обеспечение. В наступивший век информации и в связи с невероятным возрастанием ее значения, а также наряду с увеличением способов и скоростей ее получения музей как корпоративная структура должен обеспечить посетителю доступную и адекватную информацию практически по всем вопросам, порой даже не связанным напрямую с деятельностью музея. Для этого в музеях необходим, прежде всего, стол справок или информационное бюро, которые находятся на передовой линии информационной службы, а их сотрудники готовы компетентно ответить на любой вопрос. Далее необходима специальная подготовка и слаженная работа персонала службы информации. Это могут быть «бродячие справочники» или «зональные гиды», которые готовы отвечать на вопросы посетителей, сопровождать их, осуществляя краткое информационное обслуживание и помогая ориентироваться в пространстве музея, а также оказывать помощь в решении насущных проблем взрослых и маленьких гостей музея. Многие крупные музеи создают информационные центры. Это стационарный пункт, где можно получить глубокую и подробную, а порой исчерпывающую информацию по различным направлениям деятельности музея, составу его коллекций и способам их представления публике, где можно заказать индивидуальную экскурсию, осуществить поиск дополнительной информации, оставить запрос или заявку и т.д. Информационнным обеспечением может заниматься и библиотека музея, если она открыта для публики, имеет материально-техническую базу и готова обслуживать посетителей. К сожалению, в практике работы отечественных музеев библиотека является самостоятельным научным подразделением, рассчитанным на обслуживание только сотрудников музея или работу с отдельными исследователями из сторонних организаций (чаще по предварительной записи).

Функции информационного обеспечения в музеях эффективно выполняют компьютеры, компьютерные парки или мультимедийные терминалы, которые устанавливают в залах или вспомогательных помещениях музея. Они обеспечивают доступ к некоторой части каталожных данных, предлагают музейные игры или образовательные программы, рассчитанные на посетителей разных возрастов и уровня подготовки.

Широко внедряются в музейную практику аудиогиды, которые прежде использовались на временных выставках. Сейчас аудиогиды – обычный вид информационного сопровождения и на стационарных экспозициях. Их очевидное преимущество состоит в том, что посетитель не тратит время на чтение этикеток и силы, чтобы нагнуться к ним, не напрягает зрение, если этикетки плохо освещены в витринах, не отвлекается на чтение экспликаций, что значительно снижает усталость и предотвращает скопление людей около известных или наиболее аттрактивных экспонатов.

Такие традиционные и весьма востребованные формы предоставления систематизированной, отобранной и педагогически осмысленной информации как экскурсии и лекции по-прежнему не теряют своей популярности и привлекательности благодаря личностному наполнению, авторскому исполнению и другим особенностям, присущим данным формам. Особенно интересными являются театрализованные экскурсии, жанровые лекции и пр., однако их рассмотрение уже выводит нас в область культурно-образовательной деятельности музея, связанной с установлением контакта и взаимодействия с его реальной и потенциальной аудиторией.

Во-вторых, ведущим направлением развития корпоративной культуры музея является, на наш взгляд, интерпретация, то есть единая продуманная система способов, с помощью которых музей сообщает публике сведения о своем собрании и о своей исследовательской деятельности, об уникальных предметах и их неординарных судьбах, о новых находках и открытиях, о путях формирования коллекций и способах их пополнения, таким образом приближая музей к конкретным нуждам человека и способствуя пробуждению, а затем и формированию музейной потребности. Только «разговаривая» с человеком, музей открывает ему новый «язык», с помощью которого можно прочитать скрытый смысл и понять значение музейных предметов, обрести возможность путешествовать в пространстве и во времени, становясь собеседником известных и безымянных авторов мировых шедевров и уникальных памятников. С точки зрения корпоративной культуры, понятие интерпретация включает в себя, прежде всего, ориентирующую информацию. Каждый музей придумывает собственные правила создания этикеток и пояснительных стендовых текстов, постеров, которые основываются на профиле и масштабе музея, содержании его коллекций, характере занимаемого здания и его архитектурных особенностей. Выполненная в единой стилистике, такого рода «продукция» должна содержать указание автора текста и учитывать смысловой спектр информации, тон объяснения (дидактический, свободный, авторитетный), размер шрифта и цвет и др.

Некоторые современные музеи, чаще художественные, порой лишают произведения интерпретации, предоставляя возможность экспонатам говорить самим за себя. Другие, наоборот, стараются дать максимум объяснений и разъяснений для посетителя. Между крайностями есть, разумеется, есть «золотая середина», то есть разумный подход, основанный на предоставлении объективной и научно достоверной, взвешенной информации в доступной и понятной форме. Своеобразную «философию» доступности информации активно разрабатывают естественно-научные, технические, а также исторические музеи, в которых невозможно «чистое» созерцание, а необходимы объяснения и пояснения, желательно, в интерактивной форме. Современными исследователями ориентирующая информация подразделяется на: пространственно-ориентирующую, то есть информирование посетителей о том, в какой части музея они находятся, что могут увидеть, где найти то, что им необходимо, каков набор предоставляемых услуг, какие языки можно использовать в музее и т.д.;| и интеллектуально-оринтирующую, то есть разъяснение возможностей и особенностей музея, различных способов взаимодействия с коллекциями, позволяющее посетителям планировать свое пребывание в музее. Иными словами, посетителю необходимо в короткой и понятной форме узнать, есть ли обзорные экскурсии, тематические, программы для семейной аудитории, возможности провести праздник, есть ли информационный стенд/центр/киоск и пр.

Для большинства туристов и гостей посещение музея является первым, и задача его сотрудников сделать все возможное, чтобы оно не стало последним. Ориентация в пространстве музея помогает человеку не чувствовать себя чужими и потерянными, располагает к комфортному пребыванию, вселяет уверенность, то есть дает позитивную установку на посещение музея. Четкое и наглядное информирование посетителей с самого начала его визита в музей о том, где расположены гардероб, туалеты, места для отдыха, ресторан/кафе, магазины, сувенирные киоски, есть ли детские комнаты, пункт медицинской помощи, как передвигаться в инвалидном кресле или коляске, какая помощь может быть предоставлена в столе справок или у смотрителей, помогает чувствовать себя уютно, особенно если они пришли в музей впервые.

Не лишним будет заметить, что чем больше ориентирующей информации, тем больше ее роль в увеличение доходов музея. Не узнав при входе о наличии кафе, посетители не выкроят времени для его посещения. Не познакомившись со всем репертуаром выставок, культурных программ, концертов и пр., они могут покинуть музей с чувством, что все осмотрели, тогда как должны уйти с ощущением, которое можно выразить словами: «Как много еще осталось не увиденным! Мы непременно должны вернуться сюда снова». Приветливое и заинтересованное отношение к посетителю, уважение его желаний и стремление ответить на запросы – не только залог эффективного взаимодействия музея и его аудитории, но и обязательный элемент корпоративной культуры музея.

В-третьих, важным направлением развития корпоративной культуры музея, серьезно способствующим информированию и интерпретации, является наличие внешних атрибутов музея как корпорации. Разработка и использование единого «фирменного стиля», включая бейджи сотрудников, униформу персонала, логотип, издательскую продукцию (открытки, плакаты, путеводители, планы, каталоги, календари и др.), сувениры, CD и DVD, выполненные с учетом специфики профиля музея или его местонахождения, делает «лицо» музея легко узнаваемым и запоминающимся одновременно.

Однако на самом деле не только экспозиция как главный канал музейной коммуникации, и не столько современная инфраструктура музея с использованием новейших технологических достижений, включая музейный дизайн, определяют лицо музея, сколько его сотрудники. И первое впечатление о музее, и суждение о нем какое-то время спустя, будет зависеть и от профессионализма экскурсовода, и от вежливого обслуживания в кассе или в гардеробе. Отзывы о музее будут распространяться в той же самой среде, с которой работает и реклама, и связи с общественностью и СМИ, и Интернет. Поэтому ознакомление персонала с основными целями и задачами музея, обеспечение профессиональной подготовки, регулярное повышение квалификации и, в некоторых случаях, специальные психологические тренинги, являются неотъемлемой частью руководства музеем и работы всех его служб по формированию корпоративной культуры, направленной на создание облика музея как корпорации, осуществляющей великую и благородную миссию хранения и презентации культурного наследия, а также внутренней атмосферы доброжелательности и заботы о посетителе, а в так называемых «малых» музеях почти домашней гостеприимной обстановки.


Библиография:

  1. Гимельштейн Я. Музейное дело в рамках феномена Новой культурной политики и теории корпоративизма //Триумф музея? – СПб.: Осипов, 2005. – С.61-83.

  2. Гриднева Е.А. Фирменный стиль как культурологическая проблема // Фундаментальные проблемы культурологии: В 4-х т. Т.II: Историческая культурология /отв.ред. Д.Л. Спивак. – СПБ.: Алетейя, 2008. – С. 185-197.

  3. Дукельский В.Б. От музейного учреждения к музейной фирме // Музеи. Маркетинг. Менеджемент. Практическое пособие. /Под. ред В. Дукельского, Н. Никишина. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 112 – 130.

  4. Дюкарев Р., Фокс К., Холмз О. и др. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. – М.: Центр развития образования, 1998. – 234 с.

  5. Колбер Ф., Нантель Ж., Билодо С., Рич Дж. Д. Маркетинг культуры и искусства. – СПб.: АртПресс, 2004.

  6. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле: Учебное пособие. / Под ред. А. Б. Голубовского. – М.: Логос, 2002. – 256 с.

  7. Мастеница Е.Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности //Триумф музея? – СПб.: Осипов, 2005. – С. 138 -145.

  8. Мастеница Е.Н. Социальная миссия музея в эпоху глобальных перемен // Человек, культура и общество в контексте глобализации: Human being, culture and society in the context of globalisation: материалы междунар. науч. конф., 25-27 ноября 2005 г. – М.: Академический проект, РИК, 2007. – С. 216. – 219.

  9. Салуа Ж. Проект культурной деятельности музея // Инф. Бюллетень ИКОМ. – 1995 – №1. – С. 22– 30.

  10. Спивак В. А. Корпоративная культура [Текст] : теория и практика / В. А. Спивак. М. [и др.] : Питер, 2001. 345с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/18692

  11. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Проективная модель музея XXI века: управление процессом коммуникации // Музей - зритель.XXI век. Материалы конференции к 80-летию научно-просветительского отдела Эрмитажа / Науч. ред. О.Г. Махо. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – С. 24 - 30.

  12. http://www.birzhaplus.ru/print.php?8040

  13. http://www.metalinfo.ru/ru/news/26576

  14. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Музей компании «Татнефть»
    http://www.future.museum.ru/part03/tatneft.htm

  15. http://www.dpgazeta.ru/article/54345


1 Мастеница Е.Н. – кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.