Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Итоговый тест по биографии и творчеству А. С. Грибоедова жизнь и творче - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Итоговый тест по биографии - страница №1/7


Мележик О.Г.




Контрольно – проверочные работы

по русскому языку и литературе

в 9 классе


d:\школьные документы\картинки\книги, школа\рисунок3.png


Протокол № 8 от 4 июня 2011 года.
Составитель:

учитель русского языка и литературы I категории средней школы №13 города Тараза

Мележик Ольга Геннадьевна.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………….4



Контрольно - проверочные работы по литературе:

  • Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. «Горе от ума» ……………..5

  • Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» ..7

  • Итоговый тест по биографии и творчеству А.С. Грибоедова ……9

  • Жизнь и творчество А.С. Пушкина ………………………………..10

  • Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова ……………………………15

  • Итоговая контрольная работа по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова …………………………………………………………..20

  • Итоговый контрольный тест по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова ………………………………………………..…………21

  • Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. «Мертвые души»………………24

  • Жизнь и творчество И.С. Тургенева. «Отцы и дети» ……………..42

  • Жизнь и творчество И.А. Гончарова. «Обломов» ………………...48

  • Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса ………….49

Контрольно - проверочные работы по русскому языку:

  • Простое и сложное предложение …………………………………..53

  • Сложносочиненное предложение …………………………………54

  • Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных предложений по значению ……………………………………………………55

  • Сложноподчиненные предложения. Позиция придаточного предложения по отношению к главному предложению……………….59

  • Запятая на стыке двух союзных «скреп» в сложном предложении ………………………………………………………………………...60

  • Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение» ………………………………………………………………………...61

  • Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» ………………………………………………………………………...68

  • Сложные союзные предложения …………………………………69

  • Бессоюзное сложное предложение ………………………………79

  • Обобщающий тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»…………………………………………………………………..80

Ответы к контрольно - проверочным работам по литературе ……………………………………………………………………………...82

Ответы к контрольно - проверочным работам по русскому языку ……………………………………………………………………………86
Аннотация

Предлагаемый сборник контрольно-проверочных работ по русскому языку и литературе подготовлен на основе учебных программ по курсу «Русская литература» и «Русский язык» по «Государственному стандарту среднего образования Республики Казахстан» и может применяться в учебных аудиториях, работающих по различным учебникам русского языка и литературы, поскольку составлен с учетом современных действующих программ.

Сборник контрольно-проверочных работ создан в помощь учителям, работающим в 9 классах, и содержит контрольные работы различного типа по основным разделам предметов «Русский язык» и «Литература». Материалы сборника позволят учителям организовать текущий и итоговый контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе. Контрольно – проверочные работы могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии. Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для учащихся, по каким-либо причинам пропустившим занятия по теме.

Контрольно – проверочные работы составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.

Тесты закрытого типа содержат условие (вопрос) и 2-5 вариантов ответа, среди которых только один правильный.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – до 75% заданий, «удовлетворительно» – до 60% заданий, «неудовлетворительно» – менее 60% заданий.


Контрольно - проверочные работы

по литературе

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

«Горе от ума».

Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба, Б) Молчалина, В) Чацкого, Г) Софью.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:



2. «Подписано, так с плеч долой»

А) Софья,

Б) Чацкий,

В) Молчалин,

Г) Фамусов,

Д) Горич,

Е) Скалозуб,

Ж) Репетилов.


3. «…Чтобы чины давать - есть многие каналы».

4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова умного не выговорил сроду».

6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед».

7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же».

8. «Да умный человек не может быть не плутом».

9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества.

А) Лиза

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Хлестова

Д) Скалозуб


12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,

фельдфебель, ушибена.



13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.

15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.


Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич; В) А. С. Пушкин.

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:



5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»

А) Фамусов

Б) Софья

В) Лиза


6. «Он славно пересмеять умеет всех»

7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8. В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова;

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

А) скука; Б) ссылка;

В) несчастная, безответная любовь; Г) болезнь.

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год; Б) три года; В) пять лет; Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия; Б) трагедия; В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев. Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.

Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский; Б) И. А. Крылов В) А.С. Пушкин

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!...

А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны; В) Хрюминой; Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?

А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую; Б) социальную; В) семейно-бытовую; Г) политическую; Д) совокупность разновидностей.

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич; Б) Александр Андреевич;

В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович;

Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В) Фамусову;

Г) Молчалину; Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Б) второстепенные

В) эпизодические

Г) образ-пародия

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия



11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

13. Г.D. – Г.N.

14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

15. Репетилов


Контрольная работа

по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вариант 1.

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»



1) классицизм

2) романтизм

3) реализм


А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) социальная и психологическая типизация; инди-видуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;

В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.


2. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба; Б) Молчалина; В) Чацкого; Г) Софью

3. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии.

Индивидуализация языка; афористичность; трагический пафос; авторская ремарка; гипербола; фарсовые детали; катарсис; фразеологизмы; драматизм; просторечия; ирония; сарказм.

4. «…Чацкий в комедии не является ни идеалом, ни даже носителем более или менее четкой позитивной программы» (Е. Рогачёвская).

А) Как вы понимаете определение «идеал» применительно к герою литературного произведения? Можете вы согласиться с тем, что Чацкий таковым не является? Почему?

Б) Верно ли, что у Чацкого нет «более или менее четкой позитивной программы»? Если вы не согласны с мнением исследовательницы, то в каких, на ваш взгляд, монологах героя комедии эта программа изложена наиболее четко и последовательно.

5. В известном монологе Чацкого цензурой были опущены слова



Своя провинция

Посмотришь вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

А) Как вы считаете, чем могла быть вызвана такая цензурная правка?

Б) Насколько изменился монолог главного героя? Может быть, опущенные слова не несут важного смысла?


Вариант 2.

1. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков персонажей;

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

2. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему».

Князь Федор; Максим Петрович; трое из бульварных лиц; Татьяна Юрьевна; двоюродный брат Скалозуба; барон фон Клоц; французик из Бордо; молодые люди; «кто путешествует, в деревне кто живет»; Кузьма Петрович; тетушка Софьи.

3. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) Комедии; Б) Трагедии; В) Трагикомедии.

4. А.С.Пушкин прочитал «Горе от ума», находясь в ссылке, и в письме поэту П.А.Вяземскому (28 января 1825 года) отметил: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины».

А) Попытайтесь поспорить с поэтом относительно плана, главной мысли и истины «Горя от ума». Или вы согласны с такой оценкой комедии Грибоедова?

Б) Вам известна другая пушкинская оценка пьесы? Расскажите о том, чем она отличается от приведенной выше.

5. «Оптимизм – основная настроенность «горя от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю» (Н.К. Пиксаков).

А) Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична, по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ.

Б) Можете ли вы согласиться с мыслью о «внутреннем бессилии фамусовского общества»? Почему?

В) Вы увидели очевидную силу Чацкого? Если да, то в чем? Согласны ли вы с тем, что комедия оптимистична по своему общему настроению?


Итоговый тест

по биографии и творчеству А.С. Грибоедова

1. Даты жизни А.С. Грибоедова:

А) 1799 – 1837 г.г. Б) 1795 – 1829 г.г. С) 1814 – 1841 г.г.

2. В каком городе родился А.С. Грибоедов?

А) в Петербурге, Б) в Твери, В) Москве.

3. В каком учебном заведении учился А.С. Грибоедов?

А) Московском университете,

Б) Петербургском университете,

В) Царскосельском лицее.

4. По профессии Грибоедов был:

А) дипломатом, Б) литератором,

В) чиновником Министерства внутренних дел.

5. Жанр произведения «Горе от ума»:

А) трагедия, Б) комедия, С) мелодрама.

6. Первоначальное название произведения.

7. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?

А) Фамусова, Б) Молчалина, В) Чацкого.

8. Как зовут Чацкого?

9. В течение какого времени происходит действие в произведении:

А) 1 день, Б) 2 день, В) 3 день.

10. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий:

А) 3 месяца, Б) 3 года, В) 5 лет.

11. Кого Фамусов считает хорошим женихом для Софьи:

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит…»,

Б) человека, которого «способностями Бог не наградил», но «дал сердце доброе…»,

В) человек, который «и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный».

12. Из какого города приехал в Москву Молчалин:

А) из Петербурга, Б) из Твери, В) из Смоленска.

13. О ком говорит Лиза: «и золотой мешок, и метит в генералы…»

А) о Чацком, Б) о Скалозубе, В) о Молчалине.

14. Кому из героев принадлежат слова: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…»:

А) Репетилову, Б) Горичу, В) Молчалину.

15. Кто говорит о себе: «При мне служащие чужие очень редки; все сестрины, свояченицы детки»:

А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.

16. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого:

А) Софья, Б) Фамусов, В) Молчалин.

17. Кому принадлежат слова: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина»:

А) Фамусову, Б) Молчалину, В) Скалозубу.

18. Какой чин у Молчалина?

19. Какими талантами обладает Молчалин:

А) честность и трудолюбие, Б) умеренность и аккуратность,

В) гордость и честолюбие.

20. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

А) Чацкому, Б) Лизе, В) Молчалину.

21. Определите автора высказывания: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий…»:

А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.

22. Фамилия персонажа, причисляющего себя к тайным обществам.

23. Кто написал критическую статью «Мильон терзаний»?

24. Какой фразой заканчивается комедия и кто её произносит?

25-30. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:



25. «Свежо предание, да верится с трудом…»

А) Софья

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Фамусов

Д) Скалозуб


26. «А судьи кто?»

27. «Дома новы, но предрассудки стары…»

28. «Счастливые часов не наблюдают…»

29. «Учились бы, на старших глядя…»

30. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»


Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Вариант 1.

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1765 – 1825; Б) 1799 – 1837; В) 1814 – 1841; Г) 1901 – 1945.

2. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?

А) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”,
Б) “Береги честь смолоду”,
В) “У сильного всегда бессильный виноват”,
Г) “Встречают по одёжке, а провожают по уму”.

3. Основателем какого журнала стал Пушкин?

А) «Зеленая лампа», В) «Пророк»,

Б) «Лицей», Г) «Современник».

4. Кто из великих русских поэтов XVIII века заметил в Пушкине-лицеисте будущего гения поэзии?

А) Вяземский, Б) Жуковский, В) Державин, Г) Ломоносов.

5. Кому рассказывает Татьяна о своей любви?

А) Матери, Б) Сестре, В) Няне, Г) Подруге.

6. Узнайте героя:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский, Г) Петр Гринев.

7. Кого Пушкин имел в виду, восклицая:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз»?

А) лицеистов, Б) декабристов,

В) героев своих произведений, Г) коллег

8. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы»?

А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский, Г) Петр Гринев.

9. О каком русском имени Пушкин пишет:

оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

А) Ольга, Б) Мария, В) Татьяна, Г) Евгений.

10. Когда у Татьяны именины?

А) в июле, Б) в январе, В) в октябре, Г) в марте.

11. Назовите первую поэму Пушкина.

А) «Кавказский пленник», В) «Медный всадник»,

Б) «Руслан и Людмила», Г) «Полтава».

12. Что рисует автор в черновиках «Евгения Онегина»?

А) цветы, Б) портрет Гончаровой,

В) виселицу, Г) портрет Татьяны Лариной.

13. Как называется место на окраине Санкт-Петербурга, где произошла дуэль между А.С. Пушкиным и Дантесом?

А) Летний сад, В) Дворцовая площадь,

Б) Черная Речка, Г) Эрмитаж.

14. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

А) серебро, Б) железо, В) платина, Г) золото.

15. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”



Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна, В) Ольга,


Б) няня Татьяны, Г) помещица Ларина в девичестве.

16. Членом какого кружка становится Пушкин в 1818 года?

А) Жёлтая лампа, В) Красная лампа,
Б) Синяя лампа, Г) Зелёная лампа.

17. Персонаж “Капитанской дочки”, подаривший Пугачёву заячий тулуп?

А) Савельич, Б) Миронов, В) Гринёв, Г) Швабрин.

18. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”, Б) “Узник”, В) “Памятник”, Г) “Анчар”.

19. Жанр “Евгения Онегина”.

А) роман, Б) роман в стихах, В) поэма, Г) стихотворение.

20. Несколько стихотворений Пушкина названы: “19 октября”, “19 октября 1827”, “19 октября 1828”. Что значила эта дата для поэта?

А) день открытия Царскосельского лицея, Б) день поступления в лицей,

В) день рождения Пушкина, Г) в этот день Пушкин закончил Лицей.

21. Из какого произведения взяты эти строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

А) “Пророк”, В) “И.И. Пущину”,


Б) “К Чаадаеву”, Г) “Деревня”.

22. В какое время года происходит первое объяснение Татьяны и Онегина?

А) летом, Б) осенью, В) зимой, Г) весной.

23. Как звали няню Пушкина?

А) Арина Родионовна, В) Татьяна Ивановна,
Б) Настасья Филлипьевна, Г) Настасья Петровна.

24. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”



Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…

А) Татьяна, В) няня Татьяны,


Б) Ольга, Г) помещица Ларина в девичестве.

25. Кто из героев романа “Евгений Онегин”


Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный.
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

А) Онегин, Б) Ленский, В) помещик Ларин, Г) дядя Онегина.

26. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

А) быть столбовой дворянкой, В) быть вольной царицей,


Б) быт владычицей морской, Г) новое корыто.

27. Где получил образование Владимир Ленский?

А) в России, Б) В Америке, В) в Германии, Г) во Франции

28. На каком языке было написано письмо Татьяны?

А) на французском, Б) на русском, В) на немецком, Г) на английском.

29. Почему Пушкин оказался в Михайловском?

А) путешествовал, В) поехал улаживать имущественные дела,

Б) был в ссылке, Г) там у него была назначена встреча.

30. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский, В) из письма Татьяны,

Б) из письма Ольги, Г) ему рассказала няня Татьяны.

31. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

А) матери, Б) дяде, В) няне, Г) отцу.

32. Как погиб Пушкин?

А) отравился, В) погиб на дуэли, Б) погиб на каторге, Г) погиб на войне.

33. Кто стал женой Пушкина?

А) Анна Керн, В) Марья Волконская,

Б) Наталья Гончарова, Г) Анна Оленина.


Вариант 2.

1. Годы жизни А.С. Пушкина:

А) 1799 – 1837 г.г., Б) 1795 – 1825 г.г. В) 1814 – 1841 г.г.

2. Благодаря кому уже в детские годы поэт почувствовал близость к народу?

А) матери, Б) няне, В) отцу.

3. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью “Победителю – ученику от побежденного учителя”

А) Жуковский, Б) Державин, В) Фонвизин.

4. Кому посвящены стихи Пушкина, начинающиеся словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»?

А) Н.Н. Гончаровой, Б) Пущину, В) Дельвигу.

5. Почему Пушкин оказался в Михайловском?

А) потому что решил уладить свои имущественные дела,

Б) он там находится в ссылке,

В) там проходит встреча его лицейских друзей.

6. Кому Пушкин посвятил стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) своим лицейским друзьям, Б) декабристам, В) своим детям.

7. Какое произведение стало результатом исследования пугачевского восстания?

А) роман «Евгений Онегин», Б) «Повести Белкина»,

В) «Капитанская дочка».

8. Основателем какого журнала стал А.С. Пушкин?

А) «Отечественные записки», Б) «Новая жизнь», В) «Современник».

9. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”, Б) “Памятник”, В) “Анчар”.

10. Из какого произведения взяты эти строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А) “Пророк”, Б) “К Чаадаеву”, В) “И.И. Пущину”.

11. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?

А) Н.Н. Гончаровой, Б) Анне Керн, В) Е. Воронцовой.

12. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна»?

А) Н.Н. Гончаровой, Б) Анне Керн, В) Е. Воронцовой.

13. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?

А) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”,

Б) “Береги честь смолоду”,

В) “У сильного всегда бессильный виноват”.

14. Как погиб А.С. Пушкин?

А) от рук религиозных фанатиков, Б) на дуэли,

В) был казнен за участие в декабрьском восстании.

15. Автор статьи «Сочинения Александра Пушкина»:

А) Добролюбов, Б) Писарев, В) Белинский.

16. В романе «Евгений Онегин» завершенных глав:

А) 8, Б) 9, В) 10.

17. Действие первой главы романа «Евгений Онегин» происходит:

А) в деревне, Б) в Петербурге, В) в Москве.

18. Размышлением какого персонажа начинается роман «Евгений Онегин»?

А) Автора, Б) Онегина, В) Ленского.

19. Почему Онегин оказывается в деревне:

А) его отправляют в ссылку, Б) там умирает его дядя,

В) отправляется в деревню писать роман.

20. Из какой страны вернулся Ленский?

А) из Америки, Б) из Франции, В) из Германии.

21. Расположите данные эпизоды романа «Евгений Онегин» в той же последовательности, что и в романе Пушкина.

А) письмо Татьяны к Онегину, Б) дуэль Онегина с Ленским,

В) сон Татьяны, Г) письмо Онегина к Татьяне.

22. “Татьяна любопытным взором

На воск натопленный глядит.

Он чудно-вылитым узором

Ей что-то чудное гласит”

Чем занята Татьяна?

А) уборкой, Б) гаданием, В) колдовством.

23. О ком эти строки?

Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна Б) Ольга В) помещица Ларина в девичестве

24. Кто из героев романа “Евгений Онегин”

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный.

А) Онегин Б) Ленский В) помещик Ларин

25. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила…

А) Ольга Б) Татьяна В) помещица Ларина в девичестве.

26. Письмо Татьяны к Онегину автор называет «необдуманным» потому, что

А) в нем не были соблюдены правила эпистолярного жанра,

Б) оно написано в порыве чувств, без учета этических норм, принятых в обществе,

В) оно лишено логики.

27. О ком эти строки:

…Любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил…

А) об Ольге, Б) о Татьяне, В) о помещице Лариной в девичестве.

28. В строках:

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилася она, -

автор использует:

А) сравнение, Б) гиперболу, В) олицетворение.

29. Строки:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…-

содержат:

А) сравнение, Б) гиперболу, В) олицетворение.

30. Почему Онегин принял вызов Ленского на дуэль?

А) потому что был зол на Ленского,

Б) потому что боялся светской молвы,

В) потому что должен был вступиться за честь девушки.


Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Тест 1. «Лирика М.Ю. Лермонтова».

1. И душно кажется на родине,



И сердцу тяжко, и душа тоскует... —

цитата из написанного в 1829 г. стихотворения:

а) «Монолог»; б) «Мой демон»; в) «Наполеон».

2. Афористичное утверждение: «Так жизнь скучна //Когда боренья нет», — начало 22-й строфы стихотворения:

а) «Исповедь»; б) «1831-го июня 11 дня»; в) «1830. Май. 16 число».

3. В 1832 г. Лермонтов пишет хрестоматийное стихотворение «Парус». Парус — это символ:

а) одинокого героя, который стремится к переменам;

б) романтики путешествий и дальних странствий; в) моря.

4. Стихотворение «Бородино», образец патриотической лирики, было написано в честь 25-летнего юбилея знаменитого сражения. Рассказ о Бородинском бое ведется от лица:

а) известного генерала, «отца солдатам»;

б) историка, изучающего эту битву;

в) простого солдата, участника Бородинского сражения.

5. Закончите цитату из стихотворения «Бородино»:

...Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

а) За родину свою! б) За Бога и царя! в) За Бородино!

6. Известный русский прозаик В. А. Соллогуб сказал: «Смерть … возвестила России о появлении нового поэта Лермонтова».

а) Александра I; б) Наполеона; в) А. С. Пушкина.

7. На Кавказ Лермонтова сослали в 1837 г.:

а) за дуэль с членом царской фамилии;

б) за последние несколько строк в стихотворении «Смерть поэта»;

в) за деятельность в антиправительственном обществе.

8. Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем...

Это строфа из стихотворения, написанного в 1837 г., когда Лермонтов был под арестом за произведение «Смерть поэта».

а) «Узник»; б) «Молитва»; в) «Дума».

9. В стихотворении «Молитва» лирический герой просит Матерь Божию:

а) «о спасении …перед битвою…»

б) «за свою … душу пустынную…»

в) «окружи счастием душу достойную...»

10. Программное стихотворение «Дума» начинается строчками: «___я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно...»

а) с любовью; б) печально; в) с надеждой.

11. Протест против непонимания поэта обществом, считающим право на гражданственность лирики, выразился в стихотворении:

а) «Пророк»; б) «Дума»; в) «Поэт».

12. В начале 1840 г. Лермонтов пишет стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Картинам светского бала, где мелькают «приличьем стянутые маски», где красавицы холодны, знакомые бездушны, автор противопоставляет:

а) картину тех мест, где прошло его детство;

б) дикую природу Кавказа; в) бушующее море.

13. Стихотворение «Пророк» начинается следующими строчками:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

За что даже близкие люди «бросали бешено каменья» в пророка?

а) Он обличал их пороки. б) Он призывал ближних к борьбе.

в) Он проповедовал любовь и правду.

14. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтов пишет: «Уж не жду от жизни ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть...» Что ищет поэт на пустынном и кремнистом жизненном пути?

а) Бурь и борьбы. б) Свободы и покоя. в) Счастья и любви.

15. В каком стихотворении Лермонтова особенно четко звучит тема поэта и поэзии?

а) «Пророк». б) «И скучно и грустно». в) «Дума».


Тест №2. «Герой нашего времени. Бэла».

1. Где происходит действие главы «Бэла»?

А) на Кавказе, Б) в Сибири, В) в Персии.

2. Кто рассказывает автору историю Бэлы и Печорина?

А) сама Бэла, Б) сам Печорин, В) Максим Максимыч.

3. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

А) на свадьбе старшей сестры Бэлы, Б) на свадьбе Бэлы, В) на охоте.

4. Какое определение даёт Печорину Максим Максимыч?

А) странный, Б) интересный, В) необыкновенный.

5. Кто такой Азамат?

А) брат Бэлы, Б) жених Бэлы, В) отец Бэлы.

6. Как Бэла оказалась у Печорина?

А) он её засватал,

Б) её украл Казбич и привёз Печорину,

В) Азамат обменял её на коня.

7. Из-за чего так переживает Казбич: «…завизжал, ударил ружьё о камень, разбил иго вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребёнок…»?

А) у него украли коня, Б) из-за смерти отца, В) из-за смерти Бэлы.

8. Почему Максим Максимыч отправляется наказывать Печорина?

А) он исполняет свой долг, Б) ему жалко Бэлу, В) это приказ начальника.

9.После чего происходят изменения в поведении Бэлы?

А) после ранения Печорина,

Б) после смерти её отца,

В) после того, как Печорин собрался бросить её и уехать воевать.

10. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит…то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

А) любовь к свободе, Б) гордость, В) смелость.

11. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»?

А) Печорин, Б) Казбич, В) Максим Максимыч.

12. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю… я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

А) о Бэле, Б) о Мэри, В) о Вере.

13. Как погибла Бэла?

А) её застрелил Азамат,

Б) её зарезал Казбич,

В) она умерла от тоски по родине.

14. Как Печорин переживал смерть Бэлы?

А) он был нездоров, исхудал,

Б) он, пытаясь отвлечься, каждый день ездил на охоту,

В) он в беседах с Максим Максимычем анализировал свои поступки.
Тест №3. «Герой нашего времени. Княжна Мери».

1. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) всех отдыхающих на водах,

Б) людей, приехавших лечиться на воды,

В) высший свет, приехавший на воды, отдавая дань моде.

2. Кто такой Грушницкий и какова цель его приезда?

А) юнкер, приехавший на Кавказ из романтического фанатизма,

Б) офицер, сосланный на Кавказ за дуэль,

В) представитель высшего света, приехавший лечиться.

3. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

А) автора, Б) Печорина, В) Грушницкого.

4. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) Грушницкий, Б) Печорин, В) Максим Максимыч.

5. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма,

Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,

В) ему так удобно.

6. Почему Грушницкий хочет добиться любви Мери?

А) он её действительно любит,

Б) женитьба на Мери открыла бы ему дорогу в свет,

В) назло Печорину.

7. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Печорину, Б) Грушницкому, В) Вернеру.

8. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся;- рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Печорина, Б) Грушницкого, В) Вернера.

9. С какой целью Печорин приобрёл персидский ковёр?

А) он ему очень понравился,

Б) он решил его подарить Мери,

В) назло Мери.

10. Кто из женщин заставил биться сердце Печорина?

А) Мери, Б) Вера, В) княгиня Лиговская.

11. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья, Б) страданий, В) любви.

12. Почему Печорин решает волочиться за княжной Мери?

А) чтобы отвлечь внимание от Веры,

Б) назло Грушницкому,

В) и то, и другое.

13. Кто был « единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера, Б) Бэла, В) Мери.

14.Какой добрый поступок совершает Печорин на балу?

А) спасает Мери от позора,

Б) ставит на место Грушницкого,

В) признаётся Мери в любви.

15. Кто из героев называет себя « нравственным калекой»?

А) Грушницкий, Б) Печорин, В) Вернер.

16. Что явилось причиной дуэли между Печориным и Грушницким?

А) ревность Грушницкого,

Б) клевета Грушницкого,

В) месть Печорина Грушницкому.

17. Чем закончилась дуэль?

А) погибают оба, Б) погибает Грушницкий, В) погибает Печорин.

18. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он ничем не жертвовал для тех, кого любил,

Б) он никого не любил,

В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

19. Что двигало Печориным, когда он поехал вслед за Верой?

А) чувство долга,

Б) он хотел вернуть ей письмо,

В) он понял, что Вера была единственной женщиной, которую он любил по-настоящему.

20. Почему Печорин перед отъездом признаётся Мери, что никогда её не любил?

А) проявляет благородство, «помогая» Мери избавиться от любви к нему,

Б) хочет остаться верен любви к Вере,

В) не желает связывать себя узами брака.
Тест №4.

1. М.Ю. Лермонтов родился:

а) в Тарханах, б) в Петербурге, в) в Пятигорске, г) в Москве.

2. В какое учебное заведение поступил М.Ю. Лермонтов в 1830 г.?

а) в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге,

б) в Московский университет,

в) в Царскосельский лицей,

г) в Петербургский университет

3. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

а) "Парус", б) "Герой нашего времени",

в) "Маскарад", г) "Смерть поэта".

4. Назовите основной мотив в творчестве М.Ю. Лермонтова.

а) зависть, б) свобода, в) одиночество, г) усталость.

5. В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы:

а) романтизма и сентиментализма, б) реализма и романтизма,

в) классицизма и романтизма, г) реализма и классицизма.

6. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова?

а) Грушницкий, б) Максим Максимыч, в) Вернер, г) Печорин.

7. Печорина звали:

а) Максим Максимыч, б) Григорий Александрович,

в) Александр Григорьевич, г) Евгений Александрович.

8. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин, б) автор, в) сама героиня, г) Максим Максимыч.

9. Кому из героев романа "Герой нашего времени" В.Г. Белинский дал следующую характеристику:



Этот тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.

а) доктор Вернер, б) Вулич, в) Максим Максимыч, г) Казбич.

10. Как  сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич, б) она осталось с Печориным,

в) она вернулась к своим родным, г) она умерла.

11. Какая из частей романа "Герой нашего времени" является центральной и придает произведению характер психологичес-кого романа.

а) "Бэла", б) "Фаталист", в) "Тамань",

г) "Княжна Мери", д) "Максим Максимыч

12. Тема "маленького человека" раскрывается в романе в образе:

а) Вулича, б) Грушницкого, в) Максима Максимыча.


Итоговая контрольная работа

по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова

  2. Кто воспитывал будущего поэта?

  3. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

  4. Причина второй ссылки Лермонтова.

  5. Как погиб Лермонтов?

  6. Где погиб Лермонтов?

  7. Где похоронен Лермонтов?

  8. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

  9. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

  10. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

  11. Основная тема стихотворения «Дума».

  12. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

  13. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

  14. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

  15. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

  16. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

  17. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

  18. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

  19. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа»?

  20. Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

  21. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

  22. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

  23. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

  24. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее день ото дня…»?

  25. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

  26. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

  27. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

  28. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама уйду: я не раба его,- я княжеская дочь!..»?

  29. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно…»?

  30. О чем жалеет Бэла перед смертью?

  31. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

  32. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

  33. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

  34. Что говорит Печорин Мери при расставании?

  35. Что понял Печорин после расставания с Верой?

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим

Максимыч


В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич


37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла


Б) Мери

В) Вера


Г) ундина


42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»


следующая страница >>