Конспект урока по умк «Вокруг тебя мир» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конспект урока по умк «Вокруг тебя мир» - страница №1/1

Конспект урока по УМК «Вокруг тебя - мир».

Тема : «Цусима»/анализ эпизода романа А.С.Новикова -Прибоя/ Цели: 1.Развивать умение анализировать фрагмент произведения, озаглавливать его. 2.Побудить учащихся задуматься об уязвимости человека перед силами природы, перед бушующей стихией, задуматься о возможностях человека в экстренных ситуациях, силе духа, мужестве. 3.Обсудить проблемы прав пострадавших при кораблекрушениях и военных конфликтах. 4.Привлечь внимание детей к проблеме поведения человека в минуты смертельной опасности.

Оборудование:

1.Карта Цусимского сражения/Русско-Японская война 1904-1905гг/

2. Репродукции картин Айвазовского/ «Девятый вал», «Волны» и др./

3.УМК «Вокруг тебя - мир»/Книга для ученика.6 класс. -К.Сухарёв -Дериваз и др.-М.:Наука,1999/

4. ТСО:А) художественные фильмы «Корабли штурмуют бастионы» или «Адмирал»/ для демонстрации эпизодов морского боя/.

Б) презентация

5.Атлас великих сражений. -М.:РОСМА,2002.

6.На доске : запись темы урока, цифровые данные Цусимского сражения, иллюстрации, подготовленные детьми/военные корабли, военная морская форма матросов и офицеров, сюжетные рисунки/

Краткий план урока:


  1. Приветствие.

  2. Сообщение целей и задач урока.

  3. Подготовка к восприятию произведения.

  4. Чтение текста учителем. Словарь.

  5. Проверка первичного восприятия.

  6. Анализ художественного текста.

  7. Обобщение.

  8. Итог урока. Рефлексия.

  9. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Приветствие

  2. Сообщение целей и задач урока в ходе предварительной беседы.

-На двух предыдущих уроках мы вели разговор об одном из популярных сюжетов литературы: столкновение человека со стихией. В центре нашего внимания были тексты различных жанров: баллада Бюргера «Песнь о благородном человеке»,очерк Г.Бочарова «Что человек может». И в том, и в другом произведении человек противостоял стихии, помогал людям, попавшим в беду. Мы познакомились с героями, рисковавшими своей жизнью во имя спасения других людей. Сегодня мы познакомимся с фрагментом из романа «Цусима»,но прежде несколько слов о писателе.

1-й ученик: Алексей Силыч Новиков/1877-1944/(СЛАЙД №2) русский писатель, автор морских повестей и рассказов. В период Русско-Японской войны 1904-1905гг служил матросом на броненосце «Орёл», участвовал в Цусимском сражении, и его роман «Цусима» имеет документальную основу. В русской литературе было несколько писателей с фамилией Новиков, поэтому Алексей Силыс взял себе вторую фамилию, связанную с так любимым им морем – Прибой./набегающие на берег волны/.



  1. Подготовка к восприятию произведения.

2-й ученик:/показывает на карте(СЛАЙД №4)/ В романе «Цусима» Новиков-Прибой рассказывает о войне России и Японии в 1904-1905гг, о решающем сражении этой войны, произошедшем близ Японских островов в проливе Цусима в мае 1905года, спустя пять месяцев после сдачи Порт-Артура, где вторая русская Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. Тысячи матросов и офицеров, геройски сражавшихся в поединке с японским флотом, были бессмысленно загублены своим командованием. Поражение в Цусимском проливе означало не только потерю русского военно-морского флота, но и окончание русско-японской войны.

3-й ученик: Численный перевес был на стороне Японии, как в вооружении, (СЛАЙД №6) так и в живой силе противника, но русская эскадра приняла бой, хотя исход его был ясен:/ на доске



Россия

Япония

12 броненосцев,

9 крейсеров,

9 миноносцев

228 орудий




12 броненосцев

40 крейсеров

63 миноносца

910 орудий



- Об одном из эпизодов Цусимского сражения мы сейчас прочитаем.

4. Чтение текста учителем.

5.Проверка первичного восприятия:

-Чем закончилась эта битва?/японцы потопили 4 эскадренных броненосца, вспомогательный крейсер и повредили почти все суда русской эскадры. Ночью японцы атаковали 60-ю миноносцами остатки русского флота, к утру 15 мая Вторая Тихоокеанская русская эскадра перестала существовать/

-Взволновало вас это повествование? Чем? -Какие чувства вы испытали, узнав о таком драматическом развитии событий? -Какой эпизод запомнился наиболее ярко? Почему? -Посмотрите эпизод морского сражения из кинофильма, «войдите» в художественное пространство, почувствуйте его.

6. Анализ текста.

-Каков стиль повествования? -Да, это художественный стиль, и всё же он немного необычен, какой ещё стиль напоминает?/публицистический/ Это как репортаж с места событий: кратко, сжато, чётко ./

-Найдите в тексте слова и фразы, которые помогают увидеть картину гибели корабля/1-2 абзац, вывод- картина происходящего показана как кадры фильма- всё происходит за считанные минуты/(СЛАЙД №7,8).

-Как можно озаглавить этот отрывок текста, какое событие самое важное?

-Какие репродукции на доске могут служить иллюстрациями к данному отрывку?

-Далее по тексту найдите и прочитайте, как ведут себя люди, внезапно очутившиеся в воде/растерянность…сумятица…море кишело людьми…до берега было слишком далеко../ Как озаглавим этот отрывок?

-Бой прекратился, последний выстрел- и тишина. Что нарушало так внезапно обрушившуюся тишину? Прочитайте. Как называется этот художественный приём? /контраст/ Как озаглавим данный отрывок текста?

-Моряки оказались 1:1 со стихией, как они себя ведут? Прочитайте./мужественно, спокойно, даже шутят над своим бедственным положением, помогают товарищам, которые ранены или не умеют плавать, не подаются панике/ Моряки оказались в сложной жизненной ситуации: вокруг ледяные волны,ветер, корабль загорелся и тонет, продолжается обстрел..Каким фразеологизмом можно озаглавить этот отрывок?/из огня да в полымя, между молотом и наковальней/

-Найдите и прочитайте далее по тексту, когда пришла помощь, кто спасал потерпевших/спасение производила враждующая сторона, вспоминаем выдержки из Гуманитарного права: «не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному, в то же время, ненависть не должна помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение/(СЛАЙД № 10, 13)

-Когда закончилось спасение? Чего страшились моряки?/в темноте их не заметят/.

-Если бы японская сторона не стала спасать русских моряков, что с ними бы стало? Как озаглавим этот отрывок?Какая здесь главная мысль?

-Почему автор говорит,что «…этим несчастным в воде было тяжелее, чем в бою»?

7.Обобщение.

-Мы с вами прочитали три произведения из раздела «SOS», что объединяет их?

-Что важно для людей, попавших в беду?

-На кого можем надеяться мы с вами, если попадем в беду?

-Как вы думаете, кто в современных условиях обязан оказывать помощь любому, потерпевшему кораблекрушение?

-Какие правовые нормы, законы действуют в условиях вооружённогог конфликта?/зачитывают цитаты или отвечают своими словами/

8.Итог урока.Рефлексия.

-На протяжении трёх уроков мы с вами говорили о людях, оказавшихся 1:1 со стихией, мужественно противостоящих ей. Познакомимся с информацией из рубрики «Знаешь ли ты?» на стр.59 : «Во второй Женевской конвенции (1949г) говорится о том, что во время военных действий любой корабль обязан взять на борт потерпевших кораблекрушение, оказать им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника».

-Ещё в древности многие воины были милосердны к поверженным врагам на поле боя, но не все и не всегда. Скажите, какая организация стала заботится о правах побеждённых, о гражданском населении во время военных действий?/о деятельности Красного Креста/.

-Мы записали план эпизода морского сражения, попробуйте подобрать иллюстрации к тексту в целом или к каждому эпизоду сражения. Может вам подойдут репродукции на доске или слайды презентации?

9. Домашнее задание.



-Письменно изложите свою точку зрения : согласны ли вы с высказыванием : «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают» Н.Г.Чернышевский. Или : «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их» А.Швейцер.

ыо