Конспект урока по любовной лирике Н. А. Некрасова «Поэзия сердца» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематический план № урока по порядку № урока в четверти... 1 215.44kb.
Урок объяснения нового материала по теме: тема любви в лирике Некрасова... 1 70.13kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
«Любовная лирика Н. А. Некрасова» (Две любви Н. А. Некрасова) 1 71.25kb.
Урок литературы в 11 классе. 27. 12. 2011год. Тема урока: Судьба... 1 64.62kb.
«Да, наша жизнь текла мятежно…» 1 70.34kb.
Открытый урок для аттестации на первую категорию Предмет: Литература... 1 166.13kb.
Конспект урока «Ручная стирка» 1 108.57kb.
Конспект библиотечного урока «Сказки ключницы Пелагеи» 1 123.8kb.
Конспект урока литературы по программе 11-го класса Тема урока :... 1 110.18kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Н. А. Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми... 1 139.66kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект урока по любовной лирике Н. А. Некрасова «Поэзия сердца» - страница №1/1

КОНСПЕКТ УРОКА


по любовной лирике Н.А. Некрасова
«Поэзия сердца» и проза жизни
в 10 классе





Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» города Шумерли

Халилулина Галина Ивановна



2007


Оформление урока.


  1. Презентация к уроку (14 слайдов)

  2. Музыка в грамзаписи:



  1. «Траурная музыка» Шопена

  2. М.К. Огинский «Полонез»

  3. Романс «Я все еще его, безумная, люблю» Даргомыжского А.

  4. Л.В. Бетховен «Элизе»

3. Сборник стихов Некрасова «Поэзия сердца»

Мы знаем Николая Алексеевича Некрасова как поэта-гражданина, поэзия которого «кнутом иссеченная Муза», как певца народных страданий.

И мало кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви. От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле.

Я убеждена, что для большинства из вас этот урок будет открытием поэта Некрасова, который любил, был любим и которого любовь подвигла на создание настоящих шедевров любовной лирики.

И сегодня мы будем читать эти стихи, навеянные любовью к Женщине. Ведь эта любовь вдохновляла его на стихи, поистине незабываемые, пленительные. На фоне музыки учителем читается стихотворение:
Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,-

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь-

Благослови и не забудь.
Именно с этой лирической миниатюры я решила начать разговор о любовной лирике Некрасова. Именно в этой миниатюре, по-моему, сфокусированы отношения двух неординарных людей: Николая Алексеевича Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой. Роман с А. Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова. Союз, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием. Конечно, важную роль в развитии их отношений сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы. Но знали они и горечь тяжелых размолвок, противоречиий, расставаний, предельно мучительных для обоих. К сожалению, любовь и проза жизни сталкиваются и идут рядом.

Именно так мы сегодня обозначили тему урока «”Поэзия сердца”» и проза жизни». А эпиграфом к уроку стали строчки самого поэта:


Если проза в любви неизбежна,

Так возьмём и с неё долю счастья.

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.
Но вернемся к стихотворению. По форме своей это стихотворение вызывает ассоциацию c заклинанием (перечислением того, чего не надо помнить – четырежды повторенное слово «не помни»).


Не помни!

но

Благослови и не забудь!

(дней) паденья

тоски


унынья

озлобленья

бурь

слез


ревности угроз

С этого противитель ного союза начинается программное утверждение


Любви светило

Все это преходящее, все это суетное, все это недостойное величия любви и должно быть предано забвенью.


«Светило» огромно, на голово-кружительной высоте – так - высоко поднято чувство любви.

Живительны его лучи. Как много они дают для жизни!



«Любви светило» наделяется свойством живого существа: оно «ласково всходило», оно было, ласкало, согревало. Его действие направлено на душу на сердце.

Однако герой наделен благодарной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось дорогим и для его избранницы – отсюда и чуть ли не крик: «Благослови и не забудь!»

Необыкновенно емкая, эмоционально загруженная метафора («любви светило над нами ласково всходило») – это первое связующее звено в метафорической цепочке, второе – «и бодро мы свершали путь» - это производное от того, что было, ласкало, согревало.

Вывод. Развитие авторской мысли в этой миниатюре интересно тем, что светлое чувство признательности к пережитому толкуется как возможность противостоять неизбежным крайностям.

Наделеная красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером, именно она повлияла на создание необычного цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием «панаевского».

Многие из стихов этого цикла: «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Давно отвергнутый тобою…», «Прости, не помни дней паденья…», «Да, наша жизнь текла мятежно…» и другие — Некрасов включил в состав сборника 1856 года, то есть откровенно показал читателям, что дорожил этими стихотворениями. Стихи образуют как бы поэму, в которой нашли отражение различные моменты жизни лирических героев. Прочитаем и мы с вами этот лирический дневник поэта и попытаемся проследить, как складывались отношения лирического героя и героини…


Стих: «Да, наша жизнь текла мятежно…» — читает ученик.
Учитель. Да, их общий жизненный путь не назовешь гладким. И причин для этого было предостаточно. Во-первых, это и трудный характер Некрасова (на него порой нападала тоска, злость, желание остаться одному), и болезненное состояние, которое вызывала ревность. Потом трудности, с которым он постоянно сталкивался в связи с выпуском журнала «Современник». Но главное, Авдотья Яковлевна была замужем за человеком, с которым очень многое связывало Некрасова. Это был Панаев, соредактор журнала «Современник», который был главным делом всей его жизни.

На фоне музыки («Траурная музыка» Шопена) рассказывает ученица: «…Однажды студеным зимним вечером в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб; по свидетельству очевидцев, был он «очень бледен, плохо одет, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным.… Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался как-то расплатиться в трактире. Тщетно! Буфетчик менять суп на стихи категорически отказался…»



Учитель. Таким был Николай Алексеевич Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых, таким предстал перед хозяйкой петербургской квартиры, первой красавицы России Авдотьи Панаевой.

Поэтический дар Некрасова оценил Белинский, оценил тогда, когда тот прочел своим простуженным сиплым голосом стихотворение «В дороге». У Белинского засверкали глаза, он бросился к нему и сказал чуть ли не со слезами на глазах: «Да, знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?».

Это был перелом. Отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском доме как равного. Ему даже отвели комнату, а красавица Авдотья Яковлевна потчевала квартиранта обедом и вечерним чаем.

Что же касается главы семьи, то он ходил по ресторанам, волочился за хорошенькими женщинами и, веселый человек, сквозь пальцы смотрел, как ухаживает за его женой энергичный квартирант.

А сама жена? Сама жена держалась стойко. Священны были для нее супружеские узы, хоть поклонник и умолял:

Постыдных, ненавистных уз


Отринь насильственное бремя

И заключи — пока есть время —

Свободный, по сердцу союз!
Отказала она поэту, пронять Авдотью Яковлевну стихами, даже самыми пылкими, было не так-то просто: и к комплиментам привыкла, и к стихам (вот и Фет тоже посвятил ей три десятка строк), и к постоянному мужскому вниманию. А тот, «побежден безумною тоскою» побежал — и вот уже, мысленно попрощавшись с жизнью, ступает на «край обрыва»:

Читается стихотворение «Давно отвергнутый тобою…» (читает ученик).

Анализ стихотворения.

— На сколько частей делится стихотворение? (Конечно на три: три временных пласта, три фазы любви, обусловленные разными обстоятельствами.)



  • Какое переживание доминирует в каждой части стихотворения?

  • Разыгрывается целая драма. Горячка юношеской, пылкой любви чуть было не привела к трагедии. Но целительница души рядом — и они «любви и счастья полны». Высветить человека изнутри — суть психологизма некрасовского стиха.




Три временных пласта

Душевное состояние лирического героя




Состояние природы

«Давно»

Я


«отвергнутый тобою»

–«полон думы роковою».

Не получив признания, пытался уйти из жизни, броситься в волны.

В




О


Хоть и «приветливо яснели», но «вдруг грозно потемнели» и остановили печальное событие

«Поздней»

Мы — «любви и счастья полны»

Она «благословляла волны, меня отвергшие тогда». Счастье взаимности, полноты жизни при наличии общих интересов.



Л

Н


Волны не действующее лицо

«Теперь, чрез много роковых годов»

Я


«с убитою душою»

«один, забыт тобою».

И еще один поворот: любовь ушла, жизнь утратила притягательность.

Ы


Это понимает и природа: «Волны не грозят сурово, а манят в глубину свою»

Тургенев сказал об этом стихе: «Пушкински хороши». Что пушкинского?



  1. Лиричность.

  2. Море может быть и ласковым и губительным, а шум его — «грустным, призывным».

Как видим, Некрасов-художник не боится изображать появляющиеся на пути влюбленных испытания, тревоги, заботы, подчас круто все меняющие.

1)Читается стихотворение «Я не люблю иронии твоей»

2)Стихотворение «Тяжелый год»

Конфликт героев слишком был глубок в своей неразрешимости, — каждый был по-своему прав, и любовь, и роковая любовь, приносила обоим страдание.

Однако решительного шага не делает, в раздумье погружается. В раздумье о чем? Вероятно, о жизни, в которой сделано далеко не все.

Вернулся в хлебосольный панаевский дом и, засучив рукава, взялся за дело, результаты которого сказались на судьбе всей русской литературы.

Что же касается Авдотьи Яковлевны, То она стоически противилась чувству, которое уже зародилось в ней. Сейчас мы прослушаем романс, и я прошу внимательно вслушаться в эти откровения, потому что эти слова как нельзя лучше передают состояние души этой женщины.

Читается воспоминание Панаевой.

«Некрасов любил меня трудной, ревнивой любовью. В его отношениях ко мне были подъемы, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьез намеревался меня оставить, а потому находил новый объект поклонения…

Сколько же могло так продолжаться? Охота, клуб, карты, новые женщины… Сколько?! По-видимому, до смерти. А мне, внезапно овдовевшей, уже за 40… И мне страстно хочется семьи… Мне хочется ребенка. Но…».

Читается стихотворение Ахматовой:

«Ты мне не обещан ни жизнью, ни богом,

Ни даже предчувствием тайным моим.

Зачем же в ночи перед темным порогом

Ты медлишь, как будто счастьем томим?

Не выйду, не крикну: «О, будь единым,

До смертного часа будь со мной!»

Я только голосом лебединым

Говорю с неправедною луной».
Зачитывается высказывание о Некрасове первого биографа поэта К. Чуковского:

«Люди с темпераментом Некрасова редко бывают склонны к тихим радостям семейной жизни. Они пользуются большим успехом среди женского пола, бывают счастливыми любовниками или донжуанами, но из них не выходит примерных мужей и отцов».

Учитель. И она решилась уйти: ей, внезапно овдовевшей, делает предложение ,

Литератор Головачев. Решилась… Ну а что же Некрасов? Он к ней давно охладел.

Ан нет! Он всегда начинал пылать любовью, стоило ей покинуть его, хотя бы на время, — тогда и рождались поэтические шедевры. А тут не на время, тут навсегда… Поэт огляделся, не веря себе. Один? Неужто один?
Один, один! А ту, кем полны

Мои ревнивые мечты,

Умчали роковые волны

Пустой и милой суеты.
И летит посланье к другу, который один только может понять: «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы — все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв…что таких вещей даром не берут, — вот теперь и черт знает, к чему все пришло…»
(Из письма к Добролюбову)

(Звучит музыка Л.В.Бетховен «Элизе»)


Они расстались. Как бы там ни было, успокоившись немного, он желает ей счастья. Появляется щедрость пушкинских благословений: «Как дай вам Бог любимой быть другим…»

Читается стихотворение «Прощанье».

Учитель. ( Повторяются последние строчки стиха)

Пиши — прошу я одного…
Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы —

С могилы сердца моего!

Письма…Особенно интересна эта группа стихов Некрасова о письмах, своего рода документах любви.

Читается стихотворение «О письма женщины, нам милой…
Они горят!… Их не напишешь вновь…»
Учитель. На этом мы закроем последнюю страничку в поэме любви двух таких неординарных людей, как Николай Алексеевич Некрасов и Авдотья Яковлевна Панаева.

Русские поэты до Некрасова достигли величайших высот любовной лирики: мы помним пушкинскую светлую радость и светлую печаль, мы помним едкую горечь неразделенной любви Лермонтова, Некрасов же открыл нам новые грани «поэзии сердца». Что же это?

1.Поэт изображает то, чего не изображали до него в любовной лирике: семью, быт, размолвки, ссоры, горе, обиды.

2.Своеобразие и лирический герой лирики Некрасова. Герой, который обычно «уныл и угрюм», страдает от своего эгоизма и понимает, как он мучит любимую.(Ученики представляют лирического героя своих стихотворений).

3.Любимая женщина — спутница жизни, способная делить с ним радость и нужду, вдохновлять его, вселять уверенность.

4. Как пронести любовь через годы совместной жизни? Тяжелым испытанием могут стать болезни, заботы, минуты недовольства друг другом. Поэт утверждает мужественное отношение к любви и счастью: многое зависит от решимости противостоять трудностям, тоске, унынию.

5. Своеобразны средства выразительности, передающие душевное состояние лирического героя, его раздумья и чувства. («Психологизм» некрасовской лирики).

6. Герои Некрасова — личности сильные, страстные, противоречивые: то «ревнивые тревоги и мечты» одолевают героя, то он сочувствует возлюбленной: «Тяжелый крест достался ей на долю», то он сочувствует ей и любуется ею даже тогда, когда ее «необузданная речь сливается в ужасные упреки». Несмотря на частые размолвки, герои Некрасова — люди духовно близкие, понимающие друг друга.