Конспект урока изучения нового материала в 8 классе Тема урока: «Удивительный каприз: в море балом правит бриз!» (Рабочее название « - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок... 1 63.23kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Конспект урока биологии в 10 классе. Учитель Дергачева В. В. 1 41.19kb.
План-конспект урока Математика 3 «А» класс, учитель: Кравченко О. 1 98.18kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Программа: Разумовская М. М. Тема урока: союз как часть речи. 1 83.17kb.
Конспект урока литературы по программе 11-го класса Тема урока :... 1 110.18kb.
План-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий... 1 63.28kb.
Урок изо в 6 классе Тема урока: Сатирические образы человека. 1 50.42kb.
Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема урока: Правописание... 1 72.15kb.
Шкалы Саффира-Симпсона 1 47.23kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект урока изучения нового материала в 8 классе Тема урока: «Удивительный каприз - страница №1/1




План – конспект урока изучения нового материала в 8 классе
Тема урока: « Удивительный каприз:

в море балом правит бриз!»

(Рабочее название «Конвекция»)



Задачи урока:

Образовательные:

К концу урока учащиеся должны:

Знать:


  • понятие конвекции:

- определение явления;

- связь данного явления с другими;



  • понятия свободной и вынужденной конвекции;

  • факторы, влияющие на плохое самочувствие в непроветриваемых помещениях.

Уметь:

  • объяснять явление конвекции на основе научной теории;

  • на основе наблюдений делать выводы;

  • использовать знания о роли проветривания помещений для обеспечения сохранения собственного здоровья.

Воспитательные:

способствовать формированию:



  • познавательного интереса к предмету;

  • мировоззрения учащихся;

  • ценностного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

Способствовать развитию



  • речи;

  • логического и творческого мышления.

Здоровьесберегающие:

Способствовать сохранению здоровья:



  • умственного;

  • нравственного;

  • соматического и физического;

  • психологического (личностного).

ОБОРУДОВАНИЕ и РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

  2. Иллюстративная презентация к уроку

  3. Программное обеспечение: учебное электронное издание «ФИЗИКОН»: Физика 7- 11 классы: фрагмент: «Конвекция в жидкостях»; «Конвекция в жилых помещениях»;

  4. Бланки для рефлексии – 27 шт;

  5. Опорный конспект – 27 шт;

  6. Шкала Бофорта – 27 шт.

  7. Текст « … - залог здоровья» - 27 шт.

ХОД УРОКА с позиций здоровьесбережения (по Н.К.Смирнову)


ПРОДОЛЖИ-

ТЕЛЬНОСТЬ

ЭТАПА

ЭТАП

УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ССЫЛКА НА

ПРИЛОЖЕНИЯ

2 МИНУТЫ


Организационный

1.Учитель приветствует учащихся.

2. Учитель выявляет отсутствующих, выясняет причину отсутствия.

3. Проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид, рабочая поза, состояние рабочего места).

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку (чистая доска, мел, тряпка, порядок в классе, освещенность, температура и свежесть воздуха в кабинете).

5. Активизация внимания.


1. Учащиеся встают для приветствия учителя.

2. Дежурные называют отсутствующих

3. Учащиеся настраиваются на рабочий ритм урока.


Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего

звучит вальс

И. Штрауса

« Голубой Дунай» приложение 1



7 МИНУТ

Вступление – создание эмоционального настроя


Учитель способствует созданию эмоционального настроя и формированию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме:

«Острой профессиональной наблюдательностью отличаются художники, поэтому мир, отраженный в их пейзажах, особенно ярок и многокрасочен, а отдельные явления природы проступают более явственнее. Изучить окружающий мир по картинам хорошего художника можно даже лучше, чем в натуре, ибо в пейзаже автор, как бы останавливает мгновение, интуитивно усиливая существенное и опуская лишнее, случайное.



Всмотритесь в картину Константина Федоровича Богаевского «Корабли». Облака, легко парят, купаясь в голубой лазури. И также плавно, как белая птица, по спокойно колышущимся синим волнам океана, скользит покрытый парусами корабль. Любуясь в Третьяковской галерее этим замечательным полотном, ощущаешь себя участником этого праздника природы».

Учащиеся внимательно рассматривают коллаж картин, сопровождающегося показом слайдов со словами учителя и музыкой




приложение 2

_ слайды 1-2










А теперь отвлечемся от живописи и посмотрим на картину глазами физика – исследователя.

Ветер раздувает паруса корабля, скользящего вдали к берегу. Давайте попытаемся оценить скорость ветра, который раздувает паруса корабля. Мы не первыми задаемся вопросом оценки скорости ветра. Еще в 1806г. английский адмирал

Френсис Бофорт разработал 12 - бальную шкалу для приближенной оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению в открытом море.

Итак, взгляните на картину, опишите волнение на море и оцените скорость ветра по характеру этого волнения. А в помощь вам шкала Бофорта, находящаяся у вас на партах.

Итак, каково волнение на море в картине Константина Федоровича Богаевского?




Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, вовлекает в обсуждение темы как можно большее количество учащихся, формулирует тему урока:

Учащиеся индивидуально работают со шкалой Бофорта и принимают активное участие в обсуждении предлагаемого вопроса: описывают характер волнения на море.



Ответ учащихся: волнение на море легкое, изредка на гребнях волн образуются маленькие белые барашки. Это, согласно шкале Бофорта, соответствует умеренному бризу, скорость которого 5,5 – 7,9 м/с


приложение 2 _

слайд 3



приложение 3

приложение 2 _

слайд 4









Совершенно верно!

Дневной бриз дует с моря на берег. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море. Ночью картина меняется на противоположную: ветер дует с берега в сторону моря и помогает парусным судам отправляться в плавание.



« Удивительный каприз: в море балом правит бриз!» (обратить внимание на тему урока).
Учитель формулирует главный проблемный вопрос урока

Человек в отличие от животного способен уловить неявные скрытые свойства тел и явлений, установить закономерности явлений. Так давайте же на сегодняшнем уроке и попытаемся установить механизм возникновения берегового бриза, как дневного, так и ночного?



Учащиеся внимательно слушают учителя, принимают активное участие в беседе

Учащиеся делают запись темы урока в тетрадь


Учащиеся внимательно слушают учителя.





приложение 2 _

слайд 5



4
4 МИНУТЫ
МИНУТЫ

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний


А чтобы разрешить нам научную проблему сегодняшнего урока посмотрим опыт, именно он поможет уяснить механизм возникновения берегового бриза. Проведение опыта в режиме реального времени заняло бы у нас достаточное количество времени. А возможности ИКТ позволяют осуществить это в течение 2 – х минут.
ХОД ОПЫТА (1 часть)

Прогревают сверху воду, налитую в пробирку, а на дне предварительно укрепляют кусочек льда.


Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, формулирует соподчиненный проблемный вопрос № 1 урока по результатам эксперимента:

Почему нижние слои воды в данном случае остаются холодными?


ХОД ОПЫТА (2часть)

Прогревают снизу воду, налитую в пробирку, а кусочек льда на поверхности.





Учащиеся слушают учителя
Учащиеся внимательно смотрят виртуальный эксперимент и описывают результаты экспериментов:

Ответ учащихся:

видим, что верхние слои закипают, а нижние остаются холодными и лед не тает



Ответ учащихся:

вся вода прогреется, закипит по всему объему и лед тает

Учащиеся внимательно слушают учителя



приложение 2

_ слайд 6



приложение 2

_ слайд 7









Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах, формулирует соподчиненный проблемный вопрос № 2 по результатам эксперимента:

Расстояние от источника тепла до кусочка льда в обоих случаях одинаковое.

Почему же лед не тает в первом случае и тает во втором?





приложение 2

_ слайд 8











Учитель организует подготовку учащихся к усвоению новой темы:

повторим для начала некоторые теоретические положения. Внимание на экран! Соотнесите левый и правый столбцы таблицы.

А теперь самое время вернуться к результату 1 опыта.

Почему же лед не тает, если воду нагреть сверху?




Учащиеся внимательно слушают задание учителя и принимают активное участие в поиске соотношений, слушают ответы учащихся, дополняют их по возможности.
Ответ учащихся: вода плохой теплопроводник


приложение 2 _

слайд 9



приложение 2 _

слайд 10



2 МИНУТЫ

Актуализация

опорных знаний учащихся



2 МИНУТЫ


Профилактика утомления

Физкультминутка
Учитель предлагает выполнить учащимся комплекс упражнений


Учащиеся выполняют под руководством учителя гимнастику для глаз





приложение 6

14 МИНУТ

Иучение нового материала


Учитель выделяет основные ключевые моменты в ответах:

Вода может прогреться благодаря теплопроводности, но пришлось бы очень долго ждать, пока вода прогреется. Однако в случае если воду прогревать снизу, вода быстро закипит по всему объему и лед растает. Можно ли объяснить этот результат опыта с помощью теплопроводности? Ведь вода по – прежнему плохой теплопроводник.


Верно! Оказывается в этом случае, мы имеем дело с другим видом теплопередачи – конвекцией (образовано от греческого слова convectio – доставка, принесение)

КОНВЕКЦИЯ – это процесс теплопередачи …


Постановка учителем соподчиненного проблемного вопроса № 3 и организация активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся


Учащиеся внимательно слушают учителя.



Ответ учащихся: нельзя. Очевидно, что в этом случае тепло передается не теплопроводностью.


приложение 2 _

слайд 11


приложение 2 _

слайд 12








Но каким, же образом осуществляется перенос энергии при конвекции? Поможет нам ответить на этот вопрос эксперимент. Посмотрите внимательно эксперимент и ответьте на вопрос «Чем осуществляется перенос энергии в

этом эксперименте?»

Верно! Теперь мы можем дать определение конвекции.

Учащиеся внимательно смотрят видеоролик «Нагревание воды в чайнике» и по результатам просмотра участвуют в беседе, слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.



Ответ учащихся: перенос энергии осуществляется струями жидкости
Учащиеся принимают активное участие в формулировке определения понятия «Конвекция», слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.




приложение 2 _ слайд 13 - 14

приложение 2 _ слайд 14










Постановка учителем соподчиненного проблемного вопроса № 4 и организация активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся

Явление теплопроводности объясняется движением и взаимодействием молекул. Как же можно объяснить явление конвекции? Ответить на этот вопрос нам поможет следующий сюжет. Внимательно посмотрите его и ответьте на вопрос «С каким законом и с каким явлением связано объяснение явление конвекции?»





Ответ учащихся: Конвекция – это процесс теплопередачи, осуществляемый путем переноса энергии слоями

Учащиеся внимательно смотрят анимацию явления «Конвекция в жидкостях», по итогам просмотра анимации участвуют в беседе, слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности, делают записи в тетради.



Ответ учащихся: явление конвекции можно объяснить законом Архимеда и явлением теплового расширения тел


приложение 2 _

слайд 15


приложение 2 _

слайд 16 – 17



приложение 2 _

слайд 18










Применим закон Архимеда и явление теплового расширения тел для объяснения явления конвекции.


Вместе с учителем учащиеся принимают активное участие в объяснении явления «КОНВЕКЦИЯ», слушают ответы учащихся, дополнят их по возможности.

Ответ учащихся:

при повышении температуры объем жидкости возрастает, а плотность уменьшается. Под действием архимедовых сил менее плотный нагретый слой жидкости поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Так устанавливается круговорот жидкости, сопровождающийся переносом энергии от нагретых участков к более холодным.











Аналогичным образом возникает конвекция в газах. Может быть, вы сможете привести примеры проявления конвекции в газах, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни каждый день.





Учащиеся, участвуя в работе парами, анализируют свой жизненный опыт, и выдвигают гипотезы.

Ответ учащихся: например, нагревание воздуха в помещение радиаторами отопления.










В подтверждение этого посмотрите следующий сюжет (конвекция в жилых помещениях)

Учащиеся внимательно смотрят анимацию «КОНВЕКЦИЯ в жилых помещениях», слушают учителя.

приложение 2 _

слайд 19









Таким образом, воздух нагревается в жилых комнатах, проветривание комнат возможно благодаря конвекции.

Данный процесс часто называют естественной конвекцией.



Учитель организует активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся

Каждый из нас хорошо знает, как тяжело длительное время находиться в непроветриваемом помещении: от духоты начинает болеть голова, появляется вялость, разбитость, сонливость… Чем это объясняется? Поиску ответа на данный вопрос нам поможет текст «… - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ», находящийся у вас на партах. Прочитайте данный текст и ответьте на следующие вопросы:



  1. Что является виновниками плохого самочувствия в непроветриваемом помещении?

  2. Какие меры необходимо регулярно предпринимать для повышения комфорта и самочувствия людей, находящихся в помещениях?

Учащиеся внимательно слушают учителя

Работа учащихся в парах с текстом

«… - залог здоровья», осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы.





приложение 2 _

слайд 20


приложение 2

_ слайд 21


приложение 4










  1. Какое проветривание является более эффективным?

4. Начните фразу «… - залог здоровья».
Учитель задает вопросы, комментирует ответы учащихся, выделяет основные ключевые моменты в ответах, дополняя ответы, вовлекает в обсуждение темы как можно большее количество учащихся

Учащиеся принимают участие в беседе, слушают ответы товарищей и дополняют их по возможности.

Ответы учащихся:

  1. Виновниками плохого самочувствия в непроветриваемом помещении являются: углекислота, угарный газ, метан, аммиак, альдегиды, кетоны, влажность воздуха.

  2. Для повышения комфорта и самочувствия людей, находящимся в помещениях необходимо тщательное и систематическое проветривание.

  3. Более эффективным является не долгое сквозное проветривание.

  4. «Правильное проветривание помещений - залог здоровья»


приложение 2

_слайд 22

4 МИНУТЫ


Первичная проверка усвоения знаний

Учитель возвращает учащихся к основному проблемному вопросу урока:

Итак, учитывая все то о чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке, объясним «Почему в пробирке лед тает, если воду нагревать снизу, ведь вода плохой теплопроводник?»

Предложите свой вариант ответа на данный вопрос, предварительно обсудив его в парах.



Ответ учащихся:

при повышении температуры объем жидкости возрастает, а плотность уменьшается. Под действием архимедовых сил менее плотный нагретый слой жидкости поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Так устанавливается круговорот жидкости, сопровождающийся переносом энергии от нагретых участков к более холодным.





приложение 2

_слайд 23









А теперь у нас есть все шансы объяснить как же возможно возникновение берегового бриза.

Продолжим рассуждения!

Как же возникает дневной бриз?


Учащиеся обсуждают версию возникновения дневного бриза в парах


приложение 2

_ слайд 24












Ответ учащихся: Утром суша прогревается быстрее, чем море. То происходит из - за того, что теплоемкость воды больше теплоемкости земли. При нагревании поверхности суши нагревается и воздух над землей. Он расширятся, плотность его уменьшается. Он поднимается вверх. В это мест устремляется холодный воздух с поверхности моря


приложение 2

_ слайд 25









Учитель обобщает и систематизирует ответы учащихся:

Говорят, дует дневной бриз. В это время предпочитали возвращаться рыбаки, уходившие на парусных судах в море.

Как же возникает ночной бриз?




Ответ учащихся:

Вечером вода остывает быстрее, чем суша, поэтому вечерний бриз дует с берега в сторону моря





приложение 2

_ слайд 26









Именно так дневной и вечерний бризы легко управляют парусными судами. Нами найден ответ на вопрос сегодняшнего урока. Какое понятие помогло нам решить поставленную задачу?


Учащиеся отвечают:

понятие конвекции.





3 МИНУТЫ


Информация о домашнем задании

Мы покидаем с вами мир явления конвекции. Однако дома нас ждет увлекательное домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание



Для всех:

Заполните опорный конспект урока (в помощь вам § 5 учебника)



На выбор

Помогите туристам!

Ленивые туристы поставили ведро с водой на землю, обложили его сучьями, подожгли и ждут… Сожгли много сучьев, а вода и не думает кипеть. Почему? А как нужно?

ИЛИ


«Быть грозе»

- Ну и денек сегодня: с утра жарко и душно, стоит полная тишина, - ворчал доктор Ватсон.

- Парит. Быть грозе, - уверенно предсказал Шерлок Холмс.

Действительно, он не ошибся.

На чем основано предсказание Шерлока Холмса?


Учащиеся изучат текст домашнего задания, который каждому ученику выдается в виде отдельной распечатки.


приложение 2 _слайд 27 – 28

приложение 7

2 МИНУТЫ


Рефлексия


Ребята, проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникали у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно?
ТРУДНО?

1

2

3

4

5

ИНТЕРЕСНО?



1

2

3

4

5

КОМФОРТНО?



1

2

3

4

5



Учащиеся индивидуально оценивают уровень трудности, комфортности и трудности на данном уроке.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть звучит “Колыбельная” (Брамс) приложение 5
приложение 2 _ слайд 29