Конспект лекций Лекция Современный туристский рыно - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Конспект лекций Лекция Современный туристский рыно - страница №1/11



Содержание


Конспект лекций

Лекция 1. Современный туристский рынок.

4

Лекция 2. Международный туристический рынок

18

Лекция 3. Государственное регулирование туристской деятельности в России

26

Лекция 4. Туроператоры и турагенты как профессиональные посредники по организации путешествий

39

Лекция 5. Теория туристического продукта

48

Лекция № 6. Разработка туристского продукта


57

Лекция № 7. Технология бронирования и продажи туристского продукта

71

Лекция № 8. Методы реализации и каналы сбыта туристского продукта

83

Лекция № 9. Организация продвижения и реализации туристского продукта

94

Лекция 10. Технологии туроператорского обслуживания

124

Лекция 11. Технология обслуживания клиентов

132

Лекция 12. Технология взаимоотношения турфирмы с клиентом. Претензионная работа

147

Лекция 13. Ценообразование в туристской деятельности

155

Лекция 14. Маркетинговая деятельность туристских предприятий

166

Лекция 15. Туроператорский каталог

184

Лекция 16. Автоматизация туристской деятельности

187

Методические указания по выполнению практических работ

Практическое занятие № 1

Организационно-правовые аспекты турбизнеса



207

Практическое занятие № 2

Визовые и паспортные формальности



210

Практическое занятие №3

Государственное регулирование туристской деятельности в РФ



213

Практическое занятие №4

Туристская деятельность. Организаторы путешествий



216

Практическое занятие № 5

Основы туроперейтинга. Понятие и виды деятельности туроператоров



218

Практическое занятие №6

Продвижение туристского продукта.



220

Практическое занятие № 7

Тур-планирование



222

Практическое занятие № 8

Методы реализации и каналы сбыта туристского продукта



223

Практическое занятие № 9

Организация продвижения и реализации туристского продукта



224

Практическое занятие № 10-11

Работа с клиентом



225

Практическое занятие № 12

Туристские формальности



226

Практическое занятие № 13

Подходы к ценообразованию в туризме



227

Практическое занятие № 14

Продвижение туристских услуг на внутренних и международных рынках



228

Практическое занятие № 15

Рекламная деятельность в туризме



229

Практическое занятие № 16

Инновации в туроперейтинге



230

Методические указания по написанию и защите курсовой работы

232

Вопросы для проведения экзамена (зачета)

247



Лекция 1. Современный туристский рынок.



  1. Развитие мирового туризма.

  2. Понятие туристского рынка.

  3. Индустрия туризма и ее структура.

  4. Российский рынок туризма: современные тенденции.




  1. Развитие мирового туризма.

Развитие человеческого общества и мирового хозяйства, научно-технический прогресс, переход от индустриального общества к постиндустриальному, а затем – к информационному обусловили рост и развитие потребностей человека, их постепенный переход на качественно новый уровень. Важным элементом этого процесса, способствующим удовлетворению потребностей человека во всестороннем развитии, является развитие туризма. Развитие мирового туризма органично вписывается в общемировой процесс интеграции и глобализации и является важным инструментом международного сотрудничества на всех уровнях. Туризм, по общему мнению, явился настоящим феноменом 20-го столетия, перевернувшим представление людей об отдыхе, развлечениях, стал по существу стилем и образом жизни современного общества.

Согласно Закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Временные рамки, ограничивающие туристские поездки, – от 24 часов до 6 месяцев (по определению «Туриста»).

Туризм является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей хозяйства в мире. Сегодня в индустрии туризма создается до 10% мирового валового продукта. По объему услуг туризм занимает второе место (после нефтепереработки) среди всех отраслей мирового хозяйства.

Всего по итогам первого полугодия 2012 года за рубеж с туристической целью выехало более 6,4 млн. российских граждан, в то время как прибытие иностранных граждан составило 1542 тыс.чел. Причем 14,5% въезжающих – это граждане Германии, а 11,4% - Китая.

Россияне же для отдыха больше предпочитают Турцию (14,5%) и Египет (12,4%).

Исторически сложилось так, что туризм зародился в Европе, которая и сегодня является одним из наиболее посещаемых регионов. Кроме исторических предпосылок, этому способствует более высокий уровень социально-экономического развития в Европе, чем в других странах. В настоящее время наряду с Европой другие туристские регионы активно развиваются, показывая более высокие темпы роста туризма.

Каковы перспективы развития туризма? Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) обнародовал прогноз развития туристской отрасли на грядущее десятилетие (до 2017 года). По мнению экспертов, следующие десять лет ежегодные темпы роста международного туризма превысят 4%. Наша страна обладает высоким туристским потенциалом, который требует развития инфраструктуры. Одним из наиболее перспективных для развития туризма регионов России является Южный Федеральный округ, в том числе Черноморские курорты. Олимпийское будущее курорта Сочи также внесет значительный вклад в развитие туризма в регионе и в России в целом.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. Роль туризма в национальной экономике выражается в следующих функциях:



  • Доходная. Развитая туристская отрасль вносит значительный вклад в создание национального дохода своей страны. Помимо прямого вклада туризма в национальную экономику /доходы от продажи туристских услуг/, туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги, которые приобретаются туристами в ходе путешествия.

  • Внешнеэкономическая. Туризм нередко называют «невидимым экспортом». Особенностью отрасли является то, что туристские товары и услуги, производимые на экспорт, не вывозятся из страны, а потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующей услуги или товара. Отношение между стоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающей стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом, называют туристским балансом данной страны. При положительном балансе для страны характерен активный туризм, при отрицательном – пассивный.

  • Создание рабочих мест. Так как для туризма характерна большая доля живого труда в процессе создания туристских услуг, то развитие туризма неизбежно ведет к значительному росту занятости населения и появлению новых рабочих мест. Качество рабочих мест в туризме характеризуется сезонностью, значительным удельным весом занятых неполный рабочий день, большим удельным весом низко квалифицированного физического труда, ограниченными возможностями автоматизации и компьютеризации ряда рабочих мест /особенно в гостиничном и ресторанном бизнесе/.

  • Выравнивающая функция. Туризм приобретает все большее значение в стимулировании развития слабых в индустриальном отношении регионов. Специалисты по туризму и политики в разных странах сходятся во мнении, что многие удаленные, но интересные в природном отношении регионы способны обеспечит себе хорошие темпы экономического роста. Развитие туризма в таких районах вызывает рост доходов населения, создание рабочих мест, развитие территории за счет роста налоговых поступлений и препятствует оттоку населения в более развитые промышленные районы. Типичными примерами такого развития удаленных сельских районов являются горнолыжные курорты в Альпах, побережье Испании, острова Индийском и Тихом океане и т.д.




  1. Понятие туристского рынка.

Туристский рынок можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи специфических туристских товаров и услуг в данное время и в данном месте. Туристский рынок – это экономическая система взаимодействия 4 основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.

Основным предметом обмена на туристском рынке являются не товары, а услуги, составляющие на развитых туристских рынках до 80 % всего объема продаж. Поэтому главными элементами спроса и предложения на этом рынке являются основные, дополнительные и специфические туристские услуги.



Основными услугами являются транспортные услуги и услуги, связанные с организацией питания и проживания туристов. Дополнительные услуги включают услуги лечения, спорта, развлечений и др. Специфические услуги оказываются предприятиями- посредниками, например услуги по заказу билетов на транспорт, по предоставлению гидов-переводчиков и т.д.

Возможности для реализации большинства туристских услуг имеют свои специфические черты, отличающие их от характера сбыта товаров: они не нуждаются в переработке и складах для хранения, совершаются в территориально и климатически различных местах, включают специфические условия потребления.

Одна сторона туристского рынка – это поставщики туристских услуг, организации, которые оказывают услуги туристам в ходе их поездки: перевозчики, предприятия размещения, питания, индустрия развлечений, экскурсионные бюро, музеи, парки и т.д. Главная задача поставщиков услуг – оказание качественных услуг, развитие бизнеса, повышение привлекательности услуг для туристов. Они заинтересованы в стабильном потоке туристов и сильно зависят от сезонности туристских потоков.



Участники обмена – клиенты – представляют другую сторону в туристском бизнеса. Это те, ради кого работает вся сфера туризма. Туристы заинтересованы в получении качественных услуг, составлении программы путешествия, которая позволит вместить в рамки короткой поездки максимум услуг и возможностей отдыха, при этом - по лучшей цене. Для организации взаимосвязи между поставщиками услуг и туристами и организации путешествий на туристском рынке существует большой сектор посредников – туроператоров и турагентов, которые специализируются на организации путешествий и продаже турпродукта. Все участники туристского рынка связаны между собой сложной системой взаимосвязей: экономических, правовых и т.д. Модель функционирования современного туристского рынка может быть представлена в виде схемы.
Модель функционирования рынка организованного туризма.




















следующая страница >>