Конспект лекций Дисциплина «Литература» Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для студентов актерского факультета Укрупненная... 2 398.12kb.
Конспект лекций. 2010г. 2 А. Кашкин. Священное писание Ветхого Завета. 1 204.9kb.
Конспект лекций Дисциплина: административная деятельность полиции 1 169.32kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине 4 1158.1kb.
Конспект лекций по дисциплине: «Операционные системы и среды» Екатеринбург... 4 533.66kb.
Реферат современное искусство в России 20- 21 вв. Касымова К. 1 243.36kb.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11... 1 146.16kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Ораторское искусство» 1 322.81kb.
И. В. Кабанова 16 лекций, в торники 13. 50 План курса 11 февраля... 1 60.5kb.
Литература, искусство москва 2012 ббк 91. 9: 83 П15 Составители:... 2 593.27kb.
С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций 18 1752.34kb.
Программа по литературе разработана на основе: требований федерального... 2 320.35kb.
- 4 1234.94kb.
Конспект лекций Дисциплина «Литература» Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство» - страница №1/3

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

конспект лекций
Дисциплина «Литература»
Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»

Специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»


Гуманитарный институт
Кафедра икусствоведения

Красноярск

2010

МОДУЛЬ № 1 Теория и история мировой художественной литературы.

РАЗДЕЛ 1. Теория литературы
Лекция 1.

Литература как вид искусства
План лекции


  1. Устный период бытования словесного творчества (фольклорный или мифологический).

  2. Взаимоотношение фольклора и литературы.

  3. Мифологические истоки волшебной сказки.

  4. Современные жанры фольклора.

  5. Этимология слова «литература».

  6. Язык художественной литературы как вторичная знаковая система по отношению к национальному языку.

  7. Художественная парадигма слова.

  8. Слово – строительный материал литературного образа.

  9. Поэтическая метафора как средство преображения значения слова.




  1. Устный период бытования словесного творчества (фольклорный или мифологический).

Логика мифа как логика чудесного, в основании мифа всегда лежит реальность. Фиксация в разговорном языке элементов мифологических представлений. Сравнение мифологического и художественного видов сознаний. Художественный вымысел и древнейшие мифологические архетипы. Мифологемы в художественных произведениях, по-особому освещающие человеческую культуру, раскрывание секретов мышления и человеческих идеалов.

Органичное сосуществование в фольклоре мифологических архетипов и художественных средств выразительности; фольклор – самая живая часть поэтического творчества, постоянно порождающая новые современные формы. Анекдоты и частушки как виды современного фольклора. Невозможность понять человеческое сообщество без его коренных народных источников. Возможность через фольклор изучить саму фактуру национальной ментальности, особенности национального мировосприятия.



  1. Взаимоотношение фольклора и литературы.

Язык фольклора как преддверье «большой» литературы - остроумная фиксация типичного, национального, поражающего точностью определений и тонкостью саморефлексии человеческой культуры. Обращение великих художников слова к фольклору как к источнику вдохновения. Гоголевские сказки, горьковские притчи, цыганские романсы Гарсиа Лорки. Существование произведений искусства посредством фольклорно-художественного альянса.

  1. Мифологические истоки волшебной сказки.

Один из основных фольклорных жанров - сказка как десакрализованный миф, устроенный по принципам художественной условности. Волшебные сказки (термин В.Я. Проппа) –сказки с устойчивой структурой образов и событий: зачин, связанный с запретом, адресованным главному герою; нарушение этого запрета, наказание за нарушение (беда, горе, воплощенное в образе чудовища-антагониста, Бабы Яги или Змея Горыныча); мотив дальнего пути в другое, иное царство, мир. Мотив испытания, вознаграждение персонажа (воцарение в родном царстве, вступление в брак или воссоединение с семьей). У каждого из элементов данной устойчивой структуры мифологический код-архетип. Структура волшебной сказки; ее продиктованность корнями - мифологической реальностью обряда посвящения-инициации мальчика или девочки во взрослую социальную жизнь, которые проводятся примерно одинаково у совершенно разных народов и племен. Общечеловеческая, богато мифологически раскрывающаяся, символика – пространства родного и чужого, близкого и далекого, жизни и смерти.

  1. Современные жанры фольклора.

Фольклор – наиболее живая часть литературы, причина вечной актуальности фольклора. Современные виды фольклора: любимые народом застольные песни и романсы, авторство которых либо неизвестно, либо потеряло актуальность, приобретя новые инвариантные качества; анекдоты и частушки, народная стихия которых подчеркнута через площадное свойство смеха, отторгающего высокую серьезную культуру, принципиально противостоя официальным идеологемам и элитной культуре.

  1. Этимология слова «литература».

Слово «литература»: возникновение в XVIII веке, именование всего художественного в словах поэзией. Корень «литера» - «буква». Отсутствие литература вне и до буквенной письменности. Устный период бытования словесного творчества (фольклорный или мифологический). Художественная литература в многообразии видов литературы. Сложность литературы как вида искусства согласно французскому автору Жану-Батисту Дюбо (перв. пол. XVIII века): отсутствие наглядности скульптуры и архитектуры у словесного изображения. Ограниченность литературы. Немецкий философ Г. Лессинг о преимуществе литературы: условность, нематериальность, невещественность словесно-художественных изображений, лишенность наглядности. Литература – высший по сложности вид искусства (Г. В. Ф. Гегель).

  1. Язык художественной литературы как вторичная знаковая система по отношению к национальному языку.

Особенность языка художественной литературы: принципиальное противостояние разговорному. В основе художественного языка - национальный язык. Литература – вторичная знаковая система. Техническое средство переноса литературного сообщения - текст произведения, состоящий из различных знаков. Интерпретация системы знаков читателем в процессе восприятия текста, но в некоторых деталях такая интерпретация может выглядеть неверной. Схема передачи информации выглядит так:

Источник информации (элементы объективной реальности)

I

Передатчик (автор)



I

Выбор (отбор и преобразование элементов)

I

Кодирование (с помощью средств национального языка)



I

Канал (литературный текст)

I

Система сигналов (знаки конкретного текста)



I

Декодировка (чтение, интерпретация, «шумы»).


Проблема декодировки как одна из самых сложных в литературоведении. Самосознание литературы со времен Аристотеля в поисках наиболее точных подходов. Сложение двух подходов к тексту в историко-литературном процессе. Рассмотрение произведения как части исторического момента, психологической атмосферы эпохи или личности поэта (подход характерный для художественной эпохи романтизма), широкая философская трактовка любой эстетической категорию или даже приема. Иная традиция у классицистов 18 века: поиск сущность искусства, без выхода за границы текста. Классицистическое системное представление о существующих в это время поэтических жанрах, при отсутствии самого понятия «жанр». Такой подход к художественному произведению основан на приоритете его внутренних законов, начало развития структурализма в литературоведении. Борьба между двумя тенденциями, каждая из которых отражает определенную сторону реальности, обостренное выражение проблемы в 20 веке. Определенная роль в разработке понятий и категорий структурной поэтики школы формализма, объявившей самостоятельную ценность художественного текста.

  1. Художественная парадигма слова.

Рождение художественностью новой вербальной парадигмы, которая придает слову неожиданную глубину и многомерность, рождает новые смыслы, «стряхивает с нее пыль повседневности».

  1. Слово – строительный материал литературного образа.

Слово – строительный материал литературного образа, который существует до писателя. Несоответствие художественного контекста контексту национального языка. Новое значение слова в контексте. Слово как средство изображения, а не предмет. Слово национального языка не равно слову в системе художественной литературы.

  1. Поэтическая метафора как средство преображения значения слова.

Метафора (греч. – «перенесение») – художественный прием, основанный на сходстве явлений действительности.

Метафора как общеязыковое явление, а не только явление поэтического стиля. Переносный смысл множества слов в языке. Стирание метафор со временем («сухие», «мертвые»).

Рождение метафоры в результате двух ситуаций. 1. Новое словоупотребление, когда слову, применяющемуся в обычной речи в том или ином значении, придается новый для него, переносный, смысл. Слово «жерло» обычно употребляется в значении «отверстие» (кратера или огнестрельного оружия). В поэтическом контексте оно приобретает переносное значение забвения, растворения, исчезновения. 2. В результате обновления, оживления потускневших метафор языка. В строке «Змеи сердечной угрызенья» А.С. Пушкина понятие «угрызения» - общеязыковая метафора, которая сопоставлена в один ряд с метафорой «змея сердечная», переиначенная от представлений о «пригретой на сердце змее».

Игра переносного и прямого значений Заслон переносного значения прямым. В основе метафоры сравнение, аналогия без слов «как», «подобно», «словно».

Существование метафоры посредством угадывания совпадения между двумя разными вещами, более глубокого и решающего, нежели любое другое сходство. Малосущностное сходство предметов как ключевое в создании художественного образа. Четыре вида метафор: 1) одно конкретное явление заменяется другим (лес мачт, алмазы росы, говор волн, бронза мускулов), 2) одухотворение неодушевленных предметов (вьюга злится, вьюга плачет), 3) метафора облекает мысли, чувства, страсти в видимые формы (столпы государства, яд сомнения, огонь желания), 4) соединение одного отвлеченного понятия с другим (горечь разлуки).

Обитание слова в двух знаковых системах. Первичная знаковая система система национального языка; вторичная знаковая система - язык художественной литературы.



Лекция 2.

Общее понятие о «литературном» древе.

План лекции:



  1. Взаимоотношение прозы и поэзии.

  2. Три рода художественной литературы

  3. Литературные жанры и их историческое бытие.

  4. Жанрообразующее значение хронотопа (термин М. Бахтина).




  1. Взаимоотношение прозы и поэзии.

В языке художественной литературы два основных способа структурирования текста: поэтический и прозаический. Прозаическая организация литературного текста исторически позднее поэтической. Истоки художественной литературы в фольклорной поэзии. Начало формирования из разговорного языка поэзии как его полярной противоположности. Путем расподобления, принципиальной непохожести возникновение фольклорной песни, которая образована текстом и мотивом. Свободный стих (верлибр) и проза в XIX веке. Проза –эстетически более сложное явление, чем поэзия, стремление к красоте, в котором на первый план выходит отказ от некоторых слоев искусственности поэтического языка. Действие «минус-приема», при котором на прозе сказывается «присутствие отсутствия» стихотворного стихосложения.

  1. Три рода художественной литературы

Шаги в разработке понятия литературного рода в античности (Аристотель), научно обоснованная теория трех литературных родов В.Г. Белинского ("Разделение поэзии на роды и виды").

Три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лира - музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Первый подход: подробный рассказ о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.п.; при этом позиция автора в той или иной степени отстраненная, автор в роли своеобразного хрониста, рассказчика или передача роли рассказчика кому-нибудь из персонажей; рассказ - главный в таком произведении именно, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим.

Второй подход: поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений. Лирический род: именно переживание - главное событие лирики.

Третий подход: изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы драматический; в драме непосредственно голос автора реже всего звучащий - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Эпос (греч. - повествование) - рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Прямое высказывание в эпосе автором, выражение своего отношения к происходящему.

Лирика (от названия муз. инструмента) - переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство как событие.

Драма (греч. - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте в ремарках.



  1. Литературные жанры и их историческое бытие.

Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии. В литературоведении понятие литературного вида - более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман как вид художественной литературы, а жанр - различные разновидности романа, (приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия).

Жанры как категории исторические, появление, развитие и со временем "уход" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики без сонета; архаический жанр –ода, популярная в XVII-XVIII веках; романтизм XIX века и жизнь детективной литературы и т.д.

Четвертый, смежный род литературы в современном литературоведении, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. Поэма как эпос и поэма как лирика.

Повесть, согласно Белинскому, "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: отсутствие у писателя ввиду небольшого объема возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, емкость содержания малых жанров.

Жанр – категория, условное обозначение общих характеристик произведения.

Для ученого-литературоведа жанр ключевая категория. Для читателя интересен любой жанр, кроме скучного. Читатель и его рост в этом качестве. Перспективы понимания связи между содержанием и формой. Определение жанра как не просто наклеивание этикеток и превращение в творческую задачу первостепенной важности.

Безразмерность понятия «жанр». Обозначение им и рода литературы, и вида. Иногда – просто неповторимая индивидуальная форма изложения конкретного мастера. Определение жанра прочитанного – своего рода тест на глубину и полноту восприятия. Необходимость знания существования такого жанрового измерительного инструмента. Первые попытки классификации литературных жанров предприняты Аристотелем. Совершенствование с годами предложенной им системы. Незаконченность данного процесса.

Постоянное и настойчивое размывание родовых, видовых и особенно жанровых границ как бросающаяся в глаза особенность русской литературы двадцатого века. Свободная миграция литературных произведений из разряда в разряд, разрушение стандартных точных классификаций.

Существование жанра романа с античности (гипотезы происхождения). Видоизменение жанра при исправном служении литературе в разные эпохи. Похороны романа в двадцатом веке: О. Мандельштам в статье «Конец романа».



  1. Жанрообразующее значение хронотопа (термин М. Бахтина).

Большое жанрообразующее значение в теории романа хронотопа (время-пространство) по формулировке М. Бахтина.

Авантюрный роман испытания (авантюрное время - время бесконечных приключений. Большое значение имеют случайности. Греческие романы «Ксенофонт и Левкиппа», «Дафнис и Хлоя» как образцы данного типа.

Авантюрный бытовой роман (авантюрное время в сочетании с бытовым миром). В ходе своих приключений и наблюдений за бытом переживание героем исключительных внебытовых событий, определяемых рядом: вина — возмездие — искупление — блаженство.

Средневековый рыцарский роман (авантюрное время, чудесный мир) и особенный тип хронотопа, распространенный в западноевропейской литературе после 12 века. В центре системы героев - человек, ищущий испытания, для того чтобы пройти инициацию, стать благородным рыцарем. постоянно свершающиеся с ним чудеса и превращения.

Роман воспитания (биографический хронотоп), классический образец - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, жизнь персонажа от самого его рождения через этапы становления и взросления. Характер романа воспитания в произведениях Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», Лоуренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Человеческая личность в качестве безусловного центра мироздания и повествования.

Барочный роман-испытание (авантюрное, биографическое время) в XVII веке, «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Длина жизни героя романа как показатель авантюрного времени. Жизнь героя романа в два-три раза дольше, чем реальная жизнь человека. В романе испытания смесь чудесного, бытового и исторического миров. Ощущение человеком себя бессильным перед волей бога, но при этом ощутима просветительская апология человека.

Роман идиллии и соответствующий идилличный хронотоп: ценны слияние с природой, гармония человека и окружающей среды. Эстетика романа идиллии в акценте на картине прекрасного сосуществования человеческой души и пейзажа. Особенно плодотворна идиллия в художественном сентиментализме. Хронотоп как часть, включенная в состав романа другого художественного стиля.

Плутовской роман, использование хронотопической формулы «Большая дорога по родному миру». Образы плута, шута, дурака и создание ими вокруг себя отдельных мирков, особых хронотопов. Шут и дурак в качестве людей «не от мира сего», особая привилегия быть чужими в этом мире. Возможность видеть изнанку и ложь любого положения. Смех данных фиryр над всеми, всеобщий смех над ними самими.

Публичный народно-площадной характер смеха. Восстановление публичности человеческого образа: ведь все бытие этих фиryр сплошь публичное. Маски шута и дурака с невыдуманными народными корнями. Необходимость использовать существенную формально-жанровую маску, которая определила бы как позицию автора для видения жизни, так и позицию для опубликования этой жизни.



Раздел 2. История западноевропейской литературы –12 часов лекций и 254 часа самостоятельной работы.
Лекция 3.

Литература Древней Греции и Древнего Рима.
План лекции:

1. Периодизация древнегреческой литературы.

1. 1. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпическое осмысление священной истории.

1.2. Мифологическая картина мира в трудах Гесиода.

1.3. Сольная и хоровая мелика (от греч. «мелос» — песня).

2. Литература Древнего Рима

2.1. Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.)

2.2. Время правления Октавина Августа в истории римской литературы, «золотой век».

3. Происхождение драмы. Особенности античного греческого театра и специфика драматургических форм и средств.

3.1. Происхождение и развитие древней греческой комедии.

3.2. Особенности римской драмы и театра.
1. Периодизация древнегреческой литературы.

Архаический (1000- 500 гг до н.э.) период, классический период (7-4 вв до н.э.) и эллинистический период с 300-70 гг до н.э. (3-2 вв до н.э.) древнегреческой литературы



1. 1. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпическое осмысление священной истории.

Различение мастеров-аэдов (древние сказители, сочинявшие сказания-песни) и рапсодов (исполнители) в культуре Древней Греции

«Илиада» и «Одиссея» полулегендарного аэда Гомера - результат длительного развития бесписьменного эпи­ческого творчества, одна из раз­новидностей греческого фольклора. В них указания на существование в Древней Греции различных жанров устного творчества, известных также в фольклоре других народов.

Характерная особенность развитого героического эпоса — соотнесенность с каким-либо важным историческим событием далекого прошлого, с которым ассоциируются социальные отношения того времени, когда эпическая поэма оформляется как художественное целое. Для гомеровских поэм такая историческая основа - Троянская война.

Художественная специфика «Илиады» и «Одиссеи»: сочетание целого ряда приемов, типичных для устной героической поэзии и составляющих в своей совокупности своеобразный эпический стиль гомеровских поэм.

Характернейшая особенность эпического сказания — ретардация (отступление от центральной линии повествования для ее обстоятельного объяснения, подкрепления ее красочными сведениями) и рамочная композиция. Ретардирующая техника эпоса: многочисленные и подробные описания вооружения героев, приготовления пищи, снаряжения корабля и т. п.

Повторения в гомеровских произведениях, значения которых – напомнить слушателю о тех или иных событиях, о тех или иных словах. 9253 стиха всего в обеих поэмах - повторы, т. е. третья часть общего объема поэм.

Традиционный характер постоянных эпитетов, прилагаемых либо к целой группе людей, либо к определенным богам и героям: все вожди — «божественные», «вскормленные богами», ахейцы — «прекраснопоножные», троянские женщины — «волочащие одежды» и т.д. Тесная прикрепленность украшающих эпитетов к определяемому предмету и не зависимость от ситуации, в которой этот предмет появляется. Например, Эгисф, соблазнивший жену Агамемнона и убивший его самого при возвращении, назван «безупречным», ибо таков обычный эпитет «царей».

Сравнения - один из самых замечательных признаков гомеровского эпического стиля. Своим происхождением они обязаны исконно фольклорному параллелизму («... и упал он в снег, словно сосенка, словно сосенка во сыром бору»), но слоистость (сравнение на сравнении) имеет более самостоятельное значение, чем в фольклоре.

Наконец, неотъемлемый признак древнегреческого эпоса - традиционный размер стиха — гекзаметр, состоящий из шести дактилических стоп, причем во всех стопах, кроме пятой, дактиль (|--) свободно заменяется спондеем (--). Чередование дактилей и спондеев вместе с различными вариантами цезур - ритмическое многообразие и богатство интонаций, в то время как постоянные формулы, укладывающиеся в целую стихотворную строку или занимающие твердо зафиксированное место в ее начале или конце, гекзаметр как один из носителей эпической традиции.

При всем обилии приемов, характерных для традиционного эпического стиля, в «Илиаде» и «Одиссее» несомненно стремление к строгому композиционному единству и четко продуманной организации материала.

1.2. Мифологическая картина мира в трудах Гесиода.

Два самостоятельных произведения от греческой литературы архаического периода, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор — Гесиод (конец VIII — начало VII в. до н. э.). Первая поэма Гесиода - «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли. Поэма выдержанна целиком в эпическом стиле (гекзаметр и язык гомеровского эпоса почти до самого конца античности были обязательны для подобного произведения)

Вторая поэма Гесиода «Труды и дни» по содержанию делима на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями.

1.3. Сольная и хоровая мелика (от греч. «мелос» — песня).

Состав понятия греческой лирики: как стихотворения разных жанров, носившие музыкально-вокальный характер, так и произведения декламационного склада, исполнявшиеся в сопровождении флейты. Первая разновидность - сольная и хоровая мелика (от греч. «мелос» — песня), ко второй - элегия и ямбы.

Декламационная поэзия древних греков — элегия и ямб, активное отражение осознания человеком происходящих в мире перемен и поиски им своего места в новых исторических условиях: тяготение элегии к гражданскому пафосу общественных ценностей (элегии Тиртея и Каллимаха), стремление ямбов (ямбы Архилоха) раскритиковать общественную мораль и героическую доблесть. Демонстрация в поэзии Архилоха отсутствия прочных оснований в мире, при этом подобное сознание шаткости и бессмысленности бытия само по себе является основанием для стоицизма.

Видение Семонида с острова Аморгос в наслаждениях выход из безнадежности человеческого бытия. В традициях Архилоха выдержана ямбическая поэма Семонида о женских характерах, где объяснено поведение различных женщин происхождением от хитрой лисы, злобной собаки, непостоянного моря, лошади, обезьяны.

Классика сольной мелики - поэзия Алкея и Сапфо, поэтов с острова Лесбос первой пол. 6 века до н.э. Новость в их поэзии - словесное изображение противоречивых чувств. Умение обоих поэтов мастерски изобразить переживаемое не по внешним симптомам (как было в эпосе – рисунок внешнего поведения героя), а по внутреннему состоянию. Открытие в сольной мелике незаметных внешних симптомов любовного чувства, доступных только субъекту, но по существу физиологических («внезапная немота», «звон в ушах», «огонь под кожей»).

Песни Мимнерма из Колофона во славу любовного чувства как условия настоящей жизни. Еще один автор сольной мелики – Анакреонт, автор великолепных застольных песен, гражданской и любовной лирики. В стихах Анакреонта мир увиден в процессе вечной игры и в свете добродушной иронии. Восприятие жизни в целом и любви как легкой игры. Утверждение границ жизненного пространства человека.

Хоровая мелика – это торжественные обрядовые славления или гимны. Утрата музыкальной партии очень ощутима для этой лирики, первоначальный замысел хоровой мелики как вокально-музыкальное единство. Хоровая мелика: использование мифа в произведениях Алкмана, Стесихора, Симонида Кеосского. Пиндар - древнегреческий поэт-лирик, в числе творений которого торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, эпиникии.

2. Литература Древнего Рима как закономерный этап истории античной литературы. Влияние древнегреческой литературы в начальный период римского художественного творчества, в эпоху формирования античного полиса в Риме.

Литература Древнего Рима входит в историю античной литературы как ее закономерный этап. Особенно значительным было влияние древнегреческой литературы в начальный период римского художественного творчества, в эпоху формирования античного полиса в Риме.

Перевод первыми римскими писателями произведений древнегреческих писателей, приспособление их к запросам римского общества. Продолжение в последующие периоды стремления римских писателей к традициям различных литературных произведений и течения греческой мысли. Появление оригинальной литературы римлян на фундаменте, заложенном предшествовавшей ей греческой литературой. Новый художественный синтез римлян, в котором на новом этапе развития античного общества идеологические запросы и художественные вкусы получают свое, оригинальное воплощение.

Возникновение художественной литературы в Риме в середине III в. до н.э. Латинский язык первоначально как лишь один из многочисленных языков древней Италии. Латинский как официальный язык обширного государства. Подчининение себе самых отдаленных областей древнего мира.

Иерархия прозы и поэзии в Древнем Риме: поэзия как недостойное занятие свободного человека в противоположность прозе. Смена презрительного отношения к художественной литературе признанием ее политической важности.

2.1. Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.) - представитель лирической поэзии Древнего Рима. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения Нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Малые жанры как простор для изображения внутреннего мира человека и его интимной жизни.

Деятельность так называемых неотериков ("новых" или "новомодных" поэтов) в середине I в. до н.э. Принадлежность к числу неотериков Катулла. Дружба и общность литературных воззрений этих поэтов. Увлечение александрийской поэзией, происхождение многие из одной провинции - Галлии, частое посвящение друг другу своих произведений. Сохранность поэзии неотериков в цитатах римских грамматиков.

Стихотворения Катулла и многообразие тем творчества: обращения к друзьям, насмешливые стихотворения, любовная лирика. Адресаты произведений поэта и связь с конкретными событиями личной жизни поэта.

Обращение любовных стихотворений Катулла к женщине, которая носит псевдоним "Лесбия". Чередование признаний в любви у Катулла с проклятиями по адресу неверной возлюбленной, с мольбами к богам и жалобами на горечь чувства, напоминающего болезнь. Использование в любовных стихотворениях Катуллом привычных мотивов древнегреческой любовной лирики, представленной поэзией Сапфо и Мимнерма и эллинистической эпиграммой.



2.2. Время правления Октавина Августа в истории римской литературы, «золотой век».

Время правления Октавина Августа в истории римской литературы как «золотой век». Предшествующий веку принципата Августа период гражданских войн. Конец бурного периода в Риме с переходом к военной диктатуре, которая должна была временно стабилизировать общество. Культура эпохи: расцвет античного классицизма, а также особым образом построенные отношения искусства и общественности.

Создание Октавианом Августом и его ближайшими сторонниками некой официальной идеологии - системы взглядов на государство и его задачи, на роль правителя и функции литературы и искусства. Ближайшие сторонники Августа пытались сгруппировать вокруг себя крупнейших поэтов и обратить их внимание на положительные стороны нового режима. Большую активность в этом отношении проявил приближенный Октавиана, образованный и богатый Гай Цильний Меценат (70 г. до н.э.-8 г. н.э.). Литературный кружок Мецената, в который входят крупнейшие поэты этого времени - Вергилий, Гораций, Проперций, Тукка, Варий и др. Меценат как поклонник ученой и изящной поэзии неотериков, стремление возродить в литературе крупные жанры периода республики, трагедию и эпос.

Два первых крупных произведения Вергилия Марона Публия (70-19 до н. э.) - «Буколики» (42-39 до н. э.) — «Пастушеские стихотворения» и «Георгики» (38-30 до н. э.) — «Земледельческие стихи», воспевание мирной жизни на лоне природы.

Поэма «Энеида» Вергилия (окончена в 19 г. до н.э.), как литературный эпос, прославляющий судьбу и высокую миссию римского народа.

Квинт Гораций Флакк (65 - 8 гг. до н.э.) - другой крупнейший поэт периода принципата. Следование Горация за древнегреческими поэтами - Алкеем, Сапфо, Анакреонтом. Создание им своеобразной лирической поэзии, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые перевел "эолийскую песню" на "италийские лады", то есть передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами.

Однако основным жанром творчества Горация последних лет являются послания - письма в стихотворной форме. Первый сборник "Посланий" был издан в 20 г.

Гораций как теоретик римского классицизма в "Науке о поэзии". Изложение своих взглядов в форме непринужденной беседы, легкий переход от одного вопроса к другому, обращение с практическими советами к своим читателям, приведение примеров, пересыпание своей речи шутками и остротами. Требование Горация от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призыв выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.


3. Происхождение драмы. Особенности античного греческого театра и специфика драматургических форм и средств.

Происхождение античной драмы из дифирамбов (хоровых песен, составлявших неотъемлемую часть культа бога Диониса).

Выступление каждый год, начиная с 534 г. до н. э., на общегреческом торжестве Великих Дионисиях трех драматургов в порядке художественного состязания, которое завершалось присуждением победителям почетных наград.

Связь хора и основных особенностей в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый па́род) на сценическую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила как начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида предшествование пароду вступительного монолога или целой сцены, содержащей изложение исходной ситуации сюжета или дающей его завязку. Пролог - часть трагедии в соответствии со своим назначением. Все дальнейшее течение трагедии в чередовании хоровых и диалогических сцен (эписодиев). По окончании речевой партии покидание актерами орхестры, и исполнение стасима хором, оставшимся на сцене. Завершение стасимов эподом, песенным заключением; возможное краткое вступление корифея (руководителя хора). Кроме чисто речевых или хоровых сцен, наличие в трагедии и коммо́са — совместной вокальной партии солиста и хора, в которой жалобным стенаниям актера отвечают рефрены хора. Если объем и значение хоровых стасимов у разных поэтов неодинаковы, то число их строго регламентировано: после третьего, последнего стасима действие трагедии движение к развязке.

Демонстрация каждым из трех соревнующихся драматургов на Великих Дионисиях не одной пьесы, а группы произведений, состоявшей из трех трагедий и одной драмы сатиров (тетралогия), и если входившие в него трагедии были связаны единством сюжета, составляя связную трилогию (так обычно у Эсхила), то и сатировская драма примыкала к ним по содержанию, изображая эпизод того же цикла мифов в забавном освещении.

Эсхил (525 г. до н. э. - 456 г. до н. э.): 13 раз первое место в состязаниях драматических поэтов. Не менее 80 драматических произведений; чаще всего в связных тетралогиях. Сохранившиеся семь трагедий примерно двух последних десятилетий творческого пути Эсхила. Ряд чрезвычайно важных преобразований в структуре драмы. Введение второго актера и увеличение речевых сцен за счет хоровых партий. Принципиальное значение для дальнейшего развития аттической драмы.

Софокл (496 г. до н. э. – 206 г. до н.э.): выступление перед афинскими зрителями свыше тридцати раз, при этом двадцать четыре победы, ни разу не оказавшись на третьем (т. е. последнем) месте. Введение третьего актера. Усиление драматического напряжения в развитии действия, обогащение изображения внутреннего мира вовлеченных в него персонажей.

Еврипид (484 г. до н.э. - 406 г. до н.э.) – «отец» европейской драмы. Изображение страдающего человека -наиболее характерная черта творчества поэта, причем в отличие от Эсхила причины для страдания отдельной личности не в правящей миром разумной божественной воле. В самом человеке заложены силы, способные ввергнуть его в пучину страданий. Еврипид — большой мастер диалога; традиционная стихомифия (диалог, где каждая реплика равна одному стиху) - обмен живыми, краткими, близкими к разговорной речи фразами, позволяющими показать разнообразные оттенки и повороты мысли говорящего, его сомнения и колебания, процесс созревания в нем определенного решения. Один из излюбленных приемов Еврипида в организации речевых сцен - агон — состязание в речах, часто приобретающее в пределах пьесы вполне самостоятельное значение. Столкновение двух противников, отстаивающих противоположные взгляды по различным общественным или нравственным вопросам по всем правилам красноречия, отражая сильное влияние современной Еврипиду ораторской практики. В трагедиях, относящихся к последним годам творчества Еврипида, неизменно (за исключением «Финикиянок») использован прием deus ex machina. Бог, выступающий уже после развязки, связывание закончившейся драмы с традиционным вариантом мифа, установление какого-либо обычая или религиозного культа.

3.1. Происхождение и развитие древней греческой комедии.

Происхождение древнегреческой комедии связано с «фаллическими песнями» - песнями участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы и связанного обычно с наступлением зимнего солнцеворота или весеннего равноденствия. «Песня комоса» - это песнь людей, славящих бога в шутливой форме, подчас – вольной, острой, язвительной.

В Аттике учреждены состязания комических актеров, комедия на официальных праздниках – сельских и городских Дионисиях. Древняя аттическая комедия в Аттике в раннем периоде (5 век до н.э.). В отличие от средней комедии (4 век до н.э.) и новой аттической комедии (4-3 вв до н.э.).

Комедиограф Аристофан (ок. 450-384) в период кризиса афинской демократии - единственный и самый знаменитый представитель течения древней аттической комедии. Произведения Аристофана отличались исключительной политической активностью, вмешиваясь буквально во все области общественной жизни афинян: в вопросы войны и мира, воспитания и обучения юношества, философии и эстетики. В комедиях Аристофана — отклики на актуальные события, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»).

В 405 на Ленеях поставлена комедия «Лягушки», которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, — судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду и состязания усилен еще и тем, что хор в комедии представлены в виде лягушек.

Приход в IV в. до н.э. на смену древней хороводной комедии "средней" аттической комедии, не сохранившейся до сегодняшнего дня и известная только по незначительным фрагментам. В "средней" комедии либо пародии мифов, либо перенос их сюжетов в бытовую обстановку и трактовка в сниженном, комедийном плане. Интерес к бытовой тематике является следствием ослабления интереса к социальным темам. В "средней" комедии появление постоянных комедийных масок, которые встречаются впервые в поздних комедиях Аристофана. Создание характеров таких постоянных персонажей комедии на основе подбора ряда внешних признаков, проявляющихся в поведении людей.

Древняя аттическая комедия с ее четкой политической направленностью, злободневностью, ярким сатирическим обличением в форме личных нападок, веселая хороводная комедия, сохранившая характер карнавальной игры.

Новоаттическая комедия периода эллинизма. Претерпевание прежними литературными жанрами значительных изменений в эпоху эллинизма. Театр по-прежнему любимый вид зрелищ. Увеличение числа праздников. Всем видам драматических представлений предпочтение эллинистическим обществом комедии, процветавшей в Афинах в III в. до н.э. Эллинистическая аттическая комедия как "новая" комедия. Продолжение традиции "древней" и "средней" комедии, но доминанта бытовой комедией нравов. Ее основные темы - семейная жизнь и любовь. Персонажи унаследованы ею от "средней" комедии - влюбленные юноши, старики, гетеры, рабы и рабыни, богатые жены, сводники, повара, прихлебатели (параситы). Сюжеты, как правило, однообразны и почерпнуты из мифов или сказок, но перенесены в бытовую обстановку афинской действительности. Освобождение девушки, попавшей к своднику, "узнание" некогда подкинутого ребенка родителями - таковы наиболее частые сюжеты новой комедии. Искусство комедиографа проявлено в разработке интриги, в структуре действия, в создании характеров действующих лиц.

Драматург из Афин Менандр (342-292 гг до н.э.): в афинском театре более 100 пьес, но лишь 8 раз удостоился первой награды. Менандр - драматург-философ. Стремление к мирному урегулированию социальных противоречий своего времени, идеализвция быта и нравов зажиточных афинян.

Комедия «Человеконенавистник» Менандра была поставлена в 316 г., первая премия. Главный ее герой - угрюмый и упрямый мизантроп Кнемон, который перессорился со всеми окружающими его людьми. Жена не вынесла тяжелого характера мужа и перешла жить к сыну от первого брака, бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался жить с дочерью и старой рабыней, "ненавидя все подряд". В прологе комедии выступает сельский бог Пан, возле святилища которого разыгрывается действие. Пан перечисляет и характеризует живущих поблизости от него людей. Особой благосклонностью бога пользуется благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет наградить девушку. В нее влюблен достойный юноша, но сумасбродный отец девушки препятствует их встречам. Все действие комедии направлено на преодоление препятствий, стоящих на пути влюбленного Сострата. Кнемон упорно отвергает всякую попытку сближения. Горгий советует юноше выдать себя за бедного земледельца и с мотыгой в руках пойти поработать на участок возле дома старика, чтобы завоевать его расположение. Неизвестно, чем бы закончилось для Сострата это тяжелое испытание, но с Кнемоном неожиданно случается беда. Он падает в колодец, пытаясь извлечь оттуда затонувшее ведро. Горгий с Состратом приходят ему на помощь и вытаскивают его из колодца. В благодарность за спасение Кнемон соглашается выдать дочь замуж за Сострата, а Горгия признает своим наследником. Обрадованный Сострат предлагает Горгию жениться на его, Сострата, сестре и породниться с ним. Хотя Сострат и его сестра - дети богача, а достаток Горгия более чей скромен, это не смущает Сострата: "Гораздо лучше иметь явного друга, чем закопанное скрытое богатство". Кнемон сознается в том, что он был неправ, отвергая взаимную помощь, но не желает изменить привычный образ жизни. Начинаются приготовления к свадьбе, и все уходят пировать в святилище Пана. Один Кнемон отказывается принять участие в общем веселье. Однако его насильно уносят в святилище в сопровождении пляшущего и поющего хора. Хор не принимает никакого участия в действии; в новой комедии он обычно выступает в перерывах между актами, и заботы о его репертуаре едва ли входили в обязанности драматурга. Но в заключительной сцене воскресает традиционное шествие комоса с венками и факелами. Покидая орхестру, один из актеров обращается к публике: "А вы, которые сочувствовали и радовались нашей победе над тяжелым стариком, юноши, мальчики, мужи, хлопайте нам с приветом, а дочь Зевса, дева Победа, любительница смеха, пусть будет к нам благосклонна".



"Третейский суд" - классическая комедия новоаттической драмы Менандра. Так же, как и в «Человеконенавистнике», Менандром подчеркнуто, что счастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайности, всегда обусловлена его характером.

По традиции комедии сочинены в стихах, но условность размера не препятствие естественности и свободе разговорной речи. Драматургией Менандра через посредство римских подражателей оказано сильнейшее влияние на всю европейскую литературу.



3.2. Особенности римской драмы и театра.

Особенности римского театра, отличающие его от древнегреческого. В италийских театрах актеры на сценической площадке, напоминающей сцену современного театра, хотя она и не столь высока, как сцена эллинистического театра.

Первоначальные актеры без масок в римском театре. Мимика актера была видна зрителям, возможность зрителя внимательно следить за ней.

Выдающийся драматург древнего Рима Тит Макций Плавт (250-184 гг. до н.э.). Героям Плавта даны говорящие имена. Ростовщик Мисаргирид ("Ненавистник денег"), хвастливый воин - Пиргополиник ("Башне-градопобедитель"). Пьесы написаны яркими, подчас грубыми мазками, игра словесной буффонадой, наполненность веселием и остроумием. Некоторые комедии - ряд сценок, не имеющих стройной и связной композиции. Прием контаминации Плавта, то есть соединение вместе отдельных сценок, взятых из разных комедий.

Во многих комедиях Плавта герой - изворотливый раб. Развязность поведения и фамильярное отношение к молодому хозяину, которое свойственно рабам комедий Плавта. Противоречие реальной римской действительности, тяжелое положение рабов в Риме. Сохранение Плавтом в своих пьесах элементы карнавальной вольности, характерной для празднеств римских Сатурналий, во время которых рабы и хозяева менялись местами и хозяин подчинялся приказам раба.

Римский комедиограф Публий Теренций Афр (около 190-159 гг. до н.э.): заимствование образцов для своей паллиаты главным образом у Менандра. Пьесы Теренция во многом отличны от веселой буффонной комедии Плавта. Развитие Теренцием жанра "слезной комедии». Зритель в античном театре, в отличие от современного зрителя, осведомлен о том, каково будет содержание театрального зрелища, на котором он присутствует: мифологические сюжеты в период расцвета греческого классического театра хорошо знакомы любому греку. В отличие от предшествующей театральной традиции, комедии Теренция не предварены рассказом содержания. В этом отношении подобны драме Нового времени.

На рубеже II и I вв до н.э. смена Паллиаты, т. е комедии плаща, тогатой - комедией тоги. Тогата посвящена местным италийским сюжетам, хотя в известной степени – использование традиций бытовой драмы Теренция. Интерес авторов тогаты к бытовым сюжетам и провинциальным нравам. Фрагменты тогаты, по которым трудно составить отчетливое представление о характере этой комедии. Римский писатель Сенека: "Тогата отличается серьезностью и занимает промежуточное место между трагедиями и комедиями".

В этот период литературное оформление жанра издавна существовавшей в Италии фольклорной ателланы. Ателлана - один из популярнейших жанров народного италийского театра. В течение веков на шумных городских площадях Италии постановки комических сценок с постоянными масками. Происхождение названия комедии от города Ателлы. Небольшая одноактная пьеска, не имевшая первоначально закрепленного текста и импровизировавшаяся актерами по сюжетной канве, как это свойственно фольклорному театру.



Лекция 4.

Литература западноевропейского средневековья

План лекции:



  1. Раннее Средневековье (с 3-4 вв до 7-8 вв)

  2. Литературный подъем в 8-14 века.

  3. Рыцарский роман (12-14 вв.).

  4. Драматургия Средних веков.


1. Раннее Средневековье (с 3-4 вв до 7-8 вв)

Идеалы официальной клерикальной литературы, идеалы рыцарства и складывающиеся национальные эпические идеалы.

Раннее Средневековье (с 3-4 вв до 7-8 вв) как стадия перехода от античных к христианским идеалам. В ней еще сильна доминанта «старых литератур» (греческой, латинской), но здесь же зарождение литературного искусства у «молодых» народов (варваров, впоследствии принявших христианство).

3-4 вв н.э. – «революция умов», приход новой религии. В 4 веке канонизированный Новый завет. Образование двух культурных зон Европы: 1) Византийская (Балканский полуостров). 2) Западноевропейская (Италия).

Эпоха Константина I Великого, римского императора (4 в.). Последовательное проведение централизации государственного аппарата, поддерживание христианской церкви, сохранение также языческих культов.

Творчество христианского теолога и писателя Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (ок. 160 — после 200): подчеркивание пропасти между библейским откровением и греческой философией, утверждение веры именно в силу ее несоизмеримости с разумом. Труды Лактанция Люция Целия Фирмиана (ок. 240 — ок. 320), Амвросия Медиоланского (334/340-397), Софрония Евсея Иеронима (ок. 347-420). Освященные христианским мировоззрением произведения, поиск его гармоничного синтеза с античной философией и поэтикой. Концепция символизма в клерикальной литературе, среди которой – «Исповедь» и «Град небесный» епископа Аврелия Августина (354-430). Августин под влиянием Цицерона. Переход от неоплатонизма (одно из самых близких христианству античных учений) к ортодоксальному христианству. «Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов.

Клерикальное (церковное) начало – главная ветвь средневековой литературы. Рождение литературы в монашеской келье, монастырском скриптории (мастерской, где переписывались монастырские рукописи) епископальной школе. Это были не просто богословские, но ученые сочинения в самом широком значении слова, создававшиеся первоначально на латыни, а затем и на национальных языках.

6-8 века – «Темные века»: латынь тяжела, вульгарна. Приостановленное развитие. Формирование новых народностей. Романское и германское население в каждом из государств во второй половине 6 века, отсутствие смешения друг с другом, в конце 8 века – в каждом государстве составление микросистемы культуры. Причины - королевская знать и церковь каждого из государств.

Исчезновение светских школ, замена их монастырями. Запрет на изучение в монастырях античной культуры. Чтение исключительно Библии и отцов церкви. Исключение - в самых высоких церковных кругах попытка отделить деловую, фактическую сторону античной литературы от ее языческого осмысления.

В темные века потеря латынью статуса разговорного языка. Латынь как язык церковного клира, администрации и суда. Своеобразие судьбы латинской культуры в Ирландии и Британии. Отсутствие власти римской империи в Ирландии, недолгое и неглубокое влияние римлян на Британию. Поздний приход христианства в данные страны - в 4-5 веках, вместе с волной беглецов из Галлии. Успех христианства в Ирландии благодаря вождям племенной знати, охотно принимавших новую веру, основание монастырей, родственные связи аббатов и вождей.

Захват в 5 веке Британии германцами (англами и саксами) - на полтора столетия приобретение языческого статуса. Отрезанность Ирландии от христианской Европы. Новая христианизация Ирландии в конце 6 – начале 7 века (в результате деятельности ирландских миссионеров). Латынь Библии как чуждый язык и для Ирландии, и для Британии. Осваиваемость латыни только по книгам. Понимание зависимости от знания латыни христианского образования, организация скрипториев.

2. Литературный подъем в 8-14 века.

В 8-14 века в европейской литературе литературный подъем при разных темпах развития для разных стран. Выход на арену литературы «варварских эпосов», или эпосов молодых народов: скандинавов («Старшая Эдда»), германцев («Песнь о Нибелунгах»), англосаксов («Беовульф»), староиспанских племен.

В 787 году был издание указа Карла Великого о создании школ при монастырях. Ученый кружок во главе с Карлом при дворе, названный Академией. Культивирование латинской словесности, повод историкам назвать эпоху правления Карла и его ближайших преемников Каролингским Возрождением. Интерес Карла к германским древностям, повеление записывать песни и сказания на народных языках, составить германскую грамматику.

Виды эпоса в истории западноевропейского средневекового эпоса:



  1. эпос 6-8 вв. - 10 в. - эпохи разложения родового строя (ирландский (Сага о Кухулине), скандинавский («Старшая Эдда»), англосаксонский (о воине Беовульфе), древненемецкий (нифлунговский цикл)),

  2. эпос феодальной эпохи 10-13 вв (средне-, верхненемецкий (о Нибелунгах), французский (о Роланде), испанский (О Сиде)).

«Песнь о Роланде»это труд многих поколений, наиболее ранняя средневековая французская эпическая поэма. Историческая основа - легенды о походах Карла Великого. Главная цель походов – сопротивление арабскому наступлению (описание крестовых походов, столкновения христианского и мусульманского мира).

Герой поэмы — воплощение рыцарственности и патриотизма. Карл – идеальный правитель-христианин. «Седоволос, седобород, прекрасен станом, величав лицом».

Роланд - франкский маркграф. Участник похода Карла Великого в Испанию в 778; погиб в битве с басками в ущелье Ронсеваль. Однако на первом плане у рыцарей (у Карла, у Роланда) – именно рыцарский кодекс чести, а христианские моральные принципы – после него. Прежде всего – сословная мораль. Присущая рыцарям гордость, безрассудство, вспыльчивость, месть. Не христианские идеалы.

Христианское начало в контексте источника чудесного. Чудесный мир в том, что Роланд умирает, к умирающему спускается архангел Гавриил, которому Роланд отдает свою перчатку в знак вассальной преданности Богу (ведь смерть освобождает его от служения Карлу). В другом месте песни по просьбе-молитве Карла, останавливающий солнце Бог, чтобы французы могли до наступления темноты настигнуть арабов.

Отсутствие места любовным переживаниям героев в настоящем воинском эпосе. Более поздняя вставка эпизодов, связанные с невестой Роланда (Альбой). Многовариантность Песни о Роланде. Запись Песни в разное время. Разница по объему вариантов.

Проявление идеалов эпоса в описаниях героев на поле сражений. Разная материальная плотность тел воинов в зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности героя. Мавр, араб, как пустой изнутри, легкое прохождение копья через его плоть, вышибание спинного хребта, легкое разрубание мечом его пополам. Тела французов напротив, практически непроницаемы, неуязвимы. Черты эпического мира. Неуязвимость героя и рассыпание тела врага. Заколдованность Роланда для врагов. Описание благородных ударов врага сверху и спереди, «неблагородность» поведения мавров. Гибель французского воина не связана с повержением христианских истин, трактовка гибели араба как свержение мусульманского бога.

3) Рыцарский роман - эпический жанр средневековой куртуазной литературы, сменивший героический эпос (12-14 вв.). В центре индивидуализированный образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства.

3. Рыцарский роман (12-14 вв.).

Куртуазность (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином; оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.

Наглядное отражение поисков нравственного совершенства в рыцарском романе немецкого миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль». Благодаря трактовке сюжета о Святом Граале, создание Эшенбахом «песни песней рыцарства».


следующая страница >>